Список литературы:
1. Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
2. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. - М.: Педагогика, 1991. -204 с.
3. Основы психодиагностики / Под общей редакции А.Г. Шмелева. -Ростов н/Д, 1996. - 541 с.
4. Боровиков В.Л. Популярное введение в программу STATISTICA. -М.: МГИЭМ, 2012. - 267 с.
5. Аминов Н.А. Психодиагностика специальных способностей у преподавателей средней и высшей школы. - М.: МТОИ, 2013. - 164 с.
6. Глаголева Е.А. Индивидуальные различия проявления способностей в навыках грамотного письма у младших школьников: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М., 2011.
7. Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения. - М. Прогресс, 1970. - 685 с.
8. Гордеева Т.О. Психология мотивации. - М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2006. - 36 с.
9. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный). - Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2005. - 427 с.
10. Краткий политический словарь / Под ред. В.П. Абрамова и др. - М.: Политиздат, 1987. - 509 с.
11. Шульц Д., Шульц С. Психология и работа. - СПб.: Издательство «Питер», 2005. - 560 с.
12. Рой Л. Пейн, Кэрри Л. Купер. Эмоции и работа. Теория исследования и методы применения. - Харьков: Гуманитарный центр, 2008. - 544 с.
13. Человек и его работа / Под ред. А.Г. Здравомыслова и др. - М.: Издательство «Мысль», 1967. - 392 с.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ
© Буксикова О.Б.*, Хорольская С.С.*
Белгородский государственный институт искусств и культуры,
г. Белгород
В статье рассматриваются традиционные и инновационные методы и подходы к эстетическому воспитанию обучающихся на хореографических отделениях в детской школе искусств. Прослеживается тесная взаи-
* Заведующий кафедрой Теории и методики хореографического искусства, доктор искусствоведения, профессор.
* Магистрант кафедры Теории и методики хореографического искусства.
мосвязь традиционных и инновационных методов в процессе учебно-воспитательной деятельности на уроках хореографических дисциплин обеспечивают эффективность и результативность эстетического воспитания детей средствами хореографического искусства.
Ключевые слова эстетическое воспитание, хореографическая деятельность, традиционные и инновационные методы, педагогические задачи.
В настоящее время современная педагогическая наука направлена на активные поиски воспитательных систем, обеспечивающих целенаправленное развитие личности ребёнка. Среди актуальных воспитательных систем выделяют эстетическое воспитание. Эстетическое воспитание - это воспитание эстетического (чувствительного) отношения к действительности, в котором подразумевается формирование художественного вкуса, представления о красоте и креативный подход к творчеству или искусству. Это, прежде всего, означает, что в числе других педагогических задач в учебном процессе должны ставиться и решаться задачи развития у детей умений, навыков и потребностей эстетически воспринимать и оценивать объекты учебного познания в доступной форме участвовать в творческом создании прекрасного в окружающей жизни.
Хореографическая деятельность по своей природе является эстетической деятельностью, носит творческий характер. Она воспитывает и развивает не только художественные навыки исполнения танцев разных жанров, но и выработку привычки и нормы поведения в соответствии с постигаемыми законами красоты. Хореографическая деятельность характеризуется теми же общими особенностями, как и любая другая человеческая деятельность. В то же время, хореографическая деятельность имеет и свои ярко выраженные специфические особенности. В первую очередь, это отдельные способности и физические данные, необходимые для успешного развития творческой личности в области хореографии. Второй специфической особенностью хореографической деятельности является её связь с музыкой, которая вызывает положительные эмоции. Третья особенность заключается в том, что хореографическое искусство, выполняет информационные, коммуникативные и регулятивные функции, которые стимулируют развитие способности к эмпатии, увеличивают, направляют и совершенствуют ассоциативные связи, а также хореографическому искусству, свойственны экспрессивные способы самовыражения и художественного общения.
Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность большому количеству обучающихся заниматься хореографической деятельностью. Дополнительное образование детей - целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной дея-
тельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства. Ведущим звеном любой деятельности является ее цель, ибо ею определяется содержание, выбор средств и методов, а также результаты деятельности.
Творческая личность - важнейшая цель, как всего процесса обучения, так и эстетического воспитания на отделении хореографии в детских школах искусств. Поэтому без формирования способности к эстетическому творчеству, невозможно решить важнейшую задачу всестороннего и гармоничного развития личности. Опытные педагоги, зная это, способны посредством искусства воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. Однако на практике преподаватели мало пользуются искусством в целях эстетического развития ребенка, уделяя больше времени и сил развитию практических навыков. Это недопустимо, так как без ориентации на подлинные духовные и художественные ценности, эстетическое воспитание и развитие личности будет неполноценным. Уроки хореографических дисциплин на отделении хореографии в детских школах искусств должны воспитывать и развивать не только художественные навыки исполнения танцев разных жанров, но и выработку у ребенка привычки и нормы поведения в соответствии с постигаемыми законами красоты, а также способствовать физическому развитию детей и обогащать их духовно. Педагог-хореограф должен сформировать, развить и укрепить у детей потребность в общении с хореографическим искусством, понимание его языка, любовь и хороший вкус. «Выявление и воспитание молодых талантов, передача им своих навыков и знаний, а затем содействие им в дальнейшем творческом росте и есть почетная обязанность педагога-хореографа. И в этом мы, хореографы, должны оказывать друг другу посильную помощь» [6, с. 35].
Эстетическое воспитание в образовании - это система определенных форм, методов и средств, это целенаправленный и непрерывный процесс эстетического обучения, воспитания, развития и саморазвития личности.
В методике преподавания хореографических дисциплин научная база разработана не достаточно полно. Существующая методическая литература даёт возможность свободного толкования методики классического танца, народно-сценического, историко-бытового танцев и т.д., аргументируя правильность преподавания не научной базой, а индивидуальным опытом, который не у всех авторов одинаков. В школе необходимо обращать внимание не только на содержание учебных предметов, но и на факторы, оказывающие влияние на эстетическое развитие личности.
Формирование эстетических взглядов, вкусов и идеалов обучающихся осуществляется при помощи различных методов. Методы эстетического воспитания - это система приемов воспитательной деятельности с целью эстетического развития. Педагогические методы (наглядный, словесный, практический) широко применяются и в хореографической образовательной
деятельности. Для достижения поставленной цели и реализации учебных задач используются следующие методы:
- наглядный (наглядно-слуховой, наглядно-двигательный, наглядно-образный);
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
Словесные:
рассказ, беседа, объяснение, дискуссия
Практические
упражнения, репе^ тиции, концерты, конкурсы
Рис. 1
Наиболее эффективными для формирования у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий педагогическая наука и практика определяют следующие методы:
- метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;
- метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;
- метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям;
- метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире.
Методы эстетического воспитания:
Метод проблемных ситуаций
Рис. 2
Особое значение на уроках хореографических дисциплин приобретает взаимодействие традиционных и инновационных методов.
К традиционным методам подготовки относятся методы и рекомендации по изучению танцевальной техники, построения и разучивание танцевальных комбинаций, изучение истории становления и развития искусства танца, общее эстетическое развитие занимающихся.
Инновационные методы включают в себя следующие компоненты: современные педагогические технологии развития лидерских и диалогических способностей; педагогические аспекты творческой деятельности; методы развития межличностного общения в коллективе; интеграцию в процессе создания коллективного творческого продукта танцевального коллектива; методы создания художественной среды средствами хореографии [5]. Так, например, проектная деятельность на уроках хореографии, является эффективной методикой, в связи с тем, что такой урок формирует определенные личностные качества ребенка, необходимые для становления творческой личности: умение работать в коллективе; анализировать результаты деятельности; определять особенности различных танцевальных жанров; приобретать навыки импровизации на заданную музыку; оценивать свои профессиональные достижения; быть самокритичным, уметь принимать замечания;. Использование метода проектов на уроках хореографических дисциплин, является средством, которое способно обеспечить высокую эффективность в эстетическом воспитании детей, поскольку этот метод направлен на достижение интересов обучающихся, посредством их познавательной и практической деятельности. Метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов в области изучения хореографических дисциплин.
Таблица 1
Педагогическая деятельность с использованием проектных технологий
Виды проектов в области хореографии Конечный результат
Конструктивно-практические проекты Проект по теме: «Трансформация народных игр в народной хореографии», создание танца или танцевального этюда на основе игры, их разбор и семантическое описание
Информативно-исследовательские проекты Проект по теме: «Стилистические особенности танцев славянских народов», «Танцевальный фольклор Белгородской области»
Сценарные проекты Разработка сценария внеклассного мероприятия для школы или отдельного мероприятия, например, «Неделя хореографического искусства», «День народного танца»
Творческие проекты Создание композиционного плана, подбор музыкального материала, сочинение лексического материала для создания хореографической постановки
Таким образом, взаимосвязь традиционных и инновационных методов в процессе учебно-воспитательной деятельности на уроках хореографических дисциплин обеспечивают эффективность и результативность эстетического воспитания детей средствами хореографического искусства.
Список литературы:
1. Краткий курс по педагогике: учеб. пособие. - М.: Окей-книга, 2013. -128 с.
2. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников / Б.Т. Лихачёв. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.
3. Мукаржовский Я. Исследование по эстетике и теории искусства / Я. Мукаржовский. - М., 1994. - 156 с.
4. Наумов В.П. Основы проектной деятельности / В.П. Наумов. - М., 2001. - 236 с.
5. Организация эстетического воспитания на уроках хореографических дисциплин в ДШИ [Электронный ресурс] // Культура и образование. - 2014. -№ 1. - Режим доступа: http://vestnik-rzi.ru/2014/01/1298.
6. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Ма-тюшкина. - М.: Педагогика, 1991. - 160 с.
7. Сластёнин В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин. - М.: Школа-Пресс, 2000. - 492 с.
8. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: учебное пособие / В.С. Селиванов. - М.: Академия, 2004.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ, ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ
© Карпенко В.Н.*, Пекшин А.А.Ф
Белгородский государственный институт искусств и культуры,
г. Белгород
В данной статье рассматриваются аспекты педагогической работы в детском хореографическом коллективе, формы и методы педагогической деятельности, воздействие их на развитие творческих способностей личности с учетом возрастных особенностей, их специальной подготовки, уровня эмоциональной отзывчивости, наличия интереса к хореографическому искусству.
Ключевые слова: формы, методы, хореография, педагогическая работа.
В творческой деятельности заложены огромные возможности воспитательного характера. Воспитывает все то, что связано с участием детей в
* Доцент кафедры Теории и методики хореографического искусства, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Хореографии.
* Магистрант кафедры Теории и методики хореографического искусства.