Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive16/16-04/ Дата публикации: 1.09.2016 № 4 (22). С. 62-66. УДК 373.5:74
Жизнестойкость в контексте жизненного пути личности родителей детей с расстройством аутистического спектра (РАС)
В данной работе представлено краткое описание психологических особенностей жизненного пути личности родителей детей с расстройством аутистического спектра (РАС): особенности структурирования субъективного «прошлого», «настоящего» и «будущего» в жизненном пути родителем ребенка с РАС. В исследовательской работе представлен сравнительный анализ категории жизнестойкости личности родителей детей с РАС и родителей детей нормального развития. Дан обзор ключевых работ, освещающих проблематику взаимосвязи структуры жизненного пути и жизнестойкости личности. Методологическим основанием концепции жизненного пути личности в нашей работе является жизненного мира и психологического времени личности К.А. Абульхановой-Славской, А.А. Кроник, Е.И. Головахи, жизнестойкости Д.А. Леонтьева. Концепция жизнестойкости, представленная в данной статье, опирается на понятийный аппарат С. Мадди, (в адаптированной методике «Жизнестойкости» Д.А. Леонтьева, Рассказовой Е.И.) дифференцирующего жизнестойкость по категориям вовлеченности, контроля и принятия риска. Представлены результаты сравнительного анализа данных жизнестойкости личности родителей детей с аутизмом и родителей детей нормального развития. Выделены эмпирические выводы по проведенному исследованию жизненного пути и жизнестойкости личности обеих групп родителей.
Ключевые слова: жизненный путь, жизнестойкость, вовлеченность, контроль, принятие риска, расстройство аутистического спектра
Е. С. к рамар
Perspectives of Science & Education. 2016. 4 (22)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive16/16-04/ Accepted: 7 August 2016 Published: 1 September 2016 No. 4 (22). pp. 62-66.
E. S. Kramar
Hardiness in the context of the course of life of the personality of parents of the children with the autism and parents of the normal development children
The article presents a brief description of psychological peculiarities of the life course of the parent of the child with the disorder of an autism spectrum (DAS): the peculiarities of structuring subjective "past", "present" and "future" in a course of life of the parent of a child with the (DAS). In the research work is presented the comparative analysis of the category of the hardiness of the parents of children with DAS and parents of children with normal development. The review of key works is highlighting the connection between the course of life and the structure of the hardiness. The methodological basis of the concept of a course of life of the personality in our investigation is the course of life and psychological time of the personality K.A. Abulkhanova-Slavskoy, A.A. Kronik, E.I. Golovakhi, D. A. Leontyev's concept of hardiness.The concept of the hardiness presented in this article by conceptual framework of S. Maddi, (in the adapted technique of "Test of the hardiness" by D. A. Leontyev, Rasskazova E.I.) divided hardiness into categories of the commitment, the control, the challenge. There the results of the comparative analysis of these categories of the personality of the parents of a child with an autism and parents of children of normal development are presented. Empirical conclusions of the research of the course of life and hardiness of the personality of both groups of parents had represented in this article.
¡Keywords: the course of life, the hardiness, the commitment, the control, the challenge, the disorder of an autism spectrum
Постановка проблемы
В настоящее время наблюдается тенденция увеличения рождаемости аутистического ребенка в семьях, что является мощным стрессовым фактором для родителей и своевременное оказание им психологической помощи существенно влияет не только на улучшение психического состояния родителей, но и на перспективу развития ребенка с РАС [10].
В большинстве случаев, дети-аутисты появляются в семьях, для взрослых членов которых социализация также требовала и требует значительных усилий и связана с эмоциональными перегрузками, растерянностью и неосведомленностью в воспитании и развитии ребенка с расстройствами аутистического спектра [3,9,11]. В этом смысле роль социальных служб и психологической помощи трудно переоценить. Актуальность данной работы состоит в том, чтобы углубить представления специалистов о характере и интенсивности переживаний родителей детей-аутистов и расширить возможности психологической помощи.
Цель статьи: выяснить специфику жизненного пути и жизнестойкости родителей детей с расстройством аутистического спектра и выявить наличие достоверных различий в сравнении с жизнестойкостью родителей детей с нормальным психическим развитием.
Анализ литературы. Приоритетными для нашего исследования стали концепции жизненного пути и психологического времени личности К.А. Абульхановой-Славской, А.А. Кроник, Е.И. Голо-вахи. Концепция жизнестойкости разработанная С. Мадди и С.Кобейса, расширенная и адаптированная версия данной концепции представлена Д.А. Леонтьевым, Е.И. Рассказовой.
«Жизненный путь личности» - сложное, системное, идеографическое понятие, сочетающее историю индивидуально-личностного развития и являющееся ценностно-смысловым образованием [1,2].Проблематика жизненного пути личности всегда была актуальна как в отечественных, так и в зарубежных психологических исследованиях. Интерес к «жизненному пути» и жизнестойкости личности характеризуется не проходящим и все нарастающим интересом в научном мире (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, А. Г. Асмолов, Л. Бинсван-гер, С. Мадди, С. Л. Рубинштейн, В. Франкл, Э. Фромм, А.А.Кроник, Д.А.Леонтьев др.). Особый научный интерес в этой области психологических исследований направлен на понимание особенностей жизненного пути личности, выделении его составляющих и изучении внутренних потенциалов человека, которые помогают ему противостоять трудным жизненным условиям, сохраняя свою человеческую сущность, целостность и идентичность.
Жизненный путь - это единство осознанного, пережитого, планируемого, структурированного времени жизни, которое постоянно переосмысливается. В психологическом времени происходит синтетическое сочетание биологического и социального времени, в которых разворачивается человеческая жизнь. Приобретая особенности социального времени, психологическое время не имеет единой направленности или полной необратимости. В сочетании с биологическим временем, психологическое время остается относительно разнонаправленным: оно не функционирует по закону цикличности и не подчиняется однообразным ритмам [2,4]. Психологическое время личности позволяет беспрепятственно рассмотреть как свое пройденное «прошлое» так и быть сориентированным на планируемое будущее. Содержание психологического времени детерминировано насыщенностью и яркостью событий в жизненном пути личности. Событиями определяются субъективный смысл и временный рамки жизненного пути.
Жизненный путь личности характеризуется наличием жизненного пространства, заполненного наиболее важными, значимыми людьми, оказавшими влияние на построение и развитие жизненного мира личности. Это взаимосвязанное, закономерное прохождение и преобразование тех или иных жизненных циклов, их органическое взаимодействие [5,6].
Жизненный путь человека необходимо рассматривать именно в контексте его типа и смысла жизненного мира, целесообразно включать жизнестойкость как необходимую составляющую, отвечающую за прохождение и формирование жизненного пути личности и формированию различных жизненных типов личности. Каков жизненный мир, таков и человек как субъект этого жизненного пути.
Термин «жизнестойкость» был введен в психологию благодаря работам Сьюзен Кобейса и Сальваторе Мадди. В настоящее время не существует единого определения данного понятия, наиболее распространенное из них: «Жизнестойкости - мера способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности» [8, с. 3]. Структура жизнестойкости состоит из следующих составных компонентов: вовлеченности, контроля и принятия риска.
Вовлеченность представляет собой убежденность в том, что заинтересованность в происходящих событиях, людях, дает возможность найти что-либо ценное и стоящее для личности. Обратная сторона вовлеченности - отчужденность. Контроль - убежденность личности в собственной возможности повлиять на исход событий. Противоположность контроля - чувство беспомощности в отношении происходящих событий, собственной деятельности и выбранного жизненного пути. Принятие риска - убежденность
личности в пользе любого жизненного опыта, как негативного, так и позитивного, готовность действовать на свой риск без каких-либо гарантий на успех. Противоположностью принятия риска является ощущение угрозы, исходящее от новых впечатлений, изменчивости окружающей среды [8].
Жизнестойкость, согласно воззрениям С. Мадди, формируется в детстве и может развиваться на более поздних этапах. Решающую роль в формировании компонентов жизнестойкости играют родители, уровень сформированности их жизнестойкости и ее проявление в системе взаимоотношений «родитель-ребенок».
При возникновении фрустрирующих, стрессовых или кризисных ситуаций, жизнестойкость личности влияет на оценивание и способ совла-дания с данными ситуациями: активность действий, уверенность в себе и возможность влиять на исход событий снижает уровень субъективной трудности ситуации.
Различные травматические стрессовые события все чаще встречающиеся на жизненном пути современного человека, также относятся к «узловым», «поворотным» событиям, определяющим «индивидуальную историю» личности. Подобным событием для родителя является постановка диагноза аутизм ребенку.
В жизненном мире личности родителя ребенка с РАС и родителя ребенка нормы развития в равной степени возникают стрессовые и кризисные ситуации. Однако гипотезой нашего исследования было предположение о том, что аутизм ребенка:
2) является доминирующим событием в жизненном пути родителя, влияет на интенсивность и качество социального поведения семьи;
3) жизнестойкость родителей детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) имеет достоверные различия в сравнении с жизнестойкостью родителей детей с нормальным психическим развитием.
Для изучения особенностей жизненного пути личности родителей детей с РАС и жизнестойкости в группах родителей детей с расстройством аутистического спектра и родителей детей нормального развития были применены следующие методики: методика «Событийных групп» Е.И. Головахи и А.А. Кроник [7], тест «Жизнестойкости» Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой.
В исследовании принимали участие: 40 родителей, имеющих ребенка с расстройствами аутистического спектра. Из них 35 родителей (полные семьи) и 5 родителей (неполные семьи); 40 родителей детей нормального развития. Из них 35 родителей (полные семьи) и 5 родителей (неполные семьи).
Возраст родителей в обеих выборках - от 24 до 51 года.
Обработка данных осуществлялась при помощи компьютерного пакета статистических про-
грамм STATISTICA 6.0. Математический аппарат представлен угловым преобразованием Фишера.
Результаты исследования. Контент-анализ результатов применения методики «Событийных групп» Е.И.Головахи и А.А. Кроник [7], позволил определить, что всеми родителями, за исключением пяти, было выделено такое событие, как известие об аутизме ребенка, и оно, в большинстве случаев было эмоционально негативно окрашено. Лишь немногие люди поддерживали и помогали справиться с возникшей трудной жизненной ситуации. В основном, помощь оказывали родственники, но их число ограничивалось в большинстве случаев одним-тремя людьми, родители 5 из 35 семей вообще оказались без поддержки, даже со стороны родственников. Важной особенностью является и то, что ситуация аутизма ребенка повлияла на настоящий ход жизни родителя ребенка с РАС и на его восприятие и построение будущего жизненного пути родителя.
По данным методики «Событийных групп» А.А.Кроника, Е.И. Головахи, 35 из 40 родителей выделили событие постановки диагноза «аутизм» как важное и значимое, существенно повлиявшее на них настоящее и предопределившее их будущее. Однако только 2 мамы выделили это событие как позитивное, остальные 33 родителя определили это жизненное событие как негативное. Количество близких людей, которые поддерживали родителя в этом кризисном событии, у 29 родителей составляло от 0 до 6 человек (родственники родителей детей с РАС), а у 6-рых родителей - от 10-20 человек.
Исходя из данных вышеуказанной методики, среднее количества событий в жизненном пути родителей детей с РАС имеет следующие значения: в субъективном «прошлом» 8,7 событий, в «настоящем» - 3,28 событий, в «будущем»- 2,43 события.
Данные значения соответствует наличию значимого психологического прошлого и малую выраженность значимого психологического настоящего и будущего.
Исходя из данных, можно отметить, что ведущим негативным событием жизни родителя ребенка с РАС, является постановка диагноза -аутизм - это событие относится к прошлому временному периоду жизненного пути родителя. Однако это событие отмечается самими участниками как ведущие событие их жизненного мира, которое повлияло на события их настоящего и будущего периода жизни. Будущие события своей жизни родители связывают, как правило, только с развитием ребенка с РАС. Во многом событие постановки диагноза «аутизм» ребенку имеет характеристики кризиса, поскольку всегда вызывает ряд качественных преобразований жизненного мира родителя.
Позитивные события жизненного пути роди-
теля, связанные с аутизмом ребенка, определялись как осознание и принятие диагноза ребенка, успехи в психическом развитии ребенка, его воспитании и обучении, участие родителей в социальных проектах, направленных на информирование окружающих о проблематике аутизма.
Отмечается также и то, что родители детей с РАС становятся активными участниками и организаторами социальных мероприятий, организаций, основанных с целью информационного просвещения о проблеме аутизма, а также оказания поддержки и помощи родителям в развитии и воспитании аутичного ребенка.
Используя данные теста «Жизнестойкости» Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой, гипотезой исследования является выявление достоверных различий между уровнем жизнестойкости и ее составляющих компонентов родителей детей с РАС и родителей детей нормального развития с применением статистического критерий ф* -угловое преобразование Фишера. Выявленные различия по тесту «Жизнестойкости» Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой, в категориях жизнестойкости обеих групп родителей, соответствуют следующим уровням вероятностной значимости: по категории «общая жизнестойкость» р= 0,0145, по категории «вовлеченность» р= 0,0048, «контроль» р= 0,0455, «принятие риска» р= 0,1965.
По представленным данным было выявлено следующее: достоверные различия между категорией «вовлеченности» в жизнестойкости родителей детей с аутизмом и родителей детей нормального развития, при ф* уровне вероятностной значимости р= 0,0048, что предполагает большую включенность родителей детей нормы развития в социальные взаимодействия, большую включенность в различные виды деятельности. В выборках обнаружены достоверные различия между показателями «контроля» при уровне вероятностной значимости ф*р= 0,0455, что соответствует большим возможностям родителями детей нормального развития влиять и контролировать на ход событий их жизни, чем у
родителей детей с РАС. И не выявлены различия в категории «принятия риска» при уровне вероятностной значимости различий ф*р= 0,1965, что предположительно связано с осознанием и принятием пользы жизненного опыта в обеих выборках родителей.
Выводы по результатам исследования:
1. Событие постановки диагноза «аутизм» ребенку является кризисным событием жизненного пути родителя, которое существенно изменяет жизненный мир родителя, его личность. Последнее проявляется в перестройке социального мира родителя, существенном изменении стратегического видения жизни.
2. Подтвердилась гипотеза исследования: выявлены достоверные различия между общим уровнем жизнестойкости родителей детей с расстройством аутистического спектра (РАС) и уровнем жизнестойкости родителей детей нормального развития. Уровень жизнестойкости родителей детей нормального развития достоверно превышает уровень жизнестойкости родителей детей с РАС.
3. Выявлены достоверные различия между уровнем общей жизнестойкости родителей детей с РАС и родителей детей нормального развития существуют достоверные различия. Общий уровень жизнестойкости родителей детей нормального развития достоверно выше общего уровня жизнестойкости родителей детей с РАС. Между уровнем вовлеченности родителей детей с РАС и родителей детей нормального развития существуют достоверные различия. «Вовлеченность» родителей детей нормального развития достоверно превышает категорию «вовлеченности» родителей детей с РАС. Между уровнем контроля родителей детей с РАС и родителей детей нормального развития существуют достоверные различия. Между уровнем принятия риска родителей детей с РАС и родителей детей нормального развития не существуют достоверные различия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абульханова К. А., Березина, Т. Н. Время личности и время жизни. СПб.:Алетейя, 2001. - 293 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Изд-во «Мысль», 1991. - 299 с.
3. Жуков Д.Е. Центральные личностные функции у родителей детей с синдромом РДА / Жуков Д.Е. // Биопсихосоц. парадигма медицины и её влияние на развитие психоневрологич. науки и практики: Мат-лы науч.-практ. конф. молодых ученых. - СПб.: Изд. НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2004. - 244 с.
4. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психолопчний час i життевий шлях особи. - Фтос. думка, 1983, № 1. с 59—61.
5. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности /Е.И.Головаха //Психология личности в трудах отечественных психологов. "Питер", 200. С - 256-269.
6. Кроник А.А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования // Психология личности и образ жизни. - М.: Наука, 1987. - 224 с.
7. Кроник А.А., Ахмеров Р.А. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. - М.: Смысл, 2003. - 284 с.
8. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости / Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. - М.: Смысл, 2006. 63 с.
9. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И.Селиверстова. - М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -394с.
10. Проект «Аутизм в России» [сайт]. URL: http://www.autisminrussia.ru/html/project.htm (дата обращения: 14.06.2016).
11. Begum, M. Conversations with children with disabilities and their mothers. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.dulwichcentre.com.au. - The International Journal of Narrative Therapy and Community Work, № 3, 2007.
REFERENCES
I. Abulkhanova K. A., Berezina, T. N. Time of the personality and time of life. SPb.: Alteya, 2001. - 293 p.
if Abulkhanov-Slavskaya K.A. Strategy of life. - M.: «Mysl» publishing house, 1991. - 299 p.
3. Begum, M. Conversations with children with disabilities and their mothers. Journal of Computer- The International Journal of Narrative Therapy and Community Work, № 3, 2007. Available at: http://www.dulwichcentre.com.au. (Accessed 14 June 2016).
4. Golovakha E. I., Kronik A. A. Psychological time and course of life of the personality. - Philos. thought, 1983, No. 1. 59 — 61p.
5. Golovakha E.I. The life perspective and valuable orientations of personality/E.I.Golovakha//Psychology of the personality in works of domestic psychologists. "St. Petersburg", 200. P. - 256-269.
6. Kronik A.A. Subjective picture of the life course as the subject of psychological research //Psychology of the personality and conduct of life. - M.: Science, 1987. - 224 pages.
7. Kronik A.A., Akhmerov R. A. Kauzometry: Methods of self-knowledge, psychodiagnostics and psychotherapy in psychology of the life course. - M.: Sense, 2003. - 284 p.
8. Leontyev D. A., Rasskazova E.I. The test of Hardiness / Leontyev D. A., Rasskazova E.I. - M.: Sense, 2006. 63 p.
9. Mastyukova E. M., Moskovkin A. G. Family education of children with deviations in development: Studies. a grant for student. high. studies. institutions / Under the editorship of V. I. Seliverstov. - The m.:gumanit. prod. VLADOS center, 2003. - 394 p.
10. Project "Autism in Russia "Available at: http://www.autisminrussia.ru/html/project.htm (accessed 14 June 2016).
II. Zhukov D.Y. The central personal parents functions of children with the syndrome RDA / Zhukov D.E.//Biopsikhosoc. paradigm of medicine and its influence on development psychoneurological sciences and practicians: Mat-ly scient. - pract. conference of young scientists. - SPb.: Prod. NIPNI of V. M. Bekhterev, 2004. - 244 p.
Информация об авторе
Крамар Екатерина Сергеевна
(Россия, Республика Крым, г. Симферополь) Магистр психологии, Таврическая академия КФУ им. В.И.Вернадского E-mail: [email protected]
Information about the author
Kramar Ekaterina Sergeevna
(Russia, Republic of Crimea, Simferopol) the master of psychology Taurida Academy V. I. Vernadsky Crimea Federal University E-mail: [email protected]