Психология человека в образовании, 2021, т. 3, № 4 Psychology in Education, 2021, vol. 3, no. 4 _www.psychinedu. ru
Цифровая эволюция современного образования: психологическая теория и практика
УДК 159.99 https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-4-432-443
Взаимосвязь уровня интернет-активности и характеристик ценностно-смысловой сферы личности подростков
Р. И. Зекерьяев01
1 Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, 295015, Россия, г. Симферополь, пер. Учебный, д. 8
Аннотация. Современный этап развития общества отличается возникновением и глобальным распространением феномена виртуализации, в частности все большим переходом социального взаимодействия в сеть Интернет. Детерминантами особенностей функционирования виртуальных личностей интернет-пользователей являются психологические характеристики их ценностно-смысловой сферы. Через призму системы ценностей и смыслов личность не только особым воспринимает виртуальное пространство, но и выстраивает в нем свои поведение и деятельность. Особое значение данное явление приобретает в связи с тем, что одними из активных пользователей являются подростки, которые проводят в сети Интернет большое количество времени. Таким образом, целью статьи является выявление особенностей взаимосвязи уровня интернет-активности и характеристик ценностно-смысловой сферы личности подростков.
Для участия в исследовании среди интернет-пользователей методом случайных чисел были отобраны 60 подростков в возрасте от 13 до 16 лет, среди которых 43 юноши и 17 девушек. В ходе исследования респонденты были разделены на четыре группы по уровню интернет-активности: пассивные, ситуативные, активные и чрезмерно-активные. Программно-методическое обеспечение исследования включило в себя ряд таких методик, как опросник «Личность в интернет-пространстве» А. И. Лучинкиной, методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, опросник «Эмоциональная направленность личности» Б. И. Додонова, методика «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева. В ходе математико-статистической обработки данных были использованы H-критерий Крускалла — Уоллиса и корреляционный анализ. В ходе исследования было обнаружено, что уровень интернет-активности личности может возрастать вместе со значимостью таких компонентов ценностно-смысловой сферы, как: ценностные ориентации (познание, развлечение, творчество); эмоциональные направленности (гностическая, пугническая, коммуникативная); смысложизненные ориентации (общий показатель осмысленности жизни). Таким образом, можно сделать вывод о существовании взаимосвязи между психологическими особенностями ценностно-смысловой сферы личности интернет-пользователей и уровнем их интернет-активности.
Дальнейшее исследование предполагает изучение взаимосвязи между уровнем интернет-активности личности и другими характеристиками ее ценностно-смысловой сферы, такими как базовые убеждения, социальные установки и т. д.
Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера личности, подростки, ценностные ориентации, эмоциональная направленность, смысложизненные ориентации, интернет-активность.
Я Check for updates
Сведения об авторе
Руслан Ильвисович Зекерьяев, SPIN-код: 4667-8763, ORCID: 0000-0001-8366-0183, e-mail: [email protected] Для цитирования: Зекерьяев, Р. И. (2021) Взаимосвязь уровня интернет-активности и характеристик ценностно-смысловой сферы личности подростков. Психология человека в образовании, т. 3, № 4, с. 432-443. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-4-432-443 Получена 22 июля 2021; прошла рецензирование 1 сентября 2021; принята 20 сентября 2021.
Финансирование: Исследование не имело финансовой поддержки.
Права: © Р. И. Зекерьяев (2021). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.
Relationship of the level of internet activity and the characteristics of the value-semantic sphere of the adolescents
R. I. Zekeriaev™
1 Crimean Engineering and Pedagogical University the name of Fevzi Yakubov, 8, Uchebny Lane, Simferopol 8295015, Russia
Abstract. The current stage of society evolution is distinguished by the emergence and global spread of the phenomenon of virtualization—in particular, by the increasing transition of social interaction to the internet. The peculiarities of the functioning of the virtual personalities of internet users are determined by the psychological features of such users' value-semantic sphere. This phenomenon is especially important due to the fact that some of the active users of the internet are adolescents who are at the sensitive stage of personality evolution. The article aims to identify the specifics of the relationship between the level of internet activity of adolescents and the features of their value-semantic sphere.
The subjects included adolescents who were randomly selected among the internet users—60 adolescents aged 13 to 16, including 43 boys and 17 girls. In the course of the study, the respondents were divided into 4 groups according to the level of internet activity: passive, situational, active and overly active. The software and methodological support of the research included the following methods: the questionnaire "Personality in the Internet space" by A. I. Luchinkina; the methodology "Value Orientations" by M. Rokich; the questionnaire "Emotional Orientation of Personality" by B. I. Dodonov; and the methodology "Life-Meaning Orientations" by D. A. Leontyev. The Kruskal—Wallis H-test and correlation analysis were used for mathematical and statistical data processing.
In the course of the study it was found that there is a relationship between the psychological features of the value-semantic sphere of the personality of internet users and the level of their internet activity. Further research involves studying the relationship between the level of an individual's internet activity and other characteristics of his value-semantic sphere—such as basic beliefs, social attitudes, etc.
Keywords: value-semantic sphere of personality, adolescents, value orientations, emotional orientation, life-sense orientations, internet activity.
Author
Ruslan I. Zekeriaev,
SPIN: 4667-8763,
ORCID: 0000-0001-8366-0183,
e-mail: [email protected]
For citation:
Zekeriaev, R. I.
(2021) Relationship of the level of internet activity and the characteristics of the value-semantic sphere of the adolescents. Psychology in Education, vol. 3, no. 4, pp. 432-443. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-4-432-443 Received 22 July 2021; reviewed 1 September 2021; accepted 20 September 2021.
Funding: The study did not receive any external funding.
Copyright: © R. I. Zekeriaev (2021). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.
Введение
Современный этап развития общества отличается высокой степенью виртуализации и, в частности, переходом в социокультурную среду сети Интернет. Виртуальное пространство, являясь дополнением к пространству реальному, создает принципиально новые условия для деятельности и общения людей. Необходимо отметить, что переход в сеть Интернет приводит к ряду изменений в структуре ценностно-смысловой сферы личности. Из-за этого, а также благодаря ряду свойств системы гиперреальности, таким как бестелесность, анонимность, иное функционирование хронотопов, у интернет-пользователя могут возникать новые способы взаимодействия с виртуальной средой и другими участниками сетевого общения. Особую важность данное исследование приобретает в связи с тем, что подростковый возраст является одним из наиболее чувствительных
периодов развития личности, на этапе которого в целом она осуществляет вхождение в социальную среду виртуального пространства. При этом остается открытым вопрос о характере взаимосвязи уровня интернет-активности и характеристик ценностно-смысловой сферы личности подростков.
Целью статьи является выявление особенностей взаимосвязи уровня интернет-активности и характеристик ценностно-смысловой сферы личности подростков.
Теоретический обзор современного состояния проблемы
Ценностно-смысловая сфера личности является комплексным образованием, включающим в себя систему личностных смыслов и систему ценностных ориентаций. Можно отметить, что смыслы представляют собой отношение человека к различным объектам и явлениям
окружающего мира, а ценности определяют направленность его деятельности и активности. Ценностно-смысловая сфера личности, выступая в роли ядра в структуре личности, является в глобальном смысле регулятором ее поведения в процессе социального взаимодействия.
Согласно мнению ряда исследователей (М. С. Яницкий, В. В. Знаков, Г. В. Залевски), ценностно-смысловая сфера является детерми-нантой, определяющей особенности мотивации личности к деятельности и сам процесс ее осуществления. При этом система ценностей и смыслов также участвует в процессе постановки целей и определении способов ее достижения. М. С. Яницкий, В. В. Знаков отмечали, что все компоненты ценностно-смысловой сферы конструируются в ходе социализации личности, к ним формируется личностное отношение и определяется их субъективная значимость. Исследователи отмечали, что ядром системы ценностей и смыслов является мировоззрение человека, которое заключается в осмыслении объективной реальности и формировании индивидуальных смыслов в процессе ее понимания (Яницкий, Серый 1999; Знаков, Залевский 2008).
По мнению ученых (О. С. Алексеева, Н. Ю. Са-мыкина, М. Е. Серебрякова), ценностно-смысловая сфера конструирует совокупность целей деятельности личности и определяет способы их достижения. Анализируя соотношение ценностей и смыслов, исследователи отмечали, что ценностная сфера является сложным феноменом, включающим в себя в том числе и компонент личностных смыслов. По их мнению, природа ценностно-смысловой сферы является двойственной: с одной стороны, она обусловлена социально, с другой же, она включает в себя индивидуально-личностное отношение к объектам и явлениям окружающей действительности. Таким образом, ценности, которые предлагаются социумом человеку, могут инте-риоризироваться как субъективно значимые, отсеиваться или трансформироваться для дальнейшего принятия, при этом фактором, движущим данный процесс, является активность личности (Алексеева, Ржанова 2019; Самыкина, Серебрякова 2007).
Исследователи (М. В. Барышева, Е. А. Мур-зина, А. Е. Горникова, А. А. Давыдов и др.) отмечали, что для ценностно-смысловой сферы подростков характерна высокая значимость удовлетворения потребности в высоком социальном статусе, способности оказывать влияние на общество. При этом зачастую площадкой для реализации данных потребностей является
медийная среда сети Интернет. Однако при этом не теряют своей значимости такие ценности, как любовь, дружба, хорошие взаимоотношения в семье и т. д. Вместе с этим могут нивелироваться ценности в сохранении традиций, безопасности, здоровья и жизни. Исследователи говорили, что ценностно-смысловая сфера личности подростков является гибкой и может легко приобретать новые установки и убеждения. Необходимо также отметить, что подростки склонны скорее формировать индивидуальные собственные смыслы и ценности, чем интери-оризировать в готовом виде присущие социуму в целом (Барышева 2016; Зоринова 2017; Мурзина, Горникова, Давыдов 2017).
Учеными (А. Ю. Калугин, Д. А. Леонтьев) отмечалось, что ценностно-смысловая сфера личности может проявляться в двух базовых ориентациях: ценностной и смысложизненной. В качестве базового отличия между ними выступает степень регуляции поведения. Так, система смыслов предстает непосредственным регулятором социального взаимодействия. В то же время ценностные ориентации могут не участвовать в организации поведения в социуме, выступая в роли абстрактных субъективно значимых идеалов (Калугин 2018; Леонтьев 2007).
Исследователи (Е. Ю. Почтарева, Т. Н. Мельников, Л. Т. Потанина) определяли ценностно-смысловую сферу как процесс смыслового определения личностью себя в различных социальных ситуациях и жизнедеятельности. При этом система ценностей и смыслов может быть представима как психологическая ориентация человека на максимально широкое раскрытие свойств и способностей своей личности. Также в данном процессе, по мнению исследователей, ценностно-смысловая сфера становится структурированной и содержательно насыщенной, благодаря объединению самостоятельно сформированных смыслов с теми, которые были интернализированы из социума, в котором личность вступает в социальное взаимодействие с другими людьми (Мельников, Потанина 2017; Почтарева 2017).
Б. И. Додонов в своих исследованиях выделил десять основных эмоциональных направлен-ностей, которые представляют собой аффективные переживания личности, побуждающие ее к различного рода видам деятельности. При этом они не только регулируют человеческое поведение, выступая в роли мотива, но и представляют собой ценность переживания тех или иных эмоций. Б. И. Додонов также отмечал, что эмоциональная направленность конструируется в структуре личности в ходе деятельности
и представляет собой специфическую составляющую в структуре направленностей в целом (Додонов 1978).
М. Рокич, изучая ценности как психологический феномен, отмечал, что они представляют собой устойчивые взгляды личности. По мнению исследователя, они формируют поведенческие паттерны, которые ею применяются в процессе социального взаимодействия. М. Рокич отмечал, что ценности отличаются от установок тем, что являются более абстрактными, малочисленными и объединенными в системы. Ученым было выделено две группы ценностей: терминальные (являющиеся самоценными целями, к которым стремится личность) и инструментальные (представляющие собой варианты поведения, применимые в любой ситуации) (Гребень 2007).
Д. А. Леонтьев описывал ценностные ориентации личности как смыслы, представляющие для нее субъективную значимость и выявляемые с помощью вербальных психологических методов исследования. По мнению исследователя, в ценностно-смысловой сфере личности наряду с ценностными ориентациями могут быть выделены и иные компоненты, такие как: ценностные стереотипы, на основе которых конструируются осознанные ожидания по отношению к другим людям и группам; ценностные идеалы, к которым стремится личность и которые выступают в роли конечной цели деятельности; ценностная перспектива — представления личности о своих смыслах и ценностях в хронологически определенном будущем. Д. А. Леонтьев отмечал, что ценности зрелой личности всегда осознанны и могут включать в себя не только индивидуальные субъективно значимые смыслы, но и те, которые предписаны социумом, в котором она функционирует (Леонтьев 1998).
А. И. Лучинкина, исследуя процесс вхождения личности в сеть Интернет, выделяла интернет-активность как интегральное свойство, описывающее количество времени, проводимого человеком в виртуальном пространстве, а также характер его деятельности в нем. По мнению ученого, к пассивным интернет-пользователям можно отнести людей, которые пребывают в сети Интернет менее одного часа в день и менее двух раз в неделю. Они практически не осуществляют виртуальной коммуникации, не отличаются поисковой активностью, предпочитая реальное жизненное пространство системе гиперреальности. Ситуативные интернет-пользователи, по ее мнению, проводят ежедневно в виртуальном пространстве около 2 часов, проявляют поисковую активность и общаются исключительно по необходимости.
А. И. Лучинкина отмечала, что активные пользователи находятся в виртуальном пространстве ежедневно по 3-7 часов, активно ищут новую информацию, участвуют в виртуальной коммуникации, реализуют несколько видов деятельности единовременно. По мнению исследовательницы, чрезмерно-активные интернет-пользователи проводят каждый день в сети Интернет более 7 часов, активно вступают в виртуальное социальное взаимодействие, а также считают виртуальное пространство более ценным и значимым, чем реальное (Лучинкина, Юдеева, Ушакова 2015).
Организация и методы исследования
Эмпирическую базу пилотного исследования составили 60 человек, с разными уровнями интернет-активности. Возрастное и гендерное распределение респондентов: 43 юноши и 17 девушек в возрасте от 13 до 16 лет. Респонденты привлекались благодаря рассылке приглашений к участию в исследовании и были выбраны методом случайных чисел.
В ходе исследования использовался ряд методик:
1) Опросник «Личность в интернет-пространстве» А. И. Лучинкиной;
2) Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича;
3) Опросник «Эмоциональная направленность личности» Б. И. Додонова;
4) Методика «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева.
Гипотезой исследования выступило предположение о том, что существует взаимосвязь между уровнем интернет-активности личности и такими характеристиками ее ценностно-смысловой сферы, как ценностные ориентации, эмоциональная направленность и смысложизненные ориентации.
Для подтверждения данной гипотезы был выдвинут ряд задач:
1) выявить и обосновать различия ценностных ориентаций личности у респондентов с различными уровнями интернет-активности;
2) выявить и обосновать различия эмоциональной направленности личности у респондентов с различными уровнями интернет-активности;
3) выявить и обосновать различия общей осмысленности жизни личности у респондентов с различными уровнями интернет-активности;
4) установить корреляционную связь между составляющими ценностно-смысловой
сферы и уровнем интернет-активности респондентов.
Результаты и их обсуждение
В ходе исследования было обнаружено, что респондентам, составившим нашу выборку, свойственны все уровни интернет-активности, среди них можно выделить пассивных, ситуативных, активных и чрезмерно-активных интернет-пользователей (рис. 1).
Частотный анализ позволил предположить наличие взаимосвязи между уровнем
выраженности ценностных ориентаций личности и уровнем ее интернет-активности. Значимая часть диаграммы приведена на рисунке 2.
Из рисунка 2 видно, что с ростом уровня интернет-активности возрастает также субъективная значимость таких ценностных ориентаций, как познание, развлечение и творчество. Можно отметить, что у подростков, проводящих большое количество времени в сети Интернет, отмечается стремление искать новую информацию, заниматься творческой и рекреационной деятельностью.
Рис. 1. Распределение респондентов по уровню интернет-активности
Fig. 1. Distribution of respondents by level of internet activity
Рис. 2. Взаимосвязь уровня интернет-активности и выраженности ценностных ориентаций личности
подростков (по результатам частотного анализа)
Fig. 2. The relationship between the level of internet activity and the degree of manifestation of value orientations of adolescents (according to frequency analysis results)
Для обоснования различий в ценностных ориентациях в группах респондентов с различными уровнями интернет-активности был использован Н-критерий Крускалла — Уоллиса (табл. 1).
Из таблицы 1 видно, что существуют статистически достоверные различия в проявлении таких ценностных ориентаций, как познание (H = 40,134, р < 0,05), развлечение (H = 43,597,
4 эмп г г \ эмп
р < 0,05), творчество (Нэмп = 43,592, р < 0,05).
В ходе исследования на основе результатов частотного анализа была также сформулирована гипотеза о существовании взаимосвязи между уровнем выраженности эмоциональных направ-ленностей личности и уровнем ее интернет-активности. Значимая часть диаграммы приведена на рисунке 3.
Из рисунка 3 видно, что с ростом уровня интернет-активности возрастает также субъективная
значимость таких эмоциональных направлен-ностей, как коммуникативная, пугническая, гностическая. Можно отметить, что у подростков, проводящих большое количество времени в сети Интернет, отмечается стремление испытывать аффективные переживания, связанные с социальным взаимодействием, познанием нового, а также преодолением опасностей и рисков.
Для обоснования различий в эмоциональных направленностях в группах респондентов с различными уровнями интернет-активности был использован Н-критерий Крускалла — Уоллиса (табл. 2).
Из таблицы 2 видно, что существуют статистически достоверные различия в проявлении таких эмоциональных направленностей, как коммуникативная (Нэмп = 33,690, р < 0,05), пугни-ческая (Н = 41,389, р < 0,05), гностическая
х эмп г '
(Н = 37,803, р < 0,05).
4 эмп Г ' /
Табл. 1. Результаты применения Н-критерия Крускалла — Уоллиса
Параметры Познание Развлечение Творчество
H 40,134 43,597 43,952
Ст. св. 3 3 3
Асимптотическая значимость ,000 ,000 ,000
Table 1. Kruskal—Wallis H-test results
Parameters Wisdom Pleasure Creation
H 40.134 43.597 43.952
df 3 3 3
Asymp. Sig. .000 .000 .000
Рис. 3. Взаимосвязь уровня интернет-активности и выраженности эмоциональных направленностей личности подростков (по результатам частотного анализа)
Fig. 3. The relationship between the level of internet activity and the degree of manifestation of emotional orientations of adolescents (according to frequency analysis results)
Также в ходе исследования на основе резуль- и уровнем ее общей осмысленности жизни.
татов частотного анализа было выдвинуто пред- Диаграмма приведена на рисунке 4. положение о взаимосвязи между уровнем вы- Из рисунка 4 видно, что с ростом уровня
раженности ценностных ориентаций личности интернет-активности возрастает также общий
Табл. 2. Результаты применения Н-критерия Крускалла — Уоллиса
Параметры Коммуникативная Пугническая Гностическая
H 33,690 41,389 37,803
Ст. св. 3 3 3
Асимптотическая значимость ,000 ,000 ,000
Table 2. Kruskall—Wallis H-test results
Parameters Communicative Pugnic Gnostic
H 33.690 41.389 37.803
df 3 3 3
Asymp. Sig. .000 .000 .000
Рис. 4. Взаимосвязь уровня интернет-активности и общей осмысленности жизни личности подростков
(по результатам частотного анализа)
Fig. 4. The relationship between the level of internet activity and the general meaningfulness of the life of adolescents (according to frequency analysis results)
показатель осмысленности жизни. Можно отметить, что у подростков, проводящих большое количество времени в сети Интернет, отмечается субъективное ощущение того, что мир и события
в нем являются контролируемыми, а сама жизнь является насыщенной и полной смысла.
Для обоснования различий в общем показателе осмысленности жизни в группах респондентов
с различными уровнями интернет-активности был использован Н-критерий Крускалла — Уоллиса (табл. 3).
Из таблицы 3 видно, что существуют статистически достоверные различия в проявлении общего показателя осмысленности жизни (Н = 37,040, р < 0,05).
4 эмп г J
Гипотезы о существовании взаимосвязей между уровнем интернет-активности личности подростков и особенностями их ценностно-смысловой сферы личности были доказано в ходе корреляционного анализа. Коррелируемыми переменными
являлись количество времени, проводимого в сети Интернет (как ведущее свойство интернет-активности), и компоненты ценностно-смысловой сферы личности подростков. Значимая часть корреляционной таблицы представлена в таблице 4.
Из таблицы 4 видно, что существует статистически обоснованная взаимосвязь между уровнем интернет-активности подростков и такими особенностями их ценностно-смысловой сферы как: терминальная ценностная ориентация на познание (г = 0,760), терминальная
Табл. 3. Результаты применения Н-критерия Крускалла — Уоллиса
Параметры Общий показатель осмысленности жизни
H 37,040
Ст. св. 3
Асимптотическая значимость ,000
Table 3. Kruskal—Wallis H-test results
Parameters General indicator of the meaningfulness of life
H 37.040
df 3
Asymp. Sig. .000
Табл. 4. Результаты корреляционного анализа
Переменные Количество часов
Познание 0,760
Развлечение 0,725
Творчество 0,748
Коммуникативная 0,727
Пугническая 0,733
Гностическая 0,727
Общий показатель осмысленности жизни 0,715
Table 4. Results of correlation analysis
Variables Number of hours
Wisdom 0.760
Pleasure 0.725
Creation 0.748
Communicative 0.727
Pugnic 0.733
Gnostic 0.727
General indicator of the meaningfulness of life 0.715
ценностная ориентация на развлечение (г = 0,725), терминальная ценностная ориентация на творчество (г = 0,748), коммуникативная эмоциональная направленность (г = 0,727), пугническая эмоциональная направленность (г = 0,733), гностическая эмоциональная направленность (г = 0,727), общий показатель осмысленности жизни (г = 0,715).
Выводы
Ценностно-смысловая сфера личности — это комплексное иерархическое образование, которое позволяет человеку конструировать индивидуальные смыслы, определять их субъективную значимость и формировать на их основе ценности, которые определяют особенности ее поведения и деятельности. Система ценностей и смыслов формируется в ходе социализации личности, но при этом человек способен управлять этим процессом, отбирая ценности и смыслы, которые будут интериори-зированы, и отсеивая те, которые не являются для него субъективно значимыми.
Существует взаимосвязь между уровнем интернет-активности личности подростков и такими терминальными ценностными ориен-тациями, как познание, развлечение и творчество. Показано, что респонденты, для которых значимым является поиск новой информации, рекреационные и творческие виды деятельности, склонны больше проводить время в сети Интернет.
Отмечено наличие достоверной связи между интернет-активностью подростков и такими эмоциональными направленностями, как гностическая, пугническая и коммуникативная. Можно отметить, что большее количество времени проводят в виртуальном пространстве подростки, для которых ценностью и мотивом к деятельности выступают желание социального взаимодействия, познание нового и преодоление опасных ситуаций, сопряженных с риском.
Существует статистически достоверная взаимосвязь уровня интернет-активности подростков с общим показателем осмысленности жизни. Установлено, что респонденты, считающие жизнь полной смысла, контролируемой
и управляемой, склонны больше времени проводить в сети Интернет, используя предоставляемые ею ресурсы и возможности для различного рода деятельности и социального взаимодействия.
Конфликт интересов
Автор заявляет об отсутствии потенциального или явного конфликта интересов.
Conflict of Interest
The author declares that there is no conflict of interest, either existing or potential.
Соответствие принципам этики
Автор сообщает, что при проведении исследования соблюдены этические принципы, предусмотренные для исследований с участием людей и животных.
Ethics Approval
The author reports that the study followed the ethical principles stipulated in for research involving humans and animals.
Благодарности
Автор выражает благодарность Ирине Марковне Богдановской, кандидату психологических наук, доценту кафедры психологии профессиональной деятельности федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» за научно-консультативную поддержку при написании данной статьи.
Acknowledgements
The author is grateful to Irina Markovna Bog-danovskaya, PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of Psychology of Professional Activity, the Herzen State Pedagogical University of Russia, for scientific and consulting support during the work on the article.
Литература
Алексеева, О. С., Ржанова, И. Е. (2019) Ценности и их связь с базовыми чертами личности. Психологические исследования, т. 12, № 63, статья 10. [Электронный ресурс]. URL: http://psystudy.ru/index.php/ num/2019v12n63/1677-alekseeva63.html (дата обращения 14.07.2021).
Барышева, М. В. (2016) Особенности формирования ценностно-смысловой сферы личности в подростковом возрасте. Актуальные проблемы психологического знания, № 4 (41), с. 28-32.
Гребень, Н. Ф. (2007) Психологические тесты для профессионалов. Минск: Современная школа, 496 с. Додонов, Б. И. (1978) Эмоции как ценность. М.: Политиздат, 272 с.
Знаков, В. В., Залевский, Г. В. (ред.). (2008) Ценности как проблема психологии человеческого бытия.
М.: Институт психологии РАН, 344 с. Зоринова, А. А. (2017) Особенности ценностно-смысловой сферы подростков. В кн.: А. В. Кокурин, В. И. Екимова, Е. А. Орлова (ред.). Современные подходы в оказании экстренной психологической помощи. Материалы VВсероссийской научно-практической конференции 25-27 марта 2017 г. М.: Русайнс, с. 262-265.
Калугин, А. Ю. (2018) К проблеме связи ценностей, смыслов, ментальных ресурсов и концептов. Интернет-журнал «Мир науки», т. 6, № 6. [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/11PSMN618.pdf (дата обращения 14.07.2021). Леонтьев, Д. А. (2007) Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 3-е изд., доп. М.: Смысл, 512 с.
Леонтьев, Д. А. (1998) Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды,
детерминанты и изменения во времени. Психологическое обозрение, № 1, с. 13-25. Лучинкина, А. И., Юдеева, Т. В., Ушакова. В. Р. (2015) Информационно-психологическая безопасность
личности в интернет-пространстве. Симферополь: ДИАЙПИ, 151 с. Мельников, Т. Н., Потанина, Л. Т. (2017) Поступок как высший уровень развития ценностно-смысловой сферы личности. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика, № 1, с. 21-28. https://doi.org/10.18384/2310-7219-2017-1-21-28 Мурзина, Е. А., Горникова, А. Е., Давыдов, А. А. (2017) Особенности ценностно-смысловой сферы личности
у подростков 14-16 лет. Научная дискуссия: инновации в современном мире, № 5 (64), с. 59-66. Почтарева, Е. Ю. (2017) Ценностно-смысловая сфера личности: сущность, детерминанты, механизмы развития. Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология, № 4 (32), с. 563-575. https://doi.org/10.17072/2078-7898/2017-4-563-575 Самыкина, Н. Ю., Серебрякова, М. Е. (2007) Динамика ценностно-смысловой сферы личности в процессе
наркотизации. Самара: Универс Групп, 148 с. Яницкий, М. С., Серый, А. В. (1999) Ценностно-смысловая сфера личности. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 92 с.
References
Alekseeva, O. S., Rzhanova, I. E. (2019) Tsennosti i ikh svyaz' s bazovymi chertami lichnosti [Values and their relationship to basic personality traits]. Psikhologicheskie issledovaniya, vol. 12, no. 63, article 10. [Online]. Available at: http://psystudy.ru/index.php/num/2019v12n63/1677-alekseeva63.html (accessed 14.07.2021). (In Russian)
Barysheva, M. V. (2016) Osobennosti formirovaniya tsennostno-smyslovoj sfery lichnosti v podrostkovom vozraste [Features of the formation of the value-semantic sphere of the personality in adolescence]. Aktual'nye problemy psikhologicheskogo znaniya — Actual Problems of a Psychological Knowledge, no. 4 (41), pp. 28-32. (In Russian) Greben, N. F. (2007) Psikhologicheskie testy dlya professionalov [Psychological tests for professionals]. Minsk:
Sovremennaya shkola Publ., 496 p. (In Russian) Dodonov, B. I. (1978) Emotsii kak tsennost' [Emotions as a value]. Moscow: Politizdat Publ., 272 p. (In Russian) Kalugin, A. Yu. (2018) K probleme svyazi tsennostej smyslov mental'nykh resursov i kontseptov [To the problem of the relationship between values, meanings, mental resources and concepts]. Internet-zhurnal "Mir nauki" — World of Science. Pedagogy and psychology, vol. 6, no. 6. [Online]. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/11PSiVlN618.pdf' (accessed 14.07.2021). (In Russian) Leont'ev, D. A. (2007) Psikhologiya smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoj realnosti [The psychology of meaning: The nature, structure and dynamics of meaningful reality]. 3d ed., exp. Moscow: Smysl Publ., 512 p. (In Russian)
Leont'ev, D. A. (1998) Tsennostnye predstavleniya v individual'nom i gruppovom soznanii: vidy, determinanty i izmeneniya vo vremeni [Value representations in individual and group consciousness: Types, determinants and changes over time]. Psikhologicheskoe obozrenie, no. 1, pp. 13-25. (In Russian) Luchinkina, A. I., Yudeeva, T. V., Ushakova, V. R. (2015) Informatsionno-psikhologicheskaya bezopasnost' lichnosti v internet-prostranstve [Informational and psychological security of a person in the Internet space]. Simferopol: DIAJPI Publ., 151 p. (In Russian) Mel'nikov, T. N., Potanina, L. T. (2017) Postupok kak vysshij uroven' razvitiya tsennostno smyslovoj sfery lichnosti [Act as the highest level of development of value-semantic sphere of personality]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika — Bulletin of the Moscow State Region University. Series: Pedagogics, no. 1, pp. 21-28. https://doi.org/10.18384/2310-7219-2017-1-21-28 (In Russian)
P. M. 3eKepbHes
Murzina, E. A., Gornikova, A. E., Davydov, A. A. (2017) Osobennosti tsennostno-smyslovoj sfery lichnosti u podrostkov 14-16 let [Features of the value-semantic sphere of personality in adolescents aged 14-16]. Nauchnaya diskussiya: innovatsii v sovremennom mire, no. 5 (64), pp. 59-66. (In Russian) Pochtareva, E. Yu. (2017) Tsennostno-smyslovaya sfera lichnosti: sushchnost determinanti, mekhanizmy razvitiya [Value-semantic sphere of personality: essence, determinants, mechanisms of development]. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psihologiya. Sociologiya — Perm University Herald. Series "Philosophy. Psychology. Sociology", no. 4 (32), pp. 563-575. https://doi.org/10.17072/2078-7898/2017-4-563-575 (In Russian) Samykina, N. Yu., Serebryakova, M. E. (2007) Dinamika tsennostno-smyslovoj sfery lichnosti vprotsesse narkotizatsii [Dynamics of the value-semantic sphere of the individual in the process of drug addiction]. Samara: Univers Grupp Publ., 148 p. (In Russian) Yanitskij, M. S., Seryj, A. V. (1999) Tsennostno-smyslovaya sfera lichnosti [Value-semantic sphere of personality].
Kemerovo: Kemerovo State University Publ., 92 p. (In Russian) Znakov, V. V, Zalevskij, G. V. (eds.). (2008) Tsennosti kak problema psikhologii chelovecheskogo bytiya [Values as a problem of the psychology of human existence]. Moscow: Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences Publ., 344 p. (In Russian) Zorinova, A. A. (2017) Osobennosti tsennostno-smyslovoj sfery podrostkov [Features of the value-semantic sphere of adolescents]. In: A. V. Kokurin, V. I. Ekimova, E. A. Orlova (eds.). Sovremennye podkhody v okazanii ekstrennoj psikhologicheskojpomoshchi. Materialy V Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii 25-27marta 2017g. [Modern approaches to the provision of emergency psychological assistance. Proceedings of the V All-Russian Scientific and Practical Conference March 25-27, 2017]. Moscow: Rusajns Publ., pp. 262-265 (In Russian)