Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ У ЮНОШЕЙ-СТУДЕНТОВ С ИХ ПРОЯВЛЕНИЕМ МОТИВАЦИИ К УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ У ЮНОШЕЙ-СТУДЕНТОВ С ИХ ПРОЯВЛЕНИЕМ МОТИВАЦИИ К УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
21
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛОВАЯ СФЕРА / ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ / ПОТРЕБНОСТЬ / ДОСТИЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Куликова Н.А., Кузенко С.С.

В данной работе отражена цель диссертационного исследования. А именно изучение процесса развития мотивационной сферы и ее связи с ценностно-смысловой сферой человека в юношеском возрасте. Включая теоретическое обоснование и эксперимент вопроса на примере исследования развития мотива и мотивации достижения успехов в юношеском возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRELATION OF THE VALUABLE AND SEMANTIC SPHERE AT YOUNG MEN STUDENTS WITH THEIR MANIFESTATION OF MOTIVATION TO SUCCESSFUL ACTIVITY

The purpose of a dissertation research is reflected in this work. Namely studying of development of the motivational sphere and its communication with the valuable and semantic sphere of the person at youthful age. Including theoretical justification and an experiment of a question on the example of a research of development of motive and motivation of achievement of achievements in youthful age.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ У ЮНОШЕЙ-СТУДЕНТОВ С ИХ ПРОЯВЛЕНИЕМ МОТИВАЦИИ К УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК: 159.923.2

Куликова Н.А. студент магистрант Кузенко С.С., к.психол.н.

доцент

Академия психологии и педагогики

ЮФУ

Россия, г. Ростов-на-Дону ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ У ЮНОШЕЙ-СТУДЕНТОВ С ИХ ПРОЯВЛЕНИЕМ МОТИВАЦИИ К УСПЕШНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В данной работе отражена цель диссертационного исследования. А именно изучение процесса развития мотивационной сферы и ее связи с ценностно-смысловой сферой человека в юношеском возрасте. Включая теоретическое обоснование и эксперимент вопроса на примере исследования развития мотива и мотивации достижения успехов в юношеском возрасте.

Смысловая сфера, ценностная ориентация, мотивация, потребность, достижение.

Kulikova N.A., master of Academy ofpsychology and pedagogics of

Southern Federal University Kuzenko S.S., candidate of psychological sciences associate professor Akademy ofpsychology and pedagogics of SFU, Russia, Rostov-on-Don

INTERRELATION OF THE VALUABLE AND SEMANTIC SPHERE AT YOUNG MEN STUDENTS WITH THEIR MANIFESTATION OF MOTIVATION TO SUCCESSFUL ACTIVITY

The purpose of a dissertation research is reflected in this work. Namely studying of development of the motivational sphere and its communication with the valuable and semantic sphere of the person at youthful age. Including theoretical justification and an experiment of a question on the example of a research of development of motive and motivation of achievement of achievements in youthful age.

Semantic sphere, valuable orientation, motivation, requirement, achievement.

Мотивация в деятельности любого вида играет первостепенную роль, поскольку служит её пусковым механизмом. Изучение мотивации в зарубежной (Г. Оллпорт, Г. Меррей, Д. Макклелланд, Дж. Аткинсон, А. Маслоу, Р. Кеттел, А. Бандура и др.). и отечественной (А.В. Захаровой, В.Ф. Моргуна, Д.Б. Эльконина, А.И. Донцов, Т.Ю. К.М. Никиреев, В.А. Петровский) психологии является одной из актуальнейших проблем. Тема психологии мотивации и связанные с ней проблемы привлекают к себе в последнее время повышенное внимание ученых.

Пристальное внимание исследователей привлекает и мотивация деятельности, её воздействие на развитие мотивационной сферы личности. Так, мотивация деятельности стала предметом изучения освещены вопросы мотивации общественной деятельности.

Статус и социальные функции - роли, мотивация поведения и ценностные ориентации, структура и динамика отношений - всё это характеристики личности, определяющие её мировоззрение, жизненную направленность, общественное поведение, основные тенденции развития. Совокупность таких свойств и составляет характер как систему свойств личности, её субъективных отношений к обществу, другим людям, деятельности, самому себе, постоянно реализующихся в общественном поведении, закреплённых в образе жизни. (Б.Г.Ананьев).

В результате теоретического осмысления различных подходов к интерпретации ценностно-смысловой детерминации было установлено, что особенности протекания жизнедеятельности определяются уровнем смысловой регуляции, осуществляемой системой смысловых образований и связей между ними. [3]

Смысловая регуляция осуществляется на двух уровнях: высший уровень представлен системой личностных ценностей и определяет функционирование конкретно-ситуативных образований (потребности, мотивы, личностный смысл), релевантных единичной деятельности. Центральное место в ценностно-смысловой структуре занимает личностный смысл, имеющий "ценностное содержание", определяющий особенности поведения и регулирующий жизнедеятельность в соответствии с жизненной необходимостью субъекта. [2]

Ценностно-смысловая детерминация деятельности определяет отношение человека к общественно выработанной системе ценностей, на основании которого формируются мотивы и смыслы осуществления конкретной деятельности.

Роль ценностно-смысловой регуляции жизнедеятельности, при высоком уровне развития, заключается в обеспечении устойчивости личности в периоды "кризиса нереализованности", формировании перспективы развития личности и образа будущего, смысловой регуляции деятельности в настоящем, опосредовании личностного развития. Дефицит ценностно-смысловой детерминации порождает неопределенность жизненного выбора и препятствует процессу личностного развития.

Для выявления особенностей центраций смысловой сферы и получения интегрированных характеристик личностных образований в юношеский период были использованы следующие методики: тест смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев), тест по выявлению самооценки с помощью процедуры ранжирования, методика М. Рокича «Ценностные ориентации», тест «Социальный интеллект» (Гилфорда), методика, предложенная Т.Лири «Тест межличностных отношений», с помощью которой выявляется преобладающий тип отношений к людям в

самооценке и взаимооценке, проективная методика оценки потребности достижения успехов (модифицированная Р. С. Немовым методика Д. Макклелланда, Дж. Аткинсона и др.). Результаты, полученные при использовании указанных выше методик, подвергались статистической обработке, в том числе с применением [-критерия Стьюдента для установления статистически достоверных различий между средними величинами.

Несмотря на повышенный интерес современных ученых к проблемам мотивации поведения человека и большое количество литературы, опубликованной по данной теме, проблема развития мотивационной сферы человека за пределами детства до сих пор остается недостаточно разработанной. [1]

В зависимости от характеристик смысловых образований, мотив и мотивация достижения успехов в юношеском возрасте могут развиваться. Это касается структурных изменений мотивации достижения успехов, силы потребности достижения успехов, а также возрастной и половой динамики и дифференциации соответствующей мотивации.

Выбор того или иного вида деятельности как сферы достижения успехов зависит от возраста, пола, от характеристик смысловой сферы личности, личностной значимости вида деятельности (в связи, например, с избранной профессией) и оценки юношами своих способностей. [4]

Установлено, что юноши с низким уровнем мотивации к успеху характеризуются деформацией ценностно-смысловой сферы, а именно:

• Для них характерна пассивная жизненная позиция (как показатель неуспешности управления своим поведением). Активность рассматривается как второе базовое измерение жизненной позиции, независимое от осознанности и характеризует способность личности управлять событиями своей жизни, активно в них вмешиваться. Они не в состоянии воздействовать на свою собственную жизнь, она плывёт по течению, подчиняясь потоку событий. В исследовании мы ограничились рассмотрением только смыслового уровня регуляции, не учитывая в полной мере экзистенциальный уровень свободы и ответственности (предпосылка успешности управления собственным поведением). Таким образом, был зафиксирован «уход в осознавание» который компенсирует и рационализирует затруднения при переходе к активным действиям, т.е. для данных подростков характерна стратегия ухода от принятия решений. Вместо этого было выявлено стремление собирать информацию с максимальной полнотой в совокупности с высокой степенью рефлексивности, упуская время для принятия необходимых решений, а, следовательно, и трудности в осуществлении практической деятельности. Такие юноши испытывают трудности в переходе от планирования к воплощению замыслов и это проявляется в избегании или затруднённости постановки целей в настоящем, ощущении неспособности строить свою жизнь в соответствии с этими целями и представлениями о её смысле, такие

юноши часто не реализовывают свои намерения из-за чрезмерной интеллектуализации и застревании на обдумывании действий.

• Деформации смысловой сферы у экспериментальных групп также были выявлены по характеристике «телеологичность-каузуальность» смысловой регуляции. Данная характеристика явно подтвердила индивидуальные различия в деформации смысловой регуляции: для юношей с высоким и средним уровнем мотивации к успеху характерна выраженная телеологическая ориентация, которая выражается в независимости от ситуации социального давления, выраженной ориентацией на будущем, но в то же время присутствуют такие показатели как слабое, неуверенное Эго, плохой контроль над потребностями и эмоциями, слабо выраженная ориентация на будущем. Для ношей с низкой мотивацией к успешной деятельности свойственна каузальная ориентированность смысловой регуляции, выражающаяся в фиксации на прошлом и настоящем, с фаталистическим предвидением будущих событий.

• Соотношение ценностной и потребностной регуляции в рамках смысловой регуляции также имеет некоторую деформированность, расструктурированность, главным образом, у юношей с низкой мотивацией.

Выявление ценностно-смысловых ориентаций выступает в качестве фактора, влияющего на сбалансированность и структурированность смысловой сферы. Если для юношей с низкой мотивацией к успеху характерны неадекватно завышенные показатели представления о себе как о сильной личности (а следовательно, верят в силу полного контроля и желания контролировать полностью свою жизнь) в сочетании с низкими показателями по шкале Локус контроля (фатализм), то для юношей со средней мотивацией к успеху характерны нормативные показатели по данным шкалам. Это как раз и является показателем нарушений дифференцированности и сбалансированности смысловой сферы.

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что в нем определены пути развития мотива и мотивации достижения успехов в юношеском возрасте, получены конкретные данные о том, каким образом и в зависимости от каких факторов мотивации достижения успехов может развиваться в юношеском возрасте. Соответствующие результаты являются вкладом в общую теории развития мотивационной сферы человека и в частную теорию онтогенетического преобразования (развития) мотива и мотивации достижения успехов. Практическая значимость работы состоит в том, что полученные в ней результаты могут быть использованы в качестве научной основы управления практическим развитием мотива и мотивации достижения успехов у старших школьников и студентов вуза.

Использованные источники: 1. Денисова Е.Г., Гомонова Е.Н., Мирошниченко С.С. Профессиональное самоопределение на этапе вузовской подготовки: ценностно-смысловой аспект // Всероссийская научно- практическая конференция: Личность в культуре и образовании. Психологическое сопровождение, развитие,

социализация.- 2014. - Т № 2.- с 283-288.

2. Кузенко, Светлана Сергеевна. Деформации смысловой сферы подростков с коммуникативно-личностными нарушениями : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Кузенко Светлана Сергеевна; [Место защиты: Юж. федер. ун-т]. - Ростов-на-Дону, 2008. - 24 с.

3. Кузенко С.С. Смысловая сфера подростков. Деформации и их влияние на процесс коммуникации. Монография. -Краснодар: Изд-во ООО «Экоинвест», 2016 г.-208 с

4. Мирошниченко С.С. (Кузенко С.С.) Возрастная и педагогическая психология. Механизмы и условия психического развития и формирования личности. Монография. - Новосибирск: Издательство: ООО « Центр развития научного сотрудничества., 2013 - 168 с.

УДК: 159.923.2

Куликова Н.Ю. студент магистрант Кузенко С.С., к.психол.н.

доцент

Академия психологии и педагогики

ЮФУ

Россия, г. Ростов-на-Дону ХАРАКТЕРИСТИКА СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ У ЮНОШЕЙ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА

В статье описываются результаты исследования, целью которого явилось изучение процесса развития мотивационной сферы и ее связи с ценностно-смысловой сферой человека в юношеском возрасте, включая теоретическое обоснование и эксперимент вопроса на примере исследования развития мотива и мотивации достижения успехов в юношеском возрасте.

Смысловая сфера, ценностная ориентация, мотивация, потребность, достижение.

Kulikova N. U., master of Academy ofpsychology and pedagogics of

Southern Federal University Kuzenko S.S., candidate of psychological sciences associate professor Akademy ofpsychology and pedagogics of SFU, Russia, Rostov-on-Don THE CHARACTERISTIC OF THE SEMANTIC SPHERE AT YOUNG MEN WITH VARIOUS LEVEL OF MOTIVATION OF

ACHIEVEMENT OF SUCCESS In article results of a research which purpose was studying of development of the motivational sphere and its communication with the valuable and semantic sphere of the person at youthful age, including theoretical justification and an experiment of a question on the example of a research of development of motive and motivation of achievement of achievements in youthful age are described.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.