Научная статья на тему 'Взаимосвязь уровня освоения методико-теоретического раздела и спортивной квалификации студентов в медицинском вузе'

Взаимосвязь уровня освоения методико-теоретического раздела и спортивной квалификации студентов в медицинском вузе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
52
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДУЛИ / STUDENTS OF THE MEDICAL UNIVERSITY / HEALTH-IMPROVING TECHNOLOGIES / PREVENTION OF DISEASES / EDUCATIONAL MODULES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Доронцев Александр Викторович

Уровень освоения знаний, навыков и умений применять средства оздоровительной физической культуры во врачебной практике у будущих врачей характеризуется двигательной активностью, уровнем спортивной квалификации, наличием навыков здорового образа жизни. Определение приоритетных направлений образовательного модуля по предмету «Физическая культура» в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего образования 3+ (ФГОС ВО) в медицинских вузах, позволяет обучающимся освоить методико-теоретический раздел профессионально прикладной физической культуры ориентированного на освоение методических принципов применения оздоровительных технологий в профилактических и реабилитационных целях. Профилактика заболеваний с использованием адекватной двигательной активности для различных гендерно-возрастных групп людей можно считать в настоящее время достаточно актуальной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Доронцев Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interrelation between level of mastering the technique and theoretical section and sports qualification of students at the medical university

Level of development of knowledge, skills and abilities to apply means of health-improving physical culture in medical practice among the future doctors is characterized by physical activity, level of sports qualification, existence of skills in healthy lifestyle. Definition of the priority directions of the educational module in the subject "Physical culture" according to requirements of the Federal State educational standard of the higher education 3+ (FSES VO) at the medical university allows students to master the section of the professionally applied physical culture purposed for mastering the health-improving technologies focused on preventive and rehabilitation aims. Prevention of diseases with use of the adequate physical activity for various gender age groups of people is possible to consider as rather relevant now.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь уровня освоения методико-теоретического раздела и спортивной квалификации студентов в медицинском вузе»

2010. - № 3 (89). - С. 51-56.

11. Применение хронотропного индекса для анализа переносимости физической нагрузки / В.М. Михайлов, А.Б. Петров, Д.А. Донсков, Д.А. Фалеев // Теория и практика физической культуры. - 2017.- № 7. - С. 47-49.

12. Прогностический потенциал нагрузочной кардиоритмограммы раннего адаптационного периода / Н.С. Бирченко, Д.А. Похачевский, В.Н. Пожималин, А.Б. Петров // Человек. Спорт. Медицина. - 2018. - № 1 (18). - С. 46-59

REFERENCES

1. Reksha, Y.M., Gadzhimuradov, F.R., Umrnkhin, A.E. and Lapkin, M.M. (2018), "Algorithms, methods and equipment for analysis of heart rate patterns in physical load testing", Biomedical Radioelec-tronics, No. 1, pp. 33-38.

2. Lapkin, M.M., Bulatetskiy, S.V., Platonov, A.V. and Reksha, YM. (2017), "Laws of development of chronotropic reserves under physical exercises", Theory and Practice of Physical Culture, No. 1, pp. 6-10.

3. Zharkikh, A.A., Vorobyev, A.N., Birchenko, N.S. and Pokhachevsky, DA. (2018), "Importance of early adaptation period in groups with different tolerability of physical loads", Theory and Practice of Physical Culture, No. 1, pp. 92.

4. Lapkin, М.М., Platonov, A.V., Truntyagin, A.A. and Gadzhimuradov F.R. (2018), "The significance of survival predictors in a young sample", Preventive medicine, Vol. 21, No. 3, pp. 57-61.

5. Lapkin, М.М. and Pokhachevsky, A.L. (2017), "Importance of RR-interval variability in stress test", Human Physiology, Vol. 43, No. 1, pp. 71-77.

6. Lapkin, М.М. and Pokhachevsky, A.L. (2014), "Heart beat regulation during load test", I.P. Pavlov Russian Medical Biological Herald, Vol. 22, No. 4, pp. 47-53.

7. Lapkin, М.М. and Pokhachevsky, A.L. (2014), "The comparative characteristics of autonomic control and the prevention of heart arrhythmias in adolescents during physical exercise", Preventive medicine, Vol. 17, No. 3, pp. 27-31.

8. RU 2613921 C1, "Method of determining reduction potential in sportsmen, developing aerobi-canaerobic endurance", A.L. Pokhachevsky, M.M. Lapkin, V.M. Mikhailov, A.B. Petrov, App. 2015137142, 01.09.2015, Publ. 22.03.2017, Bull. 9.

9. RU 2613937 C1, "Method of determining potential level of physical working capacity at submaximal load", M.M. Lapkin, V.M. Mikhailov, A.B. Petrov, Y.M. Reksha, V.Y. Shabanov, App. 2015136686; 29.08.2015, Publ. 22.03.2017, Bull. 9.

10. Pokhachevsky, A.L. (2010), "Comparative monitoring of the functional state of the adolescent autonomic nervous system", Pediatriya. Zhurnal im. G.N. Speranskogo, Vol. 89, No. 3, pp. 51-56.

11. Mikhailov, V.M., Petrov, A.B., Donskov, D.A. and Faleev, D.A. (2017) "Chronotropic index application for exercise tolerance tests", Theory and Practice of Physical Culture, No. 7, pp. 16-19.

12. Birchenko, N.S., Pokhachevskiy, DA., Pozhimalin, V.N. and Petrov, A.B. (2018), "Prognostic potential of exercise cardiac rhythmgram during early adaptation period", Human. Sport. Medicine, Vol. 18, No. 1, pp. 46-59.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 05.05.2019

УДК 796.011.3

ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ ОСВОЕНИЯ МЕТОДИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА И СПОРТИВНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Александр Викторович Доронцев, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физической культуры, Астраханский государственный медицинский

университет

Аннотация

Уровень освоения знаний, навыков и умений применять средства оздоровительной физической культуры во врачебной практике у будущих врачей характеризуется двигательной активностью, уровнем спортивной квалификации, наличием навыков здорового образа жизни. Определение приоритетных направлений образовательного модуля по предмету «Физическая

культура» в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего образования 3+ (ФГОС ВО) в медицинских вузах, позволяет обучающимся освоить методико-теоретический раздел профессионально прикладной физической культуры ориентированного на освоение методических принципов применения оздоровительных технологий в профилактических и реабилитационных целях. Профилактика заболеваний с использованием адекватной двигательной активности для различных гендерно-возрастных групп людей можно считать в настоящее время достаточно актуальной.

Ключевые слова: студенты медицинского университета, оздоровительные технологии, профилактика заболеваний, образовательные модули.

INTERRELATION BETWEEN LEVEL OF MASTERING THE TECHNIQUE AND THEORETICAL SECTION AND SPORTS QUALIFICATION OF STUDENTS AT THE

MEDICAL UNIVERSITY

Alexander Viktorovich Dorontsev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Department chairman, Astrakhan State Medical University

Annotation

Level of development of knowledge, skills and abilities to apply means of health-improving physical culture in medical practice among the future doctors is characterized by physical activity, level of sports qualification, existence of skills in healthy lifestyle. Definition of the priority directions of the educational module in the subject "Physical culture" according to requirements of the Federal State educational standard of the higher education 3+ (FSES VO) at the medical university allows students to master the section of the professionally applied physical culture purposed for mastering the health-improving technologies focused on preventive and rehabilitation aims. Prevention of diseases with use of the adequate physical activity for various gender - age groups of people is possible to consider as rather relevant now.

Keywords: students of the medical university, health-improving technologies, prevention of diseases, educational modules.

Освоение образовательных модулей и общекультурных компетенций по предмету «Физическая культура» в медицинских вузах позволяет обучающимся овладеть навыками профилактики профессиональных заболеваний с использованием средств оздоровительной физической культуры [4]. Способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности являются одним из методологических подходов в подготовки будущего специалиста [1, 2, 3, 8]. Успешность решения учебных задач по физической культуре студентов медицинского вуза во многом определяется эффективностью использования средств физической культуры, направленных на формирование знаний умений и навыков, обеспечивающих профилактику заболеваний у различного контингента [5]. Умение назначить пациентам адекватный двигательный режим, позволит не только избежать неадаптивных реакций, но и повысить резервные возможности организма [10]. Владение навыками использования средств физической культуры в реабилитационном и пост реабилитационном периодах - это одна из приоритетных компетенций будущего врача [7]. Немаловажным фактором в компетенции будущих врачей является умение работать со спортсменами различной квалификации [6]. Во многих случаях от компетенции врача зависит длительность реабилитационного периода, обусловленного грамотным назначением двигательного режима [9, 11, 12]. В связи с этим нами были проведены исследования взаимосвязи уровня спортивной квалификации студентов и показателями освоения знаний и умений назначать эффективный двигательный режим пациентам различных гендерно возрастных групп.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследования проводились среди студентов Астраханского ГМУ 5 - х курсов лечебного и педиатрического факультетов в количестве 82 человек, в ходе работы были анализированы результаты бально-рейтинговой системы по физической культуре за все время обучения, показатели спортивной квалификации, результаты участия в спортивно

массовых мероприятиях. Из общего количества студентов были определены три группы студентов, первая группа студентов не имеющих спортивных разрядов (п - 32), вторая; студенты, имеющие массовые спортивные разряды (п2 - 31) и третья группа студентов (п3 - 19) спортивная квалификация которых соответствовала - I спортивному разряду, кандидат в мастера спорта (КМС) и мастер спорта (МС). Статистическая обработка проведена с использованием стандартных методов вариационной статистики (81аЙ8Йса 10,0). Достоверность различий оценивали по критерию 1 Стьюдента. Различия считались достоверными при р <0,05. Корреляционный анализ выполнен с использованием коэффициента корреляции Пирсона.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Критерии, включенные в исследование: уровень спортивной квалификации; результаты методико-теоретических тестов.

Критерии исключения: в исследовании не учитывались результаты тестирования студентов, имевших квалификации «Тренер по виду спорта» и «Инструктор по виду спорта».

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Средний показатель бально-рейтинговой оценки подготовленности по предмету «Физическая культура» среди обучающихся на 5 курсе составил - 67,3±3,5 балла, при этом в группе (п1 =32) 65,3±2,1 балла, в группе (п2=31) 69,7±2,7 балла и (пэ=19) - 80,5±2,5 балла. Как было установлено, что студенты, имевшие высокую спортивную квалификацию (пз=19) имели выраженную положительную корреляцию с результатами освоения практических тестов и теоретическим блоком (г = 0,701), студенты (п2=31) имеющие массовые спортивные разряды также показали значимую взаимосвязь между уровнем физической подготовленности и блоком методико-теоретических вопросов применения средств физической культуры в оздоровительных целях (г = 0,417). Уровень развития физических качеств, знаний и умений применять средства физической культуры и спорта в профилактических и реабилитационных направления, в группе (ш=32) соответствовал средним показателям на курсе. В теоретическом разделе вопросов о назначении оздоровительного двигательного режима различным возрастным группам населения лидировали студенты с высокой спортивной квалификацией набравшие 8,1±0,2 баллов из 10 возможных (р <0,05), второй результат в 7,2±0,5 балла был определен у студентов массовых спортивных разрядов (р < 0,05) и показатель 6,3±0,7 балла был выявлен у студентов занимающихся физической культурой в рамках образовательной программы вуза. В блоке вопросов морфофунк-циональных изменений в организме человека под воздействием регулярных занятий физической культурой и спортом лучшие показатели были выявлены у групп (п3=19) 9,1±0,3 балла (р <0,05) и (п2=31) 8,0±0,3 балла (р <0,05), показатели группы (п1=32) соответствовали 7,2±0,3 балла. В разделе вопросов определения методики, персонифицированной адекватной физической нагрузки для пациентов с патологией сердечно - сосудистой системы лучший результат в 7,2±0,2 балла (р <0,05) был выявлен у студентов высоких спортивных разрядов (п3 = 19), у групп (п = 32) и (п2 = 31) результат определялся в 5,9±0,3 и 5,8±0,4 балла соответственно. В блоке вопросов определения уровня физической нагрузки при травмах опорно-двигательного аппарата в пост реабилитационный период лидировали студенты с высокой спортивной квалификацией 8,8±1,0 балла (р <0,05), 7,7±0,9 балла (р <0,05) набрали студенты массовых спортивных разрядов. Наименьший результат был определен у студентов, не имевших спортивной квалификации 6,3±0,7 балла. В вопросах, характеризующих комплексное понятие здорового образа жизни, большая доля положительных ответов принадлежала студентам групп (п2=31) и (п3=19), которые набрали по 8,1±0,2 и 8,0±0,2 балла (р <0,05), соответственно. В группе (ш=32) положительные ответы оценивались в 6,7±0,5 балла.

ВЫВОДЫ

Таким образом, на основании полученных результатов, можно высказать мнение, о том, что выявленная закономерность овладения высоким уровнем умений и навыков применять средства физической культуры и спорта в профилактических и оздоровительных целях зависит от показателей спортивной квалификации и основана на личном опыте приобретенном во время учебно-тренировочных занятий по видам спорта. Необходимо отметить, что квалификационные требования ФГОС ВО 3+ к врачу-специалисту существенно повышены в разделах регламентирующих освоение знаний здорового образа жизни и профилактической медицины. Следовательно, уровень спортивной квалификации существенно влияет на сформированность знаний и умений применять оздоровительные технологии в целях повышения резервных показателей основных систем организма, персонифицировано определять объем и интенсивность физической нагрузки в соответствии с возрастными морфофункциональными изменениями и имеющимися патологиями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агеевец, А.В. Физическая культура в зеркале развития образовательных стандартов / А.В. Агеевец, В.Ю. Ефимов-Комаров, Л.Б. Ефимова-Комарова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 201б. - № 2 (132). - С. S-20.

2. Вольский, В.В. Разработка современных систем проверки и оценки физической подготовленности студентов вузов / В.В. Вольский, С. Л. Емельянцев // Научные труды Северо-Западного института управления. - 201б. - Т. 7. - № 2 (24). - С. 21-24.

3. Лобанов, Ю.Я. Функции физкультурно-образовательной среды вуза в реализации индивидуально-ориентированной модели обучения / Ю.Я. Лобанов, А.О. Миронов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № S (150). - С. б0-б5.

4. Петина, Э.Ш. Физкультурно-спортивные интересы и двигательная устремленность студентов медицинского вуза / Э.Ш. Петина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2015. - № 2 (120). - С. 115-11S.

5. Светличкина, А. А. Планирование интенсивности физических нагрузок на основании исследований электрокардиографии у высококвалифицированных спортсменов и студентов Астраханского ГМУ / А.А. Светличкина, О.А. Козлятников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 201б. - № 3 (133). - С. 214-217.

6. Студенческий спорт и повышение качества образования дисциплин по физической культуре в контексте «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» / В.Ю. Ефимов-Комаров, Л.Б. Ефимова-Комарова, Ю.В. Карпичева, П.К. Кузнецов // Научные труды Северо-западного института управления РАНХ и ГС. - 201S. - Т. 9. - № 3 (35). - С. 47-б7.

7. Синдром ранней реполяризации желудочков у профессиональных спортсменов / М. Ю. Чичков, А.А. Светличкина, М.А. Чичкова, Н.А. Ковалева // Современные проблемы науки и образования. - 201б. - № 5. - С. S1.

S. Чедов, К. В. Организационно-педагогические условия формирования культуры здоровья обучающихся образовательных организаций / К.В. Чедов, Т.И. Чедова // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании : материалы 22-й Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 1S-20 апр. 2017 г. / под науч. ред. Е. М. Дорожкина, В. А. Федорова. - Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2017. - С. 175-17S.

9. Чичкова, М.А. Возможности адаптации сердечно -сосудистой системы к физическим нагрузкам у лиц с ограниченными слуховыми возможностями / М.А. Чичкова, А.А. Светличкина // Астраханский медицинский журнал. - 201б. - Т. 11. - № 4. - С. б4-71.

10. Чичкова, М.А. Особенности ремоделирования сердечно-сосудистой системы у людей с ограниченными слуховыми возможностями в ответ на физические нагрузки (обзор литературы) / М. А. Чичкова, А.А. Светличкина // Здоровье и образование в XXI веке. - 2017. - Т. 19. - № б. - С. 3S-41.

11. Bahr, R. Understanding injury mechanism : A key component of preventing injuries in sport / R. Bahr, T. Krosshaug // British Journal of Sports Medicine. - 2005. - No. 39. - P. 324-329.

12. Hootman, J.M. Epidemiology of collegiate injuries for 15 sports: Summary and recommendations for injury prevention initiatives / J.M. Hootman, R. Dick, J. Agel // Journal of Athletic Training. -2007. - No. 42. - P. 311-319.

REFERENCES

1. Ageevets, A.V., Efimov-Komarov, V. Yu. and Efimova-Komarova, L.B. (2016), "Physical culture in a mirror of development of educational standards", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 132, No. 2, pp. 8-20.

2. Volsky, V.V. and Emelyantsev, V. V. (2016), "Development of modern systems for checking and assessing the physical readiness of university students", Scientific works of the North-Western Institute of Management, Vol. 7, No. 2 (24), pp. 21-24.

3. Lobanov, Yu.Ya. and Mironov, A.O. (2017), "Functions of the educational and physical environment of the university in the implementation of an individual-oriented model of learning", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 150, No. 8, pp. 60-65.

4. Petina, E.Sh. (2015), "Physical and sports interests and motor aspiration of medical students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 120, No. 2, pp. 115-118.

5. Svetlichkina, A.A. and Kozlyatnikov, O.A. (2016), "Planning of intensity of physical activities on the basis of electrocardiography researches at highly skilled athletes and students of the Astrakhan GMU", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 133, No. 3, pp. 214-217.

6. Efimov-Komarov, V.Yu., Efimova-Komarova, L.B., Karpicheva, Yu.V. and Kuznetsov, P.K. (2018), "Student's sport and improvement of quality of formation of disciplines on physical culture in the context of "The strategy of development of physical culture and sport in the Russian Federation until 2020"", Scientific works of the North-West Institute of Management of RANEPA, Vol. 9, No. 3 (35), pp. 47-67.

7. Chedov, K.V. and Chedova T.I. (2017), "Organizational-pedagogical conditions for the formation of a culture of health of students of educational organizations", Innovations in professional and professional-pedagogical education: materials of the 22nd International Scientific and Practical Conference, Ekaterinburg, April 18-20, 2017, Yekaterinburg, pp. 175-178.

8. Chichkov, M.Yu., Svetlichkina, A.A., Chichkova, M.A. and Kovalyova, N.A. (2016), "Syndrome of early repolarization of ventricles at professional athletes", Modern problems of science and education, No. 5, pp. 81.

9. Chichkova, M.A. and Svetlichkina, A.A. (2016), "Possibilities of adaptation it is warm - vascular system to physical activities at persons with limited acoustical opportunities", Astrakhan medical journal,, Vol. 11, No. 4, pp. 64-71.

10. Chichkova, M.A. and Svetlichkina, A.A (2017), "Features of remodeling it is warm - vascular system at people with limited acoustical opportunities in response to physical activities (the review of literature)", Health and education in the 21st century, Vol. 19, No. 6, pp. 38-41.

11. Bahr R., Krosshaug T. Understanding injury mechanism: A key component of preventing injuries in sport. British Journal of Sports Medicine. 2005; 39: 324-329.

12. Hootman J.M., Dick R., Agel J. Epidemiology of collegiate injuries for 15 sports: Summary and recommendations for injury prevention initiatives. Journal of Athletic Training. 2007; 42: 311-319.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 15.05.2019

УДК 796.817

ПУТИ РАЗВИТИЯ ЯКУТСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ БОРЬБЫ ХАПСАГАЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Иван Иванович Друзьянов, старший преподаватель, Институт физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (ИФКиС

СВФУ); Иван Иванович Барашков, ассистент, Якутская государственная сельскохозяйственная академия (ЯГСХА); Илья Афанасьевич Черкашин, доктор педагогических наук, профессор, Институт физической культуры и спорта СевероВосточного федерального университета им. М.К. Аммосова (ИФКиС СВФУ), Якутск, Якутская государственная сельскохозяйственная академия (ЯГСХА)

Аннотация

В статье представлен анализ проведенного опроса тренеров по якутской национально борьбе хапсагай с последующим анализом результатов анкетирования методом экспертных оценок, который позволил выявить проблемные вопросы, отрицательно влияющие на развитие данного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.