УДК 008.001.14
ОСОБЕННОСТИ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОВОЛЖЬЯ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ ПОВСЕДНЕВНОСТИ
© Наталья Владимировна РОЗЕНБЕРГ
Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой коммуникационного менеджмента, e-mail: [email protected]
Показано, что Поволжье является одним из самых полиэтнических регионов России, в котором исторически отлажены принципы совместного проживания различных народов. На основе анализа этнокультурного пространства Поволжья рассматривается уникальность отдельных элементов культуры повседневности региона.
Ключевые слова: повседневность; культура повседневности; этническое многообразие.
Повседневная культура сегодня - это сложный феномен, который, с одной стороны, подвержен влиянию глобализации, выражающейся в унификации, стандартизации и нивелировке ценностей, утрате субъективной идентичности, общем упрощении культурных содержаний, распространении массовой культуры, а с другой - мы видим, что современность возобновляет архаические практики, ритуалы традиционного, воспроизводит мифологию в новых манерах.
Подобными чертами обладает и повседневная культура Поволжья, на которую, в т. ч. наложило отпечаток этническое своеобразие региона. Культура этноса - общественный феномен, и потому ее исследование требует подхода, учитывающего ее социальный характер. Удачную попытку такого подхода сделал Ф. Тренбук, введя понятие «репрезентативная культура», под которым он
понимал представления, верования, убеждения, идеи и т. д., словом, те феномены духовной жизни социума, которые можно обобщить в понятиях «смыслы культуры» и «культурные ценности» [1, с. 29]. Сдвиг от традиционного социологического понимания культуры к понятию «репрезентативная культура» коренится в том, что принимаются во внимание не столько действия и их результаты, сколько предваряющие их «эфемерные» факторы - мотивы, побуждения, интенции. И лишь отношение людей, санкционирующее эти нематериальные феномены в качестве значимых, позволяет построить на их основе определенные институции. Именно в таком понимании социального характера культуры мы сталкиваемся с одним из определяющих ее аспектов - с повседневностью.
Если говорить о духовной культуре, то ее ядро всегда составляли мифологические и религиозные верования. Являясь важным этноформирующим фактором, они охватывали все сферы жизни общества, оказывали прямое воздействие на повседневную жизнь людей, определяли их мировоззрение, характер, поведение, ценностные ориентации, моральные установки. Сходство культуры совместно проживающих народов Поволжья заложено в их мифологическом сознании, основой которого, по К.Г. Юнгу, служит «коллективная память» предков. В мифологии проявляет себя древнейшая основа нашего сознания, а коллективное бессознательное проявляется в форме доминант, вокруг которых концентрируются образы. Архетипиче-ские слои и образы фундаментальны, они производят ситуации, имеющие влияние на деятельность человека как на практическую, так и на духовную. Архетипы не «изобретаются», а «накладываются» на сознание изнутри, являясь убедительными в силу своей непосредственности [2, с. 54]. Мифология разных народов, проживающих на территории Поволжья, имела много точек пересечения, что послужило основой сходства ментальности.
Этнический фактор играет особую роль в развитии волжского региона. За время длительного проживания у разных народов сформировались богатые традиции хозяйственной деятельности и уклад жизни. Одной из важнейших особенностей исторического развития является полиэтническая структура населения, включающая в себя русских, татар, мордву, чувашей, марийцев и других народов. Народы Поволжья имеют очень древнюю и самобытную культуру; в течение многих столетий они живут вместе, а в их культуре немало схожего. Традиционные культуры этносов обладают одной особенностью - принципиальной равнозначностью и равноценностью всех этнических культур. Этот регион можно считать уникальным не только с точки зрения способа сожительства этносов, но и их развития через взаимодействие и взаимовлияние на повседневную культуру. С момента вхождения в состав России не исчез ни один народ Поволжья, каждый из них вносил свои коррективы в цивилизационное развитие региона, формируя разнородное культурно-историческое пространст-
во. Этнические стереотипы выполняют важную функцию, определяя поведение человека в различных социальных ситуациях, составляя непременный атрибут этнокультурной социализации и основу повседневной культуры. Географические, религиозные, этнические факторы оказали влияние на формирование стереотипов поведения жителей Поволжья. А соотношение традиций с процессами европеизации, урбанизации и глобализации определило динамику развития этнических структур повседневности - городских домов, одежды, пищи и др.
Рассмотрение традиционной культуры соседствующих народов подводит к выводу о том, что на протяжении столетий у каждого народа формировались, безусловно, свои установки и особенности повседневности, но при этом одинаковые климатические условия и духовные связи народов повлияли на формирование их традиций, дома, хозяйства, народного творчества, языка, что привело к формированию сходных черт повседневной культуры. А тесные этнические контакты -экономические и политические, поселенческие и жилищно-бытовые, языко-культурные и брачносемейные - стали условиями, благоприятствующими этническому соединению. Основное содержание межэтнического взаимодействия составляли не бытовые конфликты и не складывавшиеся стереотипы, а позитивные тенденции, основанные на жизненно необходимых взаимосвязях.
Определенные взаимовлияния в материальной культуре народов Поволжья (жилые постройки, система питания, костюм и т. д.) отмечаются со второй половины XIX столетия.
К началу ХХ в. коренные народы Поволжья сохранили, в той или иной степени, собственную национальную идентичность. В основном это было связано с аграрным характером российской цивилизации. В образе дореволюционной сельской общины можно выделить несколько характеристик: религиозность, язык, территориальная этническая сегрегация, относительно компактное расселение по территории; развитая общинная инфраструктура (школы, религиозные общества и т. д.); традиционные занятия. Все это давало возможность жить в своей этнической среде и создавало благоприятные возможности для поддержания и передачи последующим поколениям языка и обычаев.
Во взаимозависимом мире культура каждого народа тесно связана с другими культурами, и процессы их взаимовлияния и взаимодействия в современных условиях все более усиливаются. Повседневная культура, семейный быт, сфера народного искусства достаточно самобытны. А обобщающих сравнительных социально-философских и культурологических исследований по этим проблемам, на наш взгляд, недостаточно. Можно назвать монографию Р.Г. Кузеева «Народы среднего Поволжья и Урала. Этно-генетический взгляд на историю» [3], работы И.Н. Надирова, В.М. Гацака, Р.Г. Ахметья-нова и некоторых других исследователей [4; 5]. Однако сравнительно-исторические сопоставления при изучении различных сфер культуры позволяют более глубоко изучить и понять специфику образа жизни и повседневной культуры отдельных этносов и их влияние на специфику культуры повседневности региона в целом.
Так, этнические признаки, а также взаимодействие культур особенно выражается во внутреннем устройстве жилища и в оформлении интерьера. Исследователи отмечают влияние русской культуры на развитие жилища татар-мишарей, в устройстве полатей, в хлебопекарнях, печах с трубами и т. д. В устройстве жилища чувашей и горных марийцев явно присутствуют татарские заимствования -это деревянные нары, котел, вымазанный сбоку русской печи [6]. Много общего было во внутреннем устройстве и убранстве чувашского и татарского жилища - интерьер из красочных тканей, занавесей и полотенец, подзор с вышивкой. Различия в устройстве жилого помещения складывались в зависимости от этнических традиций, окружающего населения, природно-географических условий. Со временем в татарских, чувашских, а также марийских домах стали появляться атрибуты русской культуры - столы, стулья, шкафы, зеркала, печи-голландки и т. д. В результате заимствованные элементы нашли своеобразное воплощение в традиционном обустройстве жилищ, поселений, костюма, бытовых изделий, создавая неповторимый образ предметно-пространственной среды народов Поволжья.
Доминантное положение в силу технического и культурного превосходства занимает русская этническая культура, тем не менее
населенные пункты региона несут на себе отпечаток местного этнического окружения, частично из-за ассимиляции, частично из-за этнокультурных взаимодействий. С одной стороны, соседство с нерусскими народами наложило свой след и на материальную культуру русских Поволжья, в свою очередь, славянская культура оказала большое влияние на жизнь нерусских народов этого края. Так, в результате тесного общения с русскими, особенно в районах преобладающего по численности русского населения, среди мордвы издавна началось развитие ассими-лиционных процессов. Мордва сравнительно легко принимали христианскую веру, ибо в их религии находились аналоги христианским легендам о богах. Татары, в первую очередь из-за приверженности к мусульманству, почти не были подвержены обрусению. Ими воспринималась не столько русская этническая культура, сколько культура европейская, с которой они знакомились через русскую городскую культуру.
Исследователи истории культуры и быта тех или иных народов региона подчеркивают высокую сопоставимость всех сфер материальной и духовной жизни народов Поволжья. Это можно объяснить длительными историческими контактами народов Поволжья, которые и привели к типологической структурной близости устройства их бытовой повседневности. Полиэтнический состав населения привел к тому, что за века соседского проживания произошла комплексная микса-ция (смешение) населения, ставшая результатом очень высокой доли межэтнических браков. Отсутствие конфликтов на бытовом и производственном уровне говорит о глубокой диффузии этнических групп. Одним из условий, благоприятствовавших такому «перемешиванию» является монорасовость
большинства населения, отсутствие физикогенетических различий между преобладающей частью этносов (например, у татар Поволжья нет явных признаков монголоидной расы). Все это облегчает миксацию населения, позволяет ближе общаться, заключать межэтнические браки, усваивать культуру друг друга. При этом этнические браки являются одним из реальных каналов приобщения этносов к национальным культурам, искусству, языку и обычаям друг друга, обеспечивая взаимопонимание на уровне
культуры повседневности, а значит, и укрепление стабильности в обществе.
То же можно сказать о фольклоре как о культурной практике повседневной культуры. И.Н. Надиров, изучивший огромный материал по песенному фольклору народов региона, приходит к выводу о том, что «... виды и жанры песенной поэзии татар, чувашей, мордвы, марийцев в своих основных формах совпадают» [4]. Тесно связывая изучение песенного фольклора с календарно-обрядовыми и семейно-бытовыми праздниками народов Поволжья, он обращает внимание на близость, сходность, общность содержания многих обрядов, вплетенных в традиционное исполнение песен, а также связной с ними терминологии.
Советский период свел к минимуму религиозную жизнь Поволжья; происходило быстрое выравнивание социально-экономических параметров населения разного происхождения и «сужение зоны этнической специфики, ее перемещение в этнопсихологическую и психолингвистическую среды». Из повседневной жизни уходят религия, традиции, язык, культура. Трансляция этничности, если и продолжает осуществляться, то в основном в приватной сфере. Происходит естественная «советизация» и ассимиляция, когда этническая идентичность большей части населения перестает играть какую-то существенную роль в их жизни.
Определенные изменения в национальном самосознании происходят в постсоветский период, когда пересматривается советская система ценностей. Резкие социальные и политические изменения обесценивают многие привычные статусные иерархии, повышая роль аскриптивных характеристик, одна из которых - этничность. Утерянная предыдущими поколениями этническая идентичность актуализируется, ложится в основу построения жизненных стратегий, становится полезным ресурсом улучшения жизненных шансов. Казалось бы, Поволжье, как и любой другой регион России, был подведен под общий советский знаменатель. Таким образом, на сегодняшний день у русских наблюдается в достаточной степени «размытое» этническое сознание, а этническая принадлежность и этническое самосознание начинают выстраиваться не через тождество «мы», а через различие «они».
Любая культура состоит из двух частей: духовной и материальной, то же самое можно сказать и о повседневной культуре. С одной стороны - это «предметные ценности», продукт повседневной материальной и духовной деятельности людей, с другой -«субъектные ценности», установки, требования, веками складывающиеся и выраженные в форме поведенческих норм. В настоящее время практически все материальные проявления национальных особенностей выходят из употребления. Во многом это связано с начавшимся процессом сближения городского и сельского образа жизни, мощным давлением государственной культуры, когда промышленные товары вытесняют национальный колорит (рубашки, платья и т. д.), Социально-экономическое развитие города вызвало трансформационные процессы в бытовой культуре. Традиционные национальные структуры повседневности постепенно уходили в прошлое. В быту городской элиты они сохранялись главным образом в качестве реликтово-знаковых элементов. Материально-предметный мир горожан во многом формировали городские рынки, а степень потребления европейских форм бытовой культуры определялась не этнической, а социальной принадлежностью. В XXI в. к этому процессу добавились влияние сформированного «общества потребления» и глобализация. В этих условиях любое сопротивление данным процессам приводит сначала к консервации национальных особенностей, а затем к деградации и гибели. Поэтому единственный путь для выживания национальных культур - это внедрение этнокультурных традиций в структуру современной массовой культуры. История народов Поволжья яркое тому подтверждение. Наиболее показательным примером может служить история самого древнего народа Поволжья мордвы, которая существует уже почти 1500 лет, во многом благодаря тому, что всегда подстраивалась под господствующую культуру.
Значительно лучше сохранилась духовная культура народов Поволжья, хотя и она подвергалась активному размыванию. Однако духовная культура - явление достаточно консервативное и меняется очень медленно. Внешним проявлением этой культуры являются, прежде всего, язык и поведение людей. Интерсубъективный мир повседневности, его
феномены и процессы объективируются с помощью единого языка, который опосредует социальное общение, обеспечивает создание вероятностных структур во временных и пространственных рамках. Именно поэтому феноменология оказалась тесно и органично связана национальной жизнью.
Язык является важным фактором формирования национального самосознания, он хранит и ретранслирует духовные ценности, выражает менталитет, углубляет принадлежность к определенному этносу. В.И. Даль говорил, что на каком языке человек мыслит, той нации и принадлежит. По-русски говорят и мыслят не одни этнические русские. В силу того, что русский язык является государственным, то все население Поволжья является русскоязычным. Но при этом нельзя упускать из виду и объективного фактора - относительную многочисленность русских по сравнению с другими нациями. Тем не менее, многовековое взаимодействие со многими этносами не могло не повлиять и на лексику русских Поволжья. Например, такие слова, как «чулан», «сарай», «сабантуй», «айда», давно уже существуют как русские. Национальные же языки этносов, проживающих на территории Поволжья, переместились в сферу семейного быта и дружеских контактов и не исчезли. Сегодня для Поволжья характерно двух- и трехъязычие, что также является одним из показателей внутренней интеграции народов региона. Во вторую половину XIX в. казанские татары признаются двуязычными (русский и татарский), в то же время марийцы, мордва и чуваши становятся трехъязычными (родной, русский, татарский или башкирский). Конечно, следует добавить, что «американизация» нового поколения приводит к тому, что космополитическое «Вау!» и «Ок!» все чаще заменяют столь культурно насыщенные национальные языки. К духовным ценностям относятся элементы социального и культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение и закрепляются в жизни региона в течение длительного времени, пронизывая все ее сферы, являя собой необходимое условие его существования.
Наряду с языком в национальную духовную структуру входят нравственные и институциональные убеждения, принципы, образцы, модели, традиционные ценности. К
сожалению, были утрачены или существенно девальвировались некоторые имманентные элементы традиционной повседневной культуры. В числе ушедших в небытие этнических ценностей можно назвать, к примеру, особое почитание родителей, родных и предков, стремление к этнической окрашенности своего быта, предметной и экологической среды обитания. Традиционные национальные ценности естественно отличаются друг от друга содержанием и ролью, которая им отводится. В череде самых важных - любовь к своей земле и народу, доброжелательное отношение к другим этносам, сдержанность, терпимость и дружелюбие. На формирование этих ценностей оказала влияние не только природная среда обитания, но и специфическая евроазиатская культура, а также особенности исторического развития.
Подводя итог, необходимо отметить, что культура повседневности народов Поволжья имеет специфические черты, порожденные рядом факторов, среди которых геодемогра-фические, исторические, культурно-антропологические. Срединное положение региона в центре Евразии и России породило многообразие культурных и экономических связей с другими регионами и народами. Природа, умеренный климат, а также наличие большого числа рек и других водоемов во главе с Волгой обусловили способы организации быта, образ жизни и основные занятия населения Поволжья. В дореволюционной России это было в основном сельское хозяйство и рыболовство, сегодня большая часть промышленности региона остается связанной с добычей и переработкой природных ресурсов, машиностроением, делая Поволжье одним из самых урбанизированных регионов. Города стали «плавильным котлом», в котором сформировалась новая общность - горожане, больше отличные от сельчан, чем друг от друга, особенно в языковом и культурном отношении. По-прежнему большое значение играет Волга, являясь не только транспортной артерией региона, но и важным культурным и эстетическим символом, местом проведения отдыха и досуга населения.
Другим фактором, формирующим своеобразие культуры повседневности, является специфика исторического развития региона. Этнические группы жили большую часть в мире, добрососедски, неоднократно объеди-
няя усилия против общих противников. Русские, татары и другие этносы вместе сражались в войсках Минина и Пожарского за восстановление национальной независимости страны, в отрядах Разина и Пугачева против общего угнетателя, в гражданскую и в обеих мировых войнах. Происходила не только физическая, но и глубокая духовная диффузия, когда все этносы практически переплелись, «сродняясь в земле, сплетясь ветвями».
Однако необходимо отметить, что исторически существовало противостояние исламской и христианской веры. В истории немало фактов столкновения менталитетов, социальных моделей поведения, ценностных ориентаций, но в то же время в стихах, в песнях, языческих молитвах, преданиях сохранились свидетельства о высшей духовной ценности народа - добре и доброте, человечности и человеколюбии, дружелюбии в отношении друг к другу. И надо признать существование такого явления, как взаимообмен опытом жизнеустройства и многими хозяйственно-материальными и духовно-нравственными позициями. Народы Поволжья дружат, общаются и роднятся вопреки религиозным и ментально-этническим различиям. Народы Поволжья, оказавшись по соседству,
осваивали практический хозяйственный и духовный опыт друг друга, происходила бытовая культурная ассимиляция и деловое культурное сближение.
1. Tenbruck F.H. Repräsentative Kultur // Sozialstruktur und Kultur / Hrsg. von H. Haferkamp. Frankfurt am Main, 1990.
2. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.
3. Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. М., 1992.
4. Надиров И.Н. Взаимосвязи песенного фольклора народов Среднего Поволжья и При-уралья // Межэтнические общности и взаимосвязи фольклора народов Поволжья и Урала. Казань, 1983 С. 49-51.
5. Гацак В.М. О перспективе изучения межнациональных фольклорных общностей и взаимосвязей // Межэтнические общности и связи фольклора народов Поволжья и Урала. Казань, 1983.
6. Рашин А.Г. Население России за 100 лет. М., 1991.
Поступила в редакцию 21.09.2012 г.
UDC 008.001.14
FEATURES OF POLY-ETHNICAL CULTURE OF VOLGA REGION WITHIN CULTURE OF EVERYDAY LIFE Natalia Vladimirovna ROZENBERG, Penza State University, Penza, Russian Federation, Doctor of Philosophy, Professor, Head of Communicative Management Department, e-mail: [email protected]
It is shown that Volga region is one of the most poly-ethnical regions in Russia where the principles of joint life of various peoples are tweaked historically. On the base of analysis the ethnocultural space of Volga region the originality of separate elements of everyday culture of region is considered.
Key words: everyday life; everyday life culture; ethnical variety.