Научная статья на тему 'Элементы механизма реализации стратегии инновационного развития региона'

Элементы механизма реализации стратегии инновационного развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ / СТРАТЕГИЯ / РЕАЛИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОН / MECHANISM / STRATEGY / IMPLEMENTATION / INNOVATIVE DEVELOPMENT / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Елена Ивановна

Рассматривается одна из важнейших задач, в рамках реализации стратегии инновационного развития региона построению инновационной системы региона, способной максимальным образом удовлетворить требования инвесторов и инновационных предприятий, распределить функциональные права и обязанности между различными институтами, обеспечить устойчивость развития региона. В связи с этим необходима разработка отлаженных инструментов межуровневой координации и согласования процесса планирования и реализации стратегии региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELEMENTS OF THE MECHANISM OF REALIZATION OF STRATEGY OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE REGION

Devoted to one of the most important tasks in the framework of the strategy of innovative development of the region to build an innovative system of the region, able to meet the requirements of investors and innovative enterprises, to distribute functional rights and responsibilities between different institutions, to ensure the sustainability of the region. In this regard, it is necessary to develop well-established tools for inter-level coordination and coordination of the planning and implementation of the strategy of the region.

Текст научной работы на тему «Элементы механизма реализации стратегии инновационного развития региона»

УДК 338

ББК 65 © Е.И. Кузнецова, 2018

Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Елена Ивановна Кузнецова,

профессор кафедры экономической безопасности, финансов и экономического анализа,

доктор экономических наук, профессор Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: [email protected]

Аннотация. Рассматривается одна из важнейших задач, в рамках реализации стратегии инновационного развития региона построению инновационной системы региона, способной максимальным образом удовлетворить требования инвесторов и инновационных предприятий, распределить функциональные права и обязанности между различными институтами, обеспечить устойчивость развития региона. В связи с этим необходима разработка отлаженных инструментов межуровневой координации и согласования процесса планирования и реализации стратегии региона.

Ключевые слова: механизм, стратегия, реализация, инновационное развитие, регион.

ELEMENTS OF THE MECHANISM OF REALIZATION OF STRATEGY OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE REGION

Elena I. Kuznetsova,

Professor of the Department of economic security, Finance and economic analysis,

Doctor of Economic Sciences, Professor

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. Devoted to one of the most important tasks in the framework of the strategy of innovative development of the region to build an innovative system of the region, able to meet the requirements of investors and innovative enterprises, to distribute functional rights and responsibilities between different institutions, to ensure the sustainability of the region. In this regard, it is necessary to develop well-established tools for inter-level coordination and coordination of the planning and implementation of the strategy of the region.

Keywords: mechanism, strategy, implementation, innovative development, region.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Кузнецова Е.И. Элементы механизма реализации стратегии инновационного развития региона. Вестник экономической безопасности. 2018;(3):301-4.

Повышение эффективности государственного управления с учетом приоритетов, утвержденных Указом Президента Российской Федерации «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» [3] является необходимым к соблюдению условием реализации инновационного сценария социально-экономического развития страны. Приоритеты региональных инновационных стратегий, включающие передовые направления развития науки, техники и технологий в регионе, инициативные технологии регионального развития, способны обеспечить их поступательное развитие и должны охватывать все стадии инновационного процесса.

Очевидно, что каждый субъект РФ в разработке, в методах, механизмах реализации стра-

тегий инновационного развития должен обеспечить индивидуальный подход и учесть все существующие различия в геополитической, природно-ресурсной, социально-экономической характеристиках регионов. Можно отметить на современном этапе отсутствие в Российской Федерации целостной системы стратегического планирования инновационного развития субъектов Российской Федерации и последующей реализации принятых стратегий.

В рамках системного механизма на практике должно обеспечиваться не только создание институциональных основ построения систем стратегического планирования на региональном уровне, но и межуровневая координация и согласование процесса планирования и реализации стратегии раз-

вития страны как совокупности стратегий развития региона.

Примером построения моделей планирования и реализации стратегий инновационного развития регионов могут служить механизмы планирования регионального развития, используемые в Европейском Союзе, к которым относятся:

• контракты планирования между государством и регионами (Франция);

• программный подход Структурного Фонда содействия экономической и социальной интеграции внутри Европейского Союза;

• система Совместного Решения Задач с целью совершенствования региональных экономических структур (Германия).

В настоящее время на территории России действуют инновационные стратегии только в 11 субъектах РФ (т.е. только в 13% регионов): Ивановской области, Камчатском крае, Красноярском крае, Новосибирской области, Пензенской области, Республике Ингушетия, Республике Татарстан, Свердловской области, Ставропольском крае, Удмуртской Республике, Челябинской области [4, с. 79—88].

На сегодняшний день стратегии инновационного развития регионов разрабатываются в рамках стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, в которых определены приоритеты, цели и задачи государственного управления на уровне субъекта Российской Федерации на долгосрочный период.

Большинство (9 из 11) действующих инновационных стратегий в регионах России являются самостоятельными документами, а инновационные стратегии Ивановской и Новосибирской областей представляют собой отдельные разделы в стратегиях социально-экономического развития субъектов РФ.

Региональные стратегии, учитывая ограниченность располагаемых ресурсов для целей инновационного развития, с учетом актуальных принципов пространственного развития, формулируют следующие направления управленческого воздействия:

• дальнейшее развитие технологий «превосходства» или «точек регионального роста» (т.е. результативных направлений инновационной деятельности);

• создание максимально привлекательных для внешнего (федерального, частного, международного) инвестирования проектов;

• ликвидация «разрывов» инновационного процесса на проектах, которые, будучи реализованы, способны привести к радикальному росту показателей сразу по нескольким группам ключевых индикаторов.

Одной из важнейших задач в рамках реализации стратегии инновационного развития региона является построение институциональной структуры в регионе, способной максимальным образом удовлетворить требования инвесторов и инновационных предприятий, распределить функциональные права и обязанности между различными институтами, обеспечить устойчивость инновационной среды региона.

Управление реализацией стратегии инновационного развития региона представляет собой ориентированную на конкретные действия процедуру проведения организационных изменений, направленных на достижение стратегических целей инновационного развития. Успешность реализации стратегии инновационного развития региона прямым образом зависит от условий, в которых она протекает [5, с. 83—87].

Стратегический план инновационного развития целесообразно реализовывать в рамках трех этапов:

• концентрация ресурсов в стратегически важных направлениях;

• создание эффективной системы управления на основе взаимодействия органов власти, предприятий и организаций региона;

• достижение стратегических ориентиров на основе поставленных целей и критериев управления инновациями.

Можно определить уже сложившиеся на сегодняшний день основные элементы механизма реализации стратегий инновационного развития регионов, к которым относят:

• законодательное обеспечение инновационной деятельности региона;

• долгосрочное прогнозирование, стратегическое планирование и программирование инновационного развития региона;

• приоритетное финансирование и стимулирование реализации стратегических инноваци-

онных приоритетов в регионе, страхование рисков;

• формирование инновационной системы региона, ориентированной на целевые приоритеты региона;

• организационные структуры, информацию и кадры для инноваций;

• инновационное партнерство предпринимателей, государства и гражданского общества. Рассматривая первый элемент механизма реализации стратегии инновационного развития региона законодательное обеспечение инновационной деятельности региона необходимо отметить, что базовым документом уровня субъектов РФ является «Стратегия социально- экономического развития субъекта Российской Федерации» [6].

Вторым элементом механизма реализации стратегического развития являются долгосрочное прогнозирование, стратегическое планирование и программирование инновационного развития региона.

На современном этапе в Российской Федерации можно рассмотреть действующую и законодательно закрепленную систему стратегического управления в федеральных округах.

В Федеральном законе Российской Федерации от 28 июня № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» определено понятие «стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации», под которой понимают «документ стратегического планирования, определяющий приоритеты, цели и задачи государственного управления на уровне субъекта Российской Федерации на долгосрочный период» [1].

Правительством Российской Федерации утверждено Постановление от 08 августа 2015 года № 822 «Об утверждении Положения о содержании, составе, порядке разработки и корректировки стратегий социально-экономического развития макрорегионов».

В данном Постановлении определены требования к содержанию стратегии в части направлений инновационного развития макрорегиона. Обязательным условием содержания данной стратегии является раздел, посвященный предложениям по формированию инновационных территориальных кластеров, территорий опережающего социально-

экономического развития, особых экономических зон, промышленных кластеров и индустриальных парков в соответствии с приоритетами пространственного развития макрорегиона и конкурентными преимуществами каждого субъекта Российской Федерации, входящего в состав макрорегиона (территория Российской Федерации разделена на восемь федеральных округов (макрорегионов)).

На данный момент утверждено 8 Стратегий социально-экономического развития федеральных округов Российской Федерации, в которых содержатся разделы по инновационному развитию регионов.

Следующим элементом механизма реализации является финансирование и стимулирование реализации стратегических инновационных приоритетов в регионе и страхование рисков.

Государственная поддержка инновационной деятельности может осуществляться в определенных формах предоставления льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей; предоставления образовательных услуг; финансового обеспечения (субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии, взносы в уставный капитал); формирования спроса на инновационную продукцию; обеспечения инфраструктуры [2].

Важным является вопрос предоставления финансовой поддержки субъектам инновационной деятельности в форме грантов из бюджета на научные исследования, финансирование расходов на создание и обеспечение деятельности инновационной инфраструктуры; субсидирование за счет средств бюджетов субъектов части процентной ставки за пользование кредитом (займом); предоставление государственных гарантий субъектов Российской Федерации.

Формирование инновационной системы региона, как элемента механизма реализации инновационной стратегии региона, является в настоящее время одним из важнейших факторов и должно быть ориентировано на целевые приоритеты региона, создание эффективной инновационной инфраструктуры, которая, в свою очередь, одновременно несет нагрузку инструмента управления инновационным риском.

Здесь необходимо учесть, что региональные инновационные системы являются достаточно новым

явлением в экономике России, система их оценивания находится в стадии становления. Наиболее распространено исследование взаимосвязи региональной инновационной системы с инновационным потенциалом региона. В свою очередь регионы России характеризуются неравномерностью развития различных аспектов инновационных процессов и влияющих на них факторов, чем и определяется их разнообразие.

Важно отметить роль мониторинга показателей инновационного развития, предусматривающего непрерывное наблюдение за состоянием внедрения намеченных мероприятий и проведение анализа причин отклонения фактических результатов от намеченных.

Проведение мониторинга непосредственно влияет на формирование благоприятных экономических и социальных условий развития инновационной сферы и позволяет дать обоснование проведения и последующую поддержку наиболее эффективных инновационных проектов, сделать возможным своевременное принятие корректирующих изменений, осуществлять полномасштабный контроль реализации стратегии инновационного развития в установленные сроки.

Заключительным этап оценка эффективности стратегии инновационного развития. В настоящее время существует широкий ряд методик оценки реализации стратегии на основе анализа конкретных показателей инновационного развития региона.

Индикаторы частного типа разрабатываются в регионе и служат оценкой достижения конкретной цели региональной инновационной стратегии. Поставленные в стратегии развития задачи влияют на их количественный состав необходимое количество индикаторов прямо пропорционально прикладному характеру задачи.

Современная инновационная региональная политика должна давать ясное представление о

механизмах взаимодействия участников данного процесса. Все субъекты рыночной экономики образуют взаимосвязанные звенья сложной системы, органически встроенной в экономические процессы. Работа этой сложной системы обеспечивается определенным набором институциональных факторов.

Литература

1. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 26. Ст. 3378.

2. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» // СЗ РФ. 2014. № 52. Ст. 7554.

3. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // СЗ РФ. 2012. № 19. Ст. 2338.

4. Абрамова М.И., Манахов С.В., Гретчен-ко А.И. Анализ действующих инновационных стратегий в регионах России // Вестник алтайской науки. 2015. № 3-4 (25-26).

5. Кузнецова Е.И., Филатова И.В. Формирование системы стратегического планирования инновационного развития субъектов Российской Федерации // Вестник экономической безопасности. 2017. № 2.

6. Стратегическое планирование в Российской Федерации: состояние методического обеспечения. Аналитический доклад (по результатам мониторинга реализации Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации») / А.В. Клименко, В.А. Королев, Д.Ю. Двинских, Н.А. Рычко-ва, И.Ю. Сластихина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Издательский дом ВШЭ, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.