ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2017. № 2. С. 16-21. УДК 159.922
Т. М. Тихолаз
ВЗАИМОСВЯЗЬ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ И САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Представлены результаты исследования временной перспективы и параметров саморегуляции поведения у старших школьников и студентов. Выявлено, что студенты в большей степени ориентированы на будущее по сравнению со старшими школьниками. Параметры временной перспективы и саморегуляции поведения обнаруживают больше значимых связей у студентов.
Ключевые слова: временная перспектива; саморегуляция поведения; юношеский возраст; старшие школьники; студенты.
T. M. Tikholaz
INTERRELATION OF TEMPORARY PROSPECT AND SELF-CONTROL OF BEHAVIOUR AT YOUTHFUL AGE
Results of research of temporary prospect and parameters of self-control of behavior at the senior school students and students are presented. It is revealed that students are more focused on the future in comparison with the senior school students. Parameters of temporary prospect and self-control of behavior find more significant communications in students.
Keywords: temporary prospect; self-control of behavior; youthful age; senior school students; students.
Введение
В последние десятилетия в рамках фундаментальных исследований временных взаимоотношений человека и мира заметную роль играют исследования психологического времени, временной перспективы, личностной организации времени как важных компонентов личности. Особое значение приобретает изучение временной перспективы в юношеском возрасте, когда представление о своем будущем, конструирование своего жизненного пути, являясь основой личностного самоопределения, влияет на значимый выбор человека. При этом следует отметить, что большинство исследований временной перспективы проводилось с лицами старшего школьного возраста, хотя можно утверждать, что на следующей ступени юношеского возраста актуальность проблем, связанных с определением себя во времени, отнюдь не утрачивается; эти проблемы приобретают новое, мало исследованное на сегодняшний день содержание.
Согласно Л. Франклу, который определял временную перспективу как «полную совокупность представлений индивидуума о своем психологическом будущем и психологическом прошлом, существующих в данный момент времени», каждый из нас занимает особое положение в обществе и имеет особую историю развития. Этот индивидуальный способ видения мира проявляется в наших интерпретациях прошлого, настоящего и будущего. По мере взросления, предполагает Франкл, наша временная перспектива расширяется и усложняется, отражая тот уникальный опыт, который мы приобретаем на протяжении своего жизненного пути. Кроме того, на каждом шагу по этому пути на нас оказывают влияние общество и социальный класс [1].
Над проблемой психологического времени работали такие отечественные и зарубежные философы и психологи, как К. А. Абуль-ханова-Славская, А. Бергсон, Ш. Бюллер, Л. С. Выготский, В. Дильтей, Е. И. Головаха,
© Тихолаз Т. М., 2017 16
И. С. Кон, А. А. Кроник, К. Левин, Ж. Нют-тен, С. Л. Рубинштейн и др.
Ж. Нюттен связывает временную перспективу с «иерархией целей личности», которая состоит в одновременном присутствии в сознании человека разноудаленных объектов - целей (или «мотивационных объектов»). Временная перспектива и выступает как функция составляющих ее мотивационных объектов, определяющих ее глубину, структуру, степень реальности, содержательные характеристики [2].
Наиболее сензитивным периодом жизненного самоопределения принято считать юношеский, когда происходит осознание себя, своего «я», прояснение временной перспективы будущего, определение жизненных и профессиональных планов. Жизненные планы становятся средством овладения собственным поведением, обеспечивающим его саморегуляцию. Именно к юношескому возрасту создаются предпосылки для проявления психологического новообразования - смысла жизни, которое развивается на основе становления главного мотива (жизненной цели), выявления и формулирования главной задачи, связанной с отдалённым будущим [3].
Л. И. Божович отмечает, что юношеский возраст характеризует резкая смена внутренней позиции, когда обращенность в будущее становится основной направленностью личности: «Смотрят на настоящее с позиции будущего» [4]. А. А. Кроник также утверждает, что в субъективной картине жизненного пути юношей и девушек ярко выражено преобладание будущего над прошлым и настоящим [5].
Таким образом, особое значение приобретает изучение временной перспективы на начальных этапах развития личности, когда представление о своем будущем, осознание прошлого, конструирование своего жизненного пути, являясь основой личностного самоопределения, влияют на последующий значимый выбор человека. А личностная незрелость, свойственная этому возрасту, приводит к тому, что временная перспектива жизни пока не очень четко построена.
Цель представленного в статье исследования - изучение взаимосвязи временной перспективы и саморегуляции поведения у старших школьников и студентов. Поставленная цель реализовывалась через решение следующих задач:
1) выявить особенности временной перспективы у старших школьников и студентов и провести сравнительный анализ;
2) провести сравнительный анализ характера саморегуляции поведения у старших школьников и студентов;
3) исследовать характер взаимосвязи между временной перспективой и саморегуляцией поведения в старшем школьном и студенческом возрасте.
В исследовании проверялись следующие гипотезы:
1. Студенты в большей степени ориентированы на будущее, чем старшие школьники.
2. Уровень саморегуляции у лиц студенческого возраста выше, чем у старшеклассников.
3. Временная перспектива будущего у студентов значимо связана со способностью самостоятельно определять цели с учетом внешних и внутренних условий и прошлого опыта. Осознанная саморегуляция старших школьников преимущественно связана с настоящим временем.
Метод
Участники. В исследовании приняли участие 50 учеников СОШ № 49 г. Омска в возрасте от 16 до 18 лет и 50 студентов ОмГПУ в возрасте от 19 до 21 года.
Методы и процедура. В процессе исследования были использованы следующие методики: опросник временной перспективы Ф. Зимбардо [6]; опросник «Стиль саморегуляции поведения» В. И. Моросановой [7].
Результаты
Результаты сравнительного исследования временной перспективы личности в период старшего школьного и студенческого возраста отражены на рисунке 1.
Для исследования особенностей временной перспективы школьников и студентов был применен и-критерий Манна - Уитни.
Представленные в таблице 1 результаты свидетельствуют о том, что временная перспектива старших школьников и студентов обнаруживает статистически достоверные отличия по параметрам «негативное прошлое», «будущее» и «фаталистическое настоящее». Выявленные различия позволяют говорить о том, что студенты, по сравнению со старшеклассниками, в большей степени ориентированы на будущее при снижении значимости негативных событий прошлого.
Рис. 1. Показатели временной перспективы у старших школьников и студентов, балл
Таблица 1
Временная перспектива старших школьников и студентов (среднее значение), балл
Параметры саморегуляции Старшие школьники Студенты1 иэмп
Негативное прошлое 3,17 2,76 919**
Гедонистическое настоящее 3,62 3,47 1 129
Будущее 3,23 3,45 915**
Позитивное прошлое 3,56 3,76 1 071
Фаталистическое настоящее 3 2,71 991*
Трансцендентное будущее 3,43 3,58 1 179
* - значимо при р < 0,05; ** - значимо при р < 0,01.
Можно предположить, что будущее испытуемых студенческого возраста в большей степени наполнено целями и планами по их осуществлению, но меньше подкреплено осмысленным опытом прошлого. Такая особенность временной перспективы может становиться основанием кризисных явлений в жизни студентов и неготовности к переходу на новый этап жизнеосуществления.
Более высокие показатели аспектов фаталистического настоящего и негативного прошлого у школьников, по сравнению со сту-
дентами, свидетельствуют о более пессимистичном отношении к своей жизни.
Ф. Зимбардо в результате многолетних исследований выделил наилучший баланс аспектов временной перспективы: «Иметь высокий уровень ориентации на позитивное прошлое, достаточно высокий уровень ориентации на будущее и немного выше среднего уровень ориентации на гедонистическое настоящее. В то же время в ориентации на негативное прошлое и фаталистическое настоящее нет ничего хорошего» [6].
Юношеский возраст является важным этапом для развития способности правильного обращения со временем, умения структурировать настоящее и выстраивать реалистичные планы на будущее. В силу того, что юношеский возраст является сензитивным для развития временной перспективы, которая оказывает большое влияние на успешность функционирования личности и ее гармоничное развитие, важнейшей задачей психолого-педагогического сопровождения в период юношества является ориентация на формирование сбалансированной временной перспективы. Данная задача неосуществима без соответствующего развития системы саморегуляции личности.
Результаты сравнительного исследования саморегуляции поведения в юношеском возрасте представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Саморегуляция поведения старших школьников и студентов, средний балл
При сравнении усредненного профиля саморегуляции поведения в двух группах мы обнаружили значимые различия по параметру «оценивание результатов» (табл. 2), что свидетельствует о статистически достоверном повышении рефлексивной способности у студентов по сравнению со школьниками. На уровне тенденции мы наблюдаем некоторое повышение показателей по всем параметрам самор егуляции.
Таблица 2 Стилевые характеристики саморегуляции поведения у старших школьников и студентов (среднее значение), балл
Параметры саморегуляции Старшие школьники Студенты1 Шмп
Планирование 5,18 5,53 1 146
Моделирование 5,06 5,51 1 101
Программирование 5,34 5,69 1 120
Оценивание результатов 5,32 5,86 1 032*
Гибкость 6,30 6,43 1 195
Самостоятельность 5,30 5,37 1 246,5
* - значимо при р < 0,05.
Выявленная тенденция свидетельствует о том, что в юношеском возрасте обнаруживаются позитивные изменения в развитии основных регуляторных процессов.
Для решения следующей задачи исследования был проведен корреляционный анализ по методу линейной корреляции Пирсона. Результаты исследования взаимосвязи
временной перспективы и саморегуляции поведения в двух группах представлены в таблице 3.
Анализ результатов, представленных в таблице 3, показывает увеличение количества значимых связей между параметрами временной перспективы и компонентами саморегуляции поведения у студентов по сравнению со старшими школьниками.
Установлены значимые прямые связи между временной перспективой «будущее» и показателями саморегуляции «планирование» (г = 0,65 при р < 0,01), «программирование» (г = 0,40 при р < 0,01), «оценивание результатов» (г = 0,37 при р < 0,01). Чем больше студенты ориентируются на будущее, тем более сформирована потребность в осознанном и самостоятельном планировании деятельности. Планы в этом случае реалистичны, детализированны, иерархичны и устойчивы. Студенты склонны продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей, у них сформированы устойчивые субъективные критерии оценки результатов. Высокий уровень развития осознанной саморегуляции способствует решительности выбора жизненного пути, что позволяет снизить неопределенность, обусловленную отсутствием опыта проектирования жизни. В то же время у школьников значимых связей между ориентацией на будущее и саморегуляцией поведения не выявлено.
Таблица 3
Взаимосвязь временной перспективы и компонентов саморегуляции поведения у старших школьников и студентов
Показатели Период юности Планирование Моделирование Программирование Оценивание результатов Гибкость Самостоятельность
Негативное прошлое СШ С -0,07 -0,35** -0,22 0,23*
Гедонистическое настоящее СШ С -0,23* -0,33* 0,38** 0,52** 0,00 0,33*
Будущее СШ С 0,09 0,65** 0,02 0,40** -0,03 0,37**
Позитивное прошлое СШ С 0,13 0,31* 0,24* 0,02 0,28* 0,11 -0,03 -0,30*
Фаталистическое настоящее СШ С 0,15 -0,31* 0,27* -0,44** -0,01 0,46**
СШ - старшие школьники; С - студенты. * - р < 0,05; ** - р < 0,01.
Выявлена прямая взаимосвязь между временной перспективой «гедонистическое настоящее» и регуляторно-личностным качеством «гибкость» как у школьников (г = 0,38 при р < 0,01), так и у студентов (г = 0,52 при р < 0,01). Чем лучше молодые люди адаптируются к любым условиям и изменениям жизни, тем больше нацелены получать удовольствие от жизни и избегать всего, приносящего неудобства и боль. В то же время у студентов, в отличие от школьников, установлены значимые связи между регулятор-ным качеством «самостоятельность» и большинством аспектов временной перспективы, за исключением будущего.
У студентов выявлена обратная связь между временной перспективой «негативное прошлое» и моделированием (г = -0,35 при р < 0,01). В то же время моделирование положительно коррелирует с позитивным прошлым (г = 0,31 при р < 0,05). Можно предположить, что высокая степень осознанности значимых условий для достижения поставленных целей определяется позитивным восприятием прошлых событий и их анализом.
Построение временной перспективы в студенческом возрасте осуществляется на основе процессов сознательной регуляции. В этот период создается жизненный план, решаются вопросы профессионального самоопределения и не просто создается представление о своем будущем, а формируются способы достижения поставленных жизненных целей.
Выводы
1. Временную перспективу в юношеском возрасте характеризует высокая значимость аспектов гедонистического настоящего, позитивного прошлого и трансцендентного будущего. При этом у школьников больше выражена ориентация на гедонистическое настоящее, а у студентов преобладает ориентация на позитивное прошлое.
2. Систему саморегуляции школьников и студентов характеризует средний уровень развития. Позитивные изменения характеризуют развитие оценочного процесса регуляции.
3. Выявлены значимые связи временной перспективы и саморегуляции поведения. В студенческом возрасте количество связей значительно увеличивается по сравнению со старшим школьным возрастом. Процессы саморегуляции у школьников связаны преимущественно с ориентацией на настоящее и прошлое, у студентов - еще и на будущее.
Результаты проведенного исследования подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что в юношеском возрасте усиливается внутренняя регуляция жизни в перспективе будущего. Сознательная регуляция поведения в старшем школьном возрасте осуществляется преимущественно в отношении текущих событий жизни, в настоящем времени, что затрудняет решение задач профессионального самоопределения. Такие особенности личностного развития в юношеском возрасте свидетельствуют о необходимости проведе-
ния специальной работы со старшими школьниками по развитию навыков оценки актуальных временных ресурсов, конструирования и постановки цели деятельности в развернутой временной перспективе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М. : Прогресс, 1990. - 368 с.
2. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / под ред. Д. А. Леонтьева. -М. : Смысл, 2004. - 608 с.
3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. - Воронеж, 1995.
Сведения об авторе
Тихолаз Татьяна Михайловна - канд. пси-хол. наук, доцент, доцент кафедры психологии Омского государственного педагогического университета (Омск, Россия); e-mail: [email protected]
Для цитирования
Тихолаз Т. М. Взаимосвязь временной перспективы и саморегуляции поведения в юношеском возрасте // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2017. № 2. С. 16-21.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М. : Смысл, 1968. -465 с.
5. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. - Киев : Наука, 2004. - 208 с.
6. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь. - СПб. : Речь, 2010. -352 с.
7. Моросанова В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной активности человека // Психологический журнал. -1995. - № 4. - С. 26-35.
About the author
Tikholaz Tatyana Mihajilovna - Candidate of Psychology, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Psychology of the Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia); e-mail: [email protected].
For citations
Tikholaz T. M. Interrelation of Temporary Prospect and Self-control of Behaviour at Youthful Age. Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2017, no. 2, pp. 16-21. (in Russian).