критического отношения к предикату «физический» у отдельных студентов; актуализация понятия «телесное воспитание»; нарастание поляризации, с одной стороны, «физического воспитания», «телесного воспитания» и «физической культуры», а, с другой стороны, «тусовочной жизни» и «виртуальной жизни»; усиливающееся понимание «спорта», как особого «образа жизни», не тождественного «физическому» или «телесному воспитанию».
ЛИТЕРАТУРА
1. «Живое мышление» и характер профессиональных представлений у студентов вузов физической культуры / В.А. Пегов, Л.П. Грибкова, А.В. Пегова, К.А. Радонегова // Учёные записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2018. - № 5 (159). - С. 205-209.
REFERENCES
1. Pegov, V.A., Gribkova, L.P., Pegova, A.V. and Radonegova K.A. (2018) ""Living thinking" and the nature of professional perceptions of university students of physical culture", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, № 5 (159), pp. 205-209.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.06.2019
УДК 796.011
ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ВРАЧАМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ ПО ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЕ И СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЕ
Эльмира Шамильевна Петина, преподаватель, Ксения Александровна Доронцева, студентка, Астраханский государственный медицинский университет
Аннотация
Послевузовское профессиональное образования врача по специальности «Лечебная физкультура и спортивная медицина» обеспечивает овладение врачом - клиническим ординатором в полном объеме систематизированных теоретических знаний по лечебной физкультуре и спортивной медицине, практическими умениями и навыками, необходимыми для эффективной работы в области физической реабилитации пациентов с различными видами патологий, снижения риска развития патологических изменений организма при воздействии максимальной физической нагрузки, а также медицинского сопровождения спортивных мероприятий. Выпускник ординатуры должен обладать универсальными компетенциями (УК), в том числе в педагогической сфере (УК 3), в области профессиональных компетенций (ПК), освоить навыки формирования здорового образа жизни, при котором двигательная активность является одной из главных составляющих ПК.
Ключевые слова: спортивные врачи, универсальные и профессиональные компетенции.
ASSESSMENT OF DEVELOPMENT OF THE SECTION OF THE THEORY AND TECHNIQUE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT BY DOCTORS - EXPERTS IN PHYSIOTHERAPY EXERCISES AND SPORTS MEDICINE
Elmira Shamilyevna Petina, the teacher, Ksenia Aleksandrovna Dorontseva, the student, Astrakhan State Medical University
Annotation
Postgraduate professional educations of the doctor in "Physiotherapy exercises and sports medicine" are provided with mastering by the doctor - the clinical intern in full of the systematized theoretical knowledge of physiotherapy exercises and sports medicine, the practical skills necessary for effective work in the field of physical rehabilitation of the patients with different types of pathologies, reduction of risk of development of the pathological changes of the organism under impact of the maximum physical activity
and, also, médical maintenance of sporting events. The graduate of the internship has to have the universal compétences (UC), including in the pedagogical sphere (UC 3), in the professional competences (PC), the master skills of formation of a healthy lifestyle at which the physical activity is one of the main components of the personal computer.
Keywords: sports doctors, universal and professional competences.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность качественной подготовки спортивного врача заключается не только в решении проблемы использования средств физической культуры в профилактических и реабилитационных целях, но и освоение материалов, позволяющих минимизировать риски развития патологических изменений у спортсменов различной квалификации [3]. Методологический подход подготовки врача специалиста способного реализовать знания и умения работы со спортсменами на практике, заключается в освоении принципов учебно-тренировочного процесса конкретного вида спорта [6]. Среди основных инновационных технологий специалисты [1, 4, 5, 9, 11] выделяют технологию диффузного характера, что позволяет реализовывать комплексные знания лечебного, профилактического и педагогического направлений. Квалификационный уровень врача лечебной физкультуры и спортивной медицины формируется не только освоением диагностической, лечебной и реабилитационной деятельностью, но и владением педагогических знаний [2]. Эффективность работы врача специалиста в области спортивной медицины во многом зависит от собственного спортивного опыта, уровня спортивной квалификации, знания структуры учебно-тренировочных и восстановительных циклов [10]. Результативность спортивной команды во многом зависит от уровня квалификации врача специалиста спортивной медицины [8]. По мнению Мандрикова В.Б., в настоящее время существует необходимость расширения педагогической составляющей в постдипломном образовании у врачей - специалистов лечебной физкультуры и спортивной медицины [7]. В этой связи нами было проведено изучение уровня владения врачами лечебной физкультуры и спортивной медицины методическими аспектами теории и практики физической культуры и спорта.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследования проводились среди врачей специалистов, закончивших интернатуру и ординатуру по лечебной физкультуре и спортивной медицине в количестве 23 человек, в ходе работы были анализированы результаты анкетирования, стаж работы по специально -сти, уровень спортивной квалификации. Для статистической обработки данных использовали количественные переменные, представленные в виде среднего значения ± стандартной ошибки среднего значения (M±m). Результаты рассматривали как статистически значимые при уровне р <0,05. Исследования проводились в 2017/18 году на базе Астраханского государственного медицинского университета.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
В исследовании принимало участие 23 врача специалиста по лечебной физической культуре и спортивной медицине, стаж работы респондентов варьировался от 1 года до 27 лет, возраст от 26 до 61 года.
Однофакторный дисперсионный анализ позволил выявить значимый фактор ответов на педагогический блок вопросов - уровень спортивной квалификации по виду спорта выделяя две категории; наличие спортивных разрядов и самостоятельных занятий двигательной активностью в режиме дня - группа (ni = 10) и вторая группа (n2 = 13) в которой врачи не имели спортивной квалификации и регулярно не занимались физической культурой и спортом.
Всем врачам специалистам было предложено ответить на два блока вопросов, по 10 вопросов в каждом. Первый блок вопросов характеризовал знания теории и методики физической культуры и спорта в выбранном виде спортивной специализации, второй
определял уровень знаний снижения риска возникновения травм при освоении сложно ко -ординационных, скоростно-силовых, собственно силовых и технических действий в определенном виде спорта. Оценки на ответы определялись в баллах и по их значимости правильные ответы оценивались от 1 до 5 баллов. В первом блоке вопросов максимальное количество баллов соответствовало - 30 баллам, во втором 40 баллам. Результаты ответов в заданиях оценивали в пределах параметров указанных уровней и соответствовали величине доли ответа, умноженного на коэффициент его значимости по пятибалльной системе. Дальнейшее суммирование показателей по каждому разделу вопросов, позволило сравнить общий результат. Интегрально определенный результат характеризовал уровень владения спортивным врачом теорией методики физической культуры и спорта, знаниями специфики спортивного травматизма и возможных стресс реакций организма на неадекватную физическую нагрузку в определенной спортивной дисциплине. Лидерами в первом блоке вопросов были врачи группы (п1 = 10) работавшие с профильными спортивными командами г = 0,509; с результатом - 24±0,9 балла (р < 0,05), менее высокий результат показали спортивные врачи группы (п2 = 13) - 19,0±1,7 балла.
По второму блоку вопросов лучший результат определялся также у врачей специалистов имеющих спортивную квалификацию и занимающихся двигательной активностью в режиме дня (п: = 10) с результатом 34,9±1,9 балла г: = 0,427 (р <0,05), результат группы врачей (п2 = 13) характеризовался средним уровнем знаний теории и методики в конкретной спортивной специализации и составил 27,7±2,4 балла. Суммарный результат по двум блокам вопросов составил в первой группе (п = 10) 59,1±1,4 балла, Г2 = 0,477, (р < 0,05). Во второй группе суммарный результат ответов соответствовал 30,9±1,6 балла. В ходе дальнейшей математической обработки автокорреляционной функции были получены ко -эффициенты, позволяющие сделать заключение о выраженной статистической значимости для каждого исследуемого параметра Г12 = 0,452 (р <0,05).
ВЫВОДЫ
Таким образом, на основании полученных результатов, можно сделать заключение, о том, что уровень знаний теории и методики спортивной подготовки спортивных врачей, работающих в спортивных школах и в профессиональных спортивных клубах характеризуется наличием спортивной квалификации и основана на опыте практических занятий избранным видом спорта. В этой связи можно считать целесообразным рекомендовать на обучение на постдипломное образование по специальности «Лечебная физическая культура и спортивная медицина» студентов, имеющих соответствующую спортивную квалификацию. Необходимо отметить, что в компетенциях, которыми должен владеть врач спортивной медицины, по разделу теории и методики физической культуры и спортивной тренировки предъявляются требования не только медицинского сопровождения учебно-тренировочного процесса, но и знание специфики снижения риска развития дезадаптаци-онных реакций и травматизма при занятиях спортом. Следовательно, спортивные врачи, имеющие спортивную квалификацию с большей эффективностью способны проводить ме-тодико-практическое консультирование по оптимизации и структурировании тренировочного процесса, а также восстановительных мероприятий основываясь на собственном спортивном опыте.
ЛИТЕРАТУРА
1. Батырев, Э.М. Оценка сформированности навыков профилактики заболеваемости средствами физической культуры и спорта у студентов медицинского вуза / Э.М. Батырев, А.В. Доронцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 12 (58). - С. 13-17.
2. Доронцев, А.В. Определение факторов риска развития неврологических патологий в структурных элементах позвоночного столба у занимающихся силовыми видами спорта / А.В. Доронцев, В.Р. Горст, А.С. Медведева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. -№ 8 (150). - С. 25-29.
3. Доронцев, А.В. Концепция общекультурных компетенций по физической культуре в медицинских вузах / А.В. Доронцев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 4 (146). - С. 61-64.
4. Идиатуллина, Л.Е. Влияние академического консультирования на становление профессиональной позиции студентов в университете физической культуры // Система менеджмента качества в вузе: здоровье, образованность, конкурентоспособность. V Международная научно-практическая конференция : сборник материалов / Уральский государственный университет физической культуры. - Челябинск, 2016. - С. 132-139.
5. Ильин, А.А. Формы и способы мотивации студентов к занятиям физической культурой / А.А. Ильин, К.А. Марченко, Л.В. Капилевич // Вестник Томского государственного университета. -2012. - № 360. - С. 143-147.
6. Исследование влияния занятий оздоровительной физической культурой на функциональное состояние женщин пожилого возраста / Н.А. Зинчук, Н.В. Ермолина, А.В. Доронцев, А.А. Светличкина // Успехи геронтологии. - 2018. - Т. 31. - № 3. - С. 433-436.
7. Мандриков, В.Б. Технология и оптимизация здоровья, физического воспитания и образования студентов медицинских вузов / В.Б. Мандриков, И.А. Ушакова // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 8. - С. 37.
8. Светличкина, А.А. Дифференциально диагностические критерии сердечно-сосудистой системы у занимающихся художественной гимнастикой / А.А. Светличкина, А.В. Доронцев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 1 (143). - С. 181-184.
9. Светличкина, А.А. Морфофункциональные изменения сердечно сосудистой системы у спортсменов, занимающихся греблей на байдарках и каноэ / А.А. Светличкина, А.В. Доронцев // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2016. - № 11 (141). - С. 168-171.
10. Чичкова, М.А. Оценка влияния занятий адаптивными видами спорта на резервные показатели сердечно сосудистой системы у пациентов с нейросенсорной тугоухостью I - II степени / М.А. Чичкова, А.А. Светличкина, А.В. Доронцев // Человек. Спорт. Медицина. - 2018. - Т. 18. - № 4. - С. 117-122.
11. Effects of a Brief Mindfulness Meditation Intervention on Student Stress and Heart Rate Variability / A. Shearer, M. Hunt, M. Chowdhury, L. Nicol // International Journal of Stress Management. -Режим доступа : https://www.researchgate.net/publication/283488701_Effects_of_a_Brief_Mindful-ness_Meditation_on_Student_Stress_and_Heart_Rate_Variability (дата обращения: 01.06.2019).
REFERENCES
1. Batyrev, E.M., and A.V. Dorontsev, A.V. (2009) "Assessment of formation of skills of prevention of incidence of means of physical culture and sport at students of medical school", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 58, No.12, pp. 13-17.
2. Dorontsev, A.V., Gorst, V.R., and Medvedeva, A.S. (2017), "Determination of risk factors of development of neurologic pathologies in structural elements of a spine column at doing strength sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 150, No. 8. pp. 25 - 29.
3. Dorontsev, A.V. (2017), "The concept of common cultural competences on physical culture of medical schools", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 146, No 4. pp. 61-64.
4. Idiatullina, L.E. (2016), "The influence of academic counseling on the development of the professional position of students at the University of Physical Education", Quality management system in the university: health, education, competitiveness, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, pp. 132-139.
5. Ilin, A.A., Marchenko, K.A., and Kapilevich, L.V. (2012), "The forms and methods of student's motivation to the lessons of physical culture", Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, No 360, pp. 143-147.
6. Zinchuk, N.A., Yermolina, N.V., A.V. Dorontsev, A.V., and Svetlichkina, A.A. (2018), "Study of influence of occupations improving physical culture on a functional condition of women of advanced age", Achievements of gerontology, Vol. 31. No. 3. pp. 433-436.
7. Mandrikov, V.B., and Ushakova I.A. (2016), "Technology optimization of health, physical training and education of students of medical schools", Theory and Practice of Physical Culture, No. 8, pp. 37-38.
8. Svetlichkina, A.A., and Dorontsev, A.V. (2017), "Differential diagnostic criteria of cardio-vas-cular system in rhythmic gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.143, No. 1, pp. 181-184.
9. Svetlichkina, A.A., and Dorontsev, A.V. (2016), "Morphological changes of cardiovascular system in athletes involved in kayaking and canoeing", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.141, No. 11, pp. 168-171.
10. Chichkova, M.A., Svetlichkina, A.A., and Dorontsev, A.V. (2018), "Assessment of the impact of occupations adaptive sports on reserve indicators of warmly vascular system at patients with neurotouch relative deafness of the I-II degree", Human. Sport. Medicine, Vol. 18, No. 4, pp. 117-122.
11. Shearer, A., Hunt, M., Chowdhury, M., and Nicol, L. (2015, October 12), "Effects of a Brief Mindfulness Meditation Intervention on Student Stress and Heart Rate Variability", International Journal of Stress Management. Advance online publication (2015, October 12), http://dx.doi.org/10.1037/a0039814.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 03.06.2019
УДК 796.093.612
ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ В ТРИАТЛОНЕ
Николай Юрьевич Петров, аспирант, Игорь Александрович Фатьянов, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК); Татьяна Евгеньевна Фатьянова, кандидат биологических наук, доцент, Волжский филиал Волгоградского государственного университета (ВФ ВолГУ),
Волжский
Аннотация
В данной статье рассматривается проблема построения тренировочного процесса юных спортсменов, специализирующихся в триатлоне. Выявлены ключевые направления подготовки триатлонистов и представлены соответствующие им группы тренировочных средств. Представлена классификация тренировочной нагрузки, ориентированная на применение телеметрического оборудования в процессе подготовки. Полученные на данном этапе исследования результаты являются основой для дальнейшей разработки технологии подготовки юных спортсменов, специализирующихся в триатлоне.
Ключевые слова: триатлон, юные триатлонисты, построение тренировочного процесса, начальная специализация в триатлоне.
FEATURES OF BUILDING UP THE TRAINING PROCESS OF YOUNG ATHLETES AT THE STAGE OF INITIAL SPECIALIZATION IN TRIATHLON
Nikolay Yuryevich Petrov, the post-graduate student, Igor Aleksandrovich Fatyanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Volgograd State Physical Education Academy; Tatyana Evgenyevna Fatyanova, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Volzhskiy branch of Volgograd State University
Annotation
This article addresses the problem of building up the training process for the young athletes who specialize in triathlon. It identified the key areas of training the triathletes and presented the corresponding group of training tools. The classification of the training loads, focused on the use of telemetric equipment in the preparation process, is presented. The results obtained at this stage of the research are the basis for the further development of the technology for training young athletes specializing in triathlon.
Keywords: triathlon, young triathletes, building up the training process, initial specialization in triathlon.
ВВЕДЕНИЕ
Достижение наивысших спортивных результатов в триатлоне является следствием методически правильного планирования и грамотного построения тренировочного процесса юных спортсменов на этапе начальной специализации. Значительное число будущих триатлонистов проходят начальную подготовку в плавании, после чего переходят на этап начальной специализации в триатлоне, где в подготовку включаются средства из других