Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ: ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ: ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
175
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / СТРЕССОВЫЕ СОСТОЯНИЯ / СТРУКТУРА СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Докина А.А.

В статье рассматриваются вопросы развития научных взглядов относительно природы стресса и стрессовых состояний, проблемы определения понятия «стрессоустойчивость» и выделения компонентов, входящих в структуру стрессоустойчивости, различные подходы к выделению факторов влияющих на степень развития стрессоустойчивости, так же рассмотрена проблема выделения стрессоустойчивости как важного качества в социальной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ: ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

Вестник магистратуры. 2018. № 12-4(87)

ISSN 2223-4047

УДК 159.9

А.А. Докина

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ: ИСТОРИКО - ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье рассматриваются вопросы развития научных взглядов относительно природы стресса и стрессовых состояний, проблемы определения понятия «стрессоустойчивость» и выделения компонентов, входящих в структуру стрессоустойчивости, различные подходы к выделению факторов влияющих на степень развития стрессоустойчивости, так же рассмотрена проблема выделения стрессоустойчивости как важного качества в социальной работе.

Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость, стрессовые состояния, структура стрессоустойчивости личности.

Стрессу может быть подвержен любой человек вне зависимости от социального статуса и материального уровня. В России, на сегодняшний день, по приблизительным оценкам 70% россиян постоянно находятся в состоянии стресса, а треть всего населения - в состоянии сильного стресса [8], что говорит о необходимости теоретической и практической разработки проблем стресса и стрессоустойчивости.

Первоначально изучением проблемы стресса и стрессовых состояний занимались в контексте биологических проявлений. Г. Селье первым сформулировал теорию стресса, в 1936 г. он обосновал гипотезу о существовании общего адаптационного синдрома (синдрома биологического стресса), получившего впоследствии название «стресс». В рамках физиологического направления проблемы стресса исследовали У. Кеннон, И.П. Павлов, Э. Геллгорн, Л.А. Орбели, П.В. Симонов и др. Последующее развитие теории стресса связано с осознанием весомой роли теоретической и практической психологии. Р. Лазарус, Р. Ланьер, д. Фолкмен понятие «стресс» в своих работах впервые рассматривают как психологическую категорию. В исследованиях психологического стресса прослеживается попытки корреляции психических и физиологических компонентов [3].

Сегодня в данной области очень много работ и их поток не прекращается (Т. Г. Бохан, Т. Б. Дмитриева, Л. А. Китаев-Смык, Ю. В. Щербатых и другие). Сама категория стресса стала междисциплинарной, его изучают в биологии, социологии, космонавтике, этнографии, политологии, психологии и др.

Несмотря на теоретическую разработанность проблем «стресс», в психологической науке на сегодняшний день нет единого понимания содержания и определения стрессоустойчивости. Выделяются следующие подходы к определению понятия «стрессоустойчивость»: замена понятия «стрессоустойчивость» термином «эмоциональная устойчивость»; расширение смысловых границ понятия «стрессоустойчивость»; рассмотрение стрессоустойчивости относительно физиологических детерминант, в частности, через общие свойства нервной системы и темперамент; рассмотрение «стрессоустойчивости», как механизмов совладения со стрессом и механизмов психологической защиты; рассмотрение «стрессоустойчиво-сти» как готовность человека к деятельности в напряженных ситуациях; понимание стрессоустойчивость как фрустрационной толерантности.

В. А. Бодров под стрессоустойчивостью понимает «...стабильность функций организма и психики при воздействии стресс-факторов, их резистентность (сопротивляемость) и толерантность (выносливость) к экстремальным воздействиям, функциональную приспособляемость (адаптированность) человека к жизни и деятельности в конкретных экстремальных условиях и, наконец, способность компенсировать чрезмерные функциональные сдвиги (нарушения) при воздействии стрессоров» [7, с. 1775].

В социально-психологическом исследовании по формированию стрессоустойчивости у человека Ли Канг Хи сформулировал следующее определение «стрессоустойчивость - психофизическое состояние человека, обеспечивающее оптимальную адаптацию к экстремальным условиям, позволяющее решать возложенные на него служебные и бытовые задачи без потерь, то есть находясь в состоянии психофизического равновесия» [2, с. 244].

Не существует так же единого подхода к пониманию структуры стрессоустойчивости личности. Так М.Ф. Секач рассматривает стрессоустойчивость как динамическую структуру, которая включает в себя следующие компоненты: эмоциональный, интеллектуальный и волевой [2].

© Докина А.А., 2018.

Научный руководитель: Сухов Анатолий Николаевич - доктор психологических наук, профессор, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, Россия.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2018. № 12-4(87)

Р.М. Шагиев считает, что стрессоустойчивость состоит из следующих блоков: психодинамические свойства, волевые качества, особенности саморегуляции поведения и мотивация [4].

А.Л. Рудаков в качестве компонентов стрессоустойчивости выделяет: направленность личности, ситуативную и личностную тревожность, локус контроля, личностную рефлексию, самооценку, когнитивный стиль и показатели нейротизма [4].

В качестве факторов, влияющих на проявление стрессоустойчивости, выделяют: силу нервной системы (изучались Е.П. Ильиным, А.А. Коротаевым и др.); инертность и подвижность (изучались Е.М. Борисовой, Г.С. Никифоровым, З.Г. Туровской, Е.Л. Бережковской, Э.М. Алексавской и др.); уравновешенность нервных процессов (Я. Рейковский, Л.М. Митина и др.); темперамент (Я. Рейковский, А.В. Махнач, Ю.В. Бушов и др.); тревожность (А.А. Баранов, Э.В. Мильман, Л.М. Митина, И.Н. Ярушина, И.М. Фейн-герберг и др.); гендер; мотивацию; установки личности; самооценку (Б.Г. Ананьев и др.); индивидуальный стиль деятельности (изучением влияния данного фактора занимались Е.П. Ильин, М.Р. Щукин, Е.А. Климов, Б.А. Вяткин и др.) [6].

Проблема стрессоустойчивости имеет большое значение для теории и практики социальной работы. Так А.Н. Сухов отмечает, что «профессиональный социальный работник должен обладать такими важными качествами: ответственность; эмпатия; коммуникативная компетентность; конфликтологическая, антикризисная компетентность; стрессоустойчивость [4, с. 36].

По результатам ряда социально-психологических исследований среди социальных работников, а также учитывая специфику объектов их деятельности, именно стрессоустойчивость нужна социономам для сохранения своего психического здоровья. Для социального работника стрессогенные ситуации обусловлены, прежде всего, спецификой деятельности и спецификой объекта работы (клиента). Вместе с тем каждый социальный работник ощущает влияние таких характеристик деятельности как: высокая интенсивность общения с людьми и дефицит времени в работе с клиентами (из-за наличия очереди); принятие решения в условиях недостоверной информации (проще говоря, обмана со стороны клиента); повышенная критичность (или открытые нападки) со стороны клиента; высокая ответственность за принимаемые решения, так как инспектор имеет дело с материальными ценностями; ролевая неполноценность - должностное лицо не выполняет законы, которые он должен проводить в жизнь как представитель данной социальной роли по независящим от него причинам; роль «козлов отпущения» - работники службы выступают как объект, на который население «сбрасывает» свои негативные эмоции из-за сложившейся в стране ситуации и положения, в котором они оказались [1].

Таким образом, изучение проблемы стресса имеет давнюю историю, но единого понимания содержания, определения и структуры стрессоустойчивости на сегодняшний день нет, так же выделяются разнообразные личностные факторы влияющие на развитие стрессоустойчивости.

Стрессоустойчивость рассматривается как важный компонент профессиональной социальной работы, что объясняется спецификой деятельности и объекта работы (клиента), высокой интенсивность общения с людьми, принятием решения в условиях недостоверной информации, повышенной критичностью со стороны клиента, высокой ответственность за принимаемые решения, сбрасыванием населения своих негативных эмоций.

Библиографический список

1. Воронцовой М.В. Профилактика и преодоление профессиональной деформации специалистов социальной работы. Учебно-методическое пособие. - Таганрог: Изд-ль А.Н. Ступин, 2013. - 272 с.

2. Катунин А. П. Стрессоустойчивость как психологический феномен // Молодой ученый. — 2012. — №9. — С. 243-246.

3. Кузнецова Е.В., Петровская В.Г., Рязанцева С. А. Психология стресса и эмоционального выгорания : учеб. пособ. для студ. факультета психологии. / Е,В. Кузнецова, В.Г. Петровская, С.А. Рязанцева. - Куйбышев, 2012. - 96 с.

4. Михеева А. В. Стрессоустойчивость: к проблеме определения // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования. Языки и специальность. 2010. №2. С. 82-87.

5. Сухова А.Н. Социально-психологические технологии работы с различными группами населения. Учебное пособие. М.; ЮНАТИ-ДАНА. 2018. - 271 с.

6. Церковский А. Л. Современные взгляды на проблему стрессоустойчивости // Вестник ВГМУ. 2011.

7. Щелина Т. Т., Колясникова В. А. К проблеме развития стрессоустойчивости студентов психолого-педагогических направлений подготовки // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1774-1778.

8. [Электронный ресурс] // Social Stress Clinic. Режим доступа: http://www.infoecology.ru/important/statis-tika/(30.10.2018).

ДОКИНА АНАСТАСИЯ АНДРЕЕВНА - магистрант, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.