Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА И ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ УО В КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА И ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ УО В КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
535
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ-РАБОТА / ВОСПИТАТЕЛЬ / УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / СЕНСОРИКА / ГРАФОМОТОРНЫЕ НАВЫКИ / СВЯЗНАЯ РЕЧЬ / ПЕДАГОГ / РОДИТЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стороженко С. В., Ильминская П. А.

в настоящее время остается актуальным вопрос об усилении медицинской, социально-психологической, педагогической помощи детям данной категории. К сожалению, число детей с интеллектуальной недостаточностью, которым необходимы специальные коррекционно-образовательные услуги, не сокращается, а напротив, увеличивается. В современных условиях образовательного учреждения для детей с интеллектуальной недостаточностью создаются оптимальные условия для осуществления коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога при взаимодействии с другими специалистами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стороженко С. В., Ильминская П. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF THE TEACHER-DEFECTOLOGIST AND EDUCATOR WITH THE CHILDREN OF THE EDUCATIONAL INSTITUTION IN THE CORRECTIONAL AND PEDAGOGICAL PROCESS IN THE CONDITIONS OF A BOARDING SCHOOL

сurrently, the issue of strengthening medical, socio-psychological, pedagogical assistance to children of this category remains relevant. Unfortunately, the number of children with intellectual disabilities who need special correctional and educational services is not decreasing, but on the contrary, it is increasing. In modern conditions of an educational institution for children with intellectual disabilities, it is necessary to create optimal conditions for the implementation of correctional and developmental work of a teacher-defectologist in interaction with other specialists.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА И ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ УО В КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА»

психолога. Для поднятия качества учебы я посещаю родительские собрания классов, в которых работаю. Объясняю родителям, как работает класс, как изменились знания детей, какие проблемы, что нужно для обеспечения уроков математики, кому нужна консультация. Такие посещения собраний + родительские дни дают результаты. Родители чувствуют заботу об их детях и отзываются на предложенные формы работы с учеником. Очень важно работать при подготовке к экзаменам. Показать родителям, что ты заинтересован в успехе его ребенка.

Список литературы /References

1. Бардин К.В. Чтобы ребенок успешно учился / К.В. Бардин. М., 1999.

2. Блонский П.П. Школьная неуспеваемость. Избр. пед. произв. М., 1996.

3. Белкин А.С. Воспитание дисциплинированности, предупреждение неуспеваемости. Сборник научных трудов/ А.С. Белкин. М., 1991.

4. Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. М., 1998.

5. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция/ В.П. Кащенко. М., 1997.

6. Холодюк А.Г. Дисциплина и предупреждение педагогической запущенности школьника. / А.Г. Холодюк. Кишинев, 1991.

7. Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. М., 1997.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА И ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ УО В КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-

ИНТЕРНАТА

1 2 Стороженко С.В. , Ильминская П.А.

Email: [email protected]

1Стороженко Снежана Викторовна - учитель-дефектолог;

2Ильминская Полина Алексеевна - воспитатель, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Алексеевская общеобразовательная школа-интернат, г. Алексеевка, Белгородская область

Аннотация: в настоящее время остается актуальным вопрос об усилении медицинской, социально-психологической, педагогической помощи детям данной категории. К сожалению, число детей с интеллектуальной недостаточностью, которым необходимы специальные коррекционно-образовательные услуги, не сокращается, а напротив, увеличивается. В современных условиях образовательного учреждения для детей с интеллектуальной недостаточностью создаются оптимальные условия для осуществления коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога при взаимодействии с другими специалистами. Ключевые слова: образовательное учреждение, интеллектуальная недостаточность, специальные коррекционно-образовательная работа, коррекционно-воспитательная-работа, воспитатель, учитель-дефектолог, универсальные учебные действия, сенсорика, графомоторные навыки, связная речь, педагог, родители.

INTERACTION OF THE TEACHER-DEFECTOLOGIST AND EDUCATOR WITH THE CHILDREN OF THE EDUCATIONAL INSTITUTION IN THE CORRECTIONAL AND PEDAGOGICAL PROCESS IN THE CONDITIONS OF A BOARDING SCHOOL Storozhenko S.V.1, Ilminskaya Р.А.2

1Storozhenko Snezhana Viktorovna - Teacher-Defectologist;

2Ilminskaya Polina Alekseevna - Educator, STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION ALEKSEEVSKAYA COMPREHENSIVE BOARDING SCHOOL, ALEKSEEVKA, BELGOROD REGION

Abstract: currently, the issue of strengthening medical, socio-psychological, pedagogical assistance to children of this category remains relevant. Unfortunately, the number of children with intellectual disabilities who need special correctional and educational services is not decreasing, but on the contrary, it is increasing. In modern conditions of an educational institution for children with intellectual disabilities, it is necessary to create optimal conditions for the implementation of correctional and developmental work of a teacher-defectologist in interaction with other specialists.

Keywords: basic concepts considered in the article: educational institution, intellectual disability, special correctional and educational work, correctional and educational work, educator, teacher-defectologist, universal educational actions, sensorics, graphomotor skills, coherent speech, teacher, parents.

УДК 376.112.4

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в школе-интернате, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя-дефектолога и воспитателя.

Единообразие подходов к работе с детьми, преемственность в требованиях, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития детей, использование ведущего вида деятельности - залог успеха в работе.

В своей статье мы хотим остановиться на проблеме взаимодействия в работе учителя-дефектолога и воспитателя группы.

Учитель-дефектолог является организатором и координатором всей коррекционно -развивающей работы. Он проводит занятия по ознакомлению с окружающим, сенсорике, формированию элементарных математических представлений, развитию графомоторных навыков и ориентировке в пространстве, предметно-практической деятельности, а так же развитию связной речи.

Воспитатели закрепляют приобретенные детьми знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя коррекционные цели и содержание в повседневную жизнь детей (в игровую и трудовую деятельность), в содержание других занятий (ручной труд, наблюдения за окружающим и т.п.), а также в режимные моменты.

Чтобы обеспечить единство в работе учителей-дефектологов и воспитателей, необходимо выработать определенную систему деятельности.

1. Воспитатели совместно с учителем-дефектологом изучают детей.

Учитель-дефектолог индивидуально обследует детей, наблюдает за ними в процессе занятий. Воспитатели изучают детей на занятиях и в повседневной жизни -в процессе проведения режимных моментов, на прогулке, во время свободной деятельности.

Результаты совместно обсуждаются и анализируются, намечается индивидуальный план работы с конкретным воспитанником.

2. Совместно изучается содержание программы и составляется индивидуальная программа развития по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы.

Здесь нужно учитывать, что учитель-дефектолог должен знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит воспитатель. В свою очередь воспитатели должны знать содержание тех видов деятельности, которые проводит учитель-дефектолог.

Воспитатель проводит предшествующую занятиям с дефектологом работу по уточнению представлений, понятий, по накоплению словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования базовых понятий и универсальных учебных действий (УУД). Так же воспитатель закрепляет материал дефектологических занятий.

Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.

3. Совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические и интегрированные занятия.

Данные занятия являются итогом всей коррекционно-педагогической деятельности с детьми за определенный период. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должны работать и специалисты отделения социально-трудовой реабилитации.

4. Совместное взаимодействие с родителями.

Основная задача педагогов при организации работы с родителями - помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционно-образовательного процесса. Педагоги разъясняют родителям о необходимости работы со своим ребенком по заданиям, которые дает учитель-дефектолог и воспитатели, единстве требований педагогов и родителей. При работе с родителями наиболее эффективными являются следующие методы: беседа, консультация, лекция, показ занятия. Включение родителей в совместное выполнение упражнений в ходе занятий, наблюдение и конспектирование занятий учителя-дефектолога, воспитателя, подбор дидактического материала по заданиям, практические консультации по подбору дидактических развивающих игрушек.

Для подробного примера рассмотрим взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя при изучении такой предметной области как ознакомление с окружающим.

Учитель-дефектолог проводит занятие по ознакомлению с окружающим один раз в неделю в соответствии с лексическими темами, утвержденными учебной частью на текущий учебный год. В течение недели он старается включить учебный материал этой предметной области в содержание других дисциплин, варьировать материал для достижения эффективности усвоения базовых понятий и овладения действиями.

Эффективность коррекционно-воспитательной работы будет определяться четкой организацией жизни обучающихся в период их пребывания в школе-интернате, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя-дефектолога и воспитателя.

Таким образом, коррекционно-развивающая работа оказывает огромное влияние характер сотрудничества, взаимодействия и доверительности специалистов учреждения, которые осуществляют комплексное воздействие на воспитанников в условиях школы-интерната.

Список литературы /References

1. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.

2. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию. М., 1998. 21. Забрамная С.Д. Боровик О.В. Практический материал для психолого-педагогического обследования детей.

3. Пушкарская Н.Д., Стороженко С.В., Фоменко С.А. «Социализация детей с ОВЗ в условиях школы-интернат» // Наука, образование и культура, 2018. № 7 [31].

4. Психолого-медико-педагогический консилиум. Технология организации диагностической и корекционно-развивающей деятельности. Методическое пособие. Под. ред. Т.Г. Зубаревой. Курск, 2009.

5. СиротюкА.Л. Упражнения для психомоторного развития. М., 2009.

6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/vzaimodeystvie-uchitelya-vospitatelya-i-uchitelya-defektologa-po-sovershenstvovaniyu-uud-i-zhiznennih-kompetenciy-obuchayusch ihs-1009524.html/ (дата обращения:22.11.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.