Научная статья на тему 'Взаимосвязь эмоционального интеллекта и жизнестойкости студентов вуза'

Взаимосвязь эмоционального интеллекта и жизнестойкости студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3254
620
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / СТУДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ / HARDINESS / THE EMOTIONAL INTELLECT / STUDENT AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Краснопольская Н. С.

В данной статье мы исследовали эмоциональный интеллект и жизнестойкость студентов факультета психологии, рекламы и связей с общественностью СЭИ БГУ. Полученные данные показали, что более половины испытуемых обладают высоким уровнем эмоционального интеллекта, а жизнестойкость соответствует средним нормальным показателям. В ходе исследования мы выявили взаимосвязь между шкалами эмоционального интеллекта и некоторыми показателями жизнестойкости студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRELATION OF EMOTIONAL INTELLIGENCE AND ZHIZNESTOYKOSTI OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

In this article we examined the emotional intelligence and hardiness of the students of Psychology, Advertisement and Public Relations Faculty of SEI in BSU (Bryansk State University). The findings showed that more than a half of the respondents have high-level emotional intelligence and middle-level hardiness. During the research we revealed the interdependence between the scales of the emotional intelligence and some indices of the hardiness of the students.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь эмоционального интеллекта и жизнестойкости студентов вуза»

ку в общении, переход на новый уровень взаимодействия, влекущий за собой цепочку разрешения проблем. Осознав, что скука и сменивший ее азарт привели к поджогу, ребенок все равно был подавлен, растерян перед угрозой того, что предпримут взрослые в связи с этим инцидентом. Подбирая варианты разрешения ситуации, опять столкнулись с очередным страхом, того что пострадавшая бабушка может разгневаться и не позволит заменить стекло, не примет извинения. Я предложила свою поддержку: «Я буду рядом». Одного обещания и доверия было достаточно, чтобы у ребенка возросла вера в себя. Через полчаса он вместе с другом прибежал запыхавшийся, радостный и сообщил, что стекло вставлено, а бабушка даже угостила их конфетами. Позже Никита пришел сам и сказал, что хочет закончить год без двоек, почти надеется, но ему страшно, что не получиться и поэтому так задиристо вел себя на классном часе. А дальше в школьной жизни Никиты случился первый год без двоек...

The article is devoted to the developmental capabilities of organization - the activity games (OAG) with respect to the ability of psychologists to conscious identification with the client. The article explains the correspondence problem -OAG exploratory nature to the task of critical rethinking of current practice in the psychological situation in which the object is dominated by the work of the psychologist, external ways of knowing are not sensitive to the uniqueness of human personality. We describe the specific methodological tools of cognitive organization of participants in the game: the scheme of communication, showing the place of identification in her self-igro - modeling.

The key words: organizational - activity-playing game (OAG), conscious identification, methodological tools, the dialogue.

Список литературы

1. Анисимов О С. Акмеология и методология. Проблемы психотехники и мыслетехники. М.,1998. 772 с

2. Анисимов О. С. Методологический словарь для управленцев. М., 2004. 295 с

3. Анисимов О С. Развивающие игры, игротехника, методология. В 2т.2006.Т.1. 487 с

4. Бодалёв А.А. Психология общения: избранные психологические труды. М., 2002. 320 с

5. Бурякова Е.С. Взаимосвязь механизма идентификации-обособления и социально значимых качеств личности в полисубъектном взаимодействии: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2005.166с

6. Гиппенрейтер Ю.Б., Карягина Т.Д., Козлова Е.Н. Феномен конгруэнтной эмпатии// Вопросы психологии. 1993. N 4. С. 61-67

7. Малейчук Г.И. Модель становления идентификации // Журнал практического психолога. 1996. № 6. С. 3-10

8. Обозов Н.Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия // Психология межличностного познания / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1981. С. 80 - 92

9. Тютяева О.В. Функциональные механизмы эмпатийного взаимодействия//Ярославский педагогический вестник. 2005.№1. С.57 -65

10.Щедровицкий Г. П., Котельников С. И. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности // Избранные труды. М., 1995. С. 115-142

Об авторе

Касаткина Л.Н.- аспирант кафедры психологии развития и образования Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, педагог - психолог МБОУ СОШ №2 г. Калуги, LNKasatkina@mail. ru

УДК - 159.9.075

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Н.С. Краснопольская

В данной статье мы исследовали эмоциональный интеллект и жизнестойкость студентов факультета психологии, рекламы и связей с общественностью СЭИ БГУ. Полученные данные показали, что более половины испытуемых обладают высоким уровнем эмоционального интеллекта, а жизнестойкость соответствует средним нормальным показателям. В ходе исследования мы выявили взаимосвязь между шкалами эмоционального интеллекта и некоторыми показателями жизнестойкости студентов.

Ключевые слова: жизнестойкость, эмоциональный интеллект, студенческий возраст.

Постановка проблемы

Проблема изучения личностных характеристик, ответственных за успешную адаптацию и со-владание с жизненными трудностями становится все более актуальной в современной психологии. Условия, в которых протекает жизнедеятельность современного человека, часто называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. Это связано с политическими, информационными, социально-экономическими, экологическими и др. факторами. Адаптируясь к такому напряжению, человеку приходиться вырабатывать навыки решения проблем и приобретать «качества», которые помогут ему успешно самореализоваться в этом мире.

Наиболее полно, с точки зрения Д. А. Леонтьева, этому «качеству» в зарубежной психологии соответствует понятие "hardiness" - "жизнестойкость", введенное С. Мадди. Понятие "hardiness" отражает, с точки зрения С. Мадди и Д. Кошабы [8], психологическую живучесть и расширенную эффективность человека, а также является показателем психического здоровья человека [5]. Это свойство личности включает в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Выраженность этих компонентов и жизнестойкости в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания (hardy coping) со стрессами и восприятия их как менее значимых [5].

Жизнестойкость включает в себя три компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска.

1. Вовлеченность (commitment) определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности» [5]. Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. Отсутствие подобной убежденности порождает ощущение себя «вне» жизни [5].

2. Контроль (control) представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому - ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь [5].

3. Принятие риска (challenge) - убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование [5].

Мадди С. также уделяет большое внимание отношению личности с миром. При развитой жизнестойкости характер взаимоотношений личности с миром становится более открытым, что повышает способность испытывать любовь, получать поддержку, увеличивает интерес к миру и окружающим. Таким образом, современный мир диктует новые подходы к подготовке студентов высшей школы. Ведь, именно в этот период происходит формирование жизнестойкого совладения со стрессами. По мнению Е.В. Юдиной, жизнестойкость личности в учебно-профессиональной деятельности может способствовать повышению физического и психического здоровья молодежи, успешной адаптации в стрессовых ситуациях, успешной самоактуализации и личностной исполненности [6]. Также, по мнению многих психологов, для достижения успеха в различных сферах жизни необходимо иметь высокий уровень эмоционального интеллекта. В своих работах мы неоднократно говорили о том, что для успешной реализации личности в жизни и деятельности необходимо обладать способностями понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, а также уметь регулировать собственные эмоции при принятии решений [1,2,3].

На наш взгляд, становится актуальной проблема взаимосвязи эмоционального интеллекта и жизнестойкости у студентов. В связи с этим, целью нашего исследования явилось выявление взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и жизнестойкостью у студентов.

Эмпирическое исследование осуществлялось поэтапно в соответствии с задачами исследования:

1. Изучить особенности жизнестойкости современных студентов.

2. Проанализировать результаты исследования уровня эмоционального интеллекта студентов.

3. Выявить взаимосвязь эмоционального интеллекта и жизнестойкости в студенческом возрасте.

В исследовании приняли участие студенты 1 -3 курсов Брянского государственного университета им. академика И.Г. Петровского (всего 47 человек)1 курс - 17 человек, 2 курс - 11 человек, 3 курс - 19 человек.

Методы и методики исследования

Учитывая изложенные теоретические положения, для достижения цели исследования нами были использованы следующие диагностические методики:

- для изучения жизнестойкости студентов - методика Сальвадоре Мадди, адаптированная Д.А. Леонтьевым [4].

- для изучения эмоционального интеллекта - методика диагностики эмоционального интеллекта М.А. Манойловой.

При проведении эмпирического этапа мы использовали математико-статистические методы, которые позволили нам установить достоверность результатов исследования. Все расчеты выполнялись с помощью компьютерной программы SPSS Statistics 17.0. В анализ включались описательные статистики, критерий Краскела-Уоллеса, метод корреляции Пирсона.

Результаты исследования

На первом этапе эмпирического исследования использовалась методика Сальвадоре Мадди, адаптированная Д.А. Леонтьевым - тест жизнестойкости, который позволил определить жизнестойкость студентов по различным показателям.

В результате проведенного исследования и статистической обработки результатов среди студентов мы получили данные по шкалам, которые представили в таблице 1.

Таблица 1

Результаты исследования жизнестойкости и ее показателей у студентов по всем респондентам

(ср. зн.) N = 47

№ Шкалы жизнестойкости значения нормы

1 Вовлеченность 33,83 37,64

2 Контроль 30,21 29,17

3 Принятие риска 17,36 13,91

4 Жизнестойкость (общий показатель) 81,62 80,72

Из таблицы 1 видно, что жизнестойкость оценивается по 3 показателям, а также выделяется общий показатель жизнестойкости. Незначительные отклонения от нормального наблюдаются по двум показателям. По показателю вовлеченность наблюдаются значения ниже среднего. Причем наблюдается снижение показателей к 3 курсу. Возможно, это связано с тем, что студенты младших курсов (1-3), проходя период адаптации, еще не совсем осознали значимость и важность получаемой профессии. Возможно, выбор профессии был сделан не самостоятельно и в связи с этим нет удовлетворенности от получаемой профессии. По показателю «Принятие риска» наблюдаются значения выше среднего. Это говорит о том, что студенты открыты новым знаниям; убеждены в том, что новый опыт способствует их развитию. Юноши и девушки готовы действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, что, на наш взгляд, является важным и необходимым качеством психолога. В связи с тем, что процесс профессионального становления является длительным, открытость опыту, способность адекватно воспринимать критику, желание учиться на своих собственных ошибках могут сделать этот процесс более успешным.

С помощью критерия Н - Краскелла-Уоллиса мы выяснили, что различий между курсами по показателям жизнестойкости не обнаружено. Показатели по всем шкалам близки к нормальным средним значениям. Полученные результаты согласуются с ранее проведенным исследованием жизнестойкости у психологов-консультантов [7].

На втором этапе нашего исследования был проведен анализ результатов уровня эмоционального интеллекта студентов. (См. рис. 1)

Интегральный индекс показывает, что более половины испытуемых (25 человек - 53,2%) демонстрируют высокий уровень развития эмоционального интеллекта.

По шкале «Осознание своих чувств и эмоций» больше половины испытуемых 26 человек (55,3%) продемонстрировали низкие показатели, которые свидетельствуют о низкой способности к пониманию роли собственных чувств в учебе и в общении, невыраженной потребности в познании самого себя, заниженной самооценке своих способностей, трудностях в разрешении проблемных ситуаций, связанных с межличностным взаимодействием, невысоком интересе к собственному внутреннему миру. Это, на наш взгляд, связано с возрастом испытуемых, недостаточным уровнем профессиональных знаний, слабо развитой рефлексией.

По шкале «Управление своими чувствами и эмоциями» мы видим, что большинство испытуемых (42 человека - 89,4%) продемонстрировали выраженный высокий показатель. Это говорит о развитой способности управлять своими эмоциями и чувствами, умении принимать и контролировать чувства и эмоции, возможности использования своих эмоций для достижения поставленной цели, высоком уровне развития самоконтроля, развитом умении управлять собой. Полученные результаты вполне объяснимы. С самого раннего возраста осуществляется воспитание детей в соответствии с нормами, принятыми в данном обществе. Уже маленький ребенок понимает, что можно, а что нельзя, тем самым управляя своим поведением, своими чувствами и эмоциями. Очевидно, что к студенческому возрасту

достаточно хорошо будет развита способность контролировать свои эмоции и чувства.

По шкале «Осознание чувств и эмоций других людей» преобладающим является низкий уровень (25 человек - 53,2%) Это говорит о слабой способности распознавать эмоции других людей, понимать чувства партнеров по общению, понимать положение другого, представить мир глазами другого человека. По данной шкале полученные низкие показатели объясняются, на наш взгляд, ситуацией в современном обществе. На наш взгляд, это связано прежде всего с тем, что студенты плохо осознают свои эмоции и чувства, и как следствие не понимают чувства и эмоции других людей. Испытывая трудности в анализе ситуации межличностного взаимодействия, плохо идет адаптация к разного рода взаимоотношениям. В общении студенты больше ориентируются на поведение собеседника и вербальное содержание сообщения и могут ошибаться в понимании смысла слов собеседника, т.к. не учитывают или неправильно интерпретируют сопровождающие их эмоциональные реакции.

Делая вывод, можно сказать, что низкие показатели наблюдаются по шкалам, которые связаны с осознанием своих чувств и эмоций и чувств и эмоций других людей. Довольно низкие показатели по 1 и 3 шкалам обусловлены, на наш взгляд, возрастом испытуемых, нехваткой жизненного опыта. (В исследовании принимали участие студенты младших курсов.)

90-| 80- —'

70-'''' 60-'"''' 50--"''' 40--""'' 30--'"'' 20--'''' 10--'"''

1 ^ _ ;. □ низкий !■ и средний

1л — ■ ■: ш высокий

П — 1

шкала 1 шкала 2 шкала 3 шкала 4 интегр. индекс

Рис. 1 Результаты исследования эмоционального интеллекта студентов по шкалам

Примечание: шкала 1 - осознание своих чувств и эмоций, шкала 2 - управление своими чувствами и эмоциями, 3 - осознание чувств и эмоций других людей, 4 - управление чувствами и эмоциями других людей, интегральный индекс.

На третьем этапе эмпирического исследования мы изучили взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и жизнестойкостью студентов. Для установления данной взаимосвязи мы применили метод корреляции Пирсона. Полученные коэффициенты корреляции (статистически значимые выделены жирным шрифтом) приведены в таблице 2.

Таблица 2

Взаимосвязь эмоционального интеллекта и жизнестойкости (коэффициенты корреляции)

Осознание своих чувств и эмоций Управление своими чувствами и эмоциями Осознание чувств и эмоций других людей Управление чувствами и эмоциями других людей Интегральный индекс

Вовлеченность ,515** ,539** ,350* ,237 ,672**

Контроль ,544** ,545** ,004 ,132 ,532**

Принятие риска ,314* ,404** ,097 ,205 ,422**

жизнестойкость ,578** ,598** ,183 ,229 ,666**

Примечание: ** - р < 0.01; * - р < 0.05

Из таблицы результатов мы видим, что существует взаимосвязь между осознанием своих чувств и эмоций и всеми показателями жизнестойкости. Понимание своих чувств и эмоций, причин переживаний дает возможность заполнить свою жизнь такими видами деятельности, которые позволят жить полной жизнью и получать удовольствие от происходящего. А позитивный настрой, заинтересованность происходящим, в свою очередь, позволит справиться с внутренним напряжением, со стрессами, которые постоянно сопровождают жизнь человека.

Что касается управления своими чувствами и эмоциями, то здесь тоже обнаружена взаимосвязь со всеми показателями жизнестойкости. Большинство жизненных неудач связано с неумением владеть собой в нужный момент, выражать эмоции, соответствующие ситуации. Умение управлять своими эмоциями, поведением дает возможность трезво смотреть на ситуацию и влиять на результат происходящего.

Также существует взаимосвязь между осознанием чувств и эмоций других людей и вовлеченностью. Заинтересованность различными сторонами жизни, активная жизненная позиция дает возможность более успешно понимать чувства и эмоции других людей.

Интегральный индекс эмоционального интеллекта взаимосвязан со всеми показателями жизнестойкости. Развитый эмоциональный интеллект дает возможность сформировать такую систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром, которая позволит стойко совладать со стрессами и воспринимать их как менее значимые.

Таким образом, в нашем исследовании была обнаружена взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и жизнестойкостью у студентов, а также была предпринята попытка объяснить причины данной взаимосвязи.

Заключение

В нашей работе были изучены уровень развития эмоционального интеллекта и жизнестойкости студентов. Установлено, что более половины испытуемых демонстрируют высокий уровень развития эмоционального интеллекта, а жизнестойкость соответствует средним нормальным показателям. Нами была выявлена взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и некоторыми показателями жизнестойкости в студенческом возрасте, а также были проанализированы полученные результаты.

In this article we examined the emotional intelligence and hardiness of the students of Psychology, Advertisement and Public Relations Faculty of SEI in BSU (Bryansk State University). The findings showed that more than a half of the respondents have high-level emotional intelligence and middle-level hardiness. During the research we revealed the interdependence between the scales of the emotional intelligence and some indices of the hardiness of the students. The key words: hardiness, the emotional intellect, student age.

Список литературы

1. Карнеев Р.К., Котлярова Н.С. Динамика эмоционального интеллекта студентов- психологов по курсам//Юбилейный выпуск Вестника БГУ: Гуманитарные науки. Естественные науки.Педагогика и психология. Экономика. Брянск:РИО БГУ,2010г. С.266-269.

2. Котлярова Н.С. Роль эмоционального интеллекта в развитии личности студента в современной образовательной среде// Психологические проблемы обеспечения качества образовательного процесса в условиях перехода на уровневую систему подготовки кадров: материалы Международной заочной научно-практической конференции. Брянск: изд-во ООО «Ладомир», 2010.

3. Краснопольская Н.С. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и удовлетворенности жизнью студентов вуза// Вестник Брянского государственного университета. №1. (2011): Общая психология. Профессиональная педагогика. Психология. Частные методики. Брянск: РИО БГУ, 2011.

4. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М., 2006

5. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. СПб., 2002.

6. Юдина Е.В. К проблеме синдрома выгорания у психологов-консультантов: экзистенциальный подход // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология». 2011. № 1. С. 109-115.

7. Юдина Е.В. Исследование жизнестойкости психологов-консультантов // Вестник МГГУ им.М.А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология». 2011. № 3. С. 105-109.

8. Maddi S.R., Khoshaba D.M. Hardiness and Mental Health // Journal of Personality Assessment. 1994. Oct. Vol. 63. N 2. Р. 265 - 274.

Об авторе

Краснопольская Н.С. - аспирант кафедры общей и профессиональной психологии Брянского государственного университета им. академика И.Г. Петровского, nata_liay@list.ru

УДК 159.9

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДОЛЖНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ: ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ, ФРУСТРАЦИИ, ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.А.Кузнецова

В статье представлены результаты исследования особенностей состояния выгорания, фрустрации, психического напряжения с учетом специфики профессиональной деятельности и профессионально-должностного статуса преподавателя высшей школы

Ключевые слова: состояние психического выгорания, фрустрация, психическое напряжение, профессиональная деятельность, профессионально-должностной статус, преподаватель высшей школы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Педагогическая деятельность относится к группе профессий «человек-человек»[4] (по классифика-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.