Научная статья на тему 'Взаимосвязь ускорения технологического развития и обеспечения экономической безопасности регионов Российской Федерации'

Взаимосвязь ускорения технологического развития и обеспечения экономической безопасности регионов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОСВЯЗЬ / УСКОРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНОВ / ИНДИКАТОРЫ РАЗВИТИЯ / INTERCONNECTION / ACCELERATION OF TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT / INNOVATIVE ACTIVITY / ECONOMIC SECURITY OF REGIONS / DEVELOPMENT INDICATORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Мария Владимировна, Кузнецова Елена Ивановна

Установлено, что современным направлением научных исследований является возможность обеспечения экономической безопасности при выполнении условий создания целостной системы стратегического управления инновационным развитием субъектов Российской Федерации. В соответствии с этим одним из наиболее востребованных методов государственного управления в условиях цифровой экономики становится система стратегического планирования. Проведен анализ правовых основ формирования цифровой экономики на федеральном и региональном уровнях. Определены направления соответствия ключевых индикаторов развития в федеральных и региональных стратегиях экономического развития и экономической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузнецова Мария Владимировна, Кузнецова Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relationship of the acceleration of technological development and economic security of the regions of the Russian Federation

The article defines that the modern direction of scientific research is the possibility of ensuring economic security under the conditions of creating an integrated system of strategic management of innovative development of the Russian Federation. In accordance with this, one of the most popular methods of state economic management is the system of strategic planning. The analysis of the legal basis for the formation of the digital economy at the Federal and regional levels. The directions of compliance of the key development indicators in the Federal and regional strategies of economic development and economic security are determined.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь ускорения технологического развития и обеспечения экономической безопасности регионов Российской Федерации»

УДК 338.22 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10290

ББК 65.012.3 © М.В. Кузнецова, Е.И. Кузнецова, 2019

Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

ВЗАИМОСВЯЗЬ УСКОРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Мария Владимировна Кузнецова, аспирант кафедры экономики промышленности

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (117997, Российская Федерация, г.Москва, Стремянный пер., 36) E-mail: [email protected]

Елена Ивановна Кузнецова, профессор кафедры экономической безопасности, финансов и экономического анализа, доктор экономических наук, профессор

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]

Аннотация. Установлено, что современным направлением научных исследований является возможность обеспечения экономической безопасности при выполнении условий создания целостной системы стратегического управления инновационным развитием субъектов Российской Федерации. В соответствии с этим одним из наиболее востребованных методов государственного управления в условиях цифровой экономики становится система стратегического планирования. Проведен анализ правовых основ формирования цифровой экономики на федеральном и региональном уровнях. Определены направления соответствия ключевых индикаторов развития в федеральных и региональных стратегиях экономического развития и экономической безопасности.

Ключевые слова: взаимосвязь, ускорение технологического развития, инновационная деятельность, экономическая безопасность регионов, индикаторы развития.

THE RELATIONSHIP OF THE ACCELERATION OF TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT AND ECONOMIC SECURITY OF THE REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Maria Vladimirovna Kuznetsova, Postgraduate student Department of Industrial economics Plekhanov Russian University of Economics (117997, Russia, Moscow, Stremyanny per., 36) E-mail: [email protected]

Elena Ivanovna Kuznetsova, Professor of the Department of economic security, Finance and economic analysis, Doctor of Economic Sciences, Professor

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]

Annotation. The article defines that the modern direction of scientific research is the possibility of ensuring economic security under the conditions of creating an integrated system of strategic management of innovative development of the Russian Federation. In accordance with this, one of the most popular methods of state economic management is the system of strategic planning. The analysis of the legal basis for the formation of the digital economy at the Federal and regional levels. The directions of compliance of the key development indicators in the Federal and regional strategies of economic development and economic security are determined.

Keywords: interconnection, acceleration of technological development, innovative activity, economic security of regions, development indicators.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Кузнецова М.В., Кузнецова Е.И. Взаимосвязь ускорения технологического развития и обеспечения экономической безопасности регионов Российской Федерации. 2019;(5):250-4.

Необходимым условием реализации инновационного сценария социально-экономического развития является повышение эффективности го-

сударственного управления с учетом приоритетов, утвержденных Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических

задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

В качестве национальных целей развития определено ускорение технологического развития Российской Федерации с увеличением количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 % от их общего числа и обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике.

В соответствии с этим одним из наиболее востребованных методов управления экономикой становится система государственного стратегического планирования инновационным развитием субъектов Российской Федерации и объективная возможность обеспечения при этом экономической безопасности.

Здесь необходимо отметить, что фундаментальное положение о взаимосвязи и взаимозависимости устойчивого развития и обеспечения экономической безопасности делает важной проблему не только научной обоснованности стратегических решений но и самое главное соблюдение их системности. Важным инструментом при определении взаимосвязи стратегического планирования и обеспечения экономической безопасности является в настоящее время инновационная деятельность.

В настоящее время инновационный потенциал России ниже уровня развитых стран. Согласно рейтингу стран по уровню инновационного развития, «Глобальному уроню инноваций-2018» «Global Innovation Index 2018», Россия заняла 46 место (в 2017г. — 45 место). В тройке лидеров Швейцария, Нидерланды, Швеция. Надо отметить, что в первой десятке страны просто меняются местами.

Особого прогресса за последние 10 лет добился Китай. В 2008 году страна занимала только 37 место, в 2018 году — 17 место. Стремительный взлет Китая является отражением стратегического курса на развитие инновационного потенциала, а также перевод структурной базы экономики на наукоемкие инновационные отрасли в интересах сохранения конкурентного преимущества.

На сегодняшний день стратегическое планирование как социально-экономического развития регионов, так и инновационное планирование проходит в рамках принятых требований. Так, Правительством Российской Федерации утверждено Постановление от 08 августа 2015 года № 822 «Об утверждении Положения о содержании, составе, порядке разработки и корректировки стратегий социально-экономического развития макрорегионов». И в законе о стратегическом планировании стратегия социально- экономического развития макрорегонов включена в перечень документов стратегического планирования, разрабатываемых на федеральном уровне.

Таким образом, стратегическое планирование по факту осуществляется в первую очередь в рамках 12 макрорегионов, определенных в соответствии со Стратегией пространственного развития РФ на период до 2025 года.

Обязательным условием содержания стратегии является раздел, посвященный предложениям по формированию инновационных территориальных кластеров, территорий опережающего развития, особых экономических зон, промышленных кластеров и индустриальных парков в соответствии с приоритетами пространственного развития макрорегиона и конкурентными преимуществами каждого субъекта Российской Федерации, входящего в состав макрорегиона, в которых содержатся разделы по инновационному развитию регионов.

Проведенное исследование позволило уточнить, что для повышения эффективности экономики и формирования инновационного пути ее развития в настоящее время необходимо проведение ее цифро-визации и реструктуризации на основе различных инструментов и механизмов (таблица 1).

В соответствии с требованиями приоритетами региональных инновационных стратегий должны стать передовые направления развития науки, способные обеспечить их поступательное развитие и возможность охватывать все стадии инновационного процесса.

Проведенный нами анализ формирования цифровой экономики на региональном уровне показал следующую картину: каждый субъект РФ в разработке, в методах, механизмах реализации стратегий инновационного развития должен обеспечить индивидуальный подход и учесть все существующие различия в природно-ресурсной и социально-экономической характеристиках регионов (рис. 1).

Так, ряд субъектов РФ вопрос развития цифровой экономики обозначил в региональных стратегиях социально-экономического развития (Республика Коми, Республика Татарстан, Ульяновская область, Томская область, Липецкая область, Республика Удмуртия, Новосибирская область).

В 3 регионах реализуются отраслевые стратегии в сфере цифровых технологий: Стратегия развития отрасли информатизации и связи Республики Татарстан на 2016 — 2021 годы и период до 2030 года (цель — развитие информационного общества в целях повышения качества жизни населения и интеграции Республики Татарстан в международное информационное пространство).

В 8-ми регионах встречаются концепции развития цифровых технологий (например):

• проект Концепции цифровой трансформации Республики Татарстан (в стадии согласования);

• Концепция внедрения интеллектуальных цифровых технологий в Ульяновской об-

ласти «Умный регион» на 2017-2030 годы (направлена на реализацию сценария развития «Высокие технологии и креативный класс», предусмотренного Стратегией-2030), а также Концепция проведения Года умных технологий и креативных индустрий

в Ульяновской области; Концепция развития информационного общества в Томской области на период до 2025 года и Концепция развития отрасли информационных технологий в Томской области на период до 2025 года.

Таблица 1

Правовые основы формирования цифровой экономики на федеральном уровне

Вид документа Цель документа

Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации — «документ стратегического планирования, определяющий приоритеты, цели и задачи государственного управления на уровне субъекта Российской Федерации на долгосрочный период»

Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации (1 декабря 2016 года ) Запуск масштабной системной программы развития экономики нового технологического поколения, т.н. «цифровой экономики», с опорой на российские компании, научные, исследовательские и инжиниринговые центры страны. «Это вопрос национальной безопасности и технологической независимости России»

Стратегия научно-технологического развития России (Указ Президента РФ от 01.12.2016 № 642) Исчерпание возможностей модели экономического роста страны, основанной на экстенсивной эксплуатации сырьевых ресурсов. В ближайшие 10-15 лет приоритетами развития будут направления перехода к передовым цифровым технологиям и роботизированным системам

Стратегия развития информационного общества в РФ на 2017-2030 годы (Указ Президента РФ от 09.05.2017) Определяет цели, задачи и меры, направленные на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики в РФ

Стратегия экономической безопасности РФ до 2030 года (Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208) Слабая инновационная активность, отставание в области разработки и внедрения новых и перспективных технологий (цифровой экономики) является основным вызовом и угрозой экономической безопасности страны

Основные направления государственной политики по развитию конкуренции (Указ Президента РФ от 01.12.2017 № 618) Совершенствование антимонопольного регулирования в условиях глобализации цифровой экономики для эффективного пресечения нарушений антимонопольного законодательства, носящих трансграничный характер

Федеральная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р) Создание условий развития цифровой экономики на основе рынков и технологий Национальной технологической инициативы (утв. в 2016 г.) и принятых документов стратегического планирования

Рис 1. Правовые основы формирования цифровой экономики на региональном уровне

Анализ показывает, что в системе документов стратегического планирования в регионах вопрос развития цифровых технологий наиболее широко представлен в государственных программах. В связи с тем, что цифровые технологии имеют «сквозной» характер, в регионах отмечается широкий перечень отраслей соответствующих государственных программ: например, информационное общество, образование, государственные и муниципальные услуги, малое и среднее предпринимательство, инновации, потребительский рынок, здравоохранение.

Большинство регионов связывает развитие цифровой экономики с информационным обществом, как объединяющим блоком на основе информационно-телекоммуникационной инфраструктуры (государственные программы в сфере развития информационного общества Республики Башкортостан, Республики Коми, Калужской области, Самарской области, Удмуртской республике Новосибирской области

В Республике Башкортостан, Пермском крае, Республике Мордовия, данное направление объединено в одной программе, а в большинстве других регионов существуют и другие смежные программы, где раскрываются вопросы развития цифровых технологий, например:

• образование (Республика Коми, Иркутская область, Томская область, Липецкая область, Красноярский край);

• предпринимательство и инновации (Тюменская область, Иркутская область, Томская область, Липецкая область);

• здравоохранение (Иркутская область, Красноярский край, республика Коми),

• государственное и муниципальное управление (Калужская область, Липецкая область);

Таким образом, на сегодняшний день на территории России действуют стратегии инновационного развития регионов, в ряде регионов стратегии инновационного развития разработаны в рамках стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, что предполагает противоречие, т.к. региональные стратегии, учитывая ограниченность располагаемых ресурсов, формулируют только направления инновационной деятельности.

Важной задачей в рамках реализации самостоятельной стратегии инновационного развития региона является построение институциональной структуры в регионе, способной максимальным образом удовлетворить требования инновационных предприятий, распределить функциональные обязанности между институтами инноваций, обеспечить устойчивость инновационной среды региона и способствовать созданию региональной инноваци-

онной системы.

Формирование инновационной системы региона позволит создать инновационную инфраструктуру, которая, несет нагрузку инструмента управления инновационным риском, позволяющему обеспечить в т.ч. экономическую безопасность.

1. Формирование долгосрочных приоритетов деятельности государства в области социально-экономического развития

2. Обеспечение сбалансированности планируемых действий, требующих значительных организационных и ресурсных затрат

3. Учет существующих бюджетных ограничений среднесрочного и долгосрочного характера

4.Мониторинг и контроль реализации принимаемых решений.

В этой связи важно отметить роль мониторинга показателей инновационного развития (индикаторов экономической безопасности) и здесь также возникает ряд вопросов системообразующего характера.

Индикаторы частного типа разрабатываются в регионе и служат оценкой достижения конкретной цели региональной инновационной стратегии. Поставленные в стратегии развития задачи влияют на их количественный состав - необходимое количество индикаторов прямо пропорционально прикладному характеру задачи.

Важной проблемой является формирование базового состава показателей, с учетом их ранжирования по значимости, которые смогут охарактеризовать не только общее состояние экономической безопасности Российской Федерации, но и выявить появляющиеся вызовы и угрозы, в том числе в инновационной сфере. В соответствии с достижением предельных (критических) значений будут разрабатываться мероприятия, обеспечивающие достаточный вклад инновационных факторов в повышение экономической безопасности государства.

Проведенный нами анализ стратегических документов обеспечения экономической безопасности показал, что они не содержат единого подхода к мониторингу участия инновационных факторов в обеспечении процессов стабильности и не позволяют в полной мере проанализировать возможности их использования.

Таким образом, одной из важнейших задач реализации документов стратегического развития и оценки вклада инновационных факторов в обеспечение экономической безопасности является разработка комплексной системы взаимосвязанных аналитических показателей, обеспечивающих отражение всех сторон процесса инновационного развития.

Литература

References

1. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Собрание законодательства Российской Федерации от 30 июня 2014 г. № 26 (часть I) ст. 3378.

2. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»

3. Глазьев С.Ю., Локосов В.В. Оценка предельно критических значений показателей состояния российского общества и их использование в управлении социально-экономическом развитии //Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2012. №4(22). С.22-41.

4. Кузнецова Е. И. Экономическая безопасность: учебник и практикум для вузов / Е. И. Кузнецова. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 294 с.

1. Federal Law of June 28, 2014 No. 172-03 On Strategic Planning in the Russian Federation. Meeting of the legislation of the Russian Federation of June 30, 2014 No. 26 (Part I) of Art. 3378.

2. Decree of the President of the Russian Federation of May 13, 2017 No. 208 "On the Strategy for the Economic Security of the Russian Federation for the period until 2030"

3. Glazyev S.Yu., Lokosov V.V. Evaluation of the extreme critical values of indicators of the state of Russian society and their use in the management of socio-economic development // Economic and social changes: facts, trends, forecast. 2012. No4 (22). S.22-41.

4. Kuznetsova E.I. Economic security: a textbook and workshop for universities / E.I. Kuznetsova. M .: Publishing house Yurayt, 2017 .- 294 p.

Экономическая безопасность государства и регионов.

Учеб. пособие. Криворотов В.В., Калина А.В., Эриашвили Н.Д. 351 с. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник».

Рассмотрены теоретические и методологические подходы к формированию понятия и основ исследования экономической безопасности ведущих отечественных научных школ и исследователей. Исследованы основные угрозы экономической безопасности России и ее регионам; проанализировано их появление на современном этапе, а также на различных этапах реформирования российской экономики. Рассмотрены подходы к формированию индикаторов экономической безопасности наиболее известных российских авторов; дана комплексная методика и приведены результаты диагностики экономической безопасности регионов Российской Федерации.

Для студентов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит» (специализация «Экономическая и финансовая безопасность»), а также другим специальностям экономики и управления. Может быть полезно для специалистов органов государственной власти всех уровней, занимающихся вопросами государственного управления экономикой и экономического развития территорий.

Экономическая безопасность государства и регионов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.