50
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
Список литературы:
1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозайка-Синтез; 1999. - 272 с.
2. Выготская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. - М., 1995.
3. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 304 с.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА В ДОУ
© Парамонова О.Н.*
Детский сад № 53, г. Энгельс
В публикации описана одна из моделей организации работы логопедического пункта в ДОУ. Показана эффективность индивидуально-под-групповой формы проведения занятий с детьми, состоящими на логопедическом учете. Отмечена необходимость взаимосвязи в работе учителя-логопеда, педагогического коллектива и родителей для получения положительных результатов в исправлении речевых нарушений у детей.
Дошкольный логопедический пункт - одна из наиболее молодых форм организации коррекционно-речевой помощи детям с недостатками речи. В настоящее время дошкольные логопедические пункты получают все более широкое распространение. Этому способствует целый ряд причин. Прежде всего, это резкое увеличение числа детей с разнообразными речевыми нарушениями, это стремление ДОУ соответствовать потребностям современных требований к дошкольному образованию и запросам родителей. Но при организации этой модели логопедической помощи детям у логопедов порой возникают проблемы, требующие неординарного подхода, как в организации, так и в отборе содержания коррекционно-педагогической работы.
Важным в образовательном процессе ДОУ является осуществление коррекционной работы, которая направлена на своевременное выявление и устранение нарушений речевого и личностного развития дошкольников. С целью осуществления коррекционной работы на базе детского сада функционирует логопедический пункт, который обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений. В ДОУ разрабатывается « Положение о логопедическом пункте» в соответствии с требованиями следующих основных нормативных документов:
У читель-логопед.
Коррекционная педагогика
51
- Законом РФ от 10.07.1992 № 3266 - I «Об образовании».
- Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (утверждено Постановлением правительства РФ от 12.09.08 г. № 666); Инструктивным письмом Минобразования РФ «Об организации логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.00 г. № 2.
- Инструктивным письмом Минобразования РФ от 18.07.79 г. № 345-М «Положение о логопедических пунктах при общеобразовательных школах».
- Письмом Минобразования РФ «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» от 27.03.00 № 27/906-6.
- Рекомендациями Департамента науки и образования Самарской области № 239 от 08.12.03 г. по выбору и использованию образовательных программ и ведению документации.
- Положение о логопедическом пункте ДОУ
- Тарифно-квалификационной характеристики учителя-логопеда, изложенной в приказе МО РФ № 463/1268 от 31.12.95 г. «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений образования».
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.2660-10 от 22.07.2010 г. № 91 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работ ы в дошкольных образовательных учреждениях».
В Положении отмечаются основные направления, регулирующие правовую, образовательную и коррекционную деятельность логопедического пункта в ДОУ, изложены условия для получения логопедической помощи детям, имеющим речевую патологию.
Основными задачами логопедического пункта являются:
- своевременное выявление нарушений развития речи воспитанников;
- определение их уровня и характера;
- направление детей с нарушениями речи на МППК (медико-психолого-педагогическую комиссию), для определения адекватной формы и программы обучения;
- коррекция нарушений в развитии устной речи;
- профилактика более серьёзных нарушений речи у воспитанников, в том числе и нарушений письменной речи;
- консультативно-методическая, просветительская работа среди специалистов ДОУ, родителей (законных представителей) воспитанников;
- совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами воспитанников.
52
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
В течение учебного года на логопедическом пункте проводится работа по различным направлениям: организационная; диагностическая; коррекционная; профилактическая; научно-методическая.
В начале учебного года на логопункт зачисляются дети старшей и подготовительной группы с протоколами от МППК (медико-психолого-педагогической комиссии) со следующими логопедическими заключениями (Р.И. Ла-лаевой): ФНР - фонетическое нарушение речи или НПОЗ - нарушение произношения отдельных звуков у детей с дислалией (дизартрией или стертой формой дизартрии); ФФНР у детей с дислалией (дизартрией или стертой формой дизартрии); ОНР IV уровня (по Т.Б. Филичевой) у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии, или ЗПР. Логопедическое обследование и выявление детей данного возраста проходит в феврале предшествующего учебного года. В эти сроки идет диагностическое обследование детей младшего и среднего возраста с целью выявления неговорящих детей и детей с выраженным отставанием в речевом развитии. В зависимости от количества и возраста детей с речевой патологией, структуры и степени выраженности их речевых дефектов, организация коррекционно-речевой работы может быть различной. В случаях преобладания достаточно однородных легких нарушений речи (дислалия, стертая дизартрия легкой степени), при отсутствии выраженных ФФНР и ОНР при наличии большого числа детей (от 16 до 20), можно организовать логопедическую помощь в условиях дошкольного логопедического пункта через комплектование временных подгрупп на первое, а затем на второе полугодие. А в случаях наличия небольшого числа (до 12-15) детей одного возраста, например, в основном с ФФНР без резко выраженного дизартрического компонента, можно организовать логопедические занятия по типу занятий в группах компенсирующей направленности для детей с ФФНР как по содержанию, так и по срокам коррекционно-речевой работы, в полном объеме реализуя программу Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной для детей с ФФНР. Предельная наполняемость логопедического пункта ДОУ не должна превышать 20-25 человек. На каждого воспитанника, зачисленного в логопункт в начале учебного года учитель - логопед заполняет речевую карту, в соответствии с речевым заключением, поставленным логопедом после проведенного им обследования (с 1 по 15 сентября) ежегодно. Сроки пребывания детей в логопункте определяет МППК (медико-психологопедагогическая комиссия) и фиксирует их в протоколах. Дети выводятся с логопедических занятий в течение учебного года индивидуально, по мере исправления речевого нарушения, и на освободившееся место сразу же зачисляется другой ребенок из стоящих на очереди для коррекционно-речевых занятий. То есть состав детей в логопедическом пункте ДОУ представляет собой открытую и крайне подвижную систему, так как даже зачисление детей на занятия происходит не одновременно, а в различные сроки в течение всего учебного года. Поэтому самая подходящая и эффективная
Коррекционная педагогика
53
форма организации занятий в логопедическом пункте ДОУ индивидуаль-но-подгрупповая. Логопедические занятия реализуются с соблюдением нормативов СаН ПиН 2.4.1.1249-03. В подгруппы объединяются дети по сходному виду нарушения звукопроизношения на этапе автоматизации и дифференциации звуков в количестве 2-4 чел., а также в подгруппы объединяются дети по сходным логопедическим заключениям. Состав и периодичность индивидуальных и подгрупповых занятий определяется учителем-логопедом в зависимости от этапа коррекционной работы, по мере формирования произносительных навыков. Продолжительность индивидуальных занятий 10-15 мин. Подгрупповых - 20-25 мин. При большом количестве детей с ФФНР и ОНР одному учителю-логопеду решить задачу по полной коррекции речевых нарушений детей, занимающихся в логопедическом пункте, невозможно без вовлечения в коррекционный процесс родителей детей и специалистов ДОУ. Поэтому учитель-логопед обязан быть главным организатором и координатором коррекционно-педагогического процесса. Активное вовлечение педагогов ДОУ и родителей в коррекционный процесс - одно из важнейших условий гарантированного качества и высокой результативности коррекционно-речевого процесса в условиях логопедического пункта. С родителями и педагогами тех групп, чьи дети занимаются с учителем-лого-педом, должна проводиться консультативно-методическая работа по их вовлечению в коррекционно-речевой процесс и обеспечению преемственности в этой работе. Отчисление с занятий в логопункте возможно по следующим причинам: если ребенок выбыл из ДОУ или у него отмечаются систематические, немотивированные пропуски занятий. Общее руководство логопедическим пунктом и участниками педагогического процесса осуществляет заведующий ДОУ Заведующий обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционно-педагогической работы; выделяет кабинет, отвечающий санитарно-гигиеническим нормам; обеспечивает его специальным оборудованием; соблюдает требования комплектования логопункта; осуществляет взаимодействие учителя-логопеда с медицинскими работниками; воспитателями и другими педагогическими работниками, участвующими в работе логопункта; создает оптимальные условия для организации преемственности в работе учителя-логопеда и педагогического коллектива; осуществляет контроль за деятельностью логопункта.
Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление детей с речевой патологией, за ход и результаты коррекционно-речевого воздействия; осуществляет взаимодействие с педагогами по вопросам речевого развития; развития коммуникативных и др. способностей воспитанников в процессе их обучения; подготовки и участия их в различных конкурсах и мероприятиях на уровне ДОУ и города; оказывает консультативную помощь педагогам и родителям (законным представителям); поддерживает связь со школами, логопедами детских поликлиник; участву-
54
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
ет в работе методического объединения учителей-логопедов города; повышает свою профессиональную квалификацию. Педагогический коллектив ДОУ обеспечивает дошкольникам с нарушением речи комфортные условия развития, воспитания и обучения; создает среду психолого-педагогической и речевой поддержки; проводит профилактику и коррекцию недостатков речевого развития детей по заданию учителя-логопеда; обеспечивает общую и речевую подготовку к школе; повышает психолого-педагогическую культуру и компетентность родителей, побуждая их к речевому развитию дошкольников в семье. Диагностическая и профилактическая работа учителя-логопеда включает в себя логопедическое обследование детей от 3 до 7 лет в ДОУ в феврале-марте (ежегодно). Для комплектования логопункта дети с речевыми нарушениями старших и подготовительных групп детского сада направляются к поликлиническому логопеду для обследования и дальнейшей их организации для прохождения городской МППК (медико-психолого-педагогической комиссии) проводимой ежегодно в апреле-мае. Среди группы детей, состоящих на логопедическом учете в январе проводится контрольный срез речевого развития для наблюдения за результатами работы за первое полугодие. А в апреле-мае подводятся итоги коррекционной работы учителя-логопеда за учебный год, путем обследования детей, состоящих на учете в логопункте, членами городской МППК (медико-психолого-педагогической комиссии). В группах младшего и среднего дошкольного возраста по результатам обследования проводится профилактическая работа в форме бесед и консультаций для воспитателей; для родителей неговорящих детей и детей с тяжелыми формами речевых нарушений, которые обязательно направляются к поликлиническому логопеду для дальнейшего логопедического обследования; при необходимости медицинской коррекции узкими специалистами.
Список литературы:
1. Григорьева И.А. Особенности работы логопеда в детском саду общего вида // Логопед в детском саду. - 2005. - № 5-6 (8-9).
2. Инструктивное письмо от 14.12.2000. МО РФ «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
3. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи. - М.: Просвещение, 1978.
4. Кирьянова Р.А. Новые подходы к организации и содержанию логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении // Логопед в детском саду. - 2005. - № 1.
5. О логопедическом пункте при дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Примерное положение / Пермский областной институт повышения квалификации работников образования. - Пермь, 1998.
6. Положение (по Санкт-Петербургу) о временной группе для детей с нарушениями речи в дошкольном учреждении общего вида. Диагностика
Коррекционная педагогика
55
нарушений речи у детей и организации логопедической работы в условиях дощкольного образовательного учреждения. - СПб., 2000. - С. 114-115.
7. Поваляева М.А. Справочник логопеда. - Ростов-н/Д.: «Феникс», 2003.
ЗНАЧЕНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
© Хвостикова Ж.Г.*
Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема,
г. Биробиджан
В данной статье раскрывается значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
Ключевые слова: театрализованная деятельность, социальное и психическое развитие, слабослышащие дети.
Обобщая собственный опыт коррекционно-образовательной работы с детьми, имеющими нарушения слуховой функции, не могу не отметить, что театрализованная деятельность создает благоприятные условия для всестороннего развития детей данной категории.
Содержание театрализованной деятельности (в зависимости от целей и задач коррекционно-образовательной работы, а так же уровня развития и возрастных возможностей детей) может включать в себя: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; игры с пальчиковым театром; разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; погружение воспитанников в сказочную ситуацию методом сказкотерапии; упражнения по развитию выразительности исполнения (вербальной и невербальной) и многое другое.
Организация коррекционно-образовательного процесса средствами театрализованной деятельности помогает мне решить многие воспитательнообразовательные и коррекционные задачи.
Применяемые мною формы и методы театрализованной работы способствуют созданию образовательного пространства, направленного на раскрытие познавательных и творческих возможностей воспитанников, а так же коррекцию слухового восприятия.
Замечено, что творческая предметно-развивающая среда группы активизирует все ведущие психические процессы, деятельность воображения, ассоциативного мышления. Мои воспитанники учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их.
Магистрант 2 курса.