УДК 159.99
Киселева Е.В. учитель-логопед МБОУ «Гимназия №22» Россия, г.Белгород Борзенкова Н.А. учитель-логопед МОУ «Тавровская СОШ им. А. Г. Ачкасова Белгородского района Белгородской области»
Глотова В.В. учитель-логопед МБОУ «Лицей №32» Россия, г.Белгород
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
Аннотация. В статье освещены вопросы совместной работы учителя-логопеда и учителя физической культуры с обучающимися, имеющими нарушения речи. Рассмотрены направления работы учителя -логопеда и учителя физической культуры, которые способствуют своевременной помощи обучающимся в преодолении речевых нарушений, формированию положительной мотивации к учебной деятельности.
Ключевые слова: логопедическое сопровождение; логоритмические упражнения; речевое дыхание.
Kiselyova E. V. teacher-logopedist
Municipal budgetary educational institution "Gymnasium No. 22"
Russia, Belgorod Borzenkova N.A. teacher-logopedist
Municipal educational institution "Tavrovskaya secondary school named after A. G. Achkasov of the Belgorod district of the Belgorod region "
Glotova V. V. teacher-logopedist
Municipal budgetary educational institution "Lyseum No. 32"
Russia, Belgorod
JOINT ACTIVITY OF A PHYSICAL EDUCATION TEACHER AND A SPEECH THERAPIST TEACHER IN THE PROCESS OF
CORRECTIONAL WORK WITH STUDENTS WITH SPEECH
DISORDERS
Annotation. The article highlights the issues of joint work of a speech therapist teacher and a physical education teacher with students with speech disorders. The directions of work of a speech therapist teacher and a teacher of physical culture, which contribute to the timely assistance to students in overcoming speech disorders, the formation of positive motivation for learning activities, are considered.
Key words: speech therapy support; logarithmic exercises; speech breathing.
Для повышения эффективности коррекционной работы с обучающимися начальных классов, имеющими нарушения речи, необходимо взаимодействие всех специалистов, работающих с данной категорией школьников. Одним из направлений эффективного логопедического сопровождения является активное сотрудничество учителя-логопеда и учителя физической культуры. Взаимосвязь этих специалистов способствует закреплению результатов логопедической работы.
У обучающихся с отклонениями в речевом развитии несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной), лицевой, артикуляционной, а также в тонких движениях кистей и пальцев рук на разных уровнях организации двигательных актов, трудности в регуляции и контроле произвольных движений.
В ходе логопедического сопровождения учитель-логопед совершенствует речевое общение обучающихся, в свою же очередь учитель физической культуры решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций.
Для повышения эффективности коррекционной работы мы используем в своей работе интегрированные уроки. В ходе данных уроков решаются следующие задачи:
1. Совершенствование фонематического восприятия, темпо-ритмических характеристик речи, развитие координации речи обучающихся с движением в процессе выполнения физических (логоритмических) упражнений, развитие речевого дыхания.
2. Развитие высших психических функций: внимания (слухового, зрительного), памяти.
3. Активизации речевой деятельности обучающихся.
4. Развитие мелкой моторики, пространственных представлений.
На интегрированных уроках наблюдается связь между формированием движений и развитием речи. Чем выше двигательная
активность обучающихся, тем интенсивнее развивается его речь. Но и формирование движений происходит при участии речи. Это один из основных элементов двигательно-пространственных упражнений. Ритм речи, особенно стихов, поговорок, пословиц, используемый на интегрированных занятиях, способствует развитию координации общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память; стихотворная форма всегда привлекает обучающихся своей живостью, эмоциональностью.
Текстовый материал для произношения и проговаривания подбирает учитель-логопед, в соответствии с речевыми нарушениями обучающихся, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия, а комплексы упражнений составляет учитель физической культуры с учётом развития необходимых речедвигательных навыков.
Взаимосвязь в работе учителя физической культуры и учителя-логопеда способствует прочному и эффективному закреплению результатов логопедической работы, имеет большое значение и является залогом успешности коррекционной работы.
Использованные источники:
1. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.- 272 с.
2. Лукьянова Е. А. Дыхание в хореографии: учебное пособие/ Е. А. Лукьянова.-6-е -Санкт-Петербург: Планета музыки,2020.-184 с.