величины, высоты, толщины, ширины (высокий - длинный, низкий - маленький, узкий - тонкий, короткий -маленький).
Исследование выявило, что дети с недоразвитием речи испытывают трудности в употреблении некоторых наречий (внутри, вовремя, густо), притяжательных (лисий, волчий) и относительных (шерстяной, кожаный) прилагательных, совсем не используют краткие прилагательные (бел, красна, зол), а превосходную степень прилагательных употребляют в сочетании со словом очень. При подборе антонимов довольно распространенным способом является использование частицы не (неумный, нехороший).
Исследование показало, что на состоянии лексикона детей отражается характер их ближайшего окружения и воспитания, а также внутрисемейная речевая микросреда. Так, дети из педагогически запущенных и социально неблагополучных семей, где воспитанием занимаются неработающие бабушки и прабабушки, а родители злоупотребляют алкоголем, чаще употребляют диалектизмы и просторечия (вавка - рана, шишак - шишка, бабуленция - бабушка, буряк - свекла, кутята - щенята), а также звукоподражательные слова и жесты (тик-так, дын-дын - тикают, гроза дыж-ж - гремит, бибика - машина). Перечисленные лексические недостатки характерны и для детей, воспитывающихся в условиях гиперопеки, «сюсюканья» и чрезмерной фамильярности.
Учитывая, что у большинства испытуемых дошкольников речь развивалась с задержкой и появилась около трех лет, их речевой опыт достаточно мал и ограничен. Таким образом, данные факты существенно влияют на становление речи и развитие словарного запаса детей.
Важно отметить, что лексическое недоразвитие устной речи учащихся начальных классов отражается на становлении их письменной речи и проявляется в виде аграмматической дисграфии и семантической дислексии - нарушениях письма и чтения, характерных для детей с общим недоразвитием речи. Их отличительной особенностью являются трудности в понимании прочитанного текста, неверное использование слов и многочисленные аграмматизмы на письме и при чтении. Все перечисленные недостатки требуют специальной педагогической помощи и нуждаются в обязательной логопедической коррекции.
Представленные нами принципы отбора и структуризации лексического материала детской речи (тематический, онтогенетический, коммуникативный, семантический, лексико-грамматический и стилистический), по нашему мнению, помогут грамотно сформировать программу исследования словарного запаса дошкольников и младших школьников, оценить характер, степень и причины нарушений, которые могут проявиться впоследствии, а также определить основные направления логопедического воздействия. Взрослый, владеющий знаниями о причинах возникновения речевых недостатков, получает возможность заранее предвидеть трудности, с которыми могут столкнуться дети при освоении родного языка.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. - СПб: Детство-Пресс, 2007. - 480 с.
2. Захарова, А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. - Новосибирск, 1975. - 196 с.
3. Ковшиков, В.А. Экспрессивная алалия. - М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2001. - 96 с.
4. Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб.: Союз, 1999. - 160 с.
5. Цейтлин, С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.
А. Н. Маркидонова
ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОВЗ ИНСТРУКТОРОМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СОВМЕСТНО С УЧИТЕЛЕМ-ЛОГОПЕДОМ
Аннотация. В данной статье раскрывается взаимодействие работы инструктора по физической культуре и учителя логопеда с детьми группы компенсирующей направленности, описывается практическая реализация целей и задач, формы взаимодействия, условия, направления работы, планирование, результаты.
Ключевые слова: дети группы компенсирующей направленности, речь, взаимодействие, планирование, движения.
А. N. Markidonova
PLANNING OF CORRECTIONAL-DEVELOPING ACTIVITIES FOR CHILDREN WITH DISABILITIES BY THE PHYSICAL INSTRUCTOR CULTURE TOGETHER WITH THE SPEECH THERAPIST
Abstract. This article describes the interaction of the physical training instructor and speech therapist teacher with the children of the compensating group. Practical implementation of goals and objectives, forms of interaction, conditions, areas of work, planning, results.
Key words: children of compensating group, speech, interaction, planning, movements.
Наряду с первоочередной задачей дошкольных учреждений охраны и укрепления здоровья детей стоит задача помощи в овладении детьми с ОВЗ связной речью. Усвоение родного языка как средства и способа общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Современным направлением развития педагогической теории и практики является оптимизация процессов обучения, воспитания, диагностики, коррекции, развития, реабилитации за счет интеграции деятельности специалистов дошкольного образовательного учреждения. С этой целью разрабатываются модели и различные формы взаимодействия специалистов, определяются их функциональные обязанности и направления работы. Концептуальные и структурно-содержательные аспекты проблемы организации преемственности в работе специалистов ДОУ раскрыты в исследованиях многих педагогов. Это возможно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей.
Изучение научно-методической литературы по проблеме исследования позволило выявить противоречие между имеющимися концептуальными подходами планирования физкультурно-коррекционной деятельности, разработанными моделями взаимодействия учителя-логопеда и инструктора по физической культуре и применением конкретных логопедических и оздоровительных технологий в коррекционно-развивающей деятельности.
На наш взгляд для комплексной коррекции нарушений двигательных функций у детей с ОВЗ необходимо определить формы взаимодействия и содержание деятельности логопеда и инструктора по физической культуре на каждом этапе педагогического процесса. Взаимодействие педагогов в работе по коррекции нарушений двигательных функций у дошкольников с ОВЗ будет эффективно при следующих условиях:
■ совместное планирование коррекционно-развивающейся деятельности инструктора по физической культуре и учителя-логопеда;
■ реализация разнообразных форм взаимодействия на каждом этапе коррекционно-развивающей работы;
■ определение дифференцированных целей, задач, содержания, средств и методов работы с детьми в зависимости от состояния речевых и моторных функций дошкольников с ОВЗ.
В нашем дошкольном учреждении выстроилась модель сотрудничества учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.
Оно осуществляется по четырем направлениям:
1. Диагностическое. Выявление речевых и физических умений и навыков в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей с ОВЗ. Проводится 2 раза в год.
2. Коррекционно-развивающее. Устранение у детей имеющихся пробелов в развитии и обусловленных ими затруднений в овладении программным материалом, создание предпосылок для успешной учебной деятельности в школе, независимо от начальных стартовых возможностей. Осуществляется на протяжении всего учебного года.
3. Мониторинг результативности работы. Качество освоения и достижения программного материала детьми с ОВЗ.
4. Информационно-консультативное. Направлено на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса детей, их родителей, педагогических работников (лекции, беседы, консультации, анкетирование, индивидуальные практикумы, информационные стенды, печатный материал).
Также в нашем детском саду практикуются и другие формы взаимодействия специалистов:
> Рабочие совещания. Планирование коррекционно-развивающей деятельности всех специалистов на разных этапах работы на протяжении всего учебного года.
> Консультации. Проводятся для педагогов и родителей воспитанников.
> Семинары. В этой форме работы принимают участие все специалисты.
> Тренинги. Проходят по запросам педагогов с психологом ДОУ.
> Взаимопосещение занятий. На протяжении всего учебного года педагоги посещают друг у друга занятия с целью корректировки непосредственной образовательной деятельности.
> Планирование и реализация комплексных занятий, развлечений, праздников.
> «Школа заботливых родителей»
Несколько специалистов освещают и проводят мастер-класс для родителей по одной теме.
Эти направления в работе всех специалистов дали нам повышение эффективности коррекционно-развивающей работы в ДОУ. При этом следует учитывать структуру речевого нарушения, осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, а также учитывать наличие качеств, приобретенных детьми в процессе коррекционно-развивающей деятельности.
Дети с ОВЗ имеют нарушения всех видов моторики: общей, мелкой, артикуляционной. При педагогической диагностике, проводимой на момент поступления ребёнка в коррекционную группу, мы отмечаем:
• однообразие, неритмичность, скованность, неточность и замедленность движений. Эти дети видны сразу в общей массе воспитанников: они неуклюжи, неповоротливы, медлительны или наоборот гиперактивны, проявляют вялость и незаинтересованность в любой деятельности;
• нарушение координации движений рук и ног;
• нарушения зрительно-двигательной координации: темп выполнения движений то замедленный, то убыстренный. Ритмичность выполнения движений нарушена;
• снижение «двигательной» памяти: дети не могут запомнить последовательность движений, поэтому педагог все движения выполняем совместно с детьми;
• трудности в овладении двигательной выразительностью: речь и движения неэмоциональны, невыразительны;
• неспособность осуществлять двигательное поведение в воображаемой ситуации;
• дети соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются: они часто болеют, быстро утомляются на занятиях, во время режимных моментов, прогулки;
• отставание в возрастных показаниях, не развиты двигательные умения и навыки, физические качества: сила, скорость, ловкость, координация;
• снижение усидчивости и работоспособности: неусидчивость, расторможенность, ребёнок не может концентрировать внимание, снижена работоспособность.
Неполноценная речевая и двигательная деятельность детей накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Из-за недостаточности активного и пассивного словарного запаса дети не всегда понимают требования и инструкции педагога, что ведет к непониманию заданий. Часто речевые расстройства сопровождаются отставанием в развитии двигательной деятельности, нарушениями общей и мелкой моторики. У этих детей наблюдаются дискоординированные движения, их замедленность или, наоборот, расторможенность, неточность, вялость или движения спазматического характера.
Одним из путей комплексного решения имеющихся проблем у детей с ОВЗ в свете здоровьесбере-гающих технологий педагоги нашего ДОУ увидели в интеграции.
Мы определили цель: коррекция речевых нарушений детей через развитие двигательной сферы.
В начале учебного года учитель-логопед ДОУ знакомит инструктора по физической культуре с диагнозами детей (их речевой характеристикой), психологической характеристикой и возрастными особенностями.
После выявления уровня психоречевого развития детей, совместно определяются цели, задачи формирования речедвигательных навыков и составляются планы коррекционных занятий.
Задачи коррекционно -развивающей деятельности (см. рисунок 1):
- развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;
- координации движений;
- общей и мелкой моторики;
- закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи;
- речевого и физиологического дыхания;
- формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;
- работа над мимикой лица.
Сов местная деятельность учителя-логопеда н инструктора па физической культуре
НЕЗЪССЕННЯ ОшЗЕЭаГЕНВЕ с
Ошзеионнз : Сосшшгаи щ ^ЭИЗ ЕГЭа ЕОНШНИШ
И-11 ЦП'ТИН П.13Ш рзчгигэ
ж НКШЬКГ-11Ь с шгж! кав- шгзрш."! ДЛЯ
н:- ^ВЗЕШВЗ
ХЕЗЕЦрКЖЛ! ¿¿пь'.иеди
т.гкрзгттгчд ЫХ ИНДИИ рНЕННЗСЗПНЦ шивши тттутл,..т.
- ГГОЯННГ-ГТЯУН '■"ЧБТШ1- гашшкюго
иоговдв. шш
Дшпзхшкэ ошзевггнм Отчл ш Т. "ЧГУ -тчтп
с етэги
ГКЗЗЕЧНЗК шг.-а-танг.п
шевом :яез1з:1вяв
работы раБмы
группы
Коррешшно-развнваюит деятельность
Т
Т
Развитие Работа над Закрегпение Развитие речевого и Развитие темпа Развитие
координацией звуков речи физиологического ритма. мимической
СЛУХОБОГО. движений. дыхания интонационной мускулат/ры
зрительного. общей и выразит елшоста
пространствен мелкой речи
ного
моторикои
ВОСПрНЯТИЯ
Рис. 1 Задачи коррекционно-развивающей деятельности
В начале учебного года учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с тематическим планом работы, после чего подбирается комплекс речевого материала для развития движений на физкультурных занятиях.
В деятельности логопеда и инструктора по физической культуре используются разные логопедические технологии: игры на движение с речевым сопровождением; игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания; логоритмические упражнения с музыкальным сопровождением и под счет; дыхательная гимнастика; интегрированные физкультурно-логопедические досуги и развлечения; общеразвивающие упражнения; упражнения на ориентировку в пространстве.
Особенности планирования двигательной деятельности с детьми на занятиях по физической культуре состоят в том, что 1-я и 2-я части дополняются заданиями на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для детей с ОВЗ. Все разделы занятия (вводная, основная, заключительная части) подчинены одной теме. Например, тема «Осень» предполагает в 1 части ходьбу и бег разных видов по осеннему лесу; общеразвивающие упражнения делаются с листиками «на полянке».
Изменения вносятся в раздел «Подвижные игры». Он планируется в соответствии с лексическими темами логопедических занятий и работой воспитателя. Например, при отработке учителем-логопедом лексической темы «Животные зимой» на занятии по физической культуре используется подвижная игра «Хитрая лиса», в которой дети закрепляют умение бегать, уворачиваясь от водящего, и стихотворный материал к игре.
На физкультурных занятиях применяются следующие виды подвижных игр:
1. Подвижные игры на развитие общей моторики (малой, средней и большой подвижности), например, «Ловишка», «Мухомор», «Ноги от пола», «Пятнашки с мячом».
2. Подвижные игры с речевым сопровождением, например, «Часы бьют», «Хитрая лиса», «Мы шагаем по Москве».
3. Подвижные речевые игры для детей с ОНР, например, «Чьи детки» (по теме «Домашние животные»), «Съедобное-не съедобное» (по теме «Осень»).
4. Подвижные игры на развитие речевого и фонематического слуха, например, «Цветные домики», «Где позвонили?», «Угадай, кто это?», «Подними флажок».
5. Подвижные игры на развитие коммуникативных функций, например, «Переходы», «Снежный ком», «Чижик», «давайте поздороваемся».
6. Подвижные игры с музыкальным сопровождением, например, «Дружба», «Огуречик, огу-речик», «Автобус», «У жирафов».
Используется и сюжетная форма занятий, которая также способствует развитию речи. Все сюжетные занятия, темы к ним, игры согласовываются с учителем-логопедом и опираются на методические комплекты Н. В. Нищевой «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР с 4 до 7 лет»; Ю. А. Кирилловой «Парциальная программа физического развития в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет».
Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Но и формирование движений происходит при участии речи. Это один из основных элементов двигательно -пространственных упражнений. Ритм речи, особенно стихов, используемый на физкультурных занятиях, способствует развитию координации общей и мелкой моторики.
Через год взаимодействия всех педагогов на различных занятиях с детьми с ОВЗ наблюдаются следующие изменения: более плавные, выразительные и ритмичные движения детей; вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух и речевая память.
Разнообразные подвижные игры и игровые упражнения являются действенным средством профилактики и коррекции нарушений речи детей с ОВЗ в процессе физического воспитания. Взаимодействия учителя-логопеда и инструктора по физической культуре позволяет не только активно вовлекать в сферу коррек-ционной работы детей, но и повышать эффективность работы по коррекции речевых и двигательных нарушений, что в свою очередь увеличивает процент детей с грамотной речью и правильным произношением.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волосовец Т.В., Сазонова С.Н. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующе-
го вида: Практическое пособие для педагогов и воспитателей. - М.: Гуманит, 2004. - 232 с.
2. Вареник Е.Н., Корлыханова З.А., Китова Е.В. Физическое и речевое Развитие дошкольников: Взаимодействие учителя-логопеда и
инструктора по физкультуре. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 144 с.
3. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Тетрадь взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в подготовительной к школе логогруппе. Ком-
плект из трех альбомов. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. - 32 с.
4. Кириллова Ю. А. Парциальная программа физического развития в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми
нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет. - М.: Детство-Пресс, 2017.-240 с.
5. Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР с 4 до 7 лет. -
М.: Детство-Пресс, 2018. - 128 с.
6. Ушакова О. С. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. - М.: Просвещение: Учебная литература, 1996. - 208
с.
7. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для
детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. - М.: Просвещение, 2009. - 207 с.
8. Финогенова Н.В. Физическое воспитание дошкольников на основе использования подвижных игр// Начальная школа до и после
плюс. - 2005. - №10. - С. 1-3.
Т.Д. Молодцова, И.Н.Боровик
ПРАКТИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА
Аннотация. В статье рассматриваются основные методы диагностики дошкольников, которые проявляют гиперактивность, элементы аутизма, соматическую ослабленность , замедленно развиваются , т.е. имеющие ограниченные возможности здоровья, и показвается конкретное применение таких методов в системе психолого-педагогического сопровождения детей в условиях детского сада..
Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, первичная диагностика, психолого-педагогическое сопровождение, субтест, агрессия, неадекватные реакции. .
T.D. Molodtsova, I.N. Borovik
PRACTICE OF PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL SUPPORT OF CHILDREN WITH LIMITED HEALTH POSSIBILITIES UNDER KINDERGARTEN CONDITIONS
Abstract. The article discusses the main methods of diagnostics of preschool children who are hyperactive, elements of autism, somatic weakness, develop slowly, i.e. having limited health abilities, and the specific application of such methods in the system of psychological and pedagogical support of children in kindergarten conditions is shown ..
Key words: limited health opportunities, primary diagnostics, psychological and pedagogical support, subtest, aggression, inadequate reactions.