Научная статья на тему 'Взаимовлияние концептов правовой культуры и правового нигилизма в российском обществе'

Взаимовлияние концептов правовой культуры и правового нигилизма в российском обществе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовой нигилизм / идея / традиция / социальное государство. / legal nihilism / idea / tradition / legal consciousness

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сирин Сергей Анатольевич

Статья посвящена исследованию феноменов правовой культуры и правового нигилизма. В контексте взаимосвязи концептов «идеи», «традиции» и «менталитета» в классической русской философии, автором ставится вопрос о существовании возможности формирования правового менталитета, адаптированного к современной культуре метамодернизма, в рамках которого будет доминировать идея общесоциального правосознания, правопонимания, правопринятия. Аргументируя взаимосвязь и взаимовлияние правового нигилизма и правовой культуры, автор приходит к выводу о необходимости смещения баланса сил средствами инициативных действий исполнительных органов власти, инициирующих программные и проектные решения в области образования и просвещения. Предпринимая попытку интеграции новой идеи в национальное самосознание, возможно формирование новой культурной традиции, пронесенная через поколения сможет преобразовать национальный правовой менталитет, в основу которого будет заложен не скепсис и безразличие, а «правильное» правовое мировоззрение и мировосприятие. Такая метаморфоза позволит активировать синергию гражданского и публичного участия, а впоследствии и плодотворное взаимодействие, нацеленное на превращение государства в действительно социальное образование, социальный институт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUTUAL INFLUENCE OF THE CONCEPTS OF LEGAL CULTURE AND LEGAL NIHILISM IN RUSSIAN SOCIETY

The article is devoted to the study of the phenomena of legal culture and legal nihilism. In the context of the relationship between the concepts of “idea,” «tradition» and «mentality» in classical Russian philosophy, the author questions the existence of the possibility of forming a legal mentality adapted to modern culture of meta-modernism, within which the idea of a general social legal consciousness, legal understanding, and acceptance will dominate. Arguing the relationship and mutual influence of legal nihilism and legal culture, the author concludes that it is necessary to shift the balance of forces by means of initiative actions of executive authorities initiating program and project decisions in the field of education and education. Trying to integrate a new idea into the national identity of a new idea, it is possible to form a new cultural tradition, carried through generations will be able to transform the national legal mentality, which will be based not on skepticism and indifference, the «correct » legal worldview and worldview. Such a metamorphosis will activate the synergy of civil and public participation, and subsequently fruitful interaction aimed at turning the state into a truly social education, a social institution.

Текст научной работы на тему «Взаимовлияние концептов правовой культуры и правового нигилизма в российском обществе»

Взаимовлияние концептов правовой культуры и правового нигилизма в российском обществе

Сирин Сергей Анатольевич,

кандидат философских наук, доцент, ФГБОУ ВО «Иркутский государственный медицинский университет» Минздрава России

E-mail: tkocmina@gmail.com

Статья посвящена исследованию феноменов правовой культуры и правового нигилизма. В контексте взаимосвязи концептов «идеи», «традиции» и «менталитета» в классической русской философии, автором ставится вопрос о существовании возможности формирования правового менталитета, адаптированного к современной культуре метамодернизма, в рамках которого будет доминировать идея общесоциального правосознания, правопонимания, правопринятия. Аргументируя взаимосвязь и взаимовлияние правового нигилизма и правовой культуры, автор приходит к выводу о необходимости смещения баланса сил средствами инициативных действий исполнительных органов власти, инициирующих программные и проектные решения в области образования и просвещения. Предпринимая попытку интеграции новой идеи в национальное самосознание, возможно формирование новой культурной традиции, пронесенная через поколения сможет преобразовать национальный правовой менталитет, в основу которого будет заложен не скепсис и безразличие, а «правильное» правовое мировоззрение и мировосприятие. Такая метаморфоза позволит активировать синергию гражданского и публичного участия, а впоследствии и плодотворное взаимодействие, нацеленное на превращение государства в действительно социальное образование, социальный институт.

Ключевые слова: правовой нигилизм, идея, традиция, социальное государство.

<п

I_

CJ

Отечественная философия всегда пребывала в поисках ответа на вопрос о характерных чертах национального характера, в том числе об отношении к закону и, в целом, к праву русского человека.

Правовой менталитет формируется в течение определенных темпоральных циклов, смена которых зависит от широкого спектра факторов, включая религию, социально-экономические отношения и культуру.

Чаадаев П.Я. в XIX веке писал, что идея для того, чтобы считаться достоянием человечества, пройти должна через определенное число поколений. Иначе говоря, идея только в качестве сформировавшейся традиции выступает всеобщим достоянием.

Вышеуказанные идеи транслируются не только через различные письменных источники. Они благодаря микро- и макросоциальным коммуникациям проникают в самое «сердце» народа, массовизируются посредством СМИ.

Учитывая то, что в современных условиях, когда в обществе сформировалась кардинально отличающаяся от предыдущих эпох, метамодернистская культура, в рамках которой правовая традиция формируется и развивается исключительно в результате трансляции субъективного мировосприятия [9], возникает вопрос о том, существует ли возможность формирования нового правового менталитета, в рамках которого будет доминировать идея общесоциального правосознания, правопонимания, правопринятия.

Поиск ответа на этот вопрос предпринимается учеными различных отраслей научного знания, экспертами, аналитиками на протяжении нескольких десятилетий (П.А. Астафичев, В.В. Белкин, П.Е. Бойко, С.К. Буряков, Р.Е. Быков, С.Н. Гаврилов, И.В. Жильцова, А.В. Иглин, Д.А. Кузнецова, Н.Ф. Медушевская, В.В. Оксамытный, М.М. Османов, И.А. Хакимов, Т.В. Цветикова, А.В. Швец, С.П. Швецов и др.).

Однако, в большинстве своем они сходятся во мнении о том, что для начала «культурной революции», необходимо избавиться от идеи, которая, как отмечает профессор С.Н. Бабурин, еще с советских времен выделяет выраженной запретом любой общеобязательной (государственной) идеологии триумф нигилизма [1, с. 130].

В целом, с позицией автора можно согласиться, т.к. изучая отечественную историю, можно утверждать, что российское государство не было никогда «открытым» государством с провозглашенным диктатом права.

Воля народа, несмотря на легитимность данного правила, интуитивно вторична. Это отнюдь не субъективная точка зрения, а лишь фактическая характеристика конкретного этапа исторического развития Российского государства.

Из этого следует, что оно реализовывать не может в рамках правоприменительной практики такие отношения, которые характерны исключительно для «открытых» государств.

После распада СССР реформирование российского государства отличалось непоследовательностью, без объективных на то причин посредством интеграции зарубежного опыта, что в результате привело лишь к механической адаптации страны к новой реальности.

Как отмечает С.В. Бурмистров, итогом этих реформ стали обнищание народа и крах народного хозяйства, вследствие чего общественностью любая реформа воспринималась как стремление с себя снять все обязательства.

Все общественные ресурсы контролировались либо перераспределялись группой людей, приближенных к правящей власти [2, с. 119]. Соответственно, идея, сформировавшаяся как реакция общества на решения советской власти, со временем прекратилась в традицию, которая, в свою очередь, спустя десятилетия, приняла масштаб национального правового менталитета, фундаментом которого является правовой нигилизм.

Давая характеристику этому явлению С.К. Буряков и А.Г. Филимонов [2, с. 223], отмечают его доминирование и в XXI в., называя его особым феноменом русского государства, который отличается моноцентричностью, основанной на особой структуре отношений в сфере права.

Под правовым нигилизмом следует понимать составляющую общественного сознания, которая выражается недоверчивым (безразличным, пренебрежительным и др.) отношением к закону и законности, праву и государству, т.е. в отрицании их общественной значимости.

С субъективной позиции это, в первую очередь, определенное состояние ума, базирующееся на отрицании некоторого правового явления, интегрированном в идеологический корпус национального самосознания.

И, как совершенно справедливо замечают К.Д. Гон-чаренко и соавторы, в отсутствие принятия кардинальных корректирующих мер, направленных на элиминацию человеческого скепсиса и безразличия, нигилизм может перерасти в экстремизм, а нигилист в экстремиста, для которого есть только вера в культ одиночества и социальной пассивности, исключительность определенного сообщества, культ личности [5, с. 112].

Данная характеристика, безусловно, подпадает под крайнюю степень нигилизма, источником которого выступает тотальный нигилизм, основанный на отказ от норм (ценностей), в частности правовых, включая отстаивание личного права в действиях и мыслях на волю.

Синтез ситуационного правового и морального нигилизма - источником вышеуказанной установки. Он предполагает негативное отношение к правовым нормам и ценностям, принятым в определенном социуме [11, с. 18].

В свою очередь, отправной точкой, на наш взгляд, будет являться выраженный полным отсутствием правового (морального) сознания пассивный нигилизм. Он является результатом несформированной или слабо сформированной правовой культуры. Исходя из этой мысли правовой нигилизм и правовая культура являются взаимообусловленными явлениями.

Как совершенно справедливо отмечает Т.В. Цвети-кова, под правовой культурой следует понимать важнейший элемент общественной культуры, выступающим индикатором уровня знаний, а также объективного отношения к правовой сфере в общества, что находит выражение в системе формируемых в рамках человеческой жизнедеятельности правовых знаний (убеждения, нормы, установки и др.) [12, с. 16].

Мир людей при полном отсутствии какой-либо правовой культуры не смог существовать, поскольку существа «разумные» уподобились бы своим «животным» предшественникам.

Возникновение разнообразных мнений о значимости существования в мире правовой культуры доказывает вышеприведенный тезис.

Безусловно, истиной служит следующий тезис: качество правовой культуры как индикатор позитивной правовой традиции, зависит от эффективности принимаемых решений, а также целенаправленного взаимодействия правительства, органов государственной власти, негосударственных институтов, предпринимательства, социальных групп и граждан, направленного на выработку правотворческих инициатив, принятие регулирующих в разнообразных хозяйственных отраслях социальные отношения нормативно-правовых актов.

Однако, реальность такова, что идеологически безупречное нормотворчество - это миф, т.к. государство выступает всегда основным идеологом доктрины права, тогда как гражданам отводится только роль исполнителей [7].

Стоит сказать, что взгляды представителей научного сообщества на смысл и содержание феномена правовой культуры кардинально различаются, что в определенной степени не позволяет четко проследить взаимосвязь (взаимообусловленность) между ней и правовым нигилизмом.

Так, например, Медушевский Н.А. [10] роль правовой культуры в обществе связывал с существованием различных видов терпимости в государстве.

Грунтовский И.И. [6] раскрыл уровень развития в социуме и государстве правовой культуры посредством анализа отношения к обязанности охраны безопасности и целостности государства военнослужащих.

Лазарев В.В. [8] выделяет многогранность такой категории, как правовая культура. С точки зрения ученого, данная категория включает:

• формирование правосознания как отражения правовых реалий;

• создание системы норм, выражающих волю государства в законах;

• реализация через общественные организации и государственные органы правовой культуры;

• воздействие на правовую деятельность (поведение) правовой культуры (законотворческий процесс). Власенко Н.А. [4], кроме структурных составляющих

исследуемой категории, выделил юридическую науку и источники права как воздействующие на правовую культуру основания.

Акцент в настоящем исследовании сделан на процесс воспитания правовой культуры, основанный на формировании правового мировоззрения у субъекта социальных отношений.

Поддерживая позицию Власенко Н.А., мы склонны полагать, что начинать создавать «правильную» идею (которая, как неоднократно было сказано выше, преобразиться в традицию) и формировать новое правосознание и правовосприятие необходимо именно с подрастающего поколения.

Таким образом, первичной задачей общественных институтов, и общества в целом, должно стать эффективное правовое образование молодых граждан, при этом, в обязательном порядке коррелирующее и иными формами профилактики и предупреждения распространения правового нигилизма в молодежной среде и его формовыражений (начиная с перехода улицы в положенном месте). Данное положение доказывается отсутствием взаимосвязи между практикой интеграции правового обучения подрастающего поколения в международные и национальные программы и степенью проявления правового нигилизма и его форм.

На наш взгляд, приоритетной задачей органов исполнительной власти является нормативное обоснование методологии и практической целесообразности изучения, сперва обществознания, затем права в федераль-

сз о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

ных государственных образовательных стандартах всех ступеней обучения; следующим логичным действием является вменение образовательным организациям обязанности инициации и последующего включения в учебные программы таких дисциплин, как «Нормотворческая деятельность в Российской Федерации», «Гражданское общество» и др.

Только таким образом, на наш взгляд, предпринимая попытку интеграции новой идеи в национальное самосознание, окажется возможным формирование новой культурной традиции, которая, будучи пронесена через поколения, сможет преобразовать национальный правовой менталитет, в основу которого будет заложен не скепсис и безразличие, а «правильное» правовое мировоззрение и мировосприятие.

Иными словами, обществу удастся «запустить» процесс ликвидации правового нигилизма путем формирования нового поколения со сформированным c самого детства, «правильным» мировоззрением и мировосприятием. Подобная метаморфоза позволит активировать синергию гражданского и публичного участия, а впоследствии и плодотворное взаимодействие, нацеленное на превращение государства в действительно социальное образование, социальный институт.

Литература

1. Бабурин С.Н. Значение ценностной динамики российского конституционализма ХХ в. // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2021. № 5 (81). С. 130-136.

2. Бурмистров С.В. Учение о правовом нигилизме в российской правовой мысли второй половины XIX века - начала XXI в.: дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. - Грозный, 2020. - 205 с.

3. Буряков С.К., Филимонов А.Г. Природа русского государства и правовой нигилизм российского общества // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. № 2 (85). С. 218-225.

4. Власенко Н.А. Разумность и определенность в правовом регулировании: монография. - М.: ИНФРА-М,

2014. - 156 с.

5. Гончаренко К.Д., Салганова Е.И. Тарада-нов А.А. Экстремизм - религия нигилизма // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2021. № 1. С. 107-112.

6. Грунтовский И.И. Мнение молодежи о престиже военной службы. //Научный журнал «Сервис PLUS». № 2. 2010. С. 1-7.

7. Жигулин А.А. Правовая культура личности как форма правосознания // Территория науки. 2012. № 3. С.98-106.

8. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2021. - 521 с.

9. Медушевская Н.Ф. Русский идеал правды в отечественном правосознании // Вестник Московского университета МВД России. 2021. № 5. С. 25-28.

10. Медушевский Н.А. Основы толерантности и правовой культуры. - 2-е изд. изм. и доп. - М.: ЛЕНАНД,

2015. - 408 с.

11. Селехова О.О., Киреев Е.И. Нигилизм как черта современной социальной реальности // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. № 84. С. 15-20.

12. Цветикова Т.В. Аксиологическое значение категории «правовая культура» в современном обществе // Юридическая наука. 2021. № 8. С. 16-21.

MUTUAL INFLUENCE OF THE CONCEPTS OF LEGAL CULTURE AND LEGAL NIHILISM IN RUSSIAN SOCIETY

Sirin S.A.

Irkutsk State Medical University of the Ministry of Health of Russia

The article is devoted to the study of the phenomena of legal culture and legal nihilism. In the context of the relationship between the concepts of "idea," «tradition» and «mentality» in classical Russian philosophy, the author questions the existence of the possibility of forming a legal mentality adapted to modern culture of meta-mod-ernism, within which the idea of a general social legal consciousness, legal understanding, and acceptance will dominate. Arguing the relationship and mutual influence of legal nihilism and legal culture, the author concludes that it is necessary to shift the balance of forces by means of initiative actions of executive authorities initiating program and project decisions in the field of education and education. Trying to integrate a new idea into the national identity of a new idea, it is possible to form a new cultural tradition, carried through generations will be able to transform the national legal mentality, which will be based not on skepticism and indifference, the «correct» legal worldview and worldview. Such a metamorphosis will activate the synergy of civil and public participation, and subsequently fruitful interaction aimed at turning the state into a truly social education, a social institution.

Keywords: legal nihilism, idea, tradition, legal consciousness. References

1. Baburin S.N. The significance of the value dynamics of Russian constitutionalism of the twentieth century // Bulletin of the O.E. Kutafin University. 2021. No.5 (81). pp. 130-136.

2. Burmistrov S.V. The doctrine of legal nihilism in Russian legal thought of the second half of the XIX century - the beginning of the XXI century: dissertation ... cand. Jurid. sciences': 12.00.01. - Grozny, 2020. - 205 p.

3. Buryakov S.K., Filimonov A.G. The nature of the Russian state and the legal nihilism of Russian society // Psychopedagogy in law enforcement agencies. 2021. No.2 (85). pp. 218-225.

4. Vlasenko N.A. Reasonableness and certainty in legal regulation: monograph. - M.: INFRA-M, 2014. - 156 p.

5. Goncharenko K.D., Salganova E.I. Taradanov A.A. Extremism - the religion of nihilism // Bulletin of SUSU. Series: Social and Humanitarian Sciences. 2021. No. 1. pp. 107-112.

6. Gruntovsky I.I. The opinion of young people about the prestige of military service. //Scientific journal "Service PLUS". No. 2. 2010. pp. 1-7.

7. Zhigulin A.A. Legal culture of personality as a form of legal awareness // The territory of science. 2012. No. 3. pp. 98-106.

8. Lazarev V.V., Lipen S.V. Theory of state and law. - 5th ed., ispr. and add. - M.: Yurayt Publishing House, 2021. - 521 p.

9. Medushevskaya N.F. The Russian ideal of truth in the domestic legal consciousness // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. No.5. pp. 25-28.

10. Medushevsky N.A. Fundamentals of tolerance and legal culture. - 2nd ed., ed. and add. - M.: LENAND, 2015. - 408 p.

11. Selekhova O.O., Kireev E.I. Nihilism as a feature of modern social reality // Bulletin of the Amur State University. Series: Humanities. 2019. No.84. pp. 15-20.

12. Tsvetikova T.V. The axiological meaning of the category "legal culture" in modern society // Legal science. 2021. No.8. pp. 16-21.

<n ■_

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.