Научная статья на тему 'Хореография как средство эстетического воспитания'

Хореография как средство эстетического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2804
351
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пьянкова Е. А.

Статья посвящена описанию эстетического воспитания, по средствам хореографического искусства. Дана характеристика роли хореографии, как одного из средств воспитания музыкального, пластического, физического, этического и художественно-эстетического развития и образования. Занятия по танцу открывают возможность достичь широкого осуществления воспитательных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Хореография как средство эстетического воспитания»

скамьях перед всеми товарищами и объясняли совершённые проступки и причину их совершения. Это был для них своего рода «домашний суд», а в целом - это была «семейная терапия», т.к. на таких «судах» были и «обвинители», и «защитники». В роли защитников выступали педагоги и члены «ЮДМ», которые не только вытаскивали нарушителей из колодцев, но и умели защитить своих, когда было необходимо. Благодаря «Судам товарищеской чести» воспитанники познавали действующее законодательство.

Именно работа над нормативными документами штаба и «Суды товарищеской чести» формировали правосознание у учеников школы-интерната.

Вот так планово и кропотливо работала Альметьевская школа-интернат, строя всю учебно-воспитательную работу через ученическое самоуправление.

Именно ученическое самоуправление готовит подрастающее поколение к самостоятельной жизни и по своей сути является основой местного самоуправления и государственного управления.

ХОРЕОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

© Пьянкова Е.А.*

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 27 «Филиппок», г. Нижневартовск

Статья посвящена описанию эстетического воспитания, по средствам хореографического искусства. Дана характеристика роли хореографии, как одного из средств воспитания музыкального, пластического, физического, этического и художественно-эстетического развития и образования. Занятия по танцу открывают возможность достичь широкого осуществления воспитательных задач.

Хореографическое искусство является одной из форм эстетического воспитания, пробуждает в детях художников, учит детей красоте и выразительности движений, воспитывает умение слушать и воспринимать музыку, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость.

Систематические занятия детей и их заинтересованность в изучаемом искусстве дают возможность проводить с детьми большую воспитательную работу, используя специфические средства искусства танца. Во всех областях эстетического воспитания первостепенное значение имеет высокое качество художественного материала, на основе которого ведутся занятия.

Занятия по танцу открывают возможность достичь широкого осуществления воспитательных задач. Занятия по танцу содействуют эстетическому

* Воспитатель.

воспитанию детей, оказывают положительное воздействие на их физическое развитие и способствуют росту их общей культуры.

Хореография является важным средством, снимающим у детей напряжение от учёбы, труда. Увлекая школьника, сосредоточивая его внимание на новых и ярких впечатлениях, пробуждая эстетическое чувство, удовлетворяя духовные потребности, хореография переносит его в мир переживаний и эмоциональных состояний, переключающих психическую деятельность в новое русло, создающих разрядку. Сменой количества и качества духовных впечатлений хореография осуществляет своеобразную психотерапию.

Занятия искусством раскрепощает творческие силы каждого ребенка, максимально развивая их соответственно возрастной деятельности, что способствует формированию положительной мотивации к труду, развитию интеллекта, максимальному развитию возможностей учащихся. Развивает также духовные силы, что означает формирование конструктивных способностей, свободного «Я» ребенка.

Цель занятий хореографией - дать ребенку необходимые двигательные навыки, увлечь, заинтересовать его, дать возможность почувствовать радость от ощущения своего тела, свободно двигающегося и подчиняющегося музыкальному ритму. Это способствует гармоническому развитию тела ребенка, дает ему основы танцевальной культуры.

Хореография играет немаловажную роль в воспитании детей. Это связано с многогранностью танца, который сочетает в себе средства музыкального, пластического, физического, этического и художественно-эстетического развития и образования. В процессе обучения все эти средства взаимосвязаны и обусловлены.

Как известно, музыка является ритмической основой любого танца, но далеко не ритмом ограничивается ее роль. Если бы это было так, то танцевали бы только под счет и удары. Музыка создает эмоциональную основу, определяет характер танца, его развитие. Связь музыки и жеста, музыки и движения органично для природы человека. Восприятие музыки в танце активно, оно вызывает действие, действие танцевальное, т.е. обусловленное той или иной хореографической образной формой, организованное во времени и пространстве. В этой созидательной активности кроются особенности музыкально-пластического воспитания. Умению слушать и понимать образный язык музыки, разбираться в основных формах и выразительных средствах, легко и непринужденно двигаться в ритме определенной музыки, получать удовольствие от ее красоты - всему этому учит хореография.

Освоение хореографии связано с определенной тренировкой тела. Поэтому обучение предполагает специальные тренировочные занятия, построенные на основных положениях, позициях и элементах хореографии. Эти тренировочные занятия дают значительную физическую нагрузку. Не слу-

чайно еще в Древней Греции отмечались большие возможности танца в физическом развитии людей. Особенностью танца является гармоническое развитие тела, без гипертрофии тех или иных мышц.

Систематические занятия хореографией соразмерно развивают фигуру, способствуют устранению ряда физических недостатков, вырабатывают правильную и красивую осанку, придают внешнему облику человека собранность, элегантность. Хореография учит логическому, целесообразно организованному, а потому грациозному движению. Эти качества поднимают значение преподавания хореографии в системе воспитания.

Хореография оказывает большое влияние на формирование внутренней культуры ребенка. Занятия хореографией органически связаны с усвоением норм этики, немыслимы без выработки высокой культуры общения между детьми. Выдержка, безупречная вежливость, чувство меры, простота, скромность, внимание к окружающим, их настроению, доброжелательность, приветливость - вот те черты, которые воспитываются у дошкольников в процессе занятий по хореографии. Так занятия хореографией помогают воспитывать характер человека.

Поскольку учебный процесс протекает в группе и носит коллективный характер, занятия хореографией развивают чувство ответственности перед товарищами, умение считаться с их интересами. Хореография - одно из средств эстетического воспитания и воспитания творческого начала в человеке. Как и всякое искусство, хореография способна приносить глубокое эстетическое удовлетворение. Человек, который хорошо танцует, испытывает неповторимые ощущения от свободы и легкости своих движений, от умения владеть своим телом, его радует точность, красота, пластичность, с которыми он исполняет танцевальные па. Все это само по себе уже служит источником эстетического удовлетворения.

В танцевальном искусстве красота и совершенство формы неразрывно связаны с красотой внутреннего содержания танца. В этом единстве заключена сила его воспитательного воздействия. Исполнение танца несет в себе элемент художественного творчества. Танцующий стремится в красивой, эстетически совершенной форме танца выразить свое настроение, эмоции, проявляет свои внутренние качества, выражает свое мировоззрение.

Активным, творческим, пробуждающим в человеке художественное начало является и сам процесс обучения хореографии. Осваивая танцевальную лексику, ребенок не просто воспринимает красивое, он преодолевает определенные трудности, проделывает определенную немалую работу для того, чтобы эта красота стала ему доступна. Познав красоту в процессе творчества, дети глубже чувствуют прекрасное во всех его проявлениях: и в искусстве и в жизни. Их художественный вкус становится более тонким, эстетические оценки явлений жизни и искусства - более зрелыми.

Список литературы:

1. Харламов И.В. Педагогика. - М., 1990.

2. Лихачев Б. Педагогика. - «Высшая школа», 1990.

3. Волчегорская Е. Эстетическое воспитание в развитии личности ребенка.

4. Лифиц И.В. Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений «Ритмика». - М.: 1999.

5. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковникова Е.Н. Музыка и движение. -М., 1984.

6. Руднева С., Фиш Э. Музыкальное движение.

К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЯВЛЕНИЯ ПОЛИЛИНГВИЗМА ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

© Рафальская Е.Ю.*

Омский государственный педагогический университет, г. Омск

Исследования актуальности полилингвизма как педагогической компетенции показывают его значимость в профессиональной деятельности современных педагогов, в современной образовательной системе.

В последнее время все чаще можно услышать, что полилингвизм, то есть практическое владение в определенной мере несколькими языками, становится ключом к успешной деятельности человека в современном мире [1].

Если говорить об уровне изученности взаимоотношений полилингвизма и педагогики, его нельзя назвать достаточно глубоким, скорее, его можно отнести к экспериментальной области [2]. Тем не менее, в современном развивающемся обществе полилингвизм является одним из важнейших компонентов педагогической компетенции преподавателя, под которой понимается интегральная профессионально-личностная характеристика, определяющая готовность и способность выполнять педагогические функции в соответствии с принятыми в конкретно-исторический момент нормами, стандартами, требованиями.

Педагог, не владеющий на достаточном уровне несколькими иностранными языками, неконкурентоспособен на современном рынке труда.

Педагогическая компетентность предполагает, что человек, профессионально работающий в области педагогики, способен рационально использовать всю совокупность цивилизованного опыта в деле воспитание и обуче-

* Студент кафедры Педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.