УДК 159.99
Киселева Е.В. учитель-логопед учитель-дефектолог МБОУ «Гимназия №22» Россия, г.Белгород Яушева Р.Н. учитель-логопед учитель-дефектолог ОГБОУВерхопенская СОШ им. М.Р. Абросимова Ивнянский район, Белгородской области
Хорошилова С.А. учитель-логопед МБОУ «Ливенская СОШ №2» Красногвардейский район Белгородской области
ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА И УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ,
ИМЕЮЩИМИ ЗПР
Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности работы учителя-дефектолога и учителя-логопеда с младшими школьниками, имеющими нарушения речи. Рассмотрены направления совместной работы данных специалистов. Ключевые слова:
Логопедическое сопровождение, дефектологическое сопровождение, коррекционно-развивающее направление работы.
Kiseleva E. V. teacher-logopedist teacher-defectologist
Municipal budgetary educational institution "Gymnasium No. 22"
Russia, Belgorod Yausheva R.N. teacher-logopedist teacher-defectologist
Verkhopenskaya Secondary School named after M.R. Abrosimov Ivnyansky
district Belgorod region Khoroshilova S.A. teacher-logopedist
Municipal budgetary educational institution "Livenskaya secondary school
No. 2" Krasnogvardeysky district Belgorod region
THE RELATIONSHIP IN THE WORK OF THE TEACHER-DEFECTOLOGIST AND THE TEACHER- LOGOPEDIST IN THE
PROCESS OF CORRECTIONAL AND DEVELOPMENTAL ACTIVITIES WITH STUDENTS WHO HAVE ZPR
Summary: This article discusses the features of the work of a teacher-defectologist and a teacher-logopedist with younger schoolchildren with speech disorders. The directions ofjoint work of these specialists are considered.
Keywords: Speech therapy support, defectological support, correctional and developmental direction of work.
В настоящее время активно рассматриваются вопросы интегрированного обучения. Обучающиеся с особыми образовательными потребностями не должны быть изолированы от общества и получать коррекционную помощь в обычной школе.
Количество обучающихся, испытывающих трудности в усвоении учебных программ, имеющих задержку психического развития, увеличивается. Нарушения при задержке психического развития у обучающихся проявляющиеся в отставании и отклонении в развитии речи, развитии познавательных процессов, отставании в овладении предметными действиями при оказании своевременной коррекционно -развивающей деятельности могут быть предупреждены или скорректированы.
В связи с этим совместная коррекционно -развивающая работа учителя-дефектолога и учителя- логопеда является необходимой.
В совместной работе данных специалистов можно выделить следующие направления:
1) анализ результатов обследования обучающихся:
- обследование устной и письменной речи проводит учитель-логопед;
- учитель-дефектолог изучает объем имеющихся у ребенка знаний, умений, навыков, их соответствие возрасту и ступени обучения; выявляет основные причины затруднений в обучении и развитии ребенка.
2) коррекционно-развивающее направление:
- логопедическая работа направлена на устранение речевых дефектов и коррекцию двигательной, моторной, сенсорной систем обучающегося;
- коррекционное направление работы учителя-дефектолога включает в себя систему воздействия на учебно- познавательную деятельность обучающегося в ходе образовательного процесса.
Данное направление работы может осуществляться в том числе путем проведения интегрированных занятий с обучающимися. Темп занятия меняется с учетом динамики работоспособности детей. Формы выполнения заданий разнообразны: индивидуальные, парами, групповые.
На интегрированных занятиях используется игровой материал, артикуляционные и дыхательные упражнения, арттерапия, сказкотерапия, музыкотерапия.
3) консультативное направление:
- проведение совместных консультаций с педагогами для объединения действий в организации образовательного, воспитательного и коррекционного процессов;
- проведение совместных консультаций для родителей с целью обеспечения развития интеллектуальной и речевой компетентности у обучающихся.
Совместная работа специалистов может осуществляться в следующих формах: проведение семинаров -практикумов, открытых занятий, ведении совместных обсуждений вопросам коррекционно-развивающей работы, изучении методических новинок, совместном участии в конференциях, публикациях статей в печатных и электронных изданиях.
Таким образом, совместная логопедическая и дефектологическая работа существенно повышает эффективность усвоения обучающимися с задержкой психического развития учебного материала; положительно влияет на их психоэмоциональное состояние; является дополнительным инструментом, значительно повышающим эффективность мероприятий коррекционной деятельности.