Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ КАРТИНА МИРА ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОМУ ПОВЕДЕНИЮ'

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ КАРТИНА МИРА ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОМУ ПОВЕДЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
373
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / КАРТИНА МИРА / ЦЕННОСТИ / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / СМЫСЛ ЖИЗНИ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / INTERNET-DEPENDENT BEHAVIOR / INTERNET ADDICTION / PICTURE OF THE WORLD / VALUES / LIFE VALUES / MEANING OF LIFE / LIFE-MEANING ORIENTATIONS / ADOLESCENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петриков Рустам Иванович, Селезнева Наталья Тихоновна

Проблема и цель. В статье представлен обзор теоретических положений и исследований, посвященных ценностно-смысловой сфере подростков, склонных к интернет-зависимому поведению. Отмечается противоречие между непрерывным ростом количества подростков, пользующихся Интернетом, и недостаточным количеством психолого-педагогических исследований в области особенностей формирования зависимостей у подростков, учитывающих ценностно-смысловое самоопределение этого возраста. Цель статьи - выявление особенностей ценностно-смысловой картины мира подростков, имеющих признаки интернет-зависимого поведения. Методологию исследования составляют: концепции ценностей (М. Рокич, Д.А. Леонтьев, С. Шварц, М.С. Яницкий и др.); системный подход (С.Ф. Анисимов, Л.И. Анцыферова, В.П. Зинченко, М.С. Яницкий); принцип опосредования мировосприятия и жизнедеятельности личности субъективной картиной мира (В.Ф. Петренко, А.Г. Шмелев и др.); исследования психологических факторов риска интернет-зависимости зарубежных и отечественных авторов (S.E. Caplan, S.-H. Chen, М. Griffiths, J. Grohol, K.S. Young, N.A. Shapira, А.Е. Войскунский, А.Ю. Егоров, О.В. Литвиненко, В.А. Лоскутова др.). В исследовании приняли участие 102 старших подростка, обучающихся в образовательных учреждениях г. Красноярска, в возрасте от 14 до 15 лет: 60 юношей и 42 девушки. Для диагностики применялись методика «Шкала интернет-зависимости Чена» (Шкала CIAS в адаптации В.Л. Малыгина и К.А. Феклисова, методика «Картина мира» Е.С. Романовой, опросник ценностей Ш. Шварца, опросник «Смысложизненный кризис в подростковом возрасте» В.С. Горбуновой. Для сравнения выборок использован U-критерий Манна - Уитни, корреляционный анализ на основе расчета коэффициента корреляции Спирмена. Расчет статистических показателей выполнен с использованием программы Statgraphics Plus 5.0. Результаты. Исследование показало, что у подростков с интернет-зависимым поведением наблюдаются низкая осмысленность жизни, низкая значимость просоциальных ценностей, искаженность и недостаточная сформированность иерархии ценностей. Ценностно-смысловое мировосприятие испытывает серьезный дефицит в контексте понимания причин и смыслов поведения. Существует взаимосвязь между шкалой Чена и параметрами ценностно-смысловой картины (симптомы отмены, управление временем, осмысленность настоящего, осмысленность прошлого, осмысленность будущего, толерантность, непосредственное окружение, гедонизм, стимуляция и самостоятельность). Заключение. Сделаны выводы о том, что интернет-зависимость можно считать одним из факторов, влияющих на ценностно-смысловую сферу подростка. Развитие компонентов ценностно-смыслового мировосприятия с учетом его структурной организации в процессе психолого-педагогического сопровождения может способствовать формированию устойчивой системы ценностей и смыслов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Петриков Рустам Иванович, Селезнева Наталья Тихоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE-SENSE PICTURE OF THE WORLD OF TEENAGERS PRONE TO INTERNET-DEPENDENT BEHAVIOR

Statement of the problem. The article provides an overview of theoretical concepts and studies on the value- semantic sphere of adolescents prone to Internet-dependent behavior. A contradiction is noted between the continuous increase in the number of adolescents using the Internet and the insufficient number of psychological and pedagogical studies on the formation of addictions in adolescents that take into account the value-semantic self-determination at this age. The purpose of the article is to identify the features of the value-semantic picture of the world among adolescents having signs of Internet-dependent behavior. The research methodology consists of concepts of values (M. Rokich, D.A. Leontyev, S. Schwartz, M.S. Yanitsky, etc.); a systematic approach (S.F. Anisimov, L.I. Antsiferova, V.P. Zinchenko, M.S. Yanitsky); the principle of mediating the world perception and life of a person by a subjective picture of the world (V.F. Petrenko, A.G. Shmelev, etc.); studies of psychological risk factors for Internet addiction by international and Russian authors (Caplan SE, Chen S.-H., Griffiths M., Grohol J., Young KS, Shapira NA, Voiskunsky A.E., Egorov A.Yu., Litvinenko O.V., Loskutova V.A. et al.). The study involved 102 adolescents studying in educational institutions of the city of Krasnoyarsk, aged 14 to 15 years: 60 boys and 42 girls. The diagnostic package consists of 4 methods: the Chen Internet Interdependence Scale methodology (CIAS scale adapted by V.L. Malygin and K.A. Feklisov, the World View methodology by E.S. Romanova, the questionnaire of values Sh. Schwartz, the questionnaire “Meaningful crisis in adolescence” by V. S. Gorbunova). To compare the samples, the Mann - Whitney U-test was used as well as the correlation analysis based on the calculation of Spearman’s correlation coefficient. Statistical indicators were calculated using the Statgraphics Plus 5.0 program. Research results. The study showed that adolescents with Internet-dependent behavior have a low meaningfulness of life, low significance of prosocial values, distortion and insufficient formation of the hierarchy of values. Value-semantic perception of the world is experiencing a serious deficit in the context of understanding the causes and meanings of behavior. There is a relationship between the Chen scale and the parameters of the value-semantic picture (withdrawal symptoms, time management, meaningfulness of the present, meaningfulness of the past, meaningfulness of the future, tolerance, immediate environment, hedonism, stimulation and independence). Conclusion. It is concluded that Internet addiction can be considered one of the factors affecting the valuesemantic sphere of a teenager. The development of the components of the value-semantic worldview, taking into account its structural organization in the process of psychological and pedagogical support, can contribute to the formation of a stable system of values and meanings.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ КАРТИНА МИРА ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОМУ ПОВЕДЕНИЮ»

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-52-2-213

УДК 159.9.07

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ КАРТИНА МИРА ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Р.И. Петриков (Красноярск, Россия) Н.Т. Селезнева (Красноярск, Россия)

Аннотация

Проблема и цель. В статье представлен обзор теоретических положений и исследований, посвященных ценностно-смысловой сфере подростков, склонных к интернет-зависимому поведению. Отмечается противоречие между непрерывным ростом количества подростков, пользующихся Интернетом, и недостаточным количеством психолого-педагогических исследований в области особенностей формирования зависимостей у подростков, учитывающих ценностно-смысловое самоопределение этого возраста. Цель статьи - выявление особенностей ценностно-смысловой картины мира подростков, имеющих признаки интернет-зависимого поведения.

Методологию исследования составляют: концепции ценностей (М. Рокич, Д.А. Леонтьев, С. Шварц, М.С. Яницкий и др.); системный подход (С.Ф. Анисимов, Л.И. Анцыферова, В.П. Зинченко, М.С. Яницкий); принцип опосредования мировосприятия и жизнедеятельности личности субъективной картиной мира (В.Ф. Петренко, А.Г. Шмелев и др.); исследования психологических факторов риска интернет-зависимости зарубежных и отечественных авторов (S.E. Caplan, S.-H. Chen, М. Griffiths, J. Grohol, K.S. Young, N.A. Shapira, А.Е. Войскунский, А.Ю. Егоров, О.В. Литвиненко, В.А. Лоскутова др.).

В исследовании приняли участие 102 старших подростка, обучающихся в образовательных учреждениях г. Красноярска, в возрасте от 14 до 15 лет: 60 юношей и 42 девушки.

Для диагностики применялись методика «Шкала интернет-зависимости Чена» (Шкала CIAS в адаптации В.Л. Малыгина и К.А. Феклисова, методика «Картина мира» Е.С. Романовой, опросник ценностей

Постановка проблемы. Старший подростковый возраст наиболее чувствителен к формированию ценностно-смысловой сферы как устойчивой черты личности [Чудова, 2002; Яницкий, Серый, 2012]. Во-первых, черты, присущие подросткам (проблемы социальной адаптации, эмоциональная нестабильность, незрелость личности), неизбежно

Ш. Шварца, опросник «Смысложизненный кризис в подростковом возрасте» В.С. Горбуновой. Для сравнения выборок использован U-критерий Манна -Уитни, корреляционный анализ на основе расчета коэффициента корреляции Спирмена. Расчет статистических показателей выполнен с использованием программы Statgraphics Plus 5.0.

Результаты. Исследование показало, что у подростков с интернет-зависимым поведением наблюдаются низкая осмысленность жизни, низкая значимость просоциальных ценностей, искаженность и недостаточная сформированность иерархии ценностей. Ценностно-смысловое мировосприятие испытывает серьезный дефицит в контексте понимания причин и смыслов поведения. Существует взаимосвязь между шкалой Чена и параметрами ценностно-смысловой картины (симптомы отмены, управление временем, осмысленность настоящего, осмысленность прошлого, осмысленность будущего, толерантность, непосредственное окружение, гедонизм, стимуляция и самостоятельность).

Заключение. Сделаны выводыо том, что интернет-зависимость можно считать одним из факторов, влияющих на ценностно-смысловую сферу подростка. Развитие компонентов ценностно-смыслового мировосприятия с учетом его структурной организации в процессе психолого-педагогического сопровождения может способствовать формированию устойчивой системы ценностей и смыслов.

Ключевые слова: интернет-зависимое поведение, интернет-зависимость, картина мира, ценности, жизненные ценности, смысл жизни, смысло-жизненные ориентации, подростковый возраст.

заставят его «бежать» в безопасное виртуальное пространство [Kraut et al., 1998]. Во-вторых, Интернет будет оказывать влияние на формирование ценностно-смыслового самоопределения [Мирошниченко, 2010].

Интернет-пространство, которое обладает явными аддиктогенными свойствами, сказывается на ценностно-смысловой сфере подростка.

< И

а

4

с

PQ

5 к

EÜ Ш

н S

и ^

д и К

0

1

к

ш

PQ Н

и ft с

и

о

[-4

0

ё и ft

3

1

и

>>

0

1

и

W V S

ь

[-4 <

э

с

S

к

н и

w

PQ

В то же время аспект ценностно-смыслового мировосприятия интернет-зависимых подростков остается гораздо менее изученным на данном этапе. Наше исследование было направлено на выявление особенностей ценностно-смысловой картины мира старших подростков, склонных к интернет-зависимому поведению.

Цель статьи - выявление особенностей ценностно-смысловой картины мира подростков, имеющих признаки интернет-зависимого поведения.

Методологию исследования составляют: концепции ценностей (М. Рокич, С. Шварц, Д.А. Леонтьев, М.С. Яницкий и др.); системный подход (С.Ф. Анисимов, Л.И. Анцыферо-ва, В.П. Зинченко, М.С. Яницкий); принцип опосредования мировосприятия и жизнедеятельности личности субъективной картиной мира (В.Ф. Петренко, А.Г. Шмелев и др.); исследования психологических факторов риска интернет-зависимости зарубежных и отечественных авторов (S.E. Caplan, S.-H. Chen, М. Griffiths, J. Grohol, K.S. Young, N.A. Shapira, А.Е. Войскунский, А.Ю. Егоров, О.В. Литвиненко, В.А. Лоскутова др.).

В исследовании приняли участие 102 старших подростка, обучающихся в образовательных учреждениях г. Красноярска, в возрасте от 14 до 15 лет: 60 юношей и 42 девушки.

Для диагностики интернет-зависимости применялась методика «Шкала интернет-зависимости Чена» (Шкала CIAS в адаптации В.Л. Малыгина и К.А. Феклисова), которая позволяет определить уровень интернет-зависимости и измерить специфические симптомы зависимости (толерантность, абстинентный синдром, компульсивность); психологические аспекты (способность управлять своим временем и наличие внутриличностных проблем).

Для изучения представлений о картине мира использовалась методика Е.С. Романовой «Картина мира». Оценка ценностей на уровне индивидуальных приоритетов и нормативных идеалов осуществлялась с помощью опросника ценностей Ш. Шварца. Для исследования смысло-жизненного кризиса личности в подростковом возрасте был использован опросник В.С. Горбу-

новой «Смысложизненный кризис в подростковом возрасте», состоящий из 6 шкал. Две из них направлены на выявление ценностей - это шкалы «Ценность образования», «Ценность профессии»; три шкалы направлены на выявление смысложизненных ориентаций - «Осмысленность прошлого», «Осмысленность настоящего», «Осмысленность будущего»; и шкала социальной желательности. Статистическая обработка данных включала в себя сравнение выборок и анализ взаимосвязи признаков. Для сравнения выборок использован U-критерий Манна -Уитни, корреляционный анализ на основе расчета коэффициента корреляции Спирмена. Расчет статистических показателей выполнен с использованием программы Statgraphics Plus 5.0.

Обзор научной литературы. В современной психологии существует небольшое количество системного исследования особенностей жизненных перспектив и образа мира у людей с интернет-зависимостью.Интернет-зависимость-это феномен психологической зависимости от Интернета, который проявляется в своего рода бегстве от реальности, в котором процесс навигации по Сети в виртуальном мире настолько задерживает субъекта, что он не способен полноценно функционировать в реальном мире[Александрова, Кривошеина, 2015].

В качестве изначального пункта в научной характеристике образа мира обоснованно используется определение его понятий. Образ мира, определяемый жизненным опытом субъекта, представляет собой «фон, на котором развивается вся умственная деятельность человека» [Петухов, 1984]. Объективные условия изучения образа мира открываются, когда мы сравниваем качественно различные образы реальности, выбранные нами как основная стратегия достижения цели. Семантическая основа ценности образа мира подчеркивается разными авторами. Сложность самого понятия, очевидно, связана с тем, что существуют смежные понятия: «система человеческих значений» (Горская, 2005), «Индивидуальный человеческий мир» (Кондратова, 2007); «Целостная система представления мира» (Правник, 2007).

Обратим внимание на то, что в данном контексте делается попытка раскрыть «образ мира» как отношение к окружающему нас миру, с одной стороны, и с другой - как субъективное переживание внутреннего мира. Термин «образ мира» был предложен в 1975 г. А.Н. Леонтьевым, который описал такие характеристики, как податливость, обобщение и интегрируемость. Выделим другое определение образа мира, которое анализируется в функциональном аспекте как многоуровневая система когнитивных гипотез [Смирнов, 1981]. Е.Ю. Артемьева совершенно справедливо определяет образ мира как «интегратор» следов взаимодействия человека с объективной реальностью в построении трехуровневой системной модели образа мира: перцептивный мир, образ и картина мира. Такие ученые, как С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульха-нова-Славская, рассматривают образ мира в контексте жизненного пути человека через познание. Показатель присутствия личных отношений - это осмысленность прошлого, надежность настоящего, будущего.

Понятие «ценности», «смысл» не новы в психологической науке, но активно используются в большинстве научных школ и направлений. Ценности и ценностные ориентации взаимосвязаны. На этом акцентирует внимание Б.Г. Ананьев: «Ценности - это направленность личности на те или иные ценности» (Ананьев, 1977). По мнению М.С. Яницкого, система ценностных ориентаций - многофункциональный психологический орган, выполняющий функции определения целей и регуляции поведения [Яницкий, Серый, 2012]. Роль смысловых образований в формировании ценностей личности раскрывается в работах А.Г. Асмолова Б.С. Бра-туся, Б.В. Зейгарник, Д.А. Леонтьева, В.И. Сло-бодчикова, В.Э. Чудновского.

Совершенно иные подходы сложились в зарубежной психологии. По мнению Э. Шпрангера, ценностная ориентация является основой личности, благодаря которой она познает мир. Ценности у А. Маслоу являются частью мотивационно-потребностной сферы и рассматриваются без

учета социальных и исторических факторов развития личности. Ш. Шварц определяет ценности как «познанные потребности», которые зависят от среды, менталитета и культуры общества.

Весьма полезными для нас оказались результаты исследований [Паршкова, 2015; Ерошкина, Нурписова, 2012; Буреломова1, 2013; Буровихина, 2011; Романова, 2011; Малыгин и др., 2016], которые рассматривают особенности представлений о ценностях, смысле жизни, жизненной перспективе подростков с интернет-аддикцией. Вышеназванные исследования, несмотря на различие подходов, представляют интерес, прежде всего в плане используемых методов.

Нельзя не заметить, что при кажущейся многоаспектности и обширности исследований, еще многие свойства и механизмы интернет-зависимости в подростковом возрасте требуют дополнительного рассмотрения. Мы планируем дополнить эту область знаний результатами нашего исследования, рассматривая характеристики ценностно-смысловой картины мира подростков, склонных к интернет-зависимому поведению.

Результаты исследования. На основании определения склонности к интернет-зависимому поведению по методике «Шкала интернет-зависимости Чена» (Шкала CIAS в адаптации В.Л. Малыгина и К.А. Феклисова) были условно выделены три группы подростков: «обычные пользователи» - 43,14 % (44 человека); «интернет-зависимые подростки» - 22,55 % (23 человека); пограничное состояние (между обычным использованием глобальной сети и интернет-зависимостью) было выявлено у 34,31 % респондентов (35 человек). Далее мы сформировали две группы подростков: экспериментальную (23 подростка с выраженным и устойчивым паттерном интернет-зависимого поведения) и контрольную (23 подростка - условно здоровые подростки с минимальным риском возникновения интернет-зависимого поведения).

Буреломова A.C. Социально-психологические особенности современных подростков: дис.... канд. психол. наук. М., 2013. 188 с. URL: https://www.dissercat.com/content/ sotsialno-psikhologicheskie-osobennosti-tsennostei-sovremennykh-podrostkov

< PQ

Я

a

4

tí PQ

s

tí w

H

5

и ^

д

PQ S

0

1

к

W PQ H

и fc с £tí

и

о

[-4

0

ё

и

Ян

1

>>

0

1

и

W V

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

s

ь

[-4 <

э

с

«

s к

H

и

w

PQ

Из полученных данных в табл. 1 можно от- ным нежеланием отвлекаться даже на неболь-метить, что подростки экспериментальной груп- шое время от Интернета, тем более прекращать пы характеризуются неспособностью и актив- работу в Сети.

Таблица 1

Средние значения по шкалам Теста Чена (CLAS)

Table 1

The average values according to the scales of the Chen Test (CLAS)

№ Шкалы (симптомы) Показатели

ЭГ КГ

среднее стандартное среднее стандартное

значение отклонение (SD) значение отклонение (SD)

1 Com (шкала компульсивных симптомов) 13,2 13,5 6,6 7,5

2 Wit (шкала симптомов отмены) 15,4 17,5 6,56 7,875

3 Tol (шкала толерантности) 10,65 11,66 5,95 6,5

4 IH (шкала внутриличностных проблем) 15,04 17,16 7,30 8,87

5 TM (шкала управления временем) 15,130 15,834 6,78 7,25

6 LA-Sym (ключевые симптомы интернет-аддикции) 39,25 42,66 19,11 21,875

7 LA-Rp (проблемы, связанные с Интернетом) 30,17 33,00 14,08 16,175

8 Общий CLAS интернет-аддикций (итоговый показатель) 69,42 >65 33,39 27-72

У подростков возникают беспокойство и раздражение при вынужденном отвлечении от Интернета, при этом они не способны планировать окончание сеанса, стремятся постоянно увеличивать время нахождения в Интернете. Подростки контрольной группы - обычные пользователи Ин-

тернета, умеющие себя контролировать. Компьютер для них - средство поиска нужной информации, базы данных, учебы в познавательных целях.

Количественный анализ результатов исследования субъективной картины мира подростков представлен в табл. 2.

Таблица 2

Показатели субъективного мировосприятия по методике «Картина мира» (Е.С. Романова)

Table 2

Indicators of subjective perception of the methodology "Picture of the world" (E.S. Romanova)

№ Тип «картины мира» Доля, % U-критерий Уровень

ЭГ КГ значимости

1 Планетарная 8,70 4,35 310,5 0,23

2 Пейзажная 13,04 47,83 356,5 0,01

3 Непосредственное окружение 43,48 34,78 172,5 0,01

4 Опосредованная или метафорическая 30,43 13,04 126,5 0,001

5 Абстрактная, схематическая 4,35 0 241,5 0,54

Подростки, склонные к интернет-зависимому поведению, воспринимают мир и окружающих «упрощенно», в виде схематических и абстрактных символов. Образы представляют собой косвенную, метафорическую картину мира, представленную в виде некоего сложного сюжета. Доминирует эмоциональная окраска субъективных

отношений, при этом объект восприятия эмоционально значим для подростка и вызывает в нем сильные чувства и переживания. Мотивационная цель определяется ими как удовольствие или чувственное удовольствие, потребность в новизне, независимости на уровне мыслей и действий в познании, создании, принятии решений.

Подросткам, не склонным к интернет-зависимому поведению, свойственен эстетический образ в виде природы, пейзажа, городского или сельского, с присутствием людей, животных, деревьев, цветов. При этом цветовая гамма изображений достаточно яркая, что свидетельствует о позитивных чувствах, отношениях и ощущениях, которые испытывают подростки к изображаемому. Это рассудочные индивиды, действующие обдуманно, с ориентацией на факты.

Анализ данных по методике В.М. Горбуновой «Смысложизненный кризис в подростковом возрасте» обнаружил, что показатели интернет-зависимых подростков по большинству шкал ниже среднестатистических баллов и достовер-

но ниже (р<0,05 по критерию и Манна - Уитни) показателей испытуемых контрольной группы (табл. 3).

Мы можем охарактеризовать подростков с интернет-зависимостью следующим образом: живут прошлым и настоящим, не задумываясь о своем будущем; оценивают прожитый отрезок собственной жизни как непродуктивный, нерезультативный; не верят в возможность самостоятельного контроля событий своей жизни. Отсутствует взаимосвязь между их накопленным на этом жизненном этапе опытом и ценностью образования. Подростки ищут себя, новые смыслы и ценности, которые отвечали бы условиям жизни.

Таблица 3

Показатели средних значений по методике «Смысложизненный кризис» (В.С. Горбунова)

Table 3

Indicators of average values according to the methodology "The meaning of life crisis" (V.S. Gorbunova)

Наименование шкал Средние показатели U-критерий Уровень значимости

ЭГ КГ 234,0 0,02

«Осмысленность прошлого» 4,7 7,4 183,5 0,01

«Осмысленность настоящего» 3,9 4,5 195,5 0,01

«Осмысленность будущего» 5,6 7,8 347,0 0,02

«Ценности образования» 46,5 50,3 399,0 0,01

«Ценности профессии» 43,5 49,7 225,5 0,03

<

PQ £ a

4

tí PQ

S к

w

H К

и ^

д

PQ ■К

о

ü к

w

PQ H

и

ft <

£tí и о

l-ч

0

ё и ft

1 I

и

Подростки, не склонные к интернет-зависимости, планируют будущее, воспринимают процесс собственной жизни как наполненный, увлекательный и интересный, планируют свою жизнь на основе собственных целей. Ценность образования на данном этапе жизни связана с накопленным опытом и реализацией жизненных целей. По ценностному опроснику Ш. Шварца были выявлены значимые различия (уровень значимости р < 0,05) в следующих ценностях на уровне нормативных идеалов, которые имеют важное значение для подростков экспериментальной группы: гедонизм, достижения, стимуляция, самостоятельность. На уровне индивидуальных приоритетов - стимуляция, безопасность, универсализм, гедонизм. Добиваются самостоятельного принятия решений и осуществления действий для независимости; не готовы подчиняться; хотят наслаждать-

ся жизнью; способны разрешать возможные совершения действий с негативными социальными последствиями. Для подростков контрольной группы более значимы (уровень значимости р < 0,05) доброта и универсализм на уровне нормативных идеалов и доброта, универсализм стимуляция - на уровне индивидуальных приоритетов. Подростки стремятся к личному успеху, который достигается с помощью компетенций на уровне социальных стандартов для достижения социального статуса. Демонстрируют понимание, терпимость в общении с людьми, уважение их прав, но не готовы к самостоятельным решениям.

Результаты, полученные по методике «Шкала интернет-зависимости Чен» (CIAS) в адаптации В.Л. Малыгина, К.А. Феклисова, результаты методики на основе теста «Смысложизненный кризис» (В.С. Горбунова), ценностного опросника

>>

0

1

и

W V S

ь

[-4 <

э

с

S

к

н и

w

PQ

Ш. Шварца и методики Е.С. Романовой «Картина мира», были подвергнуты корреляционному анализу, в ходе которого выявлены следующие корреляционные связи.

Выявлены достоверно значимые корреляции интегрального показателя шкалы Чен со шкалами: «Осмысленность настоящего» (г=-0,5420, р<0,01), «Осмысленность будущего» (г = -0,4909, р<0,01), «Осмысленность прошлого» (г=-0,5420, р<0,01). Между шкалой «Симптомы отмены» и шкалами: «Осмысленность настоящего» (г=- 0,4998, р<0,01) и «Осмысленность будущего» (г = - 0,5522, р<0,01). Между шкалой «Управление временем» и шкалой «Осмысленность будущего» (г = - 0,5518, р<0,05). Выявленные корреляционные взаимосвязи позволяют констатировать следующее: чем больше выраженность симптоматики интернет-зависимости, тем ниже представленность своих жизненных планов, целей, способов достижения, перспектив в жизни и отсутствие контроля над происходящим.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выявлены корреляционные связи между шкалами «Толерантность» и типом картины мира «Непосредственное окружение» (г=-0,4634, р<0,01); между шкалой «Управление временем» и ценностями: «Гедонизм» (г = 0,6143, р<0,05), «Стимуляция» (г = 0,6558, р<0,01) и «Самостоятельность» (г = -0,6143, р<0,01). Проводя достаточное время в информационном пространстве, подросток может реали-зовывать свои потребности, при этом снижается уровень самостоятельности и увеличивается потребность в наслаждении и удовольствии.

Результаты проведенного нами анализа позволяют сделать некоторые частные выводы, представляющие интерес для нашего исследования.

1. В целом результаты исследования позволяют выделить связь интернет-зависимого поведения и ценностно-смысловых ориентаций.

2. Существует связь между интегральным показателем шкалы Чен и параметрами картины мира, ценностно-смысловых ориентаций.

3. В представлении образа мира, отражающего индивидуальный образ жизни подростка с интернет-зависимостью, отсутствует четкий

символ для выражения своего образа жизни, и именно этот поиск отражается в жизненной перспективе, которая расплывчата и неопределенна. Доминирует эмоциональная окраска субъективных отношений, при этом объект восприятия эмоционально значим для подростка и вызывает в нем сильные чувства и переживания.

4. Слабая дифференцированность индивидуальных приоритетов выражается в противоречии с собственными идеалами. Мотивационная цель определяется ими как удовольствие или чувственное удовольствие, потребность в новизне, независимости на уровне мыслей и действий в познании, создании, принятии решения.

5. Низкий уровень осмысленности жизни характеризуется отсутствием перспективных целей, неудовлетворенностью прожитым отрезком жизни, снижением общей осмысленности жизни и склонностью приписывать ответственность за происходящее внешним обстоятельствам.

6. Ценностные ориентации в содержательном аспекте отличаются гедонистической направленностью и низкой значимостью просоци-альных ценностей.

7. Картина мира подростков с интернет-зависимостью на ценностно-смысловом уровне испытывает серьезный дефицит в области понимания причин и смыслов поведения. Выраженность симптомов интернет-зависимости, погруженность в виртуальное пространство снижают у подростков ощущение удовлетворенности от самореализации, достижения результатов и наполненности жизненной перспективы.

Изучение особенностей ценностно-смыслового мировосприятия подростков, зависимых от Интернета, расширит понимание феномена интернет-зависимости, поможет раскрыть особенности их образования и, без сомнения, будет полезно для целенаправленного планирования и осуществления психолого-педагогической работы в условиях образовательного учреждения. На основе полученных данных может быть разработана программа развития ценностно-смыслового самоопределения подростков с интернет-зависимым поведением с элементами социально-психологического тренинга.

Библиографический список

1. Александрова Е.А., Кривошеина Е.С. Структура формирования картины мира подростков // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 6. С. 15-19. URL: https://cyberlenin-ka.ru/article/n/struktura-formirovaniya-karti-ny-mira-podrostkov/viewer

2. Буровихина И.А. Субъективная картина жизненного пути современных подростков //Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология, 2011. № 4. С. 148-161. URL: http://msupsyj.ru/articles/ /detail.php? article =2863

3. Егоров А.Ю., Кузнецова Н.А., Петрова Е.А. Особенности личности подростков с интернет-зависимостью // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2005. Т. 5, № 2. С. 20-27. URL: http://mprj.ru/ archiv_global/2015_4_33/nomer01.php

4. Ерошкина Г.М., Нурписова Д.М. Личностные особенности интернет-зависимых подростков // Известия Академии управления: теория, инновации. 2012. № 2. С. 53-57. URL: https://elabrary.ru/item.asp?=17888961

5. Карабанов А.П., Шарковский Д.М. Современное состояние проблемы измерения интернет-зависимого поведения // Известия Иркутского государственного университета. Сер.: Психология. 2018. Т. 26. С. 53-62. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/sovremennoe-sostoyanie-problemy-izmereniya-internet-zavisimogo-povedeniya

6. Ловпаче Ф.Г. Психологические особенности интернет-аддикции как актуальная проблема современного мира // Вестник АГУ. 2017. № 1 (193). С. 91-96. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-internet-addiktsii-kak-aktualnaya-problema-sovremennogomira

7. Лысак И.В. Компьютерная и интернет-зависимость: эволюция подходов и исследование проблемы // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 4 (65). С. 206-209. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompyuter-naya-i-internet-zavisimost-evolyutsiya-pod-hodov-k-issledovaniyu-problemy

8. Малыгин В.Л., Меркурьева Ю.А., Прокофьева А.В., Портнягин В.Н., Барышевская М.В. Ценностно-смысловая сфера у подростков с интернет-зависимым поведением // Вестник новых медицинских технологий [Электронное издание]. 2016. № 4. С. 258-262. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsen-nostno-smyslovaya-sfera-u-podrostkov (дата обращения: 10.03.2020).

9. Малышев В.И. Особенности интернет-аддикций у учащихся и студентов в современных условиях // Страховские чтения. 2018. Вып. 26. С. 201-206. URL: https://www. sgu.ru/sites/default/files/conf/files/2018-12 strahovskie _chteniya.pdf

10. Мирошниченко А.В. Трансформации смысловой сферы успешных юношей с различным уровнем интернет-зависимости // Российский психологический журнал. 2010. Т. 7, № 2. С. 54-58. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=16232862

11. Оськина Н.Г. Проблема интернет-зависимости: психолого-педагогическая трактовка // Омский научный вестник. 2012. № 3 (109). С. 152-154. URL: https://cyberlen-inka.ru/artide/n/problema-intemet zavisimos-ti-psihologo-pedagogicheskaya-traktovka

12. Паршкова А.В. Особенности жизненной перспективы и картины мира подростков, склонных к интернет-зависимости // Инновационная наука. 2015. № 12. С. 219-221. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/os-obennosti-zhiznennoy-perspektivy-i-obra-za-mira-u-podrostkov-sklonnyh-k-internet-zavisimosti

13. Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология. 1984. № 21. С. 13-21. URL: https://www.psychology. ru/library/00043.shtml

14. Романова Е.А. Развитие ценностно-смысловых детерминант у младших подростков в процессе личностно значимой деятельности // Приволжский научный журнал. 2011. № 3. С. 218-222. URL: http://www.pnj.nngasu. ru/about/vacancies.php?PAGEN_1=2

<

PQ £ а

ч

с

PQ

¡5 к

EÜ W H К

и ^

д

PQ

к

о

ü к

w

PQ H

и

ft <

и

о

l-ч

0

ё и ft

s

1

и

>>

0

1

и w V

к

ь

l-ч <

э

с

S

к

Н U

w

PQ

15. Саглам Ф.А. Интернет-аддикция подростков как форма проявления отклоняющегося поведения // Педагогическое образование и наука. 2009. № 5. С. 88-91. URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=17062088

16. Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира // Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология. 1981. № 2. С. 15-29. URL: http:// evgenysavin.ru/_ld/0/18_9Aw.pdf

17. Чудова И.В. Особенности образа «Я» «Жителя Интернета» // Психологический журнал. 2002. Т. 22, № 1. С. 113-117. URL: https:// psyfactor.org/lib/chudova.htm

18. Яницкий М.С., Серый А.В. Основные методологические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 19-1. С. 82-97. URL: https://cyberleninka.ai/artide/ri/os-novnye-metodologicheskie-podhody-k-izucheni-yu-tsennostno-smyslovoy-sfery lichnosti

19. Chen Y., Peng S.S. University students' Internet use and its relationships with academic performance, interpersonal relationships, psychosocial adjustment, and self-evaluation // Cyberpsychology & Behavior. 2008. Vol. 11. P. 467-469. URL: http://dx.doi.org/10.1089/ cpb.2007.0128

20. Kraut R., Patterson M., Lundmark V. [et al.]. Internet paradox: a social technology that reduces social involvement and psychological well-being? mark // Am. Psychol. 1998.

Vol. 53. P. 1017-1031. D0I:10.1037//0003-066x.53.9.1017

21. Lo S.K., Wang C.C., Fang W. Physical interpersonal relationships and social anxiety among online game players // Cyberpsychology & Behavior. 2005. Vol. 8. P. 15-20. D0l:10.1089/ cpb. 2005.8.15

22. Maslow A.H. Motivation and Personality. Harper: Bros., 1954. URL: http://s-f-walker.org.uk/ pubsebooks/pdfs/Motivation_and_Personali-ty-Maslow.pdf

23. Schwartz S.H. Normative influences on altruism. In: Advances in experimental social psychology / L. Berkowitz (ed.). New York: Academic Press. 1977. Vol. 10. P. 221-279. URL: http://www.oalib.com/references/9337598

24. Yen J., Yen C., Chen C., Tang T., Ko C. The association between adult ADHD symptoms and internet addiction among college students: the gender difference // Cyberpsychology & Behavior. 2009. Vol. 12 . P. 187-191. DOI: 10.1089/ cpb.2008.0113

25. Young K.S. etc. Cyber disorders: The mental health concern for the New Millennium// Cy-berPsychology and Behavior. 1999. Vol. 2, is. 5. P. 475-479. URL: https://www.liebertpub.com/ doi/10.1089/cpb.1999.2.475

26. Young K.S. Internet addiction: The emergence of a new clinical disorder // Cyberpsychology & Behavior. 1998. Vol. 1, is. 3. P. 237-244. URL: https://www.liebertpub.com/doi/10.1089/ cpb.1998.1.237

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-52-2-213

VALUE-SENSE PICTURE OF THE WORLD OF TEENAGERS PRONE TO INTERNET-DEPENDENT BEHAVIOR

R.I. Petrikov (Krasnoyarsk, Russia) N.T. Selezneva (Krasnoyarsk, Russia)

Abstract

Statement of the problem. The article provides an overview of theoretical concepts and studies on the value-semantic sphere of adolescents prone to Internet-dependent behavior. A contradiction is noted between the continuous increase in the number of adolescents using the Internet and the insufficient number of psychological and pedagogical studies on the formation of addictions in adolescents that take into account the value-semantic self-determination at this age.

The purpose of the article is to identify the features of the value-semantic picture of the world among adolescents having signs of Internet-dependent behavior.

The research methodology consists of concepts of values (M. Rokich, D.A. Leontyev, S. Schwartz, M.S. Ya-nitsky, etc.); a systematic approach (S.F. Anisimov, L.I. Antsiferova, V.P. Zinchenko, M.S. Yanitsky); the principle of mediating the world perception and life of a person by a subjective picture of the world (V.F. Petrenko, A.G. Shmelev, etc.); studies of psychological risk factors for Internet addiction by international and Russian authors (Caplan SE, Chen S.-H., Griffiths M., Grohol J., Young KS, Shapira NA, Voiskunsky A.E., Egorov A.Yu., Litvinenko O.V., Loskutova V.A. et al.).

The study involved 102 adolescents studying in educational institutions of the city of Krasnoyarsk, aged 14 to 15 years: 60 boys and 42 girls. The diagnostic package consists of 4 methods: the Chen Internet Interdependence Scale methodology (CIAS scale adapted by V.L. Malygin and K.A. Feklisov, the World View metho-

dology by E.S. Romanova, the questionnaire of values Sh. Schwartz, the questionnaire "Meaningful crisis in adolescence" by V. S. Gorbunova). To compare the samples, the Mann - Whitney U-test was used as well as the correlation analysis based on the calculation of Spearman's correlation coefficient. Statistical indicators were calculated using the Statgraphics Plus 5.0 program.

Research results. The study showed that adolescents with Internet-dependent behavior have a low meaningfulness of life, low significance of prosocial values, distortion and insufficient formation of the hierarchy of values. Value-semantic perception of the world is experiencing a serious deficit in the context of understanding the causes and meanings of behavior. There is a relationship between the Chen scale and the parameters of the value-semantic picture (withdrawal symptoms, time management, meaningfulness of the present, meaningfulness of the past, meaningfulness of the future, tolerance, immediate environment, hedonism, stimulation and independence).

Conclusion. It is concluded that Internet addiction can be considered one of the factors affecting the value-semantic sphere of a teenager. The development of the components of the value-semantic worldview, taking into account its structural organization in the process of psychological and pedagogical support, can contribute to the formation of a stable system of values and meanings.

Keywords; Internet-dependent behavior, Internet addiction, picture of the world, values, life values, the meaning of life, life-meaning orientations, adolescence.

References

1. Aleksandrova E.A., Krivosheina E.S. The structure of the formation of the worldview among 3. adolescents // Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal (Siberian Pedagogical Journal). 2015. No. 6. P. 15-19. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/struktura-formirovaniya-kartiny-mi-ra-podrostkov/viewer

2. Burovikhina I.A. The subjective picture of the life path of modern adolescents // Vest- 4. nik Moskovskogo universiteta. Ser. 14: Psik-hologiya (Moscow University Bulletin Series14,

Psychology). 2011. No. 4. P. 148-161. URL: http:// msupsyj.ru/articles/ /detail.php? article = 2863 Egorov A.Yu., Kuznetsova N.A., Petrova E.A. Features of the personality of adolescents with Internet addiction // Voprosy psikhicheskogo zdorovya detey i podrostkov (Mental health issues for children and adolescents). 2005. Vol. 5, No. 2. P. 20-27. URL: http://mprj.ru/ar-chiv_global/2015_4_33/nomer01.php Eroshkina G.M., Nurpisova D.M. Personal characteristics of Internet-dependent adolescents // Izvestiya Akademii upravleniya: teoriya, inno-

<

PQ £ a

4

tí PQ

s

ES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

w

H

5

и ^

д

PQ S

о

ü к

w

PQ H

и ft с £tí

и

о

[-4

0

ё и ft

1 I

>>

0

1

и w V

s

Ь

1-й <

G

«

s к

H

и

W PQ

vatsii (News of the Academy of Management: Theory, Innovations). 2012. No. 2. P. 53-57. URL: https://elabrary.ru/item.asp?=17888961

5. Karabanov A.P., Sharkovsky D.M. The current state of the problem of measuring Internet-dependent behavior // Izvestiya Irkutskogo gosu-darstvennogo universiteta. Seriya, Psikhologiya (Bulletin of the Irkutsk State University. Series, Psychology). 2018. Vol. 26. P. 53-62. URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/sovremen-noe-sostoyanie-problemy-izmereniya-internet-zavisimogo-povedeniya

6. Lovpache F.G. Psychological features of Internet addiction as an urgent problem of the modern world // Vestnik AGU (ASU Bulletin). 2017. No. 1 (193). P. 91-96. URL: https: //cy-berleninka.ru/article/n/psihologicheskie-os-obennosti-internet-addiktsii-kak-aktualnaya-problema-sovremennogomira

7. Lysak I.V. Computer and Internet addiction: evolution of approaches and study of the problem // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya (World of science, culture, education). 2017. No. 4 (65). P. 206-209. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/kompyuternaya-i-internet-zavisimost-evolyutsiya-podhodov-k-issledovaniyu-problemy

8. Malygin V.L., Merkuryeva Yu.A., Prokofieva A.V., Portnyagin V.N., Baryshevskaya M.V. Value-semantic sphere in adolescents with Internet-dependent behavior // Vestnik novykh medit-sinskikh tekhnologiy (Bulletin of new medical technologies. Electronic edition). 2016. No. 4. P. 258-262. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/tsennostno-smyslovaya-sfera-u-podrostkov

9. Malyshev V.I. Peculiarities of Internet addictions in pupils and students in modern conditions // Strakhovskie chteniya (Strakhovskie Readings). 2018. Vol. 26. P. 201-206. URL: https: //www.sgu.ru/sites/default/files/conf/ files/2018-12 strahovskie _chteniya.pdf

10. Miroshnichenko A.V. Transformations of the semantic sphere of successful young men with different levels of Internet addiction // Rossiys-kiy psikhologicheskiy zhurnal (Russian Psychological Journal). 2010. Vol. 7, No. 2. P. 54-58.

URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp? Id = 16232862

11. Oskina N.G. The problem of Internet addiction: psychological and pedagogical interpretation // Omskiy nauchnyy vestnik (Omsk Scientific Bulletin). 2012. No. 3 (109). P. 152-154. URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/problema-internet zavisimosti-psihologo-pedagogiches-kaya-traktovka

12. Parshkova A.V. Features of life prospects and worldviews of adolescents prone to Internet addiction // Innovatsionnaya nauka (Innovation science). 2015. No. 12. P. 219-221. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-zhiznennoy-perspektivy-i-obraza-mira-u-po-drostkov-sklonnyh-k-internet-zavisimosti

13. Petukhov V.V. The image of the world and the psychological study of thinking // Vestnik Mos-kovskogo universiteta. Ser. 14: Psikhologiya (Bulletin of Moscow University. Series 14, Psychology). 1984. No. 21. P. 13-21. URL: https:// www.psychology.ru/library/00043.shtml

14. Romanova E.A. The development of value-semantic determinants in the younger adolescents in the process of personality-significant activities // Privolzhskiy nauchnyy zhurnal (Volga Scientific Journal). 2011. No 3. S. 218-222. URL: http://www.pnj.nngasu.ru/about/vacan-cies.php?PAGEN_1=2

15. Saglam F.A. Internet addiction of adolescents as a form of manifestation of deviant behavior // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka (Pedagogical education and science). 2009. No. 5. P. 88-91. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=17062088

16. Smirnov S.D. The world of images and the image of the world // Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 14: Psikhologiya (Bulletin of Moscow University. Series 14, Psychology). 1981. No. 2. P. 15-29. URL: http://evgenysavin. ru/_ld/0/18_9Aw.pdf

17. Chudova I.V. Features of the image of "I" as "Resident of the Internet" // Psikhologicheskiy zhurnal (Psychological journal). 2002. Vol. 22, No. 1. P. 113-117. URL: https://psyfactor.org/ lib/chudova.htm

18. Yanitsky M.S., Gray A.V. The main methodological approaches to the study of the value-semantic sphere of personality // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kultury i iskusstv (Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts). 2012. No. 19-1. P. 82-97. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-metodologicheskie-podhody-k-izucheniyu-tsen-nostno-smyslovoy-sfery lichnosti

19. Chen Y., Peng S.S. University students' Internet use and its relationships with academic performance, interpersonal relationships, psychosocial adjustment, and self-evaluation // Cyberpsy-chology & Behavior. 2008. Vol. 11. P. 467-469. URL: http://dx.doi.org/10.1089/cpb.2007.0128

20. Kraut R., Patterson M., Lundmark V. [et al.] Internet paradox: a social technology that reduces social involvement and psychological well-being? mark // Am. Psychol. 1998. Vol. 53. P. 1017-1031. DOI: 10.1037//0003-066x.53.9.1017

21. Lo S.K., Wang C.C., Fang W. Physical interpersonal relationships and social anxiety among online game players // Cyberpsychology & Behavior. 2005. Vol. 8. P. 15-20. DOI: 10.1089/ cpb. 2005.8.15

22. Maslow A.H. Motivation and Personality. Harper: Bros., 1954. URL: http://s-f-walker.org.uk/ pubsebooks/pdfs/Motivation_and_Personali-ty-Maslow.pdf

23. Schwartz S.H. Normative influences on altruism. In: Advances in experimental social psychology / L. Berkowitz (Ed.). New York: Academic Press. 1977. Vol. 10. P. 221-279. URL: http://www.oalib.com/references/9337598

24. Yen J., Yen C., Chen C., Tang T., Ko C. The association between adult ADHD symptoms and internet addiction among college students: the gender difference // Cyberpsychology & Behavior. 2009. Vol. 12 . P. 187-191. DOI: 10.1089/ cpb.2008.0113

25. Young K.S. etc. Cyber disorders: The mental health concern for the New Millennium // Cy-berPsychology and Behavior. 1999. Vol. 2, is. 5. P. 475-479. URL: https://www.liebertpub.com/ doi/10.1089/cpb.1999.2.475

26. Young K.S. Internet addiction: The emergence of a new clinical disorder // Cyberpsychology & Behavior. 1998. Vol. 1, is. 3. P. 237-244. URL: https://www.liebertpub.com/doi/10.1089/ cpb.1998.1.237

<

PQ £ a

4

с

PQ

¡5 к

£

w

H К

и ^

д

PQ

к

0

1

к

w

PQ H

и

ft <

и

о

l-ч

0

ё и ft

s

1

и

>>

0

1

и w V

к

ь

l-ч <

э

с

S

к

Н U

w

PQ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.