Научная статья на тему 'Понятие и классификация определений «Режим инноваций»'

Понятие и классификация определений «Режим инноваций» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
807
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / РЕЖИМ ИННОВАЦИЙ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / INNOVATIONS / INNOVATION REGIME / THE EFFICIENCY OF INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Ю. А.

В статье раскрыта сущность понятия «режим инноваций» и представлена классификация его определений с точки зрения зарубежных ученых и специалистов. Доказана необходимость разработки и практического внедрения типов режима инноваций для повышения эффективности механизма управления инновационным развитием региона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Notion and classification of definitions of the «innovation regime» (Russia, Ufa)

The article describes the meaning of «innovation regime» and presents a classification of its definitions from the point of view of foreign scientists and specialists. It proves the necessity of the development and practical implementation of modes of innovation regime to improve the efficiency of the mechanism of management of regional innovative development

Текст научной работы на тему «Понятие и классификация определений «Режим инноваций»»

______________________________ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ И ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ ^ Д

ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЙ «РЕЖИМ ИННОВАЦИЙ»

Ю.А. Кузнецова,

научный сотрудник сектора «экономическая безопасность» Института социально-экономических исследований

Уфимского научного центра РАН, кандидат экономических наук acanaria2005@yandex.ru

В статье раскрыта сущность понятия «режим инноваций» и представлена классификация его определений с точки зрения зарубежных ученых и специалистов. Доказана необходимость разработки и практического внедрения типов режима инноваций для повышения эффективности механизма управления инновационным развитием региона.

Ключевые слова: инновации, режим инноваций, эффективность инновационного развития

УДК 338.2 ББК 65.05

Важнейшей задачей современной экономической политики любой страны является внедрение и эффективная практическая реализация инноваций во всех сферах жизни. В настоящее время существует большое разнообразие подходов по повышению эффективности инноваций на государственном, региональном, муниципальном, отраслевом и других уровнях. Однако до сих пор не существует такого рационального подхода, который бы позволил принимать и реализовывать управленческие решения с учетом инновационной специфики хозяйствующего субъекта, «стартовых условий» формирования его инновационного пространства, условий функционирования, набора влияющих внешних и внутренних факторов, а также возможностей совместной деятельности субъектов различной отраслевой принадлежности. По этой причине представляется, что совершенствование механизма системы управления инновационным развитием возможно на базе внедрения так называемого режима инноваций как инструмента максимально эффективного претворения в жизнь инновационных проектов для каждого экономического агента и имеющего целью повышение способности и готовности региона воспринимать инновационные проекты на каждом уровне хозяйствования и максимально эффективно претворять их в жизнь. Актуальность такого рода совершенствования определяется следующими положениями:

- отсутствием в российских исследованиях теоретикометодических и прикладных разработок о режиме инноваций в противовес зарубежной практике, в которой исследованию режима инноваций, как на микро, так и макроуровне уделяется повышенное внимание;

- необходимостью учета при принятии решений о внедрении того или иного инновационного продукта не только его полезности для потенциального потребителя, но и способности «потребляющей стороны» к его практической реализации;

- необходимостью совершенствования системы прогнозирования эффективности развития инноваций, как с позиции науки и технологии, так и с точки зрения потребителей инноваций;

- важностью выявления групп хозяйствующих субъектов, имеющих различную интенсивность режима инноваций для построения максимально обоснованных прогнозов степени востребованности инновационного продукта и эффективности развития инновационных процессов в регионе.

Исследование теоретических и методических основ режима инноваций позволило выявить отсутствие таковых в российской практике в противовес зарубежным исследованиям.

Поиск возможностей разработки и практической адаптации режимов инноваций для отраслей промышленности Witold Kwasnicki осуществляет по следующим этапам:

1) анализ экономических особенностей промышленного развития без оценки встраиваемых технологических изменений;

2) поиск и оценка инновационных процессов: осуществление моделирования инновационных технологических режимов по различным типам инноваций;

3) оценка влияния различных типов инноваций на развитие отрасли [6].

В данном контексте автор выделяет следующие режимы:

1) режим затрат (стоимости);

2) режим технического исполнения (технические характеристики);

3) режим производительности капитала (фондоотдача).

Результирующим параметром влияния этих режимов является концентрация промышленности и структура цены продукта.

В предлагаемой Witold Kwasnicki модели рассматривается три вида инноваций, ведущих к снижению себестоимости производства, продвижению технических характеристик продукта, увеличению производительности капитала. Причем любая реальная инновация вызывает изменения во всех трех особенностях технологического развития, а инновационный процесс рассматривается как постепенный (за условие принимается отсутствие рецидивов и отрицательной отдачи).

Виды режимов определяются в зависимости от скорости возникновения инноваций:

1) «Нормальный» режим — среднегодовой темп снижения себестоимости единицы продукции составляет порядка 0,6%, цены — 0,25% в год. При этом для оценки изменения конкурентоспособности фирм в результате изменения инновационного режима используется индекс Херфиндаля.

2) «Быстрый режим».

3) «Сложный» режим, когда случайные факторы играют существенную роль. В таком случае можно наблюдать лишь редкое гармоничное развитие, поскольку вероятность одновременного появления инновации и увеличение технической конкурентоспособности, производительности капитала, очень мала.

С точки зрения Helge Godoe, суть режима инноваций сводится к тому, что это влияние темпов технологического развития на взаимосвязь между НИОКР и созданием многочисленных инноваций (преимущественно, радикальных) [2]. В то время, как создание дополнительных нововведений можно объяснить с точки зрения «рационального» ответа на вызов рынка, динамики технологических режимов и прочего, радикальные инновации, напротив, объясняются интуитивной прозорливостью, случайностью или беспорядочностью научных открытий. По мнению автора, режимы инноваций обеспечивают возможность координации, выбора направления и руководства в создании многих радикальных технологических инноваций, которые появились в отрасли.

Martin Heidenreich и Gerhard Krauss, в процессе определения возможных режимов инноваций для Baden-Wьrttemberg, определили ключевые этапы исследования текущей ситуации, сложившейся в регионе:

1) изучение продуктивности производства и инноваций региона;

2) исследование соответствия сложившихся институциональных структур современным требованиям рынка;

3) изучение соответствия сложившейся структуры производства новым требованиям в сфере разработки и реализации инноваций;

4) изучение вертикальных и горизонтальных связей между отдельными компаниями и организациями с целью выявления

25

д

ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ И ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ

синергетического эффекта в разработке и реализации инноваций [3].

По мнению авторов, существует тесная взаимосвязь между понятиями «инновационный режим», «производственный режим» и «промышленный режим» под которыми они понимают некие институциональные модели интерпретации поведения внутри, между и вне компаний между различными группами сотрудников и руководства. Подобные режимы могут формироваться как на уровне компаний, корпораций, некого организационного поля, региона, страны, так и группы народов. В итоге, под инновационным режимом понимается включение новых производств в сложившуюся структуру отраслей.

С точки зрения Jari Kaivo-oja, можно выделить 5 следующих режимов:

1) режим преобладания поставщика;

2) режим усиленного производства;

3) режим научных изысканий;

4) режим рынка;

5) слабый / пассивный инновационный режим [5].

Исследуя инновационные режимы, Roel Nahuis, Dirk

Stemerding пришли к выводу, что инновационный режим включает правила для координации в инновационных сетях [7]. На примере генной инженерии авторами показано, что инновационный режим включает 4 полюса инновационной сети: наука, промышленность, клиника, их регулирование. Причем понятие инновационного режима относится к комплексам правил координации о том, как действовать и как взаимодействуют отдельные составляющие инновационных сетей, формализованных на межорганизационном уровне.

Инновационный режим как определяет, так и сдерживает деятельность в инновационной сети. Инновационная сеть оп-

ределяется как согласованный комплекс разнородных субъектов — институты НИОКР и университеты, больницы, клиники, фирмы, регулирующие органы и пациенты — всех тех, кто участвует в развитии и распространении инноваций. Сети организованы вокруг полюсов, которые характеризуются по видам объектов, играющих роль в различных сетевых позициях производства и обмена (рис. 1).

Опираясь на технико-экономический сетевой подход, авторы различают четыре основных полюса и три посреднических полюса.

Посреднические полюса — это передача знаний, маркетинговое посредничество, клиническое исследование.

Смысл управления раскрывается как всевозможное содействие инновации через сеть учреждений и посредством необходимой инфраструктуры. Причем важно учесть, что в процессе формирования различных типов режимов инноваций происходит новое распределение трудовых обязанностей. В исследовании Roel Nahuis, Dirk Stemerding понятия «режим инноваций» и «инновационная сеть» используются как эвристические для того, чтобы показать смысл идеи.

Aija Leiponena, Ina Drejer утверждают, что предприятия с разными технологическими режимами находятся в разных инновационных режимах [4]. Схожего мнения придерживается Fulvio Castellacci, утверждающий, что значение вертикальных связей и обмен межотраслевыми знаниями динамично возрастает [1]. Изучение отраслевых форм инноваций все больше привлекает внимание ученых в последнее десятилетие. Наряду с понятием «режим инноваций», автор вводит понятие «технологическая парадигма», под которой понимает некую модель (шаблон) преодоления возникшей проблемы, основанной на существующих принципах, вытекающих из естественных наук

Таблица 1

Основные характеристики различных отраслевых групп новой группировки (по Fulvio Castellacci)

Отрас- левая кате- гория Подгруппы в каждой категории Основные типичные сектора Основные функции и отношения к технологическим парадигмам Технологические (инновационные) режимы Технологические траектории

Постав-щ и к и продвин у т ы х знаний Наукоемкие бизнес-ус- луги Программное обеспечение. НИОКР. Инженерия. Консультиро- вание. Опорная база знаний парадигмы ИКТ Уровень возможностей (УВ): очень высокий Внешние источники (ВИ): пользователи и университеты Присвоение: ноу-хау, авторские права Основной размер фирм (ОРФ): малые предприятия Тип инноваций (ТИ): новые услуги, организационные инновации. Инновационные расходы и стратегия (ИР и С): НиОкР, обучение, сотрудничество

Производс-твоспециализированной продукции Машины и инструменты Поддерживающая база знаний парадигмы Форда УВ: высокая ВИ: пользователи П: патенты, проект ноу-хау ОРФ: малые предприятия ТИ: новые продукты ИРиС: НИОКР, приобретение машин, покупка программного обеспечения

Мас- совое произ- водство товаров Научно-обоснованное произ вод-ство Электроника Несущие отрасли парадигмы иКт УВ: высокая ВИ: университеты и пользователи П: патенты, проекты, авторские права ОРФ: крупные предприятия ТИ: новые продукты, организационные инновации ИРиС: НИОКР, сотрудничество

Массовое произ вод-ство Автомобили Несущие отрасли парадигмы Форда УВ: средний ВИ: поставщики и пользователи П: проектирование, секретные данные ОРФ: крупные предприятия ТИ: смешанные продукты и инновационный процесс ИРиС: нИоКР, приобретение оборудования, механизмов

Инфра- струк- турные услуги Услуги сетевой инфраструктуры Телекоммуни- кации. Финансы Поддерживающая инфраструктура парадигмы ИКТ УВ: средний ВИ: поставщики и пользователи П: стандарты, нормы, проекты ОРФ: крупные предприятия ТИ: смешанный процесс, сервис и организационные инновации ИРиС: приобретение программного обеспечения, обучение

Услуги физической инфраструктуры Транспорт. Оптовая торговля Поддерживающая инфраструктура парадигмы Форда УВ: низкий ВИ: поставщики П: стандарты, нормы, проекты ОРФ: крупные предприятия ТИ: процесс ИРиС: приобретение машин и механизмов, программного обеспечения

Личные товары и услуги Ключевые поставщики товаров Текстиль и одежда Они повышают качество конечной продукции и услуг в рамках получения и воплощения технологий, имеющих отношение к различным парадигмам УВ: средний ВИ: поставщики и конечные пользователи П: торговые марки, проекты ноу-хау ОРФ: малые предприятия ТИ: процесс ИРиС: приобретение оборудования, механизмов

Ключевые поставщики услуг Гостиницы и рестораны УВ: низкий ВИ: поставщики П: нетехнические средства ОРФ: малые предприятия ТИ: процесс ИРиС: приобретение машин, обучение

26

Рис. 2. Группировка отраслевых тенденций в области инноваций в сфере производства и услуг

27

д

ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ И ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ

и отдельных отраслей промышленности. Концептуально, «технологическая парадигма» определяет те потребности, которые должны быть реализованы, научные принципы, используемые для выполнения этой задачи, технологию и материалы, которые будут использоваться. На рисунке 2 представим идею Fulvio Castellacci о новой группировке отраслевых тенденций в области инноваций в сфере производства и услуг.

В таблице 1 представим основные характеристики различных отраслевых групп новой группировки.

Типы технологических режимов (или режимов инноваций) формируются по 4 критериям: уровень реализации возможностей; внешние источники; характер присвоения; основной размер предприятий.

В результате исследования существующих подходов к раскрытию сущности понятия «режим инноваций» позволило нам сформировать следующее определение: режим инноваций — это некий набора правил, которым должен следовать хозяйствующий субъект для достижения максимально эффективного развития своего инновационного пространства при влиянии уже сформировавшейся совокупности условий и факторов.

С нашей точки зрения, совершенствование механизма управления инновационным развитием на основе внедрения режима инноваций должно стать важной составляющей стратегического управления социально-экономическим развитием страны и отдельных регионов, поскольку позволяет определить максимально точную стратегию их инновационного развития.

Литература

1. Castellacci F. Technological paradigms, regimes and trajectories: Manufacturing and service industries in a new taxonomy of sectoral patterns of innovation. Oslo: MPRA Paper No. 26408. — posted 9. — 40 p.

2. Godoe H. Innovation regimes, R&D and radical innovations in telecommunications // Research Policy. — Volume 29. — Issue 9. — December 2000. — Pp. 1033-1046

3. Heidenreich M., Krauss G. The BadenWьrttemberg production and innovation regime. Past successes and new challenges. Carl von Ossietzky University Oldenburg, Germany. P. 214-244. URL: http://www.uni-oldenburg.de/sozialstrukturanalyse/

4. Leiponena A., Drejer I. What exactly are technological regimes? Intra-industry heterogeneity in the organization of innovation activities // Research Policy. — 2007. — №36. — Pp. 1221-1238.

5. Kaivo-oja J. Towards integration of innovation systems and foresight research firms and corporations // Finland futures research centre FFRC publications. — 2006. — №2. — 40 p.

6. Kwasnicki W. Innovation regimes, entry and market structure. University of Wroclaw, 1995. — 54 р.

7. Nahuis R., Stemerding D. Genomics as a new innovation regime. Towards a research agenda // Science, Technology, and Policy Studies University of Twente. — №3. — p. 5 URL: http://www.enid-europe.org/winter/summer_school/Roel_Nahuis_Paper.pdf

КЛЮЧЕВЫЕ ОТЛИЧИЯ ПРОЕКТОВ ПО СОЗДАНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ

Т.В. Маршалкина,

аспирант кафедры оценки и управления собственностью Финансового университета

при Правительстве Российской Федерации (г. Москва)

tmarshalkina@gmail.com

В статье рассмотрены основные подходы к определению инновационного проекта в России и за рубежом, сформулированы особенности инновационных проектов, их место в системе инвестиционных проектов. Выделено 5 ключевых особенностей управления проектом по созданию инновационных продуктов.

Ключевые слова: инновационный проект, инновационный продукт, управление проектами, инновационный риск, проекты по созданию инновационных продуктов.

УДК 338.28 ББК 65.291.551

В настоящее время лидерство страны в конкурентной борьбе на мировом рынке определяется наиболее эффективным механизмом инновационной деятельности и инфраструктурой реализации инноваций. По данным R&D Magazine, в России в 2011 году расходы на инновации составили 1,05% ВВП (24,9 млрд долларов), в США — 2,8% ВВП, (427 млрд долларов) и в Китае — 1,5% ВВП (175 млрд долларов).

Существующие проблемы с низкой эффективностью внедрения инноваций в России связаны, в частности, с различными трактовками понятия инновационных проектов и не устоявшимися практиками управления ими. Например, до сих пор существуют расхождения по вопросу включения стадий исследования и разработок (НИОКР) в область управления инновационными проектами, либо выделения этой стадии в качестве предпроектной активности.

Международные стандарты Организации Экономического Сотрудничества и Развития определяют инновацию [1], как ввод в употребление какого-либо нового или модернизированного продукта (услуги или процесса), ранее не существовавшего способа маркетинга, или инновационного организационного метода в бизнесе. Российские авторы понимают под иннова-

цией использование результатов научных исследований и разработок, направленных на улучшение процесса производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры и других сферах [2, 7, 8, 9].

Выделяют 4 типа инноваций: продуктовые, процессные, маркетинговые и организационные. Продуктовая инновация представляет собой ввод в обиход товара или услуги, являющимися новыми, или заметно улучшенными по части их характеристик или способов эксплуатации. К продуктовым инновациям можно отнести значительные усовершенствования в технических свойствах, составляющих и материалах, в программном обеспечении, в степени дружественности интерфейса по отношению к пользователю, а так же в других функциональных характеристиках.

Таким образом, к инновационным продуктам [1] относятся товары и услуги, заметно отличающиеся по своим свойствам или предназначению от продуктов, производившихся ранее. Примерами инновационных продуктов с использованием новых технологий можно считать первые микропроцессоры или цифровые фотоаппараты. Первый портативный MP3-плейр, в котором использовалась комбинация существовавшего про-

28

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.