компетентносп майбутшх економюпв засобами мережевих технологш: дис. кандидата пед. наук: 13.00.04. «Теорiя i методика професшно! освети» / Надiя Микола!вна Болюбаш. - Ялта, 2011. - 290 с.
18. Професшна освета: словник: навч. пос. / [уклад. С. У. Гончаренко та ш.; ред. Н. Г. Ничкало]. - К.: Вища шк., 2000. - 149 с.
19. Гирка И. В. Формирование информатической компетентности будущих учителей информатики / И. В. Гирка / Современный научный вестник Сер.: Педагогические науки. Физическая культура и спорт: науч.-теорет. и практ. журн. - 2014. -№ 28 (224). - С. 12-16.
20. Гирка I. В. Професшна компетентшсть майбутньо-го вчителя шформатики / I. В. Гирка /Актуальш проблеми наукового й осветнього простору в умо-вах поглиблення евроштеграцшних процеав: збiр-ник тез доповщей Мiжнародноl науково-практично! конференций 14-15 травня 2015 р., Мукачево. Том 1 / Ред.кол.: Щербан Т. Д. (гол.ред.) та ш. - Мукачево: Вид-во «Карпатська вежа», 2015. - 390 с.
21. Овчаров С.М. Педагогическая технология развития креативности будущих учителей информа-
тики в условиях университетского образования // Карельский научный журнал. 2013. № 1. С. 43-46.
22. Мухидинов М.Г. Развитие технологического и психолого-педагогического компонентов профессиональной деятельности будущего учителя информатики // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 87-89.
23. Дзамыхов А.Х. Структура и содержание методической системы совместного изучения информатики и математики в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 49-53.
24. Абдуразаков М.М., Магомедова А.А. О некоторых аспектах формирования профессионализма у современного педагога в условиях информатизации образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 2. С. 132-134.
25. Богданова А.В., Глазова В.Ф. Методическая система профессионально-ориентированного обучения дисциплине «Современные информационные технологии» // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 42-45.
FORMATION PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS INFORMATICS PROFESSIONAL PREPARATION IN THE PROCESS
© 2015
I. V. Gyrka, laboratory
Kharkiv Humanitarian Pedagogical Academy Kharkiv Regional Council, Kharkiv (Ukraine)
Abstract. This article discusses the essence of the professional competence of the future teacher, analyzed the concept of «professional competence», «professional competence of future teachers of computer science». Analyzes the definition of domestic and European explorers regarding the professional competence of future teachers; disclosed the contents of the professional competencies of teacher. The review and analysis of research suggests that, despite the presence of a significant amount of development in this area, the problem of formation of professional competence of future teachers of computer science in the process of training remains under-investigated. The main requirement for the formation is the formation of a competent person, able to adapt to the socio-economic changes in the information society. This increased demand and to the professional competence of future teachers in general and science teachers in particular. A competent teacher is able to apply knowledge and skills to effectively and creatively in interpersonal relationships - situations that involve interaction with other people in social and professional environments. The level of professional competence of the teacher is also characterized by adaptation abilities and level of development of self-teacher, intellectual preparedness and ability to establish emotional sensitivity and activity in situations of interpersonal interaction.
Keywords: management, competence, professional competence, the future teacher of computer science, self-improvement, mobility, the level of professional competence, specialist education.
УДК 316.752:316.4.051.62
ВЗГЛЯД МОЛОДЕЖИ НА КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННОГО
ЧЕЛОВЕКА
© 2015
Н.Б. Горбачева, специалист по методической работе кафедры «Социология»
Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация: Познавая мир и развиваясь, каждый человек понимает и оценивает его. На что направить свои усилия, что является главным в жизни, каким путем пойти, чтобы не ошибиться - решению этих вопросов способствует именно система ценностей, которая является одной из основополагающих составляющих культуры человека. Осознание человеком значимости вещей определяет его личностные качества. Для одних важны материальные вещи, для других - духовные ценности. Благодаря ценностям человек планирует жизнь, регулирует ее процессы, что свидетельствует об упорядоченности социального мира. Молодежь в условиях инноваций и технологий быстрее адаптируется, чем взрослое население. В исследовании была поставлена задача, выяснить мнение молодого поколения о качественных характеристиках современного человека. Данные показали, что в пятерку значимых качеств современного человека тольяттинская молодежь включает: физическую форму и здоровье, чувство юмора и общительность, энергичность и предприимчивость, эрудицию и начитанность, умение пользоваться компьютером. Примерно половина юношей и девушек выражает уверенность в том, что они соответствуют требованиям современности. Почти половина респондентов выражают меньшую степень уверенности в этом.
Представления о самооценке личностных качеств с позиций современности зависит, с одной стороны, от проявлений самостоятельности, с другой, от взаимоотношений с родителями и субъективной оценки материального положения семьи. Представления о современности родителей характеризуют субъективную дистанцию, которая отделяет молодое поколение от взрослых. Результаты исследования показали: менее половины всех опрошенных указало на современность обоих родителей. Респонденты указывают, хорошие отношения между всеми членами семьи там, где обоих родителей называют современными. Представления подростков о современности родителей связаны с самооценкой современности личностных качеств. Оценка респондентами своего отношения к современности зависит от таких факторов как заинтересованность в политических новостях, в техническом прогрессе, стремление следовать моде, притязания, межличностные взаимоотношения в семье, материальное положение семьи, статус и
образованность родителей._
Ключевые слова: молодежь, современность, родители, личностные качества, самооценка, взаимоотношения, общение, образование, статус, материальное положение, качественные характеристики.
Познавая мир и развиваясь, каждый человек понимает и оценивает его. На что направить свои усилия, что является главным в жизни, каким путем пойти, чтобы не ошибиться - решению этих вопросов способствует именно система ценностей, которая является одной из основополагающих составляющих культуры человека. Осознание человеком значимости вещей определяет его личностные качества. Для одних важны материальные вещи, для других - духовные ценности. Благодаря ценностям человек планирует жизнь, регулирует ее процессы, что свидетельствует об упорядоченности социального мира.
«О проблемах, облике и перспективах современной российской молодежи говорят и пишут многое. Кому-
Анализ данных показал, что в пятерку значимых качеств современного человека тольяттинская молодежь включает: физическую форму и здоровье, чувство юмора и общительность, энергичность и предприимчивость, эрудицию и начитанность, умение пользоваться компьютером.
Почти 40% респондентов отмечают важность качеств, связанных с умением ориентироваться в информации: кроме начитанности и эрудированности, компьютерной грамотности, по мнению респондентов, современный человек должен интересоваться событиями в стране, в мире. Данные позиции занимают с четвертое по шестое места.
Признаком современного человека является модная одежда, так считают 34,6% опрошенных. Это качество стоит на седьмом месте.
Треть респондентов утверждают, что современный человек должен знать иностранные языки, так необходимые в профессиональной деятельности.
Около 25% юношей и девушек считают качеством современного человека - интерес к техническим новинками. Данные характеристики в рейтинге респондентов занимают восьмое и девятое места.
Четвертая часть опрошенных указывают на обладание высоким профессионализмом (десятое место) и вождение автомобилем (одиннадцатое место).
Работа по престижной профессии отмечена 14,7% опрошенных, а посещение модных и развлекательных мест - 13,8% респондентов. Эти варианты ответов занимают двенадцатое-тринадцатое места.
Менее 10% участников опроса среди качеств современного человека указали на раскованность и обеспеченность, на свободную сексуальную жизнь, на увлече-
то нравится ее раскрепощенность, индивидуальная инициативность, свободомыслие, стремление к качественному образованию и профессиональному карьерному росту, желание самим решать свою судьбу. А кто-то не доволен излишней независимостью современных российских юношей и девушек, «эластичностью» их нравственного сознания и поведения, правовым нигилизмом, ранним жизненным прагматизмом и эгоизмом. Словом, представления о нынешней доморощенной молодежи, причем, как экспертного, так и массового характера, самые различные и самые противоречивые» [1].
В связи с этим мы задаемся вопросом, а как сама молодежь оценивает современность, какие качества ей присущи и что для нее ценно.
ние «продвинутой» музыкой, на разговор на молодежном жаргоне. Они находятся на тринадцатом - семнадцатом местах рейтинга.
Для девушек и юношей современный человек выглядит следующим образом: здоровый, физически привлекательный, общительный, веселый, энергичный и предприимчивый. В портрет современного человека юношей входит пять первых качеств, а также навыки пользования современной техникой. Девушки чаще, чем юноши, отдают предпочтение физической форме и здоровью, чувству юмора и общительности, энергичности и предприимчивости (которое у юношей стоит на четвертом месте), что определило первые три места.
Примерно половина юношей и девушек (46%) выражает уверенность в том, что они соответствуют требованиям современности. 48% респондентов выражают меньшую степень уверенности в этом, выбирая вариант ответа «скорее, да». Отрицательный ответ на данный вопрос дает 5,7% опрошенных.
Мнение респондентов о своей современности находит выражение в показателях коэффициента корреляции Пирсона. Представления о современности находятся в прямой зависимости от критериев самостоятельности. Подростки, которые считают себя самостоятельными (0,276), чувствуют поддержку в проявлениях своей самостоятельности со стороны родных (0,159) и хотят жить отдельно от родителей (0,130), чаще считают себя современными.
Самооценка личностных качеств с позиции современности испытывает влияние факторов, зависящих от оценки общения с родителями (0,155), взаимоотношений в семье (0,156). Их чаще отмечают подростки, которые считают себя современными.
Таблица 1 - Мнение юношей и девушек о качествах современного человека (в скобках указан рейтинг)
Качества современного человека По массиву Юноши Девушки
следить за своей физической формой, здоровьем 53,3 % (1) 50,7 % (1) 55,3 % (1-2)
обладать чувством юмора, быть общительным 49,5 % (2) 46,2 % (2) 52,0 % (3)
быть энеричным, предприимчивым 48,7 % (3) 40,0 % (4) 55,0 % (1-2)
быть эрудированным, начитанным 41, 1 % (4) 32, 6 % (7) 47,4 % (4)
пользоваться компьютером 39, 5 % (5) 43,4 % (3) 36,5 % (6)
интересоваться событиями в стране, в мире 38,0 % (6) 31,7 % (8) 42,7 % (5)
одеваться по моде 34,6 % (7) 36,7 % (5) 33,1 % (7-8)
знать иностранные языки 29,1 % (8) 23,5 % (9) 33,1 % (7-8)
интересоваться техническими новинками, обновлять технику 24,3 % (9) 34,1 % (6) 17,2 % (11)
обладать высоким профессионализмом 21,6 % (10) 19,0 % (11) 23,5 % (10)
водить автомобиль 20,9 % (11) 21,3 % (10) 20,6 % (9)
работать по престижной профессии 14,7 % (12) 12,7 % (12) 16,2 % (12)
посещать модные развлекательные места 13,8 % (13) 11,3 % (13-14) 15,6 % (13)
вести себя раскованно, быть беспечным 7,3 % (14) 6,3 % (16) 7,9 % (14)
вести свободную сексуальную жизнь 6,9 % (15) 11,8 % (13-14) 3,3 % (15-16)
слушать «продвинутую» музыку 5,5 % (16) 8,6 % (15) 3,3 % (15-16)
говорить на молодежном жаргоне, сленге 4,2 % (17) 5,9 % (17) 3,0 % (17)
Самооценка признаков современности находит выражение в субъективных представлениях о материальной обеспеченности семьи. Подростки из семей с высоким уровнем благосостояния чаще считают себя современными, чем юноши и девушки из необеспеченных семей (0,200).
Как ни парадоксально, но самооценка современности связана с приверженностью убеждению о том, что родители должны помогать детям в течение всей жизни (0,195).
Таким образом, представления о самооценке личностных качеств с позиций современности зависит, с одной стороны, от проявлений самостоятельности, с другой, от взаимоотношений с родителями и субъективной оценки материального положения семьи. По-видимому, это характеризует представления о современности молодежи во взаимосвязи с уровнем и качеством потребления, которое во многом обеспечивается за счет материального благосостояния семьи.
Представления о современности родителей, по нашему мнению, характеризуют субъективную дистанцию, которая отделяет молодое поколение от взрослых. Результаты исследования показали: менее половины всех опрошенных указало на современность обоих родителей. Это подчеркивает общность взглядов подростков и родителей, существование минимальной субъективной дистанции между ними. Примерно треть респондентов считает, что один из родителей более современен, чем другой. 15,9% участников опроса не могут назвать своих родителей современными. Ответы третьей категории респондентов указывают на существенные различия в ценностях между родителями и подростками.
Таблица 2 - Мнение молодежи о современности родителей
Как Вы считаете, ваши родители современны? В %
1. оба родителя современны 46,0
2. один из родителей более современен 38,1
3. моих родителей современными не назовешь 15,9
(60%), в настоящий момент не работает (50%) или мать - специалист высокой квалификации (39,9%), имеет собственный бизнес (45%). По-видимому, более современным считают родителя, который обладает более высоким образовательным или должностным статусом.
Соответственно, в семьях, в которых мать (41,7%) и отец (30%) имеют статус рабочего, представители молодого поколения не могут назвать современными своих родителей.
Таблица 3 - Зависимость между оценкой респондентов современности своих родителей и материальным
положением семьи
Как Вы считаете, ваши родители современны? хорошо обеспечена средне обеспечена недостаточно обеспечена
1. оба родителя современны 64,0% 39,4% 28,0%
2. один из родителей более современен 26,7% 44,1% 28,0%
3. моих родителей современными не назовешь 9,3% 16,5% 44,0%
Как видно из таблицы, более половины участников опроса, считающих обоих родителей современными, живут в хорошо обеспеченных семьях.
Представления о различной оценке современности родителей чаще выражают подростки из семей со средним достатком (44,1%).
Участники опроса, которые не считают свои семьи достаточно обеспеченными, чаще выражают мнение, что оба родителя несовременны.
Хочется отметить, что в семьях, где молодежь обоих родителей считает современными, обсуждаются чаще всего следующие темы: взаимоотношения с друзьями (48,3%), покупки (49,3%), учебные дела (49,9%), выбор профессии (48,4%).
Таблица 4 - Влияние времени общения между родителями и молодежью на оценку респондентов современности своих родителей
Девушки считают родителей современными чаще, чем юноши. Юноши в два раза чаще, чем девушки, указывают на вариант ответа «моих родителей современными не назовешь».
Зависимость прослеживается между оценкой молодого поколения о современности своих родителей и их возрастом. Юноши и девушки моложе 18 лет чаще, чем другие, называют своих родителей современными (50,9%). Однако респонденты в возрасте старше 18 лет чаще считают, что один из родителей более современен (39,7%) или обоих родителей современными не назовешь (19,4%).
Анализ данных показал, что мнение респондентов о современности родителей зависит от образования и места работы родителей.
Если мать или отец имеют высшее образование, то более половины респондентов указывают на современность обоих родителей. Один из родителей более современен в том случае, если мать (41,4%) или отец (44,2%) окончили техникум или колледж. Среди респондентов, которые указывали вариант ответа «моих родителей современными не назовешь», мать (34,8%) или отец (26,7%) имеют общее среднее образование.
Чем выше должность родителей, тем чаще молодые тольяттинцы указывали на современность обоих родителей: 65,6% - отец и 77,8% - мать руководители предприятия, учреждения.
Дифференцированная оценка современности родителей прослеживается тогда, когда отец - служащий низкой квалификации (50%), постоянной работы не имеет
Как Вы считаете, ваши родители современны? менее одного часа от одного до двух часов от двух и более часов
1. оба родителя современны 35,6% 43,5% 54,4%
2. один из родителей более современен 41,3% 39,1% 35,3%
3. моих родителей современными не назовешь 23,1% 17,4% 10,3%
Субъективная дистанция между поколениями сокращается, при увеличении количества времени, которое они проводят вместе. Более половины респондентов считают своих родителей современными, когда общаются с ними более двух часов в день. Около 40% молодых тольяттинцев, которые общаются с родителями менее часа или от одного до двух часов, считают только одного из родителей современным. Вариант ответа «моих родителей современными не назовешь» выбрали юноши и девушки, общающиеся с родителями менее часа в день.
Давая оценку семейным отношениям, респонденты указывают, хорошие отношения между всеми членами семьи там, где обоих родителей называют современными (53,9%). В семьях, где один из родителей более современен, отношения с одним из старших членов семьи лучше, чем с другим (52,5%). 75% опрошенных, считающих обоих родителей несовременными, свидетельствуют о разобщенности между членами семьи.
Молодые люди оценивают современность родителей в зависимости от характера общения с ними. 56% участников опроса, считающих своих родителей современны-
ми, с удовольствием общаются с ними. Тем респондентам (42,3%), у которых один из родителей более современен, в общении со старшими членами семьи иногда бывает интересно, иногда - нет. Соответственно, юноши и девушки (47,8%), не считающие своих родителей современными, при общении с ними часто бывает скучно и не о чем говорить.
Рассматривая вопрос обсуждения политических событий в стране и в мире, было выявлено следующее: регулярно обсуждают данные события в семьях, где оба родителей современные (54%) и достигают полного взаимопонимания (52,9%); изредка обсуждаются политические события в семьях, где один из родителей более современен (41,3%), и при этом частично мнения совпадают (40%); практически никогда не обсуждается происходящее в стране и в мире в семьях, в которых респонденты современными родителей не называют (25,6%), а если этот вопрос и затрагивается, то у родителей и молодежи совершенно разные взгляды (38,7%).
57,8% респондентов, которые указывают на своих родителей как современных людей, постоянно обращаются за помощью к ним и считают, что родители должны постоянно во всем помогать. По 38% участников опроса, в семьях которых лишь один из родителей современный, обращаются иногда за помощью к родителям или практически никогда. 28,3% юношей и девушек, чьи родители, по их мнению, совершенно несовременные, практически никогда не обращаются за помощью к родителям.
Анализируя полученные данные, было выявлено, что половина тольяттинской молодежи, считающей обоих родителей современными, надеется на их помощь при поступлении в ВУЗ, на оплату дорогостоящих покупок. В тех семьях, где один из родителей более современен, юноши и девушки рассчитывают, что старшие члены семьи помогут оплатить расходы на оплату съемного жилья (53,3%).
46,2% опрошенных, в семьях, в которых оба родителей современные, согласны, что родители нуждаются в помощи и поддержке своих детей в решении жизненных проблем. Однако 51% респондентов данной категории затруднились ответить на данный вопрос.
Зависимость между мнением респондентов о современности родителей и ценностью форм проявления семейной жизни находит выражение в показателях коэффициента корреляции Пирсона: участие в повседневных заботах и делах семьи (-0,103), интересное общение (-0,102), безвозмездная материальная помощь (0,112), забота о членах семьи (0,090). Таким образом, современные родители прививают своим детям такие качества, как чуткость и внимательность, гуманность, обязанность по отношению к близким людям.
Таблица 5 - Влияние признака современности родителей на желание респондентов жить отдельно от семьи
Признак современности родителей Хотят жить отдельно Не хотят жить отдельно Затрудняюсь ответить
1. оба родителя современны 41,3% 70,3% 51,5%
2. один из родителей более современен 40,7% 24,3% 35,8%
3. моих родителей современными не назовешь 18,0% 5,4% 12,7%
Как видно из таблицы, по 40% участников опроса, родители которых современные, или только один из них, мечтают об отдельном проживании. Однако большинство респондентов, в семьях которых оба родителей современные, не желают жить отдельно от семьи. Возможно, это связано с обеспеченностью семьи, с родительской поддержкой и пониманием в трудную минуту.
Тем не менее, наибольшая часть современных родителей (96,2%), как указывают юноши и девушки, положительно относятся к проявлению их самостоятельности. Соответственно, в семьях, где родители несовременны, на 20% чаще родители выражают отрицательное отношение к проявлению самостоятельности респондентов.
Представления подростков о современности родителей связаны с самооценкой современности личностных качеств [2]. Юноши и девушки, которые считают себя современными, примерно в полтора раза чаще, чем те, кто сомневается в этом, считают обоих родителей современными. Следовательно, такая качественная характеристика, как современность старших членов семьи, является связующим звеном между преемственностью поколений, ориентиром на семейные ценности для подрастающего поколения [3-9].
Обзор полученных данных предполагает следующие выводы. Оценка респондентами своего отношения к современности зависит от таких факторов как заинтересованность в политических новостях, в техническом прогрессе, стремление следовать моде, притязания, межличностные взаимоотношения в семье, материальное положение семьи, статус и образованность родителей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты (Аналитический доклад) // Институт социологии РАН, Представительство Фонда им. Ф. Эберта в РФ. 2007г., С.3.
2. Иванова Т.Н. Региональные особенности социально-трудовой мобильности молодежи (эмпирический анализ) Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. № 10. С. 81-85.
3. Иванова Т.Н. Социально-трудовая мобильность современной молодежи: состояние и перспективы (региональная специфика)диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук / ГОУВПО «Саратовский государственный университет». Саратов, 2011.
4. Мжельская Е.В. Современные подходы к сущности понятия «семейные ценности» // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 113-116.
5. Гатауллина Р.Ф. Семейное воспитание в структуре саморазвивающейся социальной системы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 30-33.
6. Ковшов Е.М. К анализу объективистского и субъективистского подходов в понимании сущности и иерархии моральных ценностей // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 249-253.
7. Саттаров Р.М.О. Представления о счастливом браке с точки зрения взаимоотношения родителей и детей // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 1 (16). С. 189-192.
8. Саттаров Р.М. Взаимоотношения в семье и ответственность супругов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 265271.
9. Еремина Н.Ю. Формирование нравственности ребёнка в условия семейного воспитания // Самарский научный вестник. 2013. № 1 (2). С. 21-24.
VIEW YOUTH FOR QUALITY FEATURES OF MODERN MAN
© 2015
N.B. Gorbacheva, a specialist in methodical work of the department «Sociology»
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Abstract: Exploring the world and developing, each person understands and appreciates it. Something to direct their efforts, what is important in life, which way to go, not to be mistaken - these issues contributes to it is that value system, which is one of the fundamental components of human culture. Man's realization of the significance of things defines his personality. For some important material things, for others and spiritual values. Thanks to the values of people life plans, regulates its processes, thus demonstrating the orderliness of the social world. The youth in terms of innovation and technology adapts faster than the adult population. The study was tasked to find out the opinion of young generation about the quality characteristics of modern man. Data showed that the top five important qualities of a modern man Togliatti youth include: fitness and health, humor and sociability, vigor and enterprise and learning and erudition, the ability to use a computer. About half of young men and women expressed confidence that they conform to the requirements of modernity. Almost half of the respondents expressed a lower degree of confidence in this. Presentation on self-assessment of personal qualities from the standpoint of modernity depends, on the one hand, the manifestations of independence, on the other, from relations with parents and subjective assessment of material situation of the family. Ideas about modernity parents characterize subjective distance that separates the young generation of adults. The results of the study showed that less than half of all respondents indicated that both parents present. Respondents indicate good relations between all members of the family where both parents are called modern. Representations of teenagers about modernity parents associated with self-esteem of modernity personal qualities. Assessment by respondents of their relationship to modernity depends on such factors as interest in political news, in technical progress, the desire to follow fashion, claims, interpersonal relationships in the family, the family's financial situation, status and education of parents.
Keywords: youth, modernity, parents, personality, self-esteem, relationships, communication, education, status, financial status and quality characteristics.
УДК: 378.16:004.087
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СОЗДАНИИ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЗНАНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ
РЕСУРСОВ
© 2015
О.М. Гущина, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Прикладная математика и информатика»
Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация. В статье рассматривается компетентностный подход к созданию информационно-образовательной среды как системы подготовки студентов к развитию способностей и приобретению знаний, основанных на поиске и использовании электронных образовательных ресурсов.
Ключевые слова: компетентностный подход; электронные образовательные ресурсы, информационно-образовательная среда, профессиональные компетенции.
Современная тенденция перехода к «компетентност-ному» подходу в оценке качества профессиональной подготовки специалистов определяет фундаментальные изменения в содержании существующих образовательных программ в соответствии с требованиями образовательного стандарта (ФГОС ВО) и требует оптимизации способов, технологий и средств организации образовательного процесса. По мнению Бермус А.Г. компетентностный подход непосредственно связан с «...идеей целенаправленности и целезаданности образовательного процесса, при котором компетенции задают высший, обобщенный уровень умений и навыков учащегося, а содержание образования определяется четырехком-понентной моделью содержания образования (знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт ценностного отношения)» [1]. Компетентностный подход предполагает усиление роста требований к будущему специалисту и, как подчеркивает Н.А. Селезнева, «.может способствовать преодолению традиционных когнитивных ориентаций высшего образования, ведет к новому видению самого содержания образования, его методов и технологий» [2]. Он предполагает перенос акцента с преподавателя и содержания дисциплины на студента и ожидаемые результаты. В этой связи весьма актуальными являются исследования современного состояния информационно-методического сопровождения студентов в период освоения ими образовательных программ. Тем более, что эффективная и полноценная реализация компетентностно-ориентированных образовательных программ невозможна без мотивированного и заинтересованного участия студентов, как субъектов информационно-образовательного пространства, включающего
информационные, технологические и педагогические ресурсы.
Следовательно, для реализации компетентностного подхода требуется подготовка новых сценариев учебных занятий, на которых студенты имели бы возможность познакомиться с основными его основными идеями, средствами формирования обязательных и добавленных компетенций, средствами диагностики и самодиагностики уровня сформированности компетенций, а также получить опыт самооценки и презентации сформированных компетенций.
Принципиально подготовка новых сценариев учебных занятий в условиях освоения технологии формирования профессиональных компетенций представляет собой формирование формализованных образовательных ситуаций, в которых обучающиеся ставят или присваивают и достигают те или иные цели. Для достижения поставленных целей необходимо наличие определенного набора информации, которую можно почерпнуть из внутренних (собственные знания) или внешних источников, среди которых наибольшую популярность приобретают электронные образовательные ресурсы (ЭОР), как самостоятельные интерактивные электронные издания комплексного назначения, содержащие систематизированные теоретические и/или практические и/или контролирующие материалы с использованием элементов мультимедиа технологий [3].
Для определения роли ЭОР в формировании профессионально-значимых компетенций студентов представляется актуальной разработка новой информационно-образовательной среды как системы подготовки студентов к профессиональной деятельности для развития