3. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З.И. Калмыкова. М.: Просвещение, 2008. 174 с.
4. Устинова Э.В. Программа организации адаптационного периода учащихся пятых классов муниципального образовательного учреждения / Э.В. Устинова. М.: Завуч начальной школы, 2007. 106 с.
5. Хуторской А.В. Формы, методы и приемы обучения / А.В. Хуторской // Практикум по дидактике и современным методикам обучения. СПб.: Питер, 2009. 532 с.
6. Шамова Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. М.: Педагогика, 2012. 250 с.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ
Логинова Л.А. Email: Loginova6119@scientifictext.ru
Логинова Лариса Анатольевна - учитель математики, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 102, г. Краснодар
Аннотация: в статье рассматриваются формы и методы работы с неуспевающими. Рассмотрены основные причины пробелов в знаниях учащихся. Ключевые слова: школа, математика, пробелы в знаниях, технология контроля и оценки учебной деятельности, урок, развитие учащихся, педагогический процесс.
FROM THE EXPERIENCE OF WORKING WITH LOW-PERFORMING STUDENTS Loginova L.A.
Loginova Larisa Anatolyevna - Teacher of Mathematics, MUNICIPAL AUTONOMOUS EDUCATIONAL INSTITUTION SECONDARY SCHOOL № 102, KRASNODAR
Abstract: the article discusses the forms and methods of working with underachievers. The main reasons for the gaps in students ' knowledge are considered.
Keywords: school, mathematics, gaps in knowledge, technology for monitoring and evaluating educational activities, lesson, student development, pedagogical process.
УДК 37.012.3
Хочу поделиться своим опытом работы по ликвидации пробелов в знаниях учащихся. Считаю, что для успешной работы с каждым учеником необходимо знать его домашние условия для учебной работы, пробелы в знаниях и их причины, учитывать его интерес к предмету, взаимоотношение с классным коллективом и непосредственно с учителем.
Основные причины существующих пробелов в знаниях учащихся, на мой взгляд, следующие:
• отставание в умственном развитии от своих сверстников; запущенность;
• невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала;
• большое количество пропусков по болезни;
• перегрузка домашним заданием.
Отставание в умственном развитии от своих сверстников.
К таким детям нужно отнести детей с замедленным умственным развитием. Такие дети есть в каждом классе. А ведь эти дети возбудимы, легкоранимы, быстро утомляются в процессе умственного труда. Поэтому нужно создать такой
микроклимат, чтобы и они, и их товарищи не чувствовали большой разницы в своем умственном развитии, исключить всякое унижение и презрение.
В работе с такими детьми применяют такие методические приемы:
- Самый удобный способ проверки знаний таких учащихся - карточки. Даю карточки и другим учащимся (дифференцировано), чтобы в классе создалось мнение, что проверяется группа учащихся.
- Хороший стимул в работе с такими учащимися коллективная работа, коллективная работа, комментирование решения по образцу, повторения объяснения по схеме, по плану доказательства.
- Помогает в работе с такими детьми карточки взаимоконтроля, который проводится по практической и теоретической части.
- Успешная «цепочка» отработка практических навыков при изучении нового материала. Решение новых примеров учащихся комментируют по цепочке. Ошибки исправляет учитель.
Невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала.
Работа начинается с консультации. На ней повторяется старый материал и выбирается материал нужный для новой темы.
Если есть проблемы по текущей теме, то нужно провести:
1) диалоги по теоретическому материалу (в парах). Хорошо, если есть таблицы, схемы алгоритмов. Рассказывают друг другу. Опрос занимает 5-7 минут. Они оценивают друг друга;
2) коллективный контроль (тест) с ответами на доске (самоконтроль);
3) практические (тренировочные) упражнения. Могут быть дифференцированными (или для всех учитываю возможность успешно ответить каждому);
4) при проверке домашнего задания (на доске выписываются ответы и в тетради корректирую решение, прописывая затрудняющимся образцы). При подготовке к уроку учащиеся должны отметить в тетради или в учебнике? Если были вопросы или затруднения.
Большое количество пропусков по болезни.
В данном случае провожу послеурочные консультации. Иногда такие консультации прошу провести ученика, у которого лучше всех получается данная тема. Отрабатываем теорию и решаем по образцу задания. На закрепление даю карточку.
Если консультации мало, проблемы значительные даю карточку с ответами, определяю сроки подготовки материала. Вопросы из карточки включаю в тест на повторение.
Оценки выставляю, опираясь на итоговые, обобщающие уроки. Если в процессе систематического повторения ученик показывает более высокий уровень, то оценка будет выше. Такой учет знаний, умений и навыков помогают ослаблению отрицательного психологического влияния на ученика отрицательной оценки, стимулирует его к добросовестной учебной деятельности. В учащихся появляется желание трудиться лучше. Больше всего контроль ошибок проводится на контрольной работе или административной работе.
Я отслеживала знания своих учеников по количеству ошибок (типовых по теме, вычислительных, невнимательность). В каждой работе 1/3 ошибок на невнимание, 1/3 на вычисление, а иногда и больше. В таких случаях мы работаем в тетрадях для коррекции.
Изучая последующую тему, каждый день мы делаем по несколько заданий на ликвидацию пробелов.
Я в своей работе использую встречи и беседы с родителями неуспевающих детей.
Чаще всего достигаем совместного решения по работе над ликвидацией пробелов. Не всегда это бывает пробел в знаниях, может быть невнимание, психологическое
настроение, тревожность, семейные неурядицы и т.д. На встречу с родителями я иду с с/р, к/р ученик приносит тетради. В ходе беседы мы вместе вырабатываем план помощи ученику по ликвидации причин пробелов в знаниях внимании, труде.
Тестирование, проводимое на уроках, позволяет провести широкий и глубокий контроль знаний. Тест выявляет общую картину и дает возможность для индивидуальной работы с успевающими и отстающими. Я пользуюсь тестами для контроля и обучающими тестами. Они дают возможность слабым учащимся выбрать верный ответ.
Самый высокий уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся появляется в ходе творческих самостоятельных работ (координатная плоскость и рисунки в ней). Выполняя самостоятельные работы, ученик может пользоваться учебником, записями в тетради, обращаться за помощью к учителю. Если ученик консультировался несколько раз, то он должен решить задание другого варианта. Я помечаю, какие задания вызывают затруднения, чтобы включить такие задания на следующих уроках. Каждый ответ оценивается, и поэтому все стараются решить больше и сложнее. Оценка в журнал выставляется с учетом разных форм работы (теста, с/р, диктанта, устных ответов). На самостоятельных работах я обращаю внимание на быстроту включения в работу, учитывая тип темперамента каждого учащегося. Еще хочу отметить важную роль оценки, поставленной в тетради. Тетради раздаю заранее, чтобы ученики увидели свою оценку, задали вопрос. У кого неудовлетворительная обсудить план действий на повышение успокоить, чтобы работа на уроке была плодотворной.
Внеурочная работа со слабоуспевающими детьми.
На каждом уроке я веду анализ ошибок, допускаемых учениками. Выделяю группы учащихся по проблеме пробелов знаний. Провожу индивидуальную работу на уроках и внеурочное время. Осуществляю индивидуально - личностный подход к коррекции знаний учащихся. После проведения контрольных работ, а также административных работ провожу анализ ошибок: тематическое, вычислительные, ошибки на внимание, ошибки предыдущих тем.
Работаю над их устранением. Строю график ошибок к/р.
Учащиеся, получившие неудовлетворительные оценку, работают в тетради -коррекции. Решают задания для приобретения навыков умений и заданий по теме или по ошибкам, которые допустили. С каждым учеником работа ведется индивидуально. Тетрадь проверяется. Каждое задание оценивается. Провожу консультации во внеурочное время. В заданиях ошибки отмечаются, прописываются образцы оформления решений. Предлагают решить задания такого же типа. С каждым разом задания даются сложнее. Для этого используют индивидуальные карточки. На консультации приходят и сильные дети. Для сильных в консультации свои задания. Дети, имеющие пробелы в знаниях, независимо от группы возбудимы, легкоранимы, быстро утомляемы. Поэтому внеурочная работа с ними помогает им. Здесь царит дружеский микроклимат, они спрашивают, я вижу результаты сразу. Особая группа детей со слабым вниманием и непониманием до конца излагаемого материала. Для них более приемлемая работа во внеурочное время. С ними приходится воспроизводить материал по схемам, таблицам, алгоритмам. Решать задания по образцу. Часто дети знают материал, чувствуют ответ, а оформить грамотно не могут, не умеют. Я использую инструкции по оформлению заданий, давая инструкцию, заранее учитываю, чтобы она давала наиболее высокий успех.
Бывают случаи: дети часто пропускают школу, а математика дается им еще с трудом, тогда я работаю вместе с родителями. На беседу - встречу я вызываю родителей с учеником и прошу взять тетрадь по предмету. Я готовлю с/р, тесты+ к/р. Показываю родителям работу ребенка для сравнения несколько работ учащихся класса. Беседа ведется с целью выработать совместные мероприятия по поднятию уровня знаний, умений и навыков каждого ученика. Иногда приходится советовать
психолога. Для поднятия качества учебы я посещаю родительские собрания классов, в которых работаю. Объясняю родителям, как работает класс, как изменились знания детей, какие проблемы, что нужно для обеспечения уроков математики, кому нужна консультация. Такие посещения собраний + родительские дни дают результаты. Родители чувствуют заботу об их детях и отзываются на предложенные формы работы с учеником. Очень важно работать при подготовке к экзаменам. Показать родителям, что ты заинтересован в успехе его ребенка.
Список литературы /References
1. Бардин К.В. Чтобы ребенок успешно учился / К.В. Бардин. М., 1999.
2. Блонский П.П. Школьная неуспеваемость. Избр. пед. произв. М., 1996.
3. Белкин А.С. Воспитание дисциплинированности, предупреждение неуспеваемости. Сборник научных трудов/ А.С. Белкин. М., 1991.
4. Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. М., 1998.
5. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция/ В.П. Кащенко. М., 1997.
6. Холодюк А.Г. Дисциплина и предупреждение педагогической запущенности школьника. / А.Г. Холодюк. Кишинев, 1991.
7. Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. М., 1997.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА И ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ УО В КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-
ИНТЕРНАТА
1 2 Стороженко С.В. , Ильминская П.А.
Email: Storozhenko6119@scientifictext.ru
1Стороженко Снежана Викторовна - учитель-дефектолог;
2Ильминская Полина Алексеевна - воспитатель, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Алексеевская общеобразовательная школа-интернат, г. Алексеевка, Белгородская область
Аннотация: в настоящее время остается актуальным вопрос об усилении медицинской, социально-психологической, педагогической помощи детям данной категории. К сожалению, число детей с интеллектуальной недостаточностью, которым необходимы специальные коррекционно-образовательные услуги, не сокращается, а напротив, увеличивается. В современных условиях образовательного учреждения для детей с интеллектуальной недостаточностью создаются оптимальные условия для осуществления коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога при взаимодействии с другими специалистами. Ключевые слова: образовательное учреждение, интеллектуальная недостаточность, специальные коррекционно-образовательная работа, коррекционно-воспитательная-работа, воспитатель, учитель-дефектолог, универсальные учебные действия, сенсорика, графомоторные навыки, связная речь, педагог, родители.