Научная статья на тему 'Взаимовлияние и взаимодействие культур народов Урало-Поволжья'

Взаимовлияние и взаимодействие культур народов Урало-Поволжья Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3736
458
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДЫ УРАЛО-ПОВОЛЖЬЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМОВЛИЯНИЕ КУЛЬТУР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Даминдарова Фания Валиевна

В статье рассматриваются процессы взаимодействия и взаимовлияния культур народов Урало-Поволжья. Автором сделан акцент на сферу народного искусства, семейного быта и традиций исследуемого региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимовлияние и взаимодействие культур народов Урало-Поволжья»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 11 (149).

Философия. Социология. Культурология. Вып. 11. С. 99-102.

ВЗАИМОВЛИЯНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУР НАРОДОВ

УРАЛО-ПОВОЛЖЬЯ

В статье рассматриваются процессы взаимодействия и взаимовлияния культур народов Урало-Поволжья. Автором сделан акцент на сферу народного искусства, семейного быта и традиций исследуемого региона.

Ключевые слова: народы Урало-Поволжья, взаимодействие и взаимовлияние культур.

Культура каждого народа имеет своё неповторимое лицо, является частью культуры всего человечества. Национальное и общечеловеческое в культуре - это два взаимосвязанных и взаимозависимых друг от друга фактора.

«Национальная культура, - подчеркивает А. Г. Агаев, - есть вся историческая совокупность материальных, общественнополитических, технологических, научных, философских, этических и прочих ценностей, полученных им в процессе взаимодействия с другими народами и активно используемых в своем процессе (в том числе и этническом) во всех сферах общественной жизни»1.

В конце XX - начале XXI в. социальнокультурная ситуация ярко проявила объективную закономерность, согласно которой ни одна национальная культура не может существовать обособленно, ни одна нация не может жить и развиваться усилиями только своей культуры. Во взаимозависимом мире культура каждого народа тесно связана с другими культурами, и процессы их взаимовлияния и взаимодействия в современных условиях все более усиливаются, сопровождаются возрастанием интенсивности контактов в межкуль-турном сотрудничестве.

В связи с этим изучение культурного пространства каждого региона Российской Федерации как значимого историко-культурного феномена, выявление его особенностей с точки зрения анализа межкультурных взаимодействий и взаимовлияний приобретает особую актуальность

Учитывая сложность и многовариантность путей взаимодействия культур народов Урало-Поволжья, мы не ставим перед собой задачу осветить всю историю взаимовлияния и взаимообогащения культур. При исследовании нами сделан акцент на сферу народного искусства, семейного быта, традиций народов нами исследуемого региона с переосмыс-

лением многих событий, изучением важных явлений в культурной жизни народов Урало-Поволжья.

Сфера народного искусства, духовной культуры, семейного быта народов Урало-Поволжья еще более самобытны. Обобщающих сравнительно социально-философских исследований по этим проблемам пока мало.

Но имеющиеся научные труды позволяют существенно повысить доказательность сравнительно-исторических сопоставлений при изучении различных сфер культуры, более глубоко изучить и понять развитие отдельного этноса в системе исторически связанных с ним народов2.

Этнические признаки, а также взаимодействие культур особенно выражается во внутреннем устройстве жилища и в оформлении интерьера. Так, например, Р. Г. Мухамедова усматривает «переплетение культур башкирских, татарских и мордовских племен». Влияние русской культуры она отмечает на развитии жилища мишарей, в устройстве полатей, в хлебопекарнях, печах с трубами и т. д.3 Авторы коллективной монографии «Чуваши» обращают внимание на татарские заимствования в устройстве жилища чувашей и «горных марийцев (деревянные нары, котел, вымазанный сбоку русской печи)»4. Исследования показывают нам то, что много общего было во внутреннем устройстве и убранстве башкирского и татарского жилища - деревянные нары, печь с казаном, интерьер из красочных тканей занавесей и полотенец, подзор с вышивкой. Различия в устройстве жилого помещения складывались в зависимости от этнических традиций башкир и татар, окружающего населения, природно-географических условий. Со временем, как в татарских, так и в башкирских домах стали появляться атрибуты русской культуры - столы, стулья, шкафы, зеркала, печи-голландки и т. д.

Исследователи истории культуры тех или иных народов России также подчеркивают высокую сопоставимость, по существу, всех сфер прикладного искусства и духовной культуры народов Урало-Поволжья. В народном искусстве удмуртов, - пишет, например, Н. С. Королев, имея в виду вышивки, узорное ткачество, женский костюм, интерьер жилища и искусство резьбы по дереву, - больше общих черт с искусством башкир и татар, нежели родственных им финно-угорских народов»5. В данном случае речь идет о результатах взаимодействия в течение длительного времени (XVII-XX вв.).

Исследования ученых показывают, например, поразительное сходство резных ковшей-черпаков для разливания пива у марийцев на Волге и ковшей для разливания кумыса у башкир на Южном Урале6.

В обоих случаях изящные ковши напоминают силуэт водоплавающих птиц, ручки ковшей завершаются скульптурными фигурами птиц и животных, внешние стенки украшены орнаментом6. Следует отметить то, что аналогичных силуэтов ковшей, так же как одинаковые у башкир и марийцев мотивы орнаментации разных деревянных изделий, обнаруживаются в прикладном искусстве чувашей и удмуртов.

Исследования показывают, что в 1980-е гг. стали появляться научные работы, посвященные взаимосвязи и взаимодействию народов Урало-Поволжья в области фольклора. И. Н. Надиров, изучивший огромный материал по песенному фольклору народов региона, приходит к выводу о том, что «... виды и жанры песенной поэзии башкир, татар, чувашей, мордвы, марийцев, удмуртов в своих основных формах совпадают»7. Эту общность исследователи объясняют длительными историческими контактами народов Урало-Поволжья, которые привели и к типологической структурной близости их песенного фольклора7.

И. Н. Надиров, тесно связывая изучение песенного фольклора с календарно-обрядовыми и семейно-бытовыми праздниками народов Урало-Поволжья, обращает внимание на близость, сходность, общность содержания многих обрядов, вплетенных в традиционное исполнение песен, а также связанной с ними терминологии. Воспринятый башкирами и татарами из Средней Азии новогодний праздник, по иранскому календарю «Науруз-

байрам», распространился позже среди других народов региона «нурас» у чувашей, «на-рыс» - у марийцев7.

Новогодний праздник по юлианскому календарю стал отмечаться у народов Урало-Поволжья, главным образом, среди молодежи, в конце XX в. Ему посвящались новогодние гадания, игры, песни, которые у татар, башкир, удмуртов и марийцев получили название «нардуган», у мордвы - «нардава», у чувашей - «нартаван». К временам древности восходит общность «весенней обрядности», посвященной весенне-полевым работам. Участники обряда (суран у татар и башкир, серен у чуваш, сурем, сурен у удмуртов) стремились «изгнать» из дома, из деревни «злых духов», болезни, чтобы встретить весну здоровыми и крепкими8.

Как видно, и в сферах духовной культуры нашли отражение истории народов Урало-Поволжья, их взаимодействия.

К аналогичному выводу приходит В. М. Гацак, изучивший межнациональные связи на материалах народной музыки. Основные черты музыки татар, чувашей, мари, мордвы и других народов Урало-Поволжья восходят, по заключению исследователя, к историческому контактированию народов9.

В исследованиях Т. А. Масленниковой проблема взаимовлияния культур народов рассматривается на материалах башкирского народного искусства10. В книге впервые на основе обширного материала комплексно рассматриваются общие закономерности формирования традиционного искусства башкир на основе семейного быта и традиций башкир. Автором подробно показана обусловленность становления и развития народного искусства башкир природно-климатическими и историческими условиями, способствовавшими влиянию культур народов Урало-Поволжья, что получило отражение в предметах обихода и объектах народного зодчества. Ею условно обозначены этапы развития и становления народного искусства, проанализировано мировосприятие башкир и его роль в осмыслении содержания бытовых изделий, рассмотрены выразительные средства, определяющие художественное своеобразие произведений башкирского народного искусства и их стилевое единство с народами Урало-Поволжья.

Следует отметить то, что автором выявлены художественные особенности и характер взаимодействия предметов в сложившейся

историко-культурной среде. При этом обнаружено, что важную роль в становлении характерных особенностей башкирского народного искусства сыграла его взаимосвязь и взаимодействие с традиционной культурой русских, татар, марийцев, чувашей, удмуртов, мордвы.

Нами установлено, что природное окружение определило традиционные занятия башкир скотоводством и различные домашние ремесла. Многовековой диалог с природой, этнические контакты народов Урало-Поволжья и особенности исторического развития этноса сформировали сложный характер башкирского народного искусства, в котором органично переплавились различные влияния. Художественный образ предметно-пространственной среды в башкирском народном искусстве создавался за счет особенностей его компонентов - костюма, жилого комплекса, бытовых предметов.

Исследование показало, что наряду с другими факторами, одну из важных сторон в формировании эстетической среды в башкирском народном искусстве составляло взаимовлияние и взаимодействие культур народов Урало-Поволжья. Заимствованные элементы в башкирском искусстве, переработанные и ставшие его неотъемлемой составляющей, в определенной степени сформировали и его своеобразный характер.

В целом можно сказать, что историкокультурные факторы в значительной степени повлияли на формирование башкирского народного искусства. Особенно показательным в этом смысле явился период добровольного присоединения башкир в состав Российского государства, который оказался самым динамичным этапом в процессе становления и развития особенностей народного искусства. Этому способствовало смена уклада жизни, что обусловило интенсивное культурное взаимодействие народов Урало-Поволжья. В результате заимствованные элементы нашли своеобразное воплощение в традиционном обустройстве жилищ, поселений, костюма, бытовых изделий, создавая неповторимый образ предметно-пространственной среды в искусстве народов Урало-Поволжья.

В тесном переплетении культурных связей, общности историко-генетических корней культурогенеза заключается многообразие и самобытность культур данного региона. Эти свойства ярко проявлялись во всех сферах

культуры, в том числе в традициях и обычаях, связанных с жизненным циклом человека.

Изучение устного народного творчества народов Урало-Поволжья подтверждает, что все они, живя по соседству, пользуются достижениями соседей и обмениваются с ними своими. При этом отчетливо проявляется тенденция, что наиболее активно процесс творческого взаимодействия приходится на народные традиции и обычаи народов.

Следует отметить то, что в целом процесс взаимодействия фольклора народов Урало-Поволжья налицо и достиг высокой степени интенсивности, хотя у разных этносов он различается. Подтвердим это примерами из свадебных обрядов и песенной поэзии народов Урало-Поволжья - русских, башкир, татар, марийцев, чувашей, удмуртов, мордвы, исповедующих разные религии, создавших в процессе исторического развития разные типы свадеб. К примеру, у русских свадебный поезд, выкупив невесту, возвращается в дом жениха, и лишь на второй день свадебные игры проходят в доме невесты; у башкир и татар в начале свадьба проходит в доме невесты, а затем в доме жениха. В сюжете свадеб всех этносов народов Урало-Поволжья обнаруживаются следующие (сходные) картины: предварительное и окончательное сватовство; сговор; религиозный акт официального санкционирования брака (никах, венчание); привоз приданого в дом жениха и осмотр его там новой родней; обрядовая баня (мунса); приезд невесты в дом жениха; испытание молодой женщины и др. У каждого народа свадебные традиции проходили по-своему. Например, по-разному вели себя сваты-башкиры и сваты-русские в доме невесты; совершенно разное содержание имели венчание и никах. Обнаружены также сходные жанры песенной поэзии: причитания, величальные, лирические песни и общность размещения произведения фольклора в свадебном сюжете, сходство их тематики. Приведенные материалы отражают процесс взаимодействия свадеб народов исследуемого региона.

В результате творческого взаимодействия, сближения, взаимовлияния, врастания друг в друга разнонационального традиционного нового свадебного обряда сложился общий для всех народов фольклорно-этнографический пласт.

На наш взгляд, его нельзя назвать ни чисто русским или башкирским, ни татарским или

марийским, чувашским или удмуртским, так как в нем обнаруживаются своеобразие и черты всех народов Урало-Поволжья.

Исследования показывают общность структуры свадьбы народов Урало-Поволжья, одинаковую последовательность действий во время празднества, сходство многих атрибутов свадебного ритуала.

Это нашло отражение и в проникновении тюркских слов в финно-угорскую терминологию, обозначающую свадебную обрядность. В то же время весь свадебный ритуал (сватовство, свадебный пир - туй, свадебные наряды, переезд невесты в дом жениха и т. д.) у каждого народа Урало-Поволжья остался глубоко самобытным, в каждом случае неповторимым, красочным, колоритным.

Взаимодействие культур в условиях свободных контактов и обмена культурными ценностями не разрушали оригинальности, самобытности этнических культур.

Таким образом, следует отметить, что процессы многовековых взаимосвязей народов Урало-Поволжья привели к формированию у них общего, регионального слоя культуры, который в разной степени захватил хозяйство, сферы материальной и духовной жизни. В то же время этот процесс не привел к разрушению этносов и особенностей их национальных культур. Сложился, таким образом, регион, населенный различными народами с глубоко специфичными национальными культурами, языками, одновременно связанными общностью пройденного исторического пути и сближающими их общим слоем культуры.

Примечания

1 Агаев, А. Г. Социалистическая национальная культура. М., 1974. С. 34.

2 Кузеев, Р. Г : 1) Народы Поволжья и Приура-лья : ист.-этногр. очерки. М., 1985; 2) Народы среднего Поволжья и Южного Урала. Этноге-нетический взгляд на историю. М., 1992.

3 Рашин, А. Г. Население России за 100 лет. М. ,1991. С. 42.

4 Кузеев, Р. Т. Развитие хозяйства башкир в XX-XIX вв. Уфа, 1968. Т. 3. С. 310-318.

5 Королев, Н. С. Общие черты в народном искусстве. М., 1990. С. 126.

6 Авижанская, С. А. Декоративно-прикладное искусство башкир / С. А. Авижанская, Н. В. Бикбулатов, Р. Г. Кузеев. Уфа, 1964. С. 144147; Меджитова, Э. Марийское народное искусство. Уфа, 1980. С. 144-147.

7 Надиров, И. Н. Взаимосвязи песенного фольклора народов Среднего Поволжья и Приуралья // Межэтнические общности и взаимосвязи фольклора народов Поволжья и Урала. Казань, 1983. С. 49-51.

8 Ахметьянов, Р. Г. Общая лексика духовной культуры народов Среднего Поволжья. М., 1981. С. 129.

9 Гацак, В. М. О перспективе изучения межнациональных фольклорных общностей и взаимосвязей // Межэтнические общности и связи фольклора народов Поволжья и Урала. Казань, 1983. С. 5.

10 Масленникова, Т. А. Художественная организация среды в башкирском народном искусстве. Уфа, 2005. 548 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.