Научная статья на тему 'Взаимосвязи выраженности макиавеллизма и социального интереса с различными видами агрессии студентов гуманитарных специальностей'

Взаимосвязи выраженности макиавеллизма и социального интереса с различными видами агрессии студентов гуманитарных специальностей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1032
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАКИАВЕЛЛИЗМ / АУТОАГРЕССИЯ / ГЕТЕРОАГРЕССИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / MAKIAVELLIZM / AUTOAGGRESSION / GETEROAGRESSIYA / SOCIAL INTEREST

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Грибкова Ольга Витальевна

В исследовании высказано предположение о том, что студенты младших курсов обучения гуманитарных специальностей выбирают макиавеллизм в качестве наиболее успешной стратегии поведения под влиянием определенных личностных характеристик: направленности агрессии на других людей и слаборазвитого социального интереса. Выявлены связи между выраженностью макиавеллизма и аутоагрессией, и гетероагрессией у студентов младших курсов обучения факультетов психологии, журналистики и юридического факультетов. Высокий уровень гетероагрессии и склонности к манипулированию может затруднять профессиональное становление молодых людей, обучающихся гуманитарным специальностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Грибкова Ольга Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relationship of expression makeviallizma and social interest with different types of aggression Arts Students

The study suggested that the year students study humanities Machiavellianism chosen as the most successful strategy of behavior under the influence of certain personal characteristics: focus aggression on other people and underdeveloped social interest. The relationships between the degree of Machiavellianism and self-aggression, and geteroagressiey with younger students teaching faculty of psychology, journalism and law faculties. High level geteroagressii and tendency to manipulate may impede professional development of young people studying humanities.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязи выраженности макиавеллизма и социального интереса с различными видами агрессии студентов гуманитарных специальностей»

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ВЗАИМОСВЯЗИ ВЫРАЖЕННОСТИ МАКИАВЕЛЛИЗМА И СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ АГРЕССИИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

© О. В.Грибкова

В исслеловании высказано прелположение о том, что стуленты млалших курсов обучения гуманитарных специальностей выбирают макиавеллизм в качестве наиболее успешной стратегии повеления пол влиянием опрелеленных личностных характеристик: направленности агрессии на лругих люлей и слаборазвитого социального интереса. Выявлены связи межлу выраженностью макиавеллизма и аутоагрессией и гетероагрессией у стулентов млалших курсов обучения факультетов психологии, журналистики и юрилического факультета. Высокий уровень гетероагрессии и склонности к манипулированию могжет затрулнять профессиональное становление мололых люлей, обучаюших-ся гуманитарным специальностям.

Грибкова Ольга Витальевна кандидат биологических наук заведующая кафедрой обшей и социальной психологии Самарская

гуманитарная академия hont317@mail.ru

Ключевые слова: макиавеллизм, аутоагрессия, гетероагрессия, социальный интерес.

В современном обществе всё бьльшую популярность набирают социальные профессии: профессии психолога, журналиста, юриста и др. Приобретение определенной специальности представляет собой не только усвоение знаний, умений и навыков в выбранной сфере деятельности, но и личностное развитие. Данный процесс протекает сложно и длительно, ему мешают нестабильность в обществе, неуверенность молодежи в завтрашнем дне. Возникают соблазны воспользоваться полученными профессиональными знаниями в своих целях, прибегнуть к манипулированию другими людьми для исполнения своих желаний, повышения самооценки и социального статуса. Манипулирование поведением окружающих связано с понятием макиавеллизма.

Современные трактовки указанного термина не столь однозначны, как может показаться. Существуют различные точки зрения на феномен макиавеллизма [8]. В Оксфордском толковом словаре по психологии дается трактовка данного понятия как описательного определения моделей поведения, включающих манипуляцию другими посредством коварства, хитрости, обмана и оппортунизма, центральным мотивом которых является усиление власти и контроля [13]. Т. В. Бендас определяет макиавеллизм как неагрессивное манипулирование людьми, игнорирование их эмоций и потребностей, преследование во взаимодействии с ними своей личной выгоды [2]. По мнению А. Д. Лариной [11], это понятие может рассматриваться как необходимое для лидера качество, как критерий успешности психосоциальной адаптации и индивидуальная особенность, приводящая к личностным дисфункциям, как тип личности и как эволюционно стабильная стратегия поведения. Автор приходит к выводу, что трактовка макиавеллизма как защитного образования является наиболее перспективной для его понимания. В своем исследовании М. С. Егорова анализировала связи макиавеллизма с интеллектом, особенностями темперамента и характера и свойствами личности, которые представляют собой индикаторы социальной адаптации/дезадаптации. Она предположила, что макиавеллизм является показателем дисфунк-циональности [5]. В исследованиях В. В. Знакова [6] макиавеллизм оценивается как личностная характеристика, а именно склонность человека манипулировать другими людьми в межличностных отношениях. Н. Аносовой склонность к манипулированию была рассмотрена как параметр межличностных отношений [1]. Ею было обнаружено, что манипуляция включена в структуру личностных черт на эмоциональном уровне, является значимым фактором (как позитивно, так и негативно окрашенным) регуляции состояния и самооценки.

В своей работе мы опирались на представление о макиавеллизме как о стратегии поведения, выбор которой, возможно, определяется личностными характеристиками студентов младших курсов обучения. В качестве таковых были выбраны: социальный интерес, или общественное чувство, аутоагрессия (агрессия, направленная против собственной личности) и гетероагрессия (агрессия, направленная против других людей и объектов). По мнению А. Адлера, социальный интерес — это способность интересоваться другими людьми и принимать в них участие [15]. Выбор указанных характеристик обусловлен социальной направленностью будущей профессии студентов, а также возрастными особенностями в группе [4, 12]. Многими исследователями подчеркивается, что возрастной период от 13 до 21 года является самым сложным в жизни индивида и что в сознании и поведении молодежи сохраняются максимализм и агрессивный настрой [4, 16].

Гипотеза нашего исследования: у студентов гуманитарных специальностей младших курсов существуют различного рода взаимосвязи между склонностью к манипулированию, с одной стороны, и аутоагрессией, гетероагрессией, социальным интересом, с другой стороны.

Методика исследования

В исследовании приняли участие студенты очной формы обучения младших курсов факультета журналистики, факультета психологии и юридического факультета Самарской гуманитарной академии (всего 44 человека) в возрасте от 17 до 20 лет. Для изучения склонности студентов к макиавеллизму был использован опросник Кристи и Гейс [7], направленный на выявление выраженности макиавеллизма. Для оценки уровня аутоагрессии и гетероагрессии был использован опросник «Ауто- и гетероагрессия» Е. П. Ильина [7]. В указанной методике, по нашему мнению, подавляющее большинство утверждений (75%) направлено на выяснение уровня прямой вербальной агрессии. В них отражено проявление своих отрицательных эмоций посредством угрожающего содержания высказываний, что соответствует определению данного термина [3]. А так как спецификой будущей профессиональной деятельности студентов юридического факультета, факультета психологии и факультета журналистики является работа с людьми, то это обусловило выбор данного опросника для проведения нашего исследования.

Не менее важной, по нашему мнению, характеристикой для будущих журналистов, психологов и юристов является социальный интерес (или общественное чувство по А. Адлеру). Для определения ее выраженности у студентов мы использовали шкалу социального интереса Дж. Кренделла. Эксперименты Кренделла показали, что колебания социального интереса ситуативно обусловлены. Оказалось, что социальный интерес снижается после неудачи в важном задании, в период надвигающейся экзаменационной сессии и даже после воздействия на человека громким звуком [15]. Указанные особенности данной характеристики были учтены при проведении исследования, которое осуществлялось во время практических занятий.

Полученные данные подвергли статистической обработке в пакете математической статистики БТАТКТГСА 6.0. Был осуществлен корреляционный анализ между выраженностью макиавеллизма и показателями аутоагрессии, гетероагрессии и социального интереса, а также корреляционный анализ между показателем социального интереса и аутоагрессии, гетероагрессии (ранговый коэффициент корреляции Спирмена), кластерный анализ результатов по шкале социального интереса, дисперсионный анализ между склонностью к манипулированию и аутоагрессией, гетероагрессией. Следует учитывать тот факт, что низкая надежность психодиагностических методик искажает реальную корреляцию между переменными [17]. Следовательно, это может привести к ошибочной интерпретации полученных данных. Поэтому в исследовании нами были вычислены и расчетное значение коэффициентов корреляции (указано в скобках), и скорректированное конечное значение с учетом надежности шкал методик определения аутоагрессии и гетероагрессии, макиавеллизма [9].

Результаты исследования и их обсуждение

Студентов факультетов психологии, журналистики и юридического объединяет социальная направленность выбранной будущей профессиональной деятельности. Среди личностных качеств, интересов, необходимых для успешной работы и карьеры, следует обратить внимание на самоконтроль, уравнове-

шенность, терпимость, безоценочное отношение к людям, интерес и уважение к другому человеку, тактичность, вежливость. К качествам, одинаково препятствующим эффективности профессиональной деятельности, будь то журналистика, или психология, или юриспруденция, относят корыстность, нечестность в изложении информации, агрессивность [14]. Поэтому выяснение выраженности макиавеллизма, уровня социального интереса, показатели и направленность агрессии уже сами по себе имеют важное значение для будущего профессионального развития гуманитариев.

При проверке характера распределения показателей макиавеллизма было обнаружено, что распределение охватывает всю шкалу, но средний показатель смещен в сторону более высокого уровня макиавеллизма. Максимальное значение склонности к манипулированию в выборке составляет 78 баллов из 100 возможных. Полученные результаты заставляют задуматься о направленности профессионального развития студентов гуманитарных специальностей, т. к. в различных исследованиях [5, 12] демонстрировалось, что люди с высоким макиавеллизмом воспринимают отношение других к себе как враждебное, никому не доверяют и считают, что им предъявляют излишние и неоправданные требования.

На первом этапе исследования были определены показатели надежности шкал используемых методик. Надежность-согласованность оценивалась с помощью коэффициента альфа Кронбаха. Его значение по шкале аутоагрессии составило 0,501 (средняя величина коэффициента интеркорреляции между 10 вопросами г=0,088), а по шкале гетероагрессии — 0,461 (средняя величина коэффициента интеркорреляции между 10 вопросами г=0,068). Низкие значения среднего коэффициента интеркорреляции свидетельствуют о том, что согласованность между вопросами не соответствует требованиям исследовательской методики («слабыми» вопросами являются 1, 10, 17, 18, 20) и надежность шкал обеспечивается исключительно за счет количества пунктов в шкалах [17]. Надежность методики диагностики макиавеллизма равна 0,754 при среднем значении интеркорреляции 0,141, что является вполне допустимым.

Надежность методики исследования социального интереса оказалась неудовлетворительной: коэффициент альфа Кронбаха 0,044 при среднем значении коэффициента интеркорреляции 15 вопросов 0,003. Детальный анализ позволил выявить 6 «слабых» вопросов.

По опроснику «Ауто- и гетероагрессия» Е. П. Ильина было выявлено, что гетероагрессия - направленность агрессии на других — выражена у 41 % (18 человек) обследуемых студентов, 41% имеют направленность агрессии на себя и 18 % студентов имеют одинаковые показатели ауто- и гетероагрессии.

При определении уровня социального интереса в исследуемой группе было обнаружено, что у 30 % членов выборки данный показатель находится в диапазоне 8-9 баллов. Это соответствует средним значениям, полученным Крен-деллом в экспериментальной группе студентов университета [15].

Для выявления индивидуально-психологических характеристик личности со склонностью к манипулированию был использован корреляционный анализ (табл. 1).

Таблица 1

Коэффициенты корреляции между уровнем макиавеллизма и ауто- и гетероагрессией (п=44)

Аутоагрессия Гетероагрессия

Выраженность макиавеллизма -0,52* (-0,32*) 0,85* (0,50*)

Примечание: * р<0,05; в скобках указаны нескорректированные коэффициенты корреляции.

При сопоставлении макиавеллизма с показателями аутоагрессии и гетероагрессии были получены значимые связи. В обследованной группе студентов была обнаружена сильная положительная корреляция выраженности макиавеллизма с уровнем гетероагрессии гскор=0,85 (г=0,50). Это согласуется с результатами других исследователей [5, 11]. Соответственно, чем чаще человек направляет свою агрессию на других людей, тем более он склонен манипулировать остальными. Студенты, прибегая к использованию данной стратегии поведения, превращают окружающих в объекты управления. Возможно, это препятствует нарастанию у них еще большей агрессии, враждебности, так как молодые люди добиваются того, чего хотят, сразу.

Кроме того, агрессия, направленная на окружающий мир, может выступать в роли средства достижения некоторой важной цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения [3]. Необходимо обратить внимание на то, что в возрасте студентов исследованной нами выборки одними из актуальных потребностей являются именно повышение своего статуса в социуме и потребность в достижении успеха [10]. Значит, овладение новыми стратегиями поведения, в частности, стратегией манипулирования, может «подкреплять» гетероагрессию.

Между выраженностью макиавеллизма и аутоагрессией выявлена отрицательная корреляция гскор=-0,52 (г=-0,32). Следовательно, чем ярче у студентов выражена аутоагрессия, тем ниже у них желание управлять окружающими людьми в своих целях. Они склонны направлять свои негативные эмоции и внимание на себя, обвинять и унижать себя, а не манипулировать другими.

Для проверки наличия зависимости между склонностью к манипулированию и аутоагрессией, гетероагрессией был проведен дисперсионный анализ. В ходе него была обнаружена прямая взаимозависимость между уровнем макиавеллизма и величиной гетероагрессии (рис. 1).

Следовательно, при сильной направленности агрессии на окружающих повышается склонность ими манипулировать в своих целях. При исследовании обратной зависимости, т. е. гетероагрессии, от уровня макиавеллизма получена также достоверная зависимость (рис. 2).

Как видно из рисунка 2, при возрастании уровня макиавеллизма усиливается и «подкрепляется» гетероагрессия. Таким образом, наличие зависимостей между перечисленными характеристиками может предоставить возможность прогнозировать личностное и профессиональное развитие в исследованной выборке студентов гуманитарных специальностей.

Current effect: F(2, 42)=10,662, p=,00018 Effective hypothesis decomposition Vertical bars denote 0,95 confidence intervals

80 75 I 70

CO

s

I 65 ro s

ГО

1 60 X

ш

CO О

& 55 50 45

низкий средний высокий

уровень гетероагрессии

Рис.1. Зависимость уровня макиавеллизма от гетероагрессии студентов

Current effect: F(2, 41)=9,4307, p=,00043 Effective hypothesis decomposition Vertical bars denote 0,95 confidence intervals

10

3

средним уровень макиавеллизма

2

Рис. 2. Зависимость гетероагрессии от уровня макиавеллизма студентов

При проверке надежности шкалы социального интереса были получены низкие коэффициенты. В ходе дальнейшего поиска причин объяснения этого факта при кластерном анализе удалось выделить три типа людей (по 7, 20 и 14 человек соответственно) (рис. 3).

Е

О

110

100

90

80

70 •

60

50

40

30

20

Tree Diagram for 41 Cases Complete Linkage Euclidean distances

оосо^-оо-<-ююо(Ч(ч-<-со-<-союю(чсо1^сосо^-1^^-оо^-(ч1^сооо-<-а>а>юа>(ч^-оа>со-<-ICOCN.^.^CNCN.^CN.COt-COt-CO, I ICO.CO, 1(4, КЧСЧ.СО.СОт-СЧт-СО.СО,-*-™ I'!—, I

o'o'o'o'o'o10 o'o'o'o'o'o'o'o'o'o'o'o'o10 ° o'o10 o'° o'o'o'o'o'o'o'o'o'o'o'0 o'°

Рис. 3. Кластерный анализ показателей социального интереса у студентов

Можно предположить, что в исследованной выборке студентов представления о социальном интересе разделили на 3 разные группы. В полученных группах был проведен корреляционный анализ между показателями уровня развития социального интереса и показателями уровня аутоагрессии, гетероагрессии и выраженности макиавеллизма.

У студентов, относящихся к первому типу, выявлена отрицательная корреляция между социальным интересом и гетероагрессией (г=-0,76). Не удивительно, что чем выше уровень способности интересоваться другими людьми, тем ниже агрессия, направленная на окружающих. Наличие этой корреляции предоставляет возможность через снижение уровня гетероагрессии не только создать более благоприятные условия для повышения интереса к переживаниям, чувствам, мыслям других людей, но и повлиять на будущее профессиональное развитие гуманитариев.

В остальных двух группах связи между шкалой социального интереса и гетероагрессией не обнаружено.

Следует отметить, что у студентов, отнесенных ко второму типу, выявлена отрицательная связь средней силы между показателями социального интереса и макиавеллизма (г=-0,46). В исследованной выборке учащихся 44% (20

человек) относится именно к указанному типу. Эта связь подтверждает взаимоисключение сильной склонности к манипулированию людьми и способности интересоваться ими. Развитый социальный интерес необходим для специалистов социальной группы профессий. Отсутствие или слабая выраженность способности принимать участие в жизни других людей могут служить серьезным препятствием профессиональному росту психологов, журналистов. По мнению О. В. Макаренко и С. А. Богомаза, студенты-психологи с высоким уровнем макиавеллизма, призванные гибко реагировать на проблемы клиентов и оказывать им психологическую помощь, начав свою профессиональную деятельность, будут ограничены рамками возможностей коммуникативного манипулирования. Можно также ожидать, что, работая с клиентом, они будут стремиться построить свою деятельность так, что она в большей степени будет направлена на разрешение их собственных проблем и удовлетворение собственных потребностей за счет клиента [12]. В свою очередь, мы можем предположить, что подобная ситуация будет складываться и в среде студентов юридического факультета и факультета журналистики.

У студентов, составивших третий тип, никакие корреляции между уровнем социального интереса и остальными изучаемыми характеристиками не выявлены.

На основе полученных результатов мы предполагаем наличие определенных ограничений в применении методики «Шкала социального интереса», в частности, высокой однородности экспериментальной выборки.

Подводя итог, можно сказать, что гипотеза нашего исследования подтвердилась частично: у студентов гуманитарных специальностей младших курсов существуют различного рода взаимосвязи между склонностью к манипулированию, с одной стороны, и аутоагрессией, гетероагрессией, с другой стороны. Однако выраженность макиавеллизма, гетероагрессии, аутоагрессии не соответствует требованиям к профессиям журналиста, психолога и юриста. Наличие корреляций между перечисленными характеристиками может усиливать негативное влияние их на эффективность профессиональной деятельности и профессиональное развитие. Можно предположить, что студенты младших курсов обучения гуманитарных специальностей под влиянием определенных личностных характеристик, среди которых высокая гетероагрессия, выбирают макиавеллизм в качестве наиболее успешной стратегии поведения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аносова, Н. Склонность к манипулированию как параметр межличностных отношений (гендерный аспект). иКЬ:Ьир://и1ор1уа.8рЬ.ги/ Ш(£ех.рЬр?орИоп=сот_ соп1еп1&у1е-№=агис1е&1(£=904:2010-06-29-14-47-51&саи1£=67:2010-06-13-07-23-09&Иет1(£=196 (дата обращения: 12.03.13).

2. Бендас, Т. В. Гендерная психология. — СПб. : Питер, 2006. — 431 с.

3. Большая психологическая энциклопедия. — М. : Эксмо, 2007. — 544 с.

4. Власенко Л. В., Калюкшева Т. П., Солдатова Н. Н. Проблема агрессивного поведения студенческой молодежи // Научно-практический интернет-журнал «Наука. Строительство. Образование». 2011. Вып. 2. ИКЬ: http://www.nso-journa1.ru/images/stories/

К80/2011/02_08.ра£

5. Егорова, М. С. Макиавеллизм в структуре личностных свойств // Вестник Перм. гос. пед. ун-та. Серия 10: Дифференциальная психология. — 2009. — Вып. 1/2. — С. 65—80.

6. Знаков, В. В. Макиавеллизм и феномен вранья // Вопросы психологии. — 1999. — № 6. — С. 59—70.

7. Ильин, Е. П. Психология индивидуальных различий. — СПб. : Питер, 2004. —

701 с.

8. Калуцкая И. Н., Поддьяков А. Н. Представления о макиавеллизме: разнообразие подходов и оценок // Культурно-историческая психология. — 2007. — № 4. — С. 78—90.

9. Капцов, А. В. Методические аспекты использования психометрических тестов в дипломном проектировании / А. В. Капцов, Е. И. Колесникова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». — 2011. — № 1(9). — С. 165—181.

10. Капцов А. В., Колесникова Е. И. Взаимосвязь индивидуальных потребностей студентов и представлений о потребностях учебной группы // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». — 2012. — № 1(11). — С. 126—137.

11. Ларина, А. Д. Подходы, установки и перспективы в исследовании макиавеллизма // Вопросы психологии. — 2010. — № 3. — С. 75—83.

12. Макаренко О. В., Богомаз С. А. Личностные особенности студентов-психоло-гов, склонных к манипулированию другими // Вестник Томского государственного университета. — 2005. — № 286. — С. 105—109.

13. Оксфордский толковый словарь по психологии / под ред. А. Ребера. 2002. Ьир://уосаЬи1агу.ги/(£юИопагу/487.

14. Романова, Е. С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и про-фессиограммы. — СПб. : Питер, 2007. — 464 с.

15. Сидоренко, Е. В. Терапия и тренинг в концепции Альфреда Адлера. — СПб. : Речь, 2002. — 347 с.

16. Социология молодежи / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, Ф. Д. Кадария и др. — Ростов н/Д. : Феникс, 2001. — 576 с.

17. Фер Р. М., Бакарак В. Р. Психометрика. — Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2010. — 445 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.