ЭКОНОМИЧЕСКИЕ___ ш
фикации кадров, тем более что оно экономически выгоднее подготовки специалистов в учебных заведениях, занимает меньше времени и имеет четкую направленность. В АМО ЗИЛ эти аспекты связаны, прежде всего, с философией Кадровой политики предприятия и Политикой АМО ЗИЛ в области качества. Именно качество продукции и стремление соответствовать технологическому уровню индустрии определяет направление обучения персонала в холдинге АМО ЗИЛ.
* ^И^ЕХНЙЧЕСКИ^^НАУНИ
Литература
1. Силин А.И., Хайруллина Н.Г. Управление персоналом: Учебник по кадровому менеджменту. Изд-е четвертое, испр. и дополн. Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2002.
2. Скворцов Н.В. Социально-экономические проблемы теории непрерывного образования / СПб. Гос. Университет экономики и финансов. Каф. Экономики труда и трудовых ресурсов. СПб.: Издательство СПб ГУЭФ. 1999.
РОЛЬ СТРАТЕГИИ В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Е.И. КУЗНЕЦОВА,
доцент кафедры экономического анализа, финансов и статистики Московского университета МВД России, кандидат экономических наук, доцент
Аннотация. Реализация качественных изменений в целях обеспечения экономической безопасности требует совершенствования системы антикризисного управления. Определены причины негативных изменений, одной из которых стала утрата субъектности государства в управлении экономикой. В качестве мер по их преодолению рассмотрена система стратегического планирования как ключевого инструмента решения задач модернизации экономики. Результатом стратегического планирования должна быть экономическая стратегия государства.
Ключевые слова: антикризисное управление, государство, стратегическое планирование, стратегия, экономическая безопасность, национальные приоритеты.
CRISIS MANAGEMENT STRATEGIES IN ECONOMIC SECURITY
E.I. KUZNETSOVA,
associate professor of economic analysis, finances and statistics at Moscow University of Internal Affairs of Russia,
candidate of science, associate professor
The summary. Quality changes aimed at economic security stipulate updating in crisis management. The article outlines sources of adverse changes, in particular failure of the state subjectivity in economics management. The article gives a review of adjustment measures, namely strategic planning as a key element in economy modernization. Strategic planning shall result in the economic strategy of the state.
Key words: crisis management, state, strategic planning, strategy, economic security, national priorities.
Антикризисная направленность государственной системы управления связана с теми качественными изменениями, которые происходят как в мире, так и в России, с реформированием политической системы, экономических и социальных отношений.
Необходимость модернизации экономики России определена в Бюджетном послании Президента РФ о бюджетной политике в 2010—2012 гг. в качестве пяти главных направлений этого процесса: энергоэффективности, ядерных и космических технологий, медицины и телекоммуникаций, включая стратегические компьютерные технологии. Более того, задолго до послания в рамках комиссии по модернизации и техно-
логическому развитию все эти направления были подробно изучены и определены пути их подъема. Однако, в понимании главы государства, модернизация не может охватывать отдельные пять отраслей, она требуется всей экономике и именно под нее должны быть в ближайшие годы подстроены многие другие сферы.
Уроки экономического и финансового кризиса 2008—2009 гг. требуют необходимости качественных изменений, решения долговременных задач развития в экономике, необходимости уточнения курса социально-экономической политики страны. Реализация этого курса требует совершенствования системы государственного антикризисного управления, разра-
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ботки направлений повышения экономической безопасности.
Ряд важнейших стратегических документов, принятых в последнее время, в частности Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г., утвержденная Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537, определяют стратегические национальные приоритеты развития России в ближайшие десятилетия. Необходимость перемен стала очевидной после того, как в результате глобального финансового кризиса экономический спад вызвал замедление роста производства, падение уровня жизни, социальное расслоение.
Первопричиной большинства негативных изменений стала утрата субъектности государства в управлении экономикой, в то время как страны — лидеры мировой экономики развиваются в сторону усиления государственного регулирования в разных формах. Подтверждением этому служат публикации английского журнала «Экономист», по мнению авторов которого баланс между соотношением рынка и государства сдвигается в сторону государственного регулирования. О.Т Богомолов по этому поводу пишет: «...на государство ложатся ответственные функции предотвращения и преодоления провалов чисто рыночных механизмов... Речь идет, например, о развитии науки, образования, культуры, создании экономической инфраструктуры, не говоря уже об обеспечении национальной безопасности и правопорядка»1.
Усиление актуальности проблемы адекватного определения роли и места современного государства в глобализируемой экономике, в научном отражении которой все чаще звучат идеи утраты государством управленческих функций в этой области, свидетельствует о том, что растет необходимость восстановления субъектности государства в стратегическом управлении, в котором устойчивое развитие страны должно быть тесно взаимоувязано с обеспечением экономической безопасности. Стратегическая субъ-ектность государства предполагает наличие разных форм активного поведения государства в зависимости от складывающейся внешней и внутренней экономической долговременной ситуации.
Рассматривая проблему с позиций науки управления, можно предположить, что необходимость возникновения института2 государства связана с тем, что на определенном этапе развития общества возникает потребность в его (общества) специфической, отдельной организации. Теряя социальную однородность, общество делится на части, которые отличаются местом и ролью в системе общественного производства и распределения материальных благ, а также способом жизни, духовной культурой и др. Кроме общесистемных интересов, в каждой из таких общественных групп появляются специфические интересы, в связи
И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
с чем возникает потребность в согласовании, координации таких интересов, в регулировании отношений между разными частями общества. Именно эта потребность и стала причиной возникновения особой организации — государства, миссией которого является обеспечение безопасности и воспроизводство всех общественных отношений.
С общеметодологической точки зрения правильность принимаемых государственных управленческих решений, вызывающих соответствующие экономические последствия, зависит от решений адекватности системной сущности государства, а также соответствует конкретным социально-экономическим условиям, в которых эта сущность проявляется в виде общей функции, т.е. миссии государства в национальной экономике. Общей функцией самой национальной экономики является обеспечение материальных условий для удовлетворения потребностей нации (населения).
Одним из наиболее востребованных методов государственного управления экономикой становится система стратегического планирования, которая в разных формах практически используется большинством экономически развитых стран.
В России система стратегического планирования переживает период становления; еще предстоит обозначить роль стратегического планирования как ключевого инструмента решения задач модернизации российской экономики на основе инновационного пути ее развития. На практике этот переход будет носить длительный, поэтапный характер, осуществляясь по мере формирования необходимых экономических, правовых, институциональных, организационных и иных предпосылок.
Термин «стратегическое управление» введен в научный оборот в начале 1970-х гг.. Пионерную роль сыграла статья (Schendel, Hatten, 1972), в которой содержался призыв к переходу в исследованиях стратегий на традиционные методы анализа. Переход к научным исследованиям в изучении стратегического управления был закреплен на Питтсбургской конференции 1977 г.; в наиболее выраженном виде он получил развитие в теории конкурентных стратегий М. Портера (Porter, 1980).
В общем виде государственное стратегическое управление экономикой представляет процесс, определяющий последовательность действий субъекта управления по разработке и реализации стратегии. Он включает в себя постановку целей, выработку стратегии, определение необходимых ресурсов и поддержание взаимоотношений с внешней средой, которые позволяют государству добиваться поставленных задач.
Стратегию развития активно разрабатывают предприятия, города и регионы, министерства и правительство. Однако единая методологическая и методическая база реального стратегического процесса
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
отсутствует, что создает трудности не только при разработке конкретной стратегии, но и при анализе, сравнении, согласовании и агрегировании стратегий и стратегических планов всех уровней экономики.
Возникновение и практическое использование методологии стратегического управления вызваны объективными причинами, вытекающими из характера изменений, прежде всего во внешней среде. Суть стратегического управления заключается в том, что, с одной стороны, существует четко организованное комплексное стратегическое планирование, а с другой, — структура государственного управления адекватна «формальному» стратегическому планированию и построена так, чтобы обеспечить выработку долгосрочной стратегии для достижения ее целей и создание управленческих механизмов реализации этой стратегии через систему планов или программ.
В настоящее время теория и практика разработки стратегий развития сосредоточена в сфере управления хозяйствующими единицами в рыночной экономике. Большинство публикаций в области экономического управления посвящены проблемам формирования стратегий на уровне корпораций3, где преобладает ставка на прецедентность, и пока слабо разработаны методы теоретического осмысления накопленного опыта. На более высоком уровне национальной экономики имеются лишь теоретические работы по проблемам государственного управления.
Стратегическое управление носит выраженный цикличный характер: непрерывный стратегический процесс складывается из относительно замкнутых циклов, в ходе осуществления каждого из них достигается какая-то конкретная цель. Каждый цикл состоит из ряда взаимосвязанных стадий (этапов, фаз). При этом одна является необходимой предпосылкой другой.
Управленческий цикл может быть представлен как органическое единство четырех стадий: 1) оценка ситуации в результате сбора и обработки информации; 2) подготовка и принятие решений; 3) организация и мотивация исполнения; 4) контроль и регулирование.
В результате развертывания этих стадий общий пошаговый алгоритм стратегического управления национальной экономикой может быть представлен следующим образом: на первом шаге на основе стратегического анализа определяются общенациональные цели (функция целеполагания); на втором — осуществляется стратегическое планирование, после которого (шаг третий) «запускается» механизм самоорганизации национальной экономики (функция организации и мотивации); на четвертом шаге государство контролирует реализацию стратегии, корректирует отклонения и регулирует возникающие в этом процессе сбои-флуктуации (функция контроля и регулирования).
Последовательно рассматривая пошаговый алгоритм стратегического управления национальной эко-
номикой, необходимо после проведения стратегического анализа сложившейся кризисной ситуации определить общенациональные цели развития ближайшего периода. В настоящее время стратегические национальные приоритеты, как важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, определены в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г. Для обеспечения национальной безопасности Россия должна сосредоточить свои усилия и ресурсы на следующих приоритетах устойчивого развития:
# повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения;
# экономический рост, который достигается, прежде всего, путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал;
# наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства;
# экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны;
стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства.
В процессе целеполагания при стратегическом управлении формируется иерархия (дерево) целей, в которой определяются конечные и промежуточные цели, их соподчиненность. Технология реализации управленческой функции целеполагания представляет собой стратегическое планирование и включает в себя следующие элементы: анализ ситуации, положения и параметров, характеризующих национальную экономику; обоснование базовой цели как главного направления управленческой деятельности; ее декомпозицию на составные подцели; сопоставление главной цели и подцелей с ресурсным обеспечением их достижения.
На следующем этапе важным представляется корректное построение «стратегического пространства», поскольку стратегия требует наличия стратегической позиции, т.е. встроенности в систему глобальных экономических отношений. Совокупность всех доступных для деятельности национальной экономики структур можно трактовать как систему элементов стратегического пространства, с которыми ей надо взаимодействовать, — глобальный рынок, региональный рынок, отрасль, институт, финансово-экономические организации. При этом каждый такой участник занимает свою стратегическую позицию и может иметь и имеет собственную стратегию.
Всякое стратегическое пространство имеет ландшафт, т.е. сложившуюся систему обустройства, которую необходимо учитывать (территории, население,
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ..................... *
законы, традиции и т.п.), и инфраструктуру — систему, обеспечивающую взаимодействие участников (коммуникации и государственные органы, обеспечивающие работу на данных рынках). Экономическая стратегия должна включать в себя методы и приемы создания (и разрушения) ландшафтной инфраструктуры рынка для изменения его стратегической позиции в соответствии со стратегическими целями, определенными для выхода из кризиса.
Основной целью экономической стратегии государства является экономическая безопасность населения (граждан) в пределах определенной территории, на которую распространяется его суверенитет, как составляющая часть национальной безопасности.
Критерием оценки эффективности системы обеспечения национальной экономической безопасности будет поддержание такого ее уровня, который характеризуется высоким качеством жизни нации либо соответствует минимуму суммарных издержек, связанных с объективно существующими опасностями. Оптимальными должны считаться мероприятия, обеспечивающие максимальный прирост уровня национальной безопасности России при выделенных затратах, либо требующие минимальных затрат для достижения ее заданного уровня. Количественные показатели и критерии оценки национальной безопасности для постоянного мониторинга следует оценивать статистическими методами.
При реализации стратегического управления результатом стратегического процесса должна стать экономическая стратегия государства, обладающая специфическими признаками, отличающими ее, например, от политики или долгосрочного плана.
Таким образом, стратегическое управление должно обеспечить такую стратегическую позицию, которая должна обусловить длительную жизнеспособность национальной экономики страны в изменяющихся условиях. Руководитель государства, занимающийся стратегическими проблемами, обеспечивает постоянный рост потенциала страны и улучшения (по крайней мере не ухудшения) стратегической позиции государства; создает и поддерживает ее архитектонику, способствующую стратегическим изменениям; воспитывает кадры, способные проводить позитивные стратегические изменения в жизнь.
В период экономического кризиса необходимо учитывать особое влияние внешних факторов, в соответствии с этим влиянием корректировать направления стратегического планирования в наиболее пострадавших от кризиса направлениях. Здесь необходимо осуществлять оперативное управление, которое, в отличие от стратегического, занимается использованием существующей стратегической позиции государства для достижения его целей. Его задачи включают в себя определение общих оперативных задач, мотивацию, координацию и контроль в рамках национальной экономики.
# И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
Как оперативное (в условиях кризисных явлений), так и стратегическое управление — для нормального с точки зрения его экономической безопасности функционирования государства — обеспечивает создание и поддержание определенной организационной архитектоники и качество населения страны.
Эти элементы различны для двух типов управления. Нацеленная на изменения, стратегическая архитектоника гибкая и не имеет жестких структур. Оперативная архитектоника, нацеленная на эффективность, напротив, устойчива к изменениям. Система управления экономикой государства включает в себя два взаимодополняющих вида управленческой деятельности — стратегическое управление, связанное с развитием будущего потенциала страны, и оперативное управление, реализующее существующий потенциал и обеспечивающее ее жизнедеятельность в любых условиях.
Антикризисный тип системы государственного управления обусловлен состоянием экономики России, находящейся в условиях затянувшегося финансового кризиса. Антикризисный характер системы управления проявляется прежде всего в постепенной переориентации экономической стратегии с неолиберальной концепции роли государства на концепцию, включающую в себя признание активной регулирующей (управляющей) его функции в экономике и социальной сфере, в возрастающем внимании к прогнозирующей, планирующей и контролирующей функциям государственных органов.
Характерные признаки антикризисной направленности нынешней системы государственного управления:
# тенденция укрепления единой системы государственной исполнительной власти и совершенствование взаимодействия управляющих субъектов разных уровней;
# пересмотр приоритетов экономической политики в плане актуализации проблемы развития реального сектора экономики и управления государственной собственностью;
# жесткость бюджетной и налоговой политики, что свидетельствует об усилении распределительной функции государства, и др.
Предназначение антикризисного регулирования — быть орудием модернизации общества. Мировым опытом и современной наукой управления доказано, что та или иная страна обретает способность вырваться из тисков кризиса, постигшего ее, и перейти на новый этап развития только при наличии инновационного типа управления.
1 Богомолов О.Т. Момент истины. URL: http://www. mecon.ru/ru/mdex.php.
2 Норт Д.К. Институты и экономический рост: историческое введение // THESIS. 1993. Т 1. Вып. 2.
3 Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия. М., 2008; Стратегии бизнеса : аналит. справочник / С.А. Айвазян [и др.] ; под ред. Г.Б. Клейнера. М., 1998.