Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 8 (74). 2022. Специальный выпуск. С. 141-147.
УДК 159.9
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ, СКЛОННОЙ К ТРОЛЛИНГУ
Зекерьяев Р. И.
ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»,
Симферополь, Республика Крым, Россия
E-mail: [email protected]
В данной статье описан троллинг, как психологический феномен виртуального пространства. Определено, что троллинг в интернет-пространстве представляет собой асоциальную форму поведения в сети Интернет и направлен на провокацию конфликта в виртуальном взаимодействии, разрушение его конструктивного течения, нанесение вреда психоэмоциональному состоянию его участников. Отмечено, что размытыми остаются детерминанты, побуждающие виртуальную личность осуществлять акты троллинга. Определены психологические особенности мотивационной сферы личности, склонной к троллингу. Доказано, что троллям присущи такие свойства мотивационно-потребностной сферы личности как высокий уровень склонности к риску, потребность в поисках ощущений и социально-психологические установки на власть и эгоизм.
Ключевые слова: троллинг, мотивационно-потребностная сфера, склонность к риску, потребность в поиске ощущений, установка на власть, установка на эгоизм.
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап развития информационно-коммуникативных технологий характеризуется все большим вхождением человека в виртуальное пространство сети Интернет. Виртуальное пространство находится в процессе постоянно расширения, в ходе которого возникает большое количество ресурсов и платформ для осуществления социального взаимодействия. Вместе с этим, необходимо отметить, что личность, авторизуясь на подобных ресурсах, может создавать свой виртуальный образ, неконгруэнтный реальному прототипу. Благодаря такой возможности в сети Интернет все чаще встречаются пользователи, осуществляющие деструктивную социальную деятельность, к которой, в частности, можно отнести троллинг. Несмотря на большое количество исследований, посвященных изучению троллинга как психологического феномена, необходимо отметить малую изученность потребностно-мотивационной сферы личности, склонной к ведению подобной деятельности в виртуальном пространстве.
Цель статьи: определение психологических особенностей мотивационно-потребностной сферы личности, склонной к троллингу.
ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА
Изучению троллинга, как психологического феномена, посвящено большое количество исследований современных ученых.
141
Тумский С. В. описывал троллинг как форму социального взаимодействия, направленного на побуждение человека к каким-либо выгодным для тролля поступкам. При этом агрессор оказывает эмоциональное влияние на личность жертвы, используя методы провокации и манипулирования. По мнению ученого, основная задача тролля - вывести участников интернет-коммуникации из эмоционального равновесия, спровоцировать возникновение у них состояния аффекта и, как следствие, нарушить конструктивность их социального взаимодействия. Тумский С. В. также отмечал, что агрессор осуществляет такую деятельность ради получения ощущения собственной силы и власти над эмоциональным состоянием других людей, при этом воспринимая сам троллинг как некую психологическую игру [1].
Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Чигарькова С. В., анализируя феномен троллинга, определяли его как асоциальную форму деятельности в интернет-пространстве, при которой агрессор распространяет в виртуальных коммуникационных площадках сообщения, преследуя цель спровоцировать конфликты и нарушить правила сетевого этикета. Исследовательницы отмечали, что отличительной чертой троллинга является отсутствие необходимости в диалогическом взаимодействии, так как основная его задача - привлечение внимания и вызов у жертв определенных эмоциональных реакций, выгодных троллю. По мнению ученых, самим троллям свойственно не в полном объеме осознавать масштаб наносимого вреда и получать удовольствие от наблюдения за страданиями жертвы, неосознанно блокируя чувство вины с помощью защитных механизмов личности, в частности, рационализации [2].
Халфина Р. Р., изучая троллинг выделяла определяла его как искаженное проявление психологических защит личности. По мнению ученой, может иметь место замещение, при котором агрессор, будучи неудовлетворенным своей жизненной ситуацией и одолеваемым негативными эмоциональными переживаниями, не дает ответную реакцию в адрес фрустрирующего объекта, а смешает её на других интернет-пользователей [3].
Борисова А. С., анализируя мотивационный компонент троллинга, выделяла ряд мотивов, присущих личности, осуществляющий данный вид коммуникативной деятельности: скуку, желание обратить внимание на собственную персону, стремление отомстить, получение удовольствия от нанесения ущерба социальному взаимодействию других интернет-пользователей [4].
Евдокимов В. А., изучая цели троллинга, выделял три его направления: троллинг-мщение, троллинг-разоблачение и троллинг-искушение. По мнению Евдокимова А. С., троллинг-искушение проявляется в адресации жертве специальных сообщений с целью спровоцировать дискуссию и вывести ее из состояния эмоционального баланса. Троллинг-разоблачение, по мнению исследователя, заключается в приписывании жертве слов, которые та не произносила, или намеренное искажение ее высказываний в процессе обсуждения. Троллинг-мщение представляет собой критику поведения или взглядов жертвы, чтобы та перестала публиковать в открытом доступе свои мнения или взгляды [5].
142
Акулич М. М., изучая феномен троллинга, говорила о том, что он может приобретать форму провокации или имитации. Первый вариант представляет собой намеренное воздействие на личность или группу для провокации и эскалации конфликта и проявлению у них негативных эмоциональных реакций. Второй вариант троллинга представляет собой ситуацию, в которой у агрессора нет конкретных целей, а присутствует желание развлечения и имитации конфликта [6].
Синельникова Л. Н., описывая троллинг как форму сетевой агрессии, выделяла ряд психологических особенностей, присущих агрессору: стремление участвовать в экстремальном общении, повышать самооценку, обращать внимание на себя, развлекаться и самовыражаться. Поведение сетевых агрессоров может включать в себя написание провокационных постов, публичное выражение претензий и недовольства, внедрение конфликтогенов в коммуникативный процесс [7].
Таким образом, троллинг представляет собой отчетливую проблему. Подобное асоциальное поведение в интернет-пространстве направлено в первую очередь на провокацию конфликта в виртуальном взаимодействии, разрушение его конструктивного течения, нанесение вреда психоэмоциональному состоянию его участников. При этом размытыми остаются детерминанты, побуждающие виртуальную личность осуществлять акты троллинга. Вопрос, затрагивающий мотивационно-потребностную сферу личности тролля, является недостаточно раскрытым и требует дальнейшего изучения.
Можно предположить, что мотивационно-потребностная сфера личности, склонной к троллингу, может быть представлена рядом компонентов. К ним можно отнести потребность к новым ощущениям, что может проявляться в желании тролля нарушать конструктивный ход социального взаимодействия, чтобы вызвать новые и неожиданные поступки со стороны других интернет-пользователей. Еще одним компонентом мотивационно-потребностной сферы может выступать готовность к риску, так как тролль провоцирует ситуации неопределенности, которые могут быть опасными как для других участников, так и для него самого. Также среди этих компонентов можно выделить социально-психологические установки, которые выступают в качестве мотивов для осуществления различного рода деятельности.
В исследовании приняли участие 40 интернет-пользователей в возрасте от 18 до 30 лет. Использовались следующие методы: констатирующий эксперимент (методика «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О. Ф. Потемкиной, методика «Диагностика потребности в поисках ощущений» М. Цукермана, «Тест уровня личностной готовности к риску (PSK)» М. Шуберта); методы статистической обработки данных (U-критерий Манна-Уитни). В ходе исследование было использовано прикладное программное обеспечение «SPSS 22.0» и «MS Excel 2021».
В ходе исследования была проведена сравнительная характеристика выраженности социально-психологических установок личности респондентов, склонных и не склонных к осуществлению троллинга (рис. 1).
143
Рис. 1. Сравнительный анализ социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере.
Из рисунка 1 видно, что у личности, склонной к осуществлению троллинга значительно выше уровни выраженности социально-психологических установок на власть (иэмп = 68,5; р < 0,05) и эгоизм (иэмп = 77,0; р < 0,05). Данное явление может находить свое отражение в том, что агрессор в процессе провокации конфликта заинтересован в первую очередь в своем эмоциональном благополучии и не беспокоится про психологическое состояние других пользователей, а также чувствует контроль над ситуацией и возможность внедрять новые конфликтогены в процесс социального взаимодействия.
В ходе исследования также были сравнены уровни потребности в поиске ощущений у личности респондентов, склонных и не склонных к осуществлению троллинга (рис. 2).
Рис. 2. Сравнительный анализ выраженности потребности в поиске ощущений.
144
Из рисунка 2 видно, что у личностей, склонных к осуществлению троллинга значительно выше потребность в поиске ощущений (иэмп = 81,5; р < 0,05).. Данное явление может находить свое отражение в том, что агрессор склонен создавать конфликтные ситуации для накаливания обстановки и получению новых ощущений от неспецифических реакций других пользователей, вовлеченных в данный процесс социального взаимодействия.
В ходе исследования также были сравнены уровни готовности к риску у личности респондентов, склонных и не склонных к осуществлению троллинга (рис. 3).
35,0 30,0 25,0 20,0 15,0
10,0 5,0 0,0
Уровень готовностик риску ■ Пользователи, склонные к троллигнгу □ Пользователи, не склонные к троллингу
Рис. 3. Сравнительный анализ выраженности уровня готовности к риску.
Из рисунка 3 видно, что у личностей, склонных к осуществлению троллинга значительно выше уровень готовности к риску (иэмп = 83,0; р <0,05). Данное явление может находить свое отражение в том, что агрессор в ходе виртуальной коммуникации склонен провоцировать конфликтные ситуации, нарушать правила сетевого этикета, тем самым подвергаясь опасности гневных реакций со стороны других пользователей или действий по отношению к нему администрации социального ресурса вплоть до полной блокировки возможности участвовать в процессе коммуникации.
ВЫВОДЫ
Таким образом, можно сделать вывод о том, что троллинг представляет собой процесс намеренной провокации конфликта, с целью нарушения конструктивного хода социального взаимодействия в сети Интернет. При этом агрессор, нарушая правила сетевого этикета, способен осуществлять агрессивные нападки в адрес жертв, оказывая негативное воздействие на их психоэмоциональное состояние, провоцируя аффект и негативные реакции. В результате троллинга часто его участникам наносится психологический вред, а сама социальная среда
145
превращается в место дискуссий и споров. При этом для самого тролля, провоцируемые конфликты являются своего рода игрой, в которой он не осознает силу вреда, наносимого жертвам. В ходе исследования было определено, что мотивационно-потребностная сфера личности тролля обладает рядом психологических особенностей, к которым можно отнести выраженность социально-психологических установок на власть и эгоизм, потребность в поиске ощущений, высокий уровень готовности к риску. Можно предположить, что личность, обладающая такими свойствами, при переходе в виртуальное пространство может осуществлять акты троллинга.
Список литературы
1. Тумский С. В. Троллинг как форма провокации в интернет-пространстве / С. В. Тумский // Известия санкт-петербургского государственного экономического университета. - 2020. -№ 5(125). - С. 213-218.
2. Солдатова Г. У. Виды киберагрессии: опыт подростков и молодежи / Г. У. Солдатова, Е. И. Рассказова, С. В. Чигарькова // Национальный психологический журнал. - 2020. - Т. 2. -№ 3(38). - С. 3-20.
3. Халфина Р. Р. Агрессия подростков в интернете: троллинг и кибербуллинг / Р. Р. Халфина // Доклады башкирского университета. - 2019. - Т. 4. - № 3. - С. 349-354.
4. Борисова А. С. Троллинг как новое социальное явление в системе интернет-коммуникации / А. С. Борисова // Теория и практика общественного развития. - 2019. - № 8(138). - С. 13-16.
5. Евдокимов В. А. Троллинг в медиасфере / В. А. Евдокимов // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2019. - № 4(38). - С. 41-47.
6. Акулич М. М. Интернет-троллинг: понятие, содержание и формы / М. М. Акулич // Вестник тюменского государственного университета. - 2012. - № 8. - С. 47-54.
7. Синельникова Л. Н. Дискурс троллинга / Л. Н. Синельникова // Дискурс Пи. - 2016. - № 3-4 (2425). - С. 271-279.
PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE MOTIVATIONAL-NEED SPHERE OF A PERSONALITY INTENDED TO TROLLING
Zekeriaev R. I.
Fevzi Yakubov Crimean Engineering and Pedagogical University Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation E-mail: [email protected]
This article describes trolling as a psychological phenomenon of virtual space. Determined that trolling in the Internet space is an asocial form of behavior on the Internet and is aimed at provoking a conflict in virtual interaction, destroying its constructive flow, harming the psycho-emotional state of its participants. Noted that the determinants that encourage a virtual personality to carry out acts of trolling remain blurred. Determined the psychological features of the motivational sphere of a person prone to trolling.
The study involved 40 Internet users aged 18 to 30 years. The following methods were used: ascertaining experiment (method "Diagnosis of socio-psychological attitudes of a person in the motivational-need sphere" by O. F. Potemkina, method "Diagnostics of the need in search of sensations" by M. Zuckerman, "Test of the level of personal risk
146
readiness (PSK)" by M. Schubert); methods of statistical data processing (Mann-Whitney U-test). During the study was used the application software "SPSS 22.0" and "MS Excel 2021".
In the course of the study was made a comparative characteristic of the severity of the socio-psychological attitudes of the personality of respondents who are prone and not prone to trolling.
Determined that individuals prone to trolling have significantly higher levels of socio-psychological attitudes towards power and selfishness. This phenomenon may be reflected in the fact that the aggressor, in the process of provoking a conflict, is primarily interested in his emotional well-being and does not worry about the psychological state of other users, and also feels control over the situation and the ability to introduce new provocations into the process of social interaction.
Revealed that individuals who are prone to trolling have a much higher need to search for sensations. This phenomenon may be reflected in the fact that the aggressor is inclined to create conflict situations to inflame the situation and get new sensations from non-specific reactions of other users involved in this process of social interaction.
Discovered that individuals prone to trolling have a significantly higher level of risk readiness. This phenomenon may be reflected in the fact that the aggressor in the course of virtual communication is inclined to provoke conflict situations, violate the rules of network etiquette, thereby being exposed to the danger of angry reactions from other users or actions towards him by the administration of the social resource, up to the complete blocking of the opportunity to participate. in the process of communication.
It can be assumed that a person with such properties, when moving into the virtual space, can carry out acts of trolling.
Keywords: trolling, motivational-need sphere, propensity to take risks, need to seek sensations, attitude to power, attitude to selfishness.
References
1. Akulich M. M., Internet trolling: concept, content and forms, Bulletin of the Tyumen State University, 8, 47 (2017).
2. Borisova A. S., Trolling as a new social phenomenon in the Internet communication system, Theory and practice of social development, 8(138), 13 (2019).
3. Evdokimov V. A., Trolling in the media sphere, Science of man: humanitarian research, 4(38), 41 (2019).
4. Soldatova G. U., Rasskazova E. I., Chigarkova S. V., Types of cyberaggression: the experience of adolescents and youth, National Psychological Journal, 3(38), 3 (2020).
5. Tumsky S. V., Trolling as a form of provocation in the Internet space, Bulletin of the St. Petersburg State University of Economics, 5(125), 213 (2020).
6. Khalfina R. R., Aggression of adolescents on the Internet: trolling and cyberbullying, Reports of the Bashkir University, 3, 349 (2019).
7. Sinelnikova L. N., Discourse of trolling, Discourse Pi, 3-4(24-25), 271 (2016).
147