Научная статья на тему 'Актуальность интеграции секционных занятий видами спорта в общеобразовательное пространство средней школы'

Актуальность интеграции секционных занятий видами спорта в общеобразовательное пространство средней школы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
197
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ВНЕУРОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ / УЧАЩИЕСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ / PHYSICAL CULTURE / AFTER-HOUR OCCUPATIONS / PUPILS OF MIDDLE SCHOOL CLASSES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Доронцев Александр Викторович, Ермолина Наталья Владимировна, Зинчук Нина Аркадьевна

В работе рассматривается актуальность секционных занятий видами спорта и результат их интеграция в единое образовательное пространство. Проведенное исследование позволило определить оптимальный двигательный режим для учащихся средних классов, составить прогностическую модель уровня развития физических качеств. Интеграция урочной и внеурочной деятельности по физическому воспитанию способствует развитию и восполнению двигательной активности учащихся, устойчивого интереса к занятиям физической культуры, спортом, социализации личности в современных условиях. Полученные результаты использованы для составления программ внеурочных занятий двигательной активностью школьников средних классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Доронцев Александр Викторович, Ермолина Наталья Владимировна, Зинчук Нина Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Relevance of integration of clubs sports occupations in general education space of secondary school

The relevance of the clubs occupations and their integration into uniform educational space is considered in the article. The conducted research allowed defining the optimum motive mode for the studying at middle school, making the predictive model of the level of development of the physical qualities. Integration of the fixed and extracurricular activities in physical training contributes to the development and completion of the physical activity of pupils, steady interest in occupations with physical culture, sport, socialization of the personality in modern conditions. The received results are used for drawing up programs of after-hour occupations with the physical activity for the school students of middle school classes.

Текст научной работы на тему «Актуальность интеграции секционных занятий видами спорта в общеобразовательное пространство средней школы»

Internal Affairs of the Russian Federation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 161, No. 7, pp. 185-188.

Контактная информация: domrachevaE555@gmail.com

Статья поступила в редакцию 29.01.2019

УДК 378.14:796.011

АКТУАЛЬНОСТЬ ИНТЕГРАЦИИ СЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ВИДАМИ СПОРТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Александр Викторович Доронцев, кандидат педагогических наук, доцент, Астраханский государственный медицинский университет; Наталья Владимировна Ермолина, кандидат педагогических наук, доцент, Нина Аркадьевна Зинчук, кандидат

педагогических наук, доцент, Астраханский государственный университет

Аннотация

В работе рассматривается актуальность секционных занятий видами спорта и результат их интеграция в единое образовательное пространство. Проведенное исследование позволило определить оптимальный двигательный режим для учашдхся средних классов, составить прогностическую модель уровня развития физических качеств. Интеграция урочной и внеурочной деятельности по физическому воспитанию способствует развитию и восполнению двигательной активности учащихся, устойчивого интереса к занятиям физической культуры, спортом, социализации личности в современных условиях. Полученные результаты использованы для составления программ внеурочных занятий двигательной активностью школьников средних классов.

Ключевые слова: физическая культура, внеурочные занятия, учащиеся средних классов.

RELEVANCE OF INTEGRATION OF CLUBS SPORTS OCCUPATIONS IN GENERAL EDUCATION SPACE OF SECONDARY SCHOOL

Alexander Viktorovich Dorontsev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Department chairman, Astrakhan State Medical University; Natalya Vladimirovna Ermolina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Nina Arkadievna Zinchuk, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Astrakhan State University

Annotation

The relevance of the clubs occupations and their integration into uniform educational space is considered in the article. The conducted research allowed defining the optimum motive mode for the studying at middle school, making the predictive model of the level of development of the physical qualities. Integration of the fixed and extracurricular activities in physical training contributes to the development and completion of the physical activity of pupils, steady interest in occupations with physical culture, sport, socialization of the personality in modern conditions. The received results are used for drawing up programs of after-hour occupations with the physical activity for the school students of middle school classes.

Keywords: physical culture, after-hour occupations, pupils of middle school classes.

ВВЕДЕНИЕ

Основой образовательного процесса в средней образовательной школе является комплексная педагогическая система, включающая внеурочные образовательные формы [2]. Недостаточная физическая активность отрицательно влияет на функциональные резервы сердечно-сосудистой и дыхательной систем [5, 6, 7, 9]. В этой связи актуальной проблемой остается разработка методик внеурочных занятий в спортивных секциях по видам спорта, умением определять для детей индивидуальный уровень адекватной физической нагрузки [4]. Потенциальная возможность занятий в спортивных секциях по видам спорта обусловлена не только развитием физических качеств, но и активной социализацией занимающихся спортом [3]. Соответственно планирование и структурирование дополнительных занятий в спортивных клубах образовательных учреждений необходимо

предусмотреть множество факторов, влияющих на эффективность учебно-тренировочных занятий [8]. Значительный вклад в эффективности внеурочных занятий вносит согласованная позиция родителей школьников, учителей физической культуры и тренеров по видам спорта [1]. В связи с этим нами было проведено исследование о повышении двигательной активности школьников посредством интеграции дополнительных занятий видами спорта в общеобразовательный процесс в средней школе.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 27 г. Астрахани в течение 20162017 учебного года. В исследовании приняли участие учащиеся 6-7 классов в количестве 53 человек. Материалом для исследования послужили данные ежегодного и текущего медицинского контроля, результаты тестирования и контрольных нормативов, результаты анкетирования родителей школьников, участвующих в исследовании. Для определения уровня физического развития была использована «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» под общей редакцией В.И Ляха, А.А. Зданевича. Все исследуемые были разделены на две группы; контрольную учащиеся которой занимались физической культурой в рамках образовательной программы средней школы - 27 человек из них 12 мальчиков и 15 девочек (п = 27) и группы сравнения в которой дети занимались в секциях по видам спорта с недельной нагрузкой от 6 до 18 часов - 26 человек из них 17 мальчиков и 9 девочек (п2 = 26). Статистическая обработка проведена с использованием стандартных методов вариационной статистики (Statistica 10,0). Достоверность различий оценивали по критерию 1 Стьюдента. Различия считались достоверными при р <0,05.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Представляет интерес результат анкетирования родителей учеников (97 чел.) средней образовательной школы № 27 г. Астрахань, так более 25% из них не интересуются результатами физической подготовленности детей, для подавляющего большинства родителей - 86,3% приоритетными предметами были названы математика, русский язык, физика, биология, химия. Только 12,7% анкетируемых определили физическую культуру, одним из важных предметов средней школы, в тоже время практически все родители сошлись во мнении, что здоровье детей является самым важным показателем. Более 70% родителей уверены, что систематические занятия спортом негативно скажутся на успеваемости детей по общеобразовательным предметам, около 30% выразили желание чтобы их ребенок занимался в спортивной секции, но только в формате «для себя», 24% представляли для детей свободу выбора секции по виду спорта. В родительском рейтинге в первой тройке видов спорта для мальчиков лидировали футбол, единоборства и плавание, для девочек -бальные танцы, художественная гимнастика, спортивные игры. В результате личных бесед, было выявлено, что 10% родителей мужчин и 7% женщин регулярно от 2 до 6 часов в неделю занимаются двигательной активностью и 17% мужчин и 9% женщин занимаются физическими упражнениями эпизодически (участие в спартакиадах, занятия оздоровительными видами спорта во время летнего отпуска и выездов на природу), более 50% опрошенных мужчин и 61% женщин не считают нужным систематически заниматься физической культурой и спортом. В тоже время более 30% родителей мужчин и женщин высказали желание заняться оздоровительной физической культурой, преимущественно назывались такие виды двигательной активности как плавание и занятия в тренажерном зале.

Как свидетельствуют результаты исследования из группы сравнения (п2 = 26), только 26,9% занимались в городских спортивных школах дополнительного образования и 74,1% занимались в школьных спортивных секциях.

При изучении динамики уровня развития физических качеств (таблица 1), за время исследования наиболее высокие показатели отмечались у школьников, занимающихся в спортивных секциях, менее выраженные показатели наблюдались у детей, двигательная

активность которых ограничивалась физической культурой в рамках программы средней образовательной школы.

Таблица 1 - Показатели уровня физической подготовленности школьников 13-14 лет контрольной и экспериментальной групп_

Показатель п1 = 27 КГ п2 = 26 ЭГ П = 27 КГ п2 = 26 ЭГ П = 27 КГ п2 = 26 ЭГ

М | Д. М | Д. М | Д. М | Д. М | Д. Мал. | Дев.

Начало учебного года Через 4 месяца Конец учебного года

Бег 30 м, с 5,5± 0,2 6,0± 0,2 5,1± 0,2* 5,3± 0,2* 5,3± 0,2 5,7± 0,2 5,0± 0,2 5,2± 0,2* 5,3± 0,2 5,6± 0,2 4,9± 0,2* 5,2± 0,2*

Бег 500 м (с) дев. - 2,40± 0,10 - 2,17± 0,10* - 2,30± 0,10 - 2,08± 0, 10 - 2,25± 0,10* - 2,04± 0,10*

Бег 1000 м (с) мал. 4,50± 0,20 - 4,10± 0,10* - 4,30± 0,10 - 4,02± 0,10* - 4,20± 0,10 - 3,58± 0,10* -

Прыжок в длину с места (см) 155± 15 140± 10 165± 10 150± 10 160± 10 145± 10 168± 10 158± 10 165± 10 152± 10 168± 10 160± 10

Челночный бег 4x9 (с.) 11.0± 0,8 12,5± 1,0 10,2±0, 5 10,5± 0,7 10,8± 0,5 11,4± 0,5 10,0± 0,5* 10,4± 0,8* 10,5± 0,5 11.0± 0,6 9,8± 0,5* 10,1± 0,5*

Подтягивание на высокой перекладине (кол-во раз) 7,0± 1,2 - 7,0± 1,4 - 7,8± 1,2 - 7,4± 1,2 - 8,1± 1,4 - 8,0± 1,2 -

Подъем туловища за 1 минуту, пол. лежа 31± 5 26± 5 40± 5* 34± 5 32± 5 28± 5 43± 5* 39± 5* 33± 5 30± 5 44± 5* 42± 5*

Примечание: * — р<0,05

Наиболее выраженные показатели физической подготовленности были выявлены у мальчиков, занимающихся легкой атлетикой, плаванием и футболом, они лидировали в ско-ростно-силовых показателях и результатах на выносливость, дети занимавшиеся спортивными единоборствами, настольным теннисом и волейболом показывали высокие результаты в координационном тесте. Среди девочек высокие показатели скоростно-силовых качеств и выносливости определялись у занимающихся гандболом и плаванием, представители спортивных танцев, художественной гимнастики лидировали в тестах на координацию и быстроту. При анализе перенесенных заболеваний детьми в течении учебного года, вошедших в исследование, было установлено, что дети, занимающиеся в спортивных секциях на 33,2% (р<0,05) были менее подвержены острым респираторным вирусным инфекциям. Общее количество пропусков занятий по медицинским показателям в год в экспериментальной и контрольной группах, составило - 5,84 часа и 8,11 часа в год в расчете на одного ребенка соответственно.

Данные автокорреляционного анализа позволили выявить достоверную взаимосвязь между количеством школьников, систематически занимающихся в спортивных секциях и числом родителей, занимающихся двигательной активностью в режиме дня (г = 0,602).

ВЫВОДЫ

Таким образом установлено, что влияние режима двигательной активности проявляется в том, что у школьников, систематически занимающихся в спортивных секциях, выше показатели физической подготовленности, физического развития и ниже уровень заболеваемости.

В контрольной группе (п = 27), у школьников, которые занимались двигательной активностью преимущественно в рамках школьной программы на уроках физической

культуры, был выявлен средний уровень физической подготовленности. Заболеваемость в данной группе детей в течении года соответствовала средним показателям по школе.

В группе сравнения (n2 = 26), дети систематически занимавшихся избранным видом спорта, участвовали в спортивных соревнованиях, массовых спортивных мероприятиях «Азимут», «Беги за мной» и др., показали высокий уровень развития скоростных качеств и выносливости, в тоже время развитие силовых качеств соответствовал средним показателям. Уровень заболеваемости в данной группе отличался минимальными значениями.

Необходимо отметить, что наличие в классах детей, систематически занимающихся спортом, положительно влияет на активность учащихся на уроках физической культуры, повышает стремление детей соответствовать более высокому уровню развития физических качеств, умению выполнять задания содержащие сложно координационные элементы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Криволапчук, И.А. Факторная структура функционального состояния мальчиков 13-14 лет / И.А. Криволапчук, М.Б. Чернова // Физиология человека. - 2017. - Т. 43. - № 2. - С. 43-55.

2. Писаренкова, Е.П. Дифференцированная методика развития специфических координационных способностей у школьников 7-15 лет / Е.П. Писаренкова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2013. - № 2. - С. 141-148.

3. Подольская, О.А. Бег как одно из составляющих физического развития ребенка в ДОУ / О.А. Подольская, Т.А. Бизина // Гуманитарные научные исследования. - 2015. - № 3 (43). - С. 58-60.

4. Светличкина, А.А. Планирование интенсивности физических нагрузок на основании исследований электрокардиографии у высококвалифицированных спортсменов и студентов Астраханского ГМУ / А.А. Светличкина, О.А. Козлятников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 3 (133). - С. 214-217.

5. Синдром ранней реполяризации желудочков у профессиональных спортсменов / М.Ю. Чичков, А.А. Светличкина, М.А. Чичкова, Н.А. Ковалева // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - С. 81.

6. Чичкова, М.А. Возможности адаптации сердечно -сосудистой системы к физическим нагрузкам у лиц с ограниченными слуховыми возможностями / М.А. Чичкова, А.А. Светличкина // Астраханский медицинский журнал. - 2016. - Т. 11. - № 4. - С. 64-71.

7. Чичкова, М.А. Особенности ремоделирования сердечно-сосудистой системы у людей с ограниченными слуховыми возможностями в ответ на физические нагрузки (обзор литературы) / М.А. Чичкова, А.А. Светличкина // Здоровье и образование в XXI веке. - 2017. - Т. 19. - № 6. - С. 38-41.

8. Kenney, W.L. Physiology of Sport and Exercise / W.L. Kenney, J. Wilmore, D. Costill. - Published by Champaign, IL : Human Kinetics, 2015. - 640 p.

9. Modifiable lifestyle behavior patterns, sedentary time and physical activity contexts: a cluster analysis among middle school boys and girls in the SALTA study / E.A. Marques, A.N. Pizarro, P. Figueiredo, J. Mota, M.P. Santos // Prev Med. - 2013. - 56 (6). - P. 413-415.

REFERENCES

1. Krivolapchuk, I.A. and Chernova, M.B. (2017), "Factor structure of the functional state of boys aged 13-14", Human Physiology, Vol. 43, No. 2, pp. 43-55.

2. Pisarenkova, E.P. (2013), "Differential methodology for the development of specific coordination abilities in schoolchildren 7-15 year", Izvestiya Tula State University, No. 2, pp. 141-148.

3. Podolsky, O.A. and Bizina, T.A. (2015), "Run as one of components of physical development of the child in the preschool educational institution", Humanitarian scientific research, No. 3 (43), pp. 5860.

4. Svetlichkina, A.A. and Kozlyatnikov, O.A. (2016), "Planning of intensity of physical activities on the basis of electrocardiography researches at highly skilled athletes and students of the Astrakhan GMU", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 133, No. 3, pp. 214-217.

5. Chichkov, M.Yu., Svetlichkina, A.A., Chichkova, M.A. and Kovalyova, N.A. (2016), "Syndrome of early repolarization of ventricles at professional athletes", Modern problems of science and education, No. 5, pp. 81.

6. Chichkova, M.A. and Svetlichkina, A.A. (2016), "Possibilities of adaptation it is warm - vascular system to physical activities at persons with limited acoustical opportunities", Astrakhan medical

journal, Vol. 11, No. 4, pp. 64-71.

7. Chichkova, M.A. and Svetlichkina, A.A (2017), "Features of remodeling it is warm - vascular system at people with limited acoustical opportunities in response to physical activities (the review of literature)", Health and education in the 21st century, Vol. 19, No. 6, pp. 38-41.

8. Kenney, W.L., J. Wilmore, D. Costill (2015), Physiology of Sport and Exercise, Published by Human Kinetics, Champaign, IL.

9. Marques, E.A., Pizarro, A.N., Figueiredo, P., Mota, J., Santos, M.P. (2013), "Modifiable lifestyle behavior patterns, sedentary time and physical activity contexts: a cluster analysis among middle school boys and girls in the SALTA study", Prev Med., No. 56 (6), pp. 413-415.

Контактная информация: aleksandr.doroncev@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 23.01.2019

УДК 796.011.3

РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ У СТУДЕНТОК ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ОТДЕЛЕНИИ ОБЩЕФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Елена Самуиловна Дубкова, старший преподаватель,

Фаиля Равильевна Сибгатулина, кандидат педагогических наук, профессор, Российский университет транспорта (МИИТ), г. Москва

Аннотация

В данной работе представлены результаты опроса ста пятидесяти студентов 1-2 курса о развитии физических качеств средствами занятий физической культурой в вузе. На основе данного опроса был проведен эксперимент со студентками второго курса РУТ (МИИТ) по развитию физического качества - гибкость. Из проведенного эксперимента можно сделать вывод, что, систематически выполняя специальный комплекс упражнений, подобранный нами, такое физическое качество, как гибкость можно улучшить, даже за три месяца тренировок. Условием достижения положительного результата служит регулярность выполнения специального комплекса упражнений на растяжку.

Ключевые слова: физическая подготовка студентов технического вуза; социологический опрос; методы анкетирования; физические качества; гибкость.

DEVELOPMENT OF FLEXIBILITY AMONG THE STUDENTS OF TECHNICAL COLLEGE WHO ARE ENGAGED IN GROUP OF ALL-PHYSICAL PREPARATION

Elena Samuilovna Dubkova, the senior teacher,

Failya Ravilevna Sibgatulina, the candidate of pedagogical sciences, professor, Russian University of Transport, Moscow

Annotation

This study presents the results of the poll of 150 students of the 1st -2nd courses about development of the physical qualities by means of the physical education at higher educational institution. On the basis of this poll the experiment with the students of the second year of RUT (MIIT) on development of their flexibility was made. From the made experiment it is possible to draw a conclusion that carrying out systematically the special set of exercises, which is picked up by us, such physical quality as flexibility can be improved, even in three months of trainings. The regularity of performance of a special set of exercises for extension serves as a condition of achievement of the positive result.

Keywords: physical training of students of technical college, sociological poll, questioning methods, physical qualities, flexibility.

ВВЕДЕНИЕ

Качеству преподавания предмета «Физическая культура» в Российском университете транспорта (МИИТ) всегда уделялось очень большое внимание, так как хорошая физическая подготовка позволяет лучше справляться со многими проблемами, которые встречаются на пути современного молодого человека. Занятия физкультурой позволяют

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.