Тумский С. В.
ТРОЛЛИНГ КАК ФОРМА ПРОВОКАЦИИ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ
Аннотация. В статье дается анализ троллинга как социального явления, рассматривается его роль в социальном взаимодействии. Троллинг часто является провокацией, так как он дисфункционален и направлен на оказание эмоционального воздействия; тролль, как и провокатор, действует целенаправленно, скрытно и в своих интересах. Троллинг может применяться в социальных интеракциях в сети Интернет для ведения информационной борьбы, манипулирования общественным мнением или проведения PR-кампаний.
Ключевые слова. Троллинг, провокация, астротурфинг, Интернет-коммуникация, манипулирование.
Tumskiy S.V.
TROLLING AS A FORM OF PROVOCATION ON THE INTERNET
Abstract. In article based on official data of state statistics analyzes patterns and trends of development of the sphere of small and average business in Russia. Discusses the advantages of this sphere of economic activity compared to large business. Focuses on the crisis phenomena in the field of medium-sized businesses. The problems impeding the development of industrial activity in the sphere of small business.
Keywords. Trolling, provocation, astroturfing, online communication, manipulation.
Введение
Постмодернистское общество характеризуется перманентной нестабильностью, неопределенностью социальной обстановки, это создает массу рисков и мимолетных возможностей, а также социальную напряженность. В связи с этим в процессе социальной адаптации социальные акторы все в большей степени ориентированы на тотальную рационализацию своей деятельности, забыв о моральных принципах и ориентируясь на свои текущие потребности, желания и выгоду. Отсутствие должного уровня социальной безопасности и стремительные изменения в экономической и социальной среде вырабатывают у социальных акторов отношение к другим членам общества как к ресурсу, позволяющему получить для себя выгоду, реализовывать свои интересы часто вопреки потребностям других.
В результате таких изменений появляются новые девиантные формы социального взаимодействия, выражающиеся в обмане других акторов через создание и поддержание ложного образа, использовании симулякров и провокационных практик. Люди часто уже не считают неприемлемым аморальное поведение, главное, чтобы оно не вредило их собственной репутации и реализации их интересов. Такого рода поведение можно наблюдать в виртуальном пространстве. Общение на различных Интернет-площадках, таких как форумы, группы, социальные сети и блоги, позволяет оставаться пользова-
ГРНТИ 04.21.81 © Тумский С.В., 2020
Станислав Вячеславович Тумский - кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка № 3 МГИМО МИД России.
Контактные данные для связи с автором: 119454, Москва, пр. Вернадского, 76 (Russia, Moscow, Vernadskogo av., 76). Тел.: 8 (495) 225-40-48. E-mail: statum@mail.ru. Статья поступила в редакцию 27.06.2020.
телям в тени, сохранять анонимность, дистантность. Взаимодействие в сети Интернет снимает многие ограничения, в том числе и этические: пользователи понимают, что могут участвовать в коммуникации, но не несут реальной ответственности за свои слова и действия.
Физическая удаленность и анонимность дает социальным акторам возможность пренебрегать многими правилами, она провоцирует развитие форм поведения, противоречащим устоявшимся нормам морали [7] и создает идеальные условия для «процветания» троллинга [18]. Безнаказанность в сетевом пространстве дает возможность личностям, желающим получить эмоциональную разрядку, издеваться над другими пользователями и, потакая своим «темным» желаниям, через унижение и глумление над другими получать удовлетворение. Такого рода развлечение собственной персоны через оскорбление других людей и издевательства над ними соответствуют типичному образу тролля, сложившемуся в научных исследованиях [17, с. 138].
Троллинг как социальный феномен
Феномену троллинга в мировой научной литературе уделяется немало внимания. Свобода выражения мысли, которая в реальной жизни лимитирована нормами права и этикой, в информационном пространстве становится практически неограниченной [2]. Отсутствие механизмов регулирования Интернет-коммуникации приводит к тому, что тролли ведут коммуникацию, не сдерживая агрессии по отношению к другим социальным акторам, издеваются над ними, вызывают у них ответную негативную реакцию, провоцируют их на скандал.
Действия троллей могут объясняться психологическими причинами [2, с. 47; 13, с. 190]: неуверенностью в себе, общей неудовлетворенностью жизнью, накопленной внутренней агрессией, незрелостью. Тролли в большинстве случаев не имеют какой-то конкретной практической цели, они стремятся вывести своих собеседников из состояния психологического равновесия [14, с. 41, 16, с. 80], желают получить удовольствие от эмоциональной реакции других людей [4, с. 77; 6, с. 266], они наслаждаются возможностью манипулирования людьми, обманывая их, вызывая их гнев и мешая их общению [16, с. 83]. Их стремление - получать удовлетворение от скрытого управления людьми, их психологического дискомфорта, расстройства, моральных страданий, они черпают силы из отрицательных эмоций, получаемых другими. Критерием успеха их воздействия является отсутствие или наличие желаемой реакции со стороны социальных акторов, участвующих в коммуникации [13; 15; 18].
Троллинг в большинстве случаев дисфункционален и, как упоминалось выше, представляет собой деструктивную форму коммуникации, с применением оскорблений, хамства, различных форм агрессивного и аморального поведения. Тролль может действовать различными способами, но, как правило, он ищет повод начать противостояние и жертву, своего рода мишень для своей вербальной атаки, он может выразить свое несогласие с мнением большинства участников коммуникации. Дав резко негативную оценку их действиям, мнениям или поступкам, тролль создает ситуацию психологического дискомфорта и напряжения, провоцирует участников коммуникации на проявление отрицательных эмоций. В другом случае тролль может осудить не всех участников коммуникации, а лишь одного, но наиболее авторитетного, мнение которого важно для большинства, и спровоцировать их на противостояние. Через агрессию, осуждение действий других акторов, оскорбление их тролль может добиться ответной эмоциональной реакции, необходимой для разрушения хода дискуссии, направления ее в другое, неконструктивное русло или ее прекращения.
Такого рода коммуникация, при которой тролль открыто проявляет агрессию и враждебность, получила название «толстый троллинг». Она может иметь отрицательные последствия для других акторов, взаимодействующих с ним. Однако, указанные признаки деятельности такого рода могут быть очевидны, что даст возможность относительно быстро идентифицировать агрессора как тролля, разоблачить его и положить конец его агрессии, удалив его из чата, форума или предприняв какие-либо другие аналогичные меры.
Эволюционировав, троллинг стал приобретать менее очевидные, неявные формы. «Тонкий трол-линг» во многом отличается по своему характеру и степени воздействия на акторов, он требует от тролля осуществления своего рода «подрывной» деятельности, имеющей скрытный характер: тролль не обозначает свои истинные намерения, умалчивает о целях коммуникации, его поведение не демонстрирует явных признаков агрессии, несдержанности. Роль «тонкого тролля» требует умения разбираться в людях [13, с. 188], рефлексировать относительно возможных сценариев интеракций с други-
ми социальными акторами и дальнейшего «программирования» их реакций и действий. Тонкий тролль, как правило, умеет манипулировать людьми и обладает развитыми коммуникативными навыками, он хорошо образован, не допускает грубых нарушений [4, с. 77], что позволяет ему оставаться участником ведения дискуссии и избежать разоблачения и выдворения из форума, чата или другого Интернет-пространства. Тролль ведет себя вежливо, никого не провоцирует слишком явно, постепенно выстраивая стратегию взаимодействия.
Тонкий троллинг трудно идентифицировать, так как восприятие его как девиантного поведения может варьироваться от контекста, в котором действует тролль [21]. Зачастую тонкие тролли работают целенаправленно ради достижения какой-то конкретной цели, например, оказания воздействия на общественное мнение, манипулирования представлениями социальных акторов. Однако, может быть и некий промежуточный вариант, при котором тролль в процессе взаимодействия в межличностных отношениях ради получения морального удовлетворения, ощущения собственной власти, может применять ряд техник, таких, как использование двусмысленности, изображения искреннего непонимания собеседника, намеренное искажение представленных фактов, чтобы разозлить его, вывести из состояния эмоционального равновесия, а потом смеяться над ним и «кайфовать». Такого рода взаимодействие может осуществляться не только в виртуальном пространстве, но и в реальной жизни.
Являясь прежде всего антисоциальным, негативным феноменом, троллинг в редких случаях может быть функциональным для развития общества. Некоторые ученые выделяют понятие «трикстера», своего рода посредника между социальными акторами, деятельность которого направлена на обмен культурными ценностями и переосмысление ценностных установок социальных акторов [4, с. 77]. Также троллинг может быть социально значимым в том случае, если служит цели выявления ложной информации и заставляет представителей СМИ поднимать острые социальные проблемы и освещать злободневные вопросы.
Некоторые тролли выполняют такую функцию, когда размещают гневные и язвительные замечания на онлайн-страницах СМИ, руководствуясь намерением раскрыть правду, которую, как они полагают, журналисты умалчивают или намеренно скрывают от общественности. Другим их мотивом может быть стремление достичь плюрализма представленных позиций или привлечение внимания Интернет-пользователей к определенным проблемам через провоцирующие комментарии [17, с. 137-138].
О провокационной сущности троллинга
Подавляющее большинство исследователей, изучающих сущность троллинга, отмечают его провокационную сущность [1; 3; 8-11; 14; 16; 19; 20], одним из инструментов троллинга является провоцирование собеседника на действия, тролли применяют манипуляторские техники, стараются заставить участников коммуникации действовать определенным образом. Сопоставляя характеристики провокации как социального действия и троллинга, можно заметить много общего. Отрицательная провокация в социальном взаимодействии направлена на программирование оппонента на определенные действия, которые, с одной стороны, были бы выгодны провокатору, а с другой - наносили урон провоцируемому или имели другой важный для субъекта провокации эффект.
Провокация, в отличие от открытых форм конфликта, осуществляется скрытно, провокатор стремится завуалировать свои истинные намерения, не дать оппоненту разгадать их. Раскрытие планов субъекта провокации и истинных причин его действий может не только положить конец провокационному замыслу, но и нанести урон репутации провокатора. В связи с этим, как правило, провокации подразумевают применение эмоционального воздействия, которое может временно лишить объект провокации способности мыслить рационально и анализировать ситуацию и, таким образом, снижают риск осознания реальной сущности действий субъекта провокации и его последующего разоблачения. Такого рода стратегии предполагают наличие у провокатора отличных аналитических способностей, умения рефлексировать и строить многомерные провокационные сценарии, просчитывать возможные реальные и латентные риски, требуют от него отличного знания психологии и особенностей поведения объекта провокации.
Толстый троллинг имеет общие черты с провокацией. В основе такого рода взаимодействия - побуждение, провоцирование. Оно осуществляется через эмоциональное воздействие, тролль стремится вывести из себя своих собеседников через нападки, агрессию, унижение, он может действовать через клевету, обман, разжигание конфликтов между пользователями группы [10, с. 255]. Инициатор тол-
стого троллинга хоть и не имеет какой-то конкретной практической цели, все-таки действует для реализации своего интереса по получению удовлетворения, наслаждения и делает это за счет причинения морального вреда своим собеседникам. Несмотря на то, что обозначенные характеристики во многом отражают сущность провокации, толстый троллинг, по нашему мнению, можно лишь условно назвать провокацией, в силу того, что толстый троллинг является открытой формой конфронтации, скрытыми являются лишь мотивы тролля, он не заявляет о том, что пытается «взвинтить», «взбесить» других участников форума, издеваться над ними. Скрытность является чрезвычайно важной характеристикой провокации. Однако, у такого тролля отсутствует серьезное сформировавшееся намерение, стратегия взаимодействия, его поведение движимо в большей степени мимолетными эмоциональными порывами.
Тонкий троллинг можно с полным правом назвать провокационной стратегией социального взаимодействия. Он осуществляется в гораздо менее заметной и завуалированной форме [13, с. 188], что весьма затрудняет его обнаружение. «Тонкий» тролль, как правило, хорошо образован, разбирается в психологии, осторожен в своих действиях, что позволяет ему надолго сохранять свою позицию в форуме и оставаться незамеченным [4, с. 77]. Он не вступает в явную конфронтацию, а для воздействия использует манипуляции, позволяющие ему управлять коммуникацией и направлять ее «в нужное ему русло» [7, с. 33]. Тонкий тролль проявляет свою агрессию в скрытой форме, он старается скрыть свои истинные мотивы и намерения и не позволить другим пользователям идентифицировать его как тролля.
Сравнивая толстый и тонкий троллинг, важно отметить, что оба типа взаимодействия во многом различны по своей природе. Толстый троллинг направлен на открытую конфронтацию, проявление и провоцирование агрессии и вражды, цель толстого тролля - получить удовлетворение от процесса издевательств над другими пользователями и унижения их через вызов определенной ожидаемой реакции. Толстый тролль готов рисковать своей позицией в форуме или другом Интернет-пространстве ради самоутверждения, ощущения собственного коммуникативного превосходства, так как в случае выдворения из форума он может найти другой, аналогичный ему. Его методы воздействия более прямолинейны, а иногда, может быть, даже примитивны.
Тонкий тролль, подобно толстому, проявляет агрессию, но делает это в менее заметной и вызывающей форме, он стремится свести риски своей деятельности к минимуму, чтобы иметь дальнейшую возможность незаметного управления действиями других социальных акторов. Цели тонкого тролля, как правило, носят более прагматический характер и не направлены на вызов агрессии со стороны других участников дискуссии. Его методы отличаются гораздо большей изощренностью и комплексностью. Тонкий тролль оказывает воздействие на своих оппонентов методично и последовательно, он изучает их психологию и создает предпосылки к формированию доверия к себе и своим действиям, он не стремится вызывать мгновенные сильные эмоциональные реакции со стороны пользователей, как это делает толстый тролль.
Одним из главных средств воздействия тонкого тролля в процессе осуществления коммуникации является использование шутки. Такое языковое средство дает троллю возможность в иронической и не очень явной форме высмеивать собеседника, умалять его достоинства и тем самым обращать на свои слова внимание адресата, однако, полисемантический характер шутки не дает интерпретировать слова тролля как вербальную агрессию, нападки на участников интернет-площадки. Это позволяет тонкому троллю оставаться «в строю» и продолжать свою деятельность в сети Интернет. В некоторых научных публикациях отмечается, что тонкий троллинг уже давно используется как средство ведения информационной войны, РЯ-стратегия, отмечается, что "в сети интернет осуществляется троллинг, преследующий экономические, политические, социокультурные ... интересы" [2, с. 49]. Это также является свидетельством того, что троллинг может использоваться как особый вид провокационной стратегии.
Многие особенности провокации можно увидеть и в так называемом «заказном» или «профессиональном» троллинге, это тот вид троллинга, который выражается в искусственном формировании общественного мнения [13] ради реализации интересов какого-либо лица или организации, которые наняли тролля, в этом случае мнение, выдаваемое за общественное, навязывается пользователям. Такой вид деятельности называется астротурфингом [2]. Троллинг может быть использован властными структурами для регулирования в Интернет-пространстве и влияния на общественное мнение [6, с. 241] и последующей дискредитации оппонентов, нанесения урона их репутации или, наоборот, улучшения имиджа действующих политических лидеров.
Троллинг превратился в вид интернет-бизнеса, используемого для ведения информационного противоборства в социальных сетях с применением миллионов ботов, замаскированных под реальных пользователей [5, с. 123], манипулирование общественным мнением осуществляется при помощи обмана в самых различных формах, своего рода спектакля во множестве действий. Астротурферы постепенно подталкивают людей к изменению своего мнения через разнообразные искусственно созданные лжеисточники информации, через публикацию заказных публикаций, оформленных как мнения авторитетных и независимых экспертов, сфабрикованных рассылок, клеветы и распространение слухов [11]. Аналогичным образом в сфере бизнеса астротурфинг также может использоваться для осуществления провокаций и управления собственной репутацией.
Например, помимо высмеивания и пародирования конкурентов, астротурферы, работающие на компанию-производитель, могут приобрести поддельные отзывы пользователей, дающих высокую оценку свойствам предлагаемого продукта, что может создать его положительный образ и повысить его продажи [12, с. 149]. Такого рода неэтичные методы дают возможность отвлечь пользователей от мнений реально существующих людей и создать образ правдивости и достоверности вбрасываемой лжеинформации, провоцировать пользователей на изменение своего мнения в пользу провоцирующей стороны. Выводы
Троллинг является видом социального поведения, которое направлено на побуждение индивида к определенным действиям. Тролль оказывает эмоциональное воздействие на других участников коммуникации, стремится инициировать у них определенные реакции, подталкивает их к выгодным для себя, тролля, действиям. Это позволяет говорить о том, что любой вид троллинга имеет признаки провоцирования, побуждения, манипулирования. В зависимости от социального контекста, целей тролля, его интеллектуальных способностей, суть его действий может хорошо прослеживаться его «жертвами», быть на поверхности или же, в случае применения техник тонкого троллинга, быть скрыта от их глаз.
Тонкий троллинг может быть классифицирован как вид комплексной социальной провокации, так как большинство признаков этих феноменов совпадают. Троллинг, подобно отрицательной провокации, часто направлен на причинение вреда социальным акторам, с которыми осуществляется взаимодействие, пусть этот вред не обязательно является значительным. В основе троллинга, прежде всего, тонкого - скрытие собственных истинных намерений: если тролль не разоблачен, если его действия успешны, «жертвы» реагируют на его посылы и тролль продолжает свои манипуляции.
Основным инструментом воздействия троллей является эмоциональное воздействие на людей, оно также с успехом применяется при реализации провокаций. Одна из задач тролля, как и провокатора, -вывести оппонента из состояния эмоционального равновесия, ввести его в состояние аффекта, заставить совершить ошибки, глупости. Тролль действует ради получения выгоды, пусть не столь осязаемой, как часто в случае провокатора, но тоже значимой - власти над людьми, их поступками, эмоциями, получения удовольствия от психологической игры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Азанов Л.Э., Мартынов А.А. Феномен интернет-троллинга: к постановке проблемы // III International Correspondence Scientific Specialized Conference «International Scientific Review of the Problems of History, Cultural Studies and Philology», 20-21 September, Boston, USA, 2018. C. 14-15.
2. Акулич М.М. Интернет-троллинг: понятие, содержание и формы // Вестник ТюмГУ. Социология. 2012. № 8. C. 47-54.
3. Андреева Е.В., Выскребенцев И.С. Формирование информационно-манипулятивной демократии в России // Вестник Гуманитарного университета. 2014. № 3. C. 88-103.
4. Булатова Е.И. Сетевые коммуникативные стратегии: троллинг // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2017. № 2 (31). С. 75-78.
5. Василькова В.В., Легостаева Н.И. Социальные боты в политической коммуникации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2019. № 1 (19). C. 121-133.
6. Глухова А.В. Провокация: новые формы и старая сущность // Социальный мир человека. Материалы VI Международной научно-практической конференции «Человек и мир: миросозидание, конфликт и медиация в интеркультурном мире» / под ред. Н.И. Леонова. Ижевск., 2016. С. 239-243.
7. Гриценко Л.М., Демидова Т.А. Коммуникативная стратегия дискредитации в интернет-коммуникации (на примере троллинга) // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2018. № 55. C. 29-42.
8. Коренная А.А., Мазуров В.А., Стародубцева М.А. Гибридный троллинг как метод ведения информационной войны и техника борьбы с ним // Известия Алтайского государственного университета. 2018. № 6 (104). С. 232-237.
9. Мелешкина И.И., Бегичева С.В. Кибербуллинг и астротурфинг как виртуальная агрессия // Современные информационные технологии: проблемы и перспективы развития. 2017. C. 108-113.
10. Мозговая А. О. Провокационные стратегии троллинг и хейтинг в немецкоязычных интернет-текстах // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2020. № 2 (831). С. 119-131.
11. Семенова Л.М. Астротурфинг как неэтичная технология в Интернет-коммуникации // Российская пиароло-гия-5: тренды и драйверы: сб. научн. тр. / СПГЭУ. 2017. C. 73-78.
12. Ухова Л.В. Троллинг как специфическая PR-технология современного дискурса СМИ // Чтения Ушинского: сб. научн. тр. Ярославль, 2016. C. 147-152.
13. Фетисова Т.А. Агрессивное поведение в Интернет-коммуникации. Обзор // Вестник культурологии. 2018. № 4 (87). С. 185-197.
14. Berghel H. Trolling Pathologies // Computer. 2018. Vol. 3 (51). P. 66-69.
15. Coles B.A., West M. Trolling the trolls: Online forum users constructions of the nature and properties of trolling // Computers in Human Behavior. 2016. Vol. 60. P. 233-244.
16. Craker N., March E. The dark side of Facebook®: The Dark Tetrad, negative social potency, and trolling behaviours // Personality and Individual Differences. 2016. Vol. 102. P. 79-84.
17. Eberwein T. "Trolls" or "warriors of faith"?: Differentiating dysfunctional forms of media criticism in online comments // Journal of Information, Communication and Ethics in Society. 2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/JICES-08-2019-0090/full/html (дата обращения 30.04.2020).
18. Hopkinson C. Trolling in Online Discussions: From Provocation to Community-building // Brno Studies in English. 2013. Vol. 1 (39). P. 5-25.
19. March E., Marrington J. A Qualitative Analysis of Internet Trolling // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2019. Vol. 3 (22). P. 192-197.
20. Sanfilippo M.R., Fichman P., Yang S. Multidimensionality of online trolling behaviors // The Information Society. 2018. Vol. 1 (34). P. 27-39.
21. Sanfilippo M.R., Yang S., Fichman P. Managing Online Trolling: From Deviant to Social and Political Trolls // Proceedings of the 50th Hawaii International Conference on System Sciences. 2017. P. 1802-1811.