Научная статья на тему 'Взаимосвязь вовлеченности в студенческое самоуправление и жизнестойкости лидеров студенческих организаций'

Взаимосвязь вовлеченности в студенческое самоуправление и жизнестойкости лидеров студенческих организаций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
136
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОВЛЕЧЕННОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / ЛИДЕР / ВЗАИМОСВЯЗЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Брылева Алена Игоревна

В статье ставится задача рассмотреть взаимосвязь вовлеченности в студенческое самоуправление и жизнестойкости лидеров студенческих организаций. В результате теоретического анализа литературы широко рассматриваются понятия «вовлеченность в студенческое самоуправление» и «жизнестойкость лидеров студенческих организаций». В результате исследования автор выявляет взаимосвязь между вовлеченностью в студенческое самоуправление и жизнестойкостью лидеров студенческих организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь вовлеченности в студенческое самоуправление и жизнестойкости лидеров студенческих организаций»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ВЗАИМОСВЯЗЬ ВОВЛЕЧЕННОСТИ В СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ЛИДЕРОВ СТУДЕНЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ Брылева А.И.

Брылева Алена Игоревна - магистрант, кафедра психологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Челябинский государственный университет, г. Челябинск

Аннотация: в статье ставится задача - рассмотреть взаимосвязь вовлеченности в студенческое самоуправление и жизнестойкости лидеров студенческих организаций. В результате теоретического анализа литературы широко рассматриваются понятия «вовлеченность в студенческое самоуправление» и «жизнестойкость лидеров студенческих организаций». В результате исследования автор выявляет взаимосвязь между вовлеченностью в студенческое самоуправление и жизнестойкостью лидеров студенческих организаций.

Ключевые слова: вовлеченность, студенческое самоуправление, жизнестойкость, лидер, взаимосвязь.

Социальная трансформация современного российского общества, кризис системы образования и воспитания, традиционных институтов социализации и механизмов социокультурной преемственности усложнили процесс адаптации молодежи, поиск ею социально приемлемых и оптимальных форм самореализации и самоутверждения личности. Переход России к постиндустриальному, информационному обществу, реформы системы российского образования, совершенствование учебной, научно-исследовательской и воспитательной (внеучебной) работы со студентами, традиции российской высшей школы, влияние европейского и мирового образовательного пространства - все это актуализирует проблематику студенческого самоуправления и вовлеченности молодежи в студенческое самоуправление.

Цель исследования - изучить взаимосвязь вовлеченности в студенческое самоуправление и жизнестойкости лидеров студенческих организаций.

Объект - вовлеченность в студенческое самоуправление и жизнестойкость.

Предмет - взаимосвязь вовлеченности в студенческое самоуправление жизнестойкости.

Гипотеза - существует взаимосвязь между вовлеченностью в студенческое самоуправление и жизнестойкостью лидеров студенческих организаций.

Задачи, которые мы ставили перед собой в исследовании: раскрыть сущность и содержание понятий «вовлеченность в студенческое самоуправление» и «жизнестойкость»; изучить вовлеченность в студенческое самоуправление; изучить жизнестойкость лидеров студенческих организаций; выявить взаимосвязь вовлеченности в студенческое самоуправление и жизнестойкости лидеров студенческих организаций.

В исследовании принимали участие лидеры студенческих организаций субъектов Российской Федерации, участвовавшие во Всероссийском образовательном проекте «ПРОлидер» (г. Санкт-Петербург), в количестве 44 человек. Для решения поставленных задач и проверки достоверности гипотезы в исследовании были использованы теоретический анализ проблем в области психологии, эмпирические методы -анкетирование, тестирование, корреляционный анализ и методы математической статистики для анализа полученных результатов.

Студенческое самоуправление в последнее время актуализируется не только в работах ученых, но и законодательных актах, федеральных программах. Проблемами студенческого

самоуправления в настоящее время занимаются: Нагоркина О.В., Петрова С.С., Волоткевич Т.Н., Волков И.П., Левковский К.М., Панасенко Л.П. и др. В опыте мировой науки изучением «вовлеченности» занимались ученые: Н. Бердяев, П. Ландсберг, К. Томпсон, Ж-Ж Ламбен, Е.С. Власова, Й. Хеллевиг, М.И. Магура и др. Проанализировав научную литературу и обобщив данные, в своем исследовании мы решили использовать следующую трактовку понятия «вовлеченность в студенческое самоуправление» - это состояние, при котором человек понимает и разделяет ценности своей организации, готов выполнять действия, выходящие за рамки своих обязанностей, прилагать дополнительные усилия, внося свой вклад в развитие организации, благодаря чему у него возникает чувство удовлетворенности своей деятельностью. Изучением феномена жизнестойкости занимались: С.Р. Мадди, С. Кобейс, M.W. Fraser, М. Kosaka, Л.А. Александрова, Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова, М.Ю. Кузьмин, И.А. Конопак, Т.В. Наливайко. С нашей точки зрения наиболее точно раскрывает это понятие С.Р. Мадди: «Жизнестойкость (hardiness (англ.) - крепость, выносливость) как паттерн структуры установок и навыков, позволяющий превратить изменения окружающей действительности в возможности человека». [2, с. 97]. Это понятие мы будем использовать в нашей работе в дальнейшем.

Для исследования взаимосвязи жизнестойкости лидеров студенческих организаций с вовлеченностью в студенческое самоуправление мы использовали методику Сальваторе Мадди, которая исследует жизнестойкость личности (перевод и адаптация Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова). Согласно С. Мадди, жизнестойкость включает в себя три сравнительно самостоятельных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Также в исследовании использовалась анкета (авторы: Всемирнова Ю.В., Овчинников М.В., Трушина И.А.), специально разработанная для сборов лидеров студенческих организаций на Всероссийском образовательном проекте «ПРОлидер» (г. Санкт-Петербург). С помощью этой анкеты мы определяли степень вовлеченности лидеров студенческих организаций в студенческое самоуправление. Мы изучали взаимосвязь жизнестойкости и вовлеченности в студенческое самоуправление с помощью коэффициента корреляции Пирсона (r-Пирсона).

Исследовав взаимосвязь вовлеченности в студенческое самоуправление и жизнестойкости лидеров студенческих организаций, мы сделали выводы, что чем выше вовлеченность в студенческое самоуправление, а именно, если лидер испытывает больше положительных эмоций от работы в студенческом самоуправлении, если прилагает сверхусилие к работе, придумывает что-то новое и необычное, старается выполнять работу эффективно и как можно качественнее, тем выше жизнестойкость лидера студенческой организации. Изучив выборку, мы сделали следующие выводы: наиболее интересно лидерам участвовать в лидерских, социальных и творческих проектах; лидеры студенческих организаций участвуют в различных проектах не только на уровне университета, но большой процент участвует так же на уровне города и региона; более 70% испытуемых тратят на занятия деятельностью студенческого самоуправления более 20 часов в неделю; более всего лидеры студенческого самоуправления затрачивают на занятия общественной работой эмоциональные, интеллектуальные ресурсы и личное время; из ценностей участия в студенческом самоуправлении лидеры студенческих организаций на первое место выделили личный рост, развитие, самореализацию, а так же широкий круг общения и активную, насыщенную жизнь; более 50% лидеров студенческого самоуправления уверены, что после университета продолжат заниматься общественной работой. Наша гипотеза подтвердилась, взаимосвязь между вовлеченностью в студенческое самоуправление и жизнестойкостью лидеров студенческих организаций существует.

Список литературы

1. Александрова Л.А. К осмыслению понятия «жизнестойкость личности» в контексте проблематики психологии способностей // Психология способностей: Современное состояние и перспективы исследований: Материалы науч. конф. М.: институт психологииРАН, 2005. С. 16-21.

2. Мадди С.Р. Смыслообразование в процессе принятия решений // Психологический журнал, 2005. Т. 226. № 6. С. 87-101.

3. Михайличенко Т.Ю. Организация студенческого самоуправления в вузе. М., 2004.

4. Магура М., Курбатова М. Секреты мотивации, или мотивация без секретов / М. Магура, М. Курбатова. М.: ИД «Управление персоналом», 2007. 656 с.

5. Циринг Д.А. Исследование жизнестойкости у беспомощных и самостоятельных подростков // Вестник Томского государственного университета, 2009. № 323. С. 336-342.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.