Научная статья на тему 'Коррекция временной перспективы личности старших школьников'

Коррекция временной перспективы личности старших школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
692
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА / TIME PERSPECTIVE / ЖИЗНЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА / LIFE PERSPECTIVE / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / КОРРЕКЦИЯ / CORRECTION / OLDER SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вакуленко Анастасия Сергеевна

В статье рассматриваются возрастные особенности временной перспективы в старшем школьном возрасте, а также возможности коррекции временной перспективы. Представлены результаты эмпирического исследования временной перспективы личности среди учащихся 11-х классов до реализации психокоррекционной программы и после.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correction of the time perspective of the personality older schoolchildren

The article considers the age features of the temporary perspective in the senior school age and the possibility of correcting the time perspective. The paper presents the results of empirical research time perspective personality among 11th grade students before and after the psycho-corrective program.

Текст научной работы на тему «Коррекция временной перспективы личности старших школьников»

Коррекция временной перспективы личности старших школьников Correction of the time perspective of the personality older schoolchildren

Вакуленко Анастасия Сергеевна

Студент 4 курса Факультет социальных наук Амурский государственный университет Россия, Благовещенск e-mail: [email protected]

Vakulenko Anastasia Sergeevna

Student 4 term Faculty of Social Sciences Amur State University Russia, Blagoveshchensk e-mail: _ [email protected]

Аннотация.

В статье рассматриваются возрастные особенности временной перспективы в старшем школьном возрасте, а также возможности коррекции временной перспективы. Представлены результаты эмпирического исследования временной перспективы личности среди учащихся 11-х классов до реализации психокоррекционной программы и после.

Annotation.

The article considers the age features of the temporary perspective in the senior school age and the possibility of correcting the time perspective. The paper presents the results of empirical research time perspective personality among 11th grade students before and after the psycho-corrective program.

Ключевые слова: временная перспектива, жизненная перспектива, личность, старший школьный возраст, коррекция

Key words: time perspective, life perspective, personality, older schoolchildren, correction

На мировоззрение и поведение человека, его жизнь, большое влияние оказывают личностные установки относительно времени, при этом большинство людей об этом не задумываются. Для того, чтобы успешно справляться с поставленными перед человеком задачами, ему необходимо научиться «включать» и «выключать» временную перспективу, направленную на тот или иной период - прошлое, настоящее или будущее. Для старшего школьного возраста важным аспектом временной перспективы является направленность на будущее. Это связано прежде всего с задачами возраста - профессиональным и личностным самоопределением.

Несмотря на то, что этот термин появился еще в прошлом веке, до сих пор существует множество разных подходов к его пониманию. Изучением данной проблемы занимались Л. Франк, К. Левин, Е. Головаха и А. Кроник. В настоящее время Ф. Зимбардо развивает понятие временной перспективы личности. Также им был создан опросник временной перспективы личности. К.А. Абульханова исследовала временную перспективу будущего. И.В. Дубровина, О.В. Белановская, Н.И. Трубникова, О.В. Кузнецова рассматривали временную перспективу будущего старших школьников в контексте самоопределения. Э. Эриксон говорил о том, что при прохождении кризиса Эго-идентичности в юношеском возрасте одним из отрицательных исходов может быть «расплывчатое чувство времени», иначе - расстроенная временная перспектива.

Ф. Зимбардо и Дж. Бойд определяют временную перспективу как «зачастую неосознанное отношение личности ко времени и это процесс, при помощи которого длительный поток существования объединяется во временные категории, что помогает упорядочить нашу жизнь, структурировать ее и придать ей смысл» [3, с. 58].

Согласно точке зрения Ф. Зимбардо выбор человека, его поведение, его реакции зависят от того, на какое время своей жизни он ориентирован - прошлое, настоящее или будущее. Временная перспектива определяется,

79

с одной стороны, как ситуационно обусловленный, а с другой - как относительно стабильный, присущий индивиду процесс. Ф. Зимбардо говорит о пяти видах временных перспектив: позитивное прошлое, негативное прошлое, гедонистическое настоящее, фаталистическое настоящее, будущее. Оптимальной по мнению автора будет перспектива, совмещающая в себе достаточно высокие показатели временной перспективы будущего, затем гедонистического настоящего, а также позитивного прошлого. С такой перспективой человек обретает уверенность в себе благодаря положительному опыту из прошлого, умеет наслаждаться настоящим и отдыхать, а также ставит цели и планы на будущее. В таком случае деятельность будет более продуктивна, а сам человек более удовлетворен своей жизнью, более спокоен, добросовестен и счастлив.

Для того, чтобы говорить о временной перспективе в старшем школьном возрасте, стоит остановиться на задачах данного этапа жизни. Конец подросткового - начало юношеского возраста (приходящийся на старшие классы школы) является периодом определения своей жизненной позиции и жизненной стратегии. Необходимость самоопределения приводит старшеклассника к двум перспективам - либо он принимает на себя ответственность за течение своей жизни и самостоятельно делает жизненные выборы, либо предпочитает пассивно следовать обстоятельствам своей жизни и отказывается от попыток управлять ею.

Л.И. Божович полагала, что вступление в юношеский возраст характеризуется обращенностью в будущее, а проблемы профессионального выбора, построения жизненного пути превращаются в «аффективный центр» жизненной ситуации, вокруг которого организуется деятельность старшеклассника. При этом «именно в этом возрасте молодые люди испытывают огромные субъективные трудности при определении своих жизненных целей и планов, возрастает озабоченность своим будущим «Я»» [1, с. 9].

Юношеский возраст сензитивен для формирования временной перспективы будущего, что обуславливается психологической готовностью личности и её потребностью определиться в жизни. Однако, следует учитывать, что психологическая готовность к выстраиванию временной перспективы будущего еще не подразумевает, что это произойдет само по себе. Старшеклассники испытывают различные трудности при постановке своих жизненных планов и целей, возникает риск расстройства временной перспективы. В этом случае возникает необходимость в психологической помощи или коррекции временной перспективы.

В психологической литературе описано множество методик и техник, направленных на развитие временной перспективы. Коррекция временной перспективы будущего включает в себя множество различных аспектов: развитие навыков целеполагания и планирования, принятие на себя ответственности, умение опираться на свои внутренние ресурсы, формирование активной жизненной позиции и положительного эмоционального отношения к жизни. Реализация данных аспектов в коррекции временной перспективы возможна благодаря привлечению самых разнообразных методов, среди которых психотерапия, ориентированная на реконструкцию будущего, позитивная психотерапия, экзистенциальная психотерапия, приемы биографического тренинга, арт-терапия.

Целью исследования было изучение возможности коррекции временной перспективы личности у старших школьников, опровержение или подтверждение гипотезы о том, что гармонизация временной перспективы личности возможна в ходе специально организованной программы групповой психокоррекции. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: проанализировать литературу, посвященную проблеме изучения временной перспективы личности, выявить особенности временной перспективы старших школьников, разработать программу коррекции временной перспективы старших школьников, исследовать динамику временной перспективы старших школьников.

Исследование проводилось на базе МАОУ СОШ № 5 г. Благовещенска в 2017 году.

Выборку составили 24 человека в возрасте 17 лет (учащиеся 11-х классов). В последствии 12 человек из них составили экспериментальную группу, 12 - контрольную. Участие в исследование было добровольным.

С целью исследования временной перспективы использовались: 1) опросник временной перспективы личности Ф. Зимбардо («Zimbardo Time Perspective Inventory (ZTPI)»), адаптированный А. Сырцовой, Е.Т. Соколовой, О.В. Митиной, позволяет оценить пять шкал: негативное прошлое, гедонистическое настоящее, будущее, позитивное прошлое, фаталистическое настоящее; 2) тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева - адаптированная версией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика, позволяет оценить 5 субшкал: цели в жизни, процесс жизни, результативность жизни, локус контроля - Я, локус контроля - Жизнь. Статистический анализ данных осуществлялся с использованием U-критерия Манна-Уитни и Т-критерия Вилкоксона.

Была разработана программа коррекции временной перспективы старших школьников. Целью программы является развитие временной перспективы будущего. Основными мишенями психокорреккции были трудности целеполагания и локус контроля.

Форма проведения занятий - групповая. Основными техниками программы являются групповая дискуссия, визуализация, арт-терапия, позитивная интерпретация, метафора. Программа рассчитана на 8 занятий (24 ак. ч.). Занятия продолжительностью в 3 ак. ч. проводились 2 раза в неделю на протяжении 4-х недель.

Результаты исследования, полученные в ходе констатирующего эксперимента с применением опросника временной перспективы личности Ф. Зимбардо («Zimbardo Time Perspective Inventory (ZTPI)»), представлены на рисунке 1.

40 -

35 -

30

25 -

20 -

15 -

10 -

5

0 -

Негативное Гедонистическое Будущее Позитивное Фаталистическое

прошлое настоящее прошлое настоящее

Рисунок 1 - Результаты опросника временной перспективы личности Ф. Зимбардо (ZTPI), первый срез

Наиболее часто встречающейся временной перспективой является направленность на гедонистическое настоящее (37,5 %). Люди с высокими показателями по шкале гедонистического настоящего характеризуются стремлением жить сегодняшним днем и получать от него максимальное удовольствие. Они любят риск, зачастую не обдумывают последствий своих действий и склонны избегать всего, что требует длительной работы, усилий, напряжения. Чрезмерная фокусировка на настоящем может привести к потере перспективы в будущем.

На втором месте направленность на позитивное прошлое (33,3 %). Высокие значения по шкале позитивного прошлого говорят об умении извлекать пользу из своего прошлого. При такой перспективе человек склонен даже негативные события своего прошлого интерпретировать с точки зрения необходимого положительного опыта. Такое отношение к своему прошлому является благодатной почвой для личностного развития в настоящем. Однако если высокие показатели по данной шкале сочетаются с низкими по всем остальным, это говорит о погружении в прошлое, ностальгии и тоске по прежним временам. Такие люди будут всячески стараться избежать изменений, бояться перемен, которые в жизни неизбежны. Погружение в прошлое может наступать в момент, когда настоящее кажется слишком сложным, а прошлое в данном случае кажется

простым и привлекательным. Такая ситуация вполне может сложиться у учащихся выпускных классов перед экзаменами, когда все силы уходят на подготовку.

Преобладание временной перспективы негативного прошлого встречается в два раза реже (16,7 %). Такая временная перспектива говорит о тенденции к восприятию своего прошлого как негативного, полного боли и разочарований. Такая временная перспектива проявляется в постоянном чувстве вины за свои прошлые ошибки, частых депрессиях, повышенной тревожности и агрессивности.

У еще меньшего количества респондентов была выявлена направленность на фаталистическое настоящее (12,5 %). Данная шкала отображает представления человека о том, насколько он способен влиять на свою жизнь. Такие люди не верят в собственные возможности, склонны к пессимизму, смирению. Люди, ориентированные на фаталистическое настоящее, не задумываются о последствиях в будущем, зачастую обладают низкой самооценкой, не усердны, не стабильны эмоционально, и они несчастливы.

Ни у одного из респондентов не было выявлено преобладающей шкалы будущего (0%). Это свидетельствует о недостаточной сформированности временной перспективы будущего, что является показанием для коррекции. В возрасте ранней юности, на который приходится учеба в старших классах, данная перспектива выходит на первый план, так как возникает необходимость в личностном и профессиональном самоопределении, планировании своей будущей жизни после окончания школы.

Результаты исследования первого среза с помощью теста смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева представлены на рисунке 2.

90

Цели Процесс Результат ЛК - Я ЛК - Ж

■ Низкий ■ Средний ■ Высокий Рисунок 2 - Результаты теста смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, первый срез

По шкале «цели» низкий уровень был выявлен у 48,8 %. Низкие результаты по данной шкале присущи людям, живущим сегодняшним или вчерашним днем. Средние баллы по этой шкале выявлены у 51,2%. Средние баллы могут характеризовать человека, задумывающегося о своем будущем, имеющего некоторые планы, но не до конца в них уверенного, а также и мечтателя, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Высоких баллов выявлено не было ни у одного из респондентов.

По шкале «процесс» низкие баллы выявлены у 29,3 %. Низкий уровень по данной шкале свидетельствует о неудовлетворенности своей жизнью, нынешним положением дел. Средний уровень характерен для 62,5 %, он говорит о том, что процесс жизни воспринимается как достаточно интересный, эмоционально насыщенный и осмысленный. Высокий уровень выявлен у 8,3 %. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем.

Низкий уровень шкалы «результат» обнаруживается у 12,5 %. Низкие баллы указывают на неудовлетворенность пройденным отрезком жизни, ощущение непродуктивности в прошлом. Средние баллы

характерны для 79,2 % респондентов, высокие - для 8,3 %. Пройденный отрезок жизни при средних и высоких баллах оценивается достаточно продуктивным и осмысленным.

По шкале «локус контроля - я» низкие баллы выявлены у 20,8 %. Низкие баллы по данной шкале отражают неверие в собственные силы. Люди с такими баллами считают себя неспособными контролировать течение своей жизни, отказываются от ответственности. Средние баллы характерны для 79,2 %. Респонденты считают возможным контролировать течение жизни, не придают судьбе решающего значения, однако учитывают роль влияния внешних факторов на происходящее с ними. Высокие баллы не выявлены. Высокий уровень соответствует представлению о себе как о сильной личности, обладающей свободой выбора, способного построить свою жизнь так, как ему бы этого хотелось

Низкий уровень по шкале «локус контроля - жизнь» выявлен у 20,8 %. Низкие баллы отражают фатализм, убежденность в том, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее. Средний уровень выявлен у 75 %. Средний уровень отражает идею о существовании свободы выбора и возможности контроля над собственной жизнью. Высокий уровень характерен для 4,2% и отражает убеждение в том, что любому человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и реализовывать их.

На основании полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов выборка была разделена на две группы. Группы формировались по принципу попарного отбора и принципу добровольности.

Различия между контрольной и экспериментальной группами по уровню временной перспективы до проведения коррекционно-развивающей программы статистически не значимы (Таблица 1). Контрольная группа не превосходит экспериментальную по уровню каждой из шкал, т.е. они однородны по составу.

Таблица 1. Достоверность различий по уровню временной перспективы между экспериментальной и

контрольной группой, 1 срез

Негативное прошлое Гедонистическое настоящее Будущее Позитивное прошлое Фаталистическое настоящее

""эмп 57,5 49,5 61,5 57 61,5

""крит (р = 0,05) 42

Различия между контрольной и экспериментальной группами по уровню смысложизненных ориентаций до проведения коррекционно-развивающей программы статистически не значимы (Таблица 2). Контрольная группа не превосходит экспериментальную по уровню каждой из шкал, т.е. они однородны по составу.

Таблица 2

Достоверность различий по уровню смысложизненных ориентаций между экспериментальной и контрольной группой, 1 срез

Цели Процесс Результат Локус контроля - Я Локус контроля -Жизнь

""эмп 71 46 47 68,5 50,5

""крит (р = 0,05) 42

После сбора данных был проведен формирующий эксперимент, в ходе которого использовалась программа коррекции временной перспективы, ориентированная на работу со старшеклассниками в возрасте 1617 лет. После реализации программы коррекции был проведен повторный констатирующий эксперимент.

Для сопоставления показателей, полученных в разных условиях на одной выборке, был использован Т-критерий Вилкоксона. При подсчете показателей опросника временной перспективы личности Ф. Зимбардо в контрольной группе достоверного преобладания сдвигов не обнаружено. При подсчете показателей теста смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева в контрольной группе достоверного преобладания сдвигов также

не обнаружено (Таблица 4). Т.к. значительных изменений временной перспективы личности выявлено не было, следовательно, возможность случайных значительных изменения в экспериментальной группе минимальна.

Сравнение результатов первого и второго среза диагностики в экспериментальной группе по опроснику временной перспективы личности Ф. Зимбардо (2ТР!) представлены на рисунке 3.

60 50 40 30 20 10 0

Негативное прошлое

I

Гедонистическое настоящее

Будущее

Позитивное прошлое

Фаталистическое настоящее

■ 1 срез ■ 2 срез

Рисунок 3 - Результаты опросника временной перспективы личности Ф. Зимбардо (2ТР1) в

экспериментальной группе

Шкала негативного прошлого перестала быть ведущей у 16,7 % и теперь не встречается ни у кого. Снижение направленности на данную временную перспективу после проведения коррекционной программы говорит о том, что для респондентов стало менее характерно вспоминать о прошлых ошибках и неудачах.

Вместе с тем шкала позитивного прошлого вышла на первый план у 50 %, что на 16,7% больше, чем было до коррекции. Такое изменение обеих шкал закономерно, ведь они являются противоположностями. Ощущение позитивного прошлого, при равных высоких баллах по гедонистическому настоящему и будущему, по Ф. Зимбардо, дарит человеку корни, почву для развития. При примерно равной выраженности этих трех шкал человек способен переключаться с одной временной перспективы на другую, в зависимости от задач, которые перед ним стоят на данный момент.

Шкала гедонистического настоящего стала ведущей у 41,7 % экспериментальной группы после формирующего эксперимента, что на 8,3 % больше, чем до него. Гедонистическое настоящее дарит энергию для жизни, вдохновение и отдых, если сопровождается высокими показателями по позитивному прошлому и будущему, т.е. при гармонично развитой временной перспективе личности.

Шкала будущего вышла на первый план у 16,7 %. У этой части испытуемых повысилась ориентация на будущее. Для них стало более характерно ставить цели, обдумывать средства их достижения. В данном возрасте это естественно - работать на свое будущее, т.к. предстоят экзамены и поступление в вуз. Это возраст начала формирования жизненных планов, постановки целей. Люди с высокими баллами по перспективе будущего добросовестны, креативны, эмоционально стабильны и предсказуемы.

Для сопоставления показателей, полученных в экспериментальной группе, был использован Т-критерий Вилкоксона. Были обнаружены достоверные положительные сдвиги по шкалам будущего и позитивного прошлого, и достоверные отрицательные сдвиги по шкале негативного прошлого и фаталистического настоящего (Таблица 3).

Таблица 3. Достоверность различий по уровню временной перспективы в экспериментальной группе

между 1 -ым и 2-ым срезом

Негативное Гедонистическое Будущее Позитивное Фаталистическое

прошлое настоящее прошлое настоящее

Тэмп 1 7,5 0 2,5 1,5

Ткрит (р=0,01) 7 0 7 3 7

Для оценки различий между контрольной и экспериментальной группами по уровню временной перспективы использовался и-критерий Манна-Уитни. Экспериментальная группа достоверно превосходит контрольную по уровню временной перспективы будущего. Контрольная группа достоверно превосходит экспериментальную по уровню временной перспективы негативного прошлого и фаталистического настоящего (Таблица 4). Таким образом, понижение по шкалам негативного прошлого и фаталистического настоящего и повышение по шкале будущего после проведения специально организованной психокоррекционной работы подтверждаются методами математической статистики.

Таблица 4. Достоверность различий по уровню временной перспективы между экспериментальной и

контрольной группой, 2-ой срез

Негативное прошлое Гедонистическое настоящее Будущее Позитивное прошлое Фаталистическое настоящее

Тэмп 28 46 30,5 48,5 35,5

Ткрит 31 (р=0,01); 42 (р=0,05)

Результаты второго констатирующего эксперимента в экспериментальной группе по тесту смысложизненных ориентаций представлены на рисунке 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

.1 I II

Процесс Результат ЛК - Я ЛК - Ж

■ Низкий ■ Средний ■ Высокий Рисунок 4 - Результаты теста смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, экспериментальная группа

По шкале «цели» средний уровень был выявлен у 83,3 %, а низкий - у 16,7 %. Таким образом у 33,3 % группы уровень повысился с низкого до среднего по шкале «цели». Такая динамика говорит о том, что в результате формирующего эксперимента, количество людей, задумывающихся о своем будущем, ставящих перед собой цели увеличилось.

Показатели по шкале «процесс» остались неизменными в сравнении с первым срезом исследования: низкий уровень встречается у 16,7 %, средний - у 75 %, низкий - у 8,3. Коррекционная программа не повлияла на показатели по шкале «процесс».

Низкий уровень по шкале «результат» не выявлен, средний уровень выявлен у 91,7 %, высокий - у 8,3 %. У 8,3 % уровень повысился с низкого до среднего, т.е. повысилась удовлетворенность прожитым отрезком своей жизни.

Высокий уровень по шкале «локус контроля - Я» выявлен у 0 %, средний уровень - у 100 %, низкий - у 0 %. Таким образом у 16,7 % группы уровень повысился с низкого до среднего по шкале «локус контроля - Я», что говорит о принятии на себя ответственности за свои действия и повышении уверенности в своих силах.

Высокий уровень по шкале «локус контроля - Жизнь» выявлен у 8,3 %, средний уровень - у 83,3 %, низкий - у 8,3 %. У 8,3 % уровень повысился до высокого, что значит повышение убежденности в том, что жизнь поддается контролю.

Для сопоставления показателей, полученных в экспериментальной группе, был использован Т-критерий Вилкоксона. Были обнаружены достоверные положительные сдвиги по шкалам «цели», «локус контроля - я» и «локус контроля - жизнь» (Таблица 5).

120 100 80 60 40 20 0

I

Цели

Таблица 5. Достоверность различий по уровню смысложизненных ориентаций в экспериментальной

группе между 1-ым и 2-ым срезом

Цели Процесс Результат Локус контроля - Я Локус контроля -Жизнь

Тэмп 0 3,5 3,5 0 0

Ткрит 9 (р=0,01) 2 (р=0,05) 2 (р=0,05) 7 (р=0,01) 1(р=0,01)

Для оценки различий между контрольной и экспериментальной группами по уровню временной перспективы использовался и-критерий Манна-Уитни. Экспериментальная группа достоверно превосходит контрольную по уровню шкал «цели», «результат», «локус контроля - я», «локус контроля - жизнь». Контрольная группа достоверно превосходит экспериментальную по уровню (Таблица 6). Таким образом, повышение по шкалам «цели», «результат», «локус контроля - я», «локус контроля - жизнь», после проведения специально организованной психокоррекционной работы подтверждаются методами математической статистики.

Таблица 6. Достоверность различий по уровню смысложизненных ориентаций между

экспериментальной и контрольной группой, 2-ой срез

Цели Процесс Результат Локус контроля - Я Локус контроля -Жизнь

Тэмп 41,5 43,5 39,5 30,5 30

Ткрит 31 (р=0,01); 42 (р=0,05).

Полученные в ходе констатирующего эксперимента первого и второго порядка данные свидетельствуют о положительной динамике, что подтверждается методами математической статистики. Таким образом подтверждается гипотеза о том, что работа, направленная на осознание перспектив будущего и распределение зоны личной ответственности в проекции прошлого и будущего с акцентом на настоящее в ходе специально организованной программы групповой психокоррекции приводит к гармонизации временной перспективы личности.

Список используемой литературы:

1. Алиев, М.Ш. Особенности временной перспективы старшеклассников // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. - 2008. - № 4 - С. 7-13.

2. Белановская, О.В. Временная перспектива жизненных планов в юношестве [Электронный ресурс] / О.В. Белановская. - Режим доступа: http://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30275_iull.shtml. - 28.11.2017.

3. Зимбардо, Ф., Бойд, Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь / Ф. Зимбардо, Дж. Бойд. - СПб.: Речь, 2010. - 352 с.

4. Кузнецова, О.В. Временная перспектива как фактор самоопределения в подростковом возрасте / О.В. Кузнецова // Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей. - 2011. -

С. 139-144.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.