Симонова А.Ю. ©
Учитель-логопед муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
Детский сад № 20 «Светлячок», г. Салехарда
ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РАБОТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА
Аннотация
В статье указаны актуальные проблемы работы учителя-логопеда на логопедическом пункте в ДОУ и совместного решения педагогического состава по устранению трудностей в организации взаимодействия с другими участниками образовательного процесса по коррекционно-речевому воздействию детей.
В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями общего и речевого развития. Большинство из них имеют сложные речевые дефекты и, следовательно, в городе не хватает детских садов для зачисления детей в специализированные речевые группы. Выходом из такой ситуации детей с тяжелыми нарушениями речи зачисляют на логопедический пункт в ДОУ. Однако работу учителя-логопеда в условиях логопедического пункта осложняют многие нерешенные проблемы:
- отсутствие нормативных и программно-методических материалов,
- трудности организации взаимодействия с другими участниками образовательного процесса как равноправными партнерами по коррекционно-речевому воздействию на детей.
Поэтому необходимо поговорить о специфике организационно-методической и консультативной деятельности учителя-логопеда и педагогов дополнительного образования в условиях дошкольного логопедического пункта.
Основной принцип организации работы - оказание комплексной психологопедагогической помощи детям, имеющим речевые нарушения. Психолог и логопед имеют возможность осуществлять помощь, как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты: отслеживать процесс развития; заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми определенного возраста; осуществлять индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается. Кроме того, при совместной деятельности появляется возможность осуществлять методическую работу, разрабатывать проекты, оказывающие влияние на воспитательно-образовательную среду ДОУ в целом.
Целью деятельности педагогических работников становится полноценное развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Успешная реализация этих целей возможна только при тесном взаимодействии указанных специалистов в развитии (коррекции) речи и внеречевых психических процессов и функций. В данной модели логопед выступает как организатор и координатор коррекционных влияний, оказывая необходимую логопедическую помощь. Для этого необходим комплексный подход к обучению и коррекции речевых нарушений у дошкольников.
В нашем детском саду была создана модель коррекционно-развивающей деятельности, основными задачами которой являются:
- создание команды единомышленников, куда вошли учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре, педагоги дополнительного образования по изобразительной и театральной деятельности, медицинский персонал;
- повышение профессионального уровня всех специалистов;
© Симонова А.Ю., 2015 г.
- организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка;
- разработка интегрированного коррекционно-развивающего календарно-
тематического плана, построенного на основе комплексной диагностики.
Деятельность педагогов ДОУ направлена на развитие когнитивных, познавательных процессов, напрямую связанных с речью. Первостепенное влияние на речевое развитие оказывает семья (родители ребенка). Выделение основных направлений взаимодействия помогло более четко определить общие и частные задачи участников коррекционнообразовательного процесса. Общие задачи в первую очередь направлены на оказание своевременной диагностической, профилактической и коррекционно-логопедической помощи. Для этого нами разработан журнал взаимосвязи специалистов с детьми, в которой определены частные (специфические) задачи.
Задачи работы логопеда:
- Обследование воспитанников ДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи.
- Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.
- Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционноречевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.
- Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению.
- Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды.
- Координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения ими речевой работы с детьми.
Общие задачи работы педагогов ДОУ:
- Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.
- Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки.
- Совершенствование мелкой моторики.
- Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
- Развитие зрительно-моторной координации.
- Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.
- Активизация отработанной лексики.
- Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия.
- Обеспечение психологической готовности к школьному обучению.
- Повышение психологической культуры родителей и педагогов.
Представленная модель взаимодействия учителя-логопеда и педагогов ДОУ позволяет, во-первых, учитывать не только речевые, но и индивидуально-типологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности; во-вторых, четко сформулировать объективное заключение и, в-третьих, наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы на долгосрочную перспективу.
Таким образом, согласованность действий педагогов в условиях дошкольного логопедического пункта позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.
Лист 1
Журнал
взаимосвязи учителя- логопеда со специалистами МДОУ
- воспитатели
- педагог-психолог -медиц.персонал -музык. руководитель
- руковод. по физич. культуре Кружки дополнительного образования
- «Петрушка»
- «Радуга»
- «Бисеринка»
Лист 2
Взаимосвязь педагогов МДОУ в работе с детьми логопатами.
^^Направления в работе специалисты Закрепление в речи поставленные звуки Развитие: -памяти -внимания -мышления -воображения Здоровье сберегающее направление Развитие общей и мелкой моторики
У читель-логопед Постановка звуков + + +
Педагог-психолог + + + +
Медиц. работники +
воспитатели + + + +
Музык.руководитель + + + +
Инструктор по физ. культ. + + +
Кружок «Петрушка» + + + +
ПДО по ИЗО дея-ти Кружок «Радуга» + + +
ПДО кружок «Бисеринка» + + +
Лист 3
Список воспитанников посещающий логопедический пункт МБДОУ и зачисленных на дополнительные кружки
№п/п Ф.И. ребенка Наименование кружка
Лист 4 и т.д.
Число Ф. И.ребенка Рекомендации по дальнейшей работе с воспитанниками, имеющими речевые нарушения Отчет о проделанной работе
Литература
1. З.А. Арефьева, С.О. Подобед - Организация работы логопедического пункта в ДОУ // Логопед. -2004. - № 6. - С. 50-59.
2. Л.А. Боровцова - Организация и содержание логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. - 2007.
3. Закон РФ «Об образовании». - Москва 2010.
4. Г.А.Каше, Т.Б. Филичева - Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи. - М., 1978.
5. Е.А. Кизимова - Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих нарушения речи.//Логопед. №1- 2011.
6. И.Б.Козина- Формирование мотивации к коррекционным занятиям у дошкольников // Дефектология. - 1997. - № 5.
7. С.А. Миронова - Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М., 2007.
8. Е. Перчаткина - Сотрудничество логопеда и родителей // Дошкольное воспитание. - 1998г. -№ 11.- С.47-49.
9. О.А.Степанова - Организация логопедической работы в ДОУ. - М., - 2007.
10. О.А. Степанова - Основные направления оптимизации коррекционно-образовательного процесса в ДОУ (группах) для детей с нарушениями речи // Логопед. - 2004. - № 4. - С. 4-13.