Научная статья на тему 'Взаимосвязь здоровьесбережения и качества жизни: психолого-педагогический аспект'

Взаимосвязь здоровьесбережения и качества жизни: психолого-педагогический аспект Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
169
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / QUALITY OF LIFE / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / HEALTH-SAVING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малозёмов Олег Юрьевич, Хайрулин Александр Раухатович, Боярских Михаил Павлович

В статье рассматриваются проблемы сохранения здоровья в связи с использованием феномена «качество жизни». Качество жизни больше соотносится с категорией «субъективное здоровье». Показана многоуровневая взаимозависимость категорий «качество жизни» и «здоровьесбережение».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Малозёмов Олег Юрьевич, Хайрулин Александр Раухатович, Боярских Михаил Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relationship between health savings and quality of life: the psychological-pedagogical aspect

The article deals with the problems of health preservation in connection with the use of the phenomenon of «quality of life». Quality of life is better correlated with «subjective health» category. Multilevel interdependence of «quality of life» and «health-saving» categories is shown.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь здоровьесбережения и качества жизни: психолого-педагогический аспект»

Педагогика

УДК:371.7

кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры физического воспитания и спорта Малозёмов Олег Юрьевич

Уральский государственный лесотехнический университет (г. Екатеринбург);

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой

физической культуры Хайрулин Александр Раухатович

Уральский государственный медицинский университет (г. Екатеринбург);

старший преподаватель кафедры физической культуры Боярских Михаил Павлович

Уральский государственный медицинский университет (г. Екатеринбург)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ: ПСИХОЛОГО-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы сохранения здоровья в связи с использованием феномена «качество жизни». Качество жизни больше соотносится с категорией «субъективное здоровье». Показана многоуровневая взаимозависимость категорий «качество жизни» и «здоровьесбережение».

Ключевые слова: качество жизни, здоровьесбережение.

Annotation. The article deals with the problems of health preservation in connection with the use of the phenomenon of «quality of life». Quality of life is better correlated with «subjective health» category. Multilevel interdependence of «quality of life» and «health-saving» categories is shown.

Keywords: quality of life, health-saving.

Введение. В настоящее время резко возросла значимость проблемы воздействия внешних условий на здоровье и развитие личности учащихся. Особенно остро это касается социокультурной среды, где деструктивные тенденции, провоцирующие напряжённость в отношениях конкретных людей, социальных групп и государств, отмечаются повсеместно [2]. В.П. Петленко считает, что без биологического иммунитета организм погибает, а без «социального иммунитета» человек не может быть здоровым, на личностном же уровне не может быть здоровья без социальной защищённости личности,. Однако, по нашему мнению, социальная защищённость в сфере здоровья и индивидуальное самообеспечение здоровья - категории взаимосвязанные, поскольку доказано, что социодинамические и индивидуальные психодинамические процессы также взаимосвязаны. Более того, с общефилософских позиций понятно, что не может быть общего без единичного. Поэтому, для достижения конкретной цели (в том числе и здоровьесбережения), реализуемой посредством какой-либо деятельности, важно понимание степени удовлетворённости человека самой деятельностью.

Изложение основного материала статьи. В общеизвестной модели факторной обусловленности заболеваемости и смертности населения образ жизни людей влияет в 50-55% случаев. Однако, во многих случаях акценты здоровьесбережения ещё значительнее смещаются на категорию «образ жизни». Это характерно как для больных, так и практически здоровых. Именно поэтому, некоторые исследователи обусловленность здоровья образом жизни доводят до 75%, а во многих материалах по проблеме здоровья и долголетия последнее связывается, в первую очередь, с рационализацией образа жизни [1, 13], а не с медикализацией. Поэтому с психолого-педагогических позиций имеет особый смысл рассмотреть взаимовлияние здоровья, физической культуры и качества жизни (КЖ) - одного из компонентов образа жизни.

Качество жизни - понятие, используемое во многих научных дискурсах, обозначающее оценку некоторого набора условий и характеристик жизни человека, обычно основанную на его собственной степени удовлетворённости этими условиями и характеристиками.

Ещё в 1984 году ВОЗ определила новую концепцию здоровья в формате степени свободы личности или группы реализовать свои стремления и удовлетворить свои потребности, а также изменяться или кооперироваться со средой. Поэтому здоровье рассматривается в основном не как цель жизни, а как ресурс на каждый день жизни. Более того, И.М. Воронцов считает [5], что рациональнее измерение не самого здоровья, а риска утраты здоровья для здоровых и риска инвалидизации, смерти для больных. Такой взгляд, по мнению В.И. Гордеева [6], невольно приводит нас к компромиссному понятию, не случайно принятому и стандартизованному в мировой практике, - качеству жизни.

Помимо «объективного здоровья» вводится категория «субъективное здоровье». С.Б. Тихвинский [14] относит к нему субъективные ощущения благополучия или неблагополучия в организме, которые могут не иметь объективного подтверждения. Если к последнему добавить и субъективизм по отношению к окружающему миру, то мы максимально приблизимся к стандартному понятию КЖ. «Качество жизни» как субъективная составляющая удовлетворённости персональной жизнью широко используется в зарубежной психологии для определения психического («душевного») благополучия. КЖ чаще соотносится с удовлетворённостью самореализацией личности и её психологическим здоровьем [13, 15]. Согласно воззрениям Н.М. Амосова [1], здоровье с позиций категории «качество жизни» - это выбор такого стиля жизни, при котором человек получает удовольствие от здоровья, а его устойчивое наличие обеспечивает долголетие с высоким уровнем душевного комфорта. Понятие УДК - уровень душевного комфорта - также впервые ввёл он.

Как психологическая и социологическая категория «качество жизни» является характеристикой степени комфорта в удовлетворении человеческих потребностей. Оно трактуется как довольно широкое понятие, охватывающее многие стороны жизни человека, связанные не только с состоянием его здоровья [13], но считается также и психологическим индикатором здоровьесбережения личности [16]. Относительно области наилучшего педагогического воздействия средствами физической культуры формирование стиля жизни и КЖ также перспективно [4]. Понятие «качество жизни» включает такие аспекты, как биологический (генотип, здоровье), социальный (комфортность, безопасность, защищённость, гармония и душевное спокойствие в отношениях с обществом), бытовой (жильё и другие материальные блага, экономические возможности) и личностно-ориентированный образовательный подход (саморазвитие, самореализация, дивергентность мышления, креативность и др.) [17].

Исследование, проведённое на трёх тысячах человек разного возраста и пола, позволило выделить пятнадцать сущностных компонентов понятия КЖ [18]. Наиболее репрезентативные из них включают в себя: здоровье, наличие детей, понимание самого себя, работу и супружество. Наивысшие корреляции КЖ наблюдаются со следующими факторами: материальным комфортом, работой, здоровьем, активным отдыхом (развлечениями), учёбой и образованием. В другом исследовании [19] отмечено, что КЖ в большей степени основывается на предпочтениях, чем на фактах. Подчёркивается, что даже при наличии каких-то дефицитов КЖ является субъективным удовлетворением, выражаемым или испытываемым человеком в физических, ментальных и социальных ситуациях. Авторы включают в данное понятие также объективные достижения и умения, высоко оцениваемые обществом: интеллектуальные способности и физические возможности, артистические и технические умения, психологическую устойчивость, способность к формированию и получению удовольствия от социальных отношений. Низкое КЖ, следовательно, имеет место при тяжёлом дефиците физического, умственного здоровья и социальных отношений.

Оценить КЖ достаточно сложно, поскольку оно приобретает смысл в трёх основных сферах оценки [6]: в материальной (функции, возможности), в личных переживаниях (отношениях), в трансцендентном функционировании (удовлетворённость, разумность, счастье, религиозность). Единство этих ценностных аспектов составляет систему общей оценки КЖ. Индивидуальной оценки можно достичь лишь с помощью собственной системы для каждого случая, то есть для каждого случая нужен свой масштаб исследования. КЖ молодого человека, по нашему мнению, оценить ещё сложнее, поскольку на уровне индивида молодой человек представляет активно формирующуюся личность, а на общественном уровне молодёжь является маргинальной группой повышенного риска, находящейся в активном социальном перемещении [10]. Для теории и практики здоровьесбережения молодёжи важно понимание, что молодой человек, если и заботится, то не столько о продолжительности жизни, сколько о её смысловой наполненности, разнообразии, ассоциируя это с качеством жизни.

Для подростково-юношеской категории при одновременном недостатке и активном приобретении жизненного опыта, наиболее характерен дисбаланс проявляемой активности с здоровьезатратными привычками, со снижением роли самосохранительного поведения в целом. В результате знаниевый компонент валеоустановок учащихся зачастую не реализуется на эмоционально-оценочном, мотивационно-деятельностном и тем более на поведенческом уровне. В связи с этим, в образовательной практике необходим дифференцированный подход к обучающимся с учётом уровня сформированности и специфики их отношения к здоровьесохранной (прежде всего к физкультурной) деятельности. В этом смысле можно полагать, что одной из наиболее универсальной, но слабо разработанной социально-психологической категорией является «качество жизни». КЖ шире утилитарного понимания здоровьесбережения, но их связь непосредственная. Кроме того, считаем, что тезис о необходимости беречь здоровье с целью улучшения КЖ менее противоречив, более понятен и психологически доступен для молодёжи, нежели прямые (часто неэффективные) призывы и назидания к ведению ЗОЖ. Это важно, поскольку здоровьесберегающих примеров для молодёжи наше общество представляет не много и не так часто.

Для учащейся молодёжи ситуации, возникающие в образовательной сфере, по своей сути амбивалентны [2, 3]: они могут стать как источником дополнительного стресса, так и, напротив, источником поддержки (причём для всех участников образовательного процесса), фактором профилактики (или минимизации) стресса социализации для учащихся и цивилизационного стресса в целом. Следует учитывать, что, хотя средовый и деятельностный факторы формируют образ «Я» и регулируют поведение, но здоровьесохранное поведение молодёжи категория достаточно спорная и не однозначная. С одной стороны здоровье личности (тем более формирующейся) предполагает постоянное развитие, движение вперёд, с другой - активность и деятельность молодого человека должны отвечать требованиям социабельности, безопасности для себя и окружающих. Согласно А. Маслоу [11], потребность в безопасности является базовой в иерархии потребностной сферы человека, без частичного удовлетворения которой невозможно достичь самореализации. Поэтому, конфликт между самосохранением и развитием личности имеет экзистенциальную сущность и коренится в глубинах человеческой природы. Он мешает некоторым людям и сохранять здоровье, и одновременно развиваться.

Для многих характерен хронический комплекс ощущений небезопасности и сложности самой жизни, а не боязнь смерти или болезни. Именно поэтому на рубеже 20-21 веков отмечаются неблагоприятные изменения КЖ населения страны, связанные с ухудшением физического, психического и нравственного здоровья. В этой связи наиболее актуальным представляется изучение проблем учащейся молодёжи как наиболее чувствительной к изменениям и наиболее лабильной социальной группы. Одним из перспективных подходов к комплексной оценке состояния здоровья, социального и психофизического благополучия данной социальной группы вновь называется критерий «качество жизни» [6, 16].

Обществом всё глубже осознаётся гармоничная связь воспитания, здоровья и КЖ человека. Суть воспитательных технологий сводится к повышению уровня здоровья и КЖ обучающихся. В этом плане предлагается [12] физическое воспитание определять как комплексный школьный предмет обучения и социального воспитания, содержащий функциональные, академические и нормативные аспекты образования, направленные на усовершенствование КЖ человека. В данном (комплексном) понимании физического воспитания его цели выражаются следующим образом [12]. Во-первых, формирование у учащихся потребностей в двигательной активности (спортивной деятельности, танцах, подвижных играх) и приобретение соответствующих навыков в интересах укрепления психофизического здоровья. Во-вторых, приобретение знаний по философии, истории, физиологии, социологии, психологии физической активности, что позволяет творчески оценивать роль физической культуры в жизни человека и строить свой физический потенциал на научной основе. В-третьих, формирование духовно-нравственного потенциала и эмоционально-положительных межличностных отношений.

Одним из перспективных направлений в проблематике здоровьесбережения, на наш взгляд, является изучение влияния валеоустановок на восприятие КЖ. Считается, что состояние здоровья зачастую не ощущается и не дифференцируется характерными универсальными маркерами, и в отличие от болезни не имеет явно выраженного эмоционального отклика. В связи с этим, интересны исследования по оценке восприятия данных феноменов в зависимости от степени проявления самостоятельной физкультурной активности учащейся молодёжи. Так, в исследовании С.И. Картышевой установлено [9], что самооценка здоровья студентами-спортсменами влияет на самооценку КЖ, причём на старших курсах корреляция

возрастает (с г=0,37 до г=0,43). Установлено также, что высокий уровень физической работоспособности положительно влияет на удовлетворённость студентов КЖ, более того, теснота данной связи увеличивается с возрастом. Юноши с низким уровнем тревожности в большей степени удовлетворены КЖ, в отличие от тех, кто имеет высокий уровень тревожности. Кроме того, установлена связь между академической успеваемостью, уровнем тревожности и удовлетворённостью КЖ. Оказалось, что хорошо успевающие студенты характеризуются более высоким уровнем тревожности и дают более низкую самооценку КЖ (г= -0,31 при Р<0,05).

Определены наиболее значимые факторы в процессе формирования КЖ студентов-спортсменов. Так, здоровье студентов имеет связь со многими показателями КЖ. Наиболее значимыми для самооценки КЖ показателями оказались [9]: самооценка материальных условий - 1 место (г=0,58), достаточность питания - 2 место (г=0,48), и уровень тревожности студентов - 3 место (г=0,47).

КЖ человека в последнее время является объектом исследования многих научных областей как в России, так и за рубежом. Одним из параметров КЖ является психическое здоровье, показатели которого также характеризуют и процессы адаптации организма. В работе [7] констатируется, что 41% студентов с ослабленным здоровьем оценивают стрессовые ситуации как угрожающие их самооценке и реагируют на эти ситуации повышением реактивной тревожности. У практически же здоровых лиц это составляет всего лишь 17,1%. Психические расстройства, основанные на повышении тревожности, являются наиболее типичными нарушениями адаптации при возникновении новых, необычных для индивида условий или вызывающих тревогу ожиданий.

Вопрос о связи КЖ и психоэмоционального состояния сейчас не представляется дискуссионным. Имеются данные, что релаксационные упражнения повышают КЖ, поскольку у занимающихся улучшается самочувствие и настроение, расширяется диапазон духовного развития. Так, в исследовании [8] выяснялось влияние релаксационных упражнений на КЖ. Отмечается, что 90% женщин и 80% мужчин посещают физкультурно-оздоровительные занятия, включающие элементы психорегуляции и ментального тренинга, для снятия напряжения, стрессового состояния. Они указывают, что поочерёдное физическое напряжение и отдых во время занятий позволяет стать энергичными, придаёт силы в борьбе с жизненными препятствиями, улучшает самочувствие, настроение. 72% женщин и 68% мужчин указали, что они посещают занятия с целью улучшения здоровья. Соответственно 52% и 48% указали, что благодаря релаксационным упражнениям они стали более уверенными и оптимистичными, 48% и 32% - что они успешнее общаются с окружающими, улучшились отношения в семье, на работе и др. Занятия психо-мышечной релаксацией повлияли на то, что у респондентов возросло желание быть здоровыми, гармоничными и энергичными. 36% женщин и 32% мужчин стали интересоваться духовным развитием своей личности, хотя ранее подобной заинтересованности у них не наблюдалось. Характерно, что при этом гендерные различия минимизированы и статистически недостоверны.

Всё это подтверждает тезис о тесной связи таких внешних и внутренних маркеров феномена «здоровье», как самочувствие, психофизическое состояние, уровень душевного комфорта, качество жизни.

Выводы. 1. Имеющиеся на сегодняшний день данные теоретико-практических исследований позволяют говорить о многоуровневой взаимозависимости категорий «качество жизни» и «здоровьесбережение».

2. Категории «качество жизни» и «здоровье человека», «здоровый стиль жизни» имеют много сходных элементов в плане внутриличностного восприятия (предпочтений, установок, эмоций, мотивов и др.). Поэтому для развития сферы здоровьесберегающих технологий особый интерес представляет изучение сути качественных и количественных взаимосвязей этих категорий у учащейся молодёжи.

Литература:

1. Амосов Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья. - М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2002. - 590 с.

2. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: монография. - СПб.: «СОЮЗ», 2002. - 271 с.

3. Биловус В.К. Цели-ценности и медико-социальные параметры здоровьесберегающего поведения молодёжи: дисс. ... канд. социол. наук : 14.00.52 / Биловус Вадим Казьмирович; [Место защиты: Волгогр. гос. мед. ун-т]. - Волгоград, 2008. - 157 с.

4. Виноградов Г.П. Атлетизм как национальная идея формирования здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры. - 2006. - №10. - С. 55-57.

5. Воронцов И.М. К обоснованию некоторых общеметодологических и частных подходов для формирования валеологических концепций в педиатрии и педологии. / Методология и социология педиатрии. / Под ред. С.С.Сизова, Г.Г.Ершова. - СПб., 1991. - С. 5-27.

6. Гордеев В.И., Александрович Ю.С. Методы исследования развития ребёнка: качество жизни ЮОЬ) - новый инструмент оценки развития детей. - СПб.: Речь, 2001. - 200 с.

7. Зеленина М.Т., Мальчикова Е.В. Влияние психологического статуса личности на адаптационные механизмы // Экология человека. Приложение №2. - 2006. - С. 21-22.

8. Ивашкене В. Релаксация и качество жизни // Современный олимпийский спорт и спорт для всех: Мат-лы VII Междун. науч. конгресса. Т.1. - М.: «СпортАкадемПресс», 2003. - 543 с. - С. 134-135.

9. Картышева С.И. Основные характеристики процесса формирования качества жизни студентов факультета физической культуры // Культура физическая и здоровье. 2005. - №4(6). - С. 78-80.

10. Левин К. Теория поля в социальных науках. - М.: Речь, 2000. - 368 с.

11. Маслоу А. Психология бытия / Пер. с англ. - М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1997. - 304 с.

12. Нестеров А.А., Забурдаева М.Н. Цели и содержание физического воспитания учащихся общеобразовательных школ стран Азии (Япония, Корея, Китай) // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - №6. - С. 58-61.

13. Психология здоровья: учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2003. - 607 с.

14. Тихвинский С.Б. Социальные и медико-биологические проблемы здоровья. / Методология и социология педиатрии. / Под ред. С.С. Сизова, Г.Г. Ершова. - СПб., 1991. - С. 27-42.

15. Уляева Л.Г. Психологический индикатор здоровьесбережения личности // Теория и практика физической культуры. - 2006. - №6. - С. 54-55.

16. Ушаков И.Б. Провинция: качество жизни и здоровье студентов / И.Б. Ушаков, Н.В. Соколова, А.Н. Корденко и др. - М.: Воронеж: Истоки, 2002. - 151 с.

17. Федоряк Л.М. Как сегодня обучать, чтобы повысить качество жизни // Педагогика. - 2005. - №4. -С. 35-40.

18. Eagly A.H. & Wood W. Gender and influenceability: Stereotype versus behavior. In V.E. O'Leary, R.K.Under, & B.S.Wallston (Eds.), Women, gender, and social psychology. - Hillsdale, NI: Erlbaum. - 1985. -P. 225-256.

19. Jonsen R., Siegler M., Winslade W.J.: Clinical Ethics. A Practical Approach to Ethical Decisions in Clinical Medicine. N.Y., 1982.

Педагогика

УДК: 372.851

доктор педагогических наук, профессор Манвелов Сергей Георгиевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир); кандидат педагогических наук, доцент Манвелов Николай Сергеевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)

О РАЗВИТИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МОНОТОННОСТИ

ФУНКЦИЙ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. Состояние функциональных умений выпускников общеобразовательных организаций и возможности их развития во многом зависят от уровня закладываемого соответствующего фундамента в основной школе. В данной связи в статье раскрываются особенности задачного подхода к изучению свойств возрастания и убывания функций, ориентированного на реализацию ресурсов формирования функциональных умений учащихся основной школы при обучении математике.

Ключевые слова: обучение математике, основная школа, функциональные умения, возрастание и убывание функций, реализация возможностей их применения.

Annotation. The state of the functional skills of graduates of general education organizations and the opportunities for their development widely depend on the level of the underlying foundation being laid in the primary school. In this connection, the article reveals the peculiarities of a problem-based approach to studying the properties of increasing and decreasing functions, oriented to the realization of resources for the formation of functional skills of students in the primary school in the teaching of mathematics.

Keywords: teaching mathematics, basic school, functional skills, increasing and decreasing functions, realizing the possibilities of their application.

Введение. Анализ состояния функциональных умений выпускников общеобразовательных организаций во многом характеризуется тем, что с выполнением заданий по их применению справляются менее половины участников единого государственного экзамена по математике. Возможности же развития их функциональных умений в немалой степени зависят от уровня закладываемого соответствующего фундамента в основной школе.

В данной связи в статье рассматривается методика изучения свойств возрастания и убывания функций, ориентированная на использование ресурсов формирования функциональных умений учащихся основной школы при обучении математике. Она реализуется посредством системы заданий, созданной с учётом результатов анализа школьных учебников [1; 2; 3 и др.], учебных пособий по подготовке и проведению ОГЭ и ЕГЭ по математике [4; 5; 9; 10 и др.], а также авторских разработок по исследуемой проблематике [6; 7; 8 и др.].

Формулировка цели статьи. Освещение специфики содержания разработанной системы заданий, включающей утверждения и задачи по применению свойств возрастания и убывания функций и ориентированной на полноценное формирование функциональных умений учащихся основной школы при обучении математике.

Изложение основного материала статьи. В основной школе по определению называют функцию

возрастающей убывающей) на некотором промежутке, если для любых -'-и из этого промежутка,

таких что выполняется неравенство ^ ^ С^ ^ ^

Иначе говоря, функция называется возрастающей (убывающей) на некотором промежутке, если большему значению аргумента из этого промежутка соответствует большее (меньшее) значение функции. Возрастающую или убывающую на некотором промежутке функцию называют монотонной функцией на этом промежутке.

Если функция возрастает (убывает) на всей области определения, то её называют возрастающей (убывающей) функцией. Возрастающие и убывающие функции объединяют общим термином и именуют монотонными функциями.

Далее в ходе выполнения предлагаемых нами заданий, включающих задачи и набранные курсивом утверждения, расширяются возможности применения свойств монотонных функций, изучаемых в основной школе.

1. Докажем, что монотонная функция каждое своё значение принимает ровно один раз.

Пусть для определённости монотонная функция /является возрастающей. Если число а принадлежит

множеству значений функции то существует такое число что ^^ Предположим

противное, что существует ещё хотя бы одно число _ отличное от ^, такое, что ^ ) ^1 Отсюда

следует, что ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.