УДК 159.99
Киселева Е.В. учитель-логопед учитель-дефектолог Бабакова Е.Н. педагог-психолог Зотьева Е.Н. педагог-психолог МБОУ «Гимназия №22» Россия, г.Белгород
ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА И УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ
Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности работы педагога-психолога и учителя-дефектолога с младшими школьниками, имеющими ограниченные возможности здоровья. Освещаются вопросы совместной работы данных специалистов. Ключевые слова:
Психолого-педагогическое сопровождение, дефектологическое сопровождение, коррекционно-развивающее направление работы.
Kiseleva E. V. teacher-logopedist teacher-defectologist Babakova E.N. educational psychologist Zotieva E.N. educational psychologist Municipal budgetary educational institution "Gymnasium No. 22"
Russia, Belgorod
THE RELATIONSHIP IN THE WORK OF A TEACHER-PSYCHOLOGIST AND A TEACHER-DEFECTOLOGIST IN THE PROCESS OF CORRECTIONAL AND DEVELOPMENTAL ACTIVITIES WITH STUDENTS WITH LIMITED HEALTH
OPPORTUNITIES
Summary. This article discusses the features of the work of a teacher-psychologist and a teacher-defectologist with younger students who have limited health opportunities.
The issues ofjoint work of these specialists are highlighted.
Keywords: psychological and pedagogical support, defectological support, correctional and developmental direction of work.
Вопросы взаимодействия в работе педагога-психолога и учителя-дефектолога в настоящее время являются актуальными.
Сотрудничество в процессе коррекционно-развивающей работы данных специалистов необходимо, так как у обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, отмечаются: низкий уровень развития восприятия; несформированность пространственных представлений; недостаточная устойчивость внимания, трудности переключения с одной деятельности на другую; преобладание кратковременной памяти над долговременной, память ограничена в объеме; познавательная активность снижена; нарушены компоненты языковой системы. В связи с этим у данной категории обучающихся проявляются трудности при формировании учебных умений и навыков. Коррекция данного вида нарушений невозможна без тесной взаимосвязанной работы всех специалистов.
В своей совместной работе специалистам необходимо учитывать следующие принципы: комплексности, системности, учета возрастных и индивидуальных особенностей, личностно-ориентированный подход.
Необходимо создать единую модель работы, которая будет направлена на интеллектуальное и личностное развитие обучающегося. Педагогу-психологу и учителю-дефектологу необходимо определить основные направления при взаимодействии в процессе коррекционно -развивающей работы, разработать систему методов и форм совместной работы. Благодаря совместной работе все участники коррекционного процесса могут осуществлять комплексный подход в образовании и воспитании обучающегося.
Коррекционно-развивающее направление работы, которое осуществляют учитель-дефектолог и педагог-психолог решаются в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию психической деятельности обучающегося.
Таким образом, согласованная психолого-педагогическая и дефектологическая работа существенно повышает эффективность усвоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья учебного материала; положительно влияет на их психоэмоциональное состояние.
Использованные источники:
1. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Издательство «Лань»,2003.
2. Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография \ М.А.Поваляевой. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002