Сравнительный анализ особенностей правовой культуры Японии и России
Жильцова Ирина Васильевна,
аспирант, кафедра государственно-правовых и финансовых дисциплин, Московский финансово-юридический университет E-mail: [email protected]
В статье проведен сравнительный анализ основных характерных черт японской и российской правовых культур. В рамках статьи выделены особенности японского правовой менталитета, правосознания и традиции; выделены основные специфические черты японской правовой культуры, обусловленные географической изоляцией и своеобразием этнического менталитета. Рассмотрено влияние традиционного уклада жизни японцев на процесс формирования правовой культуры. Также рассмотрены основные черты влияния западной правовой традиции на развитие японской правовой системы и культуры. Рассмотрены вопросы влияния западной правовой традиции на формирование российской и японской правовых систем. Сделан вывод о наличии общих черт и специфических отличий российской и японской правовых культур. Отмечено значение традиционных правовых ценностей русской культуры, исторические особенности их формирования и закрепления в национальном самосознании, а также специфика их системообразующего влияния на современную правовую культуру российского общества. Поднимается проблема правового нигилизма российского общества и его исторические предпосылки.
Ключевые слова: правовая культура, правосознание, правовой менталитет, Япония, Россия.
см <о
Хотя проблематика правовой культуры не является новой для отечественной юридической науки, потенциал сравнительных исследований в данной сфере остается недостаточно реализованным. В этой связи обращение к анализу особенностей правовой культуры Японии и России обусловлено соображениями как теоретического, так и практического толка. Растущий социальный запрос на поиск новых форм развития правовой культуры российского общества неизбежно ставит проблему изучения особенностей правовой культуры других государств. Япония является в этом отношении весьма показательным примером государства, чья правовая культура сочетает в себе две правовые традиции: традиционную японскую и современную западную.
До момента, когда изоляция Японии от Запада была прекращена в середине XIX века, японское право развивалось независимо от западного влияния. На этот период существовало незначительное количество законов в современном смысле этого слова. Японский правопорядок отличала статичная культурная традиция, которая официально не поощряла коммерческую деятельность и, по-видимому, не нуждалось в развитом правовом порядке. Фундаментальные изменения неизбежно последовали за вовлечением Японии в западный мир после реставрации Мэйдзи в 1868 году. Япония стремилась создать экономическую, политическую и правовую структуру, способную обеспечить уважение на международном уровне, сменить режим экстерриториальности и сохранить национальную независимость. Введение западного законодательства было одним из элементов импорта западных ценностей. Рассмотрим некоторые особенности традиционной правовой культуры Японии.
Япония расположена в особом географическом положении. С одной стороны, она изолирована в Тихом океане и, находясь на некотором расстоянии от континента, была свободна от иностранного вторжения. С другой стороны, расстояние от континента было не настолько велико, чтобы препятствовать всякому общению. Другими словами, географическое расстояние Японии до континента не слишком близко (например, Корея) и не слишком далеко (например, Микронезия или Меланезия), позволяло принимать только те влияния с азиатского континента и китайские законы, которые соответствовали новым условиям, не опасаясь вторжения и господства. Географическое положение страны способствовало получению высоких культурных импульсов, не будучи поглощенной ими. Страна предоставила японскому народу независимость для перестройки иностран-
ных культур и цивилизации, упорно сохраняя при этом самобытность своеИ собственной культуры и цивилизации коренных народов [6, с. 63].
Географическая изоляция обусловила создание условий, которые способствовали укреплению национальной однородности. География и климат повлияли на жизнь во многих отношениях, и безусловно, на наиболее важное из них - ведение сельского хозяйства. Большая часть Японии расположена в так называемой зоне муссонов. Сельское хозяйство требует, чтобы фермеры жили в одном фиксированном месте. Существует необходимость соблюдения жесткого графика ведения сельского хозяйства и важность корректировки как этого графика, так и других видов сельскохозяйственной деятельности с учетом географического характера местности. Время сбора урожая в Японии фиксировано, поэтому каждый аспект сельского хозяйства должен быть рассчитан с этого времени. Развитие исторического процесса доказывает, что общество не искусственно строится людьми, а дается им естественно и спонтанно. С этим связано единодушие мнений, которое японцы так высоко ценят, в отличие от европейского недоверия к единогласным вердиктам и решениям [4, с. 12].
Достаточно велико влияние традиций, существующих в Японии с самых давних пор, на всю правовую систему страны. Этим объясняется своеобразие японской модели правового регулирования отношений, где социальные регуляторы заменяют правовые.
Особенности японского менталитета характерно проявляются в правовом сознании японцев. Своеобразие мировосприятия воплощалось в морально-этических нормах, которые в свою очередь влияли на традиции в праве. Менталитет японского народа относительно статичен; он формировался под влиянием не только внешних факторов (география и климат), но под влиянием внутренних элементов, психологии, этнических особенностей. В целом японский народ имеет преимущественно эмоциональный и пассивный характер, что заметно отличает его от китайцев, национальный характер которых состоит как из апатичного, так и из сангвинического типов.
Японская концепция права также может быть объяснена как проявление эмоционального, сентиментального и неактивного менталитета. Отсутствие «общепринятого» правосознания и нежелание судиться - типичные примеры неактивного характера. Исторически японского народа не было ясного, видимого сознания правовой нормы. Согласно традиционной японской мысли, вещи «сходят с рельсов», если им мешает внешнее устройство; наилучших результатов можно достичь, если их оставить в покое. Закон рассматривался как «воля богов», провозглашенная человеком, выступающим посредником между богами и людьми [2, с. 93].
Отсутствие чрезмерного правового регулирования обусловлено мировосприятием японцев
в соответствии с принципом гармонии -ва. Принцип гармони -ва является одним из основных понятий мировоззрения японцев, согласно которому необходимо поддержание равновесия и гармонии в государстве и жизни людей.
Традиционный уклад японского общества на протяжении многих столетий отличался низким показателем судебных разбирательств и тяжб. Низкий спрос на гражданское правосудие является подлинным элементом правовой культуры в той мере, в какой он отличает практическое применение права от западных стран. Традиционалисты объясняли низкие показатели судебных разбирательств продуктом японской культуры или фундаментальной заботой японцев о консенсусе и гармонии, в то время как другие подчеркивали такие элементы, как нехватка юристов, затраты на судебные разбирательства, неэффективность средств правовой защиты и т.д.
В японской правовой культуре концепция права все еще слишком нова, чтобы иметь глубокие корни. Право является второстепенным и подчиненным средством достижения социального порядка. В традиционной японской мысли можно наблюдать принципы поведения, вытекающие не из закона, а из традиции. Следовательно, спор не должен разрешаться путем определения победителя и проигравшего, но вместо этого следует позаботиться о том, чтобы другая сторона не потеряла лицо или честь. Большое значение придается искренности, добросовестности, и от сторон в урегулировании споров всегда ожидается примирительное отношение. В местных районах, где сохраняется традиционное сознание деревенской общины, сопротивление западному праву было очень сильным. Отношения между арендодателями и арендаторами, принципалами и подрядчиками и т.д. рассматривались как основанные на взаимных обязательствах и человеческой привязанности [5, с. 32].
Японцы не любят, чтобы решение спора было слишком решительным или противоречило их родным представлениям о том, что является правильным, и поэтому большое число дел рассматривается путем примирения. Однако было бы неправильно преувеличивать японское предпочтение некритическому разрешению споров. Споры, возникающие за пределами гармоничных социальных групп, то есть между такими социальными группами, между кредиторами и их должниками, между крупными предприятиями и потребителями, особенно в области экологического права и ответственности за продукцию, были переданы в суд.
Еще одним примером является стандартное положение о консультациях в японских контрактах. Типичная консультационная оговорка гласит, что, если в будущем между сторонами возникнет спор в отношении прав и обязанностей, предусмотренных соглашением, стороны урегулируют все споры гармонично и добросовестно путем консультаций. Это так называемая оговорка о добросовест-
5 -о
сз
<
ности или дружелюбии. Это, по-видимому, указывает на то, что контракт часто рассматривается как своего рода предварительное «джентльменское соглашение». Согласно японской концепции контракта, если возникнут новые обстоятельства, стороны должны пересмотреть условия контракта между собой добросовестно и полюбовно. Такое положение о консультациях редко встречается в контрактах или соглашениях в западной правовой системе, в том числе и в России.
Процесс имплементации западной традиции был принят в качестве государственной политики вскоре после реставрации Мэйдзи в 1868 году с целью отмены неравноправных торговых договоров, введенных в 1858 году. Составители в то время считали, что гораздо легче добиться быстрой модернизации, приняв систему кодифицированного права. В юридических вопросах японцы брали за образец системы континентальной Европы, особенно немецкие. Составители Японского гражданского кодекса 1896 года [1] исследовали многие правовые системы, включая французское, швейцарское и общее законодательство, взяв что-то из каждой. В своем последующем развитии японская правовая система оставалась верной этим источникам. Пересмотр в 1947 году положений кодекса, касающихся родственников и наследования, которые отражали традиционные японские взгляды, завершил переход японского гражданского права в континентальную европейскую семью законов.
По своим правилам и институтам современная японская правовая система ближе к гражданскому праву Европы, чем к общему праву. Более того, во многих отношениях японский правовой порядок заметно отличается от всех западных правовых порядков. Право в Японии играет гораздо менее распространенную роль в разрешении споров и создании, и корректировке правил, регулирующих поведение. Ограниченное количество японских решений, связанных с автомобильными авариями, ответственностью производителя за дефектную продукцию и неприятностями, может удивить жителей Запада, которые также могут отметить небольшой размер японской коллегии адвокатов и сохранение внесудебных методов разрешения споров.
Обращаясь от анализа японской правовой культуры к анализу российской правовой культуры, следует отметить, что российское право относится к романо-германской правовой семье и развивалось на протяжении всей своей истории под сильным влиянием ключевых идей европейской юриспруденции. Вместе с тем, значительное влияние европейской (западной) правовой культуры сочетается в России с рядом специфических черт национальной правовой традиции. „ Русское общество восприинмает принятие 2 какого-либо нормативно-правового акта, как во-£ лю конкретного лица, имеющего на это властные ° полномочия. Исторически сложилось так, что за-ав кон для необходим для принуждения к действию
в рамках закона. В сознании российских граждан нет понимания того, что законодательство носит не только регулятивную и возмездную, но и воспитательную функцию [9, с. 240].
Российское правосознание как элемент правовой культуры российского общества характеризуется консервативно-правовыми воззрениями. Если говорить об охранительной правовой доктрине, можно сделать вывод о том, что консервативные и правовые институты, выработанные обычаями, играют существенную предопределяющую роль в формировании правовой культуры российского общества [3, с. 31].
Говоря о современном этапе развития российской правовой культуры, можно отметить, что она демонстрирует устойчивость её системообразующих качеств, отображающих тесное взаимодействие общества и государства [8, с. 72]. Одной из основных черт современного общества в России является правовой нигилизм. Суть его в самом общем плане представляется как отрицательно, и даже воинственное отношение к праву, законам. Правовой нигилизм связан с отрицанием высокого предназначения права, его социальной ценности и гуманистического потенциала, концентрированно отвергает правовые ценности свободы, равенства и справедливости, всеобщего блага, противопоставляя им субъективные представления о должном поведении человека [7, с. 180].
Правовой нигилизм в России развивается продолжительное время. Особое значение имеют исторические, культурологические, политические и социальные особенности развития станы, а также национальные традиции и уровень духовной культуры. Во многом тому способствовали абсолютизм как форма правления, а также личная и имущественная зависимость большинства населения.
Исходя из вышеизложенного, представляется возможным обозначить в сравнительном ключе основные сходства и различия японской и российской правовых культур. Отличительные черты, которые различают российскую правовую традицию от японской заключаются в различиях роли и значения права как социального регулятора, юридического процесса, отправления правосудия и т.д.
Основная концепция российского права, следующего общей западной концепции, основана на убеждении в то, что современные общества достигают порядка в первую очередь через закон, то есть через систему правил. Чем больше закон становится механизмом или инструментом для рационального продвижения к конкретным целям, тем более эффективным он становится. В отличие от этого, японское право, как часть правовой культуры Северо-Восточной Азии может характеризоваться идеями, ориентированными на добродетель, недоверием к закону и неуважением к юристам, урегулированием споров путем примирения и т.д.
В российской правовой культуре судьи всегда должны применять объективные, безличные схе-
матические принципы и нормы права и обязаны использовать комплексный подход. Для японцев лучше договориться о мирном урегулировании, чем судиться. Даже если компромисс может не отражать истинную правовую позицию, он не нарушает гармонии взаимных человеческих отношений. Исходя из этого, можно утверждать, что японская правовая культура в целом носит скорее эмоциональный и сентиментальный, прагматичный и более неактивный характер, чем рациональный. Вместе с тем, сочетание в российской правовой культуре элементов рациональной юридической традиции со своеобразными чертами национальной культуры позволяет зафиксировать общность российской и японской правовых культур, несмотря на то, что японская правовая культура намного позже российской подверглась процессам вестер-низации и рационализации ее правовой системы.
Литература
1. Japanese Civil Code Act No. 89 of 1896. Retrieved from: https://www.britannica.com/topic/Japanese-Civil-Code
2. Бенедикт Р. Хризантема и меч: Модели японской культуры. - СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. - 256с.
3. Исаев И.А. Правовая культура России. - М.: Проспект, 2015. - 96с.
4. Карпов К.А. Правовые основы финансовой системы Японии. - Казань: Бук, 2018. - 102с.
5. Махмудова С.З. Правовая система Японии. Ретроспективный анализ // Закон и право. -2021. - № 2. - С. 31-33.
6. Пастухова В.А. Правовая система Японии // Юстиция Беларуси. - 2016. - № 12 (177). -С. 62-64.
7. Петровский В.Е. Понимание культуры и права в методологии познания правовой культуры // Крымский Академический вестник. - 2021. -№ 17. - С. 179-186.
8. Сагалаков Э.А. Особенности правовой культуры в современной России. проблемы повышения уровня правовой культуры населения // Евразийский юридический журнал. - 2021. - № 1 (152). - С. 71-72.
9. Трифонов О.Н. Актуальные проблемы формирования правовой культуры в Российской
Федерации на современном этапе // Крымский Академический вестник. - 2021. - № 17. -С.239-246.
COMPARATIVE ANALYSIS OF THE PECULIARITIES OF THE LEGAL CULTURE OF JAPAN AND RUSSIA
Zhiltsova I.V.
Moscow University of Finance and Law
Annotation. The article provides a comparative analysis of the main characteristic features of Japanese and Russian legal cultures. The article highlights the features of the Japanese legal mentality, sense of justice and tradition; highlighted the main specific features of the Japanese legal culture, due to the geographical isolation and the originality of the ethnic mentality. The influence of the traditional way of life of the Japanese on the process of forming a legal culture is considered.
The main features of the influence of the Western legal tradition on the development of the Japanese legal system and culture are also considered. The issues of the influence of the Western legal tradition on the formation of the Russian and Japanese legal systems are considered. It is concluded that there are common features and specific differences between Russian and Japanese legal cultures. The importance of the traditional legal values of Russian culture, the historical features of their formation and consolidation in national self-consciousness, as well as the specificity of their system-forming influence on the modern legal culture of Russian society are noted. The problem of legal nihilism of the Russian society and its historical preconditions are raised.
Keywords: legal culture, legal awareness, legal mentality, Japan, Russia.
References
1. Japanese Civil Code Act No. 89 of 1896. Retrieved from: https:// www.britannica.com/topic/Japanese-Civil-Code
2. Benedict R. Chrysanthemum and the sword: Models of Japanese culture. - St. Petersburg: Center for Humanitarian Initiatives, 2016. - 256c.
3. Isaev I.A. Legal culture of Russia. - Moscow: Prospekt, 201596 c.
4. Karpov K.A. Legal foundations of the financial system of Japan. - Kazan: Buk, 2018. - 102s.
5. Makhmudova S.Z. The legal system of Japan. Retrospective analysis // Law and law - 2021. - No. 2. - pp. 31-33.
6. Pastukhova V.A. The legal system of Japan // Justice of Belarus. - 2016. - № 12 (177). - Pp. 62-64.
7. Petrovsky V.E. Understanding of culture and law in the methodology of cognition of legal culture // Crimean Academic Bulletin -2021. - No. 17. - pp. 179-186.
8. Sagalakov E.A. Features of legal culture in modern Russia. problems of increasing the level of legal culture of the population // Eurasian Legal Journal. - 2021. - № 1 (152). - Pp. 71-72.
9. Trifonov O.N. Actual problems of the formation of legal culture in the Russian Federation at the present stage // Crimean Academic Bulletin - 2021. - No. 17. - pp. 239-246.