контратакующего, защитного характера. Совладание со стрессом проявляется в увеличении взаимосвязей атакующих действий в сторону психодинамического уровня, а более сложные контратакующие действия распространяются на все уровни индивидуальности, для них характерен самоконтроль, так же, как и динамические характеристики психики.
В заключение можно сделать ряд выводов:
1. При организации подготовки спортсмена к осуществлению деятельности в стрессовых условиях необходимо учитывать возможности, выделенные в ходе исследования: в процессе усиления стресса у спортсмена высокого класса осуществляется перегруппировка межуровневых связей между свойствами индивидуальности спортсмена и тактико-техническими действиями в поединках.
2. Для наиболее эффективной деятельности спортсмена в соревнованиях необходима структура, в которой возникают связи (при определенном уровне стресса, и в данном случае мы можем говорить об оптимальном уровне стресса) тактико-технических действий спортсмена и разноуровневых свойств его индивидуальности, которые образуют единую структуру, направленную на удержание стабильности деятельности.
3. Спортсмену необходимо осознавать возможности саморегуляции, которые также должны подбираться и формироваться целенаправленно, а не стихийно, как в большинстве случаев.
4. С позиций теории совладающего поведения, особенность поведения спортсменов в условиях соревнований - это осознанное, активное взаимодействие со стрессовой ситуацией, совладание с ней.
5. С позиций теории интегральной индивидуальности показано, что осознание условий, предлагаемых си-
туацией, собственных возможностей в ней и целей, которые спортсмен перед собой ставит, дает ему возможность регулировать свои действия и уровень стресса за счет преобразования связей между свойствами разных уровней. И таким образом управлять собой и преобразовывать ситуацию «под себя», а не приспосабливаться к ней. Совладающее поведение связано с системой планирования своей деятельности, прогнозирования исхода процесса, активным поиском новых решений, «нахождением в ситуации» 4.
6. Так, совладание выражается в изменении тактико-технических действий. Это согласуется с представлениями В. С. Мерлина о том, что совладание — это изменение характера и структуры разноуровневых связей индивидуальности с действиями спортсмена, и Р. Лазаруса о том, что стресс является особой связью между субъектом и средой, детерминирует копинг-поведение за счет личностных ресурсов и условий деятельности 5.
1 Вяткин Б. А. Психология предстартовых состояний в спорте. Пермь, 2004. 54 с. ; Его же. Избранные психологические исследования индивидуальности: теория, эксперимент, практика. Пермь, 2005. 394 с. ; Попова В. В. Стресс и совладание в спорте в свете теории интегральной индивидуальности // Теория и практика общественного развития. 2011. № 8. С. 143-145 ; Совпадающее поведение. Современное состояние и перспективы / под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. М., 2008. 654 с.
2 Попова В. В. Указ соч.
3 Обучающая программа по киокушинкай-карате. Этап спортивного совершенствования / сост. А. Н. Алымов, С. В. Сенчурин. Пермь, 2006. 184 с.
4 Совпадающее поведение. 654 с.
5 Lazarus R. Emotion and adaptation. N.-Y., 1991. Р. 134.
УДК 159.922.8
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Ф. Ф. Караваев
В статье приведены определения понятий «здоровье» и «здоровьесберегающие технологии». Рассмотрены аспекты формирования мотивации к здоровому образу жизни у субъектов образовательной среды, отражены аксиологический, инструментально-технологический и потребностно-мотивационный компоненты.
Ключевые слова: самореализация, здоровьесберегаю-щая среда, здоровье, принципы, технологии.
Проблема психического здоровья людей столь важна, а исследования в этой области столь трудны, что любые относящиеся к этой области предложения и факты, даже не вполне доказанные, имеют значительную эвристическую ценность 1.
А. Маслоу
Целью статьи является анализ современного состояния ситуации сохранения здорового образа жизни молодежи и рассмотрение имеющихся здоровьесбере-гающих технологий. Проблемой состояния здоровья учащейся молодежи в последнее время интересуются многие исследователи. Общеизвестен тот факт, что подростки уже имеют колоссальный набор заболеваний. О здоровье говорят как о важнейшей ценности, которая формируется под влиянием ряда социальных факторов, именуемых здоровым образом жизни. Специалисты здравоохранения считают, что здоровье человека на 50% зависит от здорового образа жизни, поэтому первоочередной задачей является сохранение и укрепление здоровья. По выражению академика Н. М. Амосова 2, «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные, заменить их нельзя ничем».
В Национальной доктрине развития образования в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, разработки здо-ровьесберегающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.
Реформирование системы образования актуализировало проблему физического воспитания молодежи.
Анализ здоровья и физической подготовленности молодежи показывает, что в настоящее время растет заболеваемость, снижается уровень физической подготовленности. Увеличиваются численность учащихся, полностью освобожденных от занятий физической культурой по состоянию здоровья, и количество подростков, отнесенных к специальной и подготовительной медицинским группам.
Выраженное ухудшение здоровья молодежи требует поиска новых, действенных средств и методов для решения проблемы укрепления физического и духовного здоровья молодежи, формирования здорового образа жизни. Известно, что одним из определяющих факторов здоровья человека является его двигательная активность. Однако, как отмечают исследователи, наблюдается повсеместное снижение физической активности и наиболее резкое ее падение зафиксировано в период от 15 до 25 лет. По данным Института возрастной физиологии (ИВФ) РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано от 20 до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста.
Медицинские работники констатируют значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Условия для нарушения состояния здоровья создаются еще до поступления в школу, и сегодня 20% первоклассников — дети с пограничными нарушениями. Существующая практика подготовки к школе отрицательно сказывается на желании многих детей учиться в школе. Они настолько перегружены информацией и утомлены «дошкольной учебой», что не хотят идти в школу. Известно, что из числа тех детей, которые прошли «жесткую» подготовку к школе в различных подготовительных группах, 80% не испытывают радости от того, что станут первоклассниками. Разрушение мотивации учения — серьезный фактор риска.
Снижение двигательной активности, отмечающееся в дошкольном детстве, продолжается в общеобразовательной школе. Это связано со следующими обстоятельствами:
— в школах нарушается максимально допустимая нагрузка для учащихся;
— преобладают так называемые «сидячие» занятия: в учебном плане недостаточно предметов, связанных с движением, сменой формы организации урока (целевые прогулки, экскурсии, игры, труд и др.); 35% школьников основное время проводят за партами, а дома — перед телевизором и компьютером. Дети с недостаточной двигательной активностью дают 100%-ую заболеваемость, мало двигаются и много болеют.
По данным медицины, за время обучения в школе 70% функциональных расстройств, сформировавшихся в начальных классах, к моменту окончания школы перерастают в стойкую хронику: в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза — органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата. Серьезное беспокойство вызывает увеличение нервно-психических расстройств, а также заболеваний сердечно-сосудистой системы, что прямо связывается с отсутствием здоро-
вьесберегающей школьной среды. Только 10% школьников старших классов относятся к числу здоровых, 50% их имеют хронические заболевания и 40% из их числа составляют группу риска.
Школу не обходят стороной и проблемы, которыми страдает общество (курение, наркомания, токсикомания, алкоголизм и др.). Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
— стрессовая педагогическая тактика;
— несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям учащихся;
— несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
— недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
— провалы в существующей системе физического воспитания;
— интенсификация учебного процесса;
— функциональная неграмотность педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья;
— частичное разрушение служб медицинского контроля;
— отсутствие системной работы по формированию мотивов ценности здоровья и здорового образа жизни.
В связи с этим проблема психического здоровья является актуальной и одной из обсуждаемых в психопедагогике (В. Я. Семке, Г. К. Ушаков, Ю. А. Александровский, Б. С. Братусь, Г. С. Никифоров, И. В. Дубровина, О. В. Хухлаева, Л. М. Фридман, М. Ф. Секач, В. Я. Дорф-ман, Е. Р. Калитеевская, Ю. М. Орлов, Д. А. Леонтьев, В. М. Крук и др.). Это не случайно, так как психическое здоровье — это то, что позволяет личности стать самодостаточной, самоидентичной, когда она в своем поведении и отношениях опирается не только на извне задаваемые нормы, но в большей степени — на внутренне осоз наваемые ориентиры.
Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и определяется как состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества 3.
Составляющими психического здоровья (по ВОЗ) являются: осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического; способность управлять своим поведением в соответствии с социальными нормами (правилами, законами); способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать ее; умение изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.
В позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия и эффективного функционирования как для самой личности, так и для человеческого сообщества. Это основное понятие психического
здоровья соответствует его широким и разнообразным интерпретациям в разных культурах 4.
По мнению И. В. Дубровиной, это понятие «относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект, проблемы, в отличие от медицинского, социального, философского и других аспектов» 5. Как указывает В. Э. Пахалья-на, «Психологическое здоровье есть динамичное состояние внутреннего благополучия личности, которое составляет ее сущность и позволяет актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности на любом этапе развития» 6. «Психологическое здоровье — это высокий уровень социально-психологической адаптации, проявляющейся в гармоничных отношениях с окружающим и субъективным ощущением психологического комфорта», — считает Е. В. Советова 7.
Р. М. Хусаинова связывает психологическое здоровье с интегральной характеристикой личностного благополучия, включающей когнитивно-оценочный компонент биологического, психологического, социального уровней его проявления, где исключительная роль отводится высшим психологическим образованиям, выполняющим функции организации, регуляции, обеспечения целостности жизненного пути 8.
По представлениям М. В. Сокольской, психологическое здоровье в целом определяется двумя признаками: соблюдением в основных формах проявления жизнедеятельности принципа оптимума, т. е. стремления придерживаться золотой середины и эффективной адаптацией, в первую очередь, социальной, социально-психологической и интрапсихической. В этом случае достигается то, что в других подходах называется гармонией с природой, людьми и самим собой 9. Критерием психологического здоровья автор называет феномен психического равновесия, включающий гармонию взаимодействия различных сфер личности — эмоциональной, волевой, познавательной. Ее нарушения приводят к личностной деградации, деструкции, социальной и персональной дезадаптации 10.
А. Маслоу выделял также две составляющих психологического здоровья: стремление людей быть всем, чем они могут, т. е. развивать весь свой потенциал через самоактуализацию и стремление к гуманистическим ценностям. С его точки зрения, самоактуализирующейся личности присущи такие качества, как принятие других, автономия, стойкость, чувствительность к прекрасному, чувство юмора, альтруизм, желание улучшить человечество, склонность к творчеству 11.
С точки зрения О. В. Хухлаевой, психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи. Выполняя жизненную задачу (то, что необходимо сделать для окружающих конкретному человеку, с его способностями и возможностями), человек чувствует себя счастливым, в противном же случае — глубоко несчастным 12.
Психологическое здоровье человека — это совокупность генетических и врожденных конституциональных, функциональных, физиологических, психических, адаптационных особенностей и способностей человека, проявляющихся в гармонии субъектного, личностного развития, считает Т. В. Башкирева. Хотя сам автор особое значение в многоуровневом и многоплановом определении здоровья придает субъектности как генетически заложенной и врожденной способности человека воспринимать и отображать культурно-исторический контекст и общественные задачи воспитания благодаря постоянному поиску смысла жизни и субъектной позиции 13.
В. М. Крук отмечает, что психологическое здоровье необходимо рассматривать в узком и широком смыслах. В первом случае оно определялось как многоуровневое (духовное, индивидуально-психологическое, психосоматическое, биоэнергетическое) качество жизнедеятельности, характеризующееся адекватностью психического развития, реагирования, ориентирования в проблемной ситуации. Во втором — как комплексное многоуровневое качество жизнедеятельности, выражающее соответствие психофизического состояния и самочувствия, ориентирования и поведения уровню развития и его особенностям, психофизической усталости, истощенности, наличных адаптивно-компенсаторных, конституциональных возможностей психики в конкретной ситуации жизнедеятельности 14.
Итак, проблема сохранения психического здоровья учащихся является актуальной и недостаточно изученной. Считаем, что психическим здоровьем можно назвать такое состояние организма человека, в котором отражается культура отношения личности к себе и окружающему миру во всем многообразии его проявлений, которое детерминируется степенью усилий в наращивании своих жизненных сил и формировании устойчивых моделей поведения, направленных на гармонизацию отношений человека с самим собой и миром.
Логика разработки понятия «психическое здоровье» позволяет указать здоровьесберегающие образовательные технологии, посредством которых усвоение обучаемыми знаний, умений и навыков, развитие творческого мышления и формирование эмоционально-ценностного отношения к миру (в том числе к своему здоровью) происходит в ситуациях физического, эмоционального, интеллектуального, социального, духовного комфорта, а также отсутствия этнофункциональных рассогласований, обеспечивающих создание в целом благоприятного психологического климата в процессе обучения 15.
В контексте нашего исследования особую актуальность приобретают вопросы построения здоровьесбе-регающей образовательной среды. По нашему мнению, создать здоровьесберегающую среду в условиях обучения значит создать соответствующую педагогическую среду. Специалисты понятие «педагогическая среда» определяют как организацию, сообразно с педагогическими целями, системы условий жизнедеятельности детей, направленную на формирование их отношения к миру, людям и друг другу 16. Мы также понимаем здоровье как единое
целое, во взаимосвязи физического, эмоционального, интеллектуального, личностного, социального, духовного и этнического компонентов. Использование здоровье-сберегающих технологий ведет к повышению профессиональной компетентности руководителей, преподавателей, кураторов образовательных учреждений, что необходимо для успешного выполнения здоровьесберега-ющей деятельности, с учетом новых условий, запросов и потребностей государства и общества в целом.
Понятие здоровьесберегающих технологий относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, которая показывает, насколько решается задача сохранения здоровья. Такие технологии можно рассматривать также как совокупность принципов, приемов и методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаками здравоохранения.
Под здоровьесберегающими технологиями в образовательной среде следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья молодежи, учитывая важнейшие характеристики образовательной среды с точки зрения влияния на здоровье данной группы лиц.
Главными направлениями здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений являются:
— рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями;
— проведение ежегодной диспансеризации;
— рациональная организация двигательной активности, включающая предусмотренные программой занятия физкультурой, динамические изменения и активные паузы в режиме дня, а также спортивно-массовую работу;
— организация рационального питания;
— работа по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
— создание службы психологической поддержки;
— доврачебное выявление факторов и групп риска девиантного поведения, в том числе употребления психоактивных веществ среди молодежи.
В создании здоровьесберегающих образовательных технологий важную роль играют стратегии здо-ровьесбережения, которые связаны с актуализацией потребностно-мотивационной сферы личности в аспекте своего здоровья 1 7. Именно поэтому при рассмотрении здоровьесберегающих технологий необходимо учитывать копинг-стратегии (стратегии совладающего поведения), без которых не представляется возможным говорить о формировании устойчивой мотивации к здоровому образу жизни.
Образовательные здоровьесберегающие технологии
Личностно-ориентированные технологии. Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого учащегося и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игро-
вые технологии. Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом перед педагогом встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого учащегося в работе; стимулирование их к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; построение педагогических ситуаций общения на занятии, позволяющих каждому учащемуся проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Технологии развивающего обучения строятся на плодотворных идеях Л. С. Выготского 18, в частности, его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. Классификационные характеристики технологии развивающего обучения, разработанной Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым 1 9, в определенной части отвечают принципам здоровьесберегающей педагогики. Ориентация на «зону ближайшего развития» учащегося при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий.
Педагогика сотрудничества — ее можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. Важнейшая черта этой педагогики — приоритет воспитания над обучением — позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья учащегося.
Гуманное отношение к учащимся, оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений — правом учащегося на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения, ведет к формированию здоровой психики и, как следствие, высокому уровню психологического здоровья. Этому же способствует решение одной из задач такой технологии — формирование положительной Я-концепции личности подростка.
Создание благоприятного психологического климата на занятии. Одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт учащихся во время занятия. С одной стороны, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — возникает дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого учащегося.
Доброжелательная обстановка на занятии, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция педагога на желание учащегося выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей учащися.
Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность учащихся заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни учащегося предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать учащемуся, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.
Технология психологического сопровождения разработана М. Ю. Громовым и Н. К. Смирновым 20. В ее основе — активное участие психологов в образовательном процессе, превращение психолога в одну из ключевых фигур учебно-воспитательного процесса, основанного на принципах здоровьесбережения.
Социально-адаптирующие и личностно-развивающие технологии
К ним можно отнести психологическую службу поддержки молодежи. Такая служба должна осуществлять поддержку психологического здоровья по нескольким направлениям:
1. Диагностика уровня психологического здоровья и индивидуально-психологического развития.
2. Консультирование, направленное на сохранение и развитие психологического здоровья и индивидуально-личностных особенностей.
3. Психокоррекция познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, неблагоприятных форм поведения и конфликтных отношений.
4. Учебно-методическая работа, включающая разработку и апробацию социально-психологических тренингов профессионально-личностного развития учащихся.
Психологическая служба в течение учебного года должна решать следующие задачи:
— психологический анализ социальной ситуации, выявление основных проблем, их причин и средств решения;
— проведение мониторинговых исследований психологического здоровья учащихся;
— консультирование преподавателей, кураторов по оказанию помощи;
— оказание психологической помощи и поддержки учащимся, находящимся в состоянии стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;
— осуществление коррекции асоциального поведения;
— организация информационных бесед, посвященных развитию и сохранению психического здоровья.
Здесь можно предложить несколько принципов формирования мотивации здорового образа жизни, которые можно использовать при построении валеопрограмм, развития мотивации к саморазвитию, самосовершенствованию, обеспечить формирование здоровьесбере-гающих стратегий поведения и создание сберегающей здоровье среды.
В качестве основополагающих принципов здоро-вьесберегающих технологий можно выделить:
1. Формирование образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности. Требуется индивидуальный подход и создание для каждого ситуации успеха. Это необходимо не только для познавательного развития учащихся, но и для их нормального психофизиологического состояния.
2. Творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда не интересно, а значит, в той или иной степени является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения.
3. Формирование мотивации образовательной деятельности, когда обучающийся должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.
4. Построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций. Прежде всего имеется в виду переход от совместных действий к самостоятельным, от действия в материальном плане по материализованной программе к речевому и умственному планам выполнения действия, переход от развернутых поэтапных действий к свернутым и автоматизированным.
5. Учет системного строения высших психических функций. При формировании базовых функций педагогу важно принимать во внимание все входящие в данную функцию компоненты, их готовность к формированию новой функции.
6. Предпочтение значимого, осмысленного содержания при освоении нового материала, обучение «по единицам, а не по элементам», принцип целостности.
7. Осознание учащимся успешности в любых видах деятельности.
8. Рациональная организация двигательной активности обучающихся. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации к условиям школы: снижаются общая заболеваемость, обострение хронических заболеваний, пропуски по болезни.
9. Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления,
смена произвольной и эмоциональной активации необходимы во избежание переутомления.
10. Использование принципа индивидуальности, основанного на опыте и приобретенных и эмоционально-ценностно пережитых и принятых знаний и умений, ведущих к отказу от негативных стереотипов.
11. Применение принципа аксиологичности, что обеспечивает формирование у людей и отдельной личности мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, уважении к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.
12. Последовательность реализации целей и задач формирования здорового образа жизни, по приниципу постепенности, предусматривающему возраст индивида, личностные качества, изменения условий жизни, настроения, нравственных законов социальной среды.
13. Валеогенное мышление в качестве принципа (приобретения навыков здорового образа жизни) позволяет оптимизировать стиль жизни и индивидуальное бытие, активно заниматься индивидуальным здоровьем на основе изменений в мотивационной сфере личности.
14. Принцип каузальности связан с познанием причинно-следственных связей в организме и в системе «личность-среда», он позволяет видеть весь процесс формирования мотивации здорового образа жизни как ответственный выбор своего бытия.
15. Принцип апперцепции способствует осознанию и поиску наличия в организме механизмов здоровья, избеганию негативных стереотипов мышления и скептицизма.
16. Принцип антиципации позволяет предвосхищать модели поведения, ориентированного на целостное здоровье, и формировать устойчивые модели здоро-вьесберегающей деятельности в результате актуализации в мозгу зон «здравого смысла», содержащих информацию о социокультурных эталонах здорового образа жизни и архетипах здоровьесбережения.
17. Принцип этнической дифференциации основывается на двух основополагающих доктринах здоровья — восточной и западной. Данные доктрины являются главным ориентиром в понимании человеком болезненных проявлений на психофизиологическом и социально-психологическом уровнях, реагировании при дефиците здоровья, восприятии феноменов «здоровье» и «болезнь» на уровне ценностно-смысловых представлений 21.
Из всего сказанного выше следует, что нужна реальная, продуманная система мер по изменению отношения общества и каждого его члена к проблеме здоровья. Необходимо, чтобы сохранение и укрепление здоровья стали элементами национальной культуры, важнейшей задачей экологического, нравственного, патриотического воспитания и рассматривались в логике сохранения благополучия нации и государства.
Как показывают исследования, наиболее значимыми для психологического здоровья и благополучия являются такие ее компоненты: принятие себя; позитивное эмоциональное состояние; низкая или умеренная
тревожность; уверенность в своих силах как в плане коммуникации (высокая социальная самооценка), сопряженная с развитой способностью сотрудничества с другими людьми, так и в плане учебных и рабочих достижений (высокая интеллектуальная самооценка), сопряженная с развитыми познавательными процессами. Уверенность является предпосылкой для развития самоуправления и потребности в самосовершенствовании и личностном росте.
Выводы
1. Качество психологического здоровья определяется совокупностью индивидуальных особенностей личности и состояния внутренней среды организма, складывающейся из взаимодействия биологических, психологических и социально-средовых факторов (наследственность, возраст, условия воспитания, качество подготовки, сформировавшийся тип характера и приспособительного поведения, приобретенные навыки в преодолении стрессовых ситуаций, перенесенные болезни, травмы, ранения, интоксикации, психическая травматизация и т. д.).
2. Психологическое здоровье обеспечивает возможность личностного выбора и автономного развития. К его механизмам относятся: самопознание, способность к принятию решений в направлении будущего, готовность к изменениям и возможность выделять альтернативы, исследовать и эффективно использовать свои ресурсы, нести ответственность за сделанный выбор
3. Понятие «психологическое здоровье» фиксирует сугубо человеческое измерение, по сути, являясь научным эквивалентом здоровья духовного. Проблема психологического здоровья— это вопрос о норме и патологии в духовном развитии человека, а основу психологического здоровья составляет нормальное развитие человеческой субъективности, или «самости» — формы существования и способа организации человеческой реальности, суть — самостоятельности духовной жизни, что согласуется с позицией антропологической теории А. В. Шувалова 22.
4. Сущностная характеристика психологического здоровья понимается как становление субъективного духа, следование высшим образцам человеческой культуры, нравственным принципам.
5. Выделяют несколько основных факторов, необходимых для того, чтобы человек чувствовал себя здоровым 23:
— наличие надежной системы взглядов на жизнь;
— стабильный положительный жизненный настрой (способность видеть конструктивный аспект происходящих событий);
— способность работать на пределе своих возможностей, периодически задействуя свои ресурсы;
— наличие чувства сопричастности к духовной жизни (веры в помощь «свыше» в особо трудные моменты жизни);
— способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям (учиться, переучиваться, совершенствоваться);
— умение быстро реагировать на стресс (действием или изменением отношения к ситуации) и восстанавливаться после него;
— повышенная восприимчивость к позитиву (умение замечать хорошее вокруг себя);
— удовольствие от физических нагрузок (чувство мышечной радости);
— умение анализировать свои чувства и доверять
им;
— стремление внести свой вклад в жизнь других людей (оставить свой след);
— умение проявлять великодушие и благородство (выстраивать позитивные отношения с другими);
— обладание чувством юмора.
1 Маслоу А. Мотивация и личность // Психология личности: хрестоматия. В 2 т. / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара, 1999. Т. 1. С. 391.
2 Амосов Н. М. Моя система здоровья . Киев, 1997. С. 56 ; Его же. Раздумья о здоровье. М.,1987. С. 37.
3 Ь11р://ш."тк1ре&а.огд/"вдк1( дата обращения: 20.04.2014).
4 http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 20.04.2014).
5 Дубровина И. В. Психологическая служба образования: организация и управление // Вестник практической психологии образования. 2007. № 1 (10). С. 56-63 ; Ее же. Современное образование и психологическое здоровье школьников // Психологическое здоровье подрастающего поколения: проблемы и пути решения: мат-лы Международной науч.-практ. конф. (г. Астрахань, 19-20 ноября 2009 г.) / сост. И.А. Еремиц-кая. Астрахань, 2009. С. 4-6.
6 Пахальяна В. Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст. Питер, 2006. 240 с.
7 Советова Е. В. Оздоровительные технологии в школе // Эффективные образовательные технологии. Ростов н/Д, 2007. С. 285.
8 Хусаинова Р. М. Зависимость психологического здоровья учителя от возраста и стажа педагогической деятельности : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2006. 24 с.
9 Сокольская М. В. Личностное здоровье профессионала. Хабаровск, 2008. 146 с.
10 Сокольская М. В. Психологическое здоровье: анализ понятия // Психологическое здоровье подрастающего поко-
ления: проблемы и пути решения : мат-лы Международной науч.-практ. конф. 2009. С. 27-29.
11 Маслоу А. Указ. соч. Т. 1. С. 391.
12 Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2006. С. 10 ; Ее же. Коррекция нарушения психологического здоровья дошкольников и младших школьников. М., 2003. С. 12 ; Ее же. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учеб. пособие. М., 2001. 27 с.
13 Башкирева Т. В. Общие критерии психического, психологического и социального здоровья // Мир психологии. 2007. № 2 (50). С. 140-151.
14 Крук В. М. Психогигиена и психотерапия. М., 1993. С. 125.
15 Журавлева И. В. Здоровье подростков: социологический анализ. М., 2002. 240 с.
16 Маджуга А. Г. Здоровьетворящее образование: монография. Уфа, 2008.178 с. ; Сериков Г. К., Сериков С. Г. Здо-ровьесбережение в гуманном образовании: монография. Екатеринбург-Челябинск, 1999. 170 с.
17 Сериков Г. К., Сериков С. Г. Указ. соч. С. 112.
18 Выготский Л. С. Собрание сочинений. М., 1983. Т. 3. 641 с. ; Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996. 544 с.
19 Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития. М., 1995. 206 с.
20 Громов М. Ю., Смирнов Н. К. Технологии психологического сопровождения учебной группы. М., 2009. 125 с.
21 Маджуга А. Г. Здоровьетворящее образование: монография. Уфа, 2008. 178 с. ; Его же. Теория и практика формирования и развития валеоконативных стратегий личности в контексте здоровьетворящего образования в современной школе. Шымкент, 2005. 40 с.
22 Шувалов А. В. Гуманитарно-антропологические основы теории психологического здоровья // Вопросы психологии. 2004. № 6. С. 18-33 ; Его же. Антропологические аспекты психологии здоровья // Психологическое здоровье подрастающего поколения: проблемы и пути решения : мат-лы Международной науч.-практ. конф. (г. Астрахань, 19-20 ноября 2009 г.) / сост. И. А. Еремицкая. Астрахань, 2009. С. 14-18.
23 Уоттлс У., Пауэлл Дж. Искусство быть здоровым. СПб., 1997. 122 с.