Научная статья на тему 'СПОСОБЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СПОСОБЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
24
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовой нигилизм / правовое поведение / правосознание / среднее профессиональное образование / педагогическая профилактика / legal nihilism / legal behavior / legal consciousness / secondary vocational education / pedagogical prevention

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куралин Владимир Валерьевич, Безукладников Константин Эдуардович

Предложены различные способы профилактики правового нигилизма среди обучающихся в организациях среднего профессионального образования. Авторы исследуют сущность и причины возникновения правового нигилизма среди обучающихся и предлагают многосторонние антиципативные стратегии и меры, направленные на его предотвращение. В статье рассматриваются проблемы внедрения образовательных программ, направленных на развитие правовой культуры и осознанности правового поведения, содействия активному участию обучающихся в образовательном процессе. Предложены эффективные способы борьбы с правовым нигилизмом. Подчеркивается важность формирования позитивного отношения к правопорядку, закону, а также обеспечения доступности юридической помощи и консультаций для обучающихся. Обоснована необходимость содействия сотрудничеству между образовательными организациями, правоохранительными органами и общественными организациями для обеспечения комплексного подхода к профилактике правового нигилизма. Определена роль образования как ключевого инструмента в формировании устойчивой коммуникативной образовательной среды, направленной на преодоление правового нигилизма. Результаты исследования прошли научную апробацию в АНПОО «Академическая школа информационных технологий» (город Пермь, Россия), а рекомендации, сделанные авторами, могут быть полезными для педагогов, администрации учебных заведений, а также специалистов в области образования, работающих над снижением уровня правового нигилизма среди обучающихся в организациях среднего профессионального образования. Полученные результаты исследования и рекомендации могут служить основой для разработки и реализации эффективных мер по укреплению правовых компетенций и ценностей среди обучающихся, что, в свою очередь, будет способствовать созданию правового сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS FOR PREVENTING LEGAL NIHILISM AMONG STUDENTS IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION ORGANIZATIONS

This article proposes various ways of preventing legal nihilism among students in secondary vocational education organizations. The authors explore an essence and causes of legal nihilism among students and propose multifaceted anticipatory strategies and measures aimed at preventing it. The article discusses problems of introducing educational programs aimed at developing legal culture and awareness of legal behavior, promoting the active participation of students in the educational process, as well as developing effective ways to combat legal nihilism. The importance of developing a positive attitude towards the rule of legal order, the law, as well as ensuring the availability of legal assistance and consultations for students is emphasized. The authors justify the necessity of promoting cooperation between educational institutions, law enforcement agencies and public organizations to ensure an integrated approach aimed at preventing legal nihilism. The role of education as a key tool in the formation of a sustainable and communicative educational environment is determined. The results of this study have been tested at the ANPOO Academic School of Information Technologies (Perm, Russia). Authors’ recommendations may be useful for educational institutions administration and teaching staff, as well as education specialists focused on elimination of legal nihilism in students of secondary vocational education organizations. The research results obtained and recommendations made can serve a basis for the development and implementation of effective measures in strengthening legal competencies and values among students. This will contribute to legal community creation.

Текст научной работы на тему «СПОСОБЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 37.01 Научная статья

Б01: 10.15593/2224-9389/2023.4.11

В.В. Куралин, К.Э. Безукладников Поступила: 15.10.2023

Одобрена: 14.11.2023

_ _ Принята к печати: 21.12.2023

Пермскии государственный

гуманитарно-педагогический университет,

Пермь, Российская Федерация

СПОСОБЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Предложены различные способы профилактики правового нигилизма среди обучающихся в организациях среднего профессионального образования. Авторы исследуют сущность и причины возникновения правового нигилизма среди обучающихся и предлагают многосторонние анти-ципативные стратегии и меры, направленные на его предотвращение.

В статье рассматриваются проблемы внедрения образовательных программ, направленных на развитие правовой культуры и осознанности правового поведения, содействия активному участию обучающихся в образовательном процессе. Предложены эффективные способы борьбы с правовым нигилизмом. Подчеркивается важность формирования позитивного отношения к правопорядку, закону, а также обеспечения доступности юридической помощи и консультаций для обучающихся.

Обоснована необходимость содействия сотрудничеству между образовательными организациями, правоохранительными органами и общественными организациями для обеспечения комплексного подхода к профилактике правового нигилизма. Определена роль образования как ключевого инструмента в формировании устойчивой коммуникативной образовательной среды, направленной на преодоление правового нигилизма.

Результаты исследования прошли научную апробацию в АНПОО «Академическая школа информационных технологий» (город Пермь, Россия), а рекомендации, сделанные авторами, могут быть полезными для педагогов, администрации учебных заведений, а также специалистов в области образования, работающих над снижением уровня правового нигилизма среди обучающихся в организациях среднего профессионального образования.

Полученные результаты исследования и рекомендации могут служить основой для разработки и реализации эффективных мер по укреплению правовых компетенций и ценностей среди обучающихся, что, в свою очередь, будет способствовать созданию правового сообщества.

Ключевые слова: правовой нигилизм, правовое поведение, правосознание, среднее профессиональное образование, педагогическая профилактика.

Эта статья доступна в соответствии с условиями лицензии / This work is licensed under Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).

V.V. Kuralin, K.E. Bezukladnikov Received: 15.10.2023

Accepted: 14.11.2023

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Pub|ished: 21122023 Perm, Russian Federation

WAYS FOR PREVENTING LEGAL NIHILISM AMONG STUDENTS IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION ORGANIZATIONS

This article proposes various ways of preventing legal nihilism among students in secondary vocational education organizations. The authors explore an essence and causes of legal nihilism among students and propose multifaceted anticipatory strategies and measures aimed at preventing it.

The article discusses problems of introducing educational programs aimed at developing legal culture and awareness of legal behavior, promoting the active participation of students in the educational process, as well as developing effective ways to combat legal nihilism. The importance of developing a positive attitude towards the rule of legal order, the law, as well as ensuring the availability of legal assistance and consultations for students is emphasized.

The authors justify the necessity of promoting cooperation between educational institutions, law enforcement agencies and public organizations to ensure an integrated approach aimed at preventing legal nihilism. The role of education as a key tool in the formation of a sustainable and communicative educational environment is determined.

The results of this study have been tested at the ANPOO Academic School of Information Technologies (Perm, Russia). Authors' recommendations may be useful for educational institutions administration and teaching staff, as well as education specialists focused on elimination of legal nihilism in students of secondary vocational education organizations.

The research results obtained and recommendations made can serve a basis for the development and implementation of effective measures in strengthening legal competencies and values among students. This will contribute to legal community creation.

Keywords: legal nihilism, legal behavior, legal consciousness, secondary vocational education, pedagogical prevention.

Введение

В современном обществе правовой нигилизм становится распространенным явлением, особенно среди молодежи, проявляющимся в отсутствии интереса к праву и закону, в выражении недоверия к авторитету правоохранительных органов, что обусловливает необходимость активной профилактики данного явления. Особое внимание следует уделить обучающимся в организациях среднего профессионального образования, которые готовят обучающихся к будущей профессии и могут повлиять на социальную жизнь общества.

В данной статье рассмотрены различные способы профилактики правового нигилизма у обучающихся в организациях среднего профессионального образования. Они включают в себя как традиционные формы работы, основанные на проведении лекций и практических занятий, так и инновационные подходы, связанные с использованием информационных технологий и активным вовлечением обучающихся в процесс обучения, которые создают условия для развития гражданской культуры и правосознания у будущих специалистов.

Авторами проводится исследование среди обучающихся по профессии среднего профессионального образования 09.01.03 «Оператор информационных систем и ресурсов» на базе Автономной некоммерческой профессиональной образовательной организации «Академическая школа ИТ», поскольку обучающиеся данной направленности являются более уязвимыми к восприятию нигилистических ценностей в связи с проведением ими большого объема времени в интернет-пространстве, в результате чего последние могут не дифференцировать аналоговый и цифровой мир.

Проводится сегментно-структурный анализ ФГОС по профессии 09.01.03 «Оператор информационных систем и ресурсов», на основании которого авторы приходят к выводу, что названный ФГОС не предусматривает обязательное изучение дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», при этом во ФГОС присутствует дисциплина «Документационное и правовое обеспечение управления», которая в полной мере не позволяет сформировать у обучающихся представление о ценности знания права и о правовых способах защиты нарушенных прав и свобод в дальнейшем.

Одновременно обосновывается целесообразность такого способа профилактики правового нигилизма среди обучающихся по названной профессии, как введение в учебный план дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» за счет часов вариативной части образовательной программы, и доказывается необходимость комбинирования названной дисциплины с внеучебной деятельностью, направленной на формирование правовых знаний у обучающихся.

Методология исследования

Методология исследования включает в себя антропологический подход, позволяющий рассматривать проблемы правового нигилизма в контексте современной образовательной среды среднего профессионального образования. Таковую среду можно рассматривать как основание субъектных трансформаций, особенно в условиях увеличения роли педагога в процессе обучения указанной категории обучающихся, с учетом особых образовательных потребностей, свойственных системе профессионального образования.

Философско-исторический метод применяется для изучения феномена правового нигилизма с учетом динамики общественного и исторического развития. Этот подход позволяет выявить трансформации в педагогических практиках и их внедрении, направленных, в свою очередь, на профилактику и борьбу с таковым нежелательным явлением, как правовой нигилизм у лиц, склонных к девиантному поведению.

Не менее важным из основных подходов исследования является системный подход, применяемый при разработке структурно-функциональной

модели комплексной системы профилактики правового нигилизма. Этот метод обеспечивает целостный взгляд на поднимаемые авторами проблемы и указывает на разработку комплексных способов их решений.

Деятельностный метод используется при рассмотрении сущностных характеристик и создании педагогического инструментария структурно-функциональной модели. Этот метод тесно связан с системным, обеспечивая более глубокое понимание взаимосвязей в образовательной среде при реализации инструментов, направленных на профилактику правового нигилизма.

Применение конструктивистского подхода позволяет конструировать смыслы воспитательного процесса, направленного на создание системы мероприятий, как правило, носящей превентивный характер и направленной прежде всего на обучающихся, состоящих в группе социального риска. Одновременно этот метод обеспечивает понимание активной роли обучающихся в процессе образования.

Обобщенные результаты исследования, проведенного с использованием вышеупомянутых методов, предоставляют ценную информацию для разработки эффективных способов профилактики правового нигилизма в системе среднего профессионального образования.

Понятие «правовой нигилизм» является относительно новым для российской правоведческой школы, поскольку первые упоминания о таковом явлении появляются в юридической литературе послеперестроечного периода.

Толкование термина «правовой нигилизм» остается дискуссионным по настоящее время и исходит от представителей философских и правовых школ, которые трактуют указанное понятие как неверие в возможность обеспечить реализацию интересов общества и индивида с помощью права, как проявление отрицательного, негативного, неуважительного отношения к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений и как отрицание социальной ценности права [1].

Факт наличия в российском обществе такого явления, как правовой нигилизм, свидетельствует о существующем кризисе в системе его профилактики, между тем для борьбы с самим явлением необходимо в первую очередь исследовать его причины.

Обобщая информацию проанализированных причин, можно прийти к выводу, что ведущими причинами возникновения правового нигилизма являются: а) отсутствие консолидирующей государственно-правовой идеологии и разобщенность институтов социализации [2-4]; б) недостаточная эффективность системы правового просвещения и контроля его реализации со стороны педагогических работников [5, 6].

Относительно первой причины нельзя не заметить положительные изменения в современной образовательной системе государства, направленные на ее устранение.

Согласно п. 11 «а» Поручения Президента Российской Федерации Министерству науки и высшего образования РФ от 22 декабря 2022 г. № Пр-173ГС, последнему поручено разработать и включить в образовательные программы высшего образования курс (модуль) «Основы российской государственности» [7].

Цель данной дисциплины заключается в формировании у обучающихся комплекса знаний, умений, навыков и ценностей, которые связаны с осознанием своей принадлежности к российскому обществу и развитием гражданской и правовой активности. Этот курс нацелен на презентацию всестороннего духовного, нравственного и культурного фундамента российской государственности, а также выявление особенностей исторического пути ее развития и уникальных аспектов политической организации. Все содержание курса раскрывает взаимосвязь между индивидуальным достоинством и успехом личности как гражданина с политической стабильностью в родной стране, а также в курсе особое внимание уделяется аспектам правовых норм и прав граждан, знанию и выполнению Конституции РФ.

Создание главой государства указанных мер фактически привело к активному обсуждению концепции указанного образовательного курса, который, как видно из его цели, направлен, кроме прочего, на создание системы превентивных мер, предотвращающих такое явления, как правовой нигилизм.

Одновременно в настоящее время остается открытым вопрос о способах устранения таковой причины, как недостаточная эффективность системы правового просвещения и контроля её реализации со стороны педагогических работников, особенно в системе СПО.

При этом ученые отмечают, что роль педагога в предупреждении правового нигилизма у обучающихся в организациях среднего профессионального образования является одной из ключевых. Педагогический коллектив имеет прямое влияние на формирование правовой культуры обучающихся, а также способствует развитию их гражданской ответственности. В качестве превентивной меры, способствующей подъему правовой культуры, необходимо проводить профилактические мероприятия [8].

Профилактика правового нигилизма начинается с осознания проблемы педагогами и их активного участия в этом процессе. Первым шагом является создание благоприятной образовательной среды, которая будет способствовать формированию гражданско-правовой культуры учащихся. Для этого необходимо проводить систематическую работу по пропаганде законности и правильных ценностей [9]. Также педагог должен быть готовым реагировать на проявления правового нигилизма учащихся. Важно не только замечать подобные проявления, но и проводить работу по их предупреждению [10, 11].

Современная педагогическая наука сформировала несколько способов, направленных на профилактику правового нигилизма, к которым относятся:

1) включение в учебный план специальных курсов, направленных на восполнение пробелов в области современного права; 2) проведение специальных тренингов и семинаров по проблематике правонарушений; 3) создание клубов и объединений по правовой тематике; 4) организация конкурсов, олимпиад и игровых мероприятий по праву; 5) привлечение к работе с обучающимися специалистов из юридической сферы; 6) использование практических задач и ситуаций при организации обучения по дисциплине «Правовые основы профессиональной деятельности».

Тем не менее при реализации названных способов самым важным элементом является разработка программы правового просвещении для обучающихся, которая включает в себя практические задания и ситуации из реальной жизни (кейсы), разрешая которые, обучающий применял бы полученные теоретические знания, сопоставленные с фактической ситуацией (кейсом), которая приводила бы последнего к однозначному выводу, что у каждой жизненной ситуации существует правовое регулирование. Реализация указанных способов фактически позволила обучающимся осознать основные функции права, в частности, функцию, направленную на регулирование общественных отношений [12, 13].

Одним из эффективных способов формирования правовой культуры у обучающихся является четвертый - проведение правовых игр, таких, например, как «Викторина по праву» или «Мини-триал» [14-17]. При этом кейсы в таковых учебных судах не являются однозначными, а предусматривают множество вариантов решения. Основной задачей обучающихся фактически являются умения аргументации своей правовой позиции.

Еще одним способом формирования правовой культуры у обучающихся является организация внеурочной деятельности по правовому воспитанию. По словам Е.И. Григорьевой, «в результате правового воспитания у молодых людей формируются правовые потребности, установки, ценностные ориентации, которые в значительной мере предопределяют выбор соответствующих действий и поступков» [18].

Исследование и его результаты

Для установления уровня правового нигилизма у обучающихся средне-профессионального образования авторами настоящий статьи было проведено анкетирование в Академической школе ИТ.

Академическая школа ИТ была образована в 2015 году, имеет лицензию на оказание образовательных услуг по специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование», а также по профессии 09.01.03 «Оператор информационных систем и ресурсов». На официальном сайте образовательной организации представлено свидетельство о государственной

аккредитации по УГС 09.00.00. Общая численность обучающихся составляет 273 человека, демографические показатели также указывают на то, что подавляющее число обучающихся составляют лица мужского пола 87,3 % и лица женского пола 12,7 %.

Для проведения анкетирования была разработана анкета, содержащая следующие вопросы:

1. Как вы оцениваете свой уровень знаний о правах и обязанностях граждан?

2. Считаете ли вы важным осведомленность о правовых нормах для гражданской ответственности?

3. Как вы относитесь к уважению прав других людей в повседневной жизни?

4. Имеете ли вы опыт участия в правовых инициативах, например, в студенческих объединениях или юридических клубах?

5. Считаете ли вы, что правила в учебных заведениях, такие как кодексы поведения (этики), должны строго соблюдаться?

6. Как вы реагируете на ситуации, когда кто-то в вашем окружении нарушает законы или правила?

7. Какие шаги, по вашему мнению, студенты могут предпринять для повышения правовой культуры в среде колледжа?

8. Как вы воспринимаете роль образовательных программ в формировании правовой культуры?

9. Считаете ли вы, что учебные заведения должны предоставлять обучающий материал по основам права?

10. Как вы оцениваете эффективность мер, направленных на профилактику правонарушений в студенческой среде?

11. Есть ли у вас интерес к изучению юридических аспектов в своей профессиональной области?

12. Какие идеи вы предложили бы для повышения правовой культуры среди обучающихся в вашем колледже?

Анонимное анкетирование учащихся было проведено в сентябре 2023 года, по результатам которого были получены данные, свидетельствующие о низком уровне сформированности правовой культуры среди обучающихся, а также о наличии устоявшихся тенденций к росту нигилизма по отношению к праву, обусловленных следующими причинами:

1) низкой юридической грамотностью: в силу своих возрастных особенностей и отсутствия опыта взаимодействия с правом, многие обучающиеся имеют низкую юридическую грамотность. Они не знакомы с основными принципами правопорядка и законами своей страны. Это делает их более подверженными воздействиям правового нигилизма;

2) игнорированием правовых норм: обучающиеся часто игнорируют правовые нормы и не осознают последствия своих действий. Они могут пренебрегать законами, правилами учебных заведений и другими правовыми актами. Такое поведение может быть результатом отсутствия понимания или неуважения к праву;

3) низкой ответственностью перед законом: молодые люди в переходном возрасте могут испытывать сложности в формировании ответственности перед законом. Они могут считать, что правовые нормы имеют отношение только к «взрослой жизни» и не принимают свою роль как граждан или учащихся серьезно. Это также может способствовать развитию правового нигилизма;

4) влиянием окружения: средние профессиональные учебные заведения могут быть средой, где негативное отношение к праву распространено среди обучающихся. Если студентам предоставляется модель поведения, которая пренебрегает законом, это может подталкивать других к принятию такого же отношения. Это может быть связано с недостаточной подготовкой персонала учебного заведения или отсутствием контроля со стороны администрации.

Проведенное исследование показало, что среди обучающихся по специальности 09.01.03 «Оператор информационных систем и ресурсов» присутствуют нигилистические ценности, выражающиеся в отсутствие дифференциации между аналоговым и цифровым миром, ассоциации интернет-пространства как сферы, не регулируемой нормами права, следовательно, совершаемые в нем противоправные действия, по мнению анкетируемых, не будут являться наказуемыми. Более того, обучающиеся осведомлены о технологиях (площадках), используемых при совершении киберпреступлений, таких как «DarkNet», I2P или «Невидимый интернет», алгоритмах их работы, принципах шифрования информации на указанных площадках и допускают их дальнейшее существование.

При этом можно также отметить, что причиной возникновения правового нигилизма у обучающихся является отсутствие должной работы по формированию правосознания и правовых ценностей обучающихся. Во многих случаях школьная программа лишь поверхностно затрагивает темы, связанные с законами и правами человека, не создавая достаточной основы для понимания важности законопослушного поведения.

Учитывая специфику образовательной организации, возрастные особенности контингента обучающихся, а также уровень образования и сформировавшие структурно-социальные связи и коммуникации, авторами для проведения настоящего исследования вопросов профилактики правового нигилизма были выбраны следующие способы: 1) технология Moot court; 2) проведение модифицированной олимпиады по праву.

Переходя к результатам исследования, прежде всего необходимо указать на то, что moot court - это симуляция судебного процесса, в котором студенты играют роль адвокатов (представителей сторон) и судей, изучая и анализируя различные юридические проблемы.

Следовательно, формируемый авторами комплект материалов для проведения учебного процесса (кейс) не должен быть однозначным и не должен указывать участникам на заранее определенный результат, напротив, формируемый кейс должен указывать на неоднозначность ситуации и правомерность поведения каждой из сторон, однако фактическое положение обязывает участников признать поведение одной из сторон неправомерным и осуществить защиту нарушенного права.

Формируемый комплект должен также содержать в себе выдержки из законодательства, регулирующие спорные отношения, на которые обе стороны могут ссылаться при подготовке своей позиции, однако не следует чрезмерно увеличивать объем материалов законодательной базы, поскольку важны универсальные умения, которые можно сформировать посредством данного способа профилактики правового нигилизма. Поэтому для обучающихся была составлена пояснительная записка с указанием, что предоставленная законодательная база не является исчерпывающей, и участники могут использовать различные источники для чтения, поиска и интерпретации правовой информации.

Результаты внедрения технологии moot court в систему среднего профессионального образования (СПО) в Академической школе информационных технологий как способа профилактики правового нигилизма у обучающихся являются значимыми и положительными. Реализация на практике этой технологии способствовала формированию правовой культуры у обучающихся. Участие в симуляции судебного процесса позволило студентам более углубленно понять принципы права, процедуры судебных разбирательств и принципы защиты прав и свобод граждан. Таким образом, они осознают важность законности и учатся соблюдать правила общества.

Как отмечается учеными, технология moot court способствует развитию коммуникативных умений у обучающихся [19, 20]. И это утверждение нашло свое подтверждение в ходе проведения исследования в Академической школе ИТ: в ходе симуляции судебного процесса студентам приходилось выступать перед аудиторией, представлять свою позицию и аргументированно отвечать на возражения процессуальных оппонентов.

Технология Moot court способствует формированию навыка критического мышления у обучающихся, навыка поиска и обработки информации и ее структуризации. В ходе подготовки к судебному разбирательству студенты изучали различные юридические материалы (судебные акты, мнения юристов правоведов и т.п.) и анализировали разные точки зрения на пробле-

му. Это помогает им оценивать информацию критически, выявлять логические ошибки и противоречия, а также принимать обоснованные решения.

Результаты внедрения способа проведения олимпиад по праву в систему СПО как меры профилактики нигилизма являются значительными и положительными, но при условии актуализации и модернизации олимпиадных заданий.

Во-первых, такие практико-ориентированные олимпиады способствуют повышению интереса обучающихся к изучению правовых наук. Благодаря участию в таких олимпиадах студентам предоставляется возможность продемонстрировать свои знания и умения в этой области, что способствует стимуляции их дальнейшего развития.

Во-вторых, проведение олимпиад по праву позволяет выявить талантливых обучающихся с преимущественными способностями в этой области. Такие студенты могут быть направлены на дополнительное обучение и подготовку к участию в профессиональных конкурсах и олимпиадах, что способствует повышению качества подготовки специалистов, а также повышению их метапредметных компетенций.

Результаты педагогического эксперимента с использованием олимпиад по праву, включающих реальные жизненные ситуации, были следующими:

- участники олимпиад столкнулись с реальными правовыми кейсами, что способствовало развитию практических навыков анализа ситуаций и принятия обоснованных решений. Наблюдается улучшение понимания того, как теоретические концепции применяются на практике;

- участники продемонстрировали более высокий уровень сформиро-ванности навыков и умений критического мышления при рассмотрении правовых аспектов реальных ситуаций, способности анализа различных точек зрения и оценки последствий принятых решений;

- студенты выработали более четкое понимание этических аспектов правовых вопросов, проявление ответственности за принятые решения и их соответствие нормам этики стали более осознанными;

- участие в олимпиадах подтолкнуло обучающихся к дополнительному изучению правовых дисциплин и углубленному пониманию своей будущей профессиональной области, заметно увеличился интерес к различным аспектам юриспруденции и их влиянию на реальные ситуации;

- командное участие в олимпиадах способствовало развитию коммуникативных умений, таких как обмен мнениями, обсуждение решений и совместное принятие решений;

- участие в олимпиадах с реальными кейсами способствовало формированию у обучающихся более глубокого уважения к правовым нормам и системе в целом. Студенты проявляют более ответственный подход к соблюдению законов в повседневной жизни;

- участие в олимпиадах создало положительное восприятие образовательного процесса среди обучающихся: студенты стали проявлять больший интерес к учебе и более высокую мотивацию к достижению успехов в области права.

Однако необходимо учитывать ряд факторов при внедрении олимпиад по праву в систему СПО.

Во-первых, необходимо обеспечить соответствующую подготовку и квалификацию преподавателей, которые будут заниматься подготовкой обучающихся к участию в таких соревнованиях, а также разработку контрольно-измерительных материалов. Во-вторых, следует спланировать четкую технику проведения олимпиад по праву, которая будет гарантировать объективную оценку работ. Это поможет избежать возможных споров и конфликтов между участниками и экспертной комиссией. В-третьих, необходимо обеспечить доступность участия в олимпиадах для всех желающих среди обучающихся. Для этого можно предусмотреть различные категории участников (например, по возрасту или по уровню подготовки) или предоставить возможность удаленного участия через Интернет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С точки зрения авторов, также целесообразным способом профилактики правового нигилизма среди обучающихся по профессии 09.01.03 «Оператор информационных систем и ресурсов» будет являться введение в учебный план дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» за счет часов вариативной образовательной программы. Изучение дисциплины необходимо комбинировать с внеучебной деятельностью, направленной на формирование правовых ценностей у обучающихся.

Заключение

Рассматривая результаты проведенного исследования в Академической школе ИТ следует отметить, что осуществленное 11.10.2023 года повторное анкетирование свидетельствует о повышении уровня правовой культуры на 74,3 % от первоначально установленных показателей, что доказывает эффективность используемых авторами способов. Следовательно, таковые могут быть внедрены в систему СПО как эффективные способы профилактики правового нигилизма.

Исследование показало, что первый шаг в борьбе с правовым нигилизмом - это создание условий для практического применения правовых знаний. Обучающиеся должны иметь возможность участвовать в моделировании ситуаций, где они мотивированы принимать решения, основываясь на своих знаниях о праве. Такие практические задания помогают им научиться анализировать сложные ситуации с правой точки зрения, принимать взвешенные решения и понимать последствия предпринятых действий. Это также способствует формированию ответственного отношения к закону и развитию навы-

ков и умений саморегуляции. Информационная работа и практическое применение правовых знаний позволяют обучающимся вносить свой вклад в укрепление правового государства.

Для эффективной борьбы с правовым нигилизмом авторами настоящего исследования были определены следующие обязательные условия его профилактики:

1) формирование правосознания, являющегося основой для предупреждения этого явления, развитие понимания и признания значимости законов и прав;

2) предоставление информации о законах и правах, отсутствие которой может стать одной из причин правового нигилизма;

3) развитие умений правоприменения и соблюдение законов;

4) предоставление возможностей для активной гражданской позиции, чтобы видеть свою значимость в социальных процессах и осознавать свое право на изменение существующего положения дел;

5) установление факта неотвратимой ответственности за нарушение законодательства, предотвращающей правовой нигилизм.

В ходе проведения исследования авторами установлено, что имеется существенная разница между профилактикой правового нигилизма и профилактикой правонарушений в системе СПО. Поскольку сложившаяся система профилактики правонарушений призывает придерживаться законопослушного поведения исключительно под страхом наказания, и впоследствии стоп-фактором, который ограждает обучающегося от совершения правонарушения, является применение негативных санкций к нарушителю со стороны государства, а система профилактики правового нигилизма формирует в обучающемся принципы и систему ценностей, которые на основе сформировавшегося мировоззрения порицают противоправное поведение и не допускают пропаганду нигилистических ценностей.

Список литературы

1. Сенин И.Н. К вопросу о понятии правового нигилизма // ОНВ. - 2006. -№ 9 (47). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-ponyatii-pravovogo-nigilizma (дата обращения: 09.11.2023).

2. Матевосова Е.К. Правовой нигилизм в России и его причины // Актуальные проблемы российского права. - 2011. - № 3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/pravovoy-nigilizm-v-rossii-i-ego-prichiny (дата обращения: 15.11.2023).

3. Сандул Я.В. Соотношение объективных и субъективных факторов правового воспитания студенчества // Знание. Понимание. Умение. - 2010. - № 2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sootnoshenie-obektivnyh-i-subektivnyh-faktorov-pravovo-go-vospitaniya-studenchestva (дата обращения: 13.11.2023).

4. Фомин М.С. Формальная сторона образования: конвертация мягкой силы в обеспечении духовной безопасности студентов (практический подход) // АНИ: пе-

дагогика и психология. - 2021. - № 1 (34). - URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/formalnaya-storona-obrazovaniya-konvertatsiya-myagkoy-sily-v-obespechenii-duhovnoy-bezopasnosti-obuchayuschihsya-prakticheskiy (дата обращения: 15.11.2023).

5. Семенова Е.В. Правовой нигилизм и его профилактика в студенческой среде // Вестник Шадринск. гос. пед. ун-та. - 2016. - № 3 (31). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoy-nigilizm-i-ego-profilaktika-v-studencheskoy-srede (дата обращения: 15.10.2023).

6. Позднякова К. А. Педагогические технологии, используемые на уроках права для преодоления деформации правового сознания и формирования правовой культуры студентов // Ученые записки ОГУ. Сер. Гуманитарные и социальные науки. -2021. - № 4 (93). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-tehnologii-ispolzuemye-na-urokah-prava-dlya-preodoleniya-deformatsii-pravovogo-soznaniya-i-formi-rovaniya-pravovoy (дата обращения: 13.10.2023).

7. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // Официальное опубликование правовых актов. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019 (дата обращения: 13.10.2023).

8. Ядрышников К.С. Проблемы формирования правовой культуры у студентов среднего профессионального образования // Общество: социология, психология, педагогика. - 2017. - № 8. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-formiro-vaniya-pravovoy-kultury-u-studentov-srednego-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 13.10.2023).

9. Кутыгин Ю.А., Шаламова Е.Ю. Реализация правового воспитания в России: от региональных проектов к разработке Единой концепции // Концепт. - 2019. -№ 8. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-pravovogo-vospitaniya-v-rossii-ot-regionalnyh-proektov-k-razrabotke-edinoi-kontseptsii (дата обращения: 15.10.2023).

10. Манаенкова О. А. Обеспечение качества обучения в системе СПО // Наука и образование. - 2023. - № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obespechenie-ka-chestva-obucheniya-v-sisteme-spo (дата обращения: 15.10.2023).

11. Ахмедова М.Г. Правовые компетенции в образовании как основа профилактики правового нигилизма молодежи // Право и образование. - 2009. - № 4. -С. 90-98.

12. Терещенко В. А., Ратникова И.Г. Особенности правового нигилизма современной российской молодёжи // МНКО. - 2018. - № 3 (70). - URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/osobennosti-pravovogo-nigilizma-sovremennoy-rossiyskoy-molodyozhi (дата обращения: 13.10.2023).

13. Цветикова Т.В. Аксиологическое значение категории «правовая культура» в современном обществе // Юридическая наука. - 2021. - № 8. - URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/aksiologicheskoe-znachenie-kategorii-pravovaya-kultura-v-sovremennom-obschestve (дата обращения: 15.10.2023).

14. Бекиров С.Н. Актуальность формирования правового сознания будущих педагогов в условиях правового нигилизма молодежи // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/

n/aktualnost-formirovaniya-pravovogo-soznaniya-buduschih-pedagogov-v-usloviyah-pravo-vogo-nigilizma-molodezhi (дата обращения: 15.10.2023).

15. Калинина А.В., Томилин А.Н. Основные концептуальные положения правового воспитания курсантов морского среднего учебного заведения // МНКО. -2018. - № 2 (69). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-kontseptualnye-polozheniya-pravovogo-vospitaniya-kursantov-morskogo-srednego-uchebnogo-zavedeniya (дата обращения: 15.10.2023).

16. The Parker School // Journal of East European Law. Parker School of Foreign and Comparative Law. - 1998. - Р. 354. Retrieved 27 November 2013. Legal nihilism is such an attitude towards law.

17. Kohler Josef, Berolzheimer Fritz. Archiv für Rechts- und Sozialphilosophie. Verlag für Staatswissenschaften und Geschichte. - 1987. - Р. 216.

18. Григорьева Е.И., Зайцева С.П. Особенности формирования правовой культуры студенческой молодежи // Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - № 12. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ osobennosti-formirovaniya-pravovoy-kultury-studencheskoy-molodezhi (дата обращения: 15.10.2023).

19. Feagin Joe R., Orum Anthony M., Sjoberg Gideon A Case for the case study. -Chapel Hill: University of North Carolina Press, 1991.

20. Pattinson Shaun D., Kind Vanessa. Using a moot to develop students' understanding of human cloning and statutory interpretation // Medical Law International. -17 (3). - 111-133. - URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5598875/ DOI: 10.1177/0968533217726350. PMC 5598875. PMID 28943724 (дата обращения: 15.10.2023).

References

1. Senin I.N. K voprosu o poniatii pravovogo nigilizma [About the notion of legal nihilism]. ONV, 2006, no. 9 (47), available at: https://cyberleninka.ru/article/n7k-voprosu-o-ponyatii-pravovogo-nigilizma (accessed 09.11.2023).

2. Matevosova E.K., Pravovoi nigilizm v Rossii i ego prichiny [Legal nihilism in Russia and its causes]. Aktual'nye problemy rossiiskogo prava, 2011, no. 3, available at: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoy-nigilizm-v-rossii-i-ego-prichiny (accessed 15.11.2023).

3. Sandul Ia.V., Sootnoshenie ob"ektivnykh i sub"ektivnykh faktorov pravovogo vospitaniia studenchestva [Correlation of objective and subjective factors of students' legal education]. Znanie. Ponimanie. Umenie, 2010, no. 2, available at: httpsy/cyberleninka.ru/arücle/n/sootaoshenie-obektivnyh-i-subektivnyh-faktorov-pravovogo-vospitaniya-studenchestva (accessed 13.11.2023).

4. Fomin M.S., Formal'naia storona obrazovaniia: konvertatsiia miagkoi sily v obespechenii dukhovnoi bezopasnosti studentov (prakticheskii podkhod) [Formal aspect of education: Conversion of the soft power to the support of spiritual security of trainee (practical view)]. ANI: pedagogika i psikhologiia, 2021, no. 1 (34), available at: https://cyberleninka.ru/article/n7formalnaya-storona-obrazovaniya-konvertatsiya-myagkoy-sily-v-obespechenii-duhovnoy-bezopasnosti-obuchayuschihsya-prakticheskiy (accessed 15.11.2023).

5. Semenova E.V. Pravovoi nigilizm i ego profilaktika v studencheskoi srede [Legal nihilism and its prevention in student environment]. Vestnik Shadrinskogo gosudar-stvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2016, no. 3 (31), available at: https://cyberleninka.ru/article/n7pravovoy-nigilizm-i-ego-profilaktika-v-studencheskoy-srede (accessed 15.10.2023).

6. Pozdniakova K.A., Pedagogicheskie tekhnologii, ispol'zuemye na urokakh prava dlia preodoleniia deformatsii pravovogo soznaniia i formirovaniia pravovoi kul'tury studen-tov [Pedagogical technologies used in the lessons of law to overcome the deformation of legal consciousness and the formation of the legal culture of students]. Uchenye zapiski OGU. Seriia: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki, 2021, no. 4 (93), available at: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-tehnologii-ispolzuemye-na-urokah-prava-dlya-preodoleniya-deformatsii-pravovogo-soznaniya-i-formirovaniya-pravovoy (accessed 13.10.2023).

7. Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoi politiki po sokhraneniiu i ukrepleniiu traditsionnykh rossiiskikh dukhovno-nravstvennykh tsennostei [On approval of state policy to preserve and strengthen traditional Russian spiritual and moral values]. Decree of the RF President dated 09.11.2022, No. 809, available at: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202211090019 (accessed 13.10.2023).

8. Iadryshnikov K.S., Problemy formirovaniia pravovoi kul'tury u studentov sred-nego professional'nogo obrazovaniia [Problems of forming legal culture among students of secondary vocational education]. Obshchestvo: sotsiologiia, psikhologiia, pedagogika, 2017, no. 8, available at: https://cyberleninka.ru/article/nproblemy-formirovaniya-pravovoy-kultury-u-studentov-srednego-professionalnogo-obrazovaniya (accesed 13.10.2023).

9. Kutygin Iu.A., Shalamova E.Iu. Realizatsiia pravovogo vospitaniia v Rossii: ot regional'nykh proektov k razrabotke Edinoii kontseptsii [Implementation of legal education in Russia: From regional projects to the development of a unified concept]. Kontsept, 2019, no. 8, available at: https://cyberleninka.ruarticle/n/realizatsiya-pravovogo-vospitaniya-v-rossii-ot-regionalnyh-proektov-k-razrabotke-edinoi-kontseptsii (accessed 15.10.2023).

10. Manaenkova O.A., Obespechenie kachestva obucheniia v sisteme SPO [Ensuring the quality of training in the SPO system]. Nauka i obrazovanie, 2023, no. 1, available at: httpsy/cyberleninka.ru/article/n/obespechenie-kachestva-obucheniya-v-sisteme-spo (accessed 15.10.2023).

11. Akhmedova M.G. Pravovye kompetentsii v obrazovanii kak osnova profilaktiki pravovogo nigilizma molodezhi [Legal competences in education as a basis for prevention of legal nihilism of the youth]. Pravo i obrazovanie, 2009, no. 4, pp. 90-98.

12. Tereshchenko V.A., Ratnikova I.G. Osobennosti pravovogo nigilizma sov-remennoi rossiiskoi molodezhi [Features of legal nihilism of modern Russian youth]. MNKO, 2018, no. 3 (70), available at: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-pravovogo-nigilizma-sovremennoy-rossiyskoy-molodyozhi (accessed 13.10.2023).

13. Tsvetikova T.V., Aksiologicheskoe znachenie kategorii "pravovaia kul'tura" v sovremennom obshchestve [Axiological significance of the category "legal culture" in modern society]. Iuridicheskaia nauka, 2021, no. 8, available at: https://cyberleninka.ru/article/n/aksiologicheskoe-znachenie-kategorii-pravovaya-kultura-v-sovremennom-obschestve (accessed 15.10.2023).

14. Bekirov S.N. Aktual'nost' formirovaniia pravovogo soznaniia budushchikh peda-gogov v usloviiakh pravovogo nigilizma molodezhi [Relevance of formation of legal consciousness of future teachers in the conditions of legal nihilism of youth]. Problemy sov-remennogo pedagogicheskogo obrazovaniia, 2019, no. 65-1, available at: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-formirovaniya-pravovogo-soznaniya-buduschih-pedagogov-v-usloviyah-pravovogo-nigilizma-molodezhi (accessed 15.10.2023).

15. Kalinina A.V., Tomilin A.N. Osnovnye kontseptual'nye polozheniia pravovogo vospitaniia kursantov morskogo srednego uchebnogo zavedeniia [Basic concepts of legal education of cadets at maritime secondary school]. MNKO, 2018, no. 2 (69), available at: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-kontseptualnye-polozheniya-pravovogo-vospitaniya-kursantov-morskogo-srednego-uchebnogo-zavedeniya (accessed 15.10.2023).

16. The Parker School Journal of East European Law. Parker School of Foreign and Comparative Law, 1998, 354 p. Retrieved 27 November 2013. Legal nihilism is such an attitude towards law.

17. Kohler J., Berolzheimer F. Archiv für Rechts- und Sozialphilosophie. Verlag für Staatswissenschaften und Geschichte, 1987, 216 p.

18. Grigor'eva E.I., Zaitseva S.P. Osobennosti formirovaniia pravovoi kul'tury stu-dencheskoi molodezhi [Features of formation of legal culture of student's youth]. Sotsi-al'no-ekonomicheskie iavleniia i protsessy, 2014, no. 12, available at: https://cyberleninka.ru/article/n7osobennosti-formirovaniya-pravovoy-kultury-studencheskoy-molodezhi (accessed 15.10.2023).

19. Feagin J.R., Orum A.M., Sjoberg G. A case for the case study. Chapel Hill, University of North Carolina Press, 1991.

20. Pattinson S.D., Kind V. "Using a moot to develop students' understanding of human cloning and statutory interpretation". Medical Law International, no. 17 (3), pp. 111-133. doi: 10.1177/0968533217726350, available at: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/ pmc/articles/PMC5598875/ (accessed 15.10.2023).

Сведения об авторах

КУРАЛИН Владимир Валерьевич

e-mail: kuralin.v@yandex.ru

Соискатель кафедры методики преподавания иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Пермь, Российская Федерация)

About the authors

Vladimir V. KURALIN

e-mail: kuralin.v@yandex.ru

Postgraduate Student, Department for Foreign Language Education, Perm State Humanitarian and Pedagogical University (Perm, Russian Federation)

БЕЗУКЛАДНИКОВ Константин Эдуардович

e-mail:

konstantin.bezukladnikov@gmail.com

Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики преподавания иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Пермь, Российская Федерация)

Konstantin E. BEZUKLADNIKOV

e-mail:

konstantin.bezukladnikov@gmail.com

Doctor of Education, Professor, Head of the Department for Foreign Language Education, Perm State Humanitarian and Pedagogical University (Perm, Russian Federation)

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов равноценен.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Куралин, В.В. Способы профилактики правового нигилизма у обучающихся в организациях среднего профессионального образования / В.В. Куралин, К.Э. Без-укладников // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. - 2023. -№ 4. - С. 136-152.

Please cite this article in English as:

Kuralin V.V., Bezukladnikov K.E. Ways for preventing legal nihilism among students in secondary vocational education organizations. PNRPU Linguistics and Pedagogy Bulletin, 2023, no. 4, pp. 136-152 (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.