Научная статья на тему 'ВЗАИМОВЛИЯНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ - ХОРЕОГРАФОВ В ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА'

ВЗАИМОВЛИЯНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ - ХОРЕОГРАФОВ В ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПРОЕКТОВ / МЕТОД «МОЗГОВОГО ШТУРМА» / ТРАДИЦИИ / ИННОВАЦИИ / ТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ / ИННОВАЦИОН-НЫЕ МЕТОДЫ / СЕМАНТИКА / СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ПЕДАГОГИКА ХОРЕОГРАФИИ / PROJECT METHOD / BRAINSTORMING METHOD / TRADITIONS / INNOVATIONS / TRADITIONAL METHODS / INNOVATIVE METHODS / SEMANTICS / SPECIAL ABILITIES / CHOREOGRAPHY PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буксикова Ольга Борисовна, Амелина Мария Николаевна

В статье рассматривается взаимовлияние традиционных и инновационных педагогических методов в подготовке педагогов - хореографов. Основными традиционными методами обучения являются - изучение методики построения и разучивания танцевальных комбинаций, этюдов, хореографических композиций; получение навыков постановочной работы. В статье подробно рассматриваются применение в учебной деятельности таких инновационных методов как - проектный метод и метод «мозгового штурма» (брайншторминг). Приводятся наглядные схемы основных этапов деятельности средствами этих инновационных методов, в которых определяется их структура и способы достижения конечного положительного результата в решении вопроса или проблемы. В статье выявляется, что применение традиционных методов подготовки обучающихся, способствует, в большей степени, развитию специальных танцевальных способностей. Эти методы апробированы в научных трудах в области педагогики хореографического искусства и практической деятельности выдающихся российских педагогов - практиков. Оптимальное сбалансирование применение в учебном процессе устоявшихся традиционных и инновационных педагогических методов, способствует созданию неформальной творческой атмосферы, развитию устойчивого интереса к изучаемым дисциплинам, помогает обучающимся проявить свои личные креативные качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буксикова Ольга Борисовна, Амелина Мария Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF TRADITIONAL AND INNOVATIVE PEDAGOGICAL METHODS IN THE TRAINING OF CHOREOGRAPHERS AT THE UNIVERSITY OF CULTURE AND ART

The article examines the mutual influence of traditional and innovative pedagogical methods in the training of choreographers. The main traditional methods of training are: studying the methods of building and learning dance combinations, etudes, choreographic compositions; obtaining skills of staged work. The article discusses in detail the use of such innovative methods in educational activities as the project method and the “brainstorming” method (brainstorming). Visual diagrams of the main stages of activity by means of these innovative methods are given, which determine their structure and ways to achieve the final positive result in solving the issue or problem. The article reveals that the use of traditional methods of training students contributes, to a greater extent, to the development of special dance abilities. These methods have been tested in scientific works in the field of pedagogy choreographic art and practice.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОВЛИЯНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ - ХОРЕОГРАФОВ В ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА»

Взаимовлияние традиционных и инновационных педагогических методов в подготовке педагогов - хореографов в вузе культуры и искусства

Буксикова Ольга Борисовна,

доктор искусствоведения, профессор, профессор кафедры хореографического творчества, ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры» E-mail: o.buksik@mail.ru

Амелина Мария Николаевна,

доцент кафедры хореографического творчества, ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры»

E-mail: maria.nikolaevna-amelina@yandex.ru

В статье рассматривается взаимовлияние традиционных и инновационных педагогических методов в подготовке педагогов - хореографов. Основными традиционными методами обучения являются - изучение методики построения и разучивания танцевальных комбинаций, этюдов, хореографических композиций; получение навыков постановочной работы. В статье подробно рассматриваются применение в учебной деятельности таких инновационных методов как - проектный метод и метод «мозгового штурма» (брайншторминг). Приводятся наглядные схемы основных этапов деятельности средствами этих инновационных методов, в которых определяется их структура и способы достижения конечного положительного результата в решении вопроса или проблемы. В статье выявляется, что применение традиционных методов подготовки обучающихся, способствует, в большей степени, развитию специальных танцевальных способностей. Эти методы апробированы в научных трудах в области педагогики хореографического искусства и практической деятельности выдающихся российских педагогов - практиков. Оптимальное сбалансирование применение в учебном процессе устоявшихся традиционных и инновационных педагогических методов, способствует созданию неформальной творческой атмосферы, развитию устойчивого интереса к изучаемым дисциплинам, помогает обучающимся проявить свои личные креативные качества.

Ключевые слова: метод проектов, метод «мозгового штурма», традиции, инновации,традиционные методы,инновацион-ные методы, семантика, специальные способности, педагогика хореографии.

о с

U

сэ см о см см

Среди различных видов искусства, оказывающих большое влияние на развитие художественно - творческих способностей человека, хореографическое искусство занимает свою особую нишу. Это связано с тем, что помимо физической сферы и сферы неформального общения, танец, способствует раскрытию индивидуальности, духовному и эстетическому развитию личности, выполняет коммуникативные и регулятивные функции, столь необходимые в настоящее время.

Отсюда, выявляется актуальность исследования: насущная потребность изучения взаимовлияния различных педагогических методов в процессе обучения - начиная от традиционных, которые складывались на протяжении длительного времени и, заканчивая, инновационными, которые пришли в учебный процесс в последние десятилетия. Методологической основой данного исследования, является концепция творческого общения и диалогической природы художественного творчества (М. Бахтин, Э. Тоффлер, Д. Белл), концепция педагогики сотрудничества (Ш. Амонашвили, В. Шаталов, М. Щетинин и др.)

Основными традиционными методами подготовки специалиста в области хореографического искусства являются методы овладения танцевальной техникой в области классического, народно -сценического, историко-бытового танцев, современных направлений в хореографии и др.; изучение методики построения и разучивания танцевальных комбинаций, этюдов, хореографических композиций; получение навыков постановочной работы; общее эстетическое развитие; обогащение внутреннего мира обучающихся. В сложном и длительном процессе развития танцевального искусства техника его сценических форм усложнялась от века к веку. Необходимо отметить, что основополагающей методикой развития танцевальной техники в области классического танца является, так называемая в трудах исследователей, «система Вагановой», ставшая основой развития хореографического искусства в XX веке. Методика исполнения и изучения народно - сценического танца сформировалась во второй половине XX века в трудах выдающихся деятелей хореографического искусства И.А. Моисеева, А.А. Борзова, А.А. Климова, Н.И. Заикин, М.П. Мурашко и др. Традиционные методы развития специальных танцевальных способностей, апробированы в научных изысканиях в области педагогики хореографического искусства и практической деятельности выдающихся российских педагогов - практиков.

Инновационные методы обучения включают ряд следующих тесно взаимосвязанных между собой компонентов: педагогические аспекты творческой деятельности, направленной на создание нового продукта; этно педагогический подход к обучению и воспитанию; методы коллективного творчества, осуществляющиеся в русле педагогики сотрудничества и др.

Термин «инновация» в исследованиях ученых понимается следующим образом:

- как процесс создания нового продукта, метода,

способа;

- как комплексный процесс, направленный на введение новых подходов, методов, принципов.

Остановимся на инновационных методах, которые успешно применяются в настоящее время. Одним из таких методов является проектная деятельность, которая является, на наш взгляд, наиболее эффективной для воспитания готовности к коллективному творческому процессу. В зарубежной системе образования метод проектной деятельности используется довольно широко и признан одним из эффективных методов современного инновационного обучения. В российской системе образования проблемами проектной деятельности занимались следующие исследователи: Рубцов В.В., Ивошина И.Т. «Проектирование развивающей образовательной среды школы» (2003 г.), Е.С. Полат «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» (2003 г.), Н.В. Матяш «Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение» (2014 г.). Вопросами проектирования образовательного процесса занимались Ю.В. Громыко «Проектное сознание» (1997 г.), Е.И. Исаев «Психология образования человека: становление субъ-ектности в образовательных процессах», В.В. Давыдов «Теория развивающего обучения» (1996 г.), В.И. Слободчиков «Деятельность как антропологическая категория» (2001 г.).

Эти ученые, рассматривая проектный метод обучения, сходятся во мнении, что данный вид деятельность относится к учебно-познавательной, творческой или игровой деятельности обучающихся, которая имеет общую цель и согласованные способы решения определенной проблемы, направленной на достижение общего результата, значимого для участников проекта.

«Проект» в переводе с латинского (projection) означает бросание вперед. В широком понимании «это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях - план, замысел какого-либо действия» [5]. Он выступает как проявление творческой активности человеческого сознания, «через который в культуре осуществляется деятельностный переход от небытия к бытию» [4].

Работа над проектом предполагает выявление его основных этапов, определение контрольных точек его осуществления, сроков и предполагаемых результатов. Наглядно этапы осуществления проекта можно представить в следующей схеме (рис. 1).

Рис 1. Основные этапы метода проектной деятельности

Содержание основных этапов осуществления проекта, включающее в себя креативную групповую деятельность, направленную на поиск и решение конкретной проблемы, можно представить в виде следующей схемы (рис. 2).

Рис. 2. Содержание этапов проектной деятельности

Рассмотрим групповой проект, в котором участвовали студенты всей группы, и мера ответственности за конечный продукт их совместной деятельности распределялась между участниками поровну. Магистрантами второго года обучения вуза искусства и культуры был подготовлен коллективный проект «Танцевальная культура трех славянских народов: русских, украинцев, белорусов». Все студенты были разделены на три груп-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

и

см см

пы, а ведущими были выбраны два человека - так называемые «оппонент» и «рецензент». Каждая группа участников, подготовила реферат, состоящий из следующих частей: традиционный костюм; традиционная музыка; традиционный танец, одного из народов, а также презентацию. На выполнение коллективного проекта было выделено определенное время, в нашем примере, десять дней. Через пять дней студентами были представлены первые результаты деятельности каждой группы, при этом, «оппонент» выявлял слабые стороны представленных работ, а «рецензент» находил наиболее сильные его стороны. Преподаватель держал нейтралитет. На этом этапе выполнения проекта были выявлены имеющиеся недочеты, отклонения от основной линии проекта.

На завершающем этапе проектной деятельности - защите проекта, все три группы предоставили свои работы. Оценивали уровень предоставленных материалов уже вновь назначенные «оппонент», «рецензент» и преподаватель. Все три части общего проекта были информативными, глубоко познавательными, а презентации красочными и продуманными. Но, самым важным результатом применения метода проектной деятельности, явился тот факт, что несколько магистрантов успешно применили этот метод в своей дальнейшей опытно-экспериментальной работе, адаптировав его к той или иной возрастной категории обучающихся. Основным результатом коллективной проектной деятельности является формирование умения работы в команде, каждый из участников при этом получил навыки творческой коммуникации. Как подчеркивает Н.В. Соковикова, в своем труде «Психология балета»: для успешного создания благоприятного климата и руководства творческим коллективом, необходимо применять методы изучения межличностных отношений и групповой деятельности в целом [6, с. 31-32]. Творческая деятельность в хореографическом коллективе, чаще всего носит коллективный характер, поэтому так важно научить будущего педагога-хореографа работать в команде.

На этот же фактор обращает свое внимание автор учебного пособия, переведенного с немецкого языка, известный деятель хореографического искусства, профессор Д. Зайфферт. Он в своем труде «Педагогика и психология танца. Заметки хореографа», отмечает, что межличностные отношения в творческом коллективе очень многообразны и не всегда носят позитивный характер, нередко развиваются такие негативные отношения как зависть, ревность и ненависть к другому ученику или даже педагогу, неумение прислушиваться к мнению других членов коллектива, отсутствие навыков работы в команде. Такие негативные явления необходимо искоренять как можно быстрее, и это задача не только педагога или руководителя, но и коллектива, который должен брать на себя определенную ответственность для урегулирования благоприятных отношений и создания творческой атмосферы [2, с. 28-31].

В последнее время в педагогику прочно вошли методы, основанные на «сотрудничестве, взаимной поддержке, понимании и подхватывании идей друг друга» [4]. Наиболее актуальными и детально разработанными сегодня являются следующие методы коллективного творчества: «мозговой штурм (брайншторминг), синектика, маевти-ка, ИПИД (индуцирование психоинтеллектуальной деятельности) и др» [4].

Вопросами изучения сущности и технологии проведения «мозгового штурма», занимались следующие исследователи: Панфилова А.П. «Мозговые штурмы в коллективном принятии решений» (2009 г.), Гин А.А. «Бескровная Атака. Технологии проведения учебного мозгового штурма» (1997 г.), Кларин М.В. «Педагогическая технология в учебном процессе» (2003 г.).

Мозговой штурм - способ группового решения проблемных (творческих) задач, основанный на методе свободного ассоциирования. Он был разработан и предложен еще в конце 1930-х гг. американским психологом А. Осборном. Основная его суть состоит в том, «что участники группы, обсуждая какую-либо проблему, говорят все, что приходит им в голову, каким бы абсурдным это поначалу не казалось, для достижения основной цели - получения максимально возможного количество новых идей» [3]. Такой подход повышает шансы найти из множества предложений, наиболее точные и правильные решения. Все спонтанно возникшие идеи фиксируются и по окончании мозгового штурма критически оцениваются. «Мозговой штурм» требует большой сосредоточенности и концентрации мыслей его участников и поэтому должен длиться не более 20-40 минут.

Основной особенностью «мозгового штурма» является раскованность всех его участников, возможность высказать свои самые, казалось бы, абсурдные идеи, так как у всех его участников снимается страх быть не понятым, получить негативную оценку. Основными задачами «мозгового штурма» (брайншторминга), является выработка как можно большего количества идей и отбор наиболее точных и четких, которые можно в дальнейшем развить.

Применение в образовательном процессе инновационного метода «мозговой штурм», предполагает определение контрольных точек его осуществления с точки зрения достижения положительных результатов в решении вопроса или проблемы. Наглядно этапы работы методом «мозгового штурма» можно представить в следующей схеме (рис. 3).

Содержание метода «мозговой штурм» на основных этапах его осуществления включает в себя генерацию идей (иногда самых невероятных и фантастических), направленных на сбор многовариантных решений вопроса или проблемы, а также отбор самых оригинальных решений и их конструктивную оценку, с точки зрения возможности реализации.

В своей практической работе мы применяли метод «мозгового штурма» при изучении предме-

та «Семантика народного танца». Изучение этого предмета представляет определенную сложность для студентов. Это связанно с тем, что здесь они впервые вплотную соприкасаются с понятиями «знак», «символ», семиотика искусства в целом и семантика танцевального искусства в частности. Определяя знаковую природу каких - либо частей тела человека, например ног человека, участники деловой игры называли самые различные их функции, определения, значения и т.д. В конце деловой игры были выбраны самые точные, самые емкие определения, несущие глубинную семантику как в ритуально - обрядовой культуре славянских народов в целом, так и в обрядовом танце в частности. Ноги человека в традиционной культуре это одно из самых мифологизированных частей тела, они прочно связаны с нижним хтоническим миром. Ноги больше всех иных частей тела приближены к земле и соприкасаются с нею. Семантика ног актуализируется в поминальных и родильных обрядах, имеет защитную функцию и способствует очищению от скверны, через древнейшие мотивы, связанные с ногами, в древнеславянских верованиях четко реализуется оппозиция человек -не человек и т.д. [1, с. 376].

Рис. 3. Основные этапы метода «мозговой штурм»

Студенты очень активно включились в предложенную деловую игру. Предлагали самые разнообразные варианты и определения семантики ног в традиционной культуре, порой даже абсурдные, в результате проведения «мозгового штурма» была составлена оптимальная таблица, включавшая основные семантические определения и функции ног в традиционной культуре славянских народов.

Таким образом, можно констатировать, что оптимальное сбалансирование применение в учебном процессе устоявшихся традиционных и инновационных педагогических методов, таких как метод проектов и «мозговой штурм», способствуют более глубокому проникновению обучающихся в учебный материал, развитию устойчивого инте-

реса к изучаемым дисциплинам, помогает получить опыт неформального общения в группе, проявить свои самые креативные качества.

Литература

1. Берегова О. Символы славян. - СПБ.: Издательство «Диля», 2016. - 432 с.

2. Зайферт Д. Педагогика и психология танца. Заметки. - СПб.: Издательство «Лань», Издание «Планета музыки», 2012. - 128 с.

3. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 160 с.

4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. -М., 2003. - 224 с.

5. Проектная деятельность. Что такое проект Электронный ресурс URL: http://s_kirg. kup.edu54.ru/p122aa1.html (дата обращения 02.11.2020)

6. Соковикова Н.В. Психология балета. - Новосибирск: Новосибирский издательский дом, 2012. -330 с.

INTERACTION OF TRADITIONAL AND INNOVATIVE PEDAGOGICAL METHODS IN THE TRAINING OF CHOREOGRAPHERS AT THE UNIVERSITY OF CULTURE AND ART

Buksikova O.B., Amelina M.N.

Belgorod state Institute of arts and culture

The article examines the mutual influence of traditional and innovative pedagogical methods in the training of choreographers. The main traditional methods of training are: studying the methods of building and learning dance combinations, etudes, choreographic compositions; obtaining skills of staged work. The article discusses in detail the use of such innovative methods in educational activities as the project method and the "brainstorming" method (brainstorming). Visual diagrams of the main stages of activity by means of these innovative methods are given, which determine their structure and ways to achieve the final positive result in solving the issue or problem. The article reveals that the use of traditional methods of training students contributes, to a greater extent, to the development of special dance abilities. These methods have been tested in scientific works in the field of pedagogy choreographic art and practice.

Keywords: project method, brainstorming method, traditions, innovations, traditional methods, innovative methods, semantics, special abilities, choreography pedagogy.

References

1. .Beregova O. The Symbols of the Slavs. - Saint Petersburg, 2016. - 432 p. [in Russian].

2. Seifert D. Pedagogy and psychology of dance. Choreographer's Notes / D. Seifert. - SPb.: Publishing house "Lan", Publishing "Planet of Music", 2012. - 128 p. [in Russian].

3. Matyash N.V. Innovative pedagogical technologies. Project training. - M.: publishing center "Academy", 2014. - 160 p. [in Russian].

4. Polat E.S. New pedagogical and information technologies in the education system. - M., 2003. - 224 p. [in Russian].

5. Project activities. What is the project URL: http://s_kirg.kup. edu54.ru/p122aa1.html (accessed 02.11.2020)

6. Sokovikova N.V. Ballet psychology / N.V. Sokovikov. - Novosibirsk: Novosibirsk Publishing House, 2012. - 330 p. [in Russian].

о

OS "D

1=1 А -i О

—I

s

-C m

о ^

О m

О

on

"D

З

О

OS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.