Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ИНТЕРНЕТ-АКТИВНЫХ ПОДРОСТКОВ С РАЗНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ИНТЕРНЕТ-АКТИВНЫХ ПОДРОСТКОВ С РАЗНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
233
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО / ИНТЕРНЕТ-СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-АКТИВНОСТЬ / НАПРАВЛЕННОСТЬ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ / МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / ПОДРОСТКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юдеева Т. В., Богачев А. Н.

Введение. В статье обоснована актуальность исследования учебной мотивации подростков, активных пользователей интернет-пространства и их направленности в виртуальном пространстве; представлен обзор теоретических подходов к исследованию проблемы взаимосвязи уровня учебной мотивации у интернет-активных подростков с различной направленностью в виртуальном пространстве; показана взаимосвязь между направленностью подростков в виртуальном пространстве и уровнем учебной мотивации. Цель статьи - представить результаты исследования особенностей учебной мотивации современных интернет-активных подростков с разной направленностью в виртуальном пространстве. Материалы и методы. Анализ научной литературы, посвященной проблеме интернет-социализации и учебной мотивации детей подросткового возраста; эмпирические: опросник поведения в интернете А. Е. Жичкиной; опросник «Личность в виртуальном пространстве» А. И. Лучинкиной; методика «Изучение мотивации учения подростков» М. И. Лукьяновой, Н. В. Калининой; математическая и статистическая обработка результатов исследования (коэффициент ранговой корреляции Спирмена). Результаты. Результаты исследования показали наличие достоверных взаимосвязей между просоциальной направленностью личности подростка и высоким и средним уровнями учебной мотивации; обратная корреляционная связь выявлена между шкалой «антисоциальность» и высоким уровнем учебной мотивации; установлено, что уровень учебной мотивации подростков изменяется в зависимости от его направленности в интернет-пространстве: чем более выражена просоциальная направленность, тем выше уровень учебной мотивации; чем более выражена асоциальная и антисоциальная направленность, тем ниже уровень учебной мотивации. Обсуждение. Подчеркивается, что основные теоретические положения и результаты эмпирического исследования могут найти применение в практике психологического консультирования, профилактике и коррекции направленности личности подростка в интернет-пространстве и повышения уровня учебной мотивации. В ходе анализа теоретических подходов к определению особенностей учебной мотивации интернет-активных подростков с разной направленностью в виртуальном пространстве определено, что мотивация является сложным, многоаспектным образованием личности, которая изменяется под влиянием внешних и внутренних факторов. Заключение. Большинство подростков в группе испытуемых ориентированы на конструктивное общение в интернет-пространстве и использование его для достижения учебных или личных целей (поиск информации, общение, покупка товаров). Асоциальная направленность (присуща 25 % испытуемым) характеризуется тем, что подростки более замкнуты, в интернете предпочитают чаще читать форумы по интересам, чем учиться или общаться. Антисоциальная направленность (12,5 %) характеризуется резким стремлением к деструктивным действиям в интернете, в том числе девиантному поведению (троллингу, хакингу, кибербуллингу и т. д.). Уровень учебной мотивации подростков может изменяться в зависимости от направленности в интернете - чем более выражена просоциальная направленность личности подростка в интернет-пространстве, тем выше уровень учебной мотивации; чем более выражена асоциальная и антисоциальная направленность, тем ниже уровень учебной мотивации. Основные положения: - разработана авторская теоретическая модель исследования взаимосвязи учебной мотивации интернет-активных подростков с различной направленностью в виртуальном пространстве; - представлены результаты эмпирического исследования особенностей учебной мотивации интернет-активных подростков с разной направленностью в виртуальном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF EDUCATIONAL MOTIVATION OF INTERNET-ACTIVE TEENAGERS WITH DIFFERENT ORIENTATIONS IN THE VIRTUAL SPACE

Introduction. The article substantiates the relevance of studying the educational motivation of adolescents, active users of the Internet space and their orientation in the virtual space; a review of theoretical approaches to the study of the problem of the relationship between the level of educational motivation in Internet-active adolescents with different orientations in the virtual space is presented; the relationship between the orientation of adolescents in the virtual space and the level of learning motivation is shown. The purpose of the article is to present the results of a study of the characteristics of educational motivation of modern Internet-active adolescents with different orientations in the virtual space. Materials and methods. Analysis of scientific literature on the problem of Internet socialization and educational motivation of adolescents; empirical: a questionnaire of behavior on the Internet by A.E. Zhichkina; questionnaire “Personality in the virtual space” by A.I. Luchinkina; the methodolo-gy “Studying the motivation for learning adolescents” by M.I. Lukyanova, N.V. Kalinina; mathematical and statistical processing of research results (Spearman's rank correlation coefficient). Results. The results of the study showed the presence of significant relationships between the prosocial orientation of the personality of a teenager and high and medium levels of educational motivation; an inverse correlation was found between the “antisocial” scale and a high level of learning motivation; It has been established that the level of educational motivation of adolescents varies depending on its orientation in the Internet space: the more pronounced the pro-social orientation, the higher the level of educational motivation; the more pronounced the asocial and antisocial orientation, the lower the level of learning motivation. Discussion . It is emphasized that the main theoretical provisions and the results of empirical research can be used in the practice of psychological counseling, prevention and correction of the orientation of a teenager's personality in the Internet space and increasing the level of educational motivation. In the course of the analysis of theoretical approaches to determining the characteristics of the educational motivation of Internet-active adolescents with different orientations in the virtual space, it was determined that motivation is a complex, multifaceted personality formation that changes under the influence of external and internal factors. Conclusion. Most adolescents in the group of subjects are focused on constructive communication in the Internet space and using it to achieve educational or personal goals (search for information, communication, purchase of goods). Asocial orientation (inherent in 25 % of the subjects) is characterized by the fact that adolescents are more closed, on the Internet they prefer to read forums on interests more often than to study or communicate. Antisocial orientation (12.5 %) is characterized by a strong desire for destructive actions on the Internet, including deviant behavior (trolling, hacking, cyberbullying, etc.). The level of educational motivation of adolescents can vary depending on the orientation on the Internet - the more pronounced the pro-social orientation of the personality of a teenager in the Internet space, the higher the level of educational motivation; the more pronounced antisocial and antisocial orientation, the lower the level of learning motivation. Highlights: The author's theoretical model for studying the relationship between the educational motivation of Internet-active adolescents with different orientations in the virtual space has been developed; The results of an empirical study of the characteristics of educational motivation of Internet-active adolescents with different orientations in the virtual space are presented.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ИНТЕРНЕТ-АКТИВНЫХ ПОДРОСТКОВ С РАЗНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

Научная статья УДК 316.61 ББК 88. 5

DOI 10.25588/CSPU.2022.168.2.017

Т. В. Юдеева1, А. Н. Богачев2

1ORCID № 0000-0003-2823-7379 Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, г. Симферополь, Республлика Крым, Российская Федерация.

E-mail: djoma@list.ru

2ORCID № 0000-0002-3206-5963 Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: bogachevan@cspu.ru

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ИНТЕРНЕТ-АКТИВНЫХ ПОДРОСТКОВ С РАЗНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность исследования учебной мотивации подростков, активных пользователей интернет-пространства и их направленности в виртуальном пространстве; представлен обзор теоретических подходов к исследованию проблемы взаимосвязи уровня учебной мотивации у интернет-активных подростков с различной направленностью в виртуальном пространстве; показана взаимосвязь между направленностью подростков в виртуальном пространстве и уровнем учебной мотивации. Цель статьи — представить результаты исследования особенностей учебной мотивации современных интернет-активных

«о У

а

го

а

«о

подростков с разной направленностью в виртуальном пространстве.

. Материалы и методы. Анализ научной литературы, посвященной проб-

ив

^ леме интернет-социализации и учебной мотивации детей подросткового возраста;

© Юдеева Т. В., Богачев А. Н., 2022

эмпирические: опросник поведения в интернете А. Е. Жичкиной; опросник «Личность в виртуальном пространстве» А. И. Лучинкиной; методика «Изучение мо- ° тивации учения подростков» М. И. Лукьяновой, Н. В. Калининой; математическая

о о

е

и статистическая обработка результатов исследования (коэффициент ранговой ж

о

корреляции Спирмена).

Результаты. Результаты исследования показали наличие достоверных

у

Л

е

б

взаимосвязей между просоциальной направленностью личности подростка и вы- о

соким и средним уровнями учебной мотивации; обратная корреляционная связь ^

0

выявлена между шкалой «антисоциальность» и высоким уровнем учебной моти- |

а

вации; установлено, что уровень учебной мотивации подростков изменяется в за- Л

1

Ж

висимости от его направленности в интернет-пространстве: чем более выражена просоциальная направленность, тем выше уровень учебной мотивации; чем более выражена асоциальная и антисоциальная направленность, тем ниже уровень учеб-

Заключеше. Большинство подростков в группе испытуемых ориентиро-

теризуется тем, что подростки более замкнуты, в интернете предпочитают чаще читать форумы по интересам, чем учиться или общаться. Антисоциальная направленность (12,5 %) характеризуется резким стремлением к деструктивным действиям в интернете, в том числе девиантному поведению (троллингу, хакингу, ки-бербуллингу и т. д.). Уровень учебной мотивации подростков может изменяться в зависимости от направленности в интернете — чем более выражена просоци-

3

Ж е

ной мотивации. а

к

Обсуждеж1е. Подчеркивается, что основные теоретические положения и результаты эмпирического исследования могут найти применение в практике психологического консультирования, профилактике и коррекции направленности лич- о ности подростка в интернет-пространстве и повышения уровня учебной мотивации. В ходе анализа теоретических подходов к определению особенностей учебной мотивации интернет-активных подростков с разной направленностью в виртуальном пространстве определено, что мотивация является сложным, многоаспектным образованием личности, которая изменяется под влиянием внешних и внутренних

з

о

с т

ко

№ с

з

аз Ж

о

Й Ж

факторов. §

з

а

л е

ваны на конструктивное общение в интернет-пространстве и использование его Ж

о

с

о*

для достижения учебных или личных целей (поиск информации, общение, покупка товаров). Асоциальная направленность (присуща 25 % испытуемым) харак-

№ 1

з

зтуаль

О* Ж

о

з

о с т з

аЖ

альная направленность личности подростка в интернет-пространстве, тем выше ст уровень учебной мотивации; чем более выражена асоциальная и антисоциальная е

направленность, тем ниже уровень учебной мотивации.

Ключевые слова: интернет-пространство; интернет-социализация; интернет-активность; направленность в интернет-пространстве; мотивы учебной деятельности; учебная мотивация; подростки. Основные положения:

- разработана авторская теоретическая модель исследования взаимосвязи учебной мотивации интернет-активных подростков с различной направленностью в виртуальном пространстве;

- представлены результаты эмпирического исследования особенностей учебной мотивации интернет-активных подростков с разной направленностью в виртуальном пространстве.

1 Введение (Introduction)

Согласно статистическим данным, количество пользователей интернета растет во всем мире [1; 2]. Подростки и молодежь являются лидерами по использованию интернета в повседневной жизни. Согласно исследованиям, подростки не разграничивают реальное и виртуальное пространство — оно является для них единым целым и воспринимается также целостно [3; 4]. Потому как основная часть социальной жизни протекает в виртуальном пространстве, оно не может не оказывать влияния на развитие личности подростка, в том числе мотиваци-онной сферы. В интернете подросток может столкнуться с такими факторами, которые будут качественно влиять на процесс развития его личности (например, интернет-троллинг, кибербуллинг и т. д.) [5-7]. Так как виртуальное пространство существует параллельно с реальным, может происходить формирование виртуальной личности в отв

еач дельности от реальной, что также влечет за собой различные негатив-

аг о

ные последствия.

Проблема учебной мотивации в подростковом возрасте остается актуальной несмотря на большое количество исследований, проведенных в этой области. От того, насколько сформированы мотивы учебной деятельности зависит процесс и качество обучения, что имеет

активности: активность в действии и активность в восприятии альтер-

Опросник «Личность в виртуальном пространстве» А. И. Лу-

ности в интернет-пространстве: просоциальность, асоциальность, антисоциальность.

Методика «Изучение мотивации учения подростков» М. И. Лукьяновой, Н. В. Калининой позволила выявить преобладание внутренней или внешней мотивации к обучению, выраженность стремления к достижению успехов или избеганию неудачи, активную реализацию учебных мотивов в своем поведении. Таким образом, вышеуказанные методики направлены на определение типа активности личности в интернет-

немаловажную роль в последующем профессиональном определении личности [8]. О

Исследования показывают, что подростки, в основном, используют интернет для общения, тогда как для образования — практически

1

нет [9-11]. Не выявлено статистически значимых различий между час- у

л

л

тотой использования интернета и успеваемостью подростков. Значи- 1

о

мость связей между различными видами онлайн-активности не была

о

исследована, а потому остается актуальной задачей. В основном, боль- 1

§

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

шую часть времени подростки проводят в интернете за поиском инфор- 1 мации, общением со сверстниками, игровой деятельностью [12]. Таким I

е

образом, изучение направленности подростков в виртуальном прост- | ранстве — актуальный вопрос современной психологической науки, который требует детального изучения.

2 Материалы и методы (Materials and methods) Основными методами исследования являются анализ научной литературы; эмпирические. Опросник поведения в интернете А. Е. Жич-киной использован для выявления преобладающего типа активности

S

о

о О

о №

личности в интернет-пространстве. Автор определяет следующие типы а

з

Ж о

й Ж

натив. §

кй з

а

л еЖ

чинкиной использован для выявления показателя направленности лич- Жо

с

т

О* ю

№ 1

з

зтуаль

О* Ж

о

о О 3 § I О

S № №

пространстве, ее направленности в виртуальном пространстве и выявление преобладающих мотивов обучения. С помощью данных методик представляется возможным получение достоверных качественных и количественных данных.

База проведения исследования: ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь) и ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» (г. Челябинск). В исследовании приняли участие 60 подростков (ученики профильных классов общеобразовательных школ Республики Крым, участвующих в проекте пред-профессионального образования, на базе Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова) в возрасте 13-15 лет, которые регулярно пользуются интернетом и являются активными пользователями сети.

3 Результаты (Results)

Исследователи выделяют несколько типов поведения подростков в интернете: одни используют его возможности для обучения, другие ищут в интернете общения, третьи предпочитают игры, четвертые — реализуют свой творческий потенциал через деятельность на профессиональных порталах и форумах. Но зачастую деятельность подростков приобретает деструктивный характер и выражается в кибербуллинге, хакерстве, мошенничестве, причислении себя к какой-либо субкультуре (деструктивно направленной). В процессе анализа психолого-педагогической литературы была создана теоретическая модель исследо-еач вания (Таблица 1).

г

3

Таблица 1 — Теоретическая модель исследования

^ Table 1 — Theoretical research model

,а в е е д

дЮ .В

Таблща 1 ТаЬ1е 1

Исследуемая

Компонент Методика

характеристика

Тип активности Преобладающий тип ак- Опросник А. Е. Жич-

личности в интернете тивности личности в ин- киной

тернете:

-активность в действии;

-активность в восприя-

тии альтернатив

Направленность Направленность личнос- Опросник «Личность

личности ти в интернете: в виртуальном прост-

в виртуальном -просоциальность; ранстве», шкала «Нап-

пространстве -асоциальность; равленность» А. И. Лу-

-антисоциальность чинкиной

Мотивационный Выявление ведущего мо- Методика «Изучение

компонент тива учения, преоблада- мотивации учения

ние внутренней или подростков» М. И. Лу-

внешней мотивации, ак- кьяновой, Н. В. Кали-

тивность реализации ниной

учебных мотивов в пове-

дении. Виды учебных

мотивов:

-учебный;

-социальный;

-позиционный;

-оценочный;

-игровой;

-внешний

По итогам исследования группы испытуемых по методике определения типов активности личности А. Е. Жичкиной выявлено, что 65 %

з

а Ж с т

№ е

Пс1холог1ческ1е жаук1 275

респондентов проявляют интернет-активность в действии. Она выражается в поиске новых способов действия в Интернете, интересе к новым виртуальным платформам и сайтам, которые подростки ни разу не посещали. Они стремятся к открытому общению, не боятся предлагать новые темы для обсуждения в сети, в целом демонстрируют открытую и инициативную позицию поведения. 35 % от общего числа испытуемых, предпочитают поведение, направленное на созерцание поведения других людей в интернете. У этих подростков выражено стремление к поиску собственной идентичности через приобретение нового опыта, который в реальной жизни обрести невозможно.

Наибольшее количество респондентов имеют направленность «Просоциальность» (62,5 % подростков). Они используют интернет для конструктивного общения, поиска информации. Направленность «Асоциальность» свойственна 25 % подросткам в группе испытуемых. Они более замкнуты, ориентированы на общение в узких кругах. 12,5 % подростков набрали наиболее высокие баллы и относятся к направленности «Антисоциальность». Их привлекает возможность производить в интернете деструктивные действия, писать сообщения и комментарии саркастического характера, применять оскорбления и провокационные сообщения в адрес других пользователей.

Среди подростков преобладает нормальный (средний) уровень мотивации к обучению (55 %). У 5 % респондентов выявлен очень высокий уровень мотивации к учению. У них наблюдается очень высокий уровень ответственности и сильные переживания в случае неудачи.

| Прямо противоположный уровень мотивации — низкий — выявлен у

о

^ 10 % респондентов. Их состояние можно оценить как дезадаптацию к школьным условиям и переживание крайне негативных эмоций по отношению к учебным ситуациям. У 20 % испытуемых выявлен сниженный уровень мотивации к обучению. Эти подростки не испытывают яв-^ ного негативизма к учебной ситуации, но в школу ходят не для того,

чтобы получать знания и развиваться, а для внеурочных занятий и общения с одноклассниками. Низкий уровень мотивации к обучению вы- сс

об

явлен у 10 % испытуемых. Это свидетельствует о явной школьной деза- Ж

Жо

даптации подростков. |

В группе испытуемых преобладающим видом учебного мотива у

ч

еб

является позиционный. Это условно нормативный показатель для под- Ж

о

ростков исследуемой возрастной группы. У 15 % человек выражен со- 1

о

циальный мотив — стремление принести пользу обществу, своей семье, 1

а

получить заслуги перед школой. У 15 % подростков преобладающим | является учебный мотив. Это говорит о том, что они ориентированы | на обучение, освоение новых умений и приобретение навыков. У 10 % Ж подростков преобладает оценочный мотив учения. Они стремятся к получению высокой оценки и последующего одобрения со стороны взрослых. Игровые мотивы учебной деятельности присущи 20 % подросткам, что выражается в их стремлении обучаться в воображаемой игровой ситуации. Внешние мотивы учебной деятельности присущи 17,5 % подросткам. Для них важно положительное подкрепление их деятель-

имосвязи между просоциальной направленностью личности и высоким и средним уровнями учебной мотивации:

г = 0,357, р < 0,05 и г = 0,438, р < 0,01.

а

о

д з

о с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о № с

ности. По результатам корреляционного анализа выявлены прямые вза- а

з

Ж о

й Ж

а § з

а

№л е

Ж Ж

ос

Таким образом, можно сформулировать вывод, что чем более социальна

ю

и конструктивна позиция подростка в интернете, тем выше уровень его №

учебной мотивации (Таблица 2) |

туаль

о* Ж

I о

с т з а Ж с т № е

Таблица 2 — Взаимосвязь уровня учебной мотивации и направленности личности в интернет-пространстве Table 2 — The relationship between the level of educational Motivation and the orientation of the individual in the Internet space

Направленность личности в интернете Уровень учебной мотивации

Очень высокий Высокий Средний Ниже среднего Низкий

Просоциальность 0,283 0,357* 0,438** -0,155 -0,087

Асоциальность 0,015 -0,324* -0,290 0,412* 0,064

Антисоциальность -0,102 -0,448** -0,321* 0,425** 0,224

Примечание - *при p < 0,05; ** при p < 0,01

г = 0,380 при р < 0,05.

Существует прямая взаимосвязь между просоциальной направленностью личности в Интернете и активностью в деятельности:

г = 0,458 при р < 0,01.

статистически значимой. Прямая сильная взаимосвязь выявлена между активностью в действии и антисоциальной направленностью личности

Между высоким уровнем учебной мотивации и асоциальностью выявлена обратная корреляционная взаимосвязь (г = -0,324, p < 0,05). О Между асоциальностью и низкой учебной мотивацией обнаружена положительная корреляционная связь (г = 0,412, p < 0,05). Таким образом,

s s

можно предположить, что подростки с выраженной асоциальностью и ч

л

склонностью к девиантному поведению в интернет-пространстве ско- Ж

о

рее имеют низкий уровень учебной мотивации.

о

4 Обсуждение (Discussion) 1

§

Для обоснования взаимосвязи между уровнем активности в ин- S тернете и направленностью личности использован коэффициент ран- | говой корреляции Спирмена. Таким образом, выявлена обратная вза- Ж имосвязь между показателями активности и направленности личности в интернет-пространстве. Данные корреляционного анализа свидетельствуют о достоверности различий между активностью и направленностью: чем более склонен подросток к асоциальной направленности, тем

а о

0

менее у него выражена активность в деятельности: с

1

г=-0,682 при р < 0,01. с

з

8

При этом прямая взаимосвязь обнаружена между асоциальной направ- |

й

ленностью личности и активностью в восприятии альтернатив: а

а

л Ж Ж

0 О

|

о*

S

1

1 3

л

При этом взаимосвязь между просоциальной направленностью личнос- |

ти в интернете и активностью в восприятии альтернатив не является 3

о

с

т а Ж с

в интернете:

г = 0,430 при р < 0,01.

Подростки, которые демонстрируют антисоциальное поведение в интернете, склонны активно действовать, нежели просто быть наблюдателями. При этом активность в восприятии альтернатив у них также выражена, но эти различия не являются статистически значимыми.

Для респондентов с активностью в действиях характерен высокий уровень по шкале «просоциальность». Для респондентов с активностью в восприятии альтернатив характерны высокие уровни по шкалам «асоциальность» и «антисоциальность».

В группе испытуемых преобладающим является средний (нормальный) уровень мотивации. Это говорит о достаточно благоприятном учебном микроклимате и достаточной сформированности мотивов учения у подростков. В группе также есть подростки, у которых уровень мотивации чрезмерно высокий или низкий. Чрезмерно высокий уровень не является желательным, поскольку ребенок испытывает эмоциональные проблемы, равно как и очень низкий уровень учебной мотивации свидетельствует о школьной дезадаптации.

У 15 % подростков преобладающим является учебный мотив. Это говорит о том, что они ориентированы на обучение, освоение новых умений и приобретение навыков. У 10 % подростков преобладает оценочный мотив учения. Они стремятся к получению высокой оценки и последующего одобрения со стороны взрослых. Игровые мотивы

еч учебной деятельности присущи 20 % подросткам, что выражается в их

аг

[§ стремлении обучаться в воображаемой игровой ситуации. Таким под-

в

росткам нравится соревноваться друг с другом в качестве выполнения заданий или в количестве положительных оценок, они легко принимают участие в нетрадиционных формах учебной деятельности, таких

Ю

сц как спектакли, деловые игры, дебаты и т. д. Внешние мотивы учебной

,а в е е д

деятельности присущи 17,5 % подросткам. Для них важно положительное подкрепление их деятельности. О

о

По результатам корреляционного анализа выявлены прямые Ж

ж

взаимосвязи между просоциальной направленностью личности и высо- |

ким и средним уровнями учебной мотивации: v

ч

л

Ж

о Kl

г = 0,357, p < 0,05 и г = 0,438, p < 0,01.

Таким образом, можно сформулировать вывод, что, чем более соци- |

а

альна и конструктивна позиция подростка в интернете, тем выше уро- |

|

| Ж

вень его учебной мотивации. Прямая взаимосвязь обнаружена между

направленностью «асоциальность» и уровнем мотивации «ниже сред- 3

ж е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

него», что свидетельствует о том, что если подросток направлен прей

имущественно на себя, а не на общество, то он будет иметь невысокий т

уровень учебной мотивации, и она, в основном, будет касаться той де- ?

ятельности, которая не относится к учебной, а подросток на уроке и | внеучебной ситуации предпочитает заниматься отвлеченными делами, быть погруженным в свои мысли и чувства.

о О

I

Обратная взаимосвязь обнаружена по шкале «асоциальность» и 3

8

высоким уровнем мотивации (г = -0,324, р < 0,05, что позволяет конста- |

й Ж

а § 3

а

тировать: чем более подросток ориентирован на себя, стремится отгородиться от общества, и ту же позицию транслирует в интернете, тем ниже уровень его учебной мотивации. Умеренная прямая взаимосвязь Ж обнаружена между шкалой «асоциальность» и уровнем мотивации к учению «ниже среднего» (г = 0,412, р < 0,05). Такой уровень мотивации соответствует представлениям о том, что дети в школе видят возмож-

а

ности для внеурочной деятельности, и она привлекает их сильнее, чем §

о

учебная. Такие подростки стремятся принимать участие в клубах по 1 интересам, олимпиадах, но не заниматься на уроках.

Обратные взаимосвязи выявлены между шкалой «антисоциаль- 3а ность» и высоким уровнем учебной мотивации (г = -0,448, р < 0,01).

л

Данная связь говорит о том, что чем больше подросток проявляет антисоциальность в интернете, тем ниже уровень его учебной мотивации. Это подтверждает наличие прямой взаимосвязи между шкалой «антисоциальность» и уровнем учебной мотивации «ниже среднего»:

г = 0,425, p < 0,01.

Таким образом, уровень учебной мотивации интернет-активных подростков изменяется в зависимости от направленности в интернете: чем более выражена просоциальная направленность личности в интернете, тем выше уровень учебной мотивации. 5 Заключение (Conclusion)

По результатам проведения исследования по методике определения типов активности личности в интернет-пространстве А. Е. Жич-киной получены следующие данные: 65 % подростков проявляют активность в действии, 35 % — активность в восприятии альтернатив. Подростки с активностью в действии более экстравертивны и направлены на общество, а подростки с активностью в восприятии альтернатив стремятся к созданию альтернативной личности, которая имеет иные характеристики, нежели их собственная реальная личность.

В ходе исследования подростков по методике А. И. Лучинкиной выявлено, что просоциальная направленность присуща 62,5 % подросткам, асоциальная — 25 % и антисоциальная — 12,5 %. Таким образом, большинство подростков в группе испытуемых ориентированы на конструктивное общение в интернете и использование его для достижения

^ учебных или личных целей (поиск информации, общение, покупка того

t§ варов).

Большинство подростков в группе испытуемых ориентированы на конструктивное общение в интернете и использование его для достижения учебных или личных целей. и; По результатам корреляционного анализа выявлены прямые

«о

взаимосвязи между просоциальной направленностью личности и высоким и средним уровнями учебной мотивации. Обратные взаимосвязи О

о

выявлены между шкалой «антисоциальность» и высоким уровнем ен

но

учебной мотивации. Данная связь говорит о том, что чем больше под- с

и

росток проявляет антисоциальность в интернете, тем ниже уровень его у

ч

о

учебной мотивации. Это подтверждает наличие прямой взаимосвязи н

о

между шкалой «антисоциальность» и уровнем учебной мотивации м

«ниже среднего». и

в

а

и

и и н

Библиографический список

1. Бондаренко С. В. Модель социализации пользователей в киберпро-

странстве [Электронный ресурс] // Cyberpsy : [сайт]. 2017. URL: ж

http://cyberpsy.ru/articles/bondarenko-cyberspace_socialization (дата обращения: 01.04.2022)

среда и его влияние на современные общества // Теория и практика общественного развития. 2015. № 17. С. 118-121

виантной интернет-социализации // Научный результат. Педагогика и психология

7. Лучинкина А. И., Юдеева Т. В. Девиантная интернет-социализация: анализ проблемы // Современные проблемы науки и образования XXI века : сборник трудов конференции, 31 августа 2015 г. / под общ. ред. А. В. Туголукова. Москва : ИП «Туголуков А.В.», 2015. С. 41-45.

л

в

2. Войскунский А. Е., Солодов М. Ю. Познание и коммуникация — вы- ^

х

зовы современности // Философские науки. 2018. № 4. С.114-132. о

3. Ганский П. Н. Интернет-пространство как особая коммуникационная о

с

о в с р

4. Лучинкина А. И. Троллинг в интернет-пространстве как результат де- а

н

о Й

образования. 2018. Т. 4, № 2. 68-76. Б01 10.18413/2313-8971-2018-4-2-0-7. а

р

5. Лучинкина А. И. Специфика мировоззрения интернет-пользователей // л

Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-1. С. 311-317. н

ж

6. Лучинкина А. И. Психология интернет-социализации личности : моно- т

графия. Симферополь : ВД «АР1АЛ», 2013. - 356 с. §

в

в и р

ртуаль

о* н

ом п

8. Грекова В. А. Психология учебной мотивации обучающихся. Учебная о

с

мотивация: основные теории и подходы // Северо-Кавказский психологический р

вестник. 2018. № 6/3. С. 45-51. §

т

9. Угольков Н. В. Роль Интернета в социализации старших школьников // е

Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования : межвузовский сборник научных трудов. Калининград, 2012. Вып. 30. С. 84-86.

10. Юдеева Т. В. Социализирующий потенциал современного информационно-коммуникативного пространства // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. 2018. № 2 (12). С. 41-45. (Педагогика. Психология).

11. Voiskounsky A., Kutuzova M. & Sveshnikova E. (2017), "High-school students: Social adaptation and internet ad-diction", Journal of behavioral addictions, vol. 1, pp. 58-58.

12. Luchinkina A., Zhikhareva L., Yudeeva T. & Luchinkina I. (2020), "Cross-border and digital socialization of personality", E3S Web of Conferences, Innovative Technologies in Science and Education (ITSE-2020), Ros-tov-na-Donu, Russian Federation, 04 December 2020, vol. 210, no. 8, 15005. DOI 10.1051/e3sconf/202021015005.

T. V. Yudeeva1, A. N. Boqachev2

1ORCID No. 0000-0003-2823-7379 Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of Psychology, Crimean Engineering and Pedagogical University Named after Fevzi Yakubov, Simferopol, Republic of Crimea, Russia. E-mail: djoma@list.ru

2ORCID № 0000 -0002-3206-5963 Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Pedagogy, Psychology and Subject Methods, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

v

eh E-mail: bogachevan@cspu.ru

ca

THE FEATURES OF EDUCATIONAL ^ MOTIVATION OF INTERNET-ACTIVE

I TEENAGERS WITH DIFFERENT

ee

Yud ORIENTATIONS IN THE VIRTUAL SPACE

T.

Abstract

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Introduction. The article substantiates the relevance of studying the educational motivation of adolescents, active users of the Internet space and their orientation in the virtual space; a review of theoretical approaches to the study of the problem of the relationship between the level of educational motivation in Internet-active adolescents with different orientations in the virtual ^

space is presented; the relationship between the orientation of adolescents in e

a tu

cational motivation of modern Internet-active adolescents with different ori- ^

duc c

a

the virtual space and the level of learning motivation is shown. The purpose of the article is to present the results of a study of the characteristics of edu-

entations in the virtual space.

Materials and methods. Analysis of scientific literature on the prob- n

a

lem of Internet socialization and educational motivation of adolescents; em- g

pirical: a questionnaire of behavior on the Internet by A.E. Zhichkina; ques- |

tionnaire "Personality in the virtual space" by A.I. Luchinkina; the methodolo- 0

gy "Studying the motivation for learning adolescents" by M.I. Lukyanova, f

N.V. Kalinina; mathematical and statistical processing of research results (Spearman's rank correlation coefficient). et

Results. The results of the study showed the presence of significant relationships between the prosocial orientation of the personality of a teenager and high and medium levels of educational motivation; an inverse correlation

to

3 ft

0

1

ft

ft

ft ft a

was found between the "antisocial" scale and a high level of learning motiva- g

ft

tion; It has been established that the level of educational motivation of adolescents varies depending on its orientation in the Internet space: the more pronounced the pro-social orientation, the higher the level of educational mo- ^ tivation; the more pronounced the asocial and antisocial orientation, the lower the level of learning motivation. O

Discussion. It is emphasized that the main theoretical provisions and § the results of empirical research can be used in the practice of psychological counseling, prevention and correction of the orientation of a teenager's personality in the Internet space and increasing the level of educational motivation. ft

In the course of the analysis of theoretical approaches to determining the char- O

§

acteristics of the educational motivation of Internet-active adolescents with a

different orientations in the virtual space, it was determined that motivation is S

c

ft

13 a

o

50 £

a complex, multifaceted personality formation that changes under the influence of external and internal factors.

Conclusion. Most adolescents in the group of subjects are focused on constructive communication in the Internet space and using it to achieve educational or personal goals (search for information, communication, purchase of goods). Asocial orientation (inherent in 25 % of the subjects) is characterized by the fact that adolescents are more closed, on the Internet they prefer to read forums on interests more often than to study or communicate. Antisocial orientation (12.5 %) is characterized by a strong desire for destructive actions on the Internet, including deviant behavior (trolling, hacking, cyber-bullying, etc.). The level of educational motivation of adolescents can vary depending on the orientation on the Internet — the more pronounced the prosocial orientation of the personality of a teenager in the Internet space, the higher the level of educational motivation; the more pronounced antisocial and antisocial orientation, the lower the level of learning motivation.

Keywords: Internet space; Internet socialization; Internet activity; Orientation in the Internet space; Motives for learning activities; Learning motivation; Teenagers.

Highlights:

The author's theoretical model for studying the relationship between the educational motivation of Internet-active adolescents with different orientations in the virtual space has been developed;

The results of an empirical study of the characteristics of educational motivation of Internet-active adolescents with different orientations in the virtual space are presented.

References

1. Bondarenko S.V. (2017), Model' sotsializatsii pol'zovateley v kiber-prostranstve [Model of user socialization in cyberspace], Cyberpsy [Online]. Available at: http://cyberpsy.ru/articles/bondarenko-cyberspace_socialization (Accessed: 01.04.2022). (In Russian).

2. Vojskunskij A.E. & Solodov M.Yu. (2018), Poznanie i kommu-nikaciya — vy'zovy' sovremennosti [Cognition and communication are the challenges of our time], Filosofskie nauki, 4, 114-132. (In Russian).

8. Grekova V.A. (2018), Psikhologiya uchebnoy motivatsii obuchayushchikhsya. Uchebnaya motivatsiya: osnovnyye teorii i podkhody" [Psychology of educational motivation of students. Educational motivation:

3. Ganskij P.N. (2015), Internet-prostranstvo kak osobaya kommu-nikacionnaya sreda i ego vliyanie na sovremenny^e obshhestvo [Internet space as a special communication environment and its impact on modern societies], Teoriya i praktika obshhestvennogo razvitiya, 17, 118-121. (In Russian).

4. Luchinkina A.I. (2018), Trolling v internet-prostranstve kak re-zuVtat deviantnoj internet-socializacii [Trolling in the Internet space as a re- h suit of deviant Internet socialization], Nauchnyy rezul'tat. Pedagogika i ^ psikhologiya obrazovaniya, 4, 2. 68-76. DOI 10.18413/2313-8971-2018-4-2- |

0-7. (In Russian). I

f

5. Luchinkina A.I. (2016), Specifika mirovozzreniya internet- ^

d

poFzovatelej [The specifics of the worldview of Internet users], Problemy' c

at

sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 51-1, 311-317. (In Russian). o

n

6. Luchinkina A.I. (2013), Psihologiya internet-socializacii lichnosti ~

, ä

[Psychology of Internet socialization of personality], Monografiya, "ARlAL", Simferopol', 356 p. (In Russian).

7. Luchinkina A.I. & Yudeeva T.V., Edr A.V. Tugolukov (2015), De-viantnaya internet-socializaciya: analiz problemy [Deviantnaya internet-sot-sializatsiya: analiz problemy], Sbornik trudov konferentsii "Sovremenny^e problemy" nauki i obrazovaniya XXI veka: ", 31 avgusta 2015 goda [A collec- ^

at

i

o

n f

o

tion of proceedings of the conference "Modern problems of science and edu- g cation of the XXI century"], Individual'nyy predprinimatel' "Tugolukov

to

ee

ft e

^

A.V.", Moscow, August 31, pp. 41 -45. (In Russian). g

e

r

e

basic theories and approaches], Severo-Kavkazskiy psikhologicheskiy vestnik, |

6/3, 45-51. (In Russian). £

ri

9. UgoFkov N.V. (2012), Rol' Interneta v sotsializatsii starshikh en shkol'nikov [The role of the Internet in the socialization of older students] Mezhvuzovskiy sbornik nauchnykh trudov "Aktual'nyye problemy profession-al'no-pedagogicheskogo obrazo-vaniya" [Interuniversity collection of scientific papers "Actual problems of professional and pedagogical education"], i Kaliningrad, 30, 84-86. (In Russian).

10. Yudeeva T.V. (2018), Socializiruyushhij potencial sovremennogo p

ac

informacionno-kommunikativnogo prostranstva [The socializing potential of e

the modern information and communication space], Uchenyse zapiski Kry^mskogo inzhenerno-pedagogicheskogo universiteta, "Seriya. Pedagogika. Psixologiya ", 2 (12), 41-45. (In Russian).

11. Voiskounsky A., Kutuzova M. & Sveshnikova E. (2017), "High-school students: Social adaptation and internet ad-diction", Journal of behavioral addictions, vol. 1, pp. 58-58.

12. Luchinkina A., Zhikhareva L., Yudeeva T. & Luchinkina I. (2020), "Cross-border and digital socialization of personality", E3S Web of Conferences, Innovative Technologies in Science and Education (ITSE-2020), Ros-tov-na-Donu, Russian Federation, 04 December 2020, vol. 210, no. 8, 15005. DOI 10.1051/e3sconf/202021015005.

Статья поступила в редакцию 27.04.2022; одобрена после рецензирования 28.04.2022; принята к публикации 29.04.2022.

The article was submitted 27.04.2022; approved after reviewing 28.04.2022; accepted for publication 29.04.2022.

v e

ech

a ^

o

cq

,a v e eed

£

T.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.