ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2012 История Выпуск 3 (20)
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ИСТОРИИ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ
УДК 392,5 (470,57)
ТРАДИЦИЯ БОРОНДОК (ПОСАЖЕННЫЕ РОДИТЕЛИ) У СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫХ ТАТАР РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
А. И. Фатхутдинова, Э. В. Камалеев
Отдел археологии Института этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева УНЦ РАН,
450006, г. Уфа, ул. Цюрупа, 145 кв. 6
Исследуется несвойственное другим территориальным группам татар явление - борондок, морондок (посаженные родители). Традиция назначать борондок этий и борондок эний у татар на северо-востоке Республики Башкортостан возникла как результат длительного межэтнического влияния башкир, русских и татар
Ключевые слова: борондок, морондок, борондок этий, борондок эний, этнос, межэтническое влияние.
Одним из показателей культурного богатства предков, их творчества и фольклорного разнообразия является свадебная обрядность. Множество ритуалов, осуществлявшихся в рамках традиционной свадьбы, отражают религиозные, нравственные устои этноса, а также черты, обретенные во взаимодействии с различными народами.
Примером такого взаимовлияния стало распространение у татар северо-востока Башкортостана несвойственного другим территориальным группам татар явления борондок (бэрэндэк), или морондок - «посаженые родители», исследованного во время этнографической экспедиции в августе 2009 г. в с. Улькунды Дуванского района. В указанном селе в 1970 - 1980-х гг. практически у всех молодых семей в деревне были борондок[Полевые материалы автора (далее ПМА), 2009].
Информаторы Абдуллин Рикс Рахимьянович и Абдуллина Фатима Ракиповна рассказали о своей свадьбе, которую играли в декабре 1967 г. Во время религиозного обряда Никах молодым назначили борондок этий и борондок эний (произношение со слов). Ими стали Закирьяновы Дина и Уразмет, которые проживали в браке 12 лет и для которых родители Рикса Рахимьяновича также были выбраны в качестве борондок. Как отметила Фатима Ракиповна, для них борондок стали даже ближе, чем собственные родители, поскольку помогали и до сих пор помогают решать самые разные вопросы подопечных.
Для того чтобы понять природу распространения явления борондок у северо-восточных татар Башкортостана, обратимся к статистике. Общая численность населения Дуванского района в 2002 г. составила 32016 чел., из которых большинство - 20293 чел. - русские, 6457 - башкиры и 4249 -татары [Национальный состав..., 2006, с. 161]. Напрашивается вполне естественный вывод, что башкиры и татары могли заимствовать явление борондок от русских и включить в свой свадебный обряд. Однако, по сообщению информаторов с. Улькунды, явление борондок - это очень старинный институт семейно-родственных отношений, известный местным жителям еще с дореволюционного времени. Кроме того, в ходе экспедиционной работы была установлена консервативность взглядов жителей и закрытость к иноэтническим влияниям. У татар с. Улькунды этническое самосознание выражается в отсутствии, например, русского песенного фольклора на свадьбе, в нежелании выбирать в качестве жены/мужа людей другой национальности. В семьях говорят на татарском языке, поют татарские песни, хотя охотно и часто общаются с жителями многочисленных соседних русских селений.
У русских посаженные родители всегда играли важную роль. Ими могли стать хорошие знакомые либо крестный, который на свадьбе выступает в роли «тысяцкого», но обязательно женатые и замужние. Сравнивая явление борондок у татар с посаженными родителями у русских, нельзя не
© А. И. Фатхутдинова, Э. В. Камалеев, 2012
26
заметить общие черты. Как у русских, так и у татар в качестве посаженных родителей стараются выбирать супружескую пару, близкую семье. Немаловажным фактором является и то, что супруги живут счастливой семейной жизнью и на своем примере способны направить и поддержать молодую семью.
Основная функция в свадебном обряде посаженных родителей и борондок связана с венчанием и переездом невесты в дом жениха. У русских посаженные родители должны благословить молодых перед отправлением в церковь, а затем встретить новобрачных дома с «хлебом-солью» и образами. Схожее явление описано у северо-восточных и юго-восточных башкир: «Невесту вводила в дом одна из женщин по выбору родителей жениха <...> развязывали пояс на ее талии и тем поясом перетягивали талию ближайшей младшей сестры или племянницы жениха. С этого момента женщина становилась инэ, морондок инэ (посаженная мать), а девушка - хылыу, каныш. Теперь инэ и хылыу считались самыми близкими людьми молодой женщины в деревне мужа. С ними можно делиться радостями и горем, советоваться, а в случае необходимости - передавать просьбы к родителям мужа»[Бикбулатов, Фатыхова, 1981, с. 76].
Борондок этий и борондок эний, как и посаженные родители у русских, встречают молодую во время переезда в дом жениха. А.С. Авижанская в отчете о командировках в северо-восточные районы Башкирской АССР в 1956 - 1957 гг. пишет: «Когда невеста делает первый шаг, спускаясь с подводы, она ступает не на голую землю, а на подушку, подложенную морондок инэй, и первым человеком, приветствующим невесту в доме жениха, является “морондок инэй”, которая подносит невесте на ложечке сливочное масло и кормит ее» [НА УНЦ РАН. Ф.3. Оп. 2. Ед.хр. 348. Л. 15-16]. А.С. Авижанская раскрывает этимологию слова морондок: «Морон - по-башкирски “нос”. Но идиома “Морон тортой бора” обозначает, что люди могут говорить друг с другом откровенно, как бы “нос к носу”. Эти родители называют молодую своей дочкой, а ее мужа - сыном» [НА УНЦ РАН. Ф.3. Оп. 2. Ед.хр. 348. Л. 16]. Турецко-русский словарь приводит значение «Ьигип» - «нос» [Турецко-русский словарь, 1977, с. 135], подтверждая вывод Авижанской о близости морондок эний и невесты. В «Словаре башкирского языка» также определяется понятие «морондок». Чаще всего это жена дяди либо брата жениха, она заранее ставит воду, чтобы невеста смогла приготовить суп, и ждет ее приезда [Словарь Башкирского языка., 1993, с. 818 - 819].
Распространение в прошлом и сохранение в наши дни борондок указывает не только на традиционность, но и на значимость данного явления для каждой семьи. Выплатив калым родителям, жених имел полное право увезти невесту в свой дом. Родители невесты уже не отвечали за свою дочь, понимая, что она всецело принадлежит своему мужу и ее жизнь связана только с ним. Это подтверждает и А. А. Загидуллин: «Женщина, выходя замуж, теряла предоставлявшуюся ей в известной мере в родной семье (некогда роде) свободу и попадала в фактическую и юридическую зависимость от мужа и его родителей» [Загидуллин, 1966, с. 10]. И только борондок эний для невесты становилась ближайшей подругой и защитницей, которая не понаслышке знала обо всех трудностях семейной жизни и ситуациях, возникающих на новом месте. Поэтому борондок эний принимает непосредственное участие во всех ритуалах невесты при переезде в дом жениха, по сути, принимая обязанности второй матери, что подтверждается словами Абдуллиной Фатимы Ракипов-ны: <«Борондок этий и эний стали нам даже ближе, чем собственные родители»[ПМА].
Аналогичные борондок традиции встречаются у многих народов, например, у марийцев, удмуртов, чувашей. В свадебном обряде марийцев роль посаженных родителей играли пуртымо ава-ача: «В XIX - начале XX вв. у посаженных родителей невеста жила месяцами. Все это время она выполняла трудоемкую работу <.> Тут же готовилась к свадьбе: готовила приданое (обязательно в сундуке), вышивала полотенца, шила рубашки и "шовыр” (бешмет)”. <...> В настоящее время невеста у посаженных родителей живет три дня. Она для них является “родной дочерью” (“пуртымо удыр”). Вместе с посаженной матерью невеста ходит в гости к соседям»[Бабенко, Гимаев, Ковя-зин, 1990, с. 15].
У многих народов переезд невесты в дом жениха является завершающим этапом свадебного обряда, связанного с созданием новой семьи. Потеряв свой прежний статус зависимых от родителей людей, новобрачные переходят на новую социальную стадию, создают «новую жизнь», для которой им и выбирают «новых родителей» - борондок этий и эний.
Значение борондок этий и эний для жизни молодой татарской семьи неоспоримо, зато нерешенными остались вопросы о происхождении этого явления у татар Республики Башкортостан, а
А. И. Фатхутдинова, Э. В. Камалеев
именно у живущих в ее северо-восточной части. Если первоначально высказывалось мнение о влиянии русского народа и их культуры на появление в свадебной обрядности татар явления борондок, то при изучении более обширной литературы появилась другая точка зрения на данный вопрос.
В частности, у таких мусульманских народов, как узбеки и каракалпаки, морондок является древнейшим институтом свадебной обрядности. В книге «Народы Средней Азии и Казахстана» описано явление морондок у узбеков: «В доме молодого одна из его старших родственниц назначалась "посаженной матерью" молодой четы (мурундук-ене в Хорезме, она в южном Узбекистане). Эта женщина приобщала молодую - келин - к новому дому, вводила ее в круг женщин новой родни; она считалась для молодой и ее мужа второй матерью, а муж ее считался вторым отцом. Молодые оказывали своей “она” уважение как матери, а к ее детям относились как к кровным братьям и сестрам» [Народы Средней Азии и Казахстана, 1962, с. 326].
В монографии Н.П. Лобачева, посвященной узбекам, также упоминается мурундук-ене: «У порога дома невесту встречали родители жениха или посаженная мать, угощавшая ее молоком с сахаром <.> Также перед чимилликом происходило угощение мурундук-ошем (обедом, приготовленным посаженной матерью). Состояло оно из разрезанной на куски бараньей грудинки, преподносимой посаженной матерью, в то время как посаженный отец одаривал присутствующих подарками» [Лобачева, 1975, с. 37].
Явление морондок отмечено у каракалпаков: «Женге жениха, обычно сестра его двоюродного брата или более дальнего родственника, выступала в качестве посаженной матери молодой -мурындык ене. Она тоже встречала молодую, впервые надевала на нее киймешек и закрывала ее лицо платком. С момента введения новобрачной в дом мурындык ене считалась для молодой пары родной матерью; ее муж становился для них мурындык ага (посаженным отцом)».
А.Т. Бикмуратов считал, что для каракалпаков мурындык - это архаичный институт родственных отношений, возникший во времена родового строя. Им были приведены термины родства у каракалпаков, где помимо терминов посаженной матери и отца, указаны термины их сына, дочери, сестры, брата, отца и матери, чего не наблюдается у северо-восточных татар РБ [Бекмуратов, 1978, с. 40].
На основании приведенных архивных и литературных сведений об исследуемом явлении бо-рондок не подвергаются сомнению общие историко-культурные традиции северо-восточных башкир, а также среднеазиатских узбеков и каракалпаков. В монографии Р.Г. Кузеева была изучена этническая история упомянутых тюркских народов, в частности северо-восточных (айлинских) башкир: «Хотя предания заметно варьируются, все они называют древней родиной айлинских башкир берега Сырдарьи или другие районы Средней Азии» [Кузеев, 1974, с. 199]. Практически о том же пишет и Н.П. Лобачева: «... наряду с древним земледельческим ираноязычным населением Средней Азии и скотоводчески-земледельческими тюрко-монгольскими племенами в этногенезе узбеков, в частности, участвовали кочевые и полукочевые узбекские племена и народы дешти-кыпчака» [Лобачева, 1975, с. 24]. Она делает вывод о том, что «одна из основных причин разнообразия свадебных обрядов узбеков заключается в сложности происхождения узбекского народа. Другой причиной этого является процесс культурных взаимовлияний с окружающими народами, когда воспринимаются обычаи и обряды соседей» [Лобачева, 1975, с. 25].
Вывод, сделанный Н.П. Лобачевой о свадебной обрядности узбеков, содержит косвенный ответ на вопрос о появлении борондок у северо-восточных татар. Переселившись на земли северовосточных башкир, татары в процессе культурных взаимовлияний включили в традиционный татарский свадебный обряд новые персонажи - борондок этий и борондок эний. Очевидно, что для татар северо-востока Башкортостана борондок является локальной особенностью в свадебном обряде и вопрос сохранения, а также дальнейшего исследования данной традиции - цель отдельного полевого исследования.
Библиографический список
Авижанская С.А. Отчеты о командировках в Башкирскую АССР в 1956 - 1957 гг. // НА УНЦ РАН. Ф.3. Оп. 2. Ед.хр. 348. Л. 15-16.
Бабенко В.Я., Гимаев Р.Н., Ковязин С.А. Семейные праздники и обряды марийцев Башкирской АССР. Уфа, 1990.
Бекмуратов А. Т. Терминология родства у каракалпаков // Семья и семейные обряды у народов
Средней Азии и Казахстана. М.,1978.
Бикбулатов Н.В., Фатыхова Ф. Ф. Семейный быт башкир XIX - XX вв. М.,1981.
Загидуллин А.А. Семейный быт татарских крестьян (вторая половина XIX - начало XX в.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1966.
Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М., 1974.
Лобачева Н.П. Формирование новой обрядности узбеков. М., 1975.
Народы Средней Азии и Казахстана. М., 1962.
Национальный состав населения Республики Башкортостан (по данным Всероссийской переписи населения 2002 года): стат. сб. Уфа, 2006.
Полевые материалы автора (далее ПМА). Сообщение Абдуллиной Фатимы Ракиповны (1936 г.р.), с. Улькунды Дуванского района, Республика Башкортостан, 2009 г.
Словарь Башкирского языка: в 2 т. / РАН; Башк. науч. центр, Ин-т яз. и лит. М., 1993. Т. I (на башк. яз).
Турецко-русский словарь. М., 1977.
Дата поступления рукописи в редакцию 27.06.2012
TATARS’ TRADITION OF BORONDOK IN THE NORTH-EASTERN PART OF BASHKORTOSTAN
A.I.Fathutdinova, E. V.Kamaleev
Institute of ethnological research the Ufa Scientific center of Russian Academy of Sciences, Tsyurupa ave., 145,
6, 450006, Ufa, Russia
In article the author investigates uncharacteristic for other territorial groups of Tatars the phenomenon - bo-rondok, morondok. The tradition to appoint borondok father and borondok mother at Tatars in north-east part the Republic of Bashkortostan became result of long interethnic interference the Bashkir, Russian and Tatars.
Key words: borondok, morondok, borondok father, borondok mother, interethnic interference.
References
Avizhanskaya S.A. Otchety o komandirovkakh v Bashkirskuyu ASSR v 1956 - 1957 gg. // NA UNTs RAN. F.3. Op. 2. Yed.khr. 348. L. 15-16.
Babenko V.Ya., GimayevR.N., Kovyazin S.A. Semeynye prazdniki i obryady marytsev Bashkirskoy ASSR. Ufa, 1990. Bekmuratov A. T. Terminologiya rodstva u karakalpakov // Semya i semeynye obryady u narodov Sredney Azii i Ka-zakhstana. M.,1978.
BikbulatovN.V., FatykhovaF.F. Semeyny byt bashkir XIX - XX vv. M.,1981.
ZagidullinA.A. Semeyny byt tatarskikh krestyan (vtoraya polovina XIX - nachalo XX vv.): avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. M., 1966.
KuzeyevR.G. Proiskhozhdeniye bashkirskogo naroda. M., 1974.
Lobacheva N.P. Formirovaniye novoy obryadnosti uzbekov. M., 1975.
Narody Sredney Azii i Kazakhstana. M., 1962.
Natsionalny sostav naseleniya Respubliki Bashkortostan (po dannym Vserossyskoy perepisi naseleniya 2002 goda): stat. sb. Ufa, 2006.
Polevye materialy avtora (daleye PMA). Soobshcheniye Abdullinoy Fatimy Rakipovny (1936 g.r.), s. Ulkundy Duvanskogo rayona, Respublika Bashkortostan, 2009 g.
Slovar Bashkirskogo yazyka: v 2 t. / RAN; Bashk. much. tsentr, In-t yaz. i lit. M., 1993. T. I (na bashk. yaz). Turetsko-russky slovar. M., 1977.