Научная статья на тему 'Историографический анализ развития проблем здоровьесберегающих технологий в отечественной педагогической теории и практике'

Историографический анализ развития проблем здоровьесберегающих технологий в отечественной педагогической теории и практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1476
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTH / HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES / EDUCATIONAL PROCESS / HEALTHY LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордиенко Татьяна Петровна, Орлова Юлия Александровна

В статье рассмотрены вопросы истории формирования здоровьесберегающих технологий в отечественной педагогической научной теории и практике, а также актуальность продолжения развития и внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс современной школы как эффективный метод коррекции здоровья современных школьников и их социально-психологической адаптации в окружающем мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORIOGRAPHIC ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT PROBLEMS OF HEALTH SAVING TECHNOLOGIES IN THE DOMESTIC PEDAGOGICAL THEORY AND PRACTICE

The article discusses the history of the formation of health-saving technologies in the domestic pedagogical scientific theory and practice, as well as the relevance of continuing the development and implementation of health-saving technologies in the educational process of modern schools as an effective method of correcting the health of schoolchildren and their social and psychological adaptation in the outside world.

Текст научной работы на тему «Историографический анализ развития проблем здоровьесберегающих технологий в отечественной педагогической теории и практике»

людей; помогает упорядочить, сохранить накопленный предыдущими поколениями опыт и информацию; создает социальный хронотоп культуры, в чем проявляется его социотворческая функция. Язык - не только инструмент мысли и коммуникации, но и ключ вхождения в информационное пространство. Любой язык, аккумулируя опыт мира, есть и способом его познания.

Каждое новое поколение, каждый представитель конкретного этноса, осваивая язык, приобщается через него к коллективному опыту, коллективному знанию, социальным ценностям. Язык является вместилищем информации, хранилищем культуры, «архивом истории» и «опытом культуры мира». Народы исчезали, а слова, создаваемые ими, вошли в сокровищницу, стали бессмертными.

Выводы. Итак, детская картина мира - важная составляющая субкультуры, она в значительной степени обусловлена влиянием детской субкультуры. Ребенок проявляет свое видение мира через продуктивную деятельность, игру и речь. Детская картина мира демонстрирует стремление ребенка не только понять законы бытия, но и определиться со значением слов и словосочетаний, которые он слышит в окружающем мире. Обогащение жизненного опыта обогащает картину мира и положительно влияет на лексическое развитие. В свою очередь, лексическое развитие, обеспечивает полноту понимания значения слов и глубину понимания и выражения картины мира.

Литература:

1. Арнхейм Рудольф. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Прогресс, 1974. - 386 с.

2. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. - М.: Русские словари, 1996. - 416 с.

3. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. - М.: Прогресс, 2000. - 400 с.

4. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.

5. Кубрякова Е.С., Шахнарович А.М., Сахарный Л.В. Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи. Монография. - М.: Наука, 1991. - 240 с.

6. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 608 с.

7. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие. для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.

8. Ясперс Карл. Введение в философию. Пер. с нем. / Под ред. А.А. Михайлова. - Мн.: Пропилеи, 2000. - 192 с.

Педагогика

УДК: 373:371.7

доктор педагогических наук, профессор Гордиенко Татьяна Петровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь); преподаватель Орлова Юлия Александровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь)

ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРОБЛЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы истории формирования здоровьесберегающих технологий в отечественной педагогической научной теории и практике, а также актуальность продолжения развития и внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс современной школы как эффективный метод коррекции здоровья современных школьников и их социально-психологической адаптации в окружающем мире.

Ключевые слова: здоровье, здоровьесберегающие технологии, образовательный процесс, здоровый образ жизни.

Annоtation. The article discusses the history of the formation of health-saving technologies in the domestic pedagogical scientific theory and practice, as well as the relevance of continuing the development and implementation of health-saving technologies in the educational process of modern schools as an effective method of correcting the health of schoolchildren and their social and psychological adaptation in the outside world.

Keywords: health, health-saving technologies, educational process, healthy lifestyle.

Введение. Проблема здоровья детей является одной из самых актуальных для всех времен и народов, поскольку от ее решения зависят как успешное развитие будущего общества, так и сохранность всей цивилизации. Проблемы охраны здоровья и здоровьесбережения волновали людей с давних времён. Известно, что о взаимосвязи здоровья и положительного образа жизни человека высказывали мысли ещё древние врачи-философы Алкменон, Гиппократ, Эмпедокл. Древнегреческая педагогика ориентировалась на воспитание человека физически развитого и выносливого, на формирование таких качеств, как настойчивость, упорство, дисциплинированность, способность к преодолению трудностей.

Ухудшение здоровья современных школьников, вызванное существенным изменением социальных условий жизни и экологического окружения, значительным возрастанием объёма и информационной сложности учебного материала, вызвало к жизни появление нового педагогического направления, названного «здоровьесберегающими технологиями». Создаются экспериментальные образовательные организации, реализующие комплексные программы здоровья, происходит активный поиск новых здоровьесберегающих методов и приёмов обучения, развёртывается волонтёрское движение сторонников здорового образа жизни, что свидетельствует об эмпирическом накоплении обширного материала в области здоровьесбережения, требующего глубокого теоретического осмысления, в том числе, с точки зрения исторического формирования и развития здоровьесберегающих идей в педагогической науке.

Цель и задачи статьи - провести историографический анализ формирования и развития здоровьесберегающих технологий в отечественной педагогике, охарактеризовать приоритетное направление современной школьной образовательной политики, ориентированной на воспитание гармоничной,

благополучной и нравственно здоровой личности, в том числе, путём внедрения здоровьесберегающих технологий.

Изложение основного материала статьи. В отечественной педагогике XVIII века идея гармоничного развития человека путём сохранения здоровья была впервые сформулирована в трудах М. Ломоносова, трактовавшего проблему человека с медико-педагогической позиции и активно распространявшего научные и медицинские знания среди молодёжи.

Большую роль для формирования здоровьесберегающих тенденций в системе образования имела и деятельность русских учёных-физиологов середины XIX века (Г. Захарьина, С. Боткина, И. Сеченова, Н. Пирогова, И. Мечникова и др.), чьи научные труды вывели проблемы охраны здоровья детей и популяризации здорового образа жизни в разряд важнейших задач детского воспитания. Так, главной целью обучения Н. Пирогов считал формирование активной, духовной и сознательной человеческой личности, а И. Мечников, опираясь на антропологический подход к индивидуальности каждого ребёнка, требовал от педагогов умения создавать для воспитанников доброжелательную обстановку, соответствующую их возрасту.

Основоположниками научной педагогики, базирующейся на понимании культуры здоровья как совокупности умственного, психического, физического и нравственного совершенствования человека, является великий русский педагог К.Д. Ушинский, важнейшими условиями образования считавший заботу о психическом и физическом здоровье воспитанников, требовавший профессионального образования учителей на специальных педагогических факультетах учебных заведений.

Во второй половине XIX века вопрос сохранения здоровья был осознан как проблема национальной значимости для России, что заострило внимание педагогики к физическому воспитанию детей и привело к возникновению школьной гигиены как отдельной науки. В трудах Ф. Эрисмана и А. Доброславина, посвященных влиянию учебной работы на снижение работоспособности и общего состояния здоровья детей, были разработаны меры по борьбе с утомлением, определены нормы сна, питания и режимного распределения учебных занятий. Так к началу ХХ века в отечественном образовании сформировалась установка на гармоничность физического, умственного и нравственного развития человека, немаловажную роль в становлении которой сыграли П. Лесгафт, Л. Выготский и В. Бехтерев, а забота о здоровье детей, по мнению В. Сухомлинского, стала важнейшим трудом педагога-воспитателя [7].

Идеи отечественных учёных и педагогов послужили фундаментальной базой для дальнейшего развития проблем здоровьесбережения в отечественной педагогике ХХ века. Особенное внимание к сохранению и сбережению здоровья детей было продиктовано временем восстановления и проблемой прироста населения после Великой Отечественной войны, поэтому основные тенденции сохранения здоровья больше контролировались деятельностью медицинских работников. Роль педагогов сводилась, в большей степени, к соблюдению санитарных норм и правил. Тем не менее, проблемы здоровьесбережения продолжали активно развиваться в научном мире: был проведен многоплановый анализ здорового образа жизни в трудах отечественных философов (А. Бутенко, В. Капустин, В. Столяров), социологов (И. Быховский,

A. Лисовскоий, Л. Рубин), медиков (Н. Амосов, И. Брехман, В. Петленко), психологов (М. Виленский,

B. Сластенин) и других учёных.

К концу ХХ века, в связи с ухудшением экологических условий жизни, широким разрастанием гуманитарного кризиса, интенсификацией педагогического давления на подрастающее поколение, активно начала разрабатываться новая стратегия здоровья, произошло постепенное смещение акцента с лечебной медицины на педагогические методы сохранения здоровья детей (исследования Е. Барышникова, В. Кукушкина, Н. Сократова). Новая педагогическая концепция здоровьесбережения была сформирована в многочисленных исследованиях Н. Абаскаловой, В. Базарного, Э. Вайнер, Г. Зайцева, В. Казанчеева, В. Колбанова, Л. Татарниковой и других авторов.

Понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» впервые в современной педагогике применил Н. Смирнов, подразумевавший такие технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу учащихся, то есть «не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном учреждении» [4, с. 265]. Вслед за Н. Смирновым, теорию здоровьесберегающих технологий продолжили активно развивать В. Сонькин, М. Безруких, В. Базарный, И. Кузнецова, трактующие их как технологии, создающие «безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном учреждении, решающие задачи рациональной организации образовательного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями), соответствия учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка» [4, с. 90]; или как систему мер, включающих «взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения» [6].

Первоначально большинство исследований в области здоровьесбережения не имело системного подхода и было направлено только на решение частных задач, однако постепенно устойчивая мотивация на формирование здоровья подрастающего поколения стала приоритетным направлением гуманизации российского образования, что нашло своё правовое отражение в новой государственной политике, ориентированной на здоровьесбережение подрастающего поколения. Сущностью педагогических принципов здоровьесберегающего обучения стала ориентация на гармоничное развитие школьников, формирование умений активно адаптироваться к окружающей обстановке, воспитание ответственного отношения к самому себе, к своему здоровью и к окружающему миру (А. Дорошенко А. Сивцова, О. Хухлаева и другие). Образовательный и оздоровительный процессы в педагогике стали рассматриваться в неразрывной связи друг с другом, целью воспитания была обозначена реализация интеллектуального потенциала, формирование духовности, нравственности и здоровья.

В современном педагогическом сообществе неуклонно растёт осознание факта, обобщённого А. Аксёновым, что «без решения проблемы сохранения и укрепления здоровья воспитанников вряд ли произойдёт гуманистическое обновление российской школы» [1, с. 360]. Поэтому здоровьесберегающие технологии уже стали отличительной особенностью отечественной образовательной системы, а «здравотворческая» деятельность педагогов XXI века определена Д. Новиковым судьбоносной миссией «по формированию главного гаранта движения России в "общество знания"» [5, с. 199].

Эффективная реализация данной здоровьеориентированной модели создает определённые организационно-педагогические условия, среди которых Л. Баянова, прежде всего, отмечает необходимость постоянной и целенаправленной работы в данном направлении [2]. Понимание педагогическими работниками важности здоровья определено И. Кузнецовой как системообразующая ценность и существеннейший критерий эффективности образования [4]. Реальной силой, способной воплотить данную модель в жизнь образовательного процесса, исследователи видят позитивное желание самих педагогических работников утверждать здоровый образ жизни в образовании, умело и творчески использовать средства, формы и методы здоровьесберегающего обучения, «любить ребёнка и в целом гармонизировать образовательный процесс» [4, с. 12].

Большую роль в данном направлении работы, как считает И. Чупаха, может принести правильно спроектированная модель научно-методического сопровождения образовательного процесса, отражающая перспективность и рациональность здоровьесберегающей педагогической работы благодаря информационному обеспечению, обобщению и распространению ценного опыта [8]. Обязательным условием исследователи называют не только подготовку новых педагогических кадров в области применения здоровьесбережения (Б. Ананьев, И. Бердников, В. Давыдов, Н. Тригуб, Е. Сунгурова), но и систематическое повышение квалификации уже работающих учителей с целью формирования педагогической компетентности в области здоровьесберегающей педагогики, учёт в работе образовательного учреждения специфики местных условий (И. Бердников, Т. Богачева, В. Колбанов, Е. Маргиева, Е. Руднева, Е. Сунгурова и другие).

Существенным моментом здоровьесберегающего обучения является использование комплекса теоретических и практических образовательных ресурсов, направленных на создание благоприятной образовательной среды и ориентированных на комфортное и конструктивное взаимодействие (сотрудничество) всех участников образовательного процесса. Среди основных условий успешной реализации здоровьесберегающей концепции в образовательной организации, наряду с микросоциальными условиями в образовательных учреждениях, А. Аксенов отмечает «наличие в учреждении атмосферы, способствующей хорошему настроению, высокой работоспособности, психологическому комфорту и желанию всё это сберечь и сохранить» [1, с. 364]. Составляющими элементами данной атмосферы автор считает выбор режимов обучения, составление удобного расписания, положительный климат в учреждении и в классе, соблюдение дисциплины на основе поощрения позитивного поведения, учёт динамики умственной работоспособности учащихся на уроке, минимизацию стрессовых воздействий во время проведения контрольных работ и экзаменов.

Такое положительное коммуникативное взаимодействие, как считает И. Кузнецова, обеспечивает образовательному процессу свойства «адекватности, адаптивности, психологической устойчивости и психологической грамотности» [4, с. 9], естественным образом способствует выработке у школьников таких индивидуально-психологических качеств, как адекватная самооценка, удовлетворённость успехами, критичность по отношению к себе. Проведённое И. Кузнецовой исследование показало, что в образовательных учреждениях, нацеленных на здоровьесберегающее обучение, «ученики более "жизнестойки", активны и инициативны, им комфортнее в школьном коллективе, улучшаются отношения учеников между собой, с педагогами» [4, с. 12].

В современных условиях основная роль в реализации здоровьесберегающих технологий принадлежит именно младшей школе, поскольку младший школьный возраст в отечественных исследованиях здоровьесберегающей педагогической системы (Р. Айзман, В. Безобразова, М. Безруких, Э. Вайнер, В. Колбанов, А. Семёнов, В. Сонькин, Л. Татарникова и др.) отмечается как наиболее уязвимый и опасный для заболевания детей. Обобщая многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО, авторы констатируют, что негативным влияниям наиболее подвержены дети младшей школы, поскольку на этот возраст, как пишет М. Безруких, приходится «период интенсивного роста и развития организма ребёнка» [3, с. 7], в этом возрасте дети наиболее чувствительны к любым неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Выводы. Современное здоровьеориентированное направление исследований педагогов-учёных явилось результатом длительного эмпирического накопления обширного материала в области отечественного здоровьесбережения. Оно выделило определённый круг новых педагогических условий, выстраивающихся в определённую концептуальную модель, имеющую свои цели, формы и методы. Данная модель предполагает глубокое осмысление в педагогическом мире учебно-воспитательного процесса с позиции здоровьесбережения; понимание приоритетности и значимости физического, психического и духовного здоровья детей как важнейшей цели и показателя качества образования; воспитание подрастающего поколения с высоко сформированными здоровьесберегающими установками, соответствующими современному образу жизни и ситуации в обществе. Активный поиск новых здоровьесберегающих технологий обучения, развертывание волонтёрского движения сторонников здорового образа жизни и другие мероприятия в этой области, безусловно, требуют своего глубокого развития и дальнейшего теоретического обобщения.

Литература:

1. Аксенов, А.М. Создание здоровьесберегающей среды как условие формирования здорового образа жизни у детей-сирот // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2013. -№2. - С. 360-366.

2. Баянова, Л.И. Формирование валеологической культуры младших школьников [Электронный ресурс]: автореф. дис. ...канд. пед. наук.: 13.00.01 / Л.И. Баянова. - Казань, 2002. - Режим доступа: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/104731.html - (Дата обращения: 14.08.2017).

3. Безруких, М.М. Здоровьесберегающая школа: Лекции 1-4. / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, В.Н. Безобразова. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006. - 72 с.

4. Кузнецова, И.В. Психолого-педагогические основания реализации здоровьесьерегающих технологий в образовательных учреждениях: дисс. .д-ра псих. наук: 19.00.07 / И.В. Кузнецова. - М., 2003. - 415 с.

5. Новиков, Д.С. Здравотворческая деятельность как миссия педагога XXI века / Д.С. Новиков // Педагогика и просвещение, 2013. - №3. - С. 191-201.

6. Сивцова А.М. Организационно-педагогические условия реализации здоровьесберегающих педагогических технологий в работе с детьми старшего дошкольного - младшего школьного возраста: автореф. дис. ...канд. пед. наук.: 13.00.01 / А.М. Сивцова. - Санкт-Петербург, 2008. - 24 с.

7. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - Киев: Ряданьска школа, 1974. - 288 с.

8. Чупаха, И.В. Научно-методическая работа педагогов по здоровьесберегающим технологиям в комплексе «Детский сад - начальная школа» [Электронный ресурс]: автореф. дис. кан. пед. наук: 13.00.01 / И.В. Чупаха. - Карачаевск, 2002. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/nauchno-metodicheskaya-rabota-pedagogov-po-zdorovesberegayushchim-tekhnologiyam-v-komplekse (Дата обращения: 14.08.2017).

Педагогика

УДК: 37.013.77

старший преподаватель кафедры социально-педагогических технологий и педагогики девиантного поведения Гришко Ирина Вильямовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ЭМПАТИЙНАЯ КУЛЬТУРА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА КАК ДЕТЕРМИНАНТА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ «ВЕДЕНИЕ СЛУЧАЯ

Аннотация. В статье обосновывается эмпатийная культура социального педагога в качестве фактора результативности ведения случая в условиях образовательной среды, аргументируется целесообразность использования технологии «ведение случая» в профессиональной социально-педагогической деятельности, путем рассмотрения структуры и содержания этапов ведения случая и определения роли эмпатийной культуры на каждом из них.

Ключевые слова: эмпатийная культура, социальный педагог, технология «ведение случая», трудная жизненная ситуация, эмпатийное взаимодействие, эмпатийное понимание, эмпатийная наблюдательность.

Annotation. The article substantiates the empathie culture of the social pedagogue as a condition for the effectiveness of the «case management» technology in the educational environment. In addition, the reasonability of using the «case management» technology in the process of professional social-pedagogical activity is argued by considering the structure and stages content of case management and determining the role of the empathic culture of the social pedagogue in each of them.

Keywords: empathic culture, social pedagogue, case management technology, difficult life situation, empathic interaction, empathic understanding, empathic observation.

Введение. В последние десятилетия Российской Федерации произошли значительные социокультурные сдвиги, которые определили и активизировали внимание к проблемам, создающим препятствия к осуществлению полноценного социального функционирования детей, семей и молодежи. Речь идет о проблемах сиротства и лишения родительских прав; инвалидности и ограничения возможностей здоровья; пребывания в местах лишения свободы и психоактивных зависимостей; насилия и жестокого обращения; безнадзорности и правонарушений, - всего того, что составляет содержание понятий «трудная жизненная ситуация» и «социально-опасное положение». Решение указанных проблем требует от системы социальной защиты гибкости, динамичности и оперативного реагирования на вызовы и риски современной жизни. Для этого необходимы тщательный выбор продуктивных социально-педагогических технологий; качественная подготовка специалистов, обладающих не только общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, но и личностными характеристиками, которые будут детерминировать результативность профессиональной деятельности.

В условиях образовательной среды, среди специалистов-субъектов системы социальной защиты ребенка, семьи и молодежи следует указать социального педагога, а среди технологий поддержки детей, семей и молодёжи, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении - технологию «ведение случая», важным фактором результативности которой является эмпатийная культура специалиста.

Изложение основного материала статьи. Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» [2] в качестве возможных наименований должностей (профессий), реализующих педагогическую деятельность в области воспитания обучающихся указывает профессию «социальный педагог». Обобщенной трудовой функцией социального педагога документ называет социально-педагогическую поддержку обучающихся в процессе социализации. Выполнение указанной функции подразумевает выполнение широкого спектра трудовых действий: анализ ситуации жизнедеятельности обучающихся, разработку мер по социальному сопровождению и организацию социально-педагогической поддержки обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации; планирование и организацию совместной деятельности с институтами социализации в целях обеспечения позитивной социализации обучающихся; организацию контроля результатов социально-педагогической поддержки, в том числе реализованной во взаимодействии с институтами социализации.

Следует уточнить, что в категории «обучающиеся» рассматриваются обучающиеся, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации; находящиеся в социально-опасном положении; группы риска; имевшие или имеющие проявления девиантного поведения и различные формы зависимостей и др. Кроме этого, социально-педагогическая работа должна быть организована с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей; детьми и молодежью, оказавшимися в трудной жизненной ситуации; детьми и семьями группы социального риска. Социальный педагог в образовательной организации, должен обладать способностью к выбору адекватных и эффективных технологий, форм, методов и приемов для решения следующих профессиональных задач: преодоление, минимизация или компенсация последствий трудной жизненной ситуации; недопущение создания обстановки, представляющей опасность для жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к воспитанию или содержанию обучающихся, членов их семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.