Научная статья на тему 'ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ'

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА / МАТЕМАТИКА / ПРОБЕЛЫ В ЗНАНИЯХ / ТЕХНОЛОГИЯ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УРОК / РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Логинова Л.А.

в статье рассматриваются формы и методы работы с неуспевающими. Рассмотрены основные причины пробелов в знаниях учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE EXPERIENCE OF WORKING WITH LOW-PERFORMING STUDENTS

the article discusses the forms and methods of working with underachievers. The main reasons for the gaps in students ' knowledge are considered.

Текст научной работы на тему «ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ»

3. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З.И. Калмыкова. М.: Просвещение, 2008. 174 с.

4. Устинова Э.В. Программа организации адаптационного периода учащихся пятых классов муниципального образовательного учреждения / Э.В. Устинова. М.: Завуч начальной школы, 2007. 106 с.

5. Хуторской А.В. Формы, методы и приемы обучения / А.В. Хуторской // Практикум по дидактике и современным методикам обучения. СПб.: Питер, 2009. 532 с.

6. Шамова Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. М.: Педагогика, 2012. 250 с.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ

Логинова Л.А. Email: Loginova6119@scientifictext.ru

Логинова Лариса Анатольевна - учитель математики, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 102, г. Краснодар

Аннотация: в статье рассматриваются формы и методы работы с неуспевающими. Рассмотрены основные причины пробелов в знаниях учащихся. Ключевые слова: школа, математика, пробелы в знаниях, технология контроля и оценки учебной деятельности, урок, развитие учащихся, педагогический процесс.

FROM THE EXPERIENCE OF WORKING WITH LOW-PERFORMING STUDENTS Loginova L.A.

Loginova Larisa Anatolyevna - Teacher of Mathematics, MUNICIPAL AUTONOMOUS EDUCATIONAL INSTITUTION SECONDARY SCHOOL № 102, KRASNODAR

Abstract: the article discusses the forms and methods of working with underachievers. The main reasons for the gaps in students ' knowledge are considered.

Keywords: school, mathematics, gaps in knowledge, technology for monitoring and evaluating educational activities, lesson, student development, pedagogical process.

УДК 37.012.3

Хочу поделиться своим опытом работы по ликвидации пробелов в знаниях учащихся. Считаю, что для успешной работы с каждым учеником необходимо знать его домашние условия для учебной работы, пробелы в знаниях и их причины, учитывать его интерес к предмету, взаимоотношение с классным коллективом и непосредственно с учителем.

Основные причины существующих пробелов в знаниях учащихся, на мой взгляд, следующие:

• отставание в умственном развитии от своих сверстников; запущенность;

• невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала;

• большое количество пропусков по болезни;

• перегрузка домашним заданием.

Отставание в умственном развитии от своих сверстников.

К таким детям нужно отнести детей с замедленным умственным развитием. Такие дети есть в каждом классе. А ведь эти дети возбудимы, легкоранимы, быстро утомляются в процессе умственного труда. Поэтому нужно создать такой

микроклимат, чтобы и они, и их товарищи не чувствовали большой разницы в своем умственном развитии, исключить всякое унижение и презрение.

В работе с такими детьми применяют такие методические приемы:

- Самый удобный способ проверки знаний таких учащихся - карточки. Даю карточки и другим учащимся (дифференцировано), чтобы в классе создалось мнение, что проверяется группа учащихся.

- Хороший стимул в работе с такими учащимися коллективная работа, коллективная работа, комментирование решения по образцу, повторения объяснения по схеме, по плану доказательства.

- Помогает в работе с такими детьми карточки взаимоконтроля, который проводится по практической и теоретической части.

- Успешная «цепочка» отработка практических навыков при изучении нового материала. Решение новых примеров учащихся комментируют по цепочке. Ошибки исправляет учитель.

Невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала.

Работа начинается с консультации. На ней повторяется старый материал и выбирается материал нужный для новой темы.

Если есть проблемы по текущей теме, то нужно провести:

1) диалоги по теоретическому материалу (в парах). Хорошо, если есть таблицы, схемы алгоритмов. Рассказывают друг другу. Опрос занимает 5-7 минут. Они оценивают друг друга;

2) коллективный контроль (тест) с ответами на доске (самоконтроль);

3) практические (тренировочные) упражнения. Могут быть дифференцированными (или для всех учитываю возможность успешно ответить каждому);

4) при проверке домашнего задания (на доске выписываются ответы и в тетради корректирую решение, прописывая затрудняющимся образцы). При подготовке к уроку учащиеся должны отметить в тетради или в учебнике? Если были вопросы или затруднения.

Большое количество пропусков по болезни.

В данном случае провожу послеурочные консультации. Иногда такие консультации прошу провести ученика, у которого лучше всех получается данная тема. Отрабатываем теорию и решаем по образцу задания. На закрепление даю карточку.

Если консультации мало, проблемы значительные даю карточку с ответами, определяю сроки подготовки материала. Вопросы из карточки включаю в тест на повторение.

Оценки выставляю, опираясь на итоговые, обобщающие уроки. Если в процессе систематического повторения ученик показывает более высокий уровень, то оценка будет выше. Такой учет знаний, умений и навыков помогают ослаблению отрицательного психологического влияния на ученика отрицательной оценки, стимулирует его к добросовестной учебной деятельности. В учащихся появляется желание трудиться лучше. Больше всего контроль ошибок проводится на контрольной работе или административной работе.

Я отслеживала знания своих учеников по количеству ошибок (типовых по теме, вычислительных, невнимательность). В каждой работе 1/3 ошибок на невнимание, 1/3 на вычисление, а иногда и больше. В таких случаях мы работаем в тетрадях для коррекции.

Изучая последующую тему, каждый день мы делаем по несколько заданий на ликвидацию пробелов.

Я в своей работе использую встречи и беседы с родителями неуспевающих детей.

Чаще всего достигаем совместного решения по работе над ликвидацией пробелов. Не всегда это бывает пробел в знаниях, может быть невнимание, психологическое

настроение, тревожность, семейные неурядицы и т.д. На встречу с родителями я иду с с/р, к/р ученик приносит тетради. В ходе беседы мы вместе вырабатываем план помощи ученику по ликвидации причин пробелов в знаниях внимании, труде.

Тестирование, проводимое на уроках, позволяет провести широкий и глубокий контроль знаний. Тест выявляет общую картину и дает возможность для индивидуальной работы с успевающими и отстающими. Я пользуюсь тестами для контроля и обучающими тестами. Они дают возможность слабым учащимся выбрать верный ответ.

Самый высокий уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся появляется в ходе творческих самостоятельных работ (координатная плоскость и рисунки в ней). Выполняя самостоятельные работы, ученик может пользоваться учебником, записями в тетради, обращаться за помощью к учителю. Если ученик консультировался несколько раз, то он должен решить задание другого варианта. Я помечаю, какие задания вызывают затруднения, чтобы включить такие задания на следующих уроках. Каждый ответ оценивается, и поэтому все стараются решить больше и сложнее. Оценка в журнал выставляется с учетом разных форм работы (теста, с/р, диктанта, устных ответов). На самостоятельных работах я обращаю внимание на быстроту включения в работу, учитывая тип темперамента каждого учащегося. Еще хочу отметить важную роль оценки, поставленной в тетради. Тетради раздаю заранее, чтобы ученики увидели свою оценку, задали вопрос. У кого неудовлетворительная обсудить план действий на повышение успокоить, чтобы работа на уроке была плодотворной.

Внеурочная работа со слабоуспевающими детьми.

На каждом уроке я веду анализ ошибок, допускаемых учениками. Выделяю группы учащихся по проблеме пробелов знаний. Провожу индивидуальную работу на уроках и внеурочное время. Осуществляю индивидуально - личностный подход к коррекции знаний учащихся. После проведения контрольных работ, а также административных работ провожу анализ ошибок: тематическое, вычислительные, ошибки на внимание, ошибки предыдущих тем.

Работаю над их устранением. Строю график ошибок к/р.

Учащиеся, получившие неудовлетворительные оценку, работают в тетради -коррекции. Решают задания для приобретения навыков умений и заданий по теме или по ошибкам, которые допустили. С каждым учеником работа ведется индивидуально. Тетрадь проверяется. Каждое задание оценивается. Провожу консультации во внеурочное время. В заданиях ошибки отмечаются, прописываются образцы оформления решений. Предлагают решить задания такого же типа. С каждым разом задания даются сложнее. Для этого используют индивидуальные карточки. На консультации приходят и сильные дети. Для сильных в консультации свои задания. Дети, имеющие пробелы в знаниях, независимо от группы возбудимы, легкоранимы, быстро утомляемы. Поэтому внеурочная работа с ними помогает им. Здесь царит дружеский микроклимат, они спрашивают, я вижу результаты сразу. Особая группа детей со слабым вниманием и непониманием до конца излагаемого материала. Для них более приемлемая работа во внеурочное время. С ними приходится воспроизводить материал по схемам, таблицам, алгоритмам. Решать задания по образцу. Часто дети знают материал, чувствуют ответ, а оформить грамотно не могут, не умеют. Я использую инструкции по оформлению заданий, давая инструкцию, заранее учитываю, чтобы она давала наиболее высокий успех.

Бывают случаи: дети часто пропускают школу, а математика дается им еще с трудом, тогда я работаю вместе с родителями. На беседу - встречу я вызываю родителей с учеником и прошу взять тетрадь по предмету. Я готовлю с/р, тесты+ к/р. Показываю родителям работу ребенка для сравнения несколько работ учащихся класса. Беседа ведется с целью выработать совместные мероприятия по поднятию уровня знаний, умений и навыков каждого ученика. Иногда приходится советовать

психолога. Для поднятия качества учебы я посещаю родительские собрания классов, в которых работаю. Объясняю родителям, как работает класс, как изменились знания детей, какие проблемы, что нужно для обеспечения уроков математики, кому нужна консультация. Такие посещения собраний + родительские дни дают результаты. Родители чувствуют заботу об их детях и отзываются на предложенные формы работы с учеником. Очень важно работать при подготовке к экзаменам. Показать родителям, что ты заинтересован в успехе его ребенка.

Список литературы /References

1. Бардин К.В. Чтобы ребенок успешно учился / К.В. Бардин. М., 1999.

2. Блонский П.П. Школьная неуспеваемость. Избр. пед. произв. М., 1996.

3. Белкин А.С. Воспитание дисциплинированности, предупреждение неуспеваемости. Сборник научных трудов/ А.С. Белкин. М., 1991.

4. Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. М., 1998.

5. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция/ В.П. Кащенко. М., 1997.

6. Холодюк А.Г. Дисциплина и предупреждение педагогической запущенности школьника. / А.Г. Холодюк. Кишинев, 1991.

7. Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. М., 1997.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА И ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ УО В КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-

ИНТЕРНАТА

1 2 Стороженко С.В. , Ильминская П.А.

Email: Storozhenko6119@scientifictext.ru

1Стороженко Снежана Викторовна - учитель-дефектолог;

2Ильминская Полина Алексеевна - воспитатель, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Алексеевская общеобразовательная школа-интернат, г. Алексеевка, Белгородская область

Аннотация: в настоящее время остается актуальным вопрос об усилении медицинской, социально-психологической, педагогической помощи детям данной категории. К сожалению, число детей с интеллектуальной недостаточностью, которым необходимы специальные коррекционно-образовательные услуги, не сокращается, а напротив, увеличивается. В современных условиях образовательного учреждения для детей с интеллектуальной недостаточностью создаются оптимальные условия для осуществления коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога при взаимодействии с другими специалистами. Ключевые слова: образовательное учреждение, интеллектуальная недостаточность, специальные коррекционно-образовательная работа, коррекционно-воспитательная-работа, воспитатель, учитель-дефектолог, универсальные учебные действия, сенсорика, графомоторные навыки, связная речь, педагог, родители.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.