Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ И ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК ПОДРОСТКОВ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ И ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
161
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ / ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО / АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНАЯ УСТАНОВКА / УСТАНОВКА НА СВОБОДУ / УСТАНОВКА НА ВЛАСТЬ / ПОДРОСТКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зекерьяев Руслан Ильвисович

Введение. Современный этап развития общества характеризуется расширяющимся процессом виртуализации, предполагающим все большее вхождение человека в социокультурное пространство сети Интернет. Особенности коммуникации виртуальных личностей могут определяться психологическими характеристиками их системы ценностей и смыслов, в частности, социально-психологических установок. Установки при этом не только обусловливают готовность человека определенным образом воспринимать окружающую его виртуальную реальность, но и на основе этого регулировать свою деятельность и способы взаимодействия с другими людьми. Особое значение данное явление приобретает в связи с тем, что подростки, демонстрируя поисковое или компенсаторное поведение, порой склонны прибегать к асоциальным формам взаимодействия в виртуальном пространстве. Таким образом, целью статьи является выявление особенностей взаимосвязи уровня асоциального поведения в интернет-пространстве и особенностей социально-психологических установок личности подростков. Материалы и методы. Для участия в исследовании среди пользователей сети Интернет были случайным образом отобраны 50 подростков в возрасте от 13 до 16 лет, среди которых 28 юношей и 22 девушки. В процессе исследования участники были разделены на три группы по уровню асоциального поведения (низкий, средний и высокий) в интернет-пространстве. Методическое обеспечение исследования включило в себя ряд методик, таких как «Психодиагностическая методика оценки социально-перцептивной установки личности» Т. Д. Дубовицкой, «Методика диагностики социально-психологических установок личности» О. Ф. Потемкиной, авторский исследовательский опросник «Направленность поведения личности в интернет-пространстве». В ходе математико- статистической обработки данных были использованы H-критерий Крускалла - Уоллиса и корреляционный анализ. Результаты. В ходе исследования было обнаружено, что уровень асоциального поведения личности в интернет-пространстве может возрастать вместе со снижением социально-перцептивной установки и возрастанием значимости социально-психологических установок на власть и свободу. Можно заключить, что подростки склонны использовать деструктивные модели поведения в виртуальном пространстве в случае, если для них характерно недоброжелательное отношение к окружающим и стремление оказывать влияние на других людей. Заключение. Таким образом, можно сделать вывод о существовании взаимосвязи между особенностями социально-психологических установок подростков и их асоциальным поведением в интернет-пространстве. Возможность применения результатов данного исследования заключается в том, что они могут быть использованы в процессе психологического сопровождения личности в процессе ее интернет-социализации. Перспектива дальнейших исследований заключается в поиске взаимосвязей между уровнем асоциального поведения личности в интернет-пространстве и другими особенностями ее ценностно-смысловой сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP OF THE LEVEL OF ANTISOCIAL BEHAVIOR IN THE INTERNET WITH THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL ATTITUDES OF ADOLESCENTS

Introduction. The current stage of social development is characterized by increasing virtualization, which means a person becomes increasingly immersed in the socio-cultural space of the internet. Due to the fact that adolescents, when searching for information or exhibiting compensatory behavior, sometimes tend to resort to antisocial forms of interaction in the virtual space. The article aims to identify the features of the relationship between the level of antisocial behavior in the internet and the socio-psychological attitudes of adolescents. Materials and Methods. The participants of the study were randomly selected among internet users and included 50 adolescents aged 13 to 16 (28 males and 22 females). The respondents were divided into three groups according to their level of antisocial behavior (low, average and high) in the internet. The following methods were used: “The psychodiagnostic method for assessing the socio-perceptual attitude of the personality” by T. D. Dubovitskaya, “The method of diagnosing the socio-psychological attitudes of the personality” by O. F. Potemkina, and the research questionnaire “Orientation of the personality’s behavior in the internet space” developed by the author. The Kruskal-Wallis H-test and correlation analysis were used for mathematical and statistical data processing. Results. In the course of the study, it was found that the level of antisocial behavior of a person in the internet can increase along with a decrease in the social-perceptual attitude and an increase in the significance of the socio-psychological attitudes towards power and freedom. It may be concluded that adolescents tend to use destructive models of behavior in the virtual space if they have an unfriendly attitude to other people and desire to influence other people. Conclusions. There is a relationship between the features of socio-psychological attitudes of adolescents and their antisocial behavior in the internet. The results of this study may be used in the process of psychological support of a person in the process of his internet socialization. Future research may focus on the search for relationships between the level of asocial behavior of a person in the internet and other features of his value-semantic sphere.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ И ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК ПОДРОСТКОВ»

Психология человека в образовании, 2023, т. 5, № 1 Psychology in Education, 2023, vol. 5, no. 1 _www.psychinedu. ru

Я Check for updates

Психологическая! безопасность образовательной среды

УДК 159.99

EDN MRGJML

https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-1-62-72

Научная статья

Взаимосвязь уровня асоциального поведения в интернет-пространстве и особенностей социально-психологических установок подростков

Р. И. Зекерьяев™

1 Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, 295015, Россия, г. Симферополь, пер. Учебный, д. 8

Сведения об авторе

Руслан Ильвисович Зекерьяев, SPIN-код: 4667-8763, ORCID: 0000-0001-8366-0183, e-mail: [email protected]

Для цитирования: Зекерьяев, Р. И. (2023) Взаимосвязь уровня асоциального поведения в интернет-пространстве и особенностей социально-психологических установок подростков. Психология человека в образовании, т. 5, № 1, с. 62-72. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-1-62-72 EDN MRGJML Получена 13 сентября 2022; прошла рецензирование 13 октября 2022; принята 13 ноября 2022. Финансирование: Исследование не имело финансовой поддержки.

Права: © Р. И. Зекерьяев (2023). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.

Аннотация

Введение. Современный этап развития общества характеризуется расширяющимся процессом виртуализации, предполагающим все большее вхождение человека в социокультурное пространство сети Интернет. Особенности коммуникации виртуальных личностей могут определяться психологическими характеристиками их системы ценностей и смыслов, в частности, социально-психологических установок. Установки при этом не только обусловливают готовность человека определенным образом воспринимать окружающую его виртуальную реальность, но и на основе этого регулировать свою деятельность и способы взаимодействия с другими людьми. Особое значение данное явление приобретает в связи с тем, что подростки, демонстрируя поисковое или компенсаторное поведение, порой склонны прибегать к асоциальным формам взаимодействия в виртуальном пространстве. Таким образом, целью статьи является выявление особенностей взаимосвязи уровня асоциального поведения в интернет-пространстве и особенностей социально-психологических установок личности подростков.

Материалы и методы. Для участия в исследовании среди пользователей сети Интернет были случайным образом отобраны 50 подростков в возрасте от 13 до 16 лет, среди которых 28 юношей и 22 девушки. В процессе исследования участники были разделены на три группы по уровню асоциального поведения (низкий, средний и высокий) в интернет-пространстве. Методическое обеспечение исследования включило в себя ряд методик, таких как «Психодиагностическая методика оценки социально-перцептивной установки личности» Т. Д. Дубовицкой, «Методика диагностики социально-психологических установок личности» О. Ф. Потемкиной, авторский исследовательский опросник «Направленность поведения личности в интернет-пространстве». В ходе математико-статистической обработки данных были использованы H-критерий Крускалла — Уоллиса и корреляционный анализ.

Результаты. В ходе исследования было обнаружено, что уровень асоциального поведения личности в интернет-пространстве может возрастать вместе со снижением социально-перцептивной установки и возрастанием значимости социально-психологических установок на власть и свободу. Можно заключить, что подростки склонны использовать деструктивные модели поведения в виртуальном пространстве в случае, если для них характерно недоброжелательное отношение к окружающим и стремление оказывать влияние на других людей.

Заключение. Таким образом, можно сделать вывод о существовании взаимосвязи между особенностями социально-психологических установок подростков и их асоциальным поведением в интернет-пространстве. Возможность применения результатов данного исследования заключается в том, что они могут быть использованы в процессе психологического сопровождения личности в процессе ее интернет-социализации. Перспектива дальнейших исследований заключается в поиске взаимосвязей между уровнем асоциального поведения личности в интернет-пространстве и другими особенностями ее ценностно-смысловой сферы.

Ключевые слова: социально-психологические установки, интернет-пространство, асоциальное поведение, социально-перцептивная установка, установка на свободу, установка на власть, подростки

Research article

Relationship of the level of antisocial behavior in the internet with the socio-psychological attitudes of adolescents

R. I. Zekeriaev01

1 Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov, 8 Uchebniy Ln., Simferopol 295015, Russia

Author

Ruslan I. Zekeriaev, SPIN: 4667-8763, ORCID: 0000-0001-8366-0183, e-mail: [email protected]

For citation: Zekeriaev, R. I. (2023) Relationship of the level of antisocial behavior in the internet with the socio-psychological attitudes of adolescents. Psychology in Education, vol. 5, no. 1, pp. 62-72. https://www.doi. org/10.33910/2686-9527-2023-5-1-62-72 EDN MRGJML

Received 13 September 2022; reviewed 13 October 2022; accepted 13 November 2022. Funding: The study did not receive any external funding.

Copyright: © R. I. Zekeriaev (2023). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.

Abstract

Introduction. The current stage of social development is characterized by increasing virtualization, which means a person becomes increasingly immersed in the socio-cultural space of the internet. Due to the fact that adolescents, when searching for information or exhibiting compensatory behavior, sometimes tend to resort to antisocial forms of interaction in the virtual space. The article aims to identify the features of the relationship between the level of antisocial behavior in the internet and the socio-psychological attitudes of adolescents.

Materials and Methods. The participants of the study were randomly selected among internet users and included 50 adolescents aged 13 to 16 (28 males and 22 females). The respondents were divided into three groups according to their level of antisocial behavior (low, average and high) in the internet. The following methods were used: "The psychodiagnostic method for assessing the socio-perceptual attitude of the personality" by T. D. Dubovitskaya, "The method of diagnosing the socio-psychological attitudes of the personality" by O. F. Potemkina, and the research questionnaire "Orientation of the personality's behavior in the internet space" developed by the author. The Kruskal—Wallis H-test and correlation analysis were used for mathematical and statistical data processing.

Results. In the course of the study, it was found that the level of antisocial behavior of a person in the internet can increase along with a decrease in the social-perceptual attitude and an increase in the significance of the socio-psychological attitudes towards power and freedom. It may be concluded that adolescents tend to use destructive models of behavior in the virtual space if they have an unfriendly attitude to other people and desire to influence other people.

Conclusions. There is a relationship between the features of socio-psychological attitudes of adolescents and their antisocial behavior in the internet. The results of this study may be used in the process of psychological support of a person in the process of his internet socialization. Future research may focus on the search for relationships between the level of asocial behavior of a person in the internet and other features of his value-semantic sphere.

Keywords: socio-psychological attitudes, internet space, antisocial behavior, social-perceptual attitude, attitude to freedom, attitude to power, adolescents

Введение

Современный этап развития общества характеризуется все большим вхождением человека в виртуальную среду сети Интернет. Гиперреальность не просто расширяет жизненное пространство личности, но и создает новые формы социального взаимодействия. При этом характер коммуникации может носить не только конструктивный, но и деструктивный характер, проявляющийся в различных формах трол-линга, кибербуллинга, спама и т. д. Особую актуальность данное исследование приобретает в связи с тем, что именно в подростковом возрасте отмечается активное вхождение личности в сеть Интернет. В контексте частично-поисковой и компенсаторной активности подростки склонны открывать для себя новые формы социального взаимодействия и вырабатывать поведенческие паттерны, которые могут носить деструктивный характер и разрушать процесс социального взаимодействия. При этом открытым остается вопрос об особенностях социально-психологических установок подростков, детерминирующих склонность к асоциальному поведению в сети Интернет.

Целью статьи является выявление особенностей взаимосвязи уровня асоциального поведения в интернет-пространстве и особенностей социально-психологических установок подростков.

Теоретический обзор современного состояния проблемы

Исследователи, изучая феномен социально-психологической установки, отмечали, что она представляет собой своего рода готовность личности каким-либо определенным образом воспринимать происходящие события, а также, исходя из этого, выстраивать свою деятельность. Также установка характеризует активность личности, позволяет ей строить прогнозы относительно развития событий, а также выбирать конкретные модели поведения в соответствии с ними. Социально-психологические установки могут проявляться как выработанное на основе опыта состояние готовности к определенным реакция по отношению к ситуациям и объектам, представляющим субъективную значимость. То есть они, по сути, играют роль диспозиций личности, выстраиваемых в процессе социального взаимодействия (Попов 2019; Терехин 2019).

Ряд ученых, описывая феномен социально-психологических установок, отмечали, что они представляют собой субъективное переживание

человеком значимости социальных ситуаций или объектов, а также его отношение к каким-то ценностям социального характера. В структуре социально-психологических установок принято выделять ряд компонентов, таких как когнитивный (в рамках которого индивид осознает объект или ситуацию установки), аффективный (эмоциональное отношение к объекту установки) и поведенческий (совокупность реакций и действий в адрес объекта установки). Социально-психологическая установка обладает адаптационной функцией (Буслаева 2021; Хлестова 2013).

В исследовании О. Ф. Потемкиной выделен ряд социально-психологических установок, проявляющихся как состояние готовности к использованию определенных поведенческих паттернов, через которое подросток может проявлять свое отношение к различным объектам и ситуациям. Так, например, установка на процесс/результат определяет степень значимости для личности непосредственно процесса деятельности или достижения результата. Установка на альтруизм/эгоизм характеризует степень сосредоточенности личности на собственных интересов или ориентацию на интересах окружающих людей. По мнению исследовательницы, установка на труд/деньги характеризует приоритет личности в деятельности либо на сам рабочий процесс, либо на материальное благосостояние, которое эта деятельность приносит. Установка на свободу/власть определяет ориентации личности соответственно на собственную независимость и стремление распространять свое влияние на других людей (Райгородский 2001).

По мнению исследователей, социально-психологические установки личности подростков являются системой аффективно окрашенных представлений об окружающем мире и социальной среде. При этом установка представляет собой готовность совершать определенные поступки в конкретных социальных ситуациях с целью удовлетворить текущие потребности. К признакам социально-психологических установок исследователи относят социальный характер объекта, с которым связана деятельность подростка, осознаваемость поступков и их наполненность смыслом, особую значимость аффективной составляющей в установке и координационную функцию. Ученые отмечали, что именно социально-психологические установки у подростков являются ведущей детер-минантой их социальной активности и готовности к совершению определенных поступков в различных социальных ситуациях (Глод 2013; Гордеева 2016).

Изучая социально-психологические установки личности подростков, исследователи выделяли в качестве доминирующих среди них стремление быстро достигать успеха, желание развить творческие способности, стремление проявить себя и быстро улучшить свое финансовое положение, желание обозначить ценность собственной личности, эгоцентрические взгляды. Эти установки проявляются в том, что подростки стремятся достигать поставленных целей, смело проявляют креативность, развивают творческое мышление. Но при этом они склонны самоутверждаться в какой-либо деятельности за счет других людей, что приводит к снижению эмпатии и нарушениями в эмоциональной сфере. Также для них характерна жизнь сегодняшним днем, слабая способность выстраивать долгосрочные прогнозы и нежелание задумываться о своем будущем (Безбогова 2017; Желобанова 2020; Марченко 2018).

Ряд ученых отмечали, что среди социально-психологических установок личности подростков, склонных к отклоняющемуся поведению, особое значение имеют ориентации на достижение и стимуляцию, при этом практически незначимой ими воспринимается ценность безопасности. Исследователи объясняли это желанием таких подростков достичь финансовой обеспеченности, уважения со стороны других людей, получения новых острых ощущений, участия в опасных видах деятельности. Ученые также отмечали, что подростки, склонные к отклоняющемуся поведению, с одной стороны стремятся к саморазвитию и познанию нового, но с другой им присуще стремление к свободе от различных социокультурных норм и развлечениям (Ефимова, Ощепков 2010; Ощеп-ков 2012).

Таким образом, социально-психологическая установка может быть представлена как отношение личности к другим людям и миру в целом, а также готовность выстраивать определенным образом свою деятельность для реализации потребностей в той или иной сфере. В связи с этим в рамках текущего исследования социально-психологическая установка рассматривается с двух основных ракурсов. С одной стороны, это особенности социально-перцептивной установки личности, высокий уровень которой характеризуется доброжелательным, доверительным, эмпатийным, искренним отношением к другим людям, а низкий — подозрительным, негативным, неискренним. С другой стороны, данный феномен рассматривается с ракурса социально-психологических установок в моти-вационно-потребностной сфере, определяющих

стремление личности различными способами реализовывать те или иные свои потребности.

Несмотря на большое количество научных работ, посвященных изучению личности в интернет-пространстве, отмечается недостаточное количество исследований феномена направленности ее поведения в виртуальной среде. Так, например, А. И. Лучинкина, описывая данный феномен, определяла его как стремление виртуальной личности придерживаться социальных норм в сетевых сообществах. Признавая высокую научную значимость данного исследования, необходимо отметить, что данный подход к определению направленности носит глобальный характер и не учитывает разнообразие форм асоциальной деятельности в интернет-пространстве (Лучинкина 2013). Необходимо отметить, что недостаточно изученным остается вопрос проявления социально-психологических установок личности подростков в процессе социального взаимодействия в виртуальной реальности. Открытым также остается вопрос об особенностях взаимосвязи уровня асоциального поведения в интернет-пространстве и особенностей социально-психологических установок подростков.

Организация и методы исследования

Эмпирическую базу проводимого исследования составили 50 человек с различным уровнем асоциального поведения в интернет-пространстве. Половозрастное распределение респондентов: 28 юношей и 22 девушки в возрасте от 13 до 16 лет. Респонденты были привлечены с помощью рассылки приглашений к участию в исследовании и были выбраны методом случайных чисел.

В ходе исследования был использован ряд методик:

1) психодиагностическая методика оценки социально-перцептивной установки личности Т. Д. Дубовицкой;

2) методика диагностики социально-психологических установок личности О. Ф. Потемкиной;

3) авторский исследовательский опросник «Направленность поведения личности в интернет-пространстве», в ходе апробации которого были обоснованы его валидность и надежность (Зекерьяев 2022).

Гипотезой исследования выступило предположение о том, что существует взаимосвязь между уровнем асоциального поведения в интернет-пространстве и особенностями социально-психологических установок личности подростков.

Для подтверждения данной гипотезы был выдвинут ряд задач:

1) выявить и обосновать различия в социально-перцептивной установке личности у респондентов с различным уровнем асоциального поведения в интернет-пространстве;

2) выявить и обосновать различия в социально-психологических установках личности у респондентов с различным уровнем асоциального поведения в интернет-пространстве;

3) установить корреляционную связь между составляющими социально-психологических установок респондентов и уровнем их асоциального поведения в интернет-пространстве.

Результаты и их обсуждение

В ходе исследования было обнаружено, что в изучаемой выборке присутствуют респонденты с различным уровнем асоциального поведения (рис. 1).

В ходе исследования с помощью частотного анализа было обнаружено, что у респондентов с различным уровнем асоциального поведения в интернет-пространстве по-разному выражена социально-перцептивная установка личности (рис. 2).

Из рисунка 2 видно, что по мере возрастания уровня социально-перцептивной установки личности снижается ее склонность к асоциальному поведению.

Рис. 1. Распределение респондентов по уровню асоциального поведения в интернет-пространстве

Average level; 24 resp.

Fig. 1. Distribution of respondents by level of asocial behavior in the internet

Рис. 2. Выраженность и уровня социально-перцептивной установки у респондентов с высоким, средними и низким уровнем асоциального поведения в интернет-пространстве (по результатам частотного анализа)

Fig. 2. The level of social-perceptual attitude in respondents with a high, average and low level of asocial behavior in the internet (according to frequency analysis results)

Для оценки различий в уровнях асоциального поведения в интернет-пространстве у респондентов с различным уровнем выраженности социально-перцептивной установки был использован Н-критерий Крускалла — Уоллиса (табл. 1).

Из таблицы 1 видно, что обнаруженные различия являются статистически достоверными (Нэмп = 30,906, р < 0,05). Известно, что , подростки с высоким уровнем социально-перцептивной установки в ходе социального взаимодействия стремятся выстраивать доверительные отно-

шения, стараются проявлять сочувствие и понимание, учитывают психологические особенности других людей, предпочитают решать конфликтные ситуации конструктивно. Вероятно, данная тенденция сохраняется при переходе в виртуальное пространство, что снижает вероятность возникновения у них асоциального поведения в сети Интернет. И наоборот, подростки с низким уровнем социально-перцептивной установки чаще проявляют подозрительность, негативизм, более ориентированы на негативные ситуации в социальной

Табл. 1. Результаты применения Н-критерия Крускалла — Уоллиса

Параметры Уровень социально-перцептивной установки

H 30,906

Ст.св. 2

Асимптотическая значимость ,000

Table 1. Kruskal-Wallis H-test results

Parameters Level of social-perceptual attitude

H 30.906

df 2

Asymp. Sig. .000

жизни, стремятся навешивать ярлыки на других Также в ходе исследования с помощью

и обвинять их с целью оправдания собственной частотного анализа были обнаружены различия

агрессии. При переходе в виртуальное про- в выраженности социально-психологических

странство данная тенденция сохраняется установок личности респондентов с разным

и способствует формированию асоциальных уровнем асоциального поведения в интернет-

форм сетевого взаимодействия. пространстве (рис. 3).

8,00 7,00 6,00 5,00 4,00 3,00 2,00 1,00 0,00

Процесс Результат Альтруизм Эгоизм Труд Деньги Свобода Власть с Низкий уровень ■ Средний уровень ■ Высокий уровень

Рис. 3. Выраженность социально-психологических установок у подростков с высоким, средним и низким уровнем асоциального поведения в интернет-пространстве (по результатам частотного анализа)

8,00 7,00 6,00 5,00 4,00 3,00 2,00 1,00 0,00

Process Result Altruism Selfishness Work Money Freedom Power ■ Low level ■ Average level ■ High level

Fig. 3. The level of social-psychological attitudes in adolescents with a high, average and low level of asocial behavior in the internet (according to frequency analysis results)

Из рисунка 3 видно, что склонность к асоциальному поведению в интернет-пространстве возрастает по мере увеличения уровня выраженности социально-психологических установок на свободу и власть.

Для оценки различий в уровнях асоциального поведения в интернет-пространстве у респондентов с различным уровнем выраженности социально-психологических установок на свободу и власть был использован Н-критерий Крускалла — Уоллиса (табл. 2).

Из таблицы 2 видно, что статистически обоснованными являются различия в проявлении социально-психологических установок а свободу (Нэмп = 21,074, р < 0,05) и власть (Нэмп = 20,774, р < 0,05) у респондентов с различным уровнем асоциального поведения в интернет-пространстве.

Так, например, подростки ярко выраженными установками на свободу и власть склонны нарушать общепринятые социальные нормы, если те, по их мнению, нарушают свободу их действий и могут вступать в деструктивное социальное взаимодействие с целью демонстрации другим своей силы, власти и авторитета.

При переходе в интернет-пространство данная тенденция сохраняется, приобретая асоциальные формы поведения: троллинга, кибербуллинга, флейма и т. д. И, наоборот, при низкой выраженности данных установок личность не склонна к протестным поступкам и попыткам распространять свою власть на других людей. В виртуальном пространстве такие подростки сохраняют эти интенции и не испытывают потребности использовать асоциальные формы социального взаимодействия.

Гипотеза исследования о существовании взаимосвязи между уровнями асоциального поведения в интернет-пространстве и особенностями социально-психологических установок личности подростков была также подтверждена с помощью корреляционного анализа (табл. 3).

Из таблицы 3 видно, что существует статистически обоснованная взаимосвязь между уровнем асоциального поведения в интернет-пространстве и уровнем социально перцептивной установки (г = -0,742, р < 0,05), а также выраженностью социально-психологических установок на свободу (г = 0,741, р < 0,05) и власть (г = 0,725, р < 0,05).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Табл. 2. Результаты применения Н-критерия Крускалла — Уоллиса

Параметры Свобода Власть

Н 21,074 20,774

Ст.св. 2 2

Асимптотическая значимость ,000 ,000

ТаЬ1е 2. Кгшка^а!^ Н^! ^иЬз

Parameters Freedom Power

Н 21.074 20.774

2 2

Л8ушр. .000 .000

Табл. 3. Результаты корреляционного анализа

Переменные Уровень асоциального поведения в интернет-пространстве

Уровень социально-перцептивной установки личности -0,742 (р < 0,05)

Процесс 0,195

Результат 0,156

Альтруизм 0,117

Эгоизм -0,60

Труд 0,077

Деньги -0,084

Свобода 0,741 (р < 0,05)

Власть 0,725 (р < 0,05)

Table 3. Results of correlation analysis

Variables Level of asocial behavior in the internet

Level of social-perceptual attitude -0.742 (p < 0.05)

Process 0.195

Result 0.156

Altruism 0.117

Selfishness -0.060

Work 0.077

Money -0.084

Freedom 0.741 (p < 0.05)

Power 0.725 (p < 0.05)

Выводы

Социально-психологические установки подростков — это личностные образования, проявляющиеся как готовность личности к восприятию определенным образом объектов и явлений окружающей действительности, а также выстраиванию в соответствии с ним своей деятельности. На основе установок личность также конструирует свои эмоциональные и поведенческие реакции, выстраивая тем самым свои социальные отношения и взаимодействия. При переходе в виртуальное пространство личность сохраняет свои социально-психологические установки, при этом получая новые способы их реализации через новые формы деятельности, в числе которых и носящие асоциальный характер.

Существуют различия в склонности к асоциальному поведению в интернет-пространстве у респондентов с разным уровнем выраженности социально-перцептивных установок. Показано, что чем выше у подростков уровень социально-перцептивной установки, тем ниже их склонность к деструктивному социальному взаимодействию в сети Интернет.

Существует взаимосвязь между выраженностью социально-психологических установок у подростков и их склонностью к асоциальному поведению в виртуальном пространстве. Показано, что чем выше уровень проявленности установок на свободу и власть, тем выше вероятность использования в сети Интернет моделей

поведения, разрушающих конструктивное социальное взаимодействие.

Возможность применения результатов данного исследования заключается в том, что они могут быть использованы в психологическом сопровождении личности в процессе ее интернет-социализации. Перспектива дальнейших исследований заключается в поиске взаимосвязей между уровнем асоциального поведения личности в интернет-пространстве и другими особенностями ее ценностно-смысловой сферы.

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии потенциального или явного конфликта интересов.

Conflict of Interest

The author declares that there is no conflict of interest, either existing or potential.

Соответствие принципам этики

Автор сообщает, что при проведении исследования соблюдены этические принципы, предусмотренные для исследований с участием людей и животных.

Ethics Approval

The author declares that the study complies with all ethical principles applicable to human and animal research.

Литература

Безбогова, М. С. (2017) Социальные сети как фактор формирования социальных установок современной молодежи. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. М., Государственный университет управления, 25 с.

Буслаева, Е. Л. (2021) Особенности социально-психологических установок подростков, склонных к аддиктивному поведению. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки, № 2 (839), с. 170-182. https://www.doi.org/10.52070/2500-3488 2021 2 839 170

Глод, Н. В. (2013) Социально-психологические установки подростков в структуре детско-родительских отношений. Психология обучения, № 8, с. 96-106.

Гордеева, С. С. (2016) Формирование установок на потребление алкоголя у подростков: социологический анализ. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата социологических наук. Екатеринбург, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, 19 с.

Желобанова, А. Ю. (2020) Механизм формирования социально-психологических установок подростков под влиянием социальных сетей. В кн.: Наука молодых — будущее России: сборник научных статей 5-й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых (10-11 декабря 2020 г.): в 4-х т. Т. 1. Курск: Юго-Западный государственный университет, с. 308-313.

Ефимова, О. И., Ощепков, А. А. (2010) Особенности ценностной структуры микрогрупп подростков с девиантной ориентацией. Вестник Костромского государственного университета, т. 16, № 4, с. 177-182.

Зекерьяев, Р. И. (2022) Стандартизация опросника «Направленность поведения личности в интернет-пространстве». Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание, № 3, с. 52-56.

Лучинкина, А. И. (2013) Психология интернет-социализации личности. Симферополь: АРИАЛ, 350 с.

Ощепков, А. А. (2012) Особенности ценностных ориентаций и социальных установок подростков, склонных к девиантному поведению. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Казань, Институт педагогики и психологии профессионального образования, 25 с.

Попов, П. П. (2019) Роль установки в конфликте. Педагогика: история, перспективы, т. 2, № 5, с. 59-70.

Райгородский, Д. Я. (ред.). (2001) Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: БАХРАХ-М, 672 с.

Терехин, Р. А. (2019) Динамические особенности социально-психологических установок военнослужащих в процессе военно-профессиональной социализации. Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии, № 4 (9), с. 88-92.

Хлестова, А. М. (2013) Теоретический обзор психологических подходов к пониманию аддикции. Молодой ученый, № 6 (53), с. 651-654.

References

Bezbogova, M. S. (2017) Sotsial'nye seti kak faktor formirovaniya sotsial'nykh ustanovok sovremennoj molodezhi [Social networks as a factor in the formation of social attitudes of modern youth]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Moscow, The State University of Management, 25 p. (In Russian)

Buslaeva, E. L. (2021) Osobennosti sotsial'no-psikhologicheskikh ustanovok podrostkov, sklonnykh k addiktivnomu povedeniyu [Socio-psychological attitudes of adolescents prone to addictive behavior]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie ipedagogicheskie nauki — Vestnik of Moscow State Linguistic University. Education and Teaching, no. 2 (839), pp. 170-182. https://www.doi.org/10.52070/2500-3488 2021 2 839 170 (In Russian)

Efimova, O. I., Oshchepkov, A. A. (2010) Osobennosti tsennostnoj struktury mikrogrupp podrostkov s deviantnoj orientatsiej [Features of the value structure of microgroups of adolescents with deviant orientation]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova — Vestnik of Kostroma State University, vol. 16, no 4, pp. 177-182. (In Russian)

Glod, N. V. (2013) Sotsial'no-psikhologicheskie ustanovki podrostkov v strukture detsko-roditel'skikh otnoshenij [Social and psychological attitudes of adolescents in the structure of parent-child relationships]. Psikhologiya obucheniya — Psychology of Education, no. 8, pp. 96-106. (In Russian)

Gordeeva, S. S. (2016) Formirovanie ustanovok na potreblenie alkogolya u podrostkov: sotsiologicheskij analiz [Formation of attitudes towards alcohol consumption in adolescents: A sociological analysis]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Ekaterinburg, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, 19 p. (In Russian)

Khlestova, A. M. (2013) Teoreticheskij obzor psikhologicheskikh podkhodov k ponimaniyu addiktsii [A theoretical review of psychological approaches to understanding addictions]. Molodoj uchenyj, no. 6 (53), pp. 651-654. (In Russian)

Luchinkina, A. I. (2013) Psikhologiya internet-sotsializatsii lichnosti [Psychology of Internet socialization of personality]. Simferopol: ARIAL Publ., 350 p. (In Russian)

Oshchepkov, A. A. (2012) Osobennosti tsennostnykh orientatsij i sotsial'nykh ustanovok podrostkov, sklonnykh k deviantnomu povedeniyu [Features of value orientations and social attitudes of adolescents prone to deviant behavior]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Kazan, Institute of Pedagogy and Psychology of Vocational Education, 25 p. (In Russian)

Popov, P. P. (2019) Rol' ustanovki v konflikte [Role of installation in conflict]. Pedagogika: istoriya,perspektivy — Pedagogy:

History, Prospects, vol. 2, no. 5, pp. 59-70. (In Russian) Rajgorodskij, D. Ya. (ed.). (2001) Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testy [Practicalpsychodiagnostics.

Methods and tests]. Samara: BAKHRAKH-M Publ., 672 p. (In Russian) Terekhin, R. A. (2019) Dinamicheskie osobennosti sotsial'no-psikhologicheskikh ustanovok voennosluzhashchikh v protsesse voenno-professional'noj sotsializatsii [Dynamic features of the attitudes of military servants in the process of military-professional socialization]. VestnikSankt-Peterburgskogo voennogo instituta vojsknatsional'noj gvardii, no. 4 (9), pp. 88-92. (In Russian) Zekeriaev, R. I. (2022) Standartizatsiya oprosnika "Napravlennost' povedeniya lichnosti v internet-prostranstve" [Standardization of the questionnaire "Orientation of personality behavior in the Internet space"]. Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Poznanie — Modern Science: Actual Problems of Theory and Practice. Series: Cognition, no. 3, pp. 52-56. (In Russian) Zhelobanova, A. Yu. (2020) Mekhanizm formirovaniya sotsial'no-psikhologicheskikh ustanovok podrostkov pod vliyaniem sotsial'nykh setei [The mechanism of formation of socio-psychological attitudes of adolescents under the influence of social networks]. In: Nauka molodykh — budushchee Rossii. Sbornik nauchnykh statei 5-j Mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii perspektivnykh razrabotok molodykh uchenykh (10-11 dekabrya 2020 g.): v 4-kh t. T. 1 [Science of the Young—the Future of Russia. Collection of scientific articles of the 5th International scientific conference of promising developments of young scientists (December 10-11, 2020): In 4 vols. Vol. 1]. Kursk: Southwestern State University Publ., pp. 308-313. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.