2. Зелко А.С. Исследование устойчивости к эмоциональному стрессу студентов-гуманитариев /А.С. Зелко // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2014. - №2(24). - с.142-144.
Сятишева А.Н. магистр 6 курса Гинатуллина Н.Р. магистр 6 курса Институт Управления Экономики и Финансов
КФУ
Россия, г. Казань
ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И ВОЗРАСТА
СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИСТОВ
Аннотация. Исследования стресса носит выраженный междисциплинарный характер, охватывающий широкий диапазон методов разных наук: от биохимии до социологии. В рамках изучения стресса так же рассматривается устойчивость к нему, которая имеет понятие стрессоустойчивость.
Ключевые слова. Стресс, стрессоустойчивость, организационный стресс, стресс-толерантность.
В современных исследованиях проблемы стрессоустойчивости личности большое внимание уделяется изучению психологических, личностных детерминант, определяющих реагирование человека в условиях стресса.
В своем исследовании «Стрессоустойчивость студентов и мотивация достижения» Церковский А.Л. утверждает, что «при достаточно хорошо разработанном вопросе мотивации достижения проблема взаимосвязи мотивации достижения и стрессоустойчивости (СУ) остается актуальной. Как правило, акцентируется внимание на влиянии тревоги на успешность той или иной деятельности (в том числе учебной)» [3, с.108].
Согласно исследованиям Х. Хекхаузена, Дж. Аткинсона, Д. Мак-Клелланда, «существует связь между высоким уровнем личностной тревожности и тенденцией мотивации избегания неудачи, то есть избегание неудачи характерно для высокотревожных индивидов. Стремления к мотивации достижения при высоком уровне тревожности могут быть объяснены тем, что лицам, имеющим высокую тревожность, необходимы значимые результаты достижений в деятельности для уменьшения уровня личностной тревожности» [1].
С точки зрения Кубарьковой И.С. [2]: «изучение эмоций, стресса и стрессоустойчивости как компонентов эмоционально-волевой сферы необходимо не только для понимания нормального социального и
личностного развития студентов, но также для диагностики и коррекции психических нарушений».
На наш взгляд, стрессоустойчивость будущих специалистов имеет свои характерные особенности: студенты обладают низкой сопротивляемостью к стрессу; существует взаимосвязь между уровнем стрессоустойчивости и курсом обучения студентов.
В процессе изучения зарубежных научных публикаций по теме работы, мы обнаружили, что подобного рода исследования часто проводились на базе медицинских университетов, причем опрашивались именно студенты-медики. На наш взгляд, не только студенты-медики подвержены стрессу, поэтому нами было осуществлено исследование на базе Казанского Федерального университета.
Исследования проводились на базе Казанского Федерального университета. В опросах приняли участие студенты, обучающихся в институте управления, экономики и финансов. Данные, полученные на основе методики определения стрессоустойчивости Маклина (русскоязычная адаптация Н. Водопьяновой, свидетельствуют о наличии трех уровней стрессоустойчивости - А, АБ, Б. Данная шкала измеряет восприимчивость к организационному стрессу, связанную с недостаточным умением общаться, принимать ценности других людей, адекватно оценивать ситуацию без ущерба для своего здоровья и работоспособности, негибкостью поведения и пассивностью по отношению к активным формам отдыха и восстановления жизненных сил. Чем выше показатель организационного стресса, тем больше уязвимость к рабочим стрессам, чаще переживания дистресса, таких стресс-синдромов, как психическое выгорание, хроническая усталость, синдром менеджера. Высокий уровень организационного стресса связан с предрасположенностью к поведению типа «А»; средняя стресс-толерантность связана с предрасположенностью к поведению типа «АБ» (промежуточный тип поведения); высокая толерантность к организационному стрессу - к поведению типа «Б» — «иммунному» типу поведения.
1 2 3 4 5 6
Курс
гаивость А АБ Б
Рисунок 1. Процентное соотношение студентов с типами стрессоустойчивости А, АБ, Б на 1-6 курсах
Целесообразно отметить, что малое количество опрошенных студентов (2,67%) можно отнести к людям, с типом стрессоустойчивости «Б». Это значит, что большая часть студентов Института экономики и финансов не обладают высокой толерантностью к стрессу, следовательно, у этих людей нет «иммунитета» к нему. Большая часть опрошенных студентов (73,33%) обладает очень высокой восприимчивостью к факторам стресса, то есть относится к группе людей стрессоустойчивости типа «А». Результаты показали, что 24% опрошенных принадлежат к группе «промежуточного поведения» (тип «АБ») - то есть обладают средней стресс-толерантностью (Рисунок 1).
Курс
Рисунок 2. Графики процентного соотношения студентов с типами стрессоустойчивости А, АБ, Б на 1-6 курсах
На рисунке 2 можно проследить изменения типа стрессоустойчивости в зависимости от курса. Отметим, что самый большой процент студентов со стрессоустойчивостью. А прослеживается на 1-2 курсах, что можно объяснить адаптацией к новым условиям, личными переживаниями на первом курсе и предстоящим распределением на факультеты на втором. На третьем курсе преобладают студенты с типом стрессоустойчивости АБ, что можно объяснить тем, что студенты, возможно, после преодоления важного этапа, как распределение, расслабляются, перестают переживать, находясь уже в совершенно «родных» для себя условиях. На 4-5 курсах снова преобладает количество студентов со стрессоустойчивостью. А, что можно объяснить тем, что на 4 курсе есть необходимость выполнять выпускную квалификационную работу, готовиться к государственной аттестации, но при этом выполнять и ежедневные домашние задания по учебной программе. Пятый курс является также «адаптационным», так как в нашем исследовании 5 курс - это 1 курс магистратуры. Можно предположить, что студенты попадают в новую для себя среду, также есть необходимость учиться по программе, но при этом вплотную заниматься написанием магистерской диссертации, что приводит к увеличению стрессовых ситуаций. Что касается 6 курса, можно предположить , часть студентов ощущают высокий стресс вследствие написания магистерской диссертации, но часть помнят опыт выпускной квалификационной работы, на 4 курсе, и как следствие более стрессоустойчивы.
Таким образом, можно сказать, что для повышения уровня
стрессоустойчивости необходимо проведения психологических тренингов, личных бесед с психологом на 1, 4 и 6 курсе. В целях подготовки студентов к стрессам, как в учебе, так и для будущей работы.
Использованные источники:
1. Хеккхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хеккхаузен. - СПб: Питер; М.: Смысл, 2003. - 860 с.
2. Кубарькова И.С. Стрессоустойчивость студентов инженерных специальностей и ее генезис в процессе воспитывающей деятельности / И.С. Кубарькова // Высшее образование сегодня. - 2010. - №3. - с.51-55.
3. Церковский А.Л. Стрессоусточивость студентов и мотивация достижения / Церковский А.Л. // Вестник ВГМУ. - 2012. - Т.11. - №4. - с.107-111.
Таракин А.В., к.с. -х.н.
доцент Романова Е. С. студент группы БЭ -141 ФБГОУ ВПО «Орёл ГАУ» Россия, г. Орел
АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕРЕРАБОТКИ
ЗЕРНОВЫХ
Аннотация: В данной статье экономически обоснована эффективность переработки зерновых в современных условиях, и выдвинуты необходимые условия, способствующие улучшению экономической эффективности.
Зерновое производство - это основа аграрного сектора экономики и отраслей АПК. Важно отметить, что объемы производства и переработки зерна влияют на структуру потребления ресурсов и формирования ВВП. В современных условиях хозяйствования субъектов зернового рынка неустойчивость внешней среды приводит к колебаниям объемов зернового производства. [2] Зерно - это основа питания для населения.
Таблица 1 - Потребление продуктов питания на душу населения в год. Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупа, бобовые), кг