Сятишева А.Н. магистр 6 курса Гинатуллина Н.Р. магистр 6 курса Институт Управления Экономики и Финансов
КФУ
Россия, г. Казань
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ С ТИПОМ ЛИЧНОСТИ, СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬЮ, ГЕНДЕРНЫМ ФАКТОРОМ
Аннотация. Одной из основных целей студентов является получение знаний, а результатом можно назвать оценку преподавателя. Изучение личных качеств, а также слабых сторон необходимо для понимания личностного и социального развития студентов.
Ключевые слова. Успеваемость, тип личности, тип стрессоустойчивости, гендерный фактор.
Нередко стрессовое состояние может быть вызвано внутренними факторами - выраженной дисгармонией личности и особенностями ее склада. Одни и те же личностные особенности могут быть источниками стресса и факторами, усиливающими стресс. Английский психолог Г.Айзенк, используя предложенную Юнгом шкалу экстравертности-интровертности, построил следующую классификацию характеров с различной устойчивостью нервной системы [1]:
- меланхолик: интроверт, эмоционально неустойчивый;
- холерик: экстраверт, эмоционально неустойчивый;
- флегматик: интроверт, эмоционально устойчивый;
- сангвиник: экстраверт, эмоционально устойчивый.
Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы, по Павлову, очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интроверсии и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения.
Отметим, что в данной работе мы используем классификацию темпераментов, выдвинутую Павловым, классификацию характеров для типов личности и непосредственно саму проверку на тип - тест Айзенка.
Таким образом, используя данные обследования по шкалам экстраверсии, интроверсии и нейротизма, можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа: сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), флегматик (сильный,
уравновешенный, инертный), меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный).
Данные, полученные на основе методики определения стрессоустойчивости Маклина (русскоязычная адаптация Н. Водопьяновой, свидетельствуют о наличии трех уровней стрессоустойчивости - А, АБ, Б. Данная шкала измеряет восприимчивость к организационному стрессу, связанную с недостаточным умением общаться, принимать ценности других людей, адекватно оценивать ситуацию без ущерба для своего здоровья и работоспособности, негибкостью поведения и пассивностью по отношению к активным формам отдыха и восстановления жизненных сил. Чем выше показатель организационного стресса, тем больше уязвимость к рабочим стрессам, чаще переживания дистресса, таких стресс-синдромов, как психическое выгорание, хроническая усталость, синдром менеджера. Высокий уровень организационного стресса связан с предрасположенностью к поведению типа «А»; средняя стресс-толерантность связана с предрасположенностью к поведению типа «АБ» (промежуточный тип поведения); высокая толерантность к организационному стрессу - к поведению типа «Б» — «иммунному» типу поведения [2].
В исследовании взаимосвязи успеваемости студентов с типом личности, стрессоустойчивостью, гендерным фактором использованы линейные данные (выборка студентов 1-6 курсов) о влиянии на собственную оценку ряда факторов : Я легко (без особого напряжения) нахожу выход из проблемных (трудных) рабочих ситуаций, мешающих мне достичь поставленных целей (задач) -У; Успеваемость- XI; При возникновении проблем я незамедлительно начинаю активно действовать - Х2; После окончания рабочего дня я продолжаю думать о незавершенных или предстоящих рабочих делах - Х3; Я работаю с интересными и достойными людьми, уважаю их чувства и мнения -Х4; Я хорошо знаю свои собственные слабости и сильные качества, помогающие мне в работе - Х5; В нашей организации работает довольно много людей, с которыми у меня теплые и доверительные отношения - Х6; Мне нравится много работать, я получаю удовольствие от своей работы -Х7; На работе мне часто неинтересно, я работаю только из-за денег - Х8; Мне интересно встречаться,
разговаривать и работать с людьми различных мировоззрений, отличающихся от моих точек зрения - Х9; Часто в моей работе я берусь за большее, чем могу успеть сделать в реальное время - Х10; В выходные дни я активно отдыхаю - Х11; Я могу работать продуктивно только с теми, кто близок мне по духу (культуре, интересам, менталитету), или с теми, кто похож на меня - Х12; Я работаю прежде всего для того, чтобы заработать себе на жизнь, а не потому, что я получаю удовольствие от своей работы -Х13; В моей работе я всегда действую рационально, четко определяю приоритеты (первостепенные задачи) - Х14; На работе я часто
вступаю в спор с людьми, которые думают иначе, чем я - Х15; Я испытываю беспокойство по поводу сохранения своей работы - Х16; В моей жизни кроме работы я успеваю заняться многими другими интересными для меня делами в различных областях (развлечения, хобби, творчество и т. д.) - X17; Я расстраиваюсь, когда дело не получается так, как я хочу - Х18; Часто я не знаю, как настоять на своем в спорных вопросах - X19; Я часто не согласен (а) с моим непосредственным начальником или вышестоящими руководителями - X20; Пол X - 21; Курс- X22; Семейное положение - X23; Тип личности -Х24; Тип стрессоустойчивости - Х25. Методом наименьших квадратов и обобщенным методом наименьших. Моделирование выполнено с использованием программного продукта Gretl 1.9.11
Коэффициент Ст. ошибка г- Р-значение
статистика
со^1 -0,141734 0,816435 -0,1736 0,86246
X! 0,0582587 0,118735 0,4907 0,62453
X2 0,0861208 0,0866785 0,9936 0,32235
Х3 -0,0267632 0,0710307 -0,3768 0,70697
Х4 0,0807342 0,0786127 1,0270 0,30641
Х5 0,198762 0,0854166 2,3270 0,02158
Х6 -0,127367 0,0838809 -1,5184 0,13143
Х7 0,218063 0,0776091 2,8098 0,00576
Х8 0,0496757 0,0719828 0,6901 0,49141
Х9 0,0502345 0,0783979 0,6408 0,52285
Х10 0,0230844 0,0712677 0,3239 0,74655
Х11 0,1321 0,0704709 1,8745 0,06319
Х12 -0,0775066 0,0665791 -1,1641 0,24659
Х13 -0,0381253 0,0769259 -0,4956 0,62104
Х14 0,250142 0,082215 3,0425 0,00286
Х15 -0,111018 0,065411 -1,6972 0,09214
Х16 0,113729 0,0608316 1,8696 0,06388
Х17 -0,0204444 0,074856 -0,2731 0,78521
Х18 0,247836 0,07938 3,1222 0,00223
Х19 -0,0212448 0,065811 -0,3228 0,74737
Х20 -0,0593529 0,0700446 -0,8474 0,39841
Х21 -0,153723 0,1634 -0,9408 0,34863
Х22 -0,0125242 0,0468784 -0,2672 0,78978
Х23 0,106832 0,105224 1,0153 0,31193
Х25 0,0715542 0,139574 0,5127 0,60909
**
***
***
*
*
***
*
Среднее зав. перемен Сумма кв. остатков R-квадрат F(24, 125)
Лог. правдоподобие Крит. Шварца
2,600000 67,61504 0,495410 5,113581 -153,0804 431,4267
Ст. откл. зав. перемен 0,948330
Ст. ошибка модели 0,735473
Р-значение (Б) 5,58e-10
Крит. Акаике 356,1608
Крит. Хеннана-Куинна 386,7390
Таблица 1. Модель 1: МНК, использованы наблюдения 1-150
Из данных таблиц составляем уравнение регрессии У= -0,141734 +0,0582587 X1+ 0,0861208 X2 -0,0267632 X3 + 0,0807342 X4 + 0,198762 X5 - 0,127367 X6 + 0,218063 X7+0,0496757 X8+ 0,0502345 X9 + 0,0230844 X10 + 0,1321 X11 - 0,0775066 X12 -0,0381253 X13 + 0,250142
X14 -0,111018 X15 + 0,113729 X16 - 0,0204444 X17 + 0,247836 X18 -0,0212448 X19 - 0,0593529 X20 - 0,153723 X21 - 0,0125242 X22 + 0,106832 X23 + 0,0715542 X24; (1)
Модель (1) объясняет почти 50% колебаний собственной оценки, выполняемой студентами работ. Самое существенное отрицательное отклонение под влиянием фактора Х6 (в нашей организации работает довольно много людей, с которыми у меня теплые и доверительные отношения). Самое существенное положительное отклонение под влиянием факторов Х7, Х14, Х18. Стандартная ошибка 73%. Для улучшения качества модели мы делаем тест на избыточные переменные. Нулевая гипотеза: параметры регрессии нулевые для следующих переменных: XI, Х2, Х3, Х4, X6, X8 ,Х9 ,Х10 ,Х12 ,Х13 ,Х15 ,Х16 ,Х17 ,X19 ,X20 ,X22 , X23 ,X25. Тестовая статистика: F(18, 125) = 0,669721 р-значение = Р^(18, 125) > 0,669721) = 0,835127 Испр. R-квадрат 0,398529
Модель (1) объясняет почти 40% колебаний собственной оценки , выполняемой студентами работ. Самое существенное положительное отклонение под влиянием факторов Х7, X14, X18.
-0,141734 + 0,198762 X5 + 0,218063 X7 + 0,1321 X!! - 0, 0,250142 X14 + 0,247836 Х18 - 0,153723 + 0,0715542 Х24; (1.1)
Коэффициент Ст. ошибка 1-статистика Р-значение
со^ 0,0821936 0,417625 0,1968 0,84425
Х5 0,244508 0,073003 3,3493 0,00104 ***
Х7 0,22116 0,0659794 3,3519 0,00103 ***
Х11 0,187559 0,0581716 3,2242 0,00157 ***
Х14 0,240668 0,0680528 3,5365 0,00055 ***
Х18 0,182808 0,0656002 2,7867 0,00605 ***
Х21 -0,267586 0,142757 -1,8744 0,06291 *
Среднее зав. перемен 2,600000 Ст. откл. зав. перемен 0,948330
Сумма кв. остатков
Я-квадрат
Б(6, 143)
Лог. правдоподобие Крит. Шварца
74,13583 Ст. ошибка модели 0,720022
0,446748 Р-значение (Б) 2,29е-16
19,24525 Крит. Акаике 333,9711 -159,9855 Крит. Хеннана-Куинна 342,5330 355,0455
Тест на избыточные переменные -
Нулевая гипотеза: параметры регрессии нулевые для следующих переменных Х21
Тестовая статистика: F(1, 143) = 3,51342
р-значение = Р^(1, 143) > 3,51342) = 0,0629134
Таблица 2 .Модель 2: МНК, использованы наблюдения 1-150 Из данных таблицы 2 составляем уравнение регрессии: У = 0,0821936 + 0,244508X5+ 0,22116X7 + 0,187559X11 + 0,240668X14 + 0,182808 Х18 (2)
Модель (2) объясняет почти 46% колебаний собственной оценки , выполняемой студентами работ. Самое существенное отрицательное отклонение под влиянием фактора Х6 (в нашей организации работает довольно много людей, с которыми у меня теплые и доверительные отношения). Самое существенное положительное отклонение под влиянием факторов X5, X7, X14. Стандартная ошибка 72%.
Рис.1. Соответствиие оценки студентов и преподавателей работы студентов
Выполненный МНК позволил сформулировать следующие практикоориентированные выводы.
В целях повышения собственной оценки работ, выполняемой студентами, рекомендуется проведение обучения по выявлению собственных слабых и сильных качеств (обучение SWOT-анализу) необходимо улучшить учебный процесс для увеличения интереса обучающихся в получении новых знаний. Обучение рациональному распределению собственного времени.
Таким образом, для улучшения оценки собственной работы необходимо как изменение подхода в преподавании, для повышения мотивации студентов в получении новых знаний. Так же необходима работа с психологом для снижения уровня стрессовой нагрузки и для верной оценки собственного труда, так как на рисунке 1 четко видно, что из всех студентов всего 33,11% дают верную оценку.
Использованные источники: 1. Гильфанова Ф.М., Чиркова, О.Н., Бильданова В.Р. Стрессоустойчивость студентов педагогического вуза / Гильфанова Ф.М., Чиркова, О.Н., Бильданова В.Р. // Современные наукоемкие технологии. - 2013. - №7-2. - с.
2. Зелко А.С. Исследование устойчивости к эмоциональному стрессу студентов-гуманитариев /А.С. Зелко // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2014. - №2(24). - с.142-144.
Сятишева А.Н. магистр 6 курса Гинатуллина Н.Р. магистр 6 курса Институт Управления Экономики и Финансов
КФУ
Россия, г. Казань
ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И ВОЗРАСТА
СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИСТОВ
Аннотация. Исследования стресса носит выраженный междисциплинарный характер, охватывающий широкий диапазон методов разных наук: от биохимии до социологии. В рамках изучения стресса так же рассматривается устойчивость к нему, которая имеет понятие стрессоустойчивость.
Ключевые слова. Стресс, стрессоустойчивость, организационный стресс, стресс-толерантность.
В современных исследованиях проблемы стрессоустойчивости личности большое внимание уделяется изучению психологических, личностных детерминант, определяющих реагирование человека в условиях стресса.
В своем исследовании «Стрессоустойчивость студентов и мотивация достижения» Церковский А.Л. утверждает, что «при достаточно хорошо разработанном вопросе мотивации достижения проблема взаимосвязи мотивации достижения и стрессоустойчивости (СУ) остается актуальной. Как правило, акцентируется внимание на влиянии тревоги на успешность той или иной деятельности (в том числе учебной)» [3, с.108].
Согласно исследованиям Х. Хекхаузена, Дж. Аткинсона, Д. Мак-Клелланда, «существует связь между высоким уровнем личностной тревожности и тенденцией мотивации избегания неудачи, то есть избегание неудачи характерно для высокотревожных индивидов. Стремления к мотивации достижения при высоком уровне тревожности могут быть объяснены тем, что лицам, имеющим высокую тревожность, необходимы значимые результаты достижений в деятельности для уменьшения уровня личностной тревожности» [1].
С точки зрения Кубарьковой И.С. [2]: «изучение эмоций, стресса и стрессоустойчивости как компонентов эмоционально-волевой сферы необходимо не только для понимания нормального социального и