Научная статья на тему 'СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ'

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселева Е.В., Борзенкова Н.А., Глотова В.В.

В статье освещены вопросы совместной работы учителя-логопеда и учителя физической культуры с обучающимися, имеющими нарушения речи. Рассмотрены направления работы учителя-логопеда и учителя физической культуры, которые способствуют своевременной помощи обучающимся в преодолении речевых нарушений, формированию положительной мотивации к учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киселева Е.В., Борзенкова Н.А., Глотова В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JOINT ACTIVITY OF A PHYSICAL EDUCATION TEACHER AND A SPEECH THERAPIST TEACHER IN THE PROCESS OF CORRECTIONAL WORK WITH STUDENTS WITH SPEECH DISORDERS

The article highlights the issues of joint work of a speech therapist teacher and a physical education teacher with students with speech disorders. The directions of work of a speech therapist teacher and a teacher of physical culture, which contribute to the timely assistance to students in overcoming speech disorders, the formation of positive motivation for learning activities, are considered.

Текст научной работы на тему «СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ»

УДК 159.99

Киселева Е.В. учитель-логопед МБОУ «Гимназия №22» Россия, г.Белгород Борзенкова Н.А. учитель-логопед МОУ «Тавровская СОШ им. А. Г. Ачкасова Белгородского района Белгородской области»

Глотова В.В. учитель-логопед МБОУ «Лицей №32» Россия, г.Белгород

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

Аннотация. В статье освещены вопросы совместной работы учителя-логопеда и учителя физической культуры с обучающимися, имеющими нарушения речи. Рассмотрены направления работы учителя -логопеда и учителя физической культуры, которые способствуют своевременной помощи обучающимся в преодолении речевых нарушений, формированию положительной мотивации к учебной деятельности.

Ключевые слова: логопедическое сопровождение; логоритмические упражнения; речевое дыхание.

Kiselyova E. V. teacher-logopedist

Municipal budgetary educational institution "Gymnasium No. 22"

Russia, Belgorod Borzenkova N.A. teacher-logopedist

Municipal educational institution "Tavrovskaya secondary school named after A. G. Achkasov of the Belgorod district of the Belgorod region "

Glotova V. V. teacher-logopedist

Municipal budgetary educational institution "Lyseum No. 32"

Russia, Belgorod

JOINT ACTIVITY OF A PHYSICAL EDUCATION TEACHER AND A SPEECH THERAPIST TEACHER IN THE PROCESS OF

CORRECTIONAL WORK WITH STUDENTS WITH SPEECH

DISORDERS

Annotation. The article highlights the issues of joint work of a speech therapist teacher and a physical education teacher with students with speech disorders. The directions of work of a speech therapist teacher and a teacher of physical culture, which contribute to the timely assistance to students in overcoming speech disorders, the formation of positive motivation for learning activities, are considered.

Key words: speech therapy support; logarithmic exercises; speech breathing.

Для повышения эффективности коррекционной работы с обучающимися начальных классов, имеющими нарушения речи, необходимо взаимодействие всех специалистов, работающих с данной категорией школьников. Одним из направлений эффективного логопедического сопровождения является активное сотрудничество учителя-логопеда и учителя физической культуры. Взаимосвязь этих специалистов способствует закреплению результатов логопедической работы.

У обучающихся с отклонениями в речевом развитии несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной), лицевой, артикуляционной, а также в тонких движениях кистей и пальцев рук на разных уровнях организации двигательных актов, трудности в регуляции и контроле произвольных движений.

В ходе логопедического сопровождения учитель-логопед совершенствует речевое общение обучающихся, в свою же очередь учитель физической культуры решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций.

Для повышения эффективности коррекционной работы мы используем в своей работе интегрированные уроки. В ходе данных уроков решаются следующие задачи:

1. Совершенствование фонематического восприятия, темпо-ритмических характеристик речи, развитие координации речи обучающихся с движением в процессе выполнения физических (логоритмических) упражнений, развитие речевого дыхания.

2. Развитие высших психических функций: внимания (слухового, зрительного), памяти.

3. Активизации речевой деятельности обучающихся.

4. Развитие мелкой моторики, пространственных представлений.

На интегрированных уроках наблюдается связь между формированием движений и развитием речи. Чем выше двигательная

активность обучающихся, тем интенсивнее развивается его речь. Но и формирование движений происходит при участии речи. Это один из основных элементов двигательно-пространственных упражнений. Ритм речи, особенно стихов, поговорок, пословиц, используемый на интегрированных занятиях, способствует развитию координации общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память; стихотворная форма всегда привлекает обучающихся своей живостью, эмоциональностью.

Текстовый материал для произношения и проговаривания подбирает учитель-логопед, в соответствии с речевыми нарушениями обучающихся, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия, а комплексы упражнений составляет учитель физической культуры с учётом развития необходимых речедвигательных навыков.

Взаимосвязь в работе учителя физической культуры и учителя-логопеда способствует прочному и эффективному закреплению результатов логопедической работы, имеет большое значение и является залогом успешности коррекционной работы.

Использованные источники:

1. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.- 272 с.

2. Лукьянова Е. А. Дыхание в хореографии: учебное пособие/ Е. А. Лукьянова.-6-е -Санкт-Петербург: Планета музыки,2020.-184 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.