Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПОДРОСТКА С ИЗБЫТОЧНОЙ МАССОЙ ТЕЛА'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПОДРОСТКА С ИЗБЫТОЧНОЙ МАССОЙ ТЕЛА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
248
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ / ПЕРЦЕПТИВНО-ИНТЕРАКТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ / ИНТЕРАКТИВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ОБОСНОВАННЫЙ НЕГАТИВИЗМ / ИНДЕКС МАССЫ ТЕЛА / ПОДРОСТКИ / SOCIAL PERCEPTION / PERCEPTUAL-INTERACTIVE COMPETENCE / COMMUNICATIVE SOCIAL COMPETENCE / COMMUNICATIVE ATTITUDES / INTERACTIVE ORIENTATION / REASONABLE NEGATIVITY / BODY MASS INDEX / ADOLESCENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Баженова Наталья Геннадьевна

В современном социуме наблюдается заметное увеличение населения с избыточной массой тела и не только среди взрослого населения, но и подросткового и даже детского возраста. Следовательно, необходимо рассматривать не только медицинский аспект данной проблемы, но и социально-психологический. В настоящем исследовании изучаются подростки с избыточной массой тела, их социально-психологические особенности, с целью разработки коррекционных программ по социальной адаптации, использованию эффективных копингов-поведения и психологических защит. В работе осуществляется поиск различий подростков с избыточной массой тела и нормой по следующим характеристикам: коммуникативная социальная компетентность, перцептивно-интерактивная компетентность, коммуникативные установки, интерактивная направленность. Выявлено, что подростки с избыточным весом зависят от мнения окружающих, склонны ему доверять, менее полагаются на себя; подростки с нормальным индексом массы тела обладают большей беспечностью и жизнерадостностью. Значимые отличия выявлены по показателям «взаимовлияние», «перцептивно-интерактивная компетентность», «брюзжание», «обоснованный негативизм». У всех подростков выражена такая интерактивная направленность как сотрудничество, а ориентация на личные интересы и маргинальная ориентация выражены на низком уровне. Подростки с нормальным весом более критичны в выборе партнера по общению, более подозрительны и реже склонны доверять случайным собеседникам. Для подростков с избыточным весом характерны более высокие показатели стремления влиять на окружающих, мечтательность, они более компетентны в области перцепции и интеракции, а также реже проявляют такие негативные коммуникативные установки, как обоснованный негативизм и брюзжание. У подростков обеих выборок выявлено преобладание таких качеств, как открытость, чувствительность и сообразительность, им характерны относительная эмоциональная устойчивость, низкая склонность к асоциальному поведению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Баженова Наталья Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL-PSYCHOLOGICAL PORTRAIT ADOLESCENT WITH OVERDUCE BODY MASS

In modern society, there is a noticeable increase in the population with overweight and not only among adults, but also adolescents and even children. Consequently, it is necessary to consider not only the medical aspect of this problem, but also the socio-psychological one. This study examines overweight adolescents, their socio-psychological characteristics, with the aim of developing remedial programs for social adaptation, the use of effective coping behavior and psychological defenses. The paper searches for differences between overweight adolescents and the norm according to the following characteristics: communicative social competence, perceptual-interactive competence, communicative attitudes, interactive orientation. It is revealed that overweight adolescents depend on the opinions of others, tend to trust him, rely less on themselves; adolescents with a normal body mass index are more careless and cheerful. Significant differences were identified in terms of «mutual influence», «perceptual-interactive competence», «grumbling», «grounded negativism». All adolescents expressed such an interactive orientation as cooperation, and the orientation towards personal interests and marginal orientation are expressed at a low level. Teenagers with normal weight are more critical in choosing a communication partner, are more suspicious and less likely to trust casual interlocutors. Overweight adolescents are characterized by higher rates of desire to influence others, daydreaming, they are more competent in the field of perception and interaction, and also less often show such negative communicative attitudes as valid negativity and grumbling. In adolescents of both samples, predominance of such qualities as openness, sensitivity and intelligence were revealed, they are characterized by relative emotional stability, low tendency to antisocial behavior.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПОДРОСТКА С ИЗБЫТОЧНОЙ МАССОЙ ТЕЛА»

УДК 159.9

DOI: 10.26140/anip-2019-0804-0059

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПОДРОСТКА С ИЗБЫТОЧНОЙ МАССОЙ ТЕЛА

© 2019

Author ID: 686195 SPIN: 9182-5250 ORCID: 0000-0001-7610-8286 Scopus ID:57201218282

Баженова Наталья Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Магнитогорский государственный технический университет (455000, Россия, Магнитогорск, проспект Ленина,38, e-mail: [email protected]), Аннотация. В современном социуме наблюдается заметное увеличение населения с избыточной массой тела и не только среди взрослого населения, но и подросткового и даже детского возраста. Следовательно, необходимо рассматривать не только медицинский аспект данной проблемы, но и социально-психологический. В настоящем исследовании изучаются подростки с избыточной массой тела, их социально-психологические особенности, с целью разработки коррекционных программ по социальной адаптации, использованию эффективных копингов-по-ведения и психологических защит. В работе осуществляется поиск различий подростков с избыточной массой тела и нормой по следующим характеристикам: коммуникативная социальная компетентность, перцептивно-интерактивная компетентность, коммуникативные установки, интерактивная направленность. Выявлено, что подростки с избыточным весом зависят от мнения окружающих, склонны ему доверять, менее полагаются на себя; подростки с нормальным индексом массы тела обладают большей беспечностью и жизнерадостностью. Значимые отличия выявлены по показателям «взаимовлияние», «перцептивно-интерактивная компетентность», «брюзжание», «обоснованный негативизм». У всех подростков выражена такая интерактивная направленность как сотрудничество, а ориентация на личные интересы и маргинальная ориентация выражены на низком уровне. Подростки с нормальным весом более критичны в выборе партнера по общению, более подозрительны и реже склонны доверять случайным собеседникам. Для подростков с избыточным весом характерны более высокие показатели стремления влиять на окружающих, мечтательность, они более компетентны в области перцепции и интеракции, а также реже проявляют такие негативные коммуникативные установки, как обоснованный негативизм и брюзжание. У подростков обеих выборок выявлено преобладание таких качеств, как открытость, чувствительность и сообразительность, им характерны относительная эмоциональная устойчивость, низкая склонность к асоциальному поведению. Ключевые слова: социальная перцепция, перцептивно-интерактивная компетентность, коммуникативная социальная компетентность, коммуникативные установки, интерактивная направленность, обоснованный негативизм, индекс массы тела, подростки.

SOCIAL-PSYCHOLOGICAL PORTRAIT ADOLESCENT WITH OVERDUCE BODY MASS

© 2019

Bazhenova Natal'ya Gennad'evna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of psychology Nosov Magnitogorsk State Technical University (45500, Russia, Magnitogorsk, Lenin st, 38, е-mail: [email protected]) Abstract. In modern society, there is a noticeable increase in the population with overweight and not only among adults, but also adolescents and even children. Consequently, it is necessary to consider not only the medical aspect of this problem, but also the socio-psychological one. This study examines overweight adolescents, their socio-psychological characteristics, with the aim of developing remedial programs for social adaptation, the use of effective coping behavior and psychological defenses. The paper searches for differences between overweight adolescents and the norm according to the following characteristics: communicative social competence, perceptual-interactive competence, communicative attitudes, interactive orientation. It is revealed that overweight adolescents depend on the opinions of others, tend to trust him, rely less on themselves; adolescents with a normal body mass index are more careless and cheerful. Significant differences were identified in terms of «mutual influence», «perceptual-interactive competence», «grumbling», «grounded negativism». All adolescents expressed such an interactive orientation as cooperation, and the orientation towards personal interests and marginal orientation are expressed at a low level. Teenagers with normal weight are more critical in choosing a communication partner, are more suspicious and less likely to trust casual interlocutors. Overweight adolescents are characterized by higher rates of desire to influence others, daydreaming, they are more competent in the field of perception and interaction, and also less often show such negative communicative attitudes as valid negativity and grumbling. In adolescents of both samples, predominance of such qualities as openness, sensitivity and intelligence were revealed, they are characterized by relative emotional stability, low tendency to antisocial behavior.

Keywords: social perception, perceptual-interactive competence, communicative social competence, communicative attitudes, interactive orientation, reasonable negativity, body mass index, adolescents.

Актуальность проблемы обусловлена пандемией ожирения среди населения практически всех экономически развитых стран мира, в том числе России. Особое беспокойство вызывает рост количества детей и подростков, имеющих избыточную массу тела. Для нас уже сегодня очевидны последствия детского и подросткового ожирения для физического здоровья в будущем: сначала формируется метаболический синдром, а затем появляются и его следствия: сахарный диабет второго типа, сердечно-сосудистые патологии, нарушения опорно-двигательного аппарата, высокие риски инфаркта и инсульта, сокращение продолжительности жизни.

Традиционно проблематика нарушений массы тела рассматривается в медицинской литературе (Ф. Александер [1], А.Ю. Барановский, Н.В. Ворохобина [2], Д.Г. Бессенен, Р. Кушнир [3], М. М. Гинзбург, Н. Н. Крюков [4] и др.). Однако с момента начала изучения данной проблематики, все больше исследований стало осуществляться в междисциплинарном контексте, в первую очередь, медико-психолого-социальном. Исследовательский интерес сосредоточен на таком явлении, как нарушенное пищевое поведение. Изучается его сущность, психологические механизмы и факторы формирования (Т.Г. Вознесенская [5], А.Ю. Егорова [6],

Баженова Наталья Геннадьевна СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ...

В.М. Захарченко, В.П. Новикова, Ю.П. Успенский [7], А.А. Марков [8] и др.); возрастно-половые и социально-психологические характеристики людей, страдающих пищевыми аддикциями (Н.Г. Баженова, О.В. Токарь, Е.Ю. Шпаковская, Е.М. Разумова, Е.Е. Руслякова [9], О.Н. Григорьян, Д.А. Гладышев, Л.В. Сенкевич, Ю.В. Моргунов [10], Т.Н. Зубцова, Ю.А. Князев [11], В.А. Капустина, Е.А. Митрофанова [12], Ю.Л. Савчикова [13], А.В. Сидоров [14], О.П. Степанова, Я.А. Стефашина, Д.А. Хабибулин[15] и др.).

Подростковый возраст традиционно рассматривается как «возраст рисков», так как на фоне психофизиологической и социально-психологической перестройки возникают множественные поведенческие нарушения, которое могут носить как временный характер, так и перерастать в устойчивые девиации (С.В. Гречаный [16], Ю.М. Павлова, И.А. Сабитов [17], О.П. Степанова, О.В. Токарь, Е.Ю. Шпаковская [18-20] и др.); в том числе различные варианты пищевых аддикций в подростковом и юношеском возрастах (Р.В. Александровна, Т.А. Мешкова [21], Р.М. Ахмедова, Л.В. Софронова [22], Н.Л. Белопольская, И.С. Литовченко [23], М.С. Матусевич [24], Ю.И. Строев, Л.П. Чурилов, Л.А. Чернова [25] и др.). В русле этих исследований часто поднимается вопрос о взаимосвязи телесного и психического «Я» у лиц, страдающих пищевыми аддикциями или имеющими отклоняющийся индекс массы тела (Л.В. Гурылева, Л.А. Белозерова, И.А. Семенова [26], М.Ю. Дурнева [27], О.А. Заржитская [28], Т.В. Тарасова, Н.В. Гвоздева [29], О.В. Токарь, Н.Р. Инамова [30] и др.).

Все больше исследований посвящается организации психотерапевтической и психологической помощи лицам, страдающим пищевыми аддикциями и нарушением индекса массы тела (Т.Н. Гумницкая [31], О.В. Исаакян, М.А. Лукьяненко [32], И.Г. Малкина-Пых [33], О.П. Степанова [34], Е.Ю. Шпаковская, Н.Г. Баженова, О.В. Токарь [35, 36] и др.).

Вместе с тем проблема избыточного веса является не только и не столько медицинской, сколько социально-психологической - как по генезису и факторам развития, так и в силе ее массовости и, главное, вследствие специфики социального самочувствия и положения лиц, имеющих чрезмерный вес. Социально-психологический аспект проблемы заключается в том, что в то время как наука не считает таких людей не только инвалидами, но и больными или даже людьми с ограниченными физическими и социальными возможностями, в самой жизнедеятельности подобных людей существуют определенные объективные ограничения, которые государство и общество имеют возможности устранить, однако не ставят задачей хотя бы минимизировать их. Тем самым развивается и становится хронической и множественной социальная депривация этих людей, что может стать значимым фактором развития личности подростка.

Несмотря на значительный исследовательский интерес к данной проблеме, сама тема изучения социально-психологических особенностей личности подросткового возраста, является недостаточно разработанной, поскольку большинство авторов-исследователей слабо учитывают следующие факторы: во-первых, особенности личности опосредованы скорее нарушениями пищевого поведения, а не самим ожирением; во-вторых, люди с ожирением представляют собой гетерогенную группу, поэтому их трудно отнести к определенному личностному типу. Это ставит под сомнение объективность полученных данных и требует дальнейших тщательных исследований описываемого направления разработки.

В целом, анализ научной литературы показывает наличие явного пробела в комплексных, особенно социально-психологических исследованиях категории подростков, страдающих от избыточного веса. Имеющиеся научные работы не позволяют получить полного представления о социально-психологических проблемах указанной группы риска. Основное внимание ученые уде-

ляют чисто профессионально-медицинским ее аспектам, не учитываются такие ее социальные последствия, как депривация этой категории, создания социальных барьеров на пути ее социализации, социальной адаптации, расширения «меню» выбора профессий и шансов для социального продвижения. В связи с рассмотренными положениями, целью настоящего эмпирического исследования явилось: изучение социально-психологических особенностей подростков с избыточным весом.

Экспериментальная работа по изучению проблемы социально-психологических особенностей подростков, имеющих избыточный вес, проходила на базе МОУ «СОШ №31», «СОШ №25» г. Магнитогорска. В соответствии с целью, задачами и гипотезой исследования была сформирована выборка, в которую вошли 50 респондентов подросткового возраста, все женского пола. Для формирования экспериментальной и контрольной групп нами был использована формула «Индекс массы тела» (ИМТ), которая заключается в том, что вес в килограммах необходимо разделить на квадрат роста, выраженного в метрах. При интерпретации результатов использовалась международная классификация дефицита массы тела и ожирения, которая определяет показатель избыточной массы тела, соответствующий промежутку от 25 до 30, поскольку далее следует уровень ожирения. Таким образом, экспериментальную группа (ЭГ) составили 25 девушек в возрасте 15-16 лет с показателем ИМТ больше 25, в контрольную группу (КГ) вошли 25 девушек того же возраста с нормальной массой тела, т.е. их ИМТ соответствует показателю от 18,50 до 24,99.

Диагностика респондентов осуществлялась с помощью следующего комплекса методик [37]: Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК); Диагностика перцептивно-интерактивной компетентности (модифицированный вариант Н.П. Фетискина); Методика диагностики коммуникативной установки (В. В. Бойко); Диагностика интерактивной направленности личности (Н.Е. Щуркова в модификации Н.П. Фетискина).

Для статистического анализа результатов исследования применялся пакет статистических программ Excel 2013. Были использованы методы, позволяющие: вычислить меры общей статистики; непараметрический метод сравнения средних выборок (U-критерий Манна-Уитни) [38].

В результате сопоставления полученных средних значений были выявлены различия по показателям социально-психологических особенностей у подростков с избыточным и нормальным весом, что позволяет утверждать, что в качественном проявлении показателей есть значимые отличия. Данные различия подтверждаются статистическим анализом с использованием U-критерия Манна-Уитни, результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Значимые различия по параметрам в исследуемых выборках

Название методики Название шкалы ЭГ КГ U-кригерий Уровень значимости

Диагностика перцептивно-интерактнЕнон компетентности Взаимовлияние 18,4 15.6 96,5 0,005

Перцептивно-интерактивная компетентность 116.8 109.4 127,5 0305

Методика диагностики типа коммуникативной установки (В.В. Бойко) Обоснованный негативизм 1,95 зд 118,0 0,023

Брюзжание 4,6 6,5 126,5 0,044

Рассмотрим полученные результаты исследования подробнее. Сопоставления полученных средних значений по методике «Диагностика коммуникативной социальной компетентности» выявили незначительные различия по показателям в группах подростков с нормальной и избыточной массой тела. Остановимся подробнее на отличиях. Подростки с избыточным весом сильнее зависят от мнения окружающих, склонны ему доверять, менее полагаются на себя, чем подростки с нормальным

весом. Кроме того, подростки экспериментальной группы обладают большей беспечностью и жизнерадостностью по сравнению с подростками контрольной группы, которые тяготеют к молчаливости и серьезности. Важно отметить, что все изучаемые подростки показали высокую искренность по шкале лжи, что позволяет рассматривать полученные результаты как достоверные.

У подростков обеих групп выявлено преобладание таких качеств, как открытость, чувствительность и сообразительность, следовательно, социальная компетентность изучаемых подростков связана с наличием таких социально-психологических качеств, как общительность, развитость логического мышления, внимательность, художественность восприятия, доверие партнеру по общению.

Кроме того, для всех подростков характерны - относительная эмоциональная устойчивость, проявляющаяся в недостаточной зрелости и уравновешенности, что соответствует возрастным задачам развития, относительная зависимость от мнения группы, проявляющаяся в постоянном выборе между собственной точкой зрения и видения окружающих, и относительно сформированной волевой системой, что свидетельствует о том, что изучаемые подростки в среднем способны контролировать себя, однако, в стрессовых ситуациях может проявляться импульсивность, неорганизованность и стремление нарушать правила, что также соответствует возрастным особенностям выборки. Важно отметить, что подростки обеих групп показали низкую склонность к асоциальному поведению, что может проявляться в уважении к принятым морально-нравственным ценностям.

Сравнение средних значений по методике «Диагностика перцептивно-интерактивной компетентности» дает возможность констатировать, что подростки с избыточным весом в среднем проявляют большую компетентность в области взаимопознания и взаимовлияния, чем подростки с нормальным весом, что подтверждается статистически (уровень значимости по критерию Манна-Уитни - 0,005), следовательно, подростки экспериментальной группы в среднем чаще способны реалистично выявить особенности личности партнера по общению и точнее оценить степень их выраженности, а также для таких подростков более значимо мнение окружающих, что подтверждается данными предыдущей методики, следовательно, они более глубоко понимают это влияние, способны осознавать и корректировать свое поведение с учетом точки зрения окружающих.

В среднем наиболее выражен показатель «социальная автономность», следовательно, изучаемые подростки способны самостоятельно принимать решение в совместной деятельности, умеют отстаивать свою позицию и осознают важность собственного решения, часто независимы в мнениях.

На достаточно высоком уровне в среднем у подростков обеих групп сформирована компетенция «взаимпо-нимание», следовательно, они умеют сотрудничать с окружающими, управлять возникающими конфликтными ситуациями, учитывать как собственное мнение, так и мнение партнера по общению, находить компромисс. В среднем в достаточной мере у изучаемых подростков сформирована социальная ориентация, вследствие чего они способны проявлять активность в общении, обеспечивать эффективность совместной с партнером по общению деятельности, показывают устойчивую социальную мотивацию.

Менее всего у подростков выборки исследования в среднем сформирована компетентность в области социальной адаптивности, хотя показатели соответствуют скорее средним значениям. Это говорит о том, что у исследуемых подростков могут возникать трудности во взаимоотношениях с другими или с группами из-за недостаточной удовлетворенности своим положением в группе, либо по причинам недостаточной гибкости в общении, возможны проблемы в контактах с окружаю-

щими.

В целом, анализ средних значений по данной методике показал, что подростки обеих групп имеют достаточный уровень сформированности компетентности по всем показателям. В среднем, у подростков с избыточным весом перцептивно-интерактивная компетентность сформирована на более высоком уровне, чем у подростков с нормальным весом, что подтверждается статистически (уровень значимости по критерию Манна-Уитни - 0,05). При этом показатели всех изучаемых подростков соответствуют уровню - ниже среднего, следовательно, у таких подростков навыки восприятия партнера по общению и навыки взаимодействия развиты недостаточно.

Анализ средних показателей общего уровня негативных установок по методике «Диагностика типа коммуникативной установки», показывает, что у испытуемых обеих выборок выявлено наличие негативных установок в общении, но у подростков с избыточным весом этот показатель ниже, чем у подростков с нормальным весом. Следовательно, для испытуемых экспериментальной группы характерна большая доброжелательность в отношении к большинству партнеров по общению, т.е. они чаще дают окружающим положительную оценку, больше верят в положительные черты партнера, менее склонны судить окружающих в целом по наличию отрицательных качеств. Возможно, у подростков с избыточным весом более выражена сознательная установка на доброжелательность, что требует дальнейшего изучения.

Рассмотрим подробнее отдельные показатели выявленных у подростков коммуникативных установок. По всем шкалам методики в среднем у подростков с нормальные весомы показатели немного выше, чем у подростков с избыточным весом. Наибольшие отличия выявлены по показателям - «открытая и завуалированная жестокость», «брюзжание» и «обоснованный негативизм», при этом, статистически значимые различия подтвердились по шкалам «брюзжание» (уровень значимости по критерию Манна-Уитни - 0,044) и «обоснованный негативизм» (уровень значимости по критерию Манна-Уитни - 0,023). Следовательно, подростки с избыточным весом по сравнению с подростками с нормальным весом реже проявляют недоброжелательность и настороженность к окружающим, более отзывчивы и сострадательны, реже делают необоснованные отрицательные выводы о партнере по общению.

Таким образом, подростки обеих групп имеют достаточный негативный опыт общения. Важно отметить, что полученные данные также могут быть объяснены с позиций возрастных норм развития психики подростков, в таком случае, высокие показатели негативных коммуникативных установок могут быть связаны с негативизмом подростков в целом и недостаточным жизненным опытом.

Сравнение средних показателей по методике «Диагностика интерактивной направленности личности» позволяет констатировать, что показатели испытуемых обеих групп практически идентичны. В среднем у подростков и экспериментальной, и контрольной групп выражена такая интерактивная направленность как сотрудничество. Полученные показатели соответствуют средним значениям по шкале. Следовательно, всем изучаемым подросткам свойственны достаточный уровень социализации и адаптации, что проявляется в явной потребности в общении с окружающими, в стремлении поддерживать позитивные связи с членами референтной группы, сформированности эмпатии и желании заниматься совместной деятельностью.

Таким образом, испытуемые чаще склонны помогать окружающим, оказавшимся в трудной ситуации, выслушивать и поддерживать близких, умеют уступать и проявлять сострадание. У подростков обеих групп ориентация на личные интересы и маргинальная ориентация выражены в среднем на низком уровне, следовательно,

Баженова Наталья Геннадьевна СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ...

испытуемые редко проявляют эгоистичность при взаимодействии, не склонны игнорировать потребности окружающих, не стремятся слепо подражать и подчиняться обстоятельствам.

Итак, при сравнении средних значений можно констатировать, что подростки с избыточным весом сильнее зависят от мнения окружающих, склонны ему доверять, менее полагаются на себя, подростки экспериментальной группы обладают большей беспечностью и жизнерадостностью; у подростков обеих групп выявлено преобладание таких качеств, как открытость, чувствительность и сообразительность, характерны относительная эмоциональная устойчивость, низкая склонность к асоциальному поведению; подростки способны самостоятельно принимать решение в совместной деятельности, умеют отстаивать свою позицию и осознают важность собственного решения, часто независимы в мнениях; они умеют сотрудничать с окружающими, управлять возникающими конфликтными ситуациями, учитывать как собственное мнение, так и мнение партнера по общению, находить компромисс; в достаточной мере у изучаемых подростков сформирована социальная ориентация; менее всего в среднем сформирована компетентность в области социальной адаптивности; у подростков с нормальным весом показатели негативных социальных установок немного выше, чем у подростков с избыточным весом.

Наибольшие отличия выявлены по показателям «взаимовлияние», «брюзжание», «обоснованный негативизм», «перцептивно-интерактивная компетентность»; у всех подростков выражена такая интерактивная направленность как сотрудничество, ориентация на личные интересы и маргинальная ориентация выражены на низком уровне; подростки с нормальным весом более критично относятся к выбору партнера по общению, более подозрительны и реже склонны доверять случайным собеседникам; подростки не терпят над собой контроля, стремятся быть независимыми, принимать собственные решения, что соответствует возрастным нормам; для всей выборки характерны средний уровень общительности с тенденцией понижения, средний уровень вербального интеллекта, средний уровень эмоциональной неустойчивости, средний уровень самоконтроля, промежуточный показатель доминантности и уравновешенности, промежуточный уровень экспрессивности, характерна скорее робость, промежуточный показатель практичности, склонность к подозрительности и тревожности, навыки поведения в группе; подростки с нормальной массой тела обладают более высоким уровнем нормативности поведения, более склонны проявлять радикализм, а подростки с избыточным весом более мечтательны, более ориентированы на консерватизм, более независимы и склонны идти своим путем.

Таким образом, сравнительный анализ данных исследования позволил выявить, что для подростков с избыточным весом характерны более высокие показатели стремления влиять на окружающих, мечтательность, они более компетентны в области перцепции и интеракции, а также реже проявляют такие негативные коммуникативные установки, как обоснованный негативизм и брюзжание.

Перспективы дальнейшей разработки данной проблемы мы видим в сравнительном анализе половых различий социально-психологических характеристик подростков с высоким ИМТ; в разработке психологических программ профилактики булимии, анорексии и кахексии, психологического сопровождения данной категории лиц; разработке рекомендаций по развитию социально-психологических способностей, как необходимых в процессе адаптации к современным условиям социума подростка с избыточным весом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и применение. М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2004. 336 с.

2. Барановский А.Ю., Ворохобина Н.В. Ожирение (клинические очерки). СПб.: Диалект, 2007. 240 с.

3. Бессесен Д.Г., Кушнир Р. Избыточный вес и ожирение: профилактика, диагностика и лечение. М.: Бином, 2004. 239 с.

4. Гинзбург М. М., Крюков Н.Н. Ожирение. М.: Медпрактика, 2002. 128 с.

5. Вознесенская Т.Г. Расстройства пищевого поведения при ожирении и их коррекция // Фарматека. 2009. № 12. С. 91—94.

6. Егорова А.Ю. К вопросу о феноменологии пищевых аддикций // Человек, алкоголь, курение и пищевые аддикции (соматические и наркопсихиатрические аспекты): материалы 2-го междисциплинар. конгресса с междунар. участием (24-25 апреля 2008 г.). СПб., 2008. 203 с.

7. Захарченко В.М. Пищевое поведение у детей школьного возраста и влияющие на него факторы // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2009. Сер. 11, Вып. 4. С. 268-273.

8. Марков А.А. Пограничные нервно-психические расстройства при избыточном весе и ожирении: автореф. дис. ... канд. мед. наук. Томск, 2006. 23 с.

9. Bazhenova N.G., Tokar O.V., Shpakovskaya E.Yu., Razumova E.M., Ruslyakova E.E., Chernykh O.P. Psychological features of women with body mass index and eating disorders //Helix. 2018. Т. 8. № 6. С. 45704579.

10. Григорьян О.Н., Гладышев ДА., Сенкевич Л.В., Моргунов Ю.В. Индивидуально-психологические особенности женщин, страдающих экзогенно-конституциональным ожирением II и III степени. // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. 2008. № 4. С. 46-53.

11. Зубцова Т.Н., Князев Ю.А. Психологический портрет детей с ожирением и его значимость в процессе реабилитации // Проблемы эндокринологии. 1992. №4. С.57-64.

12. Капустина В.А., Митрофанова Е.А. Взаимосвязь оценки собственной внешности, и Я-концепции подростков (в контексте профилактики расстройств пищевого поведения в подростковом возрасте) // Сибирский педагогический журнал. 2016. №6.

13. Савчикова Ю. Л. Психологические особенности женщин с проблемами веса: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2005. 208 с.

14. Сидоров А.В. Типология психологических особенностей пациентов с алиментарным ожирением // Психологические исследования. 2012. №1. С. 10-16.

15. Степанова О.П., Стефашина Я.А., Хабибулин Д.А. Копинг-стратегии подростков, страдающих сахарным диабетом // Современные исследования социальных проблем. 2017. Т.8. №12-2. С.245-251.

16. Гречаный С.В. Изучение расстройств поведения и зависимости от ПАВ у подростков с помощью рейтинговых шкал //Мир аддик-ций: химические и нехимические зависимости, ассоциированные пси-хическиерасстройства: тезисы конференции. СПб. 2012. С. 37.

17. Павлова Ю.М., Сабитов И.А. Этно-культуральные паттерны подростковой аддиктивности // Мир аддикций: химические и нехимические зависимости, ассоциированные психические расстройства: тезисы конференции. СПб. 2012. С.116-117.

18. Степанова О.П., Токарь О.В. Социально-психологическая адаптация, копинги и социальная фрустрированность учащихся с интернет-аддикцией //Современные проблемы науки и образования. 2017. № 1. С.88.

19. Токарь О.В. Психология развития и возрастная психология в схемах, таблицах, комментариях: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. М.: ФЛИНТА, 2014. 64 с.

20. Токарь О.В., Шпаковская Е.Ю. Социально-психологическая адаптация и эмоционально-коммуникативные барьеры учащихся с интернет-аддикцией // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 2. С. 138.

21. Александрова Р. В., Мешкова Т.А. Некоторые особенности самооценки у девочек-подростков с риском нарушения пищевого поведения // Человеческий капитал. 2015. № 09 (81). С. 28-31.

22. Ахмедова Р.М., Софронова Л.В. Нарушения пищевого поведения у подростков, страдающих ожирением // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. 2013. № 6. С. 33-35.

23. Белопольская Н. Л., Литовченко И.С. Психологический и телесный возраст подростков и юношей с реальными и мнимыми проблемами внешности //Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 4. С. 72-80.

24. Матусевич М. С. Особенности формирования пищевых нарушений у подростков //Молодой ученый. 2013. № 12. С. 814-817.

25. Строев Ю.И., Чурилов Л.П., Чернова Л.А. Ожирение у подростков. СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2003. 216 с.

26. Гурылева Л.В., Белозерова Л.А., Семенова И.А. К проблеме исследования образа тела у современных подростков // СИСП. 2016. №3-2(59).

27. Дурнева М. Ю. Формирование отношения к телу и пищевого поведения у девушек подросткового и юношеского возраста: авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. М.: МГППУ, 2014. 30 с.

28. Заржитская О. А. Образ тела как предмет психологического исследования //Журнал практического психолога. 1998. № 7. С. 14-18.

29. Тарасова Т.В., Гвоздева Н.В. Физический образ «я» у подростков, страдающих ожирением //Вестник МГУ. 2011. №2. С. 79-86.

30. Токарь О.В., Инамова Н.Р. Изучение телесного «Образа-Я» девочек-подростов с нарушениями пищевого поведения // Актуальные психолого-педагогические исследования: сборник научных трудов. Магнитогорск, МГТУ им.Г.И. Носова. 2018. С.5-8.

31. Гумницкая Т.Н. Психопатологические нарушения и их психотерапия у больных с алиментарно-обменным ожирением (состояние проблемы) //Медицинские исследования. 2001.Т. 1, вып. 1. С. 92-93.

32. Исаакян О.В., Лукьяненко М.А. Опыт организации психолого-педагогического сопровождения подростков с нарушениями пищевого поведения (лишний вес) в общеобразовательных учебных заведениях // Инновационная наука. 2015. №4. С.153-160.

33. Малкина-Пых И.Г. Терапия пищевого поведения. Справочник практического психологах. - М.: ЭКСМО, 2007. 173 с.

34. Степанова О.П. Психологическое сопровождение детей, страдающих пограничными психическими заболеваниями // Личность в условиях современных социальных изменений сборник научных статей 2-й заочной научно-практической конференции. Магнитогорск, 2008. С. 51-55.

35. Токарь О.В., Шпаковская Е.Ю. Психопрофилактика и психокоррекция аддиктивного поведения. Разработка коррекционно-профи-лактических программ: Учебно-методическое пособие. Электронное издание. Магнитогорск: МГТУ им. Г.И. Носова, 2016. 40 с.

36. Shpakovskaya E.Yu., Bazhenova N.G., Tokar O.V., Chernykh O.P. Experience in application of rational-emotive therapy in psychological assistance to women with eating disorders //Helix. 2018. Т. 8. № 5. С. 36733681.

37. Практикум по социальной психологии / Е.Ю. Шпаковская, О.П. Степанова, Н.Г. Баженова, Т.Т. Зимарева, М.В. Костюченко. Магнитогорск: МГТУ им. Г.И. Носова, 2007. 164 c.

38. Хабибулин Д.А. Математические методы в психологии. Магнитогорск: МГТУ им. Г.И. Носова, 2006. 149 с.

Статья поступила в редакцию 11.07.2019 Статья принята к публикации 27.11.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.