Научная статья на тему 'Формирование стратегии инновационного развития региона'

Формирование стратегии инновационного развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
193
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Нива Поволжья
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННЫЙ РЕЖИМ / ИННОВАЦИОННЫЙ МАРКЕТИНГ / РЕЖИМ ФИНАНСИРОВАНИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / INNOVATION DEVELOPMENT / INNOVATION MODE / INNOVATIVE MARKETING / FINANCING MODE / STRATEGIC DEVELOPMENT OF THE REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильева О.П.

В основе повышения уровня инновационного развития региона, определяющего его способность к импортозамещению, лежит формирование и реализация эффективной стратегии инновационного развития региона. В настоящее время алгоритм разработки подобных стратегий четко не прописан, в результате чего механизмы и инструменты, предлагаемые для снижения барьеров инновационного развития региона, зачастую являются неподходящими, так как не учитывают социально-экономических, технологических и других особенностей развития региона. В данной статье предложены система выбора стратегии инновационного развития региона, а также перечень мероприятий для каждого вида стратегии согласно трем выявленным направлениям: «режим инноваций», «инновационный маркетинг» и «режим финансирования». Применение данной системы в процессе разработки стратегии инновационного развития региона будет способствовать обеспечению высокой эффективности ее реализации и, как следствие, повышению уровня инновационного развития регионов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE STRATEGY FOR INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE REGION

The formation and realization of effective strategy of innovative development of the region is the basis for increasing the level of innovative development of the region that determines its ability to import substitution. At present, the algorithm for developing such strategies is not clearly defined, as a result of which the mechanisms and tools proposed to reduce the barriers to innovation development in the region are often inappropriate because they do not take into account the socio-economic, technological and other characteristics of the region's development. This article proposes the system for selecting an innovative development strategy for the region and a system of measures for each type of strategy according to three identified areas: the «mode of innovation», «innovation marketing» and «funding», according to which it is reasonable to formulate the policy of innovation development. The application of the system in the process of development of strategy of innovative development of the region capable of providing high efficiency of its implementation and, consequently, increase the level of innovative development of regions of Russia.

Текст научной работы на тему «Формирование стратегии инновационного развития региона»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 330.34; 338.2

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА1

О. П. Васильева, аспирант

ФГБУН Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра РАН, Россия, e-mail: olgagtimes@mail.ru

В основе повышения уровня инновационного развития региона, определяющего его способность к импортозамещению, лежит формирование и реализация эффективной стратегии инновационного развития региона. В настоящее время алгоритм разработки подобных стратегий четко не прописан, в результате чего механизмы и инструменты, предлагаемые для снижения барьеров инновационного развития региона, зачастую являются неподходящими, так как не учитывают социально-экономических, технологических и других особенностей развития региона.

В данной статье предложены система выбора стратегии инновационного развития региона, а также перечень мероприятий для каждого вида стратегии согласно трем выявленным направлениям: «режим инноваций», «инновационный маркетинг» и «режим финансирования». Применение данной системы в процессе разработки стратегии инновационного развития региона будет способствовать обеспечению высокой эффективности ее реализации и, как следствие, повышению уровня инновационного развития регионов России.

Ключевые слова: инновационное развитие, инновационный режим, инновационный маркетинг, режим финансирования, стратегическое развитие региона.

Введение. Экономический кризис 2014 года, характеризуемый макроэкономическими событиями (антироссийские санкции, девальвация рубля), отражающими нестабильность взаимоотношений стран, определил одной из первоочередных задач, требующих безотлагательного решения, реализацию в России политики импорто-замещения. В процессе решения этой задачи в регионах нашей страны разрабатываются и применяются стратегии инновационного развития, создаваемые на основе иностранного опыта. Однако в большинстве регионов реализация таких стратегий не является эффективной в силу несоответствия применяемых механизмов и инструментов специфике регионального развития, например уровню его инновационного

развития и т. д. В связи с этим актуальной является задача разработки инструментария по формированию стратегий инновационного развития, учитывающего особенности региона.

Методика исследования. В ходе исследования инновационного развития регионов России за период 2000-2014 гг. были выявлены три основных направления, в соответствии с которыми справедливо формировать политику инновационного развития, а именно: режим инноваций, инновационный маркетинг и режим финансирования.

На рисунке представлены направления выбора стратегии инновационного развития.

Первоочередным этапом в формировании любой стратегии является опреде-

Исследование выполнено в рамках государственного задания ИСЭИ УНЦ РАН по теме «Формирование и реализация стратегических приоритетов территориальных социально-экономических систем в условиях глобальных вызовов» (№ гос. регистрации АААА-А17-117021310211-8).

Порядок выбора стратегии инновационного развития

ление цели ее реализации, а также оценка уровня инновационного развития региона, в соответствии с которыми будут выбираться режимы инноваций и финансирования и разрабатываться стратегии инновационного маркетинга.

Понятие «режим инноваций» имеет несколько различающееся семантическое значение в различных источниках. В основном это понятие употребляется в рамках микроэкономики и определяется как режим приоритетности решения задач в сфере инновационного развития предприятия. По другим источникам режим инноваций определяется темпом технологического развития, определяемого как результат реализации НИОКР в ходе создания инновационного продукта. Л. М. Гохберг, Т. Е. Кузнецова, В. А. Рудь [5] трактуют понятие «режим инноваций» в соответствии с уровнем инновационного продукта предприятий региона, выделяя при этом пассивное заимствование, технологических имитаторов, нерегулярных и стратегических инновато-ров. В данной работе под режимом инноваций подразумевается тип инновационной деятельности региона, обеспечивающий наибольший объем инновационного продукта. В соответствии с особенностями инновационного развития территории выделяют следующие инновационные режимы [3]:

- научно-технологический режим;

- режим взаимодействия;

- смешанный режим.

Помимо режима инноваций необходимо разработать для каждого конкретного региона стратегию инновационного маркетинга, которая наиболее эффективно отразит преимущества региона и деятельности, осуществляемой на его территории. В результате исследования нами выделены:

- имиджевая стратегия региона;

- стратегия инновационного роста региона;

- стратегия инновационного продвижения региона.

Каждая из этих стратегий подразумевает применение мероприятий в соответствии с выбранной стратегией инновационного маркетинга, обеспечивающей привлечение как потребителей, так и необходимых ресурсов для достижения определенного уровня конкурентоспособности.

Под «режимом финансирования» инновационного развития региона мы подразумеваем приоритетный способ финансирования инновационных проектов региона [1]. Было выделено три режима финансирования инновационного развития регионов, которые применяются в соответствии с уровнем развития бизнес-структур, а именно:

- государственное финансирование;

- государственно-частное партнерство;

- приоритетно частное финансирование.

Результаты исследования. Разработка стратегии инновационного развития, базирующаяся на учете трех вышеуказанных направлений, позволяет учесть особенности инновационного развития региона с трех сторон: во-первых, с точки зрения приоритетности инновационной деятельности, которая может быть связана как с технологическими инновациями, так и с маркетинговыми, туристическими и другими видами инноваций; во-вторых, с точки зрения стратегии инновационного маркетинга региона, которая различается для регионов с разным уровнем инновационного развития; в-третьих, в соответствии с уровнем активности бизнес-структур, который определяет режим финансирования инновационной деятельности региона.

Нива Поволжья № 3(44) август 2017 115

К общим мероприятиям, реализуемым в целях повышения уровня инновационного развития регионов с позиций режима инноваций, относятся:

- создание условий для развития высококвалифицированного кадрового ресурса (специалистов своего региона (создание научно-инженерных школ на базе крупных предприятий, внедрение системы непрерывного образования, реализация программ по подготовке и переподготовке высококвалифицированных кадров и т. д.), а также привлечение иностранных специалистов и студентов) [2];

- создание системы защиты интеллектуальной собственности (введением единого реестра объектов интеллектуальной собственности региона, стимулирование предприятий к сертификации по международным стандартам качества [15]);

- обеспечение прозрачности инвестиционной политики посредством актуализации нормативно-правовой базы, а также разработки интернет-портала, обеспечивающего открытость и доступность информации об участниках инвестиционного процесса, а также его осуществлении;

- разработка и применение экологических норм в процессе инновационного развития региона и инструментов поддержки в области сертификации продукции.

Базой высокотехнологичного региона является синтез производства, способного функционировать при условии оснащенности предприятий современной техникой, разработки и применения эффективных технологий и привлечения высококвалифицированного кадрового ресурса и науки [9]. Поэтому основными мероприятиями, реализуемыми в рамках высокотехнологичного режима инновационного развития региона, могут быть:

- программы государственной поддержки технического перевооружения предприятий региона (частичное или полное в зависимости от отрасли предприятий, состояния и потенциальной эффективности от деятельности) с помощью проведения исследования уровня технического оснащения предприятий;

- дорожные карты по переходу промышленных предприятий к использованию современных энергосберегающих технологий [8];

- информационно-коммуникационные пространства, связующие предприятия и органы власти с целью обеспечения государственной помощью предприятий в техническом оснащении;

- содействие трансферу технологий (разработка системы выдачи лицензий,

стимулирование государством взаимодействия науки и промышленности, привлечение прямых зарубежных инвестиций).

Регионам, результатом деятельности которых является преимущественно нетехнологическая инновационная продукция, нами предложена система следующих мероприятий инновационного развития:

- формирование информационно-коммуникационных пространств для взаимодействия всех участников инновационной инфраструктуры региона (организация круглых столов, выставок), а также для взаимодействия с международными компаниями;

- применение имиджевой стратегии инновационного маркетинга территорий;

- поддержка инновационных проектов, направленная на повышение эффективности приоритетной сферы деятельности региона;

- создание государственного органа, предоставляющего услуги по разработке новых методов управления и поддержки инновационного развития предпринимательской деятельности в муниципалитетах и префектурах (по аналогии с японскими SMRJ) [12]. Орган создается на федеральном уровне, однако его представительства осуществляют деятельность в муниципалитетах и префектурах.

Смешанный режим применяется для регионов с высоким уровнем инновационного развития и включает в себя мероприятия, стимулирующие все виды инноваций:

- разработка нормативно-правовой базы, стимулирующей создание и развитие малого и среднего предпринимательства (МСП) в научно-технической сфере (создание системы грантов, инфраструктуры по оказанию венчурного финансирования, юридической и информационной поддержек МСП, участвующих в разработке и/или коммерциализации инновационных продуктов и услуг, введения «налоговых каникул» по налогу на прибыль для новых субъектов МСП, реализующих свою деятельность в рамках приоритетных высокотехнологичных сфер развития региона, а также субъектов МСП, производящих инновационные товары на экспорт и т. д.) [10];

- создание и развитие производственных зон (разработка и реализация программ по предоставлению налоговых льгот (на недвижимость на период окупаемости инвестиционного проекта, на землю при осуществлении строительства в процессе реализации инвестиционного проекта, для иностранных инвесторов), а также по стимулированию спроса на инно-

вации). Основными мероприятиями при этом являются:

- создание инновационной инфраструктуры (создание центров коллективного пользования научным высокоспецифичным оборудованием [11]), стимулирование создания «центров компетенций», осуществляющих разработку и поддержку решений на базе продуктов зарубежных и отечественных производителей. При этом необходимо создание нескольких инновационных центров при крупных предприятиях и минимум 1 центра отраслевой компетенции в каждом регионе страны, создание фондов, предоставляющих финансовую поддержку организациям на стадии научно-исследовательских разработок («посевные» и стартовые фонды);

- организация и развитие наукоградов;

- создание органа, деятельность которого способствует разработке и реализации программ инновационного развития, стимулированию субъектов МСП, способных к коммерциализации разработок и выполняющих функцию посредника между государственными органами управления и инновационными субъектами МСП (по аналогии с опытом США [13] «Администрация по делам малого и среднего бизнеса»);

- реализация кластерной политики (предоставление информационно-консультационной и образовательной поддержки разработки и реализации кластерной политики в регионе, формирование комплекса управляющих и координационных мер, обеспечивающих эффективную реализацию кластерной политики, осуществляемых органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, разработка государственной программы финансовой поддержки из средств федерального бюджета и различных других фондов, поддержка в развитии эффективной инфраструктуры кластеров).

В рамках направления «инновационный маркетинг» к основным мероприятиям, реализуемым в стратегии продвижения, относятся:

- установление взаимосвязи с зарубежными компаниями посредством формирования информационно-коммуникационного пространства;

- формирование позитивного образа высокоразвитого инновационного региона как у местного населения, так и жителей других регионов и стран;

- создание нормативно-правовой базы, отражающей привлекательные условия работы в научно-технической сфере региона (льготная система налогообложения ино-

странных специалистов, грантовая система получения образования и занятия научной деятельностью, применение процедуры ускоренной выдачи разрешения на работу для иностранных специалистов и т. д.);

- содействие привлечению инвестиций в науку и промышленность (посредством проведения форумов и круглых столов с представителями науки, промышленности, образования и государственной власти; реализации программ по повышению коммерциализации разработок и стимулированию деятельности научных коллективов, например, применение программы, позволяющей научным коллективам и ученым, разработавшим патент на изобретение, бесплатно произвести готовую модель на основе разработки с целью ее презентации и, как следствие, последующей коммерциализации; реализация международных проектов);

- формирование механизмов привлечения высокотехнологичных компаний [14];

- формирование территориального бренда приоритетной инновационной продукции региона.

Основными мероприятиями стратегии инновационного роста являются:

- проведение исследований по выявлению потенциально привлекательных сфер инновационного развития;

- осуществление взаимодействия с регионами, преуспевшими в выделенных сферах, с последующей реализацией совместных проектов, обменом опытом, кадрами и т. д.

Приоритетным мероприятием имиджевой стратегии инновационного маркетинга является формирование позитивного имиджа социально-экономически развитого региона посредством, например, разработки и презентации буклета по приоритетным инновационным сферам деятельности региона, используемого как визитка, проведения выставок результатов инновационной деятельности региона, а также брен-дирование наиболее приоритетной сферы инновационного развития региона.

При этом общими мероприятиями, применяемыми в рамках стратегии инновационного маркетинга регионов, могут считаться:

- обеспечение информационной поддержки инвестиционных, научных проектов в регионе (выпуск информационно-аналитических буклетов, брошюр, формирование банка потенциального инвестора и др.) [7];

- разработка системы информирования предпринимателей и деятелей науки о программах поддержки;

Нива Поволжья № 3(44) август 2017 117

- наполнение изданий СМИ результатами завершенных проектов.

В связи с тем, что под «режимом финансирования» мы подразумеваем приоритетный способ финансирования инновационных проектов региона, государственное финансирование применяется в случае, если уровень финансовой бизнес-активности и уровень инновационного развития находятся на низком уровне. При среднем уровне инновационного развития органам власти целесообразно реализовывать мероприятия, направленные на активизацию бизнес-структур с помощью формирования государственно-частных партнерств. Реализация политики государственно-частного партнерства состоит в следующем:

- в делегировании полномочий государства частному сектору по предоставлению услуг (кадастровый и технический учет и т. д.) [6];

- в частичном финансировании предприятиями научных исследований и разработок научных организаций в обмен на правообладание его результатами;

- в применении синхронного финанси-

рования проектов НИОКР с помощью координации действий профильного ведомства и частного бизнеса;

- в оформлении системы заключения государственных контрактов между организациями правительства и субъектами предпринимательского сектора на проведение НИОКР. Причем основные характеристики инновационных проектов, сроки исполнения и необходимые затраты определяются и утверждаются до начала работ [4].

Высокий уровень инновационного развития, как правило, является результатом инициатив частного сектора, вмешательство в деятельность организаций которого органы власти должны осуществлять минимально.

Выводы. Использование трех направлений - режима инноваций, режима финансирования и инновационного маркетинга в процессе разработки стратегии инновационного развития региона способно обеспечить высокую эффективность ее реализации и, как следствие, повысить уровень инновационного развития регионов России.

Литература

1. Castellacci F. Technological paradigms, regimes and trajectories: Manufacturing and service industries in a new taxonomy of sectoral patterns of innovation / F. Castellacci // MPRA Paper. - Oslo. -№ 26408. - Posted 9. - 40 p.

2. Kwasnicki W. Innovation regimes, entry and market structure / W. Kwasnicki // University of Wroclaw. - 1995. - 54 р.

3. Parrillia, M. D. STI and DUI innovation modes: Scientific-technological and context-specific nuances / M. D. Paml^, H. A. Heras // Research Policy. - 2016. - V.45, № 4. - P. 747-756.

4. Барютин, Л. С. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: учебник / Л. С. Барютин и др.; под ред. А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономика, 2006. - 518 с.

5. Гохберг, Л. М. Анализ инновационных режимов в российской экономике. Методологические подходы и первые результаты / Л. М. Гохберг, Т. Е. Кузнецова, В. А. Рудь // Форсайт. - 2010. -Т. 4, № 3. - C. 18-30.

6. Дутов, А. В. Развитие систем управления созданием новых технологий в наукоемкой промышленности / А. В. Дутов, В. В. Клочков // Экономический анализ: теория и практика. - 2013. -45 (348). - C. 2-15.

7. Зимин, В. А. Стимулирование инвестиционной деятельности в регионе / В. А. Зимин // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 12-3. - C. 54-57.

8. Кириллова, С. А. Концепция оценки инновационного потенциала региона / С. А. Кириллова // Проблемы функционирования и развития территориальных социально-экономических систем: материалы IX Всероссийской научно-практической Internet-конференции. - 2015. - C. 209-212.

9. Кузнецова, Ю. А. Понятие и классификация определений «режим инноваций» / Ю. А. Кузнецова // Проблемы современной экономики. - 2014. - № 4 (52). - С. 25-28.

10. Печаткин, В. В. Развитие инновационной системы Республики Башкортостан: проблемы и механизмы их решения / В. В. Печаткин // Региональная экономика. - 2016. - № 7 (89). - С. 14.

11. Пухова, М. М. Роль инновационного предпринимательства в развитии экономики России / М. М. Пухова, Н. А. Миловидова, А. А. Смирнова // Вестник Университета. - 2014. - № 21. - C.92-96.

12. SME Support, Japan [Электронный ресурс]. URL: http://www. smrj. go. jp/english/index. html

13. Официальный портал США «Small business innovation research» [Электронный ресурс]. URL: http//sbir.gov

14. Стратегия инновационного развития Свердловской области до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: WWW. ACEXPERT. RU/PUBLIC/ C0NTENT/FILES2/INN0I05I13ILIGHT.PDF

15. Стратегия развития Томской области до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: https://tomsk. gov.ru/files/front/download/id/28554

UDK 330.34; 338.2

FORMATION OF THE STRATEGY FOR INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE REGION

O. P. Vasilyeva, postgraduate student FSBUS Institute of social-economic study, t. 8-9177826449, e-mail: olgagtimes@mail.ru

The formation and realization of effective strategy of innovative development of the region is the basis for increasing the level of innovative development of the region that determines its ability to import substitution. At present, the algorithm for developing such strategies is not clearly defined, as a result of which the mechanisms and tools proposed to reduce the barriers to innovation development in the region are often inappropriate because they do not take into account the socio-economic, technological and other characteristics of the region's development.

This article proposes the system for selecting an innovative development strategy for the region and a system of measures for each type of strategy according to three identified areas: the «mode of innovation», «innovation marketing» and «funding», according to which it is reasonable to formulate the policy of innovation development. The application of the system in the process of development of strategy of innovative development of the region capable of providing high efficiency of its implementation and, consequently, increase the level of innovative development of regions of Russia.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: innovation development, innovation mode, innovative marketing, financing mode, strategic development of the region.

References:

1. Castellacci F. Technological paradigms, regimes and trajectories: Manufacturing and service industries in a new taxonomy of sectoral patterns of innovation [Text] / F. Castellacci //MPRA Paper. -Oslo. - № . 26408. - posted 9. - 40 p.

2. Kwasnicki W. Innovation regimes, entry and market structure [Text] / W. Kwasnicki// University of Wroclaw. - 1995. - 54 p.

3. Parrillia, M. D. STI and DUI innovation modes: Scientific-technological and context-specific nuances [Text] / M. D. Parrilli, H. A. Heras // ResearchPolicy. - 2016. - V.45. № 4. - P. 747-756.

4. Barutin, L. S. The basics of innovation management. Theory and practice: textbook / L. S. Barutin, et al. // edited by A. K. Kazantsev, L. E. Mindeli. - 2nd edition. - M.: «Economy». - 2006. - 518 p.

5. Gokhberg, L. M. The Analysis of innovation modes in the Russian economy. Methodological approaches and the first results / L. M. Gokhberg, T. Ye. Kuznetsova, V. A. Rud // Foresight. - 2010. -Volume 4. No. 3. - P. 18-30.

6. Dutov, A. V. Development of management systems by creating new technologies in high-tech industry / A. V. Dutov, V. V. Klochkov // Economic analysis: theory and practice. - 2013. - 45 (348). -P. 2-15.

7. Zimin, V. A. Stimulating investment activities in the region / V. A. Zimin // Actual problems of humanitarian and natural sciences. - 2015. No. 12-3. - P. 54-57

8. Kirillova, S. A. Concept of an estimation of innovative potential of the region / S. A. Kirillova // Problems of functioning and development of territorial social and economic systems. Materials of the IX All-Russian Scientific and Practical Internet Conference. - 2015. - P. 209-212.

9. Kuznetsova, Yu. A. Concept and classification of definitions of «innovation mode» / Yu. A. Kuznetsova // Problems of modern economies. - 2014. - № 4 (52). - P. 25-28.

10. Pechatkin, V. V. Development of the innovation system of the Republic of Bashkortostan: problems and mechanisms for their solution / V.V. Pechatkin V. V. // Regional Economy. - 2016. - № 7 (89). -14 p.

11. Pukhova, M. M. The role of innovative entrepreneurship in development of the economy of Russia / M. M. Pukhova, N.A. Milovidova, A. A. Smirnova / Vestnik of the University. - 2014. - No. 21. -P. 92-96.

12. SME Support, Japan / Electronic resource, access mode: http://www. smrj. go. jp/english/index.

html

13. Official website of the USA «Small business innovation research» / Electronic resource, access mode: http//sbir. gov

14. The strategy of innovative development of Sverdlovsk region until 2020 / Electronic resource, access mode: www. acexpert. ru/public/ content/files2/innoi05i13ilight. pdf

15. The strategy of Tomsk oblast development until 2020 / Electronic resource, access mode: https://tomsk. gov. ru/files/front/download/id/28554

Нива Поволжья № 3(44) август 2017 119

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.