Научная статья на тему 'Жизнестойкость и ее взаимосвязь с социально-демографическими характеристиками осужденных к длительным срокам лишения свободы'

Жизнестойкость и ее взаимосвязь с социально-демографическими характеристиками осужденных к длительным срокам лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
229
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ (HARDINESS) / ВОВЛЕЧЕННОСТЬ / КОНТРОЛЬ / ПРИНЯТИЕ РИСКА / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ ОСУЖДЕННЫХ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Быстрова Т.В.

В статье рассматривается проблема сохранения человеком психологического здоровья перед лицом сложных жизненных ситуаций. Автором проанализирована концепция жизнестойкости американского психолога С. Мадди. Раскрывается содержание понятия «жизнестойкость» (hardiness) и его компонентов. Отражены результаты анкетирования осужденных на длительный срок и их взаимосвязь с жизнестойкостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жизнестойкость и ее взаимосвязь с социально-демографическими характеристиками осужденных к длительным срокам лишения свободы»

Жизнестойкость и ее взаимосвязь с социально-демографическими характеристиками осужденных к длительным срокам лишения свободы

■ т.в. быстрова - адъюнкт кафедры юридической психологии и педагогики ВИПЭ ФСИН России

В статье рассматривается проблема сохранения человеком психологического здоровья перед лицом сложных жизненных ситуаций. Автором проанализирована концепция жизнестойкости американского психолога С. Мадди. Раскрывается содержание понятия «жизнестойкость» (hardiness) и его компонентов. Отражены результаты анкетирования осужденных на длительный срок и их взаимосвязь с жизнестойкостью.

Ключевые слова: жизнестойкость (hardiness); вовлеченность; контроль; принятие риска; жизнестойкость осужденных.

Hardiness and its interconnection with social and demographic characteristics of long-term imprisonment convicts

■ t.v. bystrova - Adjunct of the Department of Juridical Psychology and Pedagogic of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia

The article deals with the problem of preserving psychological man's health while facing difficult situations. The conception of hardiness created by American psychologist S. Maddi is analyzed. The essence of the term "hardiness" and its components are revealed in the article. The article also represents the long-term imprisonment convicts' questioning results and their interconnection with hardiness.

Key words: hardiness; commitment (involvement); control; challenge; hardiness of convicts.

Современная жизнь наполнена различными стрессовыми ситуациями, вызванными трудностями и проблемами. На каждого человека они влияют по-разному. Одни люди отчаиваются, а другие не только успешно преодолевают невзгоды, но и приобретают еще большую способность справляться с ними. Какие личностные факторы способствуют успешному преодолению стресса, помогают сохранить внутреннюю сбалансированность и психологическое здоровье?

Предметом нашего исследования выступает изучение социально-демографических характеристик личности осужденных к длительным срокам лишения свободы, влияющих на уровень жизнестойкости, так как условия социальной изоляции от общества проверяют человека на прочность, «живучесть», предъявляют к нему повышенные требования, при этом также необходимо преодолевать негативное влияние окружающей среды. Кроме того, длительная изоляция от общества и воздействие тюремной

субкультуры могут негативно сказываться на психике и личности осужденного, вести к ослаблению или потере социально полезных связей и осложнять процесс их восстановления1.

По данным судебной статистики за 2013 г., общее количество осужденных к лишению свободы составило 735 590 чел. При этом число осужденных к длительным срокам лишения свободы (свыше 10 лет) имеет устойчивую положительную динамику и составило 0,86% от общей численности (6330 чел.)2.

В настоящее время феномен «жизнестойкость» является объектом исследований в работах как зарубежных, так и отечественных авторов. Личностное качество «жизнестойкость» было выявлено в ходе исследований, посвященных поиску факторов, способствующих успешному преодолению стресса и снижению чрезмерного внутреннего напряжения. Термин «hardiness», введенный С. Мадди и С. Кобейса, который в переводе с английского означает выносливость, крепость, в 2000 г. отечественный исследователь Д.А. Леонтьев предложил обозначить на русском языке как жизне-стойкость3.

В целом зарубежные исследования в области жизнестойкости востребованы с 80-х гг. прошлого века. Они охватывают самые различные социальные и возрастные группы: военные, медицинские сестры, женщины с подозрениями на онкологические заболевания, специалисты-компьютерщики, продавцы-консультанты, пожилые люди и др.

Одним из основоположников исследования жизнестойкости является С. Мадди. Предметом его научных интересов выступают анализ, диагностика и фасилитация жизнестойкости - стержневой личностной характеристики, лежащей в основе «мужества быть», по П. Тиллиху, и во многом ответственной за успешность личности в преодолении неблагоприятных обстоятельств. Понятие «hardiness» отражает, с точки зре-

ния С. Мадди и Д. Хошабы, психологическую живучесть и расширенную эффективность человека, а также является показателем психического здоровья. Ими был разработан психометрически адекватный метод измерения данной характеристики, изучались взаимосвязи между этим методом и шкалами Миннесотского многофакторного личностного опросника. Результаты этой работы ярко продемонстрировали, что hardiness является общей мерой психического здоровья человека, а не артефактом контролируемых негативных тенденций. Данное понятие используется в контексте проблематики преодоления стресса4. Первоначальная модель появилась примерно в 1982-1983 гг.

С. Мадди считает, что жизнестойкость не является врожденным качеством, а формируется в течение жизни. Он определил, что положительно на ее формирование в ранние периоды жизни влияют:

- ощущение предназначения в жизни, развиваемое значимыми взрослыми и связанное с выделением человека родителями как особенного в чем-либо: обладающего талантами, играющего важную роль в семье;

- принятие и любовь родителей, поддержка инициативы ребенка;

- формирование у ребенка представлений о богатстве окружающей среды;

- признание самостоятельности ребенка, воспитание уверенности в себе, поддержание высоких стандартов.

В свою очередь ученый указывает, что негативно на развитие жизнестойкости в детстве влияют:

- недостаток поддержки, подбадривания близкими;

- отсутствие чувства предназначенности;

- недостаток вовлеченности, отчужденность от значимых взрослых;

- стрессы и проблемы в детско-роди-тельских отношениях (отсутствие родителей, материальные трудности, серьезные болезни родителей)5.

Модель жизнестойкости С. Мадди6 представлена ниже:

Жизнестойкость включает в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль и принятие риска. Чем ярче выражен каждый из них в отдельности, тем, соответственно, выше общий уровень рассматриваемого качества.

Вовлеченность (commitment) представляет собой убежденность в том, что есть «максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности»7.

Контроль (control) определяется как убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не является абсолютным, а успех гарантированным. Этот компонент отражает убежденность человека в наличии причинно-следственной связи между его действиями, поступками, усилиями и результатами, событиями, отношениями и т.п.

Третьим компонентом, выделяемым в структуре жизнестойкости, является принятие риска (challenge) - убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, не важно позитивного или негативного8.

С. Мадди отмечает важность выраженности всех трех компонентов в составе жизнестойкости для сохранения здоровья и оптимального уровня работоспособности и активности в стрессогенных условиях. Эти составляющие формируются в детстве и отчасти в подростковом возрасте, хотя их можно развивать и позднее. Данный процесс решающим образом зависит от отношений родителей с ребенком.

Жизнестойкость является результатом социализации личности. Она включает в себя такие базовые ценности, как кооперация (cooperation), доверие (credibility) и креативность (creativity)9.

Таким образом, можно констатировать, что под жизнестойкостью следует понимать систему убеждений человека о себе, мире и отношениях с ним, позволяющую воспринимать события как менее травматичные и успешно справляться с ними.

В отечественной психологии активность в изучении феномена жизнестойкости проявлена в последнее десятилетие и в особой мере после того, как Д.А. Леонтьевым и Е.И. Рассказовой в 2006 г. была осуществлена полноценная адаптация специального диагностического инструментария. Исследуются связь данного качества со свойствами личности, его личностно-психологиче-ские ресурсы, проявления жизнестойкости у детей-сирот, подростков, старшеклассников, студентов, женщин и др.

Но, несмотря на многочисленность сфер изучения феномена, исследовательская проблема определения понятия «жизнестойкость» для отечественной психологии остается открытой. Ученые в зависимости от области их работы предлагают различные подходы для этого и к характеристикам личности, влияющим на данное качество.

Отечественные ученые изучают жизнестойкость со следующих позиций:

- как интегральную способность личности в рамках теории деятельности и способностей;

- как личностное состояние субъекта, которое воздействует, развивает и обогащает все сферы его психики;

- как интегральную характеристику противостояния негативным влияниям среды, преодоления жизненных трудностей, трансформируя их в ситуации развития субъекта.

Как отмечает Д.А. Леонтьев, жизнестойкость характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности10.

Исходя из этого большинством отечественных исследователей она понимается как система убеждений, способствующая развитию готовности субъекта участвовать в экстремальных ситуациях, контролировать их, управлять ими, позволяющая воспринимать негативные события как опыт и успешно справляться с ними.

Нужно отметить, что исследований, посвященных анализу жизнестойкости лиц, осужденных к лишению свободы, практически не проводилось11. При этом представляется, что для глубокой разработки данного направления необходимо знать основные характеристики и личностные качества осужденных, которые влияют на конструктивную жизнестойкость и способствуют ее повышению.

Авторами было проведено исследование жизнестойкости осужденных, в котором приняли участие 65 респондентов. Данную группу составили лица с длительными сроками лишения свободы, отбывающие наказание в исправительных колониях общего и строгого режимов (УФСИН России по Вологодской области и ГУФСИН России по Республике Коми). Все участники - осужденные мужчины.

Возраст респондентов составил от 19 до 65 лет. Все они были осуждены на срок более 10 лет и на данный момент отбыли в условиях социальной изоляции от 6 месяцев до 16 лет. Большинство из них (28 чел.) относились к возрастной группе от 30 до 40

лет (43,07%). Респондентов в возрасте до 40 лет было 70,76% (46 чел.). Доля осужденных старше 60 лет составила 4,62%.

В целях изучения возможностей противостоять сложным жизненным ситуациям, а также определения, что этому способствует, использовалась анкета, разработанная авторами и учитывающая следующие социально-демографические характеристи-

ки респондентов: возраст, уровень образования, состав семьи и взаимоотношения с родственниками, местность, в которой проживал, наличие друзей и удовлетворенность своим социальным положением в исправительном учреждении. Кроме того, определялось отношение респондентов к вере. Результаты анкетирования представлены в таблице.

Социально-демографические характеристики Уровень жизнестойкости (%)

Высокий Средний Низкий

Возраст до 30 6,15 16,92 4,62

31-40 7,69 26,15 9,23

41-50 3,08 9,23 -

51-60 1,54 10,77 -

свыше 60 - 4,62 -

итого 18,46 67,69 13,85

Образование высшее - 21,54 3,08

среднее 15,38 47,69 10,77

иное 1,54 - -

итого 16,92 69,23 13,85

Семья полная 15,38 56,92 6,15

неполная 4,62 7,69 6,15

детский дом - 3,08 -

итого 20,00 67,69 12,31

Количество детей в семье один ребенок 4,62 7,69 9,23

двое детей 6,15 47,69 3,08

многодетная 6,15 13,85 1,54

итого 16,92 69,23 13,85

Место проживания город 13,85 33,85 6,15

сельская местность 6,15 12,31 3,08

оба варианта 1,54 16,92 6,15

итого 21,54 63,08 15,38

Связь с родственниками поддерживает 18,46 60,00 10,77

нет 7,69 3,08 -

итого 26,15 63,08 10,77

Друзья в ИУ есть 6,15 35,38 4,62

нет 13,85 30,77 -

иное 3,08 6,15 -

итого 23,08 72,31 4,62

Криминальный статус удовлетворен 7,69 43,08 6,15

нет 9,23 16,92 6,15

иное 3,08 4,62 3,08

итого 20,00 64,62 15,38

Вера верующий 10,77 46,15 4,62

неверующий 7,69 18,46 9,23

иное - 3,08 -

итого 18,46 67,69 13,85

Распределение осужденных к длительным срокам лишения свободы в зависимости от уровня жизнестойкости и социально-демографических характеристик

Из таблицы видно, что среди опрошенных респондентов более половины (73,84%) имеют среднее образование (полное, неполное или профессиональное). В совокупности среднее образование и выше имеют 64 осужденных (98,46%). Из них средний и высокий уровни жизнестойкости имеют 55 чел. (84,6%), низкий - 9 чел. (13,85%).

В то же время учеными отмечается, что люди с более высоким уровнем образования лучше адаптируются к условиям заключения. При этом в публикациях отечественных авторов, например Л.А. Александровой, Р.М. Рахимовой, Р.И. Стецишина, М.В. Логиновой и др., жизнестойкость рассматривается в контексте проблем адаптации/дезадаптации. Авторы приходят к выводу, что чем она выше, тем легче проходит процесс адаптации.

Результаты нашего исследования также позволяют утверждать, что существует наличие положительной корреляции между уровнем образования и рассматриваемым феноменом. Таким образом, вероятно, процесс получения образования способствует формированию жизнестойкости.

Далее, следует отметить, что около 80% респондентов (51 чел.) воспитывались в полной семье, имеют сестер или братьев, а 14 чел. (21,54%) из них - в многодетных семьях. Средний и высокий уровень жизнестойкости имеют 47 респондентов (72,31%), воспитывавшихся в полной семье, и 48 (73,85%), имеющих братьев и сестер. Выше уже указывалось на значимость детско-ро-дительских отношений в формировании данного качества у ребенка. Так, например, исследование Д. Хошабы и С. Мадди показало, что актуальный уровень жизнестойкости отрицательно коррелирует со стрессами и проблемами в детско-родительских отношениях (отсутствие родителей, бедность, болезни родителей)12. Полученные нами результаты также подтверждают это предположение.

С.В. Книжникова к характеристикам жизнестойкой личности относит высокий уровень социальной компетентности (умение выстраивать свое поведение с учетом ожиданий и представлений других людей), развитые коммуникативные умения13. Следовательно, на жизнестойкость осужденных также влияет поддержание связей со своими близкими и родственниками. Наше исследование показало, что большинство респондентов (89,23%) поддерживают социально полезные связи путем свиданий, переписок, телефонных разговоров, но 10,77% такие связи утратили. На уточняющий вопрос о том, с кем именно они боль-

ше всего общаются, респонденты ответили: мать (93%), родители (84,48%), жена/бывшая жена (63,79%), братья и сестры (53,44%), дети (48,28%), бабушки и дедушки (27,59%), дяди и тети (15,52%), знакомые (3,45%).

Помимо того, сохранность семьи имеет большое значение в плане обеспечения правопослушного поведения во время отбывания наказания, а в дальнейшем (после освобождения) будет способствовать социальной реабилитации человека.

Таким образом, на жизнестойкость осужденных влияет наличие семьи и поддержание связи с ней.

На вопрос «Имеют ли осужденные друзей в исправительном учреждении?» 30 чел. (46,15%) ответили, что у них есть друзья, 29 чел. (44,62%) заявили, что не имеют друзей. Шесть респондентов выбрали вариант «иное» и пояснили, что в таких условиях друзей быть не может, а могут быть знакомые, товарищи или люди, с которыми «просто приходится общаться, чтобы не сойти с ума».

Значима для формирования личности социальная среда воспитания - сельская или городская. В каждой из них прививаются определенные ценности, нормы и уклад жизни. Городские и сельские жители имеют существенные различия в образе жизни и возможностях. Поэтому можно предположить, что на уровень жизнестойкости, а также на ее конструктивную или деструктивную направленность влияет и местность, в которой человек воспитывался. Так, 35 чел. (53,85%) до осуждения росли и жили в городе. Интересно, что 31 (47,69%) из них имеет средний или высокий уровень жизнестойкости. В сельской местности - 14 чел. (21,54%), 16 чел. (24,62%) - и в городских, и в сельских условиях. То есть место проживания около 80% респондентов так или иначе связано с городской местностью. Однако помимо того, что в городе сосредоточены материальные и духовные ценности, город - это своего рода скопление криминальных структур и групп, а также лиц с различными видами отклоняющегося поведения, которыми «заражается» молодежь. Возможно, это оказывает существенное влияние на формирование деструктивной жизнестойкости.

Вышесказанное подтверждает и ответ осужденных на вопрос по поводу удовлетворения своим криминальным статусом: большинство (56,92%) довольны, недоволен 21 чел. (32,31%), 7 чел. (10,77%) воздержались от ответа.

В анкету был включен дополнительный вопрос, который касался отношения осужденных к религии. Верующими себя считают 40 чел. (61,54%) из 65 респондентов, неверу-

ющими - 35,38% (23 чел.). Два человека затруднились ответить на этот вопрос (3,08%). Более половины опрошенных, имеющих высокий и средний уровень жизнестойкости, ответили утвердительно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нами было выявлено, что у большинства респондентов есть желание улучшить свою жизнь. В качестве дополнения осужденным предлагалось написать, как они справляются с экстремальными условиями исправительного учреждения. Важно, что все откликнувшиеся на это предложение имеют высокий уровень жизнестойкости. Респонденты указывали: следует «стараться больше прогуливаться на свежем воздухе», «заниматься спортом», «верить в Бога», «читать Библию», «не отчаиваться», «искать смысл своей жизни» и «ставить перед собой цель и стремиться к ней», «читать книги», «общаться с близкими и родственниками или с другими осужденными», «получать образование» или «работать на производстве», «относиться с оптимизмом к различным ситуациям», «стараться не замыкаться на трудностях», «быть уверенным в себе», «верить в себя и в стойкость духа» и др. Несколько опрошенных написали пожелания сотрудникам, например: «подготавливать осужденных к освобождению путем социальной реабилитации», «сотрудники администрации должны быть психологами и относиться с пониманием к осужденному и его проблеме», «улучшение досуга», «сделать больше специальностей».

щ примечания

1 См.: Бабурин С.В., Оботурова Н.С., Чирков А.М. Методологические подходы к проблеме психологического стресса у сотрудников исправительных учреждений и осужденных // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2014. № 3 (27). С. 53.

2 См.: http://cdep.ru/index.php?id=79 (дата обращения: 18.09.2014).

3 См.: Фоминова А.Н. Жизнестойкость личности: Моногр. М., 2012. С. 8.

4 См.: Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М., 2006. С. 4.

5 См.: Леонтьев Д.А. Личностный потенциал. Структура и диагностика. М., 2011. С. 191.

6 См.: Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. С. 6.

7 Там же. С. 4.

8 См.: Там же. С. 4.

9 См.: Петросянц В.Р. Психологическая характеристика старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде, и их жизнестойкость: Дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2011. С. 50, 130.

10 См.: Леонтьев Д.А. Личностный потенциал. Структура и диагностика. С. 190.

11 См.: Узлов Н.Д., Арасланов С.Ш. Жизнестойкость и психологическое благополучие заключенных в соответствии с их тюремной иерархией // Психология и право. 2012. № 2. С. 1-11.

12 См.: Леонтьев Д.А. Личностный потенциал. Структура и диагностика. С.191.

13 См.: Книжникова С.В. Педагогическая профилактика суицидального поведения на основе формирования жизнестойкости подростков в условиях общеобразовательной школы: Дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2005. С. 47.

Анализ данных, полученных в ходе исследования, позволяет отметить, что наиболее жизнестойкими в условиях исправительного учреждения будут осужденные, имеющие среднее и выше образование, верующие, воспитывавшиеся в полной семье в городе, при этом имеющие братьев или сестер, активно поддерживающие социально полезные связи и общение непосредственно в исправительном учреждении. Помимо указанных выше характеристик существенную роль играют и внутренние стремления (цели, смысл жизни, убеждения и др.).

В нашем исследовании мы предположили наличие корреляции между социально-демографическими характеристиками и жизнестойкостью личности осужденных к длительным срокам лишения свободы.

Дальнейшую разработку обозначенной проблемы представляется целесообразным проводить по следующим направлениям:

- практическое изучение различных качеств, присущих осужденным к длительным срокам лишения свободы, в целях выявления корреляции с жизнестойкостью;

- выявление особенностей структуры жизнестойкости данной категории осужденных;

- изучение гендерных особенностей в проявлении жизнестойкости;

- разработка психокоррекционного инструментария по повышению уровня жизнестойкости у осужденных к длительным срокам лишения свободы.

1 Sm.: Baburin S.V., Oboturova N.S., Chirkov A.M. Meto-dologicheskie podhody k probleme psihologicheskogo stressa u sotrudnikov ispravitel'nyh uchrezhdenij i osuzhdennyh // Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. 2014. № 3 (27). S. 53.

2 Sm.: http://cdep.ru/index.php?id=79 (data obrashhenija: 18.09.2014).

3 Sm.: Fominova A.N. Zhiznestojkost' lichnosti: Monogr. M., 2012. S. 8.

4 Sm.: Leont'ev D.A., Rasskazova E.I. Test zhiznestojkosti. M., 2006. S. 4.

5 Sm.: Leont'ev D.A. Lichnostnyj potencial. Struktura i diagnostika. M., 2011. S. 191.

6 Sm.: Leont'ev D.A., Rasskazova E.I. Test zhiznestojkosti. S. 6.

7 Tam zhe. S. 4.

8 Sm.: Tam zhe. S. 4.

9 Sm.: Petrosjanc V.R. Psihologicheskaja harakteristika starsheklassnikov, uchastnikov bullinga v obrazovatel'noj srede, i ih zhiznestojkost': Dis. ... kand. psihol. nauk. SPb., 2011. S. 50, 130.

10 Sm.: Leont'ev D.A. Lichnostnyj potencial. Struktura i diagnostika. S. 190.

11 Sm.: Uzlov N.D., Araslanov S.Sh. Zhiznestojkost' i psihologicheskoe blagopoluchie zakljuchennyh v sootvetstvii s ih tjuremnoj ierarhiej // Psihologija i pravo. 2012. № 2. S. 1-11.

12 Sm.: Leont'ev D.A. Lichnostnyj potencial. Struktura i diagnostika. S. 191.

13 Sm.: Knizhnikova S.V. Pedagogicheskaja profilaktika suicidal'nogo povedenija na osnove formirovanija zhiznestojkosti podrostkov v uslovijah obshheobrazovatel'noj shkoly: Dis. ... kand. ped. nauk. Krasnodar, 2005. S. 47. m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.