ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.9.072
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРОЛЛЕРОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В.И. Рерке, Я.А. Портная
Аннотация. В последнее десятилетие стали появляться такие явления, как кибербуллинг, троллинг и другие формы сетевого преследования личности. Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска психологически безопасных условий в информационном пространстве. Цель статьи - представить исследование, в котором рассмотрены психологические особенности личности людей, занимающихся интернет-троллингом. Определены особенности личностной сферы людей, занимающихся сетевым троллингом, которые проявляются в типе темперамента, агрессии, эмоциональной сфере. Установлено, что интернет-троллинг может быть спровоцирован негативным эмоциональным опытом взаимодействия с близкими лицами, комплексами, связанными с отношением к себе. Полученные результаты исследования, могут найти свое отражение при составлении программ профилактики троллинга в образовательных организациях и психолого -педагогической коррекции особенностей личности троллеров.
Ключевые слова: интернет-троллинг, особенности личности троллеров, агрессия, мотивы троллинга.
PSYCHOLOGICAL FEATURES OF TROLLERS OF SOCIAL NETWORKS V. Rerke, I. Portnaia
Abstract. In the last decade, such phenomena as cyberbullying, trolling and other forms of network pursuit of an individual have begun to appear. The relevance of the study is due to the need to search for psychologically safe conditions in the information space.
The purpose of the article is to present a study that discusses the psychological characteristics of the personality of people involved in Internet trolling. The features of the personal sphere of people involved in network trolling, which are manifested in the type of temperament, aggression, emotional sphere, are determined. It has been established as Internet trolling, can be triggered by negative emotional experience of interaction with close people, complexes related to self-attitude. The results of the study can be reflected in the compilation of programs for the prevention of trolling in educational organizations and psychological and pedagogical correction of personality characteristics of trollers.
Keywords: internet trolling; features of personality inherent in trollers; aggression; explanation of trolling.
Всеобщая компьютеризация и развитие сети интернет во всем мире оказывают влияние на разнообразные стороны жизни человека, связанные как с рабочей и учебной деятельностью, так и с межличностным общением. В процессе развития сетевых коммуникаций начала формироваться своя специфика общения, основанная на открытости информации, публичности, ограниченной или полной анонимности. В связи с этим важной особенностью общения в сети интернет является то, что можно скрыть настоящие эмоции и намеренья участников беседы. Таким образом, в социальных сетях формируются направления троллинга, буллинга и моббинга. Изучение этих социально-психологические форм
деструктивного поведения актуально как с позиции «жертвы», так и позиции «агрессора» [1;2;6;9]. Троллинг— вид виртуальной коммуникации с нарушением этики сетевого взаимодействия, выражающейся в виде проявления различных форм агрессивного,
издевательского и оскорбительного поведения
[11;13].
В зарубежной психологии изучением троллинга занимались А.М. Хорн, Б. Глейзер, Т.В. Сейджер [4;11;13].
В отечественной психологии до недавнего времени психологическая травля вообще не рассматривалась как специфическая ситуация социального взаимодействия. Отдельные ее элементы описывались как проявления агрессивности, виктимизации личности, а также в контексте изучения социального статуса в группе [3;7;9;10;14].
По мнению Е.Н. Волковой и Е.В. Гребенкина, психологическая травля в сети интернет может быть обоснована типом темперамента и особенностями проявления эмоциональной сферы личности агрессора [3;5;7].
Вместе с тем Кутузова Д.А. обращает внимание на то, что все эти описания пытаются найти причину травли в каких-то внутренне присущих детям личностных особенностях и
упускают из вида специфику троллинга -самоутверждение за счет систематического унижения другого [9].
Шулер Д. считает, что одним из возможных объяснений увеличения числа случаев троллинга может быть «эффект растормаживания в Сети», который ведет к ослаблению социальных ограничений из-за таких факторов, как интернет-анонимность и невидимость [11].
По определению И.С. Кона, троллинг - это запугивание, унижение, травля, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе [8].
Методологической основой исследования явилась концепция В.Н. Мясищева о развитии личности, в которой автор выделяет понятие «отношение», замыкающее на себя все психологические характеристики личности.
Цель данной публикации - изучить психологические особенности личности людей, занимающихся сетевым троллингом.
В исследовании приняло участие 90 троллеров, отобранных методом стихийной выборки, которые на момент опроса находились в сообществах различной провокационной направленности. Средний возраст испытуемых 18,7 лет. Исследование проведено на базе дух социальных сетей.
С целью изучения мотивов троллинга, на основании анкеты В. Петросянц [12], разработан опросник, включающий в себя следующие открытые вопросы: 1. Как давно вы занимаетесь троллингом. 2. Какова ваша цель психологической «травли» в социальной сети. 3. Имеется ли материальная выгода от троллинга в социальных сетях. 4. По какому принципу происходит выбор «жертвы».
В результате количественного и качественного анализа ответов на первый вопрос анкеты можем констатировать, что менее полугода занимаются троллингом 43% опрошенных; от 6 месяцев до года - 47% испытуемых; от 1 года до 2 - 3 лет - 9%; более 3 лет - 1%. Из вышеприведенных фактов делаем вывод, что «троллинг» по большей части является мимолетным увлечением, которое захватило в свои ряды многих, так называемых «троллей», на пике своей популярности и известности. К тому же, зачастую, администраторы сообществ, на спаде пика активности в своих группах и в целях оживления топиков, могут приглашать троллей как через прямые приглашения в личных сообщениях, так и через так называемый «вброс» провокационной информации, для
самозарождения сетевого конфликта.
Следующий вопрос анкеты направлен на изучение целей троллинга. Так, 68% респондентов троллят своих «жертв» ради развлечения; 22% испытуемых отмечают, что посредством троллинга выливают свой негатив на неугодных людей; 8% респондентов таким образом мстят окружающим; 2% опрошенных извлекают выгоду. Отметим, что под извлечением выгоды понимается повышение собственной активности в любом сетевом сообществе (1% опрошенных), либо подрыв репутации сетевого сообщества, дорожащего своей репутацией (1% опрошенных). Более подробной информации о том, что же все-таки получили респонденты за свой «труд» (сетевую активность пользователей как администраторы, или они выступали в качестве приглашенных провокаторов за какие -либо материальные или нематериальные блага) получить не удалось.
Ответы на третий вопрос анкеты распределились следующим образом: материальную выгоду от троллинга имеют 2% испытуемых; 98% респондентов финансово не заинтересованы в «травли» своих жертв. Следовательно большинство опрошенных респондентов «троллят» людей в социальных сетях в качестве развлечения и, фактически, ничего ценного для себя не имеют.
Также нас интересовали ответы на вопрос относительно принципа выбора «жертв». 54% испытуемых склонны считать, что чем быстрее человек вступает в контакт с агрессором, поддается на вербальную провокацию, тем ниже уровень его интеллекта. 4% опрошенных выбирают «жертв» по национальному признаку, 42% респондентов по неустойчивой эмоциональной реакции, которая определяется по странице социальной сети.
Исходя из полученных данных, достаточно легко понять причины выбора «жертвы». Так, по мнению троллеров, высокоинтеллектуальный человек с меньшей вероятностью будет вступать в заведомо провокационный диспут, стремиться выиграть спор с преследователем. В то же время люди с неустойчивым эмоциональным состоянием легче выходят из себя и тем самым становятся легкими жертвами интернет-провокаторов. При этом оценка значимости последствий троллинга является отнюдь не показателем того, что сетевые провокаторы переживают за своих жертв, они скорее хотят, чтобы сетевые конфликты портили репутацию и сказывались на их жертве в дальнейшем.
Далее мы изучали распределение троллеров по ведущему типу темперамента (методика Айзенка). Установлено, что меланхолики, среди
опрошенных троллей, составляют 42%, холерики 28%, флегматики - 17% и сангвиники 13%. Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что интернет-троллингом чаще всего занимаются меланхолики и холерики, предположительно, это можно объяснить тем, что и тот, и другой тип темперамента имеют неуравновешенную нервную систему согласно теории темперамента И.П. Павлова; у них ярче проявляется эмоциональная нестабильность, выражающаяся в агрессивном отношении к окружающим. Испытуемые начинают «троллить» окружающих, причем не только тех, кто ранее вызвал в них, негативные эмоции, но и тех, кто как-либо, прямо или косвенно напоминает им о них.
Обратимся к результатам диагностики по методике «Незаконченные предложения» Сакса, Леви. Так, положительное эмоциональное отношение у респондентов проявляется по шкалам «Отношение к отцу» - 3 балла, «Страхи и опасения» - 2 балла, «Отношение к сотрудникам» - 2 балла, «Отношение к матери» - 3 балла. При этом отрицательное эмоциональное отношение у респондентов проявляется по шкалам «Отношение к себе» - -3 балла; «Отношение к вышестоящим лицам» - -3 балла; «Сексуальные отношения» - -4 балла. Исходя из данных результатов, можно предположить, что такой вид общественно-деструктивного поведения как интернет-троллинг может быть спровоцирован негативным эмоциональным опытом, связанным с негативным опытом взаимодействия с близкими людьми, а также комплексами, связанными с отношением к себе.
Результаты, полученные по итогам исследования по методике изучения агрессии Басса-Дарки свидетельствуют, что у 12% людей, занимающихся Интернет-троллингом, низкий уровень физический агрессии и чувства вины (9% респондентов). При этом у 74% испытуемых высокий уровень косвенной агрессии, раздражения присутствует у 83% исследуемых, негативизма - у 87%, обида - у 84%, высокий уровень вербальной агрессии выявлен у 91% респондентов и незначительно повышенный уровень враждебности у 34%. Данное распределение различных видов агрессии свидетельствует о том, что все респонденты, занимающиеся троллингом посредством сети интернет, враждебно и негативно настроены по отношению к обществу. Полагаем, что именно высокий уровень враждебности подталкивает людей на проявление опосредованной агрессии против окружающих, посредством сети интернет. В то же время низкий уровень чувства вины не
вызывает моральных препятствий для выражение агрессии на окружающих в условиях специфики интернет-общения.
Подводя итог результатов исследования, можно констатировать, что такая форма поведения как интернет-троллинг наиболее сильно проявлена у меланхоликов и холериков. Так, среди меланхоликов были установленные следующие значимые корреляционные взаимосвязи:
1) со шкалой «Отношение к отцу», методики «Незаконченные предложения» Сакса-Леви: г= -0,5, p<0,05 указывают на обратную корреляцию признаков и говорят о том, что у людей с типом темперамента меланхолик проявляется более негативная эмоциональная оценка по отношению к образу отца, основанная на прошлом опыте. При этом важно учитывать, что эмоциональное отношение к образу отца не обязательно отрицательное, оно может быть с положительными результатами, но более низкими, в сравнении с людьми, обладающими другими типами темперамента.
2) г=-0,66, p<0,05 со шкалой «Отношение к себе» указывает на относительно значимую обратную корреляционную взаимосвязь. Данные свидетельствуют о том, что троллеры-меланхолики относятся к себе хуже, чем представители других типов темперамента.
3) 1=0,6, p<0,05 коэффициент корреляции меланхоликов со шкалой «Отношение к своему прошлому» имеет прямую корреляционную взаимосвязь. Следовательно, меланхолики-троллеры хорошо относятся к опыту из своего прошлого в сравнении с людьми, обладающими другими типами темперамента.
4) 1=0,5, p<0,05 коэффициент корреляции со шкалой «Негативизм» по методике определения агрессивности Басса-Дарки; 1=0,7, p<0,05 со шкалой «Обида»; 1=0,65, p<0,05 со шкалой «Подозрительность»; 1=0,75, p<0,05 со шкалой «Враждебность»; г=0,6, p<0,05 со шкалой «Вербальная агрессия». Предполагаем, что меланхолики - троллеры склонны выступать против общественных устоев, обижаться, с подозрением относиться к окружающим людям.
Среди троллей-флегматиков были установлены следующие значимые
корреляционные взаимосвязи:
1) со шкалами «Нереализованные возможности» и «Отношение к начальнику» методики Сакса-Леви: г=-0,6, p<0,05 и г=-0,6, p<0,05. Можно предположить, что эмоциональные проблемы данных испытуемых могли подтолкнуть к началу своей потенциально деструктивной деятельности в сети интернет.
2) со шкалами опросника Басса - Дарки: r=-0,5, p<0,05 - «Физическая агрессия; r=-0,8, p<0,05 - «Раздражительность»; r=-0,8, p<0,05 «Обида»; r=-0,6, p<0,05 «Подозрительность»; r=-0,8, p<0,05 «Враждебность» и r=-0,8, p<0,05 со шкалой «Агрессивность». r=0,6, p<0,05 со шкалой «Косвенная агрессия» и r=0,75, p<0,05 «Чувство вины». Данные результаты говорят, об относительно более спокойном и уравновешенном характере троллей-флегматиков в сравнении с другими респондентами нашего исследования, занимающихся троллингом.
У троллей-холериков выявлены следующие корреляционные взаимосвязи:
1) со шкалами методики «Незаконченные предложения» Сакса-Леви: r=0,5, p<0,05 коэффициент корреляции со шкалой «Отношение к отцу»; r=0,6, p<0,05 «Отношение к противоположному полу»; r=0,6, p<0,05 «Чувство вины». Коэффициент корреляции r=-0,5, p<0,05 со шкалой «Отношение к будущему» означает, что данные респонденты испытывают тревогу относительно своего будущего сравнительно больше, чем остальные участники исследования.
2) Опросник Басса-Дарки: коэффициент корреляции признака холерик со шкалой «Физическая агрессия» составил r=0,7, p<0,05, со шкалой «Агрессивность» r=0,6, p<0,05. Эти коэффициенты указывают на достаточно тесную взаимосвязь признаков и говорят нам о том, что холерики - троллеры агрессивны. Значимых обратных коэффициентов корреляции с другими видами агрессии по опроснику Баса-Дарки у холериков установлено не было.
Среди сангвиников установленные следующие значимые корреляционные взаимосвязи:
1) со шкалами методики «Незаконченные предложения» Сакса-Леви: r =0,6, p<0,05 со шкалой «Отношение к себе»; r=0,5, p<0,05 «Страхи и опасения»; r=0,5, p<0,05 «Отношение к сексу». Данные коэффициенты корреляции означают прямую корреляционную взаимосвязь с вышеприведенными шкалами.
2) опросник агрессивности Басса-Дарки: r=-0,6, p<0,05 со шкалой «Косвенная агрессия» и r=-0,7, p<0,05 «Вербальная агрессия». Данная
корреляционная взаимосвязь является обратной. Следовательно, сангвиникам-троллерам в наименьшей степени свойственно проявлять агрессию. Предполагаем, что тролли-сангвиники могут заниматься интернет-провокациями в развлекательных целях, нежели из желания оскорбить или унизить человека из агрессивных или негативных побуждений.
Полученные результаты исследования могут найти свое отражение при составлении коррекционно-профилактических программ, включающих: комплекс коррекционных занятий со школьниками, проявляющих высокий уровень обиды, вербальной и косвенной агрессии, эмоционально лабильных; консультативно-информационное сопровождение родителей и классных руководителей обучающихся «зоны риска» буллинга и троллинга. Кроме того, на этапе превентивной работы возможны разработка и внедрение интерактивных элективных курсов с акцентом на изучение обучающимися особенностей своего типа темперамента, рассмотрения вопросов учета типологических свойств личности в межличностном взаимодействии, изучении психологии виктимной личности, развития критического мышления. Вместе с тем коррекционное направление деятельности педагога-психолога и социального педагога будет направлено на формирование навыков безопасного поведения в сети интернет, включения конфликтогенных и агрессивных подростков в деятельность Служб школьной медиации, обучение родителей и педагогов конструктивному взаимодействию с детьми с учетом психологических особенностей личности, стилей отношений и спецификой детско-родительских взаимоотношений.
Также в процессе работы над проблемой исследования обозначились возможные направления ее дальнейшего изучения: разработка модели профилактики троллинга в социальных сетях с учетом установленных психологических особенностей; внедрение психолого-педагогических технологий коррекции личности троллера, буллера в условиях образовательных организаций.
Литература:
1. Вишневская В.И. Феномен школьной травли: агрессоры и жертвы в российской школе / В.И. Вишневская, М.Л. Бутовская // Этнографическое обозрение. - Москва. - 2010. - № 2. - С. 55-68.
2. Волкова E.H. Критерии и признаки психологического ущерба и психологического насилия / Е.Н. Волкова // Вестник Нижегородского
университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - Нижний Новгород. - 2002. - № 1. -С. 84-95.
3. Волкова E.H. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления / Е.Н. Волкова. - СПб: Питер, 2008. - 240 с.
4. Волкова Т.Г. Особенности Образа Я личности, считающей себя испытавшей насилие: дис. ... канд. психол. наук / Т.Г. Волкова. - Барнаул, 2004. - 271 с.
5. Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе / Е.В. Гребенкин. - Р-н/Д: Феникс, 2006. - 157с.
6. Денисов В.В. Размышляя о насилии в современном мире / В.В. Дениов // Россия и современный мир. - Москва. - 2002. - № 1(34). - С. 163173.
7. Зиновьева Н.О. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации / Н.О. Зиновьева, Н.Ф. Михайлова. - СПб: Речь, 2003. - 248 с.
8. Кон В.С. Что такое буллинг и как с ним бороться / B.C. Кон // Семья и школа. - Москва. - 2006. - № 11. -С. 15-18.
9. Кутузова Д.А. Травля в школе: что это такое и что можно с этим делать / Д.А. Кутузова // Журнал практического психолога. - Москва. - 2007. - С. 72-90.
10. Лаптева В.Ю. Психологические особенности подростков с разным уровнем защищенности от психологического насилия в образовательной среде:
автореф. дис. ... канд. психол. наук / В.Ю. Лаптева. -СПб., 2010. - 26 с.
11. Лейн Д. Школьная травля (буллинг) / Д. Лейн // Детская и подростковая психотерапия; под ред. Д. Лейна и Э. Миллера. - СПб: Питер, 2001. - C. 240-274.
12. Петросянц В.Р. Психологическая характеристика старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде, и их жизнестойкость: дис. ... канд. психол. наук / В.Р. Петросянц. - СПб., 2011. - 210 с.
13. Тарасова С.Ю. Социально-психологические аспекты буллинга: взаимосвязь агрессивности и школьной тревожности [Электронный ресурс] / С.Ю. Тарасова, А.К. Осницкий, С.Н. Ениколопов // Психологическая наука и образование psyedu.ru. - 2016. - Том 8. - № 4. - C. 102-116. - Режим доступа: 10.17759/psyedu.2016080411
14. Rerke Viktoria I.; Sukhostavska Yuliia V.; Krasheninnikova Natalia A.; Khvataeva Nataliya P.; Sakharova Natalia S.; Rogozhnikova Raisa A. Ethno mediation in international conflicts prevention in conditions of polyethnic educational environment // Revista ESPACIOS. - 2018. - Vol. 39 (N 20): Page 9.
Сведения об авторах:
Рерке Виктория Игоревна (г. Иркутск, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», e-mail rerkew@mail.ru
Портная Яна Алексеевна (г. Иркутск, Россия), студент 5 курса ФГБОУ ВО «Иркутский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, e-mail: portnaya.yana.1997@yandex.ru
Data about the authors:
V. Rerke (Irkutsk, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of Social Pedagogy and Psychology Department, Irkutsk State University, e-mail: rerkew@mail.ru
I. Portnaia (Irkutsk, Russia), 5th year student of Irkutsk State Medical University, e-mail: portnaya.yana.1997@yandex.ru