Научная статья на тему 'Формирование здорового образа жизни и современные подходы к его сохранению'

Формирование здорового образа жизни и современные подходы к его сохранению Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1919
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ЦЕННОСТЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / HEALTHY LIFE-STYLE / LIFE QUALITY / VALUE / PHYSICAL HEALTH / FORMATION OF A PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лахтин А. Ю.

В статье сделана попытка рассмотреть здоровьесберегающие технологии как основу качества образования и качества жизни; раскрыть условия формирования здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лахтин А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF HEALTHY LIFE-STYLE AND SOME MODERN APPROACHES TO ITS PRESERVATION

Some attempts to consider techniques to preserve health as the base of education and life-style quality have been made in the article; to determine the conditions of healthy life-style formation.

Текст научной работы на тему «Формирование здорового образа жизни и современные подходы к его сохранению»

мирование отдельных умений и навыков, раскрытие позитивных возможностей и творческих способностей. Все эти педагогические условия содействует развитию самокритичности, самоанализа, самооценки, то есть свойств личности, которые помогут детям-сиротам при самостоятельном выборе своего жизненного пути, жизненной позиции.

Библиографический список

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Таким образом, деятельность по разработке и реализации структурно-функциональной модели социально-культурной деятельности интернатных учреждений как средства профилактики девиантного поведения детей-сирот является чрезвычайно актуальной в условиях современного общества. Представленная работа является небольшим шагом к достижению поставленной цели.

Штофф, В.А. Проблемы методологии научного познания. - М., 1978.

Аксенова, Г.И. Формирование субъектной позиции: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1998.

Библер, В.С. Школа диалога культур: введение в программу // Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы. - М., 1994.

Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития: учеб. пособие для студентов сред. пед. заведений. - М., 2002.

Выготский, Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. - М., 1981.

Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. - М., 1983. - Т. 2.

Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 1976.

Яковлева, Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: дис. ... д-ра пед. наук.

- Челябинск, 1992.

Bibliography

1. Shtoff, V.A. Problemih metodologii nauchnogo poznaniya. - M., 1978.

2. Aksenova, G.I. Formirovanie subjhektnoyj pozicii: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - M., 1998.

3. Bibler, V.S. Shkola dialoga kuljtur: vvedenie v programmu // Prognoznoe socialjnoe proektirovanie: teoretiko-metodologicheskie i metodicheskie problemih. - M., 1994.

4. Maralov, V.G. Osnovih samopoznaniya i samorazvitiya: ucheb. posobie dlya studentov sred. ped. zavedeniyj. - M., 2002.

5. Vihgotskiyj, L.S. Pedagogicheskaya psikhologiya / pod red. V.V. Davihdova. - M., 1981.

6. Leontjev, A.N. Izbrannihe psikhologicheskie proizvedeniya: v 2 t. - M., 1983. - T. 2.

7. Rubinshteyjn, S.L. Problemih obtheyj psikhologii. - M., 1976.

8. Yakovleva, N.M. Teoriya i praktika podgotovki buduthego uchitelya k tvorcheskomu resheniyu vospitateljnihkh zadach: dis. ... d-ra ped. nauk.

- Chelyabinsk, 1992.

Статья поступила в редакцию 20.02.13

УДК 796:338.28 77.03.15 Lakhtin A. Yu. FORMATION OF HEALTHY LIFE-STYLE AND SOME MODERN APPROACHES TO ITS PRESERVATION. Some attempts to consider techniques to preserve health as the base of education and life-style quality have been made in the article; to determine the conditions of healthy life-style formation.

Key words: healthy life-style, life quality, value, physical health, formation of a personality.

А.Ю. Лахтин, канд. пед. наук, доц. каф. ФВС, Бийский технологический институт (филиал АлтГТУ), г. Бийск, E-mail: skbpgu@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ЕГО СОХРАНЕНИЮ

В статье сделана попытка рассмотреть здоровьесберегающие технологии как основу качества образования и качества жизни; раскрыть условия формирования здорового образа жизни.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, качество жизни, ценность, физическое здоровье, формирование личности.

«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы...»

(В.А. Сухомлинский)

Основой современной цивилизации является здоровый и духовно развитый человек. Здоровье - величайшая человеческая ценность. Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) дано определение понятия «здоровье» как «состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни».

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) является предпосылкой для развития всех сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций. Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, психологического, экологического, политического характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся всегда актуальны в образовании, поэтому в последние годы педагоги страны стали больше акцентировать свое внимание на

вопросах обеспечения здоровья учащихся. Здоровье и умственное развитие учащегося должны быть взаимодополняющими в системе формирования личности.

Можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом, нравственном (социальном).

Физическое здоровье - естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга; оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, развитием волевых качеств.

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, то есть жизни в определенном человеческом обществе. Самым важным в нравственном здоровье человека являются сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, нормальный образ жизни.

Здоровье - это бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества, это важная потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности.

Здоровый образ жизни - это образ жизни рационально организованный, активный, трудовой и в то же время защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Рассмотрим некоторые элементы, составляющие здоровый образ жизни студентов.

1. Режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни любого человека. Студент должен планировать свой рабочий день, должен правильно чередовать труд и отдых, ему необходимо избегать переутомления и однообразного труда, а нам, педагогам, важно ему в этом помочь.

2. Профилактика вредных привычек. Искоренение вредных привычек также является звеном здорового образа жизни (курение, наркотики, алкоголь). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и его будущих детей.

3. Режим питания. Промежутки между приемами пищи не должны быть слишком большими (не более 5-6 часов). Во время еды вредно читать, решать задачи и т.д.

4. Двигательная активность. Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни. Средняя норма объема двигательной активности студента должна составлять за неделю 10-14 часов.

5. Закаливание. Это мощное оздоровительное средство, которое позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь, сохранить высокую работоспособность. Закаливание повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.

6. Здоровье и окружающая среда. Немаловажное влияние оказывает на здоровье и окружающая среда.

7. Наследственность. Данный фактор важно учитывать. Это свойство повторять в ряду поколений одинаковые признаки и особенности развития, способность передавать от одного поколения к другому материальные структуры клетки, содержащие программы развития из них новых особей [1].

Учеными накоплен достаточно обширный теоретический и практический опыт по обеспечению здоровья школьников, студентов в образовательном пространстве. Именно в период обучения формируется здоровье человека на всю последующую жизнь.

Исследователи-медики считают необходимым для решения проблемы сохранения здоровья улучшение диагностики заболеваний, повышение качества лечебных и профилактических мероприятий. Конечно, очень важным в данном вопросе является обеспечение оптимальных условий питания, режима дня, освещения помещений и т.д. (В.Ф. Базарный, И.В. Пляскина, Ю.А. Ямпольская и др.). Но самым важным среди основных причин ухудшения здоровья медики называют методические причины. Они отмечают, что учебная деятельность учащихся не соответствует особенностям их развития и состояния здоровья, обучение по настоящим программам оказывает некоторое негативное влияние на здоровье молодого человека (особенно в первый год обучения).

В связи с этим особое внимание в настоящее время уделяется здоровьесберегающим технологиям обучения, цель которых - обеспечить учащемуся возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.

К психолого-педагогическим технологиям здоровьесбереже-ния относятся следующие:

1. Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных задач, введение в урок исторических экскурсов позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием позволяет решить несколько разных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации познавательной деятельности и т.п.

В.А. Сухомлинский отмечал, что «истинной заботой о здоровье детей является не просто комплекс санитарно-гигиенических норм, но, прежде всего, забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил и венцом этой гармонии явля-

Библиографический список

ется радость творчества». А источником любых знаний являются сравнения, наблюдения, опыты. Поэтому на уроках геометрии, например, проводятся лабораторные работы, которые используются как средство открытия, проверки, как средство развития творческих способностей учащихся.

Хороший эффект для этого дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают интерес у обучаемых, снимая у них элементы стресса и напряжения.

2. Создание благоприятного психологического климата на занятиях: спокойная беседа, доброжелательная обстановка, поощрение к самостоятельной деятельности, уместный юмор -вот далеко не весь перечень методов, которые использует педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого учащегося, студента. В обстановке психологического комфорта работоспособность группы заметно повышается, что приводит к качественному усвоению знаний.

3. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний. Наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. На сегодня очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит показать учащимся, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

В современных условиях необходимо осуществлять разъяснительную работу по формированию ценностного отношения к здоровью. В образовательном процессе вузов с целью формирования ценностного отношения студентов к здоровью важно соблюдать три условия:

- обеспечение сознательного усвоения студентами необходимого объема теоретических знаний, связанных с осуществлением здорового образа жизни и укреплением здоровья;

- актуализация эмоционального отношения к формированию здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта как индивидуально-личностной ценности;

- включение студентов в деятельность по построению и реализации программ здорового образа жизни [2].

Обобщая сказанное, можно утверждать, что здоровьесберегающая образовательная деятельность опирается на три методологических принципа: сохранение, укрепление и формирование здоровья. Это находит отражение в различных мероприятиях вузов. Студенты посещают спортивные секции, регулярно проводятся «Дни здоровья», соревнования по различным видам спорта, в студенческих общежитиях целесообразно проводить утренние оздоровительные зарядки (к сожалению, не везде это заведено). Особое внимание в вузах уделяется организации здорового питания студентов.

Важно создавать максимальные условия для профилактики и лечения многих заболеваний студентов (медпункты, базы отдыха, профилактории). Необходимо использовать такие формы работы, как выпуски стенных газет, круглые столы, беседы и лекции о профилактике вредных привычек. Традиционным во многих вузах становится проведение «Недели здоровья», содержание которой можно менять. Вот некоторые мероприятия, в качестве примера: конкурс плакатов «Курение и здоровье», «Здоровье - главная ценность», оформление уголка здоровья, встречи с медработниками, весенний кросс, кураторские часы на природе и др. При этом только совместная работа медиков, педагогов, психологов по профилактике, укреплению здоровья студентов и преподавателей, воспитанию и пропаганде здорового образа жизни позволяет создавать и внедрять полноценный комплекс мероприятий, способствующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья студентов. Только правильно организованный педагогический процесс поможет сформировать ценности, идеалы здоровья и понимание определенных способов его достижения.

1. Вишневский, В.А. Здоровьесбережение в школе (педагогические стратегии и технологии). - М., 2002.

2. Куинджи, Н.Н. Пути формирования здоровья школьников: метод. пособие. - М., 2001.

Bibliography

1. Vishnevskiyj, V.A. Zdorovjesberezhenie v shkole (pedagogicheskie strategii i tekhnologii). - M., 2002.

2. Kuindzhi, N.N. Puti formirovaniya zdorovjya shkoljnikov: metod. posobie. - M., 2001.

Статья поступила в редакцию 26.02.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.