https://doi.org/10.30853/pedaqoqy.2018-1.25
Радченко Ирина Владимировна
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЛАСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ
В статье рассматриваются педагогические аспекты процесса формирования пластической культуры под-ростков, направленные не только на обучение хореографии, но и на гармоничное становление личности. Пластическая культура анализируется как: часть исполнительства во многих видах профессионального и любительского искусства, связанных с движением человеческого тела (хореография, театр, вокал, цирк и др.); дефиниция культуры, включающая в себя нравственный, эстетический, профессиональный аспекты ключевого понятия -"пластика", или "пластичность". Проведен краткий анализ исторических этапов формирования понятия "пластическая культура", определены основные направления работы по формированию пластической культуры участников хореографического коллектива.
Адрес статьи: www.gramota.net/materials/4/2018/1/25.html
Источник
Педагогика. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2018. № 1(09) C. 123-127. ISSN 2500-0039.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/4.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/4/2018/1 /
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 37 Дата поступления рукописи: 22.03.2018
https://doi.org/10.30853/pedagogy.2018-1.25
В статье рассматриваются педагогические аспекты процесса формирования пластической культуры подростков, направленные не только на обучение хореографии, но и на гармоничное становление личности. Пластическая культура анализируется как: часть исполнительства во многих видах профессионального и любительского искусства, связанных с движением человеческого тела (хореография, театр, вокал, цирк и др.); дефиниция культуры, включающая в себя нравственный, эстетический, профессиональный аспекты ключевого понятия - «пластика», или «пластичность». Проведён краткий анализ исторических этапов формирования понятия «пластическая культура», определены основные направления работы по формированию пластической культуры участников хореографического коллектива.
Ключевые слова и фразы: пластика; пластическая культура; хореография; духовное и физическое развитие; гармоничные движения; художественно-творческая деятельность.
Радченко Ирина Владимировна, к. пед. н.
Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени С. В. Рахманинова [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЛАСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ
Приоритет культуросообразного подхода к образованию и воспитанию подрастающего поколения обусловлен морально-этическими проблемами современного общества. Перенасыщенность информацией, поступающей из коммуникативных систем, образцами некорректного поведения, общения, отрицательно влияет на зрительскую аудиторию. Особенно негативно подобные явления сказываются на подрастающем поколении, которое не способно в силу отсутствия достаточного опыта восприятия эталонных произведений культуры правильно осознавать поступающую информацию.
Массовая танцевальная культура, транслируемая коммуникативными системами, по художественно-исполнительскому уровню представлена в большом диапазоне: здесь и высокохудожественное исполнение, как танцоров-любителей, так и профессионалов («Танцы на ТНТ», «Танцы со звёздами» и др.), так и низкопробное «кривляние», изобилующее агрессией и пошлостью. Правильно воспринять поступающую информацию, определить, что из увиденного достойно подражания, а что необходимо пропустить мимо, может ребёнок (в нашей статье речь пойдёт о подростках), получивший достаточный уровень образования.
Гармоничное сочетание интеллектуального, физического и духовного развития ребёнка является приоритетным направлением образования со времён античности и по настоящее время. Одним из видов образовательной деятельности, позволяющей объединить духовное и физическое развитие, стала хореография. Приобщение к современной хореографической культуре снимает психологические барьеры, раскрепощает подростка, делает его более уверенным в себе, а следовательно, и открытым для взаимодействия с другими людьми. В современном хореографическом искусстве пластические выразительные средства расширяют двигательные способности растущего организма, повышают его творческий уровень, помогают успешно адаптироваться в заданной роли, выявляют скрытые и неиспользуемые возможности совершенствования движений танцора и применение их в театрально-хореографической практике.
Формируя учебно-постановочные способности пластической культуры подростка, важно изучить основы слияния и взаимодействия процессов психической и физической системы организма, учитывая специфику воспитания и обучения в хореографии. В том числе следует учитывать влияние танца на физиологический аппарат подростка.
Сущность становления пластической культуры подростков средствами современного танца заключается в планомерном педагогическом процессе, благодаря которому происходит воздействие на личность с помощью художественно-творческой и коммуникативной деятельности в целях нормализации эмоционально-двигательных процессов организма, происходит осознание подростками необходимости сохранения культуры и выразительности пластического движения, развития собственного стиля исполнения и создания художественного образа.
Процесс формирования пластической культуры способствует не только обучению танцевальным аспектам, но и способен воздействовать на гармоничное становление личности. Эта особенность отличает танец от других видов искусства. Тем более что совершенства достигает физиологическая система подростка, духовные и эмоционально-волевые свойства приводятся в равновесие, нравственные и эстетические позиции участника хореографического коллектива органично сочетаются с его физическими данными.
Пластическая культура является совокупной частью исполнительства во многих видах профессионального и любительского искусства, связанных с движением человеческого тела: в хореографии, театре, вокале, цирке и др. Особенное значение пластическая культура имеет в хореографии, так как здесь движения человеческого тела являются основным выразительным средством создания художественного образа. Дефиниция культуры включает в себя нравственный, эстетический, профессиональный аспекты ключевого понятия «пластика» или «пластичность», которое характеризуют как «общая гармония, согласованность движений и жестов» [7, с. 82].
Энциклопедия русского балета дает следующее определение: «Пластика (греч. plastike - ваяние, скульптура) в широком смысле - объёмная выразительность человеческого тела вообще (проявляющаяся в статике и в динамике). Возникает в результате индивидуально-характерных особенностей фигуры, походки, манеры держать себя, движений и жестов человека, приобретающих в конкретном жизненном контексте эмоционально-смысловое значение. Широкое применение пластика находит во всех зрелищных искусствах, в том числе в хореографии, для создания художественных образов» [Там же, с. 152].
Особое внимание хореографии в процессе развития пластической культуры уделял Этъен Декру, его школа "mime pur" была сформирована в 20-30-е годы XX столетия. Он считал, что в основе создания любого сценического образа выступает пластика актера, формирование которой происходит в процессе занятий хореографией. В энциклопедии русского балета находим следующее: «...пластичный актёр (танцовщик) - гибкий, хорошо, свободно двигающийся, выразительный в движениях - способен передавать внутреннее состояние героя в тончайших изменениях внешнего облика». Пластичные движения выступают основой такого сценического искусства, как пантомима, «в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела, без использования слов». Историческая динамика пантомимы показывает, что созданный во второй половине XX века Cirque du Soleil (1984 год) делал цирковые постановки, используя «пластическую импровизацию, включающую элементы акробатики, гимнастики и хореографии» [5, с. 83].
Особенное значение пластическая культура приобретает тогда, когда опирается на психофизиологический фундамент знаний о человеческом организме. Ю. И. Громов отмечал: «Это развитие направлено от сознательного физического совершенствования к подсознательному использованию движенческой (танцевальной) техники в творческом акте». Важным аспектом выступает автоматическое выполнение заученных движений, нервной деятельности в этом акте отводится первостепенная роль. К этой мысли склоняется И. М. Сеченов, определяя продуктивность развития двигательного аппарата [1, с. 62].
Важной составляющей, положительно влияющей на совершенствование пластической культуры, является правильное формирование скелета человека. К. С. Станиславский этому вопросу отводил решающую роль в профессиональном становлении актера. Он отмечал, что сочетание нервной деятельности и развитой мускулатуры приводит к совершенствованию пластической культуры артиста. Этот довольно-таки трудоемкий процесс невозможен также без таких качеств, как «настойчивость, инициативность, решительность и смелость, самообладание» [8, с. 78].
Н. И. Козлов, отмечая важность сформированности пластической культуры для специалистов творческой направленности, предлагает введение профильного предмета в образовательные программы вузов культуры и искусств. Под пластической культурой вокального артиста автор рассматривает «артистизм», «пластические паузы», где ключевую роль играет хореография [4, с. 135].
Исторически на пластическую культуру влияние оказали первобытные пляски, которыми отмечали удачную охоту, ритуальные погребения и многие другие события. Наследуя танцевальное искусство, древнегреческий театр включает хореографическое постановки в театрализованные представления, придавая большое значение красоте тела и пластике движений. Характеризуя танцевальные движения, мы можем отметить их происхождение от основных человеческих движений в быту, в том числе от ходьбы, бега, прыжков. В Средние века искусству танца также уделялось большое внимание, открывались танцевальные школы, появилась учебная литература.
С. Л. Чернышова в статье, направленной на изучение «танцевально-пластической культуры», отмечает ее «художественный и нехудожественный» аспекты, при этом нехудожественный характеризуется различными видами повседневной деятельности. В рамках своего исследования С. Л. Чернышова берет за основу искусство народов Севера, на примере их культурного наследия прослеживая элементы пластичности тела, направленные на передачу информации. Автор также проводит параллель с пантомимой, о которой шла речь выше, все многообразие которой танцующие берут из мира животных (пластику которых оттачивает природа), повседневной жизни (обстоятельства, обусловленные не оседлым образом жизни). В качестве примера приводит наиболее известный «танец-пантомиму». Подобные танцы напоминают ритуальные пляски древних людей, у которых особое значение придавалось разнообразным движениям тела, индивидуальным у каждого исполнителя. В «танцах-пантомимах» смысл того, что хотел сказать танцующий, передавали не только части тела, но и мимика лица [9, с. 45].
Характеризуя понятие «пластическая культура», следует обратиться к творчеству Айседоры Дункан: в основе ее танцевальной системы, как отмечают исследователи, лежит древнегреческое искусство танца. Являясь родоначальницей системы свободного танца, А. Дункан считала, что тело человека, в том числе жесты, как нельзя лучше передает различные природные явления. «Человек в танце - это продолжение существования природы, во всем ее величии и мельчайших проявлениях». Гармоничные движения, позы, элементарные танцевальные па, исполняемые босыми ногами, - все это было направлено на создание того образа, который органично передавал танцор посредством своего тела, являясь лишь его музыкальным продолжением. Пластическая культура в танцах этого направления звучит повсюду для эмоционального зрителя. Танцевальное направление, созданное Айседорой Дункан, имело не только эстетическое наследие для потомков, но способствовало и физическому совершенствованию. Раскрепощённость тела, а отсюда грация и красота - это основа системы Айседоры Дункан [6].
Направление свободного танца появилось благодаря французскому актеру Франсуа Дельсарту, «провозгласившему, что у тела есть собственный язык», ему же принадлежит термин «поэзия тела». А его система, названная «эстетическая гимнастика», во многом сложилась благодаря языку тела [2].
Свое понимание пластической культуры представлено в трудах композитора Эмиля Жака-Далькроза -сподвижника А. Дункан. Занимаясь не только музыкой, но и ее сочинительством, Далькроз разрабатывает систему ритмики, способную, по его мнению, заменить устаревшие методики преподавания, именно в ней он видит основу всего воспитательного процесса, отдавая предпочтение эстетическому и физическому совершенствованию тела ребенка на фоне музыкальных занятий [3, с. 37].
С. М. Волконскому удается то, что когда-то задумала и начала осуществлять А. Дункан. Он открывает курсы ритмистов, сам становится активным лектором и вдохновителем этой системы. Несколько позже теоретический блок становится частью учебного процесса Школы балетного искусства. Вопросы истории и методологии ритмики изучаются на страницах специализированного журнала того времени, позволяют прикоснуться к данной теме с разных позиций: медицины, педагогики и т.д.
Перешагнув рубеж XX века, пластическая культура находит все больше последователей этого культурного аспекта. В. В. Ванслов, советский культурный деятель, обращаясь к истории вопроса, рассматривает такое понятие, как «свободная пластика», вкладывая в этот термин свободу от канонов, свободу физических движений для выражения внутреннего состояния художественного образа.
Дух модерна витал в начале XX века во всех видах искусства, в том числе он затронул и танцевальное творчество С. П. Дягилева, В. Ф. Нижинского, А. Дункан. Подрастающее поколение того времени также не было обделено в плане художественного пластического воспитания. Значительная роль в этом плане принадлежит С. Д. Рудневой, основательнице студии музыкального движения «Гептахор», которая существовала в Ленинграде до 1935 года. Увлечение танцами у С. Д. Рудневой началось с посещения выступлений А. Дункан, но, создав свою студию, направленную на развитие «музыкального движения», Спефанида Дмитриевна с единомышленниками отправляется в дошкольные образовательные учреждения и школы.
Данный метод можно рассмотреть как способ передачи внутреннего чувствования музыки через свободные движения тела. Движение начинается с первыми тактами музыки и заканчивается с последним музыкальным звуком. Особенностью является проведение занятий непосредственно под аккомпанемент, а также способность передать характер музыки через пластику тела. Для каждого музыкального фрагмента существует своя техника, тем не менее участники должны сами все воспроизвести, а не повторить. Таким образом, эстетический всеобуч явился следующей ступенькой в развитии пластической культуры танцев [8, с. 31].
Можно выделить общее между пластической культурой и пантомимой: это пластичность тела, способность передавать эмоции посредством языка движений и жестов. В танце происходит нечто подобное: танцор передает чувствование музыки через движения так, чтобы это выглядело эстетично и понятно зрителю. Можно определить один из признаков пластичной культуры - эстетичность восприятия.
На современном этапе интерес, направленный на изучение и развитие пластического искусства, не ослабевает, пишутся диссертации, разрабатываются методики преподавания. Так, например, можно отметить научную статью А. Н. Ягодки, в которой, рассматривая пластическую культуру, автор говорит о том, что «на формирование пластической культуры оказали влияние дисциплины, берущие свои истоки из разных видов искусств, таких как исторический этикет, акробатика, историко-бытовой и современный танец, спорт, фехтование, пантомима и т.п.». Но классический балет, являясь первоосновой, способствует развитию исполнительских навыков в различных хореографических направлениях, в том числе и в современном танце [10, с. 73].
Пластическую культуру в хореографии мы можем определить как эстетичные движения танцора, его гармонично развитое тело, а также способность понимать музыку и передавать глубинный смысл хореографической постановки. Отличительной особенностью пластической культуры в хореографии является согласованность пластики, музыки и артистизма в едином временном пространстве, что ведет к большей вариативности и плотности исполняемых пластических движений.
Руководителю хореографического коллектива, работая над формированием пластической культуры участников хореографического коллектива подросткового возраста, необходимо уделять внимание:
• степени развития эстетичного исполнения движений. Данный критерий раскрывается через следующие показатели: грациозность, красоту, аккуратность, четкость исполнения;
• образности исполнения движений. Показателями данного критерия являются: образ, амплитудность, свобода двигательных действий, умение передавать смысл заданной цели;
• включенности подростков в процесс хореографического обучения. Показателем данного критерия являются творческие проявления, внимание, эмоциональность исполнения.
Педагогический процесс формирования пластической культуры включает в себя следующие параметры:
1. Пластичность - мягкость, плавность и музыкальность исполнения движений, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнять танцевальные движения.
2. Пластическая координация - точность, плавность движений, правильное сочетание движений рук и ног, поворота корпуса и головы.
3. Музыкальность - способность воспринимать и точно и четко передавать движения в соответствии с началом и концом построения музыкальной фразы, темпом, ритмом; способность к отражению пластики в движении характера музыки с помощью основных средств выразительности (мимики, пантомимики).
4. Образ - временная характеристика двигательного акта, состоящая из содержательного подчеркивания эмоциональных характеристик некоторых его составных элементов. Образные движения наполнены внутренней структурой, которые находят свое выражение в различных формах исполнения образности движения. В хореографии образность движений тесно связана с образом музыкального произведения.
5. Естественность движения - качество двигательного действия, совершающегося по естественным для природы человека законам, без видимых усилий, на возможном уровне техничности, активности в проявлении индивидуальности и выражении чувств движениями.
Естественность определяется через такие характеристики, как раскованность в движениях, легкость, непринужденность, отсутствие натянутости, непосредственность, простота.
6. Творческое мышление - умение сочинять под музыку собственные хореографические движения и композиции, проявлять инициативу, фантазию в создании сценического образа при исполнении танцевальных композиций.
7. Эмоциональность исполнения - выразительность движений и мимики, умение передавать в шагах, прыжках, позах, жестах разнообразные чувства, исходя из содержания музыки (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу и т.д.). Умение передавать чувства через движения.
8. Амплитуда движений - означает размашистость движений отдельных частей тела; величину перемещения тела или его сегментов. Амплитуда движений отражает пространственную характеристику, зависящую от исполнительских задач, подвижности суставов.
Учебный процесс по формированию пластической культуры подростков имеет свои специальные показатели:
1. Воплощение музыкального образа в движении. Данный показатель позволяет оценить понимание смыслового поля музыкального материала. В качестве средств, необходимых для реализации данного показателя, можно использовать танцевальные импровизации, воспроизведение музыкальных звуков при исполнении движений.
Связь движений и музыкального сопровождения является определяющим звеном при формировании пластической культуры и точности двигательных действий. Для исполнения движений под разный музыкальный темп (медленный, умеренный или средний, быстрый) подростки должны научиться различать ритм, темп, а затем выполнить упражнение пластично, эстетично. Это позволит улучшить чувство музыкальности на основе усиления у подростков ощущения деления музыкального периода на фразы, активизировать эмоциональный отклик на музыку и творческие способности.
2. Показатель развития творческого воображения предполагает реализацию художественного восприятия мира через движения, жесты, мимику, позы, пластику, передающие ощущения и чувства к рассматриваемому предмету.
Имитируя позы разных направлений танца, занимающиеся естественно преображаются в динамике движений, их образная память воспроизводит ярко черты изображаемого. С помощью воспитания у подростков отношения к собственному движению как к особому объекту вырабатывается целостное психосоматическое состояние, которое сопутствует построению и творческому воспроизведению движения.
Формирование двигательного воображения неразрывно связано с воспитанием у подростков выразительности исполнения движений. Музыкальная выразительность закрепляется в процессе выполнения творческого задания. В качестве средств, необходимых для формирования двигательного воображения, используются образные задания на перевоплощение, двигательные инсценировки, упражнения на развитие внутреннего музыкального слуха.
3. Показатель индивидуализации обеспечит учёт пластических особенностей. Для реализации индивидуального подхода целесообразно распределение на индивидуально-пластические группы, определяющиеся совокупностью музыкальных и двигательных особенностей подростка.
Очень важно при формировании пластической культуры сохранить в учебных занятиях элемент образа. Образ у подростков не только не теряет своего психологического значения как желаемая деятельность, но продолжает развивать его психические функции. Кроме того, образ как свободная деятельность доставляет подростку релаксирующее его чувство свободного волеизъявления.
Каждое образное исполнение имеет в своей основе определённое учебное задание - музыкальное, пластическое или организующее. Образная форма этих заданий удовлетворяет потребность подростка в свободном, самостоятельном выборе движений.
Современная социально-культурная сфера предлагает россиянам для организации досуга многочисленные хореографические студии, школы, клубы, кружки. Организация учебно-творческого процесса, ориентированного на формирование личности, гармонично сочетающей нравственно-эстетическую культуру с физическими способностями к хореографическому искусству, является одной из главных задач для педагога-хореографа.
Список источников
1. Громов Ю. И. Танец и его роль в воспитании пластической культуры актера. СПб.: Лань, 2011. 264 с.
2. Дельсарт Франсуа [Электронный ресурс]. URL: http://vikent.ru/author/1383/ (дата обращения: 24.03.2018).
3. Жак-Далькроз Э. Ритм. М.: Классика-XXI, 2001. 248 с.
4. Козлов Н. И. О пластической культуре эстрадного вокалиста // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. Т. 22. № 53. С. 132-137.
5. Маркова Е. В. Этьен Декру. Теория и школа "mime pur". СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской гос. академии театрального искусства, 2008. 223 с.
6. Приходько И. Айседора Дункан, жена Есенина, королева танца [Электронный ресурс]. URL: https://www.pravda.ru/ society/family/pbringing/04-08-2013/1168062-duncan-0/https://www.pravda.ru/society/family/pbringing/04-08-2013/1168062-duncan-0/ (дата обращения: 24.03.2018).
7. Русский балет: энциклопедия / гл. ред. П. А. Марков. М.: Большая Российская энциклопедия; Согласие, 1997. 632 с.
8. Станиславский К. С. Работа актера над собой. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2008. 321 с.
9. Чернышова С. Л. Типология и этнорегиональные особенности танцевально-пластической культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока // Вопросы истории и культуры северных стран и территорий. 2010. № 2 (10). С. 41-62.
10. Ягодка А. Н. Генезис становления пластической культуры в художественном образовании России // Режиссерские и продюсерские инновации в театрализованном действии: сборник статей по материалам международной научно-практической конференции к 20-летию кафедры режиссуры и продюсирования театрализованных шоу-программ (г. Санкт-Петербург, 19-22 марта 2012 года) / науч. ред. А. А. Конович. СПб.: Изд-во СПбГУКИ, 2012. С. 72-86.
PEDAGOGICAL ASPECTS OF FORMING ADOLESCENTS' PLASTIC CULTURE
Radchenko Irina Vladimirovna, Ph. D. in Pedagogy Tambov State Musical Pedagogical Institute named after S. V. Rachmaninov
dmsh@tgmpi. ru
The article deals with the pedagogical aspects of the process of adolescents' plastic culture formation directed not only to teaching dance aspects, but also to the harmonious formation of the personality. Plastic culture is considered as: a part of performing in many kinds of professional and amateur art associated with the movement of the human body (choreography, theater, vocal, circus, etc.); the definition of culture, which includes the moral, aesthetic, professional aspects of the key notion - "plastics", or "plasticity". The author conducts a brief analysis of the historical stages of the formation of the notion "plastic culture". The main directions of the work on the formation of plastic culture of the participants of the choreographic collective are determined.
Key words and phrases: plastics; plastic culture; choreography; spiritual and physical development; harmonious movements; artistic and creative activity.
УДК 372.8:786.2 Дата поступления рукописи: 20.03.2018
https://doi.org/10.30853/pedagogy.2018-1.26
В статье анализируются вопросы, связанные с проявлением категории стиля в фортепианной педагогике. Понимая под стилем диалектическое единство образной содержательной системы и средств выразительности, на первый план автор выдвигает такое качество педагогической работы, как воспитание стилевой адекватности. Расшифровываются традиционные методы и предлагаются инновационные приёмы, обеспечивающие качественный рост профессиональной образованности обучающихся в музыкальных вузах пианистов. Теоретические положения дополняются примерами из фортепианных сочинений.
Ключевые слова и фразы: стиль; педагогика; текст; интерпретация; адекватность; инвариант; стилевое пространство.
Смирнова Наталья Михайловна, к. искусствоведения
Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова [email protected]
СТИЛЕВАЯ АДЕКВАТНОСТЬ В ФОРТЕПИАННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Особенность фортепианной педагогики - это взаимодействие с двумя принципиально отличными друг от друга знаковыми системами. На основе авторского нотного текста в фортепианном классе создаётся новый звучащий текст, так называемый текст исполнительский. Средства фиксации композиторского замысла -графические символы, воспроизводящие нотно-метрическую схему звуковых координат. Средства интерпретатора (педагога и ученика-исполнителя) - принципиально отличная от нотной записи система выразительных средств и дидактических навыков.
На игровом пространстве фортепианного класса категория стиля выглядит двояко, представляя собой две стороны единого по сути явления. С одной стороны, стиль достаточно статичен по отношению к фиксированной композитором записи текста, в определённой степени это самодостаточный феномен, инвариант. Все позиции текста должны быть безусловно признаваемы исполнителем, и с этой точки зрения он подлежит максимально точному прочтению. С другой стороны, стиль есть вариативный творческий процесс, который реализуется и раскрывает свои потенциальные возможности исключительно при озвучивании, в исполнительской интерпретации. И здесь он воспринимается в динамике, отражая процесс определённой импровизации в создании нового исполнительского текста, который по своей сути вариантен.
Поэтому в фортепианном классе категория стиля должна реализовываться подобно генетической структуре, порождающей модели, формирующей программу конкретных действий для педагога и воспринимающего субъекта (ученика). Каждый новый ученик, каждый исполнительский акт представляет интерпретацию текстового инварианта, различающуюся в деталях, то есть каждый раз должен воспроизводиться новый вариант стиля.